Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможность четырех школ




Влияние представителей рассмотренных четырех школ было зна­чительно шире, чем территория их собственных стран. Итальян­ская школа была широко известна в Европе, и можно сказать, что европейская учетная мысль развивалась в значительной степени, отталкиваясь от ее взглядов.

Например, вся теория динамического баланса Шмапенбаха — это не что иное, как позитивная критика итальянских идей. Французская школа оказала огромное влияние на некоторых представите­лей немецкой школы, например, на Ригера, Буррия, Бидермана, Косиоля и др., а также на бухгалтеров франкоязычных стран; не­мецкая школа — на бухгалтеров скандинавских и балканских стран, на Швейцарию. Англо-американская школа в настоящее время стала наиболее распространенной, что связано не столько с ее методологическими преимуществами, сколько с экспансией англо-американского капитала и распространением английского языка. Ее идеи господствуют в США, Англии, Индии, Канаде, Японии, во многих африканских странах. В Латинской Америке последовательно сменялось влияние итальянской, французской и англо-американской школ.

Если сравнить бухгалтерию с живописью, с тем, как различные художественные школы отражают действительность, то можно провести следующую аналогию: итальянская школа отражает ре­альный мир, как Рафаэль, французская — как Тулуз-Лотрек, не­мецкая — как Мондриан, англо-американская — как Пикассо.

Общая характеристика расхождений во взглядах представителей различных школ дана в таблице 1.

Проблемы учета Решение проблем различными школами бухгалтерского учета
итальянской французской немецкой англо-американской
1. Цель учета Контроль лиц, участвующих в хозяйственном процессе Эффективность использования ресурсов предприятия Выработка рациональных учетных процедур Контроль администрации
2. Предмет учета Права и обязательства лиц Ресурсы Процедуры Поведение администраторов
3. Объект учета Документы Ценности Ценности Ценности
4. Базовая наука Право Политическая экономия Математика Психология
5. Баланс (содержание) Равенство прав и обязательств Равенство поступлений и выдач (расходов и доходов) Равенство дебетовых и кредитовых сальдо Равенство средств с кредиторской задолженностью и капиталом
6. Баланс (отношение к счетам) Вытекает из счетов Вытекает из счетов Счета вытекают из баланса Не принципиально
7. Оценка Продажные цены Себестоимость Не принципиально Свободный выбор по цели управления
8. Счета по содержанию Топью личные (расчетов) Топью инвентарные и операционные Активно-пассивные Экраны
9. Счета по структуре и назначению Один ряд Один ряд Два ряда Не принципиально
10. Причина двойной записи Смена прав и обязательств Обмен ценностями Вытекает из баланса Не рассматривается (не принципиально)
11. Метод Индукция Индукция Дедукция Индукция
12. Границы учета Микроучет Микро- и макроучет Микро- и макроучет Микроучет

Русская школа: стремление к синтезу

Большие особенности в интерпретации двойной записи сложились в России. Эти особенности можно понять, только принимая во внимание то обстоятельство, что двойная бухгалтерия была вве­дена в нашей стране, прежде всего для того, чтобы не отпугивать иностранцев, не давать им возможности отказывать в инвестици­ях, ссылаясь на непонятный учет. Однако заимствованная диграфическая парадигма получила в России, в сущности, принципи­ально иную интерпретацию, связанную не столько с исчислением прибыли, сколько с коллацией — установлением адекватности в расчетах между агентами и собственником и между собственни­ком и его контрагентами (корреспондентами). Если спросить знающего и достаточно опытного бухгалтера любого крупного предприятия о цели бухгалтерского учета, то он ответит, что вся регистрация выполняется для того, чтобы проконтролировать списание и оприходование ценностей, начисление и оплату (толь­ко сейчас, когда возник налог на прибыль, и страна перешла к рыночной экономике, роль двойной записи в исчислении финан­сового результата приобретает реальное значение, и при этом не­сколько забывается ее ритуальная роль, какую она играла рань­ше).

Сама идея двойной записи была заимствована в Германии, и это обстоятельство, а также то, что в России огромное число практи­кующих и пишущих по-русски бухгалтеров было представлено немцами, привело к тому, что на русскую мысль именно немецкие взгляды оказали огромное влияние. «В школе немецкой, — с гру­стью писал Рудановский, — мы должны отметить, что с присушим этой школе формализмом, она ставит на первый план системати­ческую регистрацию, своего рода метод дедуктивного синтеза, стремящийся по­средством ряда наперед данных форм уловить и сохра­нить в них все содержание живой действительности, такое чисто формальное обоснование учета имеет претензию случайным и нередко неудачным счетным формам приписать значение меры хо­зяйственных явлений».

И далее: «основания для измерения и исчисления хозяйственных явлений надо искать в них самих, а не в формах, изобретенных фантазией счетоводства». Действительно, немецкое влияние было очень сильным. Исключение составили три попытки использовать и другие доктрины: Ах матов (1809) — некоторые французские идеи, Езерский (1874) пытался дать чисто финансовую трактовку учета, которая оказалась весьма близкой предпосылкой француз­ской школы, и, наконец, сам Рудановский (1912) излагал француз­скую доктрину, окрашенную в итальянские цвета.

Однако бухгалтеры, придерживавшиеся немецкой ориентации, в похвальном стремлении к бухгалтерской экспансии довели до абсурда диграфические идеи, последовательно распространяя их на запись результатов игры в преферанс (Валицкий), химических реакций (Н.И.Попов), закон эквивалентного обмена (Сивере) и закон сохранения энергии (Гуляев, Н.Ф. фон Дитмар). Это был тупик.

При социализме диграфизм в русской бухгалтерии приобрел еще одну особенность: на крупных предприятиях, а при социализме почти все предприятия были крупными, выявилось, что, в сущно­сти, вертикальная корреспонденция преобладает над горизонталь­ной. Это выражалось в том, что значительная, обычно преобла­дающая часть фактов хозяйственной жизни отражалась через сче­та внутренних расчетов, и роль их гипертрофировала систему двойной записи.

И, наконец, еще одна существенная особенность: русская бухгал­терия всегда рассматривалась на словах как выражение экономи­ческой мысли, но на деле она всегда служила только фискальным целям государства, и в основе своей являлась безусловно право­вой, подчиняясь принципам административного, финансового и гражданского права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.