Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности управления акциями и долями государства




Государственные акционерные предприятия или акционерные предприятия с государственным участием сформировались в основном в процессе приватизации государственного имущества в начале 90-х годов прошлого столетия. Характеристика статуса государственных предприятий дана, в основном, в статье 1 Федерального закона «Об акционерных обществах», в Федеральном и законе «О приватизации государственного и муниципального имущества» также в статьях 96 и 98 Гражданского общества РФ.

Обладая акциями предприятия государство (как, впрочем, любой акционер) может рассчитывать на часть дохода предприятия (виде дивидендов) и/или участвовать в управлении акционерного общества. Степень участия государства в управлении данным предприятием и степень влияния государства на размер выплаты дивидендов по итогам его деятельности зависит от размера пакета акций, находящегося в собственности у государства. Выделяются размеры пакетов акций, которые обусловливают степень контроля государственного акционерного общества или акционерного предприятия с государственным участием: 100%, 75% + 1 акция, 50% + 1 акция и 25% + 1 акция. Кстати, государственным принято называть предприятие, у которого 50% + 1 акция находится в собственности государства.

В вышеизложенной Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (пункт 3 «Управление акциями, долями Российской Федерации в уставных капитала хозяйственных товариществ и обществ)[55] говорится, что деятельность по управлению акциями, находящимися в федеральной собственности регулируются следующим образом:

1) Федеральное Собрание РФ в рамках Федерального закона о государственной программе приватизации ежегодно определяет прогнозный перечень предполагающихся к продаже акций акционерных обществ;

2) Президент РФ по представлению Правительства РФ дает разрешение на передачу в залог в доверительное управление, в уставные капиталы предприятий и иное распоряжение (за исключением продажи) акциями, находящимися в федеральной собственности.

3) Росимущество принимает решения о продаже акций, от имени РФ осуществляет права акционера (участника) предприятия, дает представление РФ в письменной форме директивы на голосование по вопросам повестки дня заседаний органов управления предприятием, заключает контракты с физическими лицами, не являющимися госслужащими, на представление интересов РФ в предприятии, организует учет акций, находящихся в федеральной собственности, и ведение соответствующего реестра, владеет переданными ему акциями до момента продажи, в том числе осуществляет полномочия РФ как акционера, ведет учет обязательств покупателей, определенных договорами купли-продажи акций, ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения акции предприятий, созданных в процессе приватизации осуществляет контроль за выполнением инвестиционных и/или социальных условий коммерческих конкурсов;

4) Отраслевые федеральные органы исполнительной власти представляют в Росимущество кандидатуры для назначения представителей РФ в органы управления предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности, а также предложения по голосованию представителей РФ по вопросам повестки дня заседаний органов управления предприятий, участвуют в принятии решений о закреплении акций, находящихся в федеральной собственности, их продаже и ином распоряжении этими акциями.

Таким образом, управление государственными пакетами акций осуществляется посредством:

-закрепления их в государственной собственности;

-прекращения закрепления акций в государственной собственности;

-передача акций в собственность субъектов РФ;

-передача органам государственной власти субъектов РФ голосов по федеральным акциям;

-участие в управлении предприятиями через своих представителей;

-передача акций в залог;

-передача акций в доверительное управление;

-приватизация акций;

-национализация акций.

В большей части государство управляет принадлежащими ему акциями, а также осуществляет свои права участника в хозяйственных товариществах и обществах через институт своих представителей, назначенных Правительством РФ. Это работники федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, работники Росимущества, Министерства РФ по антимонопольной политике, Минфина РФ, профессиональные управленцы.

Выше мы отмечали, что существующая система управления государственными пакетами акций неэффективна по ряду причин.

Основными целями управления акциями (долями) являются:

- увеличение неналоговых доходов федерального бюджета, создающее предпосылки для снижения государством налогов на результаты деятельности;

-обеспечение выполнения предприятиями общегосударственных функций (оборона, безопасность, социальные программы, регулирование естественных монополий);

-стимулирование развития производства;

-оптимизация управленческих затрат;

-осуществление институциональных преобразований в экономике (реструктурирование предприятий, отраслей, создание вертикально-интегрированных структур, развитие малого предпринимательства, создание инновационной инфраструктуры и пр.)

Механизм управления акциями (долями).

Аналогичный механизм управления унитарными предприятиями и учреждениями. Он состоит в формулировании:

- цели управления, которыми должны руководствоваться представители государства, осуществляющие управление государственными акциями (долями);

- принципов, подходов, функций, задач и методов управления акциями (долями);

- состава взаимосвязей между элементами системы управления акциями (долями);

- содержания информационного обеспечения и схем функционирования системы управления государственными акциями (долями).

Механизм управления акциями (долями) реализуется с помощью института доверительного управления, который функционирует следующим образом.

После формирования цели управления пакетом акций предприятия соискатели на должность представителей государства на данном конкретном предприятии разрабатывают бизнес-план развития предприятия и представляют его на конкурс, где он оценивается. Бизнес-план победителя конкурса утверждается как программа деятельности управляющего, и она становится неотъемлемой частью договора, заключаемого с управляющим и предусматривающего порядок отчетности, требования к отчетности, формы контроля, ответственность управляющего.

В договоре устанавливаются:

-пределы полномочий управляющего в зависимости от его категории и характера объекта управления;

-порядок получения информации о деятельности управляющих и состоянии дел на предприятии;

-ведение соответствующих баз данных;

-обязательные требования к форме и содержанию предложений о способе достижения целей государства, отчетов управляющего, критерии оценки результатов деятельности управляющего.

Важным моментом системы взаимоотношений с управляющими является принцип приоритета привлечения в качестве доверительного управляющего или управляющих компаний - юридических лиц, имеющих в штате аттестованных специалистов, а также опыт руководящей работы, безупречную репутацию и предоставляющих надежное обеспечение выполнении своих обязательств в сфере управления акциями (долями).

Основными функциями и задачами управления государственными акциями (долями) являются:

1. классификация предприятий по количественным и качественным критериям, которая позволяет сформулировать специфические мероприятия по развитию каждой отдельной группы;

2. осуществление общегосударственных функций управления (координация работы государственных органов управления; установление порядка и проведение аттестации специалистов в области управления государственными пакетами акций (долями); назначение представителей государства в органы управления соответствующих предприятий; выдача письменных указаний для голосования; финансирование процесса управления акциями (долями); установление порядка использования пакета акций в качестве гарантий от имени РФ, с отнесением этих гарантий на госдолг, обеспеченные имуществом; консолидация пакетов акций предприятий, осуществляющих однородную деятельность; приобретение акций предприятий для усиления государственного участия в них, если это необходимо для выполнения государственных функций и задач; установление механизма сохранения размера пакета акций (доли) при осуществлении дополнительных эмиссий; замена закрепленного в федеральной собственности пакета акций на специальное право («золотую акцию»); принятие мер по пересмотру уставов предприятий для обеспечения интересов государства);

3. проведение мероприятий, направленных на увеличение неналоговых доходов (передача акций в собственность субъектов РФ в зачет финансовых обязательств РФ перед этим субъектом РФ; покупка акций для формирования их в пакеты, последующая продажа, которых обеспечит большие доходы бюджета, выпуск и реализация производных ценных бумаг, обеспеченных акциями; выпуск производных ценных бумаг, дающих право на приобретение акций через определенный срок, с одновременной передачей указанных акций доверительное управление покупателю производных ценных бумаг; приватизация акций с осуществлением предпродажной подготовки и санации предприятий перед продажей; выход из обществ с получением действительной стоимости доли;

4. привлечение инвестиций в реальный сектор экономики и поддержка отечественных производителей (использование акций в качестве обеспечения инвестиций или кредитов; использование акций для привлечения инвестиций в вертикально-интегрированные структуры; привлечение эффективного собственника, приобретающего акции в процессе приватизации с условием инвестирования в предприятие; повышение инвестиционной привлекательности предприятий для отечественных и иностранных инвесторов за счет сокращения доли участия государства в уставном капитале; приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и последующая продажа или перепродажа в доверительное управление этих акций;

5. оптимизация управленческих затрат;

6. осуществление институционарных преобразований в экономике, которые направлены на постепенное вытеснение неэффективных собственных собственников за счет механизма купли-продажи акций, на формирование вертикально-интегрированных структур; принимаются решения о реорганизации или банкротстве предприятий, имеющих значительную задолженность перед федеральным бюджетом, по инициативе собственников, с тем, чтобы капитализировать задолженность в ликвидные акции вновь образованных в результате реорганизации «чистых» эффективных компания.

Контроль за эффективностью управления акциями связан с оценкой:

· динамики увеличения доходов от управления акциями;

· функционирования механизма учета и контроля за деятельностью госпредприятий;

· отчетности управляющих и представителей государства в органах управления предприятиями;

· полноты реестра пакетов акций;

· результатов сокращения числа мелких неликвидных пакетов акций, находящихся в федеральной собственности.

При осуществлении управления акциями достигаются различные цели: оборонные (выпуск продукции стратегического назначения), социальные (сохранение рабочих мест и рост благосостояния населения), экономические (повышение конкурентоспособности предприятий) и др.

Деятельность представителей государства по управлению акциями регулируется постановлением Правительства РФ от 07.03.2000 г. №195 «О порядке назначения и деятельности представителей РФ в органах управления и ревизионных комиссиях ОАО, созданных в процессе приватизации, акции которых находятся в федеральной собственности, а также в отношении которых принято решение об исполнении специального права на участие РФ в управлении ими (Золотой акции)». Ранее по этим вопросам были приняты Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. №2296 «О доверительной собственности (трасте)», распоряжение Госкомимущества от 15.02.1994 г. №343-р, которым был утвержден типовой договор о доверительном управлении, а также статься 209, 401, 1015 и др. Гражданского Кодекса РФ, постановление Правительства РФ от 07.04.1995 г. №324 «О приватизации и передаче пакетов акций предприятий, осуществляющих их закупку и поставку продуктов животноводства для государственных нужд», Указ Президента РФ от 30.09.1995 г. «О порядке принятия решений об управлении и распоряжении, находящимися в федеральной собственности акциями», Указ Президента РФ от 09.12.1996 г. №1660 «О передаче в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе ее приватизации».

В настоящее время под доверительным управлением понимается сделка, по которой одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона (доверительный управляющий) обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). В отличие от траста при доверительном управлении право собственности на имущество не переходит от учредителя к доверительному управляющему. Объектами управления в нашем случае могут быть целые государственные предприятия или отдельные активы, а также другое имущество (ценные бумаги, права на имущество и пр.).

Важно также отметить, что находящееся в пользовании у государственных предприятий государственное имущество (у предприятий – на правах хозяйственного ведения, у учреждений – в оперативном управлении) не может передаваться кому-либо в доверительное управление.

В статье 1015 ГК РФ говорится о том, что доверительным управляющим может быть или индивидуальный предприниматель без образования юридического лица или коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия).

В соответствии с действующим законодательством передача в доверительное управление государственных пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, осуществляется по итогам конкурса на право заключения договора доверительного управления акциями, проводимого по решению Правительства РФ. Обязательными условиями при этом являются:

-доверительный управляющий не имеет права распоряжаться этими акциями;

-голосование по этим акциям доверительный управляющий согласовывает (письменно) с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.