КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аренда (гл. 34). 2 страница
Собственность, находящаяся на временном учете в составе Казны, переходит в категорию "государственное казенное имущество Российской Федерации" и, соответственно, является государственной собственностью на период нахождения в составе Казны. Все формальные операции по оформлению постановки на учет, находящихся в составе Казны собственностью, осуществляются уже как с казенным имуществом Российской Федерации. В состав Казны входят государственные казенные предприятия. Порядок их функционирования описан ниже. Как один из возможных способов формирования имущественного состава Казны может выступать и национализация собственности, куда она включается в соответствии с результатами уже проведенной процедуры национализации. Национализированная собственность в составе Казны на протяжении всего периода ее функционирования учитывается в форме государственной собственности. Казна в ходе организации данного мероприятия осуществляет, в большинстве случаев, промежуточные процессы приема-передачи, временного хранения или иные организационные мероприятия в соответствии с решением собственника – государства. В настоящее время законодательно не установлены способы, основания и пути национализации собственности. Государство определяет способ дальнейшего использования национализированной собственности. По отношению к такой собственности государство обязано принять кардинальное решение, способствующее его прибыльному функционированию. В составе Казны оно функционирует как 100 % - ый государственный капитал, либо реализуется иному собственнику. В практической деятельности возможны поступления в Казну отдельных видов имущества в счет уплаты налогов, сборов, пеней (при несвоевременном погашении задолженности) или вследствие применения налоговых санкций (штрафов) к юридическим лицам. Вместе с тем в переходный период такая форма передачи собственности в состав Казны может служить способом передела собственности. Государство за счет установления неподъемных для предпринимателей налоговых сборов способно разорить частный сектор, и в этом случае частная собственность, поступая в Казну, становится государственной собственностью. Такая экономическая политика чревата переходом к формированию тотальной государственной собственности. Возврат из Казны части казенного имущества в сферу частного сектора возможен посредством проведения аукционов. Выведение имущества из состава казны возможно, например, путем приватизации, которая проводится способами, принятыми в современной практике относительно любого имущества.
4.2. Управление государственными и муниципальными бюджетами.
Основной частью финансовой системы страны является подсистема государственных и муниципальных бюджетов. Бюджет - (федеральный, субъектов РФ и муниципалитетов) - это мощный регулятор экономики страны, региона и конкретного города или районо, а также важнейший фактор их социально-экономического развития. С помощью бюджетов можно материальный и духовный уровень развития граждан страны, отраслевые производственные социальные пропорции в зависимости от приоритетов, которыми руководствуется правящая элита. В настоящее время в нашей стране приоритет в развитии государства отдан материальным, а не духовным критериям. В царской России первая государственная смета была составлена в 1645 году. Затем в 1802 году было создано Министерство финансов со своими отделениями в регионах страны.[44] Основным инструментом экономических методов государственного управления и одним из основных элементов системы государственного и муниципального управления является государственный бюджет - годовой финансовый план государства (счет доходов и расходов). На рис. …… представлена структура бюджетного устройства в Российской Федерации, состоящая из трех уровней: финансы федеральных органов власти (федеральный бюджет), финансы органов власти субъектов Федерации (региональные бюджеты), финансы местного самоуправления (местные бюджеты).[45] Основными целями государственного бюджета являются обеспечение финансирования обороноспособности страны, социально-экономических задач, государственных мероприятий, обеспечение целостности государства, обеспечение социально-экономического выравнивания территорий Российской Федерации, решения структурных проблем, стимулирования инновационных процессов. Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций и задач государства Рис. … Подсистема государственных и муниципальных финансов (Бюджетный кодекс РФ). Посредством бюджета осуществляется процесс общественного воспроизводства. Бюджет выражает денежные отношения между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного национального продукта. Бюджет является важным элементом финансовой системы страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и гражданами, с другой, связанные с формированием и использованием государственного фонда финансовых ресурсов. Бюджет - это кровеносная система в хозяйственном механизме. И как любая кровеносная система требует постоянного совершенствования. В соответствии с бюджетным кодексом Федеральный бюджет - это форма формирования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения целей, функций и задач развития Российской Федерации. Бюджет субъекта федерации - это также форма образования и расходования денежных средств, которые предназначены для реализации целей, функций и задач развития субъекта Российской Федерации. Местный бюджет (бюджет муниципального образования) - это роспись доходов и расходов муниципалитета - местного органа управления, финансовый план их деятельности. Местный бюджет не входит в систему государственных бюджетов. Их в стране 29000, районные, городские, поселковые. Процесс формирования и расходования федерального бюджета непосредственно связан с формированием национального дохода страны и с его перераспределением. Основными экономическими методами перераспределения национального дохода являются: - организация сбора налогов; - финансирование государственных предприятий, бюджетных организаций, национальных проектов и других мероприятий; - формирование и использование фондов накопления, потребления, страховых и резервных фондов. Специфика экономической природы бюджета представлена на рис….[46] Специфика экономической природы государственного бюджета выражается в специфике отношений по поводу регулирования экономических процессов в стране, по поводу функционирования налоговой, денежно - кредитной и воспроизводственной подсистемы (прогнозирование социально - экономического развития страны; разработка и исполнение финансовых планов страны, предприятий и организаций, населения, реализация функций управления государством, в т. ч. в регионах и муниципалитетах, реализация инвестиционных программ, реализация социальной политики в стране, экономической политики в сфере реструктурирования отраслей экономики, обслуживание долга федерального, субъектов федерации и муниципалитетов). Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета, взаимоотношения между его отдельными элементами, правовые положения функционирования бюджетов, входящих в бюджетную подсистему, состав и структуру бюджетов, процедуры формирования и использования бюджетов, и персонал. Механизм бюджетного устройства определяется формой государственного устройства страны, действующими законодательными актами в этой сфере экономики, ролью бюджета в процессе общественного воспроизводства и социально - экономических процессах
СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ БЮДЖЕТА, ОБУСЛОВЛЕННАЯ ЕГО ФОРМОЙ, МАТЕРИАЛЬНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ И ОСОБЫМ ОБЩЕСТВЕННЫМ НАЗНАЧЕНИЕМ
Рис. …Специфика экономической природы бюджета .На рис.… приведены состав и структура современного бюджетного законодательства Российской Федерации. [47] Основной составляющей бюджетного устройства является бюджетная подсистема, которая в то же время служит одной из подсистем системы государственного управления. Бюджетная подсистема - это совокупность бюджетов государства, административно - территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных организаций, учреждений и фондов. Эта совокупность бюджетов, образований и организаций основана на существующих экономических отношениях в стране, государственном устройстве, правовых нормах и служит ядром финансовой подсистемы страны. Рис. …Структура современного бюджетного законодательства Российской Федерации Современные формы бюджетного финансирования были сформулированы в Бюджетном кодексе, который был введён в действие Федеральным законом от 9 июля 1998 года № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса РФ». Различают понятия «нетто-бюджет», куда входят три уровня бюджетов и «брутто-бюджет», включающий кроме этого и бюджеты государственных внебюджетных фондов: медицинский, социального страхования, пенсионный и др. Таким образом «брутто-бюджет» является основной составляющей бюджетной подсистемы.
На рис….приведены состав и структура бюджетной подсистемы Российской Федерации. Важно различать понятие «консолидированного бюджета». Консолидированный бюджет Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъектов РФ, а консолидированный бюджет субъекта РФ включает в себя бюджет субъекта РФ и местные бюджеты. На рис. 2.6 представлены состав и структура консолидированного бюджета Российской Федерации[48] Консолидированные бюджеты РФ и субъектов РФ не утверждаются соответствующими законодательными органами управления.
Рис. … Бюджетная система РФ Эти бюджеты являются статистическими сводами бюджетных показателей, характеризующих данные по доходам и расходам, источникам поступления финансовых средств и направлениям их использования в Российской Федерации и в субъектах РФ. Эти показатели используются в бюджетном и общегосударственном планировании (например, при определении величины нормативов налоговых отчислений в бюджеты субъектов РФ или при определении размеров дотаций), при анализе формирования и использования финансов страны, при некоторых расчётах обеспеченности населения или территорий (например, расчёт бюджетных средств на медицинское обслуживание, образование одного жителя. Бюджетная система РФ обеспечивает функционирование государства с федеральным устройством и состоит из 3-х уровней. Рис. …Структура консолидированного бюджета РФ
К первому уровню относятся федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов: пенсионного, социального и медицинского страхования. Ко второму уровню - бюджеты субъектов РФ, к третьему - местные бюджеты. Бюджеты всех уровней разрабатываются и утверждаются соответствующими органами (федеральными, субъектов РФ и муниципальными), на 1-3 года. Разработка бюджетов осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ на основе: - бюджетного послания Президента РФ, которое определяет бюджетную и налоговую политику на среднесрочную перспективу и очередной финансовый год; - прогноз социально-экономического развития страны, который содержит основные макроэкономические показатели; - свободного финансового плана - баланса всех доходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов. Проект федерального закона о федеральном бюджете на 3-х летний период и очередной финансовый год вносится Правительством РФ в Госдуму РФ не позднее 26 августа текущего года. Госдума РФ рассматривает проект закона о федеральном бюджете в четырех чтениях (а не в 3-х как для обычного федерального закона). В
первом чтении депутаты Госдумы РФ обсуждают концепцию бюджета и утверждаются основные характеристики: 1)доходы федерального бюджета 2)распределение доходов от федеральных каналов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ; 3)общий объем расходов федерального бюджета; 4)дефицит (профецит) федерального бюджета; 5)источники формирования доходов федерального бюджета. Во втором и третьем чтениях утверждаются расходы федерального бюджета по разделам бюджета в пределах лимита средств, ранее утвержденных расходов в первом чтении, а также федеральные целевые программы, государственный оборонный заказ, программы государственных внешних и внутренних заимствований и другие документы. В четвертом чтении, как правило, проект закона о федеральном бюджете утверждается в целом окончательно и передается в Совет Федерации, где он одобряется и, в свою очередь, передается на подпись Президенту РФ. За счет расходов федерального бюджета производится финансирование расходов на реализацию общегосударственных функций: 1)оборона и правоохранительная деятельность; 2)международная деятельность; 3)судебная деятельность; 4)разработка и реализация федеральных инвестиционных программ; 5)осуществление фундаментальных научных исследований; 6)обслуживание и погашение госдолга; 7)содержание органов госвласти и управления; 8)финансовая помощь регионам и другие функции. Большая часть региональных и местных бюджетов расходуется на финансирование здравоохранения, образования,культуры, ЖКХ, транспорта и сельского хозяйства соответствующих регионов, городов и районов. Доходная часть бюджетов складывается, в основном, из налогов, пошлин и займов. Расходная часть бюджета может превысить доходную, что ведет у дефициту бюджета. Если доходная часть превышает расходную, то говорят о профиците бюджета. Основными принципами организации бюджетной системы является принцип разграничения доходов и расходов и принцип самостоятельности бюджетов, входящих в бюджетную систему страны. Эти принципы требуют четкого разграничения полномочий и ответственности федеральных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за формирование и исполнение соответствующих бюджетов в рамках законодательно установленных для каждого уровня бюджетной системы источников доходов и расходных обязательств. Бюджетные отношения в стране регулируются Бюджетным кодексом РФ, федеральными законами о федеральном бюджете, законами субъектов РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовые положения субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений. Бюджетный кодекс РФ введен с 01.01.2000г. Он содержит 5 чстей: 1)общие положения; 2)бюджетная система РФ; 3)бюджетный процесс в РФ; 4)ответственность за нарушение бюджетного законодательства; 5)заключительные положения. Главная идея кодекса - переход на нормативный метод планирования бюджетов всех уровней. В Бюджетном кодексе РФ постоянно вносятся изменения и дополнения в связи с изменениями социально-экономической средой и, в связи с этим, новыми бюджетными задачами. Например, недавние новации бюджетного законодательства[49] предусматривают: а) закрепление единых общих требований к бюджетному планированию и переход всех бюджетов бюджетной системы РФ к среднесрочному (на 3 года) финансовому планированию; б) необходимость увязки бюджетных ассигноваций на оказание государственных и муниципальных услуг с выполнением государственных и муниципальных заданий, устанавливаемых для бюджетных учреждений и организаций небюджетного сектора; в) четкое определение видов общественных услуг и анализ потребностей в них. Эти и другие новации в государственном бюджетировании осуществляются в рамках реформы управления общественными финансами, предусмотренной в международной концепции программно-целевого бюджетирования, ориентированного на результаты. Анализ зарубежного опыта деятельности органов государственного управления показывает, что для обеспечения устойчивости сбалансированности бюджета необходимо совершенствовать процедурные разработки, рассмотрения и использования. Кроме того, значительным изменениям подвергается процесс планирования и исполнения бюджета на бюджетных предприятиях и учреждениях в связи с переходом на бюджетирование ориентированное на достижение конкретных результатов. Конкуренция для них является объективным экономическим механизмом оценки деятельности государственных субъектов рынка. Одним из основных элементов бюджетной реформы является переход к среднесрочному финансовому планированию, в рамках которого бюджетный цикл начинается с анализа одобренных в предыдущем бюджетном периоде основных показателей среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа внешних факторов и условий, обоснования их изменений, вносимых в экономические параметры планируемого года, а также корректировки экономических параметров, оставшихся последующих лет. Контроль за реализацией бюджетов, целевых программ и планов должен осуществляться с использованием метода и инструментов ведения коммерческой деятельности, в том числе, по данным управленческого учета, финансового анализа деятельности и контролинга. Контроль и анализ бюджетных ассигнований и полученных в процессе их использования результатов являются основными функциями управления процессом бюджетирования. Необходимо широко использовать контролинг в бюджетных предприятиях и учреждениях, а также рыночные экономические понятия как рентабельность, чистый и денежный поток, риски и др. для обеспечения эффективности принятия управленческих решений в государственных и муниципальных органах власти и управления. С помощью контролинга бюджетных организациях могут реализовываться следующие функции и задачи: - разрабатываться финансовые планы и осуществляются их информационная поддержка; - совершенствоваться система планирования учета и стимулирования; - оцениваться эффективность оказания общественных услуг; - анализироваться планы на достоверность, полноту и эффективность; - координироваться процесс взаимодействия различных государственных и муниципальных органов управления. Одной из мер повышения эффективности деятельности государственного или муниципального органа управления является внедрение системы сбалансированных показателей (ССП), которая представляет собой один из наиболее эффективных инструментов не только стратегического управления, но и планирования, и контроля исполнения публичных услуг населению. С помощью этого инструмента обеспечивается согласование стратегических, среднесрочных, текущих и оперативных показателей деятельности государственного или муниципального управления. Внедрение в практику среднесрочного (на 3 года) бюджетного планирования предполагает наличие достоверной информации в фактических расходах на оказание государственных и муниципальных услуг, динамике этих расходов, анализ факторов, влияющих на эти затраты, а также применения бюджетных средств. Важным также является обеспечение прозрачности процесса расходования бюджетных средств и внедрения системы контролинга. Таким образом, внедрение бюджетирования ориентированного на конечный результат позволит бюджетной сфере экономики: а) рассчитать результаты расходования бюджетных средств по каждой целевой программе; б) определять оптимальные размеры расходной части на оказание государственных и муниципальных услуг населению; в) определять критерий эффективности расходования бюджетных средств для каждого уровня и органа управления. 4.3.Бюджетный процесс в Российской Федерации. Участниками бюджетного процесса являются: - Президент РФ; - главы объектов РФ и муниципальных образований; - законодательные органы власти (федеральные, субъектов РФ и муниципальные): - исполнительные органы государственной власти и муниципалитетов: - Центральный банк РФ; - органы государственного (муниципального) контроля; - органы управления государственными внебюджетными фондами; - главные распорядители бюджетных средств; - главные администраторы доходов бюджета; - главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета; - получатели бюджетных средств. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса регламентируются бюджетным кодексом РФ, соответствующими федеральными законами. законами субъектов РФ и решениями муниципалитетов. Законодательные органы власти рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль за исполнением и формируют правовой статус контрольных органов, осуществляют другие полномочия. Исполнительные органы власти обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами на утверждение в законодательные органы власти, разрабатывают и утверждают методики распределения межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и готовят отчеты об исполнении, предоставляют эти отчеты для утверждения в законодательные органы власти, обеспечивают управление госдолгом, являются главными распорядителями, администраторами бюджета, реализуют другие полномочия, предусмотренные действующим законодательством. Финансовые органы составляют проект бюджета, представляют его для утверждения, организуют исполнение бюджета и разработку отчета об исполнении бюджета, реализуют другие полномочия. Федеральное казначейство осуществляет кассовое обслуживание бюджета. Центральный банк РФ совместно с правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение в Госдуму РФ основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, реализует функции генерального агента по государственным ценным бумагам. Кредитные организации (банки, управляющие и др. организации) могут привлекаться, заключив соответствующее соглашение, для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных средств. Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими полномочиями: - обеспечивает результативность, адресность и целевой характер бюджетных средств; - формирует подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств: - ведет реестр расходных обязательств; - осуществляет планирование расходов бюджета и составляет обоснования бюджетных ассигнований; - вносит предложения по формированию (изменению) лимитов бюджетных обязательств; - вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; - определяет порядок разработки и утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений; - формирует госзадания; - обеспечивает контроль за получателями субвенций и субсидий; - организует ведомственный финансовый контроль; - формирует бюджетную отчетность главного распорядителя и реализует иные полномочия. Главный администратор доходов бюджета обладает следующими полномочиями: - формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета; - представляет сведения для составления проекта бюджетного кассового плана; - формирует и представляет свою отчетность и осуществляет другие полномочия: - осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления и своевременность по осуществлению платежей в бюджет, пеней, штрафов по ним; - принимает решение о возврате из уплаченных платежей в бюджет, штрафов, пеней: - принимает решение о зачете платежей в бюджеты и представляет об этом уведомление в Федеральное казначейство и реализует иные полномочия. Бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами в соответствии с бюджетной сметой через лицевые счета, открытые ему. Заключение и оплата бюджетным учреждениям государственных (муниципальных) контрактов и др. товаров производится в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств. При нарушении учреждением установленного порядка учета бюджетных обязательств оплата обязательств учреждения приостанавливается. В таких и других случаях стороны госконтракта в праве потребовать от бюджетного учреждения возмещения фактического ущерба непосредственно обусловленного изменением условий госконтракта. Субсидии и бюджетные кредиты бюджетным учреждениям не предоставляются. Учреждение самостоятельно выступает в суде по своим обязательствам. Получатель бюджетных средств обладает следующими полномочиями: - составляет и исполняет бюджетную смету; - принимает и исполняет бюджетные обязательства в рамках бюджетных средств, в соответствии с контрактом; -обеспечивает результативность и целевой характер использования бюджетных средств; - вносит главному распорядителю бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; - ведет бюджетный учет, формирует и предоставляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств; - исполняет иные полномочия. Министерство финансов РФ обладает следующими полномочиями: - принимает нормативные акты; - организует составление и составляет проект федерального бюджета, представляет его в правительство; участвует в разработке проектов бюджетов внебюджетных фондов; - осуществляет методическое руководство составления бюджета; - разрабатывает и представляет в правительство РФ основные направления бюджетной налоговой политики; - разрабатывает прогнозы основных параметров бюджетов и консолидированного бюджета; - проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета; - разрабатывает программу государственных заимствований (в том числе условия размещения и погашения государственных ценных бумаг); - осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями; - осуществляет управление госдолгом; - организует исполнение федерального бюджета; - осуществляет иные полномочия. Федеральное казначейство обладает следующими полномочиями: - производит распределение доходов от налогов, сборов и других поступлений с учетом возвратов излишне уплаченных; - открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов, устанавливает режим этих счетов; - направляет в ЦБ РФ и кредитные учреждения представления о приостановлении операций; - управляет операциями со средствами на едином счете федерального бюджета; - устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов; - ведет сводный реестр главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |