КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление федеральными, региональными и муниципальными облигациями. Риски эмитента и инвестора. Кредитный рейтинг территорий и муниципальных образований
Государственные облигации. Государственные (федеральные) краткосрочные облигации (ГКО) – ценные бумаги, выпускаемые Минфином РФ от имени РФ с целью привлечения свободных средств банков и предприятий в федеральный бюджет. Это бескупонные облигации. Облигации федерального займа (ОФЗ) – среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги, выпускаемые Минфином РФ с целью привлечения свободных средств банков и предприятий в федеральный бюджет. Среднесрочные ОФЗ – от 1 до 5 лет, долгосрочные от 5 до 30 лет. В отличие от ГКО (доходность которых определяется по каждодневным котировкам) доходность ОФЗ определяется заранее, исходя из средневзвешенной доходности ГКО за прошедший период (обычно квартал) или исходя из других экономических параметров. Преимущество ОФЗ состоит в том, что они, в отличие от ГКО не подвержены краткосрочным колебаниям рыночной конъюнктуры. По этой же причине (т.е. они менее рискованные инструменты) они имеют, как правило, меньший доход, чем ГКО. Облигации сберегательного займа (ОСЗ) – единственные в РФ государственные ценные бумаги, предназначенные для физических лиц. По этим облигациям государство ежеквартально выплачивает доходы по купонам (частям облигации, которые отрезаются от них и передаются в место расписки при получении процентов по облигациям). Федеральные векселя – письменное долговое обязательство федерального Правительства РФ, выдаваемое Минфином (векселедатель) РФ кредитору (векселедержателю), представляющему последнее право требования с заемщика уплаты к определенному сроку суммы денег, указанной в векселе. Они выступают в качестве заменителей денег, средством переноса на более поздний срок задолженности федерального бюджета по госзаказам перед предприятиями и бюджетными учреждениями. К этому виду ценных бумаг относятся казначейские обязательства (КО), по которым выплачивается доход при их погашении. Операции с федеральными векселями ведут банки и инвестиционные компании. Юридические лица – держатели федеральных векселей имеют право продавать их досрочно со скидкой. По вышеприведенным государственным облигация имеются гарантии Правительства РФ, поэтому они считаются мало-рисковыми. Облигации и векселя субъектов РФ – выпускаются правительствами субъектов РФ для решения их различных финансовых проблем, а также для пополнения доходов территориальных бюджетов. Имеются и другие виды государственных облигаций и векселей: облигации золотого федерального займа, облигации внутреннего валютного займа, казначейские налоговые освобождения, облигации нерыночных займов, приватизационные обязательства, жилищные и другие сертификаты. Управление государственными облигациями. Разработку политики в сфере управления государственными облигациями осуществляет Минфин РФ и ЦБ РФ. Конкретные параметры внутреннего долга фиксируются в федеральных законах о бюджете на очередной финансовый год. Управление государственным внутренним и внешним долгом осуществляет Правительство РФ. Оно определяет порядок и условия выпуска и размещения долговых обязательств РФ. Обслуживание государственного долга РФ производится ЦБ РФ и его учреждениями посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет средств бюджета РФ. Правительство РФ ежегодно публикует данные о состоянии государственного долга РФ. Управление долговыми обязательствами РФ осуществляется на базе следующих основных документов: - Федерального закона от 13.11.1992 г. №3877-1 «О государственном внутреннем долге РФ»; - Постановление Правительства РФ от 15.05.1995 г. №458 «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов». Эмитентом облигаций федеральных займов от имени Российской Федерации выступает Минфин РФ. Им же определяется общий объем эмиссии, который устанавливается в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Владельцами государственных облигаций могут быть юридические и физические лица. Они имеет право на получение по облигациям суммы основного долга (номинальной стоимости), выплачиваемой при погашении облигации, или иного имущественного эквивалента, а также на получение в соответствии с условиями выпуска дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигаций. В соответствии с действующим законодательством Минфин РФ по согласованию с ЦБ РФ утверждает условия отдельных выпусков облигаций федеральных займов, которые должны содержать периодичность выпусков, объем и срок каждого выпуска, тип облигации (именные или на предъявителя), порядок и форму выплаты доходов и погашения, порядок признания выпуска состоявшимся, ограничения на потенциальных владельцев, номинальную стоимость, размер, периодичность и порядок выплаты процентов. Облигации федеральных займов в рамках одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых прав. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является ЦБ РФ. Он же по согласованию с Минфином РФ, устанавливает порядок правоведения сделок с облигациями через уполномоченные им организации на осуществление депозитарской, брокерской или дилерской деятельности с облигациями. Денежные расчеты по сделкам с облигациями осуществляются через ЦБ РФ и его территориальные учреждения, а также иные кредитные организации в наличном и безналичном порядке, определяемом ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями займа каждого выпуска, является глобальный сертификат, оформляемый на этот выпуск, реквизиты которого устанавливаются Минфином РФ. Учет отдельных облигаций федеральных займов каждого выпуска осуществляется в виде записей по счетам «Депо». В момент записи происходит переход права собственности от одного владельца к другому. Порядок учета облигаций определяется ЦБ РФ. Хранение и учет облигаций федеральных займов производится в депозитарии и субдепозитариях. Функции депозитариев выполняет ЦБ РФ или иная организация, уполномоченная им. Участники рынка облигаций разделяются на две категории: дилеры и инвесторы. Дилером является юридическое лицо – инвестиционный институт, который имеет статус профессионального участника рынка ценных бумаг и который заключил договор с ЦБ РФ на выполнение функций по обслуживанию операций с облигациями. Дилер имеет право выполнять функции брокера за свой счет или за счет инвестора. Инвестор – это юридическое или физическое лицо, приобретающее облигации на праве собственности или полного хозяйственного ведения и имеющее на это право в соответствии с законодательством и условиями выпуска облигаций. Для реализации своих прав инвестор должен заключить с дилером договор на обслуживание, в котором определяются порядок приобретения, владенья и распоряжения инвестором облигаций, а также права, обязанность и ответственность сторон при выполнении операций. Для осуществления учета облигаций и регистрации сделок дилеру и инвестору присваивается регистрационный код. Код дилера фиксируется в договоре между ЦБ РФ и дилером и во всех операционных, регистрационных и учетных документах. Код инвестора фиксируется в договоре на обслуживание с дилером и должен указываться также во всех операционных, регистрационных и учетных документах, связанных с операциями с облигациями. Учет облигаций ведется по лицевым счетам «счетам Депо» инвесторов в рамках двухуровневой системы регистрирующих организаций: головной депозитарий и субдепозитарий. Депозитарий - это организация (банк, клиринговая палата, биржа инвестиционный институт), уполномоченный на основании договора с ЦБ РФ обеспечивать учет облигаций по счетам Депо дилеров при их купле-продаже. Функции субдепозитария выполняет дилер по своим операциям с облигациями (в соответствии с договором между ним и ЦБ РФ). Денежные расчеты инвесторов по сделкам с облигациями осуществляется исключительно через дилеров. Расчеты между дилерами производятся в безналичной форме через уполномоченную по организации (расчетную систему). Расчетная система – это банк, клиринговая палата, биржа расчетных операций, уполномоченные на это ЦБ РФ. Организации, входящие в расчетную систему не могут выполнять функции дилера или инвестора на рынке облигаций. Обращение облигаций на вторичном рынке осуществляется через торговую систему. Торговая система – это организация (биржа, инвестиционный институт), уполномоченная ЦБ РФ и двухсторонними договорами с дилерами обеспечивать сделки купли-продажи облигаций. Торговая система не может быть дилером или инвестором. Она организует проведение торгов, регистрацию сделок, составление расчетных документов по совершенным сделкам и представление их в расчетную систему и депозитарий. Она обеспечивает дилерам равные права на исполнение их заявок по купле-продаже облигаций, получение информации о ходе торгов. Режим работы торговый системы устанавливается ЦБ РФ. Процедура проведения сделок с облигациями следующая. 1. Перед началом торгов торговая система получает из депозитария и расчетной системы по каждому дилеру данные о суммах денежных средств и количестве облигаций, зарезервированных на торговых субсчетах в расчетной системе и депозитарии. Эти данные являются начальным обеспечением заявок дилера на будущие сделки. 2. Дилеры подают разовые заявки (вводят в торговую систему) на покупку или продажу облигаций (их количество, цены и код получателя или продавца). 3. При поступлении заявки дилера на покупку торговая система уменьшает величину денежных средств, которые могут служить обеспечением последующих заявок дилера, на сумму, необходимую для полного удовлетворения поданной заявки. Если получившийся результат стал отрицательным, то данная заявка к выполнению не принимается. 4. При поступлении заявки на продажу облигаций торговая система уменьшает количество облигаций, которые могут служить обеспечением последующих заявок на продажу облигаций, на количество, необходимое для полного покрытия поданной заявки. И также, если результат отрицательный, то заявка не исполняется. 5. Удовлетворение заявок производится в форме заключения сделок купли-продажи. Если заявка может быть исполнена лишь частично, то неисполненная ее часть остается в очереди в количестве отдельной заявки. 6. При удовлетворении заявки по ее результатам производится перерасчет суммы денежных средств и количества облигаций, служащих обеспечением заявок. 7. Если заявка в момент ее подачи не может быть исполнена из-за разницы цен покупки и котировочных цен, то заявка ставится в очередь на последующее исполнение. 8. Заявки удовлетворяются в зависимости от цены и времени подачи заявки, размер сумм на очередность исполнения заявки не влияет. Независимо от времени подачи, заявка, поданная раньше, исполняется раньше, чем заявка, поданная позже. Сделка заключается всегда по цене заявки, находящейся в очереди первой. 9. Любая заявка дилера до исполнения может быть снята с торгов. 10. После окончания торгов торговая система фиксирует чистый остаток денег, который должен быть переведен со счета дилера, а также чистый остаток облигаций, который должен быть переведен со счета «депо» или начислены на счет «депо» каждого дилера в депозитарии. 11. Основанием для проведения расчетов депозитарием по счетам «депо» и расчетной системой по корреспондентским или текущим счетам являются выписки из реестров сделок. Первый экземпляр выписки предназначен для дилера и служит для него документом, подтверждающим факты сделок их условий, второй, с подписью дилера, остается в торговой системе. Указанные выписки подписываются работником торговой системы. На основании этих выписок торговая система разрабатывает расчетные документы по сделкам. Эти расчетные документы передаются в депозитарий и расчетную систему после завершения торгов. Депозитарий и расчетная система сразу после получения осуществляют на их основе проводки по счетам каждого дилера. В процессе деятельности дилера он передает следующие права: торговой системе – право на составление расчетных документов; расчетной системе – право на осуществление перевода денег с его счета по расчетным документам, представленным торговой системой; депозитарий – право на поставку облигаций с принадлежащего ему счета «депо», также по расчетным документам торговой системы. Выписки по сделкам хранятся в торговой системе. Сводный реестр сделок по всем дилерам ежедневно передается в ЦБ РФ. Погашение облигации производится следующим образом. На основании доверенностей дилеров ЦБ РФ переводит в депозитарии со счетов «Депо» дилеров на торговые субсчета все облигации, подлежащие погашению в этот день, и выставляет от их имени в торговой системе заявки соответствующего объема на продажу по номинальной цене. ЦБ РФ выставляет в торговой системе заявку на приобретение всего объема погашаемых облигации по номинальной цене. Такова общая схема управления государственными облигациями. Сходная схема функционирует в сфере управления облигациями субъектов РФ. Ее мы рассмотрим на примере среднесрочных государственных именных облигаций Санкт-Петербурга[56]. В данном случае эмитентом выпуска облигаций является субъект РФ – город федерального значения Санкт-Петербург, в лице исполнительного органа государственной власти, отвечающего за составление и исполнение бюджета субъекта РФ – Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга. Регистратор выпуска – ЗАО «Единый регистратор» - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность поведению реестра владельцев ценных бумаг и действующий на основе договора с Комитетом финансов города. Банк – агенты – кредитные организации, осуществляющие денежные расчеты при первичном размещении и досрочном выпуске Комитетом финансов облигаций и действующие также на основании договоров с Комитетом финансов города. Биржа – организатор торгов на рынке ценных бумаг. Главный распорядитель бюджетных средств – орган исполнительной власти Санкт-Петербурга, а также отраслевой орган исполнительной власти РФ и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по Санкт-Петербургу. Бюджетные учреждения – организации, созданные органами исполнительной власти города. Их имущество находится в собственности города. Структурные подразделения Комитета финансов, участвующие в проведении расчетов при размещении и обращении, погашении и досрочном выкупе Комитетом облигаций: а) отраслевые управления; б) управления Казначейства; в) управление учета и отчетности; г) управление государственного долга; д) отдел документационного обеспечения. Расчеты по финансированию расходов бюджета города с одновременным размещением или продажей Комитетом финансов облигаций осуществляются в банках-агентах в течение одного дня в порядке определенном в соответствующем двухстороннем соглашении. Перечень налогов, погашаемых в порядке взаиморасчетов по досрочному выкупу Комитетом облигаций, определяется решением Комитета о соответствующем выпуске облигаций. Поступление денежных средств от поставщиков на покупку облигаций производится непосредственно со счетов поставщиков (банков, инвестиционных компаний и др.) на счет Комитета финансов. Перечисление денежных средств при досрочном выкупе облигаций Комитетом у владельцев облигаций осуществляется со счета Комитета финансов насчет владельца облигаций, открытый в банке-агенте. Перечисление денежных средств владельцами облигаций в счет уплаты налогов производится непосредственно со счетов владельцев, отрытых в банке-агенте, на счет Комитета финансов. На платежках при этом указывается «Уплата такого-то налога по взаиморасчетам по облигациям такого-то выпуска». Владельцы облигаций производят оплату услуг регистратору в соответствии с действующим прейскурантом на услуги регистратора. Налогообложение операций с облигациями осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ в отношении государственных ценных бумаг субъектов РФ. Размещение облигаций. Комитет финансов определяет объем выпусков облигаций и не позднее, чем за 2 календарных дня до даты начала размещения облигаций публикует в средствах массовой информации или раскрывает иным способом информацию, содержащуюся в решении о выпуске облигаций. Управление государственного долга передает два подлинных экземпляра решения о выпуске регистратору. В этот день регистратор открывает Комитету финансово эмиссионный счет, предназначенный для зачисления на него облигаций и их последующего списания при размещении и погашении. Регистратор на основании решения о выпуске облигаций зачисляет весь объем выпуска на эмиссионный счет Комитета финансов. Поставщики, участвующие в подаче заявок на покупку облигаций, согласовывают с бюджетным учреждением и соответствующим главным распорядителем бюджетных средств размер задолженности бюджетного учреждения перед ними в пределах лимитов финансирования путем проведения зачета. Бюджетные учреждения, имеющие кредиторскую задолженность перед поставщиками за поставленную продукцию, оказанные услуги и выполненные работы, составляют соответствующее поручение на оплату расходов в соответствии со счетами-фактурами и заключенными ими договорами в пределах утвержденных главным распорядителем бюджетных средств лимитов финансирования путем проведения зачета. Главный распорядитель бюджетных средств контролирует целевое использование бюджетных средств, наличие достаточного остатка ассигнований поквартального распределения бюджета Санкт-Петербурга, наличие достаточного остатка лимитов финансирования путем проведения зачета, соблюдение установленных правил расчетов и правильность указания реквизитов. Со дня официального сообщения Комитетом финансов о принятом решении о размещении выпуска облигаций поставщики предоставляют в отдел документационного обеспечения следующие документы: - заявку на подписку на государственные именные облигации Санкт-Петербурга, согласованную с главным распорядителем бюджетных средств; - соглашение о порядке финансирования расходов бюджета города; - сводный реестр поручений на оплату расходов; - платежные поручения на перечисление денежных средств для покупки облигаций со своего счета в банке-агенте на счет Комитета финансов. Банк-агент производит расчеты по счетам Комитета финансов и поставщика и уведомляет стороны о проведении расчетов выдачей выписок платежных документов. Регистратор на основании передаточного распоряжения Комитета списывает облигации с эмиссионного или лицевого счета Комитета на лицевой счет поставщика, открытый регистратором. Вторичное обращение. Комитет финансов осуществляет продажу выкупленных до наступления срока погашения облигаций. Вторичное обращение осуществляется в форме биржевого и внебиржевого оборота облигаций. При биржевом обороте сделки купли-продажи облигаций заключаются на бирже в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ. Владелец облигаций для совершения сделок с облигациями заключает договор с профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим брокерскую и депозитарную деятельность. Регистратор осуществляет внесение записей в реестр о переходе прав на облигации в порядке, установленном действующим законодательством РФ. При внебиржевом обороте владелец облигаций предоставляет регистратору передаточное распоряжение, содержащее указание внести в реестр запись о переходе прав на облигации. Погашение облигаций. Управление государственного долга направляет регистратору распоряжения о предоставлении реестра владельцев на день погашения облигаций, установленный решением о выпуске. Регистратор в 17 часов дня, предшествующего дня погашения облигаций, приостанавливает по счетам зарегистрированных лиц все операции, связанные с обращением облигаций, и до 11 часов указанного в распоряжении дня погашения облигаций предоставляет в управление государственного долга список владельцев облигаций. В соответствии с предоставленным реестром владельцев облигаций управление госдолга до 13 часов этого же дня формирует сводный реестр поручений на оплату расходов и предоставляет его в управление казначейства. Управление казначейства утверждает сводный реестр на оплату расходов по погашению облигаций и до 15 часов этого же дня передает его в управление учета и отчетности – главную бухгалтерию для формирования реестра платежных поручений. Управление учета и отчетности – главная бухгалтерия формирует платежные поручения на перечисление денежных средств с текущего счета Комитета финансов по исполнению бюджета города для погашения облигаций на счет регистратора в срок не позднее дня, следующего за установленным днем погашения. В течение одного банковского дня со дня получения от банка выписки, подтверждающий поступление денежных средств от Комитета финансов на счет регистратора, регистратор безналичным путем перечисляет денежные средства, полученные от Комитета финансов для погашения номинальной стоимости облигаций, на счета владельцев. Одновременно регистратор производит списание облигаций со счетов зарегистрированных лиц на лицевой счет Комитета и вносит запись об аннулировании облигаций по счету Комитета финансов. Регистратор уведомляет Комитет об аннулировании облигаций данного выпуска предоставлением отчета о проведении операций по облигациям данного выпуска. К отчету прилагаются копии платежных поручений с отметкой банка о перечислении владельцам денежных средств от погашения облигаций. Досрочный выкуп В соответствии с решением о выпуске облигаций Комитета финансов владелец облигаций предоставляет регистратору распоряжение на внесение записи о блокировании ценных бумаг по своему лицевому счету с указанием основания: «предъявления к досрочному выкупу». Регистратор передает в управление госдолга информацию об объемах облигаций, предъявляемых к досрочному выкупу и соответствующие выписке из реестра владельцев облигаций. Владелец облигаций с целью проведения расчетов по досрочному выкупу облигаций подает в отдел документационного обеспечения следующие документы: заявку на досрочный выкуп; соглашение о порядке денежных расчетов; справку налогового органа о сумме имеющейся недоимки в городской бюджет; платежные поручения на уплату конкретных налогов в бюджет города; доверенность Комитету финансов предоставлять от имени владельца облигаций одновременно передаточное распоряжение и распоряжение на прекращение блокирования ценных бумаг; распоряжение о внесении записи о прекращении блокирования ценных бумаг и передаточное распоряжение на перерегистрацию ценных бумаг на лицевой счет Комитет финансов. Эти документы из отдела документационного обеспечения поступают в управление госдолга с регистрацией времени. Управление госдолгом проверяет полноту и соответствие документов требованиям; согласовывает заявку владельца облигаций о досрочном выкупе; регистрирует в электронном справочнике Автоматизированной системы бюджетного процесса реквизиты владельца облигаций; формирует поручение на оплату расходов и составляет сводный реестр поручений на оплату расходов по досрочному выкупу облигаций. Далее он подписывает соглашение о порядке денежных расчетов при одновременном проведении Комитетом досрочного выкупа облигаций и оплатой владельцем облигаций задолженности по налогам. Далее копия подписанного соглашения направляется в банк-агент. При наличии на счете владельца облигаций достаточного количества облигаций, управление госдолга до 17 часов дня, предшествующего дню расчетов, передает регистратору доверенность, выданную по владельцам облигаций Комитету финансов, распоряжение о внесении записи о прекращении блокирования ценных бумаг и передаточное распоряжение на перерегистрацию ценных бумаг с зарегистрированного лица на лицевой счет Комитета. Регистратор списывает облигации с лицевого счета владельца на лицевой счет Комитета. Управление казначейства определяет день проведения расчетов в банке-агенте. Банк-агент производит зачет денежных средств по счетам Комитета и владельца и уведомляет стороны о проведении расчетов выдачей выписки с приложение платежных документов. Классификация займов органов власти субъектов РФ. Займы в зависимости от цели заимствования подразделяются на: а) целевые, ориентированные на инвестиционный сектор экономики и б) нецелевые, ориентированные на денежный сектор. В зависимости от характера решаемых задач займы подразделяются на три группы: 1)Инвестиционные – для финансирования инвестиционных проектов в строительной, промышленной, транспортной и социальной сферах; 2)Социальные – для финансирования мероприятий и программ в социальной сфере (например, защита сбережений населения от инфляций, финансирование социальных программ, создание новых рабочих мест, решение экономических проблем); 3)Бюджетные – для текущего обслуживания регионального или местного бюджета (например, финансирование текущих расходов бюджета, сглаживание неравномерных поступлений налогов в бюджет, погашение бюджетной задолженности перед предприятиями и др.). По сроку обращения займы делятся на: а) краткосрочные (до 1 года); б) среднесрочные (1-5 лет) – их наибольшая доля, более 60%; в) долгосрочные (5-30 лет). В зависимости от вида займа они подразделяются на: а) жилищные; б) сельские (или агрооблигации); в) инвестиционно-промышленные и др. В зависимости от характера обеспечения займы делятся на: а) облигации общего покрытия (они обеспечиваются средствами бюджета или имуществом эмитента); б) доходные облигации (они обеспечиваются доходами от реализации конкретных проектов). Инвестиционная привлекательность для инвестора в приобретении региональных облигаций состоит в их надежности (т.к. они надежно обеспечены) и в льготах по налогу на доходы по процентам на эти облигации (они не облагаются налогом на прибыль). Инвестиционная привлекательность для эмитента заключается в том, что администрация субъекта РФ решает посредством выпуска облигаций свои стратегические и текущие задачи. Эмиссия этих облигаций способствует понижению процентных ставок по заемным средствам, мобилизируя незадействованные на финансовом рынке средства нерезидентов, физических лиц, небанковских организаций для покрытия дефицита и временных кассовых разрывов местных бюджетов. Риски эмитента Риски эмитента дифференцируются в зависимости от вида ценной бумаги. Например, наибольшие риски эмитента векселей, а это, в основном, банки – это риски утраты доверия инвесторов. И это может случиться, если в кредитном портфеле предприятия-эмитента будет значительная доля векселей. Для субъектов РФ, выпускающих региональные облигации характерен проектный риск (когда недостаточно тщательно анализируются риски по конкретному проекту: например, жилищному или сельскохозяйственному); политический риск, связанный в том числе и с изменением законодательства страны; рыночный риск, связанный с рыночной ситуацией, например, соотношение спроса и предложения на рынке, с платежеспособностью потребителей на рынке и пр.). Риски инвестора Риски инвестора ценных бумаг подразделяются специалистами на систематические (рыночные) и несистематические (специфические). К систематическим (рыночным) рискам относятся следующие риски: политический, процентный, экономический, технический и пр. Систематический риск возникает под влиянием на фондовый рынок факторов, имеющих общий характер. В данном случае влияние оказывается на все инструменты фондового рынка и, вследствие этого, указанные риски практически не поддаются управлению. Политический риск – это вероятность возможных потерь инвестора, вызванных политическими факторами: перемены в правительствах, войны, резкие изменения в законодательстве страны и др. Процентный риск – обусловлен динамикой банковской процентной ставки, так как при их высоком уровне курс ценных бумаг снижается и наоборот. Банковская процентная ставка, в свою очередь, колеблется, в основном, в зависимости от изменения ставки рефинансирования ЦБ РФ (учетной ставки ЦБ РФ), среднесрочного уровня процентных ставок по различным видам ценных бумаг и соотношения спроса и предложения на эти ценные бумаги. Если инвестор ожидает понижения банковской процентной ставки, то для него является целесообразным покупка ценных бумаг для их последующей перепродажи по более высокому курсу и получения дохода за счет курсовой разницы. При высоких процентных ставках и прогнозируемом их снижении экономически эффективна покупка ценных бумаг не с намерением их быстрой перепродажи, а с целью обеспечения достаточно высокого уровня доходности своих портфельных инвестиций. Когда же инвесторы ожидают повышения величины банковского процента, а, следовательно, падение курса ценных бумаг, они ориентируются на их продажу с тем, чтобы их купить в будущем по более низкой стоимости. Экономический риск – обусловлен динамикой инфляционных процессов (практика показывает, что уровень инфляции, предшествующий 10% в месяц, парализует фондовый рынок), динамика спроса и предложения ценных бумаг на рынке, динамикой развития различных форм собственности, неустойчивость по финансово-кредитной системы и социально-экономического состояния в стране и т.д., что приводит к существенным колебаниям доходности ценных бумаг. Технический риск – это возможность убытков в связи с неотработанностью технической и правовой стороны процедуры переоформления права собственности на ценные бумаги, а также совершения расчетов по ним и другие факторы. Риски приобретения фальшивых векселей и других видов ценных бумаг. По данным МВД России количество поддельных векселей на рынке ежегодно увеличивается на 5%. Проблема усложняется тем, что «на глаз» отличить качественную подделку от оригинала практически невозможно. На практике известны случаи, когда долги по поддельному векселю погашали даже банки. Предприятиям, принимающим ценные бумаги в качестве платы за работы и услуги, стоит быть особенно внимательными. Если бухгалтер не выявит подделку вовремя и обратится с ней в банк, фальшивку изымут, а предприятие потеряет сумму равную номиналу векселя. ЦБ РФ периодически публикует перечень фальшивок. Развеять сомнения инвесторов в подлинности ценной бумаги поможет выписка из реестра ценных бумаг и экспертиза бланка у организатора выпуска. Повышенные риски рынка связаны с отсутствием контроля за выпуском векселей, поскольку они не регистрируются в госорганах. И поэтому отсутствует достоверная информация об объеме и структуре вексельного рынка. К несистематическим (специфическим) рискам относят, в нашем случае (то есть в случае государственных ценных бумаг), в основном, также риски, как эмиссионные и проектные. Эмиссионные риски – определяют надежность самого эмитента (в нашем случае это федеральные, региональные или местные органы власти). Уровень надежности этих эмитентов различен: как правило, федеральные ценные бумаги более надежные, чем региональные и местные. Проектные риски – обусловленные особенностями каждого конкретного целевого проекта или программы. Несистематические (специфические) риски в определенной степени поддаются управлению. Для снижения степени рисков инвестора используются различные виды страхования, когда инвестор, чтобы избежать риска, готов отказаться от части дохода. Кредитный рейтинг территории Кредитный рейтинг региона – это оценка риска неуплаты по определенному виду долга администрации региона или региону в целом. Он присваивается конкретным обязательствам региона и региону как таковому. Целью кредитных рейтингов территории и муниципальных образований является формирование цивилизованных отношений в сфере кредитования и привлечения заемных ресурсов в регионы РФ. Наиболее известной рейтинговой организацией в России, осуществляющей кредитные рейтинги, является консорциум «Эксперт АК&М». Консорциум рейтингует регионы и муниципальные образования по оригинальной методике, которая разработана специалистами «Эксперт АК&М» и «Эксперт – РА» в начале октября 2002 года. Рейтинг кредитоспособности консорциума приспособлен к специфическим особенностям регионального развития России и не учитывает суверенного странового риска. Именно учет высокого странового риска России не дает возможности международным рейтингам более дифференцированно подойти к оценке региона. Поэтому все рейтинги российский регионов по оценке международных рейтинговых агентств ограничен уровнем суверенного рейтинга РФ. Это не позволяет инвесторам более детально проанализировать возможности региона. Кредитный рейтинг региона или муниципального образования (МО) – это комплексная оценка способности региональных органов государственной и местной власти к полному и своевременному выполнению долговых обязательств по обслуживанию и погашению займов с учетом прогноза возможных изменений экономической среды и социально- политической ситуации. Кредитный рейтинг отражает мнение аналитиков агентства «Эксперт АК&М» и рейтингового агентства «Эксперт - РА» о платежеспособности субъекта РФ на момент присвоения рейтинговой оценки. Методика кредитного рейтинга регионов Методика кредитного региона была подготовлена аналитиками «Эксперт-РА» и «Эксперт АК&М» в октябре 2002 года для рейтингования регионов и муниципальных образований РФ. Это оригинальная методика, адаптированная к специфическим особенностям регионального развития России и не учитывающая суверенного странового риска. Методика представляет собой алгоритм присвоения кредитных рейтингов регионам и МО и основывается на использовании объективных и субъективных параметров кредитоспособности, а также прогнозов их изменения. Объективные параметры кредитоспособности (финансово-экономические) региона или муниципального образования трактуются как наличие у него финансовых ресурсов для погашения текущего или будущего долга, регулярность поступления денежных средств на счета заемщика с учетом характера общей финансово-экономической ситуации, влияющей на регулярность пополнения финансовых ресурсов региона (МО) в перспективе. К ним относятся: · Устойчивость бюджетной системы субъекта федерации (МО); · Финансово-экономическая ситуация в регионе (МО); · Динамика финансово-экономического развития региона (МО). Субъективные (ситуационные) параметры кредитоспособности определяет социально-политическую ситуацию и уровень государственного (муниципального) управления в регионе (МО). К субъектным параметрам относятся: · Устойчивость региональной (муниципальной) власти; · Благоприятность предпринимательского климата в регионе (МО); · Кредитная история субъекта федерации (МО). Каждый из параметров кредитоспособности содержит в себе несколько исходных характеристик, которые в свою очередь состоят из индикаторов оценки. При подсчете значений индикаторов оценки используются пороговые значения, а также отдельные оценочные шкалы. Величина интегрального уровня кредитоспособности определяется в три этапа: · Определения рейтинговых баллов индикаторов оценки с учетом порогового значения и оценочной шкалы; · Определение рейтинговых баллов исходных характеристик; · Определение рейтинговых баллов параметров кредитоспособности. Итоговая рейтинговая оценка присваивается региону (МО) на основании интегрального уровня кредитоспособности и значений исходных параметров в соответствии с национальной рейтинговой шкалой. Национальная рейтинговая шкала Национальная рейтинговая шкала консорциума «Эксперт РА - АК&М» состоит из четырех рейтинговых классов: Класс А – высокий уровень надежности; Класс В – удовлетворительный уровень надежности; Класс С – низкий уровень надежности; Класс D – неудовлетворительный уровень надежности. Каждый из классов разделяется на несколько подклассов обозначаемых индексами «++», «+», «». А++ Высокий уровень надежности. Риск несвоевременного выполнения обязательств минимальный. А+ Высокий уровень надежности. Риск несвоевременного выполнения обязательств незначительный. А Высокий уровень надежности. Риск несвоевременного выполнения обязательств низкий. Вероятность реструктуризации долга или его части минимальна. В++ Удовлетворительный уровень надежности. Риск несвоевременного выполнения обязательств невысокий. Вероятность реструктуризации долга или его части незначительна. В+ Удовлетворительный уровень надежности. Риск полной или частичной реструктуризации долга низкий. В Удовлетворительный уровень надежности. Риск полной или частичной реструктуризации долга невысокий. С++ Низкий уровень надежности. Риск полной или частичной реструктуризации долга значителен. С+ Низкий уровень надежности. Риск полной или частичной реструктуризации долга высок. С Низкий уровень надежности. Риск невозврата долга чрезвычайно высок. D Неудовлетворительный уровень надежности. Действующие кредитные рейтинги консорциума «Эксперт РА-АК&М» (июль 2009 г.) [57]
5.5 Модели займов: жилищные, инвестиционные и земельные. Выпуск, размещение и обеспечение ценных бумаг. Государственные и муниципальные жилищные займы осуществляются, в основном, для решения жилищной проблемы в регионе. Они характеризуются как целевые инвестиционные, доходные (или смешанное покрытие), среднесрочные или долгосрочные, погашаемые в денежной форме или квадратными метрами. Достоинством этих облигаций является их надежность (по сравнению с жилищными облигациями частных фирм) и льготами по налогообложению строительства жилья, если оно ведется на бюджетные средства. Опыт выпуска таких облигаций имеют многие субъекты РФ. Однако, в настоящее время, в период финансового кризиса (лето 2009 г.), из-за низкой платежеспособности потенциальных инвесторов, их распространение ограничено. Инвестиционные займы осуществляются с целью финансирования инвестиционных программ. Они чаще являются среднесрочными (3-5 лет) погашаемые в денежной форме или путем розыгрышей призов. Эти займы обычно реализуются в два этапа: на первом этапе полученные от первичного размещения средства помещаются на депозиты коммерческих банков и вкладываются в другие высокодоходные финансовые инструменты, а на втором этапе – полученная прибыль идет на финансирование инвестиционных программ и проектов. Земельные займы погашаются, как правило, подготовленными соответствующим образом земельными участками. Доходность займов субъектов РФ и муниципальных займов определяется в зависимости от того, какова доходность соответствующего проекта, а также какой денежный индикатор эмитент употребляет в качестве показателя доходности. В качестве денежных индикаторов принимаются: а) ставка рефинансирования ЦБ РФ; б) ставка Сбербанка РФ по депозитам для физических лиц; в) доходность федеральных облигаций; г) другие индикаторы. При выпуске облигаций субъектов РФ и муниципальных облигаций могут быть различные источники получения доходов и погашения обязательств по ним: а) доходы, получаемые при реализации проектов, финансируемых на средства займов; б) доходы по операциям на фондовых рынках и рынке недвижимости; в) доходы от размещения денежных средств на депозитах банков; г) доходы от размещения денежных средств в федеральные ценные бумаги; д) доходы от кредитования предприятий и банков; е) доходы от передачи денежных средств в доверительное управление инвестиционным иным институтам. ж) средства бюджетов соответствующего уровня: субъекта РФ или муниципального уровня. При умелом управлении механизмом займа, рефинансировании и реструктурировании долга можно удешевить его обслуживание. Удешевление можно осуществить за счет выпуска ценных бумаг новых серий под меньший процент; инфляционного удешевления долго, а также других мер. Существует ряд форм погашения облигаций: а) в денежной форме (выплаты процентов и оплате всей стоимости облигаций); для этого эмитент (субъект РФ или муниципальное образование) собирает средства, образуя специальный резервный фонд займа, в котором можно аккумулировать до 50 % от привлеченных денежных средств, либо вкладывая собранные средства на депозиты коммерческих банков; б) в натуральной форме, путем, например, розыгрыша продуктов питания или квартир, построенных на средства займа. В этом случае облигации называются жилищными и имеют двоякое выражение номинала в рублях или в квадратных метрах жилья (т.е. эмитент обязуется по ним представить инвестору определенное количество квадратных метров) или в сотках (земельные облигации). Погашение облигаций в денежной форме по способу выплаты дохода инвестора подразделяется на четыре вида: 1) облигации с фиксированным доходом на все время займа; 2) облигации с переменным (плавающим) доходом (купоном), который меняется в зависимости от колебаний ставки процента или другого показателя, выбранного в качестве критерия дохода; 3) дисконтные (бескупонные) облигации; 4) беспроцентные облигации, когда процент не начисляется, а доход складывается за счет различия в курсовой стоимости при продаже их на вторичном рынке. Технология выпуска ценных бумаг следующая: а) решение администрации о выпуске и об организационных мерах по подготовке и проведению займа; б) законодательное утверждение главных характеристик займа и гарантий по нему; в) принятие администрацией нормативного документа, регламентирующего порядок, условия, сроки проведения займа и состав участников (соответствующий орган власти в лице финансового управления; генеральный менеджер займа – какая-либо финансовая компания, которая, как правило, разрабатывает проспект эмиссии и формулирует условия займа; уполномоченный банк, который «держит» средства фонда погашения, выплачивает доход, гасит ценные бумаги; генеральный агент по размещению ценных бумаг, который осуществляет первичное размещение облигаций, описывает круг инвесторов, рекламирует займ; регистратор, ведущий реестр инвесторов ценных бумаг; профессиональные участники рынка ценных бумаг – брокеры и дилеры). Существуют несколько схем размещения государственных и муниципальных облигаций: а) агентская, реализуемая на условиях агентов размещения; б) дилерская; в) смешанная: агентская - дилерская. Наиболее распространенная схема размещения в развитых странах – дилерская, когда все или большая часть облигаций реализуется вначале одному или нескольким дилерам, которые затем продаются дилерам на вторичном рынке. Это выгодно и эмитентам, которые сразу получают исходную денежную сумму, и дилерам, т.к. продавая государственные облигации на вторичном рынке, они имеют больший доход, чем на агентских условиях (агенты обычно работают на комиссионных условиях до 10%). В нашей стране наибольшее распространение получила агентская схема размещения облигаций, т.к. реализация на дилерских условиях необходимы значительные финансовые капиталы. Низкая ликвидность государственных облигаций объясняется обычно незначительной рекламной компанией, в которой, в том числе, не информируют потенциальных инвесторов о кредитном рейтинге региона, выпустившего облигации, отсутствием у регионов эмиссионного опыта, а также общей низкой платежеспособностью хозяйствующих субъектов и физических лиц. Агентская схема размещения облигаций заключается в реализации их на фондовом рынке на биржевых аукционах. В этом случае цена облигаций становится более высокой, и эмитент может получать больший доход, чем, реализуя облигации по дилерской схеме. Выбор схемы размещения ценной бумаги определяется ценой заимствования, платой за кредитные ресурсы, наличием на финансовом рынке денежных средств, для того чтобы «поглотить» эмиссионный выпуск и другими факторами.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |