Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 1. Некорректный выбор приоритетов государственных инвестиций




Примеры провалов в политике.

В 50-х годах в Советском Союзе была проведена уникальная в истории человечества экономическая, экологическая и социальная экспансия – освоение целинных и залежных земель. За два-три года в Сибири, на дальнем Востоке, Урале, Поволжье и Казахстане были распаханы обширные территории, равные по площади двум объединенным Германиям плюс Австрии.

Попробуем оценить эффективность «целинного» мышления, анализируя достигнутые результаты.

Итак, в начале 50-х годов в силу сложной экономической и политической ситуации стране был нужен «быстрый хлеб».

Встал вопрос: куда направлять ресурсы, капитальные вложения для решения этой задачи. Рассматривались два варианта:

1. Подъем традиционных районов земледелия посредством наращивания на селе техники, удобрений, квалифицированных кадров – но для этого нужно было много времени.

2. Распахать новые земли и быстро, за несколько лет получить большой прирост зерна – сомнение вызывали аргументы об ограниченности ресурсов, необходимости их концентрации, неопределенность экологических последствий такого решения.

О большей логичности первого варианта писал сам Л.И. Брежнев в своих «Воспоминаниях» (1982) [Брежнев Л.И. Воспоминания. М.: Политиздат, 1982. С. 172-173]. Но победила логика «громадья», логика гигантских проектов.

Главная цель освоения целинных и залежных земель была быстро достигнута. В России и Казахстане было распахано свыше 42 млн. га. Огромное расширение сельскохозяйственных угодий породило и ряд острейших проблем, явившихся следствием, результатом экономической, социальной и экологической неизученности последствий такого расширения.

Перечислим некоторые из этих проблем:

1. Экстенсивное развитие земледелия, требующее новых больших ресурсов на осваиваемых землях, резко ухудшило ситуацию в старых традиционных сельскохозяйственных районах России. Можно сказать, что это был третий сильный удар, добивающий российскую деревню, после огромных жертв коллективизации и войны. Большой отток трудоспособного молодого и квалифицированного населения, перераспределение материально-технических ресурсов в пользу новых районов привели к ослаблению сельского хозяйства, в частности в центральной и северной части европейской территории России. Такая политика наряду с другими антисельскими мероприятиями, привела к рождению замечательного по своей двусмысленности лозунга «Нечерноземье – вторая целина», что в буквальном смысле означает необходимость заселения и нового освоения многих когда-то хорошо развитых аграрных районов.

2. Во время освоения целинных земель не получили достаточного обоснования размеры распашки. В самые первые годы в оборот было вовлечено существенно больше земель, чем планировалось, но освоение новых земель шло не комплексно: быстрый рост распашки при отставании «тылов» – нехватка уборочной техники и автомашин, бездорожье, отсутствие зернохранилищ. Все это привело к огромным потерям зерна. И даже в конце 80-х годов, когда насыщенность уборочной техникой и инфраструктурой многократно повысилась, во многих целинных районах из-за затягивания уборки терялась почти половина потенциального урожая.

3. Широкомасштабное освоение целинных и залежных земель привело и к крайне неблагоприятным экологическим последствиям, что сопровождалось заметным уменьшением экономических результатов. Традиционные «европейские» технологии на целинных землях привели к масштабному развитию ветровой эрозии, пыльным бурям, что сопровождалось потерей плодородия на десятках миллионов га пашни. Всего с начала целинного освоения было «сдуто» как минимум 10 млн. га пашни. Это площадь примерно соответствует сумме территорий таких государств как Нидерланды, Бельгия и Швейцария. Между тем, эти последствия в начале 50-х было легко предвидеть, так как двадцатилетний к тому времени опыт освоения новых территорий в Канаде и США показал гибельность для степных пространств старых технологий. Только почвозащитная безотвальная обработка почвы позволила замедлить эрозию в этих странах.

4. Быстрое падение естественного природного плодородия (из-за постоянного выноса питательных веществ с урожаем, эрозии и потери гумуса) обусловили чрезвычайно низкую урожайность, которая сейчас является одной из самых низких в России. Новые земли не стали житницей страны.

5. В аграрной политике 50-х годов недостаточно учитывался и фактор научно-технического прогресса. Потенциальные возможности агротехники, новой техники и удобрений, селекции и мелиорации позволяли довольно гибко подходить к определению потребности в новых землях и получать с одного гектара столько же продукции, сколько с трех-четырех гектаров обычных земель.

Вывод. Опыт освоения целины и залежных земель ясно показывает необходимость учета экологического фактора при принятии экономических решений, прогнозировании долгосрочных последствий для природы и общества. Игнорирование экологических аспектов приводит к экономическим и социальным кризисам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.