КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение в гипноз 8 страница
и во время сессии как можно реже обращаться к этому событию. Разговор о примененных в том случае техниках и определение ситуационных и интерперсональных факторов поможет вам избежать неооз-нанного повторения негативного опыта. Если прежний контакт с гипнозом был позитивным, то обращение к формальному гипнотическому опыту, который будет иметь конкретный характер, может быть связано с вовлечением данного человека в постепенный детальный контакт с этим событием. Такой вариант действий требует обычно сотрудничества клиента с терапевтом. Терапевт одновременно выспрашивает клиента, внушая возможные реакции и использует их по мере их проявления. Механизм индукции, в смысле структуры, тот же самый, как и в случае с неформальным гипнозом: когда данного человека поглотят воспоминания, связанные с этим реакции становятся более заметными. Терапевт может их использовать как основу для достижения желаемого результата. Обращение к раннему гипнотическому опыту клиента, формальному или неформальному — один из самых легких и наиболее успешных методов индукции и углубления гипноза. Спонтанный свободный подход вызывает небольшое сопротивление, поскольку здесь не говорится о происходящем сейчас, а о том что было тогда. Такая дополнительная психологическая дистанция очень важна для клиента. Техники проведения гипнотической индукции, связанные с использованием раннего гипнотического опыта, достойны доверия и эластичны и если вы приобретете опыт их применения, они смогут сильно обогатить ваш репертуар техник индукции (Grinder, Bandler, 1981; Zeig, 1988). Построение внутренней концентрации Индукционный процесс построения внутренней концентрации включает подачу подстраивающихся утверждений (pacing statements) — содержащих информацию о том, какого внешнего раздражителя ожидать клиенту, в связи с ведущими утверждениями (leading statements), описывающими внутренние реакции, которые может испытывать данный человек. Отношение наводящих утверждений к ведущим свободное и не имеет влияния на успешность индукции. Оно зависит лишь от реактивности клиента. После оценки уровня внутренней или внешней концентрации данного человека, в момент когда терапевт желает приступить к индукции, он может выбрать такое отно- шение внушения внешнего характера к внушениям направленным внутрь, какое посчитает более подходящим для достижения цели. По мере необходимости он модифицирует их в зависимости от реакции гипнотизируемого. В начальной стадии некоторые клиенты так сконцентрированы, что им не нужна длительная индукция, а достаточно лишь утверждения вроде: "А теперь вы войдете в гипноз". Другим же наоборот, перед введение одиночного внутреннего ведущего внушения может потребоваться 5 или 10 внешних подстроечных внушений. По мере течения индукции, терапевт подает все меньше внушений внешнего характера и все больше внушений с внутренней ориентацией Возможность выбирать между внешними внушениями и внутренними и их комбинациями, типами сенсорных каналов, структур, а • также стилей дает огромное пространство для свободных действий |(Grinder, Bandler, 1981). Метафорические индукции с контекстными внушениями Как основу индукции, вместо раннего личного опыта клиента, вы можете избрать метафоры, рассказы описывающие опыт • другого человека, (животного, предмета) в другом времени и мес-' те. Таким образом увеличивается дистанция и уменьшается шанс того, что данный человек почувствует опасность. Описание способа конструирования метафор заняло бы целые тома, поэтому в этой книге я представлю его лишь поверхностно. При создании метафорических рассказов для нужд гипнотической индукции полезно иметь понятие о интересах клиента, его системе ценностей и хобби. Выдумывая рассказы, связанные с жизнью данного человека, вы получаете больше шансов увлечь его внимание. Чем более опытен терапевт — тем хитрее будут его выдуманные истории. Метафоры, как метод индукции, могут ознакомить клиента с опытом других людей, укрепить контакт с терапевтом, привести к идентификации с героем или героями, заставляя поразмыслить о смысле представленной истории. Это, в свою очередь, стимулирует поиск смысла и значимых контактов, а все вместе создает внутреннюю концентрацию и увеличивает податливость на позднейшее содействие (Barker, 1985; Brown, 1993; Eisen, 1993; Hammond, 1990; Lankton, Lankton, 1989; Mills, Crowley, 1988). Ill Индукция с помощью негативных внушений У клиентов, для которых принципиальным является вопрос контроля, часто просматривается тенденция к негативным реакциям и сопротивлению. Если терапевт говорит: "Сейчас день", то гипнотизируемый отрицает это словами: "Сейчас ночь". В гипнотической интеракции негативные реакции можно использовать для пользы индукции, по принципу "клин клином". Когда клиенту, критически относящемуся к гипнозу, контролирующему свои реакции, дают негативные внушения, он совершенно естественно начнет их отрицать и прореагирует наоборот: таким образом терапевт, пользуясь негативными внушениями может получить требуемую реакцию. Необходимо однако опасаться, чтобы такое не стало рутинным в случае с некоторыми клиентами. Негативные внушения применяются в индукционной фазе гипнотической интеракции с намерением использовать сопротивление клиента и облегчить ему вхождение в гипноз. В определенный момент гипнотизируемый осознает, что все негативные внушения привели к тому, что он поддался гипнозу. Обычно это поворотный пункт в контакте клиента с терапевтом. Клиент уже испытал ощущения, спровоцированные терапевтом, и не только перенес их без труда, но и принял их приятными и расслабляющими. Облегчение, какое вызывает сознание того, что не нужно больше сражаться за контроль, может глубоко повлиять на клиента. Теперь ему известно, что он способен удерживать контроль без необходимости сопротивляться. Это событие в дальнейшем послужит основой для будущего гипнотического опыта, который будет проводиться в соответствии с более позитивной схемой (Grinder, Bandler, 1981; Erickson, Rossi, 1979; Johnson, 1988). Индукция с использованием техник дезориентации (запутывания) Наиболее сложные гипнотические паттерны, какие необходимо изучить терапевту, это техники дезориентации, поскольку они... как бы это сказать, слегка запутаны. Эти методы целенаправленно разрушают нормальное психическое состояние данного человека, с целью увеличения его податливости внушению. Когда мы ощущаем растерянность, мы останавливаемся и концентрируемся внутри себя (самоиндукция гипнотического со- .12 стояния), чтобы привести в порядок нашу информацию и проанализировать свое состояние. Когда сознание занято поиском значений, бессознательное становится более восприимчивым к внушению. Техника дезориентации может принимать множество форм, но все они входят в две категории: разрушение стереотипа или перегрузка. "Разрушение стереотипа" состоит в том, чтобы говорить и/или делать то, что спутает традиционный способ реагирования данного человека на конкретные вещи. Сенсорной перегрузкой называется перегрузка сознания клиента, информацией из различных источников, какую оно не может усвоить — так достигается его длительная занятость. Применение в индукции техники запутывания требует от терапевта скорости и ежеминутного обдумывания своих действий. Чтобы терапевт не потерялся во внушении, которое строит, он должен уметь частично диссоциироваться. ИТОГ Техники, представленные в этой главе, относятся к наиболее успешным методам индукции гипноза естественным путем. Невозможность представить их с помощью детальных схем - по сути их достоинство. Терапевты, которые смогут выработать в себе способность пользоваться ими, приобретут это исключительно благодаря практике, с помощью внимательного наблюдения за поведением клиентов во время сессии. Одновременно они получат свободу в применении всех реакций клиента для того чтобы поднять качество интеракции. ЛИТЕРАТУРА Barker, Р. (1985). Using metaphors in psychotherapy. New York: Brunner/ Mazel. Brown, P. (1993). Hypnosis and metaphor. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hypnosis (s. 291-308). Washington, DC: American Psychological Association. Eisen, M (1993). Psychoanalytic and psychodynamic models of hypnoanalysis. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hypnosis (s. 123-149). Washington, DC: American Psychological Association. Erickson, M. (1958). Naturalistic techniques of hypnosis. American Journal of Clinical Hypnosis, /,38. Erickson, M. (1964). The confusion techniques in hypnosis. American Journal of Clinical Hypnosis, 6, 185-207. Erickson, M, Rossi, E. (1979). Hypnotherapy: An exploratory casebook. New York: Irvington. Gilligan, S. (1987). Therapeutic trances: The cooperation principle in Ericksonian hypnotherapy. New York: Brunner/Mazel. Grinder, J., Bandler, R. (1981). Trance-formations: N euro-Linguistic Programming and the structure of hypnosis. Moab, UT: Real People Press. Haley, J. (1973). Uncommon therapy. New York: Norton. Hamond, D. (red.). (1990). Handbook of hypnotic suggestions and metaphors. New York: Norton. Johnson, L (1988). Naturalistic techniques with the „difficult" patient. W: J. Zeig, S. Lankton (red.), Developing Ericksonian therapy: State of the art (s. 397-413). New York: Brunner/Mazel. Lankton, C, Lankton, S. (1989). Tales of enchantment: Goal-oriented metaphors for adults and children in therapy. New York: Brunner/Mazel. Lynn, S., Neufeld, V., Matyi, C. (1987). Inductions versus suggestions: Effects od direct and indirect wording on hypnotic responding and experience. Journal of Abnormal Psychology, 96, 76-79. Mills, J., Crowley, R. (1988). Therapeutic metaphors for children and the child within. New York: Brunner/Mazel. O'Hanlon, W. (1987). Taproots. New York: Norton. Otani, A. (1989a). An empirical investigation of Milton H. Ericksons approach to trance induction: a Mark or chain analysis of two published cases. W: S. Lankton (red.), Ericksonian hypnosis: Application, preparation and research (s. 55-68). New York: Brunner/Mazel. Otani, A. (1989b). The confusion technique untangled: Its theoretical rationale and preliminary classification. American Journal of Clinical Hypnosis, 37,164-172. Zeig, J. (1988). An Ericksonian phenomenological approach to therapeutic hypnotic induction and symptom utilization. W: J. Zeig, S. Lankton (red.). Developing Ericksonian therapy: State of the art (s. 353-375). New York: Brunner/Mazel. Zeig, J., Rennick, P. (1991). Ericksonian hypnotherapy: A communications approach to hypnosis. W: S. Lynn, J. Rhue (red.), Theories of hypnosis: Current models and perspectives (s. 275-300). New York: Guilford. Глава 17 ГИПНОТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ИХ ИНДУКЦИЯ Описанные и определенные в этой главе явления являются основой терапевтического использования гипноза. Более того, это фундамент всех видов опыта. В зависимости от содержания, с ними связанного, гипнотические структуры можно составлять так, чтобы они лечили или вредили. РЕГРЕССИЯ ВОЗРАСТА Описание Регрессия возраста состоит в интенсивном, опирающемся на опыте, использовании памяти. Техника регрессии действует двояко. Первый способ — отправить клиента назад во времени за неким опытом, давая возможность его заново пережить (что называют "оживлением"), как если бы это происходило здесь и сейчас. Второй — заставить его припомнить конкретное переживание, настолько точно, как только он способен (что называется "гипермнезия"). Во время оживления переживаний клиента, он погружен в свой опыт, переживая его так, как он был зарегистрирован, когда происходил в реальности. В гипермнезии клиент находится в настоящем, вызывая выразительные детали воспоминаний (Edgette, Edgette, 1995). Регрессия возраста как гипнотическая техника, дает возможность отправиться в прошлое, недалекое или отдаленное, чтобы освежить забытые или подавленные воспоминания значимых событий или "переработать" старые воспоминания в поиске новых выводов (Spiegel, 1993; Weitzenhoffer, 1989). Стратегия применения регрессии возраста Во время клинического применения регрессии возраста можно применить, по крайней мере, две общие стратегии, из которых каждая будет основой для множества различных техник. Первая из них касается применения регрессии возраста, чтобы вернуться к негативному, травматическому опыту, для того чтобы высвободить подавленные чувства и получить возможность взглянуть на данную ситуацию с другой точки зрения. Это может помочь клиенту освободиться от разрушающих влияний такого опыта, какие все еще имеют значение в его жизни В случае этой стратегии целенаправленно применяются, как оживление так и гипермнезия. Решающую роль здесь играет понимание терапевтом того, как сильно клиент должен углубиться в воспоминание или какую дистанцию необходимо сохранить, чтобы получить максимальную пользу. Вторую общую стратегию регрессии возраста легко объединить с первой. Поскольку она состоит в использовании способности и возможностей гипнотизируемого, которые проявились в прошлом, а сейчас с вредом для него, не используются. Часто у клиента есть возможности, о каких он не знает и поскольку он не осознает их наличия и не имеет доступа к ним, они не используются. Применяя регрессию возраста, можно помочь данному человеку заново открыть в своем собственном опыте конкретные возможности, какие позволят справиться с трудностями как нам это нужно (Edelstein, 1986; Lankton, Lankton, 1983). Техники Каждая модель коммуникации, облегчающая клиенту возвращение назад это техника регрессии возраста. В некоторых моделях применяются внушения, основанные на использовании воображения, как основы для углубления в данный опыт. Другие включают более естественные, ежедневно применяемые техники погружения в воспоминания. В зависимости от клиента каждый из этих подходов может быть успешным. Модели, основанные на воображении гипнотизируемого, используют технику "специального средства передвижения" (например, поезда самолета, машины времени, космического корабля, лифта), какое может перенести клиента в то время, когда произош- ло, рассматриваемое событие. Это средство транспорта симулировано конкретным средством структурирования опыта, таким образом облегчение процесса регрессии требует большого количества деталей Более естественный подход к регрессии возраста основан на использовании косвенных внушений, позволяющих вовлечься в воспоминания без формальной фразы терапевта: "А теперь можете вернуться в прошлое". Шаблоны включают вопросы, связанные с опытом, направляющие гипнотизируемого на его личную историю и обсуждение информации личного или профессионального опыта (например: "Можете ли вы вспомнить, как вы себя чувствовали при получении диплома?") Техника задавания вопросов, наводящих данного человека на его собственное прошлое, требует от клиента изучения воспоминаний и поиска в них подходящих событий, необходимых для того, чтобы отреагировать соответствующим образом. Можно исходить от давно прошедшего события. Дальнейшие умелые вопросы погрузят клиента в воспоминания настолько, что заставят его пережить его заново. Чтобы этот опыт сделать менее беспокоящим клиента, терапевт может косвенно облегчить для него регрессию, описывая аналогичные переживания, свои или других людей. Когда применяется опыт посторонних лиц, клиент совершенно естественным образом проявляет склонность к проекции себя на представленную ситуацию, представляя себе как бы он чувствовал или повел себя в такой ситуации. Например, разговор об ощущениях других людей в детстве, позволяет гипнотизированному идентифицировать себя с ними на основе собственных ощущений того периода. Поэтому регрессия наступает косвенно с помощью идентификации и проекции, а гипнотизированный способен возвратиться во времени, чтобы заново пережить соответствующие события (Erickson, Rossi, 1979). Другие техники регрессии возраста включают: 1) аффективный или соматический мост, когда чувства или сознание клиента объединяются с одним из первых ощущений такого типа ("Осознавая ощущение недостаточного контроля, какое вы описали, вы можете вернуться во времени, вспомнив ситуацию когда вы почувствовали нечто подобное впервые"); 2) временная дезориентация, когда используют соответствующие внушения с целью привести к потери перцепции "сейчас" и провести реориентацию клиента на "тогда" ("То что происходит теперь и происходило раньше, основано на том, что воспоминания о тогда, теперь напоминают вам о тогда, когда раньше было так существенно и когда раньше становится теперь, поскольку вчера переходит в сегодня, вы можете вспомнить вчера, как если бы это было сейчас, ибо теперь и тогда, вспоминая тогда, как если бы это было теперь, может быть таким важным..."); 3) прогрессия и регрессия возраста, когда клиента вначале ведут в будущее, с перспективы которого он может вспомнить события собственного прошлого ("Посмотрите в будущее, на мгновенье, когда сможете смотреть назад..."). Ориентируя данного человека вначале в будущее, вы еще более увеличиваете эмоциональную дистанцию к ранним событиям, что облегчаете возвращение к ним и их терапевтическое использование (Erickson, 1954; Gilhgan, 1987; Hammond, 1990; Watkins, 1971). ПРОГРЕССИЯ ВОЗРАСТА Описание Прогрессия возраста связана с применением проекции в будущее. Она состоит в "введении" клиента в будущее, где у него будет возможность представить себе последствия, происходящих теперь перемен или опыта переживаемого в данную минуту, объединение их значений на глубоком уровне и обретение более широкого взгляда на собственное существование, нежели во время обыденной жизни. Хотя это определенный вид предвидения, он воздействует также как и придающее храбрости воспоминание. Существует по крайней мере два дополняющих друг друга способа применения прогрессии возраста: как проверка успешности своей работы и как терапевтическая интервенция. Оба подхода требуют введения клиента в будущее, каждый с различной целью. Применение прогрессии возраста для проверки собственной работы — один из способов оценить определенные необычайно важные измерения терапевтической интервенции. Благодаря ему можно убедиться в том, окажется ли результат интервенции длительным и каким будут его последствия на жизнь данного человека (Erickson, 1954; Havens, 1986; Phillips, Frederick, 1992). Техники Непосредственная техника, облегчающая прогрессию возраста, очень похожа на технику регрессии возраста: "специальное средство передвижения" для того чтобы отправиться в будущее — киноэкран для просмотра фильма о будущем, книга в какой можно о нем прочитать, коллекция фотографий будущих событий — это структурные методы, поддерживающие ориентацию на будущее или его проекцию. Косвенные внушения, служащие ориентации на будущее, могут включать анекдоты ("Одна из моих пациенток, с которой я работал, могла представить себя спустя два месяца после сессии, когда она занимается тем, что мы как раз обсуждаем. Когда она смогла сделать это, то узнала что..."); контекстные приказы ("'Я люблю иногда подумать о том, каково будет в будущем, когда можно будет оглянуться назад, удовлетворенно подумать о всех проведенных изменениях..."); пресуппозиции, или языковые установки ("Интересно, что вы будете делать, когда осознаете, что уже давно не курили..."); косвенные контекстные приказы ("Можете ли вы мне ответить, как вы опишете своим друзьям способ решения этой проблемы"). Каждый из этих способов создает у клиента психическую склонность, позволяющую развить позитивные надежды, связанные с будущим (deShazer, 1978; Hammond, 1990; Lazarus, 1984; Torem, 1992; Yapko, 1988, 1992). АМНЕЗИЯ Описание Амнезия это утрата памяти; ее коротко можно определить, как невозможность что-то вспомнить. Классический защитный механизм, называемый "вытеснением" — это основной механизм, отвечающий за амнезию. Гипнотизируя клиента, заставляя его сознательно забыть различные внушения и предвидимый опыт, бессознательному дается возможность реагировать правильным для него способом и свободно творчески использовать гипнотический опыт. Кроме подачи бессознательному терапевтических внушений, для применения их по мере необходимости, амнезию можно использовать более непосредственно, для подавления болезненных воспоминаний. В таких случаях внушения забвения чего-либо имеют шанс быть принятыми лишь в случае, если заранее имело место выздоровление (решение проблемы, catharsis). Несмотря на довольно распространенное ошибочное убеждение, амнезия не является неразрывно связанной с гипнозом. Если у клиента есть тенденция запоминать внушение и опыт, то он это запомнит (Erickson, Rossi, 1974; Zeig, 1985). Техники Возникновение амнезии тем менее правдоподобно, чем более прямым будет внушение. Такая зависимость более сильна, нежели в случае с другими характерными для гипноза явлениями. Внушение клиенту, "забыть все случившееся" с определенной точки зрения может быть весьма рискованным, даже если клиент податлив и послушен. Из своего опыта я знаю, что намного более успешными будут косвенные техники, где можно применять огромный набор форм, кроме прочего: косвенные внушения, перенос внимания и дезориентирующие внушения. Когда применяются непосредственные методы, вероятность возникновения амнезии возрастает при разрешительном подходе (Cooper, 1979; Evans, 1986; Hilgard, 1968; Zeig, 1985). АНАЛЬГЕЗИЯ И АНЕСТЕЗИЯ Описание Гипнотическая анальгезия и анестезия основаны на ослаблении физических ощущений. Анальгезия это уменьшение чувства боли, при одновременном сохранении, связанных с этим впечатлений, обращающих внимание клиента на собственное тело (например: давление, температура, позиция тела). Анестезия это полное или почти полное отсутствие ощущений во всем теле или его части. Умение уменьшать боль, насколько это возможно, станет венцом способности человеческого сознания, основой одного из наиважнейших применений терапевтического гипноза. Работа со страдающими клиентами требует солидных знаний в области понимания принципов использования гипноза, философии человека, психологических мотивов, обработки данных и интерперсональной динамики. С определенной точки зрения, со страдающими клиентами работать легко, прежде всего из-за их (обычно) высокой мотивации. С другой стороны, боль влияя на все аспекты их жизни, превращает их в невероятно трудных партнеров. Поэтому в контактах с ними необходимо проявлять множество сочувствия, понимая, что боль зачастую это нечто намного большее нежели просто боль: она может стать источником беспокойства, чувства бессилия и депрессии, закрепленной зависимости от окружающих и ограничением социальных контактов. Даже страдание, по чисто органическим причинам, имеет психический аспект, каждый человек по разному ощущает боль и по разному переносит ее последствия. По многим причинам, вероятно связанным с лучшим самоконтролем, какой дает гипнотический опыт, гипноз наиболее открыто занимается психологической стороной боли. С его помощью можно уменьшить страх и беспокойство, чувство бессилия и пессимизм. Он находит применение также в физической стороне боли, доказательством чего являются различные методики лечения, с применением гипнотических образцов. Применение гипноза для борьбы с болью полезно по нескольким важным причинам. Прежде всего, он усиливает самоконтроль и в последствии увеличивает ответственность за самочувствие. Когда кто-то чувствует себя обиженным людьми или угнетен болью, трудно начать настоящее лечение. Способность сохранять самоконтроль, страдающему человеку необычайно важна, а гипноз облегчает это. Кроме того естественная способность испытывать гипноз позволяет уменьшить количество принимаемых обезболивающих медикаментов или даже вообще от них отказаться. Гипноз не ведет к проявлению побочных явлений и зависимости. У разных людей, благодаря ему, удается уменьшить боль в различной степени, но каждый результат несмотря на качество, достигается безопасно и совершенно естественным образом. Гипноз также позволяет функционировать на более высоком уровне и у людей применяющих его, поддерживает процесс лечения. Активность, какую дает здоровое состояние, важна с любой точки зрения и может существенно помочь в решении конкретной проблемы. Позитивная настроенность, расслабление, уменьшение беспокойства и страхов, могут стать важными факторами, облегчающими возвращение к здоровью или по крайней мере сдерживающими ухудшение (Brown, Fromm, 1986; 1987; Chaves, 1989, 1993; Crasilneck, Hall, 1985). Техники У клиента, достаточно поглощенного гипнотическим опытом, анальгезия часто наступает спонтанно. Она связана с ограничением возможности двигаться (каталепсия), заметно проявляющейся у загипнотизированного и уменьшает осознание своего тела. Таким образом, любая техника успешно изолирующая сознание данного человека от актуальных физических ощущений, может иметь косвенный анальге-тический эффект. Благодаря тренингам и дополнительным сессиям, страдающие клиенты могут научиться переносить внимание на другие вещи, а после концентрировать внимание на позитивных концепциях, чувствах, воспоминаниях или еще чем нибудь. Чтобы более успешно бороться с болью, применяя эту методику, необходимо обучиться ау-тогипнозу (см. главу 18). Техника, основанная на применении непосредственных внушений анальгезии, требует внушений уменьшения или отсутствия ощущений в месте, где клиент ощущает боль. Другим непосредственным методом, хоть и в меньшей степени, будет "перчаточная анестезия". В этом процессе изменения ощущений, клиенту дают внушение испытать анестезию одной или обеих ладоней. Когда это наступит, можно давать дальнейшие внушения, для перенесения этого ощущения на любую другую часть тела. Физическая диссоциация, как техника облегчающая анальгезию, состоит во внушении клиенту субъективного опыта о том, что его сознание и тело существуют в двух различных уровнях ощущений. Дистанция между ними должна быть достаточной, для того чтобы загипнотизированный не замечал того, что ощущает его тело. Можно также применять другие методы введения анальгезии: 1) амнезию, во время которой клиенту дают внушение забыть об ощущении боли. Это прерывает последовательность ощущения боли, тем самым открывая путь к переживанию, вначале спорадично, потом все более постоянно, периодов расслабления, закрепляющихся в памяти клиента; 2) постепенное уменьшение боли, путем внушения медленного исчезновения чувства дискомфорта в определенный период времени; 3) псевдоориентацию во времени, когда загипнотизированного подвергают регрессии возраста в период после его выздоровления; 4) нарушение восприятия времени, когда в субъективном восприятии можно растянуть время хорошего самочувствия (см. главу о нарушении перцепции времени); 5) регрессию, во время какой человека отправляют назад в период, предшествующий возникновению боли (Barber, 1977; Barber, Adrian, 1982; Erickson, 1966; Erickson, 1983; Hammond, 1990; Hilgard, Hilgard, 1994). КАТАЛЕПСИЯ Описание Каталепсию определяют как торможение волевых движений, связанное с интенсивной концентрацией на определенном раздражителе. Степень концентрации на ассоциациях, спровоцированных терапевтом, определяет область, в которой клиент в состоянии продемонстрировать каталептические реакции. Они могут включать концентрацию зрения, полную обездвиженность, так называемую восковую гибкость, обычно связанную с кататоническим клиентом, конечности которого принимают любую позицию, приданную им терапевтом, напряжение мышц, бессознательные движения и замедление основных физиологических процессов, таких как дыхание, моргание и сглатывание. Признаки каталепсии могут в значительной мере служить показателем гипноза (как возникшего спонтанно, так и с помощью формальной индукции), также они могут быть внушенными, с определенными терапевтическими целями, какие я вскоре опишу. Каталепсию необходимо признать одной из основных черт гипноза, поскольку непосредственно или косвенно, она связана с каждым гипнотическим явлением. Будучи процессом концентрации на новой реальности, она открывает путь для отказа от "старых" реальностей, на период достаточно долгий, чтобы вы- звать терапевтический опыт регрессии возраста, анальгезию или сенсорные изменения. Каталепсия означает такую сильную концентрацию внимания на одном уровне (или на нескольких), что на остальных уровнях клиент проявляет значительную активность и податливость на указания терапевта. Человек, сконцентрированный на чем-то определенном, может удерживать руку в приданной ей позиции, так как слишком занят другим и не способен подумать об изменении ее положения. Терапевтические цели достижения каталепсии можно описать двояко. Каталепсия может быть целенаправленной реакцией или служить для облегчения другого гипнотического опыта посредством указания клиенту того, что его бессознательное может реагировать автоматически. Каталепсию, как целенаправленную реакцию можно применять, например по отношению к человеку, который должен до минимума ограничить движения, чтобы быстрее и удобнее вернуться к здоровью. Будучи явлением, облегчающим другой гипнотический опыт, каталепсия может служить основой для привлечения и занятия внимания клиента — то есть быть индуктором. Давая возможность увеличить независимую активность бессознательного и укрепить степень вовлеченности или концентрации гипнотизируемого — она действует также углуб-ляюще (Erickson, Rossi, 1976; Weitzenhoffer, 1989).
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |