Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в гипноз 8 страница




и во время сессии как можно реже обращаться к этому событию. Раз­говор о примененных в том случае техниках и определение ситуаци­онных и интерперсональных факторов поможет вам избежать неооз-нанного повторения негативного опыта.

Если прежний контакт с гипнозом был позитивным, то обра­щение к формальному гипнотическому опыту, который будет иметь конкретный характер, может быть связано с вовлечением данного че­ловека в постепенный детальный контакт с этим событием. Такой ва­риант действий требует обычно сотрудничества клиента с терапевтом. Терапевт одновременно выспрашивает клиента, внушая возможные реакции и использует их по мере их проявления. Механизм индукции, в смысле структуры, тот же самый, как и в случае с неформальным гипнозом: когда данного человека поглотят воспоминания, связанные с этим реакции становятся более заметными. Терапевт может их ис­пользовать как основу для достижения желаемого результата.

Обращение к раннему гипнотическому опыту клиента, фор­мальному или неформальному — один из самых легких и наиболее успешных методов индукции и углубления гипноза. Спонтанный сво­бодный подход вызывает небольшое сопротивление, поскольку здесь не говорится о происходящем сейчас, а о том что было тогда. Такая дополнительная психологическая дистанция очень важна для клиента. Техники проведения гипнотической индукции, связанные с использо­ванием раннего гипнотического опыта, достойны доверия и эластичны и если вы приобретете опыт их применения, они смогут сильно обога­тить ваш репертуар техник индукции (Grinder, Bandler, 1981; Zeig, 1988).

Построение внутренней концентрации

Индукционный процесс построения внутренней концентрации включает подачу подстраивающихся утверждений (pacing statements) — содержащих информацию о том, какого внешнего раздражителя ожидать клиенту, в связи с ведущими утверждениями (leading statements), описывающими внутренние реакции, которые может ис­пытывать данный человек. Отношение наводящих утверждений к ве­дущим свободное и не имеет влияния на успешность индукции. Оно зависит лишь от реактивности клиента. После оценки уровня внутрен­ней или внешней концентрации данного человека, в момент когда те­рапевт желает приступить к индукции, он может выбрать такое отно-

шение внушения внешнего характера к внушениям направленным внутрь, какое посчитает более подходящим для достижения цели. По мере необходимости он модифицирует их в зависимости от реакции гипнотизируемого. В начальной стадии некоторые клиенты так скон­центрированы, что им не нужна длительная индукция, а достаточно лишь утверждения вроде: "А теперь вы войдете в гипноз". Другим же наоборот, перед введение одиночного внутреннего ведущего внуше­ния может потребоваться 5 или 10 внешних подстроечных внушений. По мере течения индукции, терапевт подает все меньше внушений внешнего характера и все больше внушений с внутренней ориентацией Возможность выбирать между внешними внушениями и внут­ренними и их комбинациями, типами сенсорных каналов, структур, а

• также стилей дает огромное пространство для свободных действий |(Grinder, Bandler, 1981).

Метафорические индукции с контекстными внушениями

Как основу индукции, вместо раннего личного опыта кли­ента, вы можете избрать метафоры, рассказы описывающие опыт

• другого человека, (животного, предмета) в другом времени и мес-' те. Таким образом увеличивается дистанция и уменьшается шанс

того, что данный человек почувствует опасность.

Описание способа конструирования метафор заняло бы це­лые тома, поэтому в этой книге я представлю его лишь поверхно­стно. При создании метафорических рассказов для нужд гипноти­ческой индукции полезно иметь понятие о интересах клиента, его системе ценностей и хобби. Выдумывая рассказы, связанные с жизнью данного человека, вы получаете больше шансов увлечь его внимание. Чем более опытен терапевт — тем хитрее будут его вы­думанные истории. Метафоры, как метод индукции, могут ознако­мить клиента с опытом других людей, укрепить контакт с терапев­том, привести к идентификации с героем или героями, заставляя поразмыслить о смысле представленной истории. Это, в свою оче­редь, стимулирует поиск смысла и значимых контактов, а все вме­сте создает внутреннюю концентрацию и увеличивает податли­вость на позднейшее содействие (Barker, 1985; Brown, 1993; Eisen, 1993; Hammond, 1990; Lankton, Lankton, 1989; Mills, Crowley, 1988).

Ill

Индукция с помощью негативных внушений

У клиентов, для которых принципиальным является вопрос контроля, часто просматривается тенденция к негативным реакци­ям и сопротивлению. Если терапевт говорит: "Сейчас день", то гип­нотизируемый отрицает это словами: "Сейчас ночь".

В гипнотической интеракции негативные реакции можно использовать для пользы индукции, по принципу "клин клином".

Когда клиенту, критически относящемуся к гипнозу, контроли­рующему свои реакции, дают негативные внушения, он совершен­но естественно начнет их отрицать и прореагирует наоборот: таким образом терапевт, пользуясь негативными внушениями может по­лучить требуемую реакцию. Необходимо однако опасаться, чтобы такое не стало рутинным в случае с некоторыми клиентами.

Негативные внушения применяются в индукционной фазе гипнотической интеракции с намерением использовать сопротив­ление клиента и облегчить ему вхождение в гипноз. В определен­ный момент гипнотизируемый осознает, что все негативные вну­шения привели к тому, что он поддался гипнозу. Обычно это пово­ротный пункт в контакте клиента с терапевтом. Клиент уже испы­тал ощущения, спровоцированные терапевтом, и не только перенес их без труда, но и принял их приятными и расслабляющими. Об­легчение, какое вызывает сознание того, что не нужно больше сражаться за контроль, может глубоко повлиять на клиента. Теперь ему известно, что он способен удерживать контроль без необходи­мости сопротивляться. Это событие в дальнейшем послужит осно­вой для будущего гипнотического опыта, который будет прово­диться в соответствии с более позитивной схемой (Grinder, Bandler, 1981; Erickson, Rossi, 1979; Johnson, 1988).

Индукция с использованием техник дезориентации (запутывания)

Наиболее сложные гипнотические паттерны, какие необхо­димо изучить терапевту, это техники дезориентации, поскольку они... как бы это сказать, слегка запутаны. Эти методы целенаправ­ленно разрушают нормальное психическое состояние данного че­ловека, с целью увеличения его податливости внушению.

Когда мы ощущаем растерянность, мы останавливаемся и концентрируемся внутри себя (самоиндукция гипнотического со-

.12

стояния), чтобы привести в порядок нашу информацию и проана­лизировать свое состояние. Когда сознание занято поиском значе­ний, бессознательное становится более восприимчивым к внуше­нию.

Техника дезориентации может принимать множество форм, но все они входят в две категории: разрушение стереотипа или пе­регрузка. "Разрушение стереотипа" состоит в том, чтобы говорить и/или делать то, что спутает традиционный способ реагирования данного человека на конкретные вещи. Сенсорной перегрузкой на­зывается перегрузка сознания клиента, информацией из различных источников, какую оно не может усвоить — так достигается его дли­тельная занятость.

Применение в индукции техники запутывания требует от терапевта скорости и ежеминутного обдумывания своих действий. Чтобы терапевт не потерялся во внушении, которое строит, он дол­жен уметь частично диссоциироваться.

ИТОГ

Техники, представленные в этой главе, относятся к наибо­лее успешным методам индукции гипноза естественным путем. Невозможность представить их с помощью детальных схем - по сути их достоинство. Терапевты, которые смогут выработать в себе способность пользоваться ими, приобретут это исключительно бла­годаря практике, с помощью внимательного наблюдения за пове­дением клиентов во время сессии. Одновременно они получат сво­боду в применении всех реакций клиента для того чтобы поднять качество интеракции.

ЛИТЕРАТУРА

Barker, Р. (1985). Using metaphors in psychotherapy. New York: Brunner/ Mazel.

Brown, P. (1993). Hypnosis and metaphor. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hypnosis (s. 291-308). Washington, DC: American Psychological Association.

Eisen, M (1993). Psychoanalytic and psychodynamic models of hypnoanalysis. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hypnosis (s. 123-149). Washington, DC: American Psychological Association.

Erickson, M. (1958). Naturalistic techniques of hypnosis. American Jour­nal of Clinical Hypnosis, /,38.

Erickson, M. (1964). The confusion techniques in hypnosis. American Journal of Clinical Hypnosis, 6, 185-207.

Erickson, M, Rossi, E. (1979). Hypnotherapy: An exploratory casebook. New York: Irvington.

Gilligan, S. (1987). Therapeutic trances: The cooperation principle in Ericksonian hypnotherapy. New York: Brunner/Mazel.

Grinder, J., Bandler, R. (1981). Trance-formations: N euro-Linguistic Programming and the structure of hypnosis. Moab, UT: Real People Press.

Haley, J. (1973). Uncommon therapy. New York: Norton.

Hamond, D. (red.). (1990). Handbook of hypnotic suggestions and meta­phors. New York: Norton.

Johnson, L (1988). Naturalistic techniques with the „difficult" patient. W: J. Zeig, S. Lankton (red.), Developing Ericksonian therapy: State of the art (s. 397-413). New York: Brunner/Mazel.

Lankton, C, Lankton, S. (1989). Tales of enchantment: Goal-oriented metaphors for adults and children in therapy. New York: Brunner/Mazel.

Lynn, S., Neufeld, V., Matyi, C. (1987). Inductions versus suggestions: Effects od direct and indirect wording on hypnotic responding and experience. Journal of Abnormal Psychology, 96, 76-79.

Mills, J., Crowley, R. (1988). Therapeutic metaphors for children and the child within. New York: Brunner/Mazel.

O'Hanlon, W. (1987). Taproots. New York: Norton.

Otani, A. (1989a). An empirical investigation of Milton H. Ericksons ap­proach to trance induction: a Mark or chain analysis of two published cases. W: S. Lankton (red.), Ericksonian hypnosis: Application, preparation and research (s. 55-68). New York: Brunner/Mazel.

Otani, A. (1989b). The confusion technique untangled: Its theoretical ra­tionale and preliminary classification. American Journal of Clinical Hypnosis, 37,164-172.

Zeig, J. (1988). An Ericksonian phenomenological approach to therapeutic hypnotic induction and symptom utilization. W: J. Zeig, S. Lankton (red.). Devel­oping Ericksonian therapy: State of the art (s. 353-375). New York: Brunner/Mazel.

Zeig, J., Rennick, P. (1991). Ericksonian hypnotherapy: A communica­tions approach to hypnosis. W: S. Lynn, J. Rhue (red.), Theories of hypnosis: Cur­rent models and perspectives (s. 275-300). New York: Guilford.

Глава 17

ГИПНОТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ИХ ИНДУКЦИЯ

Описанные и определенные в этой главе явления являются основой терапевтического использования гипноза. Более того, это фундамент всех видов опыта. В зависимости от содержания, с ни­ми связанного, гипнотические структуры можно составлять так, чтобы они лечили или вредили.

РЕГРЕССИЯ ВОЗРАСТА

Описание

Регрессия возраста состоит в интенсивном, опирающемся на опыте, использовании памяти. Техника регрессии действует двояко. Первый способ — отправить клиента назад во времени за неким опытом, давая возможность его заново пережить (что назы­вают "оживлением"), как если бы это происходило здесь и сейчас. Второй — заставить его припомнить конкретное переживание, на­столько точно, как только он способен (что называется "гипермнезия"). Во время оживления переживаний клиента, он по­гружен в свой опыт, переживая его так, как он был зарегистриро­ван, когда происходил в реальности. В гипермнезии клиент нахо­дится в настоящем, вызывая выразительные детали воспоминаний (Edgette, Edgette, 1995).

Регрессия возраста как гипнотическая техника, дает воз­можность отправиться в прошлое, недалекое или отдаленное, что­бы освежить забытые или подавленные воспоминания значимых событий или "переработать" старые воспоминания в поиске новых выводов (Spiegel, 1993; Weitzenhoffer, 1989).

Стратегия применения регрессии возраста

Во время клинического применения регрессии возраста можно применить, по крайней мере, две общие стратегии, из кото­рых каждая будет основой для множества различных техник. Пер­вая из них касается применения регрессии возраста, чтобы вер­нуться к негативному, травматическому опыту, для того чтобы вы­свободить подавленные чувства и получить возможность взглянуть на данную ситуацию с другой точки зрения. Это может помочь клиенту освободиться от разрушающих влияний такого опыта, ка­кие все еще имеют значение в его жизни В случае этой стратегии целенаправленно применяются, как оживление так и гипермнезия. Решающую роль здесь играет понимание терапевтом того, как сильно клиент должен углубиться в воспоминание или какую дис­танцию необходимо сохранить, чтобы получить максимальную пользу.

Вторую общую стратегию регрессии возраста легко объе­динить с первой. Поскольку она состоит в использовании способ­ности и возможностей гипнотизируемого, которые проявились в прошлом, а сейчас с вредом для него, не используются. Часто у клиента есть возможности, о каких он не знает и поскольку он не осознает их наличия и не имеет доступа к ним, они не используют­ся. Применяя регрессию возраста, можно помочь данному человеку заново открыть в своем собственном опыте конкретные возможно­сти, какие позволят справиться с трудностями как нам это нужно (Edelstein, 1986; Lankton, Lankton, 1983).

Техники

Каждая модель коммуникации, облегчающая клиенту воз­вращение назад это техника регрессии возраста. В некоторых мо­делях применяются внушения, основанные на использовании во­ображения, как основы для углубления в данный опыт. Другие включают более естественные, ежедневно применяемые техники погружения в воспоминания. В зависимости от клиента каждый из этих подходов может быть успешным.

Модели, основанные на воображении гипнотизируемого, используют технику "специального средства передвижения" (на­пример, поезда самолета, машины времени, космического корабля, лифта), какое может перенести клиента в то время, когда произош-

ло, рассматриваемое событие. Это средство транспорта симулиро­вано конкретным средством структурирования опыта, таким обра­зом облегчение процесса регрессии требует большого количества деталей

Более естественный подход к регрессии возраста основан на использовании косвенных внушений, позволяющих вовлечься в воспоминания без формальной фразы терапевта: "А теперь можете вернуться в прошлое". Шаблоны включают вопросы, связанные с опытом, направляющие гипнотизируемого на его личную историю и обсуждение информации личного или профессионального опыта (например: "Можете ли вы вспомнить, как вы себя чувствовали при получении диплома?") Техника задавания вопросов, наводя­щих данного человека на его собственное прошлое, требует от клиента изучения воспоминаний и поиска в них подходящих собы­тий, необходимых для того, чтобы отреагировать соответствую­щим образом. Можно исходить от давно прошедшего события. Дальнейшие умелые вопросы погрузят клиента в воспоминания на­столько, что заставят его пережить его заново. Чтобы этот опыт сделать менее беспокоящим клиента, терапевт может косвенно об­легчить для него регрессию, описывая аналогичные переживания, свои или других людей. Когда применяется опыт посторонних лиц, клиент совершенно естественным образом проявляет склонность к проекции себя на представленную ситуацию, представляя себе как бы он чувствовал или повел себя в такой ситуации. Например, раз­говор об ощущениях других людей в детстве, позволяет гипноти­зированному идентифицировать себя с ними на основе собствен­ных ощущений того периода. Поэтому регрессия наступает кос­венно с помощью идентификации и проекции, а гипнотизирован­ный способен возвратиться во времени, чтобы заново пережить со­ответствующие события (Erickson, Rossi, 1979).

Другие техники регрессии возраста включают: 1) аффек­тивный или соматический мост, когда чувства или сознание клиен­та объединяются с одним из первых ощущений такого типа ("Осознавая ощущение недостаточного контроля, какое вы описа­ли, вы можете вернуться во времени, вспомнив ситуацию когда вы почувствовали нечто подобное впервые"); 2) временная дезориен­тация, когда используют соответствующие внушения с целью при­вести к потери перцепции "сейчас" и провести реориентацию кли­ента на "тогда" ("То что происходит теперь и происходило раньше,

основано на том, что воспоминания о тогда, теперь напоминают вам о тогда, когда раньше было так существенно и когда раньше становится теперь, поскольку вчера переходит в сегодня, вы може­те вспомнить вчера, как если бы это было сейчас, ибо теперь и то­гда, вспоминая тогда, как если бы это было теперь, может быть та­ким важным..."); 3) прогрессия и регрессия возраста, когда клиента вначале ведут в будущее, с перспективы которого он может вспом­нить события собственного прошлого ("Посмотрите в будущее, на мгновенье, когда сможете смотреть назад..."). Ориентируя данного человека вначале в будущее, вы еще более увеличиваете эмоцио­нальную дистанцию к ранним событиям, что облегчаете возвраще­ние к ним и их терапевтическое использование (Erickson, 1954; Gilhgan, 1987; Hammond, 1990; Watkins, 1971).

ПРОГРЕССИЯ ВОЗРАСТА

Описание

Прогрессия возраста связана с применением проекции в будущее. Она состоит в "введении" клиента в будущее, где у него будет возможность представить себе последствия, происходящих теперь перемен или опыта переживаемого в данную минуту, объе­динение их значений на глубоком уровне и обретение более широ­кого взгляда на собственное существование, нежели во время обы­денной жизни. Хотя это определенный вид предвидения, он воз­действует также как и придающее храбрости воспоминание.

Существует по крайней мере два дополняющих друг друга способа применения прогрессии возраста: как проверка успешно­сти своей работы и как терапевтическая интервенция. Оба подхода требуют введения клиента в будущее, каждый с различной целью.

Применение прогрессии возраста для проверки собствен­ной работы — один из способов оценить определенные необычай­но важные измерения терапевтической интервенции. Благодаря ему можно убедиться в том, окажется ли результат интервенции длительным и каким будут его последствия на жизнь данного че­ловека (Erickson, 1954; Havens, 1986; Phillips, Frederick, 1992).

Техники

Непосредственная техника, облегчающая прогрессию воз­раста, очень похожа на технику регрессии возраста: "специальное средство передвижения" для того чтобы отправиться в будущее — киноэкран для просмотра фильма о будущем, книга в какой можно о нем прочитать, коллекция фотографий будущих событий — это структурные методы, поддерживающие ориентацию на будущее или его проекцию.

Косвенные внушения, служащие ориентации на будущее, могут включать анекдоты ("Одна из моих пациенток, с которой я работал, могла представить себя спустя два месяца после сессии, когда она занимается тем, что мы как раз обсуждаем. Когда она смогла сделать это, то узнала что..."); контекстные приказы ("'Я люблю иногда подумать о том, каково будет в будущем, когда можно будет оглянуться назад, удовлетворенно подумать о всех проведенных изменениях..."); пресуппозиции, или языковые уста­новки ("Интересно, что вы будете делать, когда осознаете, что уже давно не курили..."); косвенные контекстные приказы ("Можете ли вы мне ответить, как вы опишете своим друзьям способ решения этой проблемы").

Каждый из этих способов создает у клиента психическую склонность, позволяющую развить позитивные надежды, связан­ные с будущим (deShazer, 1978; Hammond, 1990; Lazarus, 1984; Torem, 1992; Yapko, 1988, 1992).

АМНЕЗИЯ

Описание

Амнезия это утрата памяти; ее коротко можно определить, как невозможность что-то вспомнить. Классический защитный ме­ханизм, называемый "вытеснением" — это основной механизм, от­вечающий за амнезию.

Гипнотизируя клиента, заставляя его сознательно забыть различные внушения и предвидимый опыт, бессознательному да­ется возможность реагировать правильным для него способом и свободно творчески использовать гипнотический опыт.

Кроме подачи бессознательному терапевтических внуше­ний, для применения их по мере необходимости, амнезию можно использовать более непосредственно, для подавления болезненных воспоминаний. В таких случаях внушения забвения чего-либо имеют шанс быть принятыми лишь в случае, если заранее имело место выздоровление (решение проблемы, catharsis).

Несмотря на довольно распространенное ошибочное убеж­дение, амнезия не является неразрывно связанной с гипнозом. Если у клиента есть тенденция запоминать внушение и опыт, то он это запомнит (Erickson, Rossi, 1974; Zeig, 1985).

Техники

Возникновение амнезии тем менее правдоподобно, чем бо­лее прямым будет внушение. Такая зависимость более сильна, не­жели в случае с другими характерными для гипноза явлениями. Внушение клиенту, "забыть все случившееся" с определенной точ­ки зрения может быть весьма рискованным, даже если клиент по­датлив и послушен. Из своего опыта я знаю, что намного более ус­пешными будут косвенные техники, где можно применять огром­ный набор форм, кроме прочего: косвенные внушения, перенос внимания и дезориентирующие внушения.

Когда применяются непосредственные методы, вероят­ность возникновения амнезии возрастает при разрешительном подходе (Cooper, 1979; Evans, 1986; Hilgard, 1968; Zeig, 1985).

АНАЛЬГЕЗИЯ И АНЕСТЕЗИЯ

Описание

Гипнотическая анальгезия и анестезия основаны на ослаб­лении физических ощущений. Анальгезия это уменьшение чувства боли, при одновременном сохранении, связанных с этим впечатле­ний, обращающих внимание клиента на собственное тело (напри­мер: давление, температура, позиция тела). Анестезия это полное или почти полное отсутствие ощущений во всем теле или его час­ти.

Умение уменьшать боль, насколько это возможно, станет венцом способности человеческого сознания, основой одного из

наиважнейших применений терапевтического гипноза. Работа со страдающими клиентами требует солидных знаний в области по­нимания принципов использования гипноза, философии человека, психологических мотивов, обработки данных и интерперсональной динамики. С определенной точки зрения, со страдающими клиен­тами работать легко, прежде всего из-за их (обычно) высокой мо­тивации. С другой стороны, боль влияя на все аспекты их жизни, превращает их в невероятно трудных партнеров. Поэтому в кон­тактах с ними необходимо проявлять множество сочувствия, по­нимая, что боль зачастую это нечто намного большее нежели про­сто боль: она может стать источником беспокойства, чувства бес­силия и депрессии, закрепленной зависимости от окружающих и ограничением социальных контактов.

Даже страдание, по чисто органическим причинам, имеет психический аспект, каждый человек по разному ощущает боль и по разному переносит ее последствия. По многим причинам, веро­ятно связанным с лучшим самоконтролем, какой дает гипнотиче­ский опыт, гипноз наиболее открыто занимается психологической стороной боли. С его помощью можно уменьшить страх и беспо­койство, чувство бессилия и пессимизм. Он находит применение также в физической стороне боли, доказательством чего являются различные методики лечения, с применением гипнотических об­разцов.

Применение гипноза для борьбы с болью полезно по не­скольким важным причинам. Прежде всего, он усиливает самокон­троль и в последствии увеличивает ответственность за самочувст­вие. Когда кто-то чувствует себя обиженным людьми или угнетен болью, трудно начать настоящее лечение. Способность сохранять самоконтроль, страдающему человеку необычайно важна, а гипноз облегчает это.

Кроме того естественная способность испытывать гипноз позволяет уменьшить количество принимаемых обезболивающих медикаментов или даже вообще от них отказаться. Гипноз не ведет к проявлению побочных явлений и зависимости. У разных людей, благодаря ему, удается уменьшить боль в различной степени, но каждый результат несмотря на качество, достигается безопасно и совершенно естественным образом.

Гипноз также позволяет функционировать на более высо­ком уровне и у людей применяющих его, поддерживает процесс

лечения. Активность, какую дает здоровое состояние, важна с лю­бой точки зрения и может существенно помочь в решении кон­кретной проблемы. Позитивная настроенность, расслабление, уменьшение беспокойства и страхов, могут стать важными факто­рами, облегчающими возвращение к здоровью или по крайней ме­ре сдерживающими ухудшение (Brown, Fromm, 1986; 1987; Chaves, 1989, 1993; Crasilneck, Hall, 1985).

Техники

У клиента, достаточно поглощенного гипнотическим опытом, анальгезия часто наступает спонтанно. Она связана с ограничением возможности двигаться (каталепсия), заметно проявляющейся у загип­нотизированного и уменьшает осознание своего тела. Таким образом, любая техника успешно изолирующая сознание данного человека от актуальных физических ощущений, может иметь косвенный анальге-тический эффект. Благодаря тренингам и дополнительным сессиям, страдающие клиенты могут научиться переносить внимание на другие вещи, а после концентрировать внимание на позитивных концепциях, чувствах, воспоминаниях или еще чем нибудь. Чтобы более успешно бороться с болью, применяя эту методику, необходимо обучиться ау-тогипнозу (см. главу 18).

Техника, основанная на применении непосредственных внушений анальгезии, требует внушений уменьшения или отсутст­вия ощущений в месте, где клиент ощущает боль. Другим непо­средственным методом, хоть и в меньшей степени, будет "перчаточная анестезия". В этом процессе изменения ощущений, клиенту дают внушение испытать анестезию одной или обеих ла­доней. Когда это наступит, можно давать дальнейшие внушения, для перенесения этого ощущения на любую другую часть тела.

Физическая диссоциация, как техника облегчающая аналь­гезию, состоит во внушении клиенту субъективного опыта о том, что его сознание и тело существуют в двух различных уровнях ощущений. Дистанция между ними должна быть достаточной, для того чтобы загипнотизированный не замечал того, что ощущает его тело.

Можно также применять другие методы введения анальге­зии: 1) амнезию, во время которой клиенту дают внушение забыть об ощущении боли. Это прерывает последовательность ощущения

боли, тем самым открывая путь к переживанию, вначале спорадич­но, потом все более постоянно, периодов расслабления, закреп­ляющихся в памяти клиента; 2) постепенное уменьшение боли, пу­тем внушения медленного исчезновения чувства дискомфорта в определенный период времени; 3) псевдоориентацию во времени, когда загипнотизированного подвергают регрессии возраста в пе­риод после его выздоровления; 4) нарушение восприятия времени, когда в субъективном восприятии можно растянуть время хороше­го самочувствия (см. главу о нарушении перцепции времени); 5) регрессию, во время какой человека отправляют назад в период, предшествующий возникновению боли (Barber, 1977; Barber, Adrian, 1982; Erickson, 1966; Erickson, 1983; Hammond, 1990; Hilgard, Hilgard, 1994).

КАТАЛЕПСИЯ

Описание

Каталепсию определяют как торможение волевых движе­ний, связанное с интенсивной концентрацией на определенном раздражителе. Степень концентрации на ассоциациях, спровоциро­ванных терапевтом, определяет область, в которой клиент в со­стоянии продемонстрировать каталептические реакции. Они могут включать концентрацию зрения, полную обездвиженность, так на­зываемую восковую гибкость, обычно связанную с кататоническим клиентом, конечности которого принимают любую позицию, при­данную им терапевтом, напряжение мышц, бессознательные дви­жения и замедление основных физиологических процессов, таких как дыхание, моргание и сглатывание. Признаки каталепсии могут в значительной мере служить показателем гипноза (как возникше­го спонтанно, так и с помощью формальной индукции), также они могут быть внушенными, с определенными терапевтическими це­лями, какие я вскоре опишу.

Каталепсию необходимо признать одной из основных черт гипноза, поскольку непосредственно или косвенно, она связана с каждым гипнотическим явлением. Будучи процессом концентра­ции на новой реальности, она открывает путь для отказа от "старых" реальностей, на период достаточно долгий, чтобы вы-

звать терапевтический опыт регрессии возраста, анальгезию или сенсорные изменения.

Каталепсия означает такую сильную концентрацию внима­ния на одном уровне (или на нескольких), что на остальных уров­нях клиент проявляет значительную активность и податливость на указания терапевта. Человек, сконцентрированный на чем-то опре­деленном, может удерживать руку в приданной ей позиции, так как слишком занят другим и не способен подумать об изменении ее положения.

Терапевтические цели достижения каталепсии можно опи­сать двояко. Каталепсия может быть целенаправленной реакцией или служить для облегчения другого гипнотического опыта по­средством указания клиенту того, что его бессознательное может реагировать автоматически. Каталепсию, как целенаправленную реакцию можно применять, например по отношению к человеку, который должен до минимума ограничить движения, чтобы быст­рее и удобнее вернуться к здоровью. Будучи явлением, облегчаю­щим другой гипнотический опыт, каталепсия может служить осно­вой для привлечения и занятия внимания клиента — то есть быть индуктором. Давая возможность увеличить независимую актив­ность бессознательного и укрепить степень вовлеченности или концентрации гипнотизируемого — она действует также углуб-ляюще (Erickson, Rossi, 1976; Weitzenhoffer, 1989).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.