КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение в гипноз 10 страница
ПЕРЕЖИВАНИЕ ЗАНОВО КРИТИЧЕСКОГО (ТРАВМАТИЧНОГО) СОБЫТИЯ Нельзя избежать болезненного опыта, также как нельзя уйти от косы смерти. Машины разбиваются, люди умирают, войны не кончаются... Несмотря на мрачную реальность, обычно важнейшее влияние на нашу жизнь производят, так называемые, травмы повседневности. Вредный ребенок, который насмехался над вашими веснушками, брюки, лопнувшие в самом неподходящем моменте, и это глупое неуместное замечание, какое не должно было быть произнесенным, все это примеры такого типа травм невероятно важного значения. Когда спустя годы, они будут подвергнуты разумной оценке, то покажутся глупыми (и иррациональными), однако все еще несут в себе большой эмоциональный заряд. Людям, испытавшим травму (даже если терапевт оценивает ее слабой, мерой травматизма являются чувства клиента), травматические события могут стать поворотным пунктом в жизни. Если такие события привели к изменениям в худшую сторону, а так случается не всегда, то подходящим методом лечения может стать заново переживание критического события. Такой метод включает оживление опыта, каталепсию, диссоциацию, прогрессию возраста и галлю- цинацию. Этот процесс, большой эмоциональной силы, целью которого будет освобождение подавленных чувств, вязаных с травматическим событием (катарсис), а после упорядочивание их иным образом (реинтерпретация). Если клиент сохранил сознательные воспоминания о критическом событии, то действия будут относительно простыми. Если же инцидент был забыт или частично подавлен, весь процесс необходимо провести с чувством, поскольку бессознательное такого человека будет стараться удержать соответствующую информацию вне сознания. В таком случае допустимо применение стратегии переживания критического события, необходимо однако сохранить осторожность и позволяя клиенту делать это в выбранном им темпе и лишь в крайнем случае склонить его к непосредственному столкновению с тем, чего он избегает. Необычайно полезным в оценке, готовности бессознательного клиента справиться с травматическим опытом и\или его последствиями (а также хочет ли оно и в состоянии ли это сделать), может оказаться эксперимент с помощью идеомоторных воображений (ideomotor questioning) (Cheek, 1994; Erickson, Kubie, 1941; Feldman, 1985; Spiegel, 1993; Spiegel, Spiegel, 1987; Yapko, 1992). ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ Во многих методах терапии применяются "домашние задания", поручение клиенту заданий, какие он должен выполнять между терапевтическими сессиями. Они должны укрепить мысли чувства и образцы поведения, признанные терапевтом полезными для лечения. Техника использует уровень непосредственного опыта, часто намного более существенного чем уровень к какому обращается вербальная терапия. Это гипнотический опыт, поскольку его можно считать в процессе лечения, метафорой, связанной с ощущениями. Другими словами, соответственно представленные домашние задания, будут относиться к неосознанной динамике, представляемой проблемы. Вовлеченность в действия, какие во время конфронтации со сдерживающими мыслями, чувствами и поведением, изменят воззрение клиента на себя, может принести желаемые плоды перемен (Haley, 19973; Lankton, 1988; Madanes, 1981, 1984; Yapko, 1988). Один из типов домашнего задания состоит в поручении клиенту провести эксперимент, основанный на том, чтобы испытать его вредные убеждения, в которые он верит, хотя в реальности они не соответствуют правде. Например, один из моих подопечных, терапевт, за восемь лет ведения практики ни разу не взял отпуск. Он боялся, что за время его отсутствия с клиентами может произойти нечто ужасное. Я подчеркнул значение свободного времени для каждого человека, убеждая его, что люди, которых он лечит должны приобрести самостоятельность, в степени, позволяющей им преодолевать кратковременные отсутствия терапевта. Он согласился со мной и решил взять короткий отпуск. С многонедельным упреждением он проинформировал клиентов о своих планах, а также дал им имена и телефоны двух терапевтов, которые должны были его заменять. Я попросил его постараться предвидеть всяческие возможные проблемы. Наконец он уехал, убежденный, что приготовил все наилучшим образом. Во время его отсутствия ничего плохого не случилось и мой подопечный признал, что все-таки может иногда уехать и сказал: "Я способен подготовить это все лишь до определенной степени, остальное — дело моих клиентов". РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ Этот метод состоит в остановке системы убеждений клиента, на время, достаточно долгое, чтобы он мог рассмотреть свою проблему с другой перспективы. Превращение "наполовину пустого стакана" в стакан "наполовину полный" может стать примером трансформации негативного взгляда в позитивный. Реструктуризация может также действовать и в обратном направлении. Если терапевт прокомментирует действие, в которое клиентка была вовлечена с добрыми намерениями, словами: "Как вы могли сделать такое?", он может резко превратить ее удовлетворение в страдание. Целью большинства интервенций, будет однако превращение страданий в удовлетворение. Основные принципы реструктуризации, как стратегии интервенции, исходят из убеждения о том, что каждый опыт (мысль, чувство, поведение) имеют некую позитивную ценность. Объясняя, как и почему опыт, который клиент принимает за негативный, в соответствующем контексте, может представлять для него некую ценность, терапевт в состоянии изменить отношение клиента к данному опыту, разгружая тем самым его негативные чувства (Bandler, Grinder, 1979, 1982; Gilligan, 1987; Watzlawick, Weakland, Fisch, 1974). Воспользуемся примером человека, который верит, что жизнь черно-белая и все может быть лишь черным или белым. Такой человек рассуждает в категориях "должен" и "это единственный верный способ". В рамках реструктуризации, можно дать ему внушения типа: "Наверное каждый видел тесты с пятнами чернил, какими пользуются некоторые психологи... клиент видит кляксу... загадочный раздражитель... и придает ему значение... изнутри...это проекция... на самом деле ведь... клякса ничего не значит... только то, о чем вы думаете... а что самый многозначный раздражитель для человека?... Жизнь! Жизнь это пятно чернил... проживая каждый день своей жизни... одни видят ее как приключение... шанс... другие как полосу препятствий, с которой необходимо бороться до самой смерти..." Проводя реструктуризацию "черно-белой жизни" в "жизнь как чернильное пятно", заново определяются значения основного десигната. Поскольку реструктуризация означает придание новых определений. ПРЕДПИСАНИЕ СИМПТОМОВ Предписание симптомов, как терапевтический метод состоит в непосредственном или косвенном поддержании опасений клиента. Клиенту предлагается делать то, что он делает, но определенным, описанным терапевтом способом, благодаря детальному измененению (например времени или расположения). Клиент может начать по иному воспринимать данный симптом. Предписанный симптом перестает быть чем-то странным, тем что "случается само собой", теперь возникая по требованию терапевта. Спонтанное проявление принимает характер обдуманного действия. Модель проблемы переламывается и впоследствии она теряет привычное значение, что также, нивелирует прежние ассоциации. Область применения парадигмы предписания симптомов довольно обширна. Предлагая человеку, который реагирует сопротивлением, делать именно это, мы определяем сопротивление как сотрудничество. Настраивая клиента позитивно на проявление симптома (если он не сопротивляется этому и не протестует, что еще более полезно), мы определяем его возможным к акцептации и желаемым элементом лечебного процесса. Поддерживая такое поведение клиента, можно обозначить неконтролированым проявлениям четкие границы, которые облегчат успешную борьбу с этими симптомами. Остающийся вне контроля больного симптом, теперь переходит под ваш контроль — а вы можете свободно изменить его с пользой для клиента (Haley, 1973; Seltzer, 1986; Weeks, 1991; Zeig, 1980a, 1980b). ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТАФОРЫ Терапевтические метафоры это рассказы, являющиеся аналогиями на проблемы клиента. Правильно представленные, они способны глубоко абсорбировать его внимание. Зачастую слушатель придает историям значения, которые терапевт и не пытался передать, что приводит к тому, что эти истории влияют сильнее чем это планировалось! Умение рассказывать гипнотическим образом (то есть значимо, используя реакцию слушателя, применяя введенные в текст внушения контекстные приказы и т.д.) является неоценимым. Необходимость индуцировать состояние формального гипноза уменьшается, по мере того, как во время начала и далее в течении развития истории, возникают следующие друг за другом гипнотические реакции. Естественную способность клиента входить в гипноз и выходить из него, в то время как он слушает терапевта, можно укрепить, как раз посредством применения терапевтических метафор. Использование такой техники может привести к тому, что изменения произойдут относительно легко (Barker, 1985; Brown, 1993; Gordon, 1980; Haley, 1973; Hammond, 1990; Lankton, Lankton, 1983, 1986, 1989; Mills, Crowly, 1986; Rosen, 1982; Spiegelman, 1990; Zeig, 1980c). Вот пример терапевтической метафоры. Она может подойти человеку, который с трудом переносит изменения в жизни и ко- му умение подстраиваться крайне необходимо (например при перемене места работы). "...Вы вероятно, хоть раз в жизни были в зоопарке... прекрасное место, где можно поучиться правильно прожить свою жизнь... в зоопарке столько разнообразных форм жизни... богатство жизни... все эти необыкновенные создания... все с различными чертами, для чего-то нужными... начинаешь понимать, что некоторые животные выжили только благодаря тому, что эволюционировали до огромных размеров... а другим неплохо живется с маленьким ростом... у кого-то все получается потому, что они питаются лишь ночью, в то время как другие днем... некоторые спокойны и пугливы, другие агрессивны и нападают на тех кто больше их самих... иные изменяют цвет, чтобы слиться с окружением... а иные прячутся в норах... есть такие что летают... как хорошо взлететь над всем этим... урок, какой дает нам природа, весьма поучителен... можно подстроиться к климату... приспособиться к региону... к конкретному месту... и выработать способность развиваться... этот урок может показаться жестоким... приспособиться или погибнуть... но ценность удачной адаптации неоспорима..." ИТОГ Когда терапевт применяет гипноз в терапии, его роль состоит в активном облегчении клиенту опыта, потенциально представляющего для него терапевтическую ценность. Литература о гипнозе и психотерапии описывает тысячи разнородных терапевтических стратегий. Методы, описанные в данной главе используются наиболее часто. ЛИТЕРАТУРА Araoz, D. (1985). The new hypnosis. New York: Brunner/Mazel. Bandler, R., Grinder, J. (1979). Frogs into princes. Moab, UT: Real People Press. Bandler, R., Grinder, J. (1982). Reframing: N euro-Linguistic Programming and the transformation of meaning. Moab, UT: Real People Press. Barker, P. (1985). Using metaphors in psychotherapy. New York: Brun-ner/Mazel. Brown, P. (1993). Hypnosis and metaphor. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hypnosis (s. 291-308). Washington, DC: American Psychological Association. Cheek, D. (1994). Hypnosis: The application ofideomotor techniques. Boston, MA: Allyn Bacon. Erickson, M., Kubie, L. (1941). The successful treatment of a case of acute hysterical depression by a return under hypnosis to a critical phase of childhood. Psychoanalytic Quarterly, 10, 583-609. Erickson, M., Rossi, E. (1989). The February man: Evolving consciousness and identity in hypnotherapy. New York: Brunner/Mazel. Feldman, S. (1985). Abreaction revisited: A strategic and interpersonal perspective. W: J. Zeig (red.), Ericksonian psychotherapy, 1.1, Structures (s. 338-358). New York: Brunner/Mazel. Gilligan, S. (1987). Therapeutic trances: The cooperation principle in Ericksonian hypnotherapy. New York: Brunner/Mazel. Gilligan, S. (1988). Symptom phenomena as trance phenomena. W: J. Zeig, S. Lankton (red.). Developing Ericksonian therapy: State of the art (s. 327-352). New York: Brunner/Mazel. Gordon, D. (1980). Therapeutic metaphors. Cupertino, CA: Meta Publications. Haley, J. (1973). Uncommon therapy. New York: Norton. Haley, J. (1984). Ordeal therapy. San Francisco: Jossey-Bass. Hammond, D. (red.). (1990). Handbook of hypnotic suggestions and metaphors. New York: Norton. Lankton, С (1988). Task assignments: Logical and otherwise. W: J. Zeig, S. Lankton (red.), Developing Ericksonian therapy: State of the art (s. 257-279). New York: Brunner/Mazel. Lankton, S., Lankton, С (1983). The answer within: A clinical framework of Erickso-nian hypnotherapy. New York: Brunner/Mazel. Lankton, S., Lankton, С (1986). Enchantment and intervention in family therapy. New York: Brunner/Mazel. Lankton, S., Lankton, С (1989). Tales of enchantment: Goal-oriented metaphors for adult and children in therapy. New York: Brunner/Mazel. Madanes, C. (1981). Strategic family therapy. San Francisco: Jossey-Bass. Madanes, C. (1984). Behind one-way mirror: Advances in the practice of strategic therapy. San Francisco: Jossey-Bass. Mills, J., Crowley, R. (1986). Therapeutic metaphors for children and child within. New York: Brunner/Mazel. Rosen, S. (red.). (1982). My voice will go with you. New York: Norton. Seltzer, L. (1986). Paradoxical strategies in psychotherapy. New York: John Wiley & Sons. Spiegel, D. (1993). Hypnosis in the treatment of post-traumatic disorders. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hypnosis (s. 493-508). Washington, DC: American Psychological Association. Spiegel, H., Spiegel, D. (1987). Trance and treatment: Clinical uses of hypnosis. Washington, DC: American Psychiatric Press. Spiegelman, E. (1990). Metaphor and meaning in psychotherapy. New York: Guilr'ord. Watzlawick, P., Weakland, J., Fish, R. (1974). Change. New York: Norton. Weeks, G. (red.). (1991). Promoting change through paradoxical therapy. New York: Brunner/Mazel. Yapko, M. (1988). When living hurts: Directives for treating depression. New York: Brunner/Mazel. Yapko, M. (1992). Hypnosis and the treatment of depressions. New York: Brunner/Mazel. Zeig, J. (1980a). Symptom prescription and Ericksonian principles of hypnosis and psychotherapy. American Journal of Clinical Hypnosis, 25,16-23. Zeig, J. (1980b). Symptom prescription techniques: Clinical application using elements of communication. American Journal of Clinical Hypnosis, 23, 23-32. Zeig, J. (red.). (1980c). A teaching seminar with Milton H. Erickson, M.D. New York: Brunner/Mazel. Zeig, J. (1988). An Ericksonian phenomenological approach to therapeutic inductions and symptom utilization. W: J. Zeig, S. Lankton (red.), Developing Ericksonian therapy: State of the art (s. 353-375). New York: Brunner/Mazel. Глава 20 ГИПНОЗ В ЛЕЧЕНИИ ЧАСТО ВОЗНИКАЮЩИХ РАССТРОЙСТВ В клинической практике встречается большое разнообразие проблем, как относительно редких, так и довольно обычных. В этой главе находятся короткие описания наиболее часто встречающихся клинических случаев, а также некоторые болезни, ассоциируемые обычно с гипнотическим способом лечения. Дискутируется вопрос, как можно применять гипноз, непосредственно и косвенно, в борьбе с этими болезнями. НАРУШЕНИЯ В НАСТРОЕНИИ И ЭМОЦИЯХ (СТРАХ, СТРЕСС, ФОБИЯ, ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ) Гипноз, как инструмент, осуществляющий контроль может помочь формировать способность релаксации и самоконтроля. Я считаю, что обучение клиентов самогипнозу (самостоятельной гипнотической индукции) и его применению в любой момент, будет необходимой стороной применения гипноза в клиническом контексте. Сознание того, что вы способны глубоко расслабиться, провести реорганизацию своих мыслей, чувств и поведения, может сильно помочь в борьбе со стрессом и беспокойством. В конце концов, стресс часто возникает из интерпретации событий, а не от самих событий. Гипноз облегчает в таких случаях изменение перспективы, вследствие чего изменяет реакцию (Bandler, 1985; Brown, Fromm, 1987; Crawford, Barabasz, 1993; Habeck, Sheikh, 1984; Spiegel, 1993a, Yapko, 1989). ДЕПРЕССИЯ Депрессия — очень сложная многосторонняя проблема, которую время от времени, в различной степени сложности, испыты- вают практически все. Если человек погружен в депрессию, гипнотические методы могут быть успешными при разрешении дилемм человеческих отношений, когнитивных нарушений, ошибочной оценки и других форм поведения, вызывающих депрессию. Гипноз можно применять поверхностно, чтобы сгладить страх, прервать негативные размышления, увеличить реактивность к раздражителям, ввести позитивные надежды. Более глубокий подход облегчает выход из жестких образцов мышления или интерпретации событий, поддерживая также реструктуризацию значений, связанных с опытом, источник которых — система ошибочных убеждений, и облегчая построение позитивных основ, для реакций на то, что может произойти в жизни (Burrows, 1980; Havens, Walters, 1989; Havens, 1986; Miller, 1984; Torem, 1992; Yapko, 1988, 1989, 1992a, 1992b). МНОЖЕСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ В последнее время признали (это описано в медицинской литературе), что множественная личность, ранее считавшаяся необыкновенно редким нарушением, проявляется значительно чаще чем полагали многие терапевты. Это весьма спорный диагноз, поскольку несмотря на включение его в четвертое издание Diagnostic and Statistical Manual (DSM-4 —Руководство по Статистике и Диагностике), вопрос о том, может ли явная диссоциация, в таких случаях быть результатом применения клинических методов, все еще остается без ответа. Существует повсеместное убеждение, что множественная личность берет свое начало в серьезных травмах детства (например, сексуальное или физическое злоупотребление), и что диссоциативные реакции (фрагментация) играют роль защитных механизмов. Доказано, что люди, страдающие расщеплением личности отличаются высокой гипнотической податливостью и склонностями к фантазии (Frankel, 1990; Frischholz, 1985; Lynn, Rhue, Green, 1988) Гипноз применяется в этих случаях для того чтобы изучить область и степень диссоциации клиента, реструктуризировать травму "переработать" травматические воспоминания и облегчить интеграцию (Bliss, 1986; Braun, 1986; Horevitz, 1993; Kluft, Fine, 1993; Putnam, 1989; Ross, 1989). БОЛЬ, БОЛЕЗНЬ, ОЗДОРОВЛЕНИЕ Фрагменты, относящиеся к анальгезии и анестезии позволили осознать читателям факт того, что гипноз можно применять для уменьшения или исключения боли и страданий. Все еще существует ошибочная концепция, гласящая, что если можно с помощью гипноза изменить ощущения боли, то это значит она не была "настоящей", а "психологической" (то есть психогенной). В реальности гипнозом можно пользоваться как единственным или основным "средством анестезии" даже во время серьезных операций, в случаях когда без сомнения имеет место повреждение ткани и боль вызвана физическими факторами. Остается секретом, каким образом индукция и применение, каких бы то ни было методик борьбы с болью, дают возможность хирургического вмешательства без применения анестетических средств (попытка объяснить это — предмет многих исследовательских работ). Это явление, хотя и поражает, не вызывает однако сомнений. Острый или хронический тип боли, а также ее происхождение из известного (органическая болезнь или ранения) или неизвестного (например, психологические факторы) источника, не влияют на успешность гипноза в уменьшении боли и страданий (Brown, Fromm, 1987; Chaves, 1993; Erickson, 1959, 1966; Hammond, 1990; Hilgard, Hilgard, 1994; Spanos, Chaves, 1989). Гипноз с успехом используется в лечении многих медицинских проблем, включая ожоги, рак, астму, аллергию, шум в ушах, повышенное давление и бородавки. Гипноз может повысить качество и скорость процесса выздоровления, помогая обрести чувство самоконтроля (уменьшающее депрессию и страх). Он может также стать практичным плацебо. "Лечит" ли гипноз рак, СПИД или другие болезни? В свете клинического гипноза это довольно противоречивый вопрос. Существует множество слухов о ремиссии раковых опухолей и случаях излечения с применением гипнотического процесса. Пополняется также число объективных доказательств того, что гипноз способен укрепить естественную защиту организма — нашу иммунную систему (Spiegel, 1993b). Фраза: "Излечи себя сам" обращена к тяжело больным и умирающим. Практики, действующие согласно этике, понимают, что не в состоянии никому обещать: "Я вылечу ваш рак", но также очевидна для них польза, которую нельзя отрицать, вытекающая из попытки добиться этого. Балансирование между подпиткой потенциально ложных убеждений и верой, в то что выздоровление возможно, будет серьезным вызовом для практикующих лечение тела и сознания (Benjamin, Trubo, 1987; Chopra, 1991; Jevne, Levitan, 1989; Pearsall, 1987; Rossi, 1993; Cheek, 1988; Siegel, 1986; Simonton, Henson, Hampton, 1992). ПРОБЛЕМЫ В КОНТАКТАХ (ПАРЫ, СЕМЬИ) Наши партнеры зачастую не владеют соответствующими навыками коммуникации, имея неясно определенные или неверные цели, проявляя низкую самооценку, избегая интимности или вовлеченности. Существуют также иные подобные преграды на пути создания удачного союза. Гипнотические стратегии можно применять для уточнения целей, увеличения уровня мотивации, для нивелирования различий между партнерами, улучшения коммуникации, решения подсознательных конфликтов, касающихся интимности и вовлеченности. В семейной консультации полезными техниками будут метафорические методики, переписывание симптомов и реструктуризация. В индивидуальной работе с тем у кого есть проблемы в своем союзе, оправдывает себя стратегия изменения жизненной истории, так как благодаря ей клиент может пережить новый опыт, открывая в себе возможности, необходимые для создания здоровых отношений с другим человеком. Помогать клиенту открывать, чего он действительно хочет и что ценит, это хорошее начало при всех клинических проблемах, однако особое значение оно приобретает в семейной консультации (Haley, 1973; Kershaw, 1992; Lankton, Lankton, 1986; Protinsky, 1988; Ritterman, 1983, 1985). ПРОБЛЕМЫ С САМООЦЕНКОЙ Когда с помощью гипноза пытаются решать проблемы клиента, связанные с самооценкой, то ему можно помочь, стара- тельно формулируя планы и их реализацию, помогая взять в свои руки контроль над ситуацией. Клиенты зачастую весьма самокритичны. Верная самооценка не исключает голоса "внутреннего критика", а означает, что такой человек не принимает за правду все им сказанное. Не удается ему заглушить и то, что это он главное существо его "я". Верная самооценка позволяет понизить или просто проигнорировать внутреннего критика, давая также возможность сохранить границу между тем кем человек является и тем, что он делает. Во время лечения реструктуризация начинается с утверждения "Это не вы, это способ, которым вы поступаете, пытаясь выполнить действие X". Работа над методом удачного выполнения фактора X, поднимает самооценку. Внимание клиента можно пытаться абсорбировать метафорой, знакомящей его с опытом другого человека, объясняя ему, как герой рассказа, испытавший подобные или такие же структурные проблемы, справился с ними и какие это имело последствия. С помощью терапевтической метафоры клиент может усвоить знание, которое может сильнее повлиять на него нежели банальная мораль. Рассказы необходимо подстраивать к ситуации данного человека, его чувствам, опыту и неосознанной динамике поведения, в такой степени в какой это нужно терапевту. Когда, благодаря этому произойдет идентификация, терапевтическая метафора будет развиваться далее, предоставляя решения, побуждая действовать и подавая контекстные внушения (Alman, Lambrou, 1992; Hfmmond, 1990; Lankton, Lankton, 1983; McNeal, Frederick, 1993). СЕКСУАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА Страдающие сексуальными расстройствами часто находятся в состоянии диссоциации, касающейся сексуального аспекта их жизни. Часто их личность пытается вовлечься в сексуальную активность, в то время как другая часть "я" наблюдает, критикуя поведение. Результатом этого может быть деконцентрация, разрушающая сексуальную сферу жизни такого человека. Гипноз в таких случаях можно применить для укрепления процесса внутренней интеграции, так чтобы вся личность очутилась "здесь и сейчас", ощущая впечатления, наслаждаясь своей сексуальной активностью. Интервенция основана на проведении изменений в сен- сорном сознавании, при помощи гипнотического повышения кинестетической чувствительности. Именно в этом состоит техника укрепления чувствительности и концентрации, применяемая в лечении сексуальных расстройств, терапевтами более традиционного подхода. В случае с сексуальными расстройствами, основной целью гипнотической интервенции будет обуздание страха, связанного с сексуальным поведением. Беспокойство приводит к неудачным действиям, какие усиливают тревогу, повышая вероятность неудачных действий, что ведет к порочному кругу. Применение расслабления, приносимого гипнозом, станет хорошим примером обретения свободы во время сексуальной активности и значительно повлияет на чувство удовлетворения. Обучение самогипнозу, помогающему больным бороться со страхом, поможет им расслабиться в любой ситуации, когда они этого пожелают. Реструктуризировав занятия сексом как естественные, полезные действия, мы получим еще одну иллюстрацию применения гипнотических паттернов в терапии такого типа. Парадоксальный приказ: "На этой неделе, избегайте секса любой ценой", может спровоцировать у клиента обратную реакцию. Достойной рекомендации, будет также стратегия изменения жизненной истории, так, чтобы выработать у клиента позитивное отношение к сексу. Еще одно потенциальное применение гипноза — прогрессия возраста, благодаря чему больной увидит себя сексуально активным и довольным. Гипноз и сексуальная терапия — обычно несложные для интеграции методы лечения сексуальных проблем (Araoz, 1982, 1984; Crasilneck, 1982, 1990; Erickson, 1973; Hammond, 1990; Zeig, 1980). ЗАВИСИМОСТЬ (ТАБАКОКУРЕНИЕ, ПЕРЕЕДАНИЕ, ЛЕКАРСТВА) Гипноз можно применить для того чтобы построить у клиента осознание собственного тела, чувства собственной ценности и независимости. Это позволит человеку справиться с любой ситуацией. Благодаря гипнозу терапевт может заменить уступчивость зависимости в весьма отрицательный опыт, демонстрируя клиенту кроющуюся за этим депрессию, так распространенную у людей с подобными пристрастиями, но редко когда диагностируемую (зачастую зависимость является формой самолечения страха, связанного с депрессией), он может даже заставить клиента испытать позитивные чувства, связанные с данной субстанцией без ее использования. Решение проблемы зависимости состоит иногда в реинтеграции разделенных элементов и реструктуризации, как значения саморазрушающего поведения, так и последствий, выходящих из системы убеждений клиента (Alman, Lambrou, 1992; Hammond, 1990; Levitt, 1993; Lynn, Neufeld, Rhue, Matorin, 1993; Orman, 1991; Page, Handley, 1993; Spiegel, Spiegel, 1987; Zeig, 1985). ИТОГ Обретение знания о том, когда, как и где применять терапевтический опыт, доступный благодаря гипнозу, требует многих лет практики и учебы. Эта глава имела своей целью показать, изучающему клинический гипноз, некоторые из множества способов творческого применения гипноза. Чем глубже будет ваше понимание элементов, составляющих симптом, тем большее уважение приобретет в ваших глазах интегральность, точно выверенной системы называемой "пациент" ЛИТЕРАТУРА Alexander, L. (1974). Treatment of impotency and anorgasmia by psychotherapy aided by hypnosis. American Journal of Clinical Hypnosis, 17, 33-43. Alman, D., Lambrou, P. (1992). Self-hypnosis: The complete manual for health and self-change. New York: Brunner/Mazel. Araoz, D. (1982). Hypnosis and sex therapy. New York: Brunner/Mazel. Araoz, D. (1984). Hypnosis in the treatment of sexual dysfunctions. W: W. Wester, A. Smith (red.), Clinical hypnosis: A multidisciplinary approach (s. 405-420). Philadelphia: Lippincott. Araoz, D. (1988). Human sexuality, hypnosis, and therapy. W: J. Zeig, S. Lankton (red.). Developing Ericksonian therapy: State of the art (s. 438-445). New York: Brunner/Mazel. Bandler, R. (1985). Using your brain for a change. C. Andreas, S. Andreas (red.). Moab, UT: Real People Press. Benjamin, H., Trubo, R. (1987). From victim to victor: The wellness community guide to fighting for recovery for cancer patients and their families. Los Angeles: Tarcher. Bliss, E. (1986). Multiple personality, allied disorders, and hypnosis. New York: Oxford University Press. Braun, D. (1986). Treatment of multiple personality disorder. Washington, DC: American Psychiatric Press. Brown, D., Fromm, E. (1987). Hypnosis and behavioral medicine. Hillsdale, NJ: Erlbaum. Burrows, G. (1980). Affective disorders and hypnosis. W: G. Burrows, L. Dennerstein (red.), Handbook of hypnosis and psychosomatic medicine (s. 149-170). Amsterdam: Elsevier/North-Holland Biomedical Press.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |