Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в гипноз 11 страница




Chaves, J. (1993). Hypnosis in pain management. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hypnosis (s. 511-532). Washington, DC: American Psychological Association.

Chopra, D. (1991). Perfect health: The complete mind/body guide. New York: Random House.

Crasilneck, H. (1982). A follow-up study in the use of hypnotherapy in the treatment of psychogenic impotency. American Journal of Clinical Hypnosis, 25, 52-61.

Crasilneck, H. (1990). Hypnotic techniques for smoking control and psy­chogenic impotence. American Journal of Clinical Hypnosis, 52,147-153.

Crawford, H., Barabasz, A. (1993). Phobias and intense fears: Facilitating their treatment with hypnosis. W: J. Rhue, 5. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hypnosis (s. 311-337). Washington, DC: American Psychological Associa­tion.

Erickson, M. (1959). Hypnosis in painful terminal illness. American Jour­nal of Clinical Hypnosis, 7,117-121.

Erickson, M. (1966). The interspersal hypnotic technique for symptom correction and pain control. American Journal of Clinical Hypnosis, 8, 198-209.

Erickson, M. (1973). Psychotherapy achieved by a reversal of the neurotic processes in case of ejaculation praecox. American Journal of Clinical Hypnosis, 15, 219-221.

Frankel, F. (1990). Hypnotizability and dissociation. American Journal of Psychiatry, 147, 823-829.

Frischolz, E. (1985). The relationship among dissociation, hypnosis, and child abuse in the development of multiple personality disorder. W: R. Kluft (red.), Childhood antecedents of multiple personality disorder (s. 100-126). Washington, DC: American Psychiatric Press.

Habeck, В., Sheikh, A. (1984). Imagery and the treatment of phobic disor­ders. W: A. Sheikh (red.), Imagination and healing (s. 171-196). Farmingdale, NY: В ay wood.

Haley, J. (1973). Uncommon therapy. New York: Norton.

Hammond, D. (red.). (1990). Handbook of hypnotic suggestions and metaphors. New York: Norton.

Havens, R (1986) Posthypnotic predetermination of therapeutic progress American Journal of Clinical Hypnosis, 28, 258-262

Havens, R, Walters, С (1989) Hypnotherapy scripts A neo-Ericsonian approach to pel suasive healing New York Brunner/Mazel

Hilgard, E, Hilgard, J (1994) Hypnosis in the relief of pain New York Brunner/Mazel

Horevitz, R (1993) Hypnosis in the treatment of multiple personality dis­order W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red), Handbook ofclinical hypnosis (s 395-424) Washington, DC American Psychological Association

Jevne, R, Levitan, A (1989) No time for nonsense Self-help for the seri­ously ill San Diego, CA Lura Media

Kershaw, С (1992) The couples hypnotic dance New York Brun­ner/Mazel

Klutt, R (red) (1985) Childhood antecedents of multiple personality Washington, DC American Psychiatric Press

Kluft, R, Fine, С (red) (1993) Clinical perspectives'on multiple per­sonalia disoider Washington, DC American Psychiatric Press

Lankton, S, Lankton, С (1983) The answer within A clinical framework ofEncksoman hypnotherapy New York Brunner/Mazel

Lankton, S, Lankton, С (1986) Enchantment and intervention in family therapy New York Brunner/Mazel

Levitt, E (1993) Hypnosis in the treatment of obesity W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red), Handbook of clinical hypnosis (s 533-553) Washington, DC American Psychological Association

Lynn, S, Neufeld, V, Rhue, J, Matonn, A (1993) Hypnosis and smok­ing cessation A cognitive-behavioral treatment W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red), Handbook ofclinical hypnosis (s 555-585) Washington, DC American Psy­chological Association

Lynn, S, Rhue, J, Green, J (1988) Multiple personality and fantasy proneness Is there an association or dissociation7 British Journal of Experimental and Clinical Hypnosis, J, 138-142

McNeal, S, Frederick, С (1993) Inner strength and other techniques for ego strengthening American Journal of Clinical Hypnosis, 55,170-178

Miller, H (1984) Depression - a specific cognitive pattern W W Wester, A Smith (red), Clinical hypnosis A multidisciphnary approach (s 421-457) Philadelphia Lippincott

Orman, D (1991) Refraining of an addiction via hypnotherapy A case presentation American Journal of Clinical Hypnosis, 33, 263-271

Page, R, Handley, G (1993) The use of hypnosis in cocaine addiction American Journal of Clinical Hypnosis, 36,120-123

Pearsall, P (1987) Superimmunology Master your emotions and improve your health New York McGraw-Hill

Protinsky, H (1988) Hypnotic strategies in strategic marital therapy Journal of Strategic and Systemic Therapies, 7, 29-34

Putnam, F (1989) Diagnosis and treatment of multiple personal disor­der New York Guiltord

RiHerman, M (1983) Using hypnosis in family therapy San Francisco Jossey-Bass

Ritterman, M (1985) Family context symptom induction and therapeutic countennduc-tion Breaking the spell of a dysfunctional rapport W J Zeig (red), Ericksonian psychotherapy, t 2 Clinical applications New York Brunner/Mazel

Ross, С (1989) Multiple personality disorder Diagnosis, clinical fea tures and treatment New York John Wiley & Sons

Rossi, E (1993) The psychobiology of mind-body healing New York Norton

Siegel, В (1986) Love, medicine and miracles New York Harper & Row

Simonton, О, Henson, R, Hampton, F (1992) The healing journey New York Bantam

Spanos, N, Chaves, J (1989) Hypnotic analgesia, surgery and reports of nonvohtional pain British Journal of Experimental and Clinical Hypnosis, 6,131-139

Spiegel, D (1993a) Hypnosis in the treatment of post-traumatic stress disorders W J Rhue, S Lynn, 1 Kirsch (red), Handbook of clinical hypnosis (s 493-508) Washington, DC American Psychological Association

Spiegel, D (1993b) Living beyond limits New York Times Books

Spiegel, H, Spiegel, D (1987) Trance and treatment Clinical uses of hypnosis Washington, DC American Psychiatric Press

Torem, M (1992) „Back from the future" A powerful age-progression technique Amencan Journal of Clinical Hypnosis, 35, 81-88

Yapko, M (1988) When living hurts Directives for treating depression New York Brunner/Mazel

Yapko, M (red) (1989) Brief therapy approaches to treating anxiety and depression New York Brunner/Mazel

Yapko, M (1992a) Free yourself from depression Emmaus, PA Rodale Press

Yapko, M (1992b) Hypnosis and the treatment of depressions New York Brunner/Mazel

Zeig, J (red) (1980) A teaching seminar with Milton H Enckson, M D New York Brunner/Mazel

Zeig, J (1985) Ericksonian approaches to promote abstinence from ciga­rette smoking W J Zeig (red), Ericksonian psychotherapy, t 1, Structures (s 255-269) New York Brunner/Mazel

Глава 21

ЗАПИСЬ СЕССИИ: ОБОЗНАЧЕНИЕ ГРАНИЦ

Описанный в данной главе гипнотический процесс иллю­стрирует вопросы, связанные с необходимостью определения гра­ниц личности и сознательного их сохранения. Способность ясно определить свои границы — основной элемент опыта каждого че­ловека. Говоря о границах, я имею в виду способность отделять собственный опыт от чужого опыта, а также умение раскладывать глобальный опыт на составные части. Сознание того, что отличает друг от друга отдельные элементы опыта, позволяет избирательно концентрироваться в избранной области опыта, давая также воз­можность сознательно исключить анализ определенной области опыта и минимализировать его влияние.

Схемой мышления, лежащей в основе многих проблем яв­ляется тенденция к так называемому глобальному мышлению. Че­ловек, мыслящий глобально видит лес, но не замечает деревья — видит широкую картину, не замечая отдельных элементов, ее со­ставляющих. В результате, такой человек с трудом раскладывает свой опыт на составные части, чтобы проанализировать каждую отдельно. Именно поэтому некоторые чувствуют угнетение. Они видят все свои жизненные проблемы, как если бы они проявлялись одновременно, что для кого угодно будет непосильным грузом. В таких случаях целью лечения будет обучение клиента навыку идентифицировать отдельные проблемы, определять приоритеты и последовательность, в какой эти проблемы должны быть решены. Следующим шагом должно стать указание конкретных методов решения каждой из них.

Умение успешного разделения элементов опыта, требует наличия определенной когнитивной способности, называемой "упорядочивание". Эта способность полезна со многих точек зре­ния. Ее наличие позволяет, например по отношению к самому себе, отделить мысли от чувств, намерения от действий или профессио­нальную жизнь от личной. Когда определенные границы будут ус-

тановлены для каждой части личности, можно будет верно оце­нить, какая часть "я" лучше всего справится с данной ситуацией. У источника наших проблем часто лежит чрезмерная вовлеченность в некий элемент опыта, в данной ситуации работающий нам во вред. Например, человек, собирающийся сесть в самолет, начиная представлять себе ужасные детали авиакатастроф, не вызывает по­лезные в данный момент образы. Возникновение такого типа пред­ставлений не является серьезной проблемой. Большинство людей, до определенной степени, учитывает негативные возможности, хо­тя бы потому, что перед стартом им приходится выслушивать ин­струкции поведения на случай аварии. Различие состоит в степени концентрации на таких образах и укреплении их в своем сознании. Рассмотрим другой пример: что происходит если кто-то нас при­влекает, но мы знаем что этот человек нам не подходит? Или мы хотим купить дорогую вещь, которая нам не по карману? Что про­исходит, когда сердце твердит "хочу", но одновременно на логиче­ском интелектуальном уровне мы понимаем, что с этим связан слишком большой риск и нам надо как-то от этого отказаться? Упорядочивание и сохранение четких границ позволяют отделить чувства от мыслей и поступков и таким образом поступить более правильно и практично, сделать то, что с перспективы времени даст нам ощущение правильно сделанного выбора. Это доказывает, что упорядочивание связано с ориентацией на будущее и конкрет­но с предвидением того, что является основой навыка, называемо­го "контролирование импульсов".

Границы играют существенную роль в определении отно­шения к самому себе, так же как и в упорядочивании контактов с другими. Утверждение о том, что опыт другого человека не ваш опыт, может показаться очевидным. Однако как часто нам прихо­дится реагировать на других, как если бы мы себя с ними отожде­ствляли или имели общую часть. Мы должны уметь четко отделить то что является вами от того, что чужое. Предположим, я говорю кому-то: "Считаю, что ты слишком агресивен". Означает ли это, что данный человек действительно слишком агрессивен? Почему я так говорю о нем? Наверняка этот человек должен хоть на мгнове­ние задуматься над сказанным мной: "Может я действительно слишком агрессивен". Ему также придется проанализировать гра­ницу между собой и мной. Он должен уметь задать себе вопросы, такие как: "Почему он говорит, что я слишком агрессивен? Есть ли

в его опыте, что-то, независящее от меня и заставляющее его гово­рить это?". Посредством постановки такого вопроса, человек на­чинает проводить различия между собой и своим опытом, и мной и моим опытом. С одной стороны ему предстоит задуматься, дейст­вительно ли он ведет себя агрессивно, с другой учесть что я могу быть слабаком, над которым легко доминировать и поэтому его поведение признают агрессивным.

Теперь рассмотрим различия между этими двумя интер­претациями. В первом случае мой оппонент описывает себя как слишком агрессивного, без критики принимая мое мнение. Во вто­ром он понимает, что мое утверждение в равной мере говорит о нем, как и обо мне и моих чувствах, хотя я утверждаю что оно от­носится исключительно к нему. Смысл в том, чтобы с помощью фактов он смог выбрать одну из этих интерпретаций, не принимая бездумно, сказанного мной.

Границы разделяют и определяют контакты союза. Это оз­начает, что роли, какие мы играем, в данный момент помогают нам лучше определить, что между нами возможно, а что нет. Я могу помочь человеку, как клинический терапевт, но должен ли я стано­виться ему другом, если я хочу стать его терапевтом? Нет! Сущест­вует ясная граница, между этими различными ролями и если я чей-то психолог, то не могу быть ему другом, поскольку эти очень тес­ные профессиональные отношения должны быть ясными. Лишь это позволит сохранить объективность, не вдаваться в эмоции и личную вовлеченность, свойственную дружбе. Другой пример мо­жет касаться роли родителей. Хотим ли мы быть родителями сво­ему ребенку или его друзьями? Есть явное различие между этими двумя ролями и нельзя успешно исполнять обе сразу.

Представленный здесь не интерактивный процесс гипноза имеет целью помочь клиенту четко определить границы и в даль­нейшем их защищать. Другими словами, мы устанавливаем огра­ничения и потом придерживаемся их. Конечно необходимо созна­вать, что другие будут без устали давить на наши границы, стара­ясь их разрушить. Люди всегда будут стремиться получить наше время, наши деньги, наши тела, наши знания, нашу поддержку, то что нам принадлежит... У вас большие шансы встретить начальни­ка, желающего вступить с вами в личный контакт, учителя желаю­щего заменить ваших родителей, родителей желающих быть вам друзьями. Границы других так слабы, что люди будут пытаться

разрушить разделяющие их барьеры. Люди используют друг друга для своей выгоды. Если обе стороны получают пользу, то ситуация полезна. Когда же кто-то использует вас, вредя вам, о здоровой си­туации не может быть речи. Поэтому важной дополнительной це­лью этого процесса, будет наука распознавания попыток манипу­ляции и тактик манипулирования, таких как: чувство вины, подха­лимство, злость и запугивание, или уход в сторону и демонстрация равнодушия. Конечно существует множество тактик, цель которых заставить другого человека уступить перед натиском манипулято­ра, отказываясь от своих границ. Лишь мы сами можем защитить себя от манипуляции, но только в том случае, когда наши границы будут четко определены.

Представленный в этой главе гипнотический процесс дол­жен помочь читателю определить, кем он является. Второй целью будет познание им природы отдельных частей "я", так чтобы он мог это успешно применить. Каждый элемент нашей личности це­нен. Иногда можно идти за голосом сердца, в другом случае лучше прислушаться к голосу разума; иногда можно реагировать импуль­сивно, иногда же мы должны уметь подчинить свои желания разу­му. Нет рецепта счастливой жизни и хорошего самочувствия — мы можем лишь оценить, что в данной ситуации нам более полезно.

А теперь начнем... Вы можете принять удобное положение и приготовиться воспринимать... опыт, который вы навер­няка уже знаете... позвольте себе удовольствие расслабить­ся... позвольте занять себя идеями... различными способами ощущений... постепенно вы заметите... что понимаете... что внутри... а что определяет вас как вас... и что снаружи... что присходит там в мире... частью которого вы являетесь... и, что удивительно, от которого вы всегда отделены... и так, вначале этого опыта... по мере того как вы позволяете гла­зам закрыться... а внимание обращаете вовнутрь... вы начи­наете видеть множество различных элементов опыта... на которых можете сконцентрировать внимание... Одна из частей вашего "я"... представляет различные мысли, про­плывающие сквозь ваше сознание... Все о чем вы думаете и все, что возникает перед вами, в ответ на то что я описы­ваю... а также на ваши собственные мысли... когда одна мысль ведет за собой другую, вызывая следующую... когда

ваше сознание перескакивает от мысли к мысли... с места на место... Все это психический опыт... сознательный опыт... необыкновенно важная часть вашей личности... Есть и другая часть вашего "я", какую необходимо познать... а именно физический аспект такого опыта... ощущения, воспринимаемые телом... когда вы удобно отдыхаете в кресле... Какая часть вашего тела расслабляется внача­ле... В какой момент вы замечаете, что ваше дыхание за­медляется?... замедляется ритм сердца?... Какая часть тела начинает казаться самой далекой?... а какая самой близ­кой?... Есть так много аспектов физического опыта... Еще одна ценная часть вашего "я"... это бодрствующая часть... о какой я хочу поговорить... из любопытства, чему вы смо­жете научиться... и что применить... прежде всего для сво­его удовлетворения...

Ощущение удобства... то что вы на своем месте... радость... спокойных минут, таких как эта... без необходимости ду­мать, анализировать... время, когда можно попросту быть... Приятное ощущение... гордость от того что вы знаете... чувство уверенности, какому вы можете научиться... рас­слабления, от того что не нужно говорить и делать что-либо... Сколько еще элементов вашего "я" там скрыто?... Они оптимистичны и пессимистичны... любят работать... и развлекаться... такие, что забегают мыслями вперед... и та­кие, что рассуждают о прошлом... любящие быть с други­ми... и в одиночестве... думающие, ощущающие... Так мно­го, что я мог бы назвать их сотни... и теперь вы начинаете понимать... что каждый элемент вашего опыта обладает чудесным потенциалом... будучи ценным... в некий пери­од... и в неком месте...

Сознание того, что вы можете углубиться... и потонуть в одном из элементов собственного опыта... это ценный на­вык... как прожектор вашего внимания... освещает кон­кретную часть "я"... в определенной ситуации... позволяя вам справляться с проблемами... Вы также учитесь тому, как легко отсутствие гармонии между элементами и ситуа­цией... может вызвать конфликт... Вы, к примеру знаете, что попав на прием, нужным вам будет умение обратиться к своему "я"... и добыть оттуда социальную часть вашей

личности... ту которая любит людей, и находит удовольст­вие в пребывании с ними... какая любит смеяться и шу­тить... слушать чужое мнение... и делиться опытом с дру­гими...

Все эти элементы могут заставить вас испытать радость от приема... но чтсгбы случилось... если бы кому-то пришлось идти на встречу, а он был бы поглощен внутренним опы­том... например, плохим настроением... успешно изоли­рующим его... от окружающих?... и теперь вы понимаете... что есть мгновенья, предназначенные для внутренней кон­центрации... и подходящие моменты для решения внешних проблем... внутренняя концентрация на приеме совершенно не к месту... Позже появятся неприятные чувства... нега­тивные... в оценке самого себя... по пути домой... с прие­ма... возникнет вопрос... "Почему я не смог влиться в об­щее настроение?"... В каждом из нас есть стены... какие вы можете строить и разрушать... в моменты понимания... Стены... разделяющие элементы вашего опыта... как если бы они находились в отдельных комнатах... Без труда, вы представите себе... как идете по длинному коридору... с обилием дверей с каждой стороны... Откры­вая любую из них вы будете входить в свои мысли... когда откроете одну, столкнетесь со своими чувствами... дру­гую... попадете к своим слабостям... следующую — к силь­ным сторонам... Какое невероятное чувство контроля и личной силы вы ощущаете, когда знаете и цените все эти элементы своего "я"... и можете двигаться... среди них... а разве способность пользоваться опытом других не будет ценной?... Я недавно работал с мужчиной... этот человек описал свою жизнь с женщиной, которую очень любит... Но как-то он заметил... как часто по утрам... прежде чем выйти на работу... и идти весь день своими путями... они втягиваются в мелкие споры... например, кто по дороге до­мой зайдет за молоком... или кто принесет газету... говоря друг другу вещи не совсем приятные и полные любви... Споры так выводят его, что он иногда не может пойти на работу... Он так расстроен... ссорой... а его подруга все же идет на работу...

Насколько важно, научиться... разделять личную жизнь... от работы... личные чувства... от способности функциони­ровать... на работе... и в жизни... Ему нужно научиться, от­делять гнев и раздражение... от того, что он говорит своей подруге... чтобы справиться с различиями между ними... несмотря на то... значительны ли они... или малы... сохра­няя взаимное уважение... Чувство раздражения можно от­делить... от оскорблений...

Есть стена... отделяющая ваши чувства от действий... гнев от жестокости... чувства желания или восхищения от неот­ветственного поведения... и сейчас вы учитесь... отделению различных элементов своего опыта... Вы можете отделить даже свой обыденный опыт от того который испытываете во время гипноза... и умеете отделить все те дела, которые вы должны решить сегодня, позже... от опыта, какой вы пе­реживаете прямо сейчас... чувство расслабления... внима­ния...

Вы ведь знаете... что у каждой страны есть свои границы... Есть линия... отделяющая соединенные Штаты от Канады... и Мексики... Есть границы, отделяющие ваш родной штат... от соседнего... и город, где вы живете... от другого города... Соединенные Штаты даже имеют пограничный патруль... задача которого охрана интегральное™ наших границ... чтобы сохранить то, что нужно сохранить... и держать по­дальше то, что должно оставаться вдали... и наша нацио­нальная обязанность сохранить обороноспособность гра­ниц... чтобы мы могли определить себя... кто мы... Каждая страна имеет свои границы... и свой способ, определяющий ее культуру... язык, обычаи...

Вам также хорошо известно... что часто одна группа людей нападает на другую... переходя границу, пытается навязать свою волю и способ жизни... На уровне личности происхо­дит то же самое... Вы явно начинаете замечать людей, же­лающих получить от вас... то что им нужно... Дело в вас... и ваших границах... и способности защищать их... Граница охраняет вас перед вовлеченностью в чужие планы... Уме­ние без труда противостоять... их тактике, навязывающей вам чувство вины или запугиванию... или любой другой, чтобы защитить себя... умело... осторожно... и с силой... и

так вы учитесь... быстрее, чем в состоянии сознательно за­метить... тому, что каждая часть вашего "я" имеет цен­ность... в определенном времени и месте... Ответственна ли эта часть за злость... или же за развлечение... любовь... или критику... Каждая служит важным целям... если верно их использовать...

А теперь вы обретаете знание того, что можете обладать навыками... сознательно использовать любую часть самого себя... Когда вам, что-то не совсем удалось, вы можете най­ти сочувствующую часть личности... и погрузиться в нее., а когда ощутите напряжение отправьтесь к той своей части, которая знает как расслабиться... и когда вы будете само­критичны, разыщите часть, какая сможет быть терпели­вой... и понимающей... и вы найдете в ней успокоение... Ваш опыт принадлежит только вам... и никому иному... Ко­гда вы это поймете., то поймете так же, что несмотря на то как сильно вас кто-нибудь любит, когда вы сломали ногу... вам самому придется носить гипс... никто не нацепит его за вас...

Всегда... существует граница, отделяющая вас от окру­жающих... и как здорово, что жизнь именно такова... и вы можете быть собой... можете привести к полноте все эле­менты своей личности... Знать, когда их применить и как... способом, какой вы считаете правильным... Поэтому на­слаждайтесь чувством релаксации... не спешите претворять этот опыт... интегрировать новые знания... упорядочивать известную информацию... и успешно применять свой опыт... а когда будете готовы... то можете привести этот опыт к спокойному завершению... постепенно проводя рео-риентацию, когда наступит, соответствующее время... и по­сле полностью изменяя точку концентрации внимания и в подходящий момент откроете глаза...

Глава 22

ПАМЯТЬ, ПОДАТЛИВОСТЬ

ВНУШЕНИЮ И СПОР О ВЫТЕСНЕННЫХ ВОСПОМИНАНИЯХ

Рассмотрим случай женщины, которая хочет пройти курс пси­хотерапии, поскольку ее мучают ночные кошмары, у нее проблемы с питанием и в отношениях с людьми, в особенности с мужчинами. Она утверждает, что не имеет понятия о причинах этого, но психотерапевт внушает ей непосредственным образом, что симптомы указывают на то, что она "жертва сексуального злоупотребления и вытеснила воспо­минания об этих событиях". Клиентка однако ничего не помнит об этом.

Благодаря гипнозу и гипнотическим техникам регрессии воз­раста (визуализации и контролируемому воображению), клиентка вскоре обретает воспоминания раннего детства и сексуального зло­употребления. Действительно ли это имело место? Могла ли больная неосознанно создать воспоминания, чтобы оправдать ожидания тера­певта? Можно ли заставить человека поверить в факт сексуального злоупотребления, которого не было?

Эти трудные вопросы лежат в основе спора, пробуждающего в современной психотерапии вероятно самые сильные эмоции. Часть терапевтов и исследователей считают, что вытесненные из памяти травмы сексуальных злоупотреблений, могут и должны быть иденти­фицированы на основе списков характерных симптомов (Blume, 1990; Fredrickson, 1992) Кроме того они считают, что терапия должна состо­ять из двух этапов: снятие покрова забвения, при применении техник обретения воспоминаний и дальнейшей работы с полученным мате­риалом, чтобы помочь клиенту придти к решениям, свободным от предыдущих симптомов. Их также беспокоит возможность того, что сексуальные преступники могут избежать наказания за свои поступки, если обвинения о сексуальном насилии будет отброшено, как продукт фальшивых воспоминаний. И наконец, они считают, что воспомина­ния, полученные благодаря психотерапии, в принципе соответствуют

реальности и именно так и должны восприниматься, для достижения успеха терапии.

С другой стороны существуют терапевты и исследователи, скептически подходящие к утверждениям о том, что на основании на­бора симптомов, какие можно интерпретировать различным образом, можно поставить диагноз о вытеснении воспоминаний пережитой травмы (Ganaway, 1991; Loftus, 1993). Ведь вытеснение нельзя изучить непосредственно, можно лишь предполагать его существование (Вы же не спросите клиента: "Вы случайно не вытеснили воспоминания о сексуальном злоупотреблении?" Если клиенту все известно об этом, то воспоминания не вытеснены). Такие исследователи и терапевты верят, что принимая гипотезу о сексуальном насилии над клиентом и вытес­нения им воспоминаний травмы, психотерапевт может ненамеренно или сознательно повлиять на данного человека, приводя к тому, что тот сделает определенный вывод, несмотря на реальные события. Они озабочены тем, что невинные люди могут стать жертвами несправед­ливых обвинений, которые могут разрушить им жизни. Они считают, что на людей можно повлиять, особенно в ситуациях, требующих тон­кого подхода, таких как психотерапия, заставив их поверить во вредя­щие им вещи, не подтвержденные фактами.

Ведутся интенсивные исследования, имеющие целью устано­вить в какой степени память подвержена внушению. В своих исследо­ваниях Лоренс и Перри (1983), Орни (1979), Шихан, Статхем и Дже-мисон (1991), Линн, Милано и Викес (1992) а также Лофтас (1993) поддержали тезис о том, что память опирается на реконструкции, а не на репродукции. Таким образом, определенные факторы, включая внушение и дезинформацию, могут влиять на точность воспоминаний (Bower, 1981; Labelle, Laurence, Nadon, Perry, 1990; Loftus, 1980; Lynn, Weekes, Milano, 1989; Sheehen, Grigg, 1985).

Еще один фактор, вытеснение, сильно осложняет всю картину, так как его воздействие на точность воспоминаний не было хорошо изучено (Loftus, Yapko, 1995). Прежде всего, не известно, как и в какой степени, если это вообще происходит, вытеснение влияет на точность давних воспоминаний. Нельзя также решить, в какой степени проце­дуры внушения (гипнотического), применяемые терапевтами для вы­явления вытесненных воспоминаний, могут их фальсифицировать (Dywan, Bowers, 1983; Kihlstrom, Evans, 1979; Laurence, Nadon, Nogrady, Perry, 1986; Loftus, Hoffman, 1989; Watkins, 1989).

Если терапевт, подозревает что имеет дело со лучаем сексу­ального злоупотребления, начиная интенсивно искать эти вытеснен­ные воспоминания, его воззрения на природу памяти и сознание (или отсутствие сознания), что играет роль потенциального средства вну­шения, непосредственно влияют на ход "поисково-спасательной" мис­сии. Некто убежденный в том, что человеческая память в состоянии сохранять слова и опыт с ранних моментов жизни, будет пользовать­ся иными техниками, нежели тот, кто не разделяет таких убеждений (Yapko, 1990).

К сожалению, многие психотерапевты верят в память пре­дыдущих жизней, возможность точно воссоздать воспоминания груд­ного возраста и в безошибочность гипноза, как инструмента, слу­жащего точному воссозданию воспоминаний (Yapko, 1994a). Мно­гие необоснованно поддерживают убеждение о том, что воспоми­нание всего пережитого опыта должны где-то существовать, в той или иной форме и необходимо лишь найти подходящий "ключ", что­бы их "отблокировать". Фальшивые воспоминания, часто драматич­ные, с обилием деталей, могут быть признаны правдивыми, лишь благодаря убеждением терапевта (Scheflin, Shapiro, 1989).

Как отличить правдивые воспоминания от вымышленных, без доказательств, таких как фотографии или видеозапись? Ответ на этот ключевой вопрос не придает оптимизма: сегодня нет уверенного мето­да, позволяющего это определить. Такое убеждение разделяют многие эксперты, по обеим сторонам спора (Yapko, 1994a, 1994b).

Психиатрии все еще не много известно о вытеснении травма­тических воспоминаний. Некоторые, даже сомневаются в их сущест­вовании (Holmes, 1990). Существуют ли вытесненные воспоминания? Факты указывают на то, что они есть. Однако в действительности те­рапевту неизвестно, насколько распространенным является вытесне­ние воспоминаний сексуального злоупотребления в детстве. Нам не известно, насколько верны воспоминания двадцати или тридцатилет­ней давности, которые драматическим образом влияют на поверхность сознания, в результате прослушанного доклада, прочитанной книги или терапевтических сессий. Мы не знаем, всегда ли существуют вы­тесненные воспоминания там, где проявляются характерные симпто­мы, ожидая, чтобы их опознали как источник проблем клиента, или может эти самые наборы симптомов могут проявляться независимо от негативного опыта, подлежащего вытеснению. Мы даже не знаем, с какого возраста возможно вытеснение воспоминаний. Нам неизвестно,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.