Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в гипноз 9 страница




Техники

Каталептические реакции может облегчать все, что реши­тельно притягивает внимание клиента, включая интересный рас­сказ, нечто неожиданное и методы дезориентации (Bloom, 1990; Rossi, 1973). Каталепсию можно вызвать, в зависимости от необхо­димости, непосредственно или косвенно, вербально или невер­бально. Чаще применяемый способ, основан на общих внушениях релаксации и невозможности двигаться.

Вероятно лучшим и наиболее практичным примером укре­пления гипноза или каталепсии, при помощи невербальных вну­шений будет техника моделирования. Пользуясь собственным те­лом как моделью вы можете сознательно перейти от живых образ­цов обычной беседы к демонстрации клиенту потенциального ока-

менения, связанного с гипнотическим состоянием (Erickson, 1983; Gilhgan, 1987).

ДИССОЦИАЦИЯ

Описание

Диссоциацию определяют как способность расщеплять це­лостный опыт на составные части, укрепляя сознание одной из час­тей в ущерб остальным. К сожалению, большинство терапевтов, по видимому знакомо с диссоциацией лишь в ее патологических фор­мах, и не желает знать как применять лечебные аспекты этого яв­ления.

Благодаря диссоциации клиенты не связаны напрямую с опытом, который в данный момент ими испытывается. Они не во­влечены в него и не "присутствуют" в нем, двигаясь в определен­ном пространстве, но одновременно находясь в совершенно другом месте. Сознание отплывает, занятое чем-то, что привлекло его внимание и тогда бессознательное может реагировать любым из­бранным вами способом. Таким образом, чем глубже состояние гипноза, тем выше степень диссоциации и лучше шансы для не­осознанных реакций.

Диссоциация — неотделимый элемент гипноза, поэтому она была описана ранее, как одна из его основных характерных черт. Она позволяет проявиться рефлекторным и спонтанным ре­акциям клиента; давая возможность обрести вытесненные или по­терянные воспоминания, позволяя телу забыть о движении или ре­гистрации раздражителей и т.д. (Cardena, Spiegel, 1991; Hilgard, 1986; Spiegel, 1993).

Техники

Все внушения, облегчающие область опыта, это внушения диссоциации Каждая из гипнотических индукций, ранее описан­ных, вызовет диссоциацию сознания - бессознательного, при по­мощи выявления способности клиента испытывать и учиться без усилий, привычно. Сознанию подаются идеи и опыт, на которых

оно может сконцентрироваться, а бессознательному предлагают прореагировать на новые способы и подсознательно учиться.

Непосредственные внушения такого разделения позволяют клиенту открыть (или, в зависимости от обстоятельств, вспомнить), что возможно ощущать на различных уровнях, а также что такой опыт может возникнуть спонтанно и рефлекторно.

Диссоциация косвенно внушается всякий раз, когда дается внушение конкретного явления, характерного для гипноза. Ее воз­никновение облегчает применение метафор, методы дезориентации и другие формы косвенного внушения (Bandler, Grinder, 1979; Gilhgan, 1987; Grinder, Bandler, 1981; Hammond, 1990; Watkins, Watkins, 1993).

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ И СЕНСОРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Описание

Галлюцинации, вызванные гипнозом это внушенный опыт, который клиент может испытать, явно не связанный с объективной реальностью.

Галлюцинация по определению это чувственный опыт, не вызваный внешними раздражителями. Ее можно описать как "позитивную" или "негативную". Эти термины однако не указы­вают на эмоциональное влияние галлюцинации на человека, кото­рый ее испытывает, а скорее на ее структуру. Позитивную галлю­цинацию описывают как опыт (визуальный, слуховой, кинестети­ческий, обонятельный, вкусовой) чего-то, что объективно не при­сутствует. Негативная галлюцинация это невосприятие чего-то, что объективно присутствует (явление обратное позитивной галлюци­нации).

Давая возможность клиенту испытать галлюцинацию, те­рапевт изменяет осознание получаемых клиентом раздражителей. Введение клиента в ситуацию, где он может по иному ощущать са­мого себя или окружающий мир, расширяет область восприятия и таким образом, может открыть новые ценные возможности (Bandler, Grinder, 1979; Hilgard, 1986; Weitzenhoffer, 1989).

Техники

Галлюцинации могут возникать спонтанно, что часто и происходит. Чтобы их сознательно спровоцировать годятся как не­посредственные так и косвенные техники.

Часто достаточно лишь непосредственного внушения ис­пытать что-нибудь; обычно прежде чем терапевт попытается дать возможность клиенту испытать галлюцинацию, контакт уже уста­новлен и известна гипнотическая податливость данного человека.

Внушение испытывать позитивные или негативные галлю­цинации не нужно давать в виде противоречащих утверждений, поскольку загипнотизированный должен точно знать, что он дол­жен ощущать а что нет.

Для облегчения галлюцинаций можно использовать также косвенные внушения. Внушить клиенту ощущать свою руку — это косвенное внушение, направленное на то чтобы он не ощущал ноги (Bandler, Grinder, 1979; Erickson, Rossi, Rossi, 1976; Spanos, Сое, 1992; Young, Bentall, Slade, Dewey, 1987).

ИДЕОДИНАМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

Описание

Автоматические действия, на которые способен человек, существуют по крайней мере на трех уровнях: моторном, сенсор­ном и аффективном. Эти автоматические действия называются идеодинамическими реакциями, поскольку они обращают идею в действие. Отдельные их разновидности называются реакциями "идеомоторными", "идеосенсорными", и "идеоаффективными". Каждая автоматическая реакция возникает на уровне бессозна­тельного в ответ, как на внешний раздражитель, так и на внутрен­ний.

Идеомоторные реакции это физическое проявление психи­ческого опыта, неосознанная реакция вашего тела на ваши мысли.

Идеосенсорные реакции это автоматическое восприятие впечатлений, связанных с переработкой внушений. Их основа — нормальная область чувствительности и кинестетическая память о том как ощущают конкретные вещи.

Идеоаффективные реакции это автоматические эмоцио­нальные реакции, связанные с различным опытом. Оставаться пол­ностью нейтральным по отношению к чему-либо чрезвычайно труд­но или невозможно, поэтому по мере того, как клиент принимает внушение терапевта, неизбежно проявляются различные чувства, связанные с содержащимися в них концепциями.

Во время проведения гипноза идеодинамические реакции будут важнейшими переменными по двум причинам: во первых, они являются отражением внешнего опыта клиента, на тех уров­нях, где ожидаются перемены, во вторых - они часть переживаемо­го, в данный момент терапевтического опыта, поэтому они будут опираться на действия, чувства и ощущения, составными частями терапии, которые данный человек применяет как начало для буду­щего изменения (Cheek, 1994; Erickson, Rossi, 1979, 1981; Gilligan, 1988; Lankton, Lankton, 1983; Weitzenhoffer, 1989).

Техники

В отличие от многих других, характерных для гипноза яв­лений, идеодинамические реакции проявляются несмотря на по­следовательность действий. Клиент не может предотвратить бес­сознательные движения тела или воздержаться от того, чтобы за­ново пережить чувства и впечатления, связанные с поднятыми раз­говором вопросами. Гипнотически укрепленные идеодинамические реакции сводятся к вопросу, хорошо ли реагирует клиент на вну­шение конкретных автоматических реакций.

Занятие клиента, содержанием внушения облегчает идео­динамические реакции, так как его бессознательное начинает реа­гировать, когда он проецирует свою личность на описываемую си­туацию и предпринимает усилия, чтобы ее понять (Erickson, Rossi, 1981; Gilhgan, 1987).

НАРУШЕНИЕ ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ

Описание

Ощущение времени — чисто субъективный опыт, это зна­чит, что течение времени, в каждый отдельный момент, восприни-

I мается присущим лишь вам образом. В зависимости от степени * концентрации внимания данного человека, проходящее время мо- жет ему казаться значительно длиннее или короче от действитель- но прошедшего. Нарушения такого типа случаются со всеми, кто подвергается "обычному гипнозу". Ощущение времени, как и дру­гой субъективный опыт, можно изменить при целенаправленном! применении гипнотических техник (Cooper, 1952; Cooper, Erickson, 1982;Епскьоп, Enckson, 1958; Zeig, 1980).

Техники

Техники, облегчающие нарушение в восприятии времени, включают различные методы: начиная с того, чтобы просто оста­вить все как есть, позволяя этому явлению проявиться самому, за­канчивая предоставлением непосредственных или косвенных вну­шений перемен. Нарушения ощущения времени часто возникают самостоятельно, без специальных внушений, поскольку, как только клиент закроет глаза и начнет концентрироваться на внутренних ощущениях (мыслях, воспоминаниях, впечатлениях и т.д.), внеш­ний мир станет лишь фоном, а реалистическая оценка времени ос­ложнится.

Возникновение этого явления могут значительно облегчить непосредственные внушения, особенно даваемые разрешительным методом.

С помощью косвенного внушения можно осторожно по­дать идею того, что ощущение времени можно изменять. Косвен­ные внушения, рассказы, приводящие примеры о нарушениях вос­приятия времени, разговорные постулаты и двойные спирали, все эти техники служат облегчению нарушения восприятия времени (Alman, Lambrou, 1992; Enckson, Enckson, 1985; Hammond, 1990; Lankton, Lankton, 1983; Spiegel, Spiegel, 1987).

ЗАВЕРШЕНИЕ ГИПНОТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

He смотря на то, как приятно находиться в гипнозе, гипно­тический сеанс необходимо когда-нибудь завершить. Выведение клиента из гипноза будет конечной фазой гипнотической интерак­ции. Клиент может проявлять готовность к выходу из гипноза, по­нижая концентрацию внимания незначительными движениями и

даже вытягивая все тело. Когда терапевт заметит такие признаки, он должен решить, достигнута ли цель данной сессии. Попытки выхо­да из гипноза, инициированные самим клиентом, могут свидетель­ствовать о том, что он пытается уйти от проблемы, а это необходимо проработать в терапии.

Вопрос о том, когда завершить гипноз должен решать сам терапевт, опираясь на план лечения, принимая во внимание успехи, полученные во время данной сессии.

В большинстве непосредственных техник выведения из гип­ноза (традиционно называемых "пробуждением") применяется ме­тод отсчета: "Теперь я буду считать до трех, и когда щелкну пальцами, вы проснетесь". Такой метод не принимает во внимание тот факт, что каждый клиент ощущает необходимость выходить из гипноза в собственном темпе. Ожидая, что загипнотизованный от­реагирует на ваш сигнал и закончит гипноз лишь потому, что вы так захотели, вы не даете ему шанс, необходимый, для того чтобы с чувством удовлетворения выйти из состояния гипноза.

Если гипнотическое состояние имело неформальный, спон­танный характер, то терапевт может принять решение дать косвен­ные внушения выхода из транса.

Поскольку люди лучше помнят недавние события (эффект свежести ощущений), способ завершения гипнотического опыта, будет иметь большое влияние на клиента — чувства, которые дан­ный человек испытает во время выхода из гипноза, будут у него ас­социироваться с самим опытом гипноза (Erickson, Rossi, 1981; Kirsch, Lynn, Rhue, 1993; Watkins, 1986).

ИТОГ

Клинические интервенции всегда будут ассоциироваться с классическими гипнотическими явлениями, поэтому знание тонко­стей, каждого такого субъективного опыта необходимо. Перед це­ленаправленным применением этих явлений стоит понаблюдать их проявление в обычной жизни, предпринимая попытки понять, ка­кой раздражитель стал основой для замеченного явления.

ЛИТЕРАТУРА

Alman, В., Lambrou, P. (1992). Self-hypnosis: The complete manual for health and self-change. New York: Brunner/Mazel.

Handler, R., Gnnder, J. (1979). Frogs into princes, Moab, UT: Real People Press.

Barber, J. (1977). Rapid induction analgesia: a clinical report. American Jour­nal of Clinical Hypnosis, 19, 138-149.

Barber, J., Adrian, C. (red.). (1982). Psychological approaches to the manage­ment of pain. New York: Brunner/Mazel.

Bloom, P. (1990). The creative process in hypnotherapy. W: M. Fass, D. Brown (red.), Creative mastery in hypnosis and hypnoanalysis: A festschrift for Enka Fromm. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Brown, D., Fromm, E. (1986). Hypnotherapy and hypnoanalysis. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Brown, D., Fromm, E. (1987). Hypnosis and behavioral medicine. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Cardena, E., Spiegel, D. (1991). Suggestibility, absorption, and dissociation: Ал integrative model of hypnosis. W: J. Schumaker (red.), Human suggestibility: Ad­vances in theory, research, and application (s. 93-107). New York: Routledge & Kegan Paul.

Chaves, J., (1989). Hypnotic control of clinical pain. W: N. Spanos, J. Chaves (red.), Hypnosis: The cognitive-behavioral perspective. Buffalo, New York: Prometheus Books.

Chaves, J. (1993). Hypnosis in pain management. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hypnosis (s. 511-532). Washington, DC: American Psychological Association.

Cheek, D. (1994). Hypnosis: The application oftdeomotor techniques. Boston, MA: Allyn & Bacon.

Cooper, L. (1952). Time distortion in hypnosis. Journal of Psychology, 34, 247-284.

Cooper, L. (1979). Hypnotic amnesia. W: E. Fromm, R. Shor (red.), Hypnosis: Developments in research and new perspectives (s. 305-351). New York: Aldine Ather-ton.

Cooper, L., Erickson, M. (1959; 1982). Time distortion in hypnosis: An ex­perimental and clinical investigation. New York: Irvington.

Crasilneck, H., Hall, J. (1985). Clinical hypnosis: Principles and applications. Orlando: Grune & Stratton.

deShazer, S. (1978). Brief hypnotherapy of two sexual dysfunctions: The crys­tal ball technique. American Journal of Clinical Hypnosis, 20, 203-208.

Edelstien, M. (1986). Age regression. W: B. Zilbergeld, M. Edelstien, D. Araoz (red.), Hypnosis: Questions andanswers (s. 155-159). New York: Norton.

Edgette, J. H., Edgette, J. S. (1995). The handbook of hypnotic phenomena in-psychothe-rapy. New York: Brunner/Mazel.

Enckson, M (1954) Pseudo-onentation in time as a hypnotherapeutic proce­dure International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 2, 261-283

Enckson, M (1966) The interspersal hypnotic technique for symptom correc­tion and pain control American Journal of Clinical Hypnosis, 8,198-209

Enckson, M (1983) Healing in hypnosis E Rossi, M Ryan, F Sharp (red) New York Irvington

Enckson, M (1985) Life reftaming in hypnosis E Rossi, M Ryan (red) New Yoik Irvington

Enckson, M, Enckson E (1958) Further considerations ot time distortion Subjective time condensation as distinct from time expansion American Journal of Clini­cal Hypnosis 1 83-88

Enckson, M, Rossi, E (1974) Vaneties of hypnotic amnesia American Jour­nal of Clinical Hypnosis, 4 225-239

Enckson, M, Rossi, E (1979) Hypnotherapy An exploratory casebook New York Irvington

Enckson, M, Rossi, E (1981) Experiencing hypnosis New York Irvington Enckson M Rossi, S, Rossi, E (1976) Hypnotic realities New York Irvington

Evans F (1986) The importance and role of posthypnotic amnesia W В Zil beigeld, M Edelstien, D Araoz (red), Hypnosis Questions and answers (s 173 180) New York Norton

Gilhgan, S (1987) Therapeutic trances The cooperation principle in Enckso-maii hypnotherapy New York Brunner/Mazel

Gilhgan, S (1988) Symptom phenomena as trance phenomena W J Zeig, S Lankton (red), Developing Encksoman therapy State of the art (s 327-352) New York Brunner/Mazel

Gnnder, J, Bandler, R (1981) Trance-for motions N euro-Linguistic Pro gi amming and the structure of hypnosis Moab, UT Real People Press

Hammond, D (red) (1990) Handbook of hypnotic suggestions and meta­phors New York Norton

Havens, R (1986) Posthypnotic predetermination of therapeutic progress American

Journal of Clinical Hypnosis, 28, 258-262

Hilgard, E (1968) The experience of hypnosis New York Harcourt Brace Jo-vanovich Hilgard, E, Hilgard, J (1994) Hypnosis in the relief of pain New York Brun­ner/Mazel

Hilgard, E (1986) Divided consciousness Multiple controls in human thought and action New York John Wiley & Sons

Kirsch, I, Lynn, S, Rhue, J (1993) Introduction to clinical hypnosis W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red), Handbook of clinical hypnosis (s 3-22) Washington, DC Amencan Psychological Association

Lankton, S, Lankton, С (1983) The answer within A clinical framework of Eucksoman hypnotherapy New York Brunner/Mazel

Lazarus, A (1984) In the minds eye The power of imagery for personal en­richment New York Guiltord

Nash, M (1987) What, if anything, is regressed about hypnotic age regression9 A review ot the empincal literature Psychological Bulletin, 102, 42-52

Phillips, M, Frederick, С (1992) The use of progressions as prognotic, ego-strenghte-mng, and integrating techniques American Journal of Clinical Hypnosis, 35, 99 108

Rossi, E (1973) Psychological shocks and creative moments in psychotherapy Amencan Journal of Clinical Hypnosis, 16, 922

Rossi, E, Cheek, D (1988) Mind-body therapy New York Norton

Spanos, N, Сое, W (1992) A social-psychological approach to hypnosis W E Fromm, M Nash (red), Contemporary hypnosis research (в 102-130) New York Guiltord

Spiegel, D (1993) Hypnosis in the treatment of post-traumatic stress disorders W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red), Handbook of clinical hypnosis (s 493-508) Wash ington DC Amencan Psychological Association

Torem, M (1992) „Back from the future' A powerful age-progression tech­nique Amencan Journal of Clinical Hypnosis, 35, 2, 81-88

Watkins, J (1971) The aftect bridge A hypnoanalytic technique International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 19, 1,21-27

Watkins, J (1986) Handling a patient who doesnt come out of trance W В Zilbergeld, M Edelstein, D Araoz (red), Hypnosis Questions and answers (s 445-447) New York Norton

Watkins, J, Watkins, H (1993) Accessing the relevant area of personality lunctionmg American Journal of Clinical Hypnosis, 35, 4, 277-284

Weitzenhotter, A (1989) The practice of hypnotism (t 1) New York John Wile> & Sons

Yapko M (1988) When living hurts Directives for treating depression New Yoik Brunner/Mazel

Yapko, M (1992) Hypnosis and the treatment of depressions New York Brunner/Mazel

Young, H, Bentall, R, Slade, P, Dewey, M (1987) The role of brief instruc­tions and suggestibility in the ehcitation ot auditory and visual hallucinations in normal and psychiatric subjects Journal of Nervous and Mental Disease, 175, 41M8

Zeig J (red) (1980) A teaching seminar with Milton H Erickson, M D New Yoik

Brunner/Mazel Zeig, J (1985) The clinical use of amnesia Encksoman meth­ods W J Zeig (led),

Encksomanpsychotheiapy, t 1, Structures (s 317-337) New York Brun-nei/Mazel

Глава 18

САМОГИПНОЗ И "Я" ТЕРАПЕВТА

Какова ваша "внутренняя среда"? Спокойная или полная стрессов? Принимаете ли вы себя каким есть или критикуете? В этой книге я подчеркиваю роль коммуникации — также и с самим собой — как в укреплении, так и в ослаблении собственных ощущений.

"Психопатология", кроме прочего, занимается фактом того, что лю*ди вначале думают о плохом (плохо думают о себе, других, о жизни, о чем бы то ни было), а потом начинают в это верить. Поэтому, если кто-то говорит себе: "Мои отношения с окружающими никогда не станут хорошими", и признает это высказывание верным, оно без труда может стать самоисполняющимся предсказанием. Эрнест Хил-гард назвал такое явление "представление в которое поверили". Когда люди начинают верить в позитивные вещи, говоря себе ("Я могу это сделать, хотя слегка побаиваюсь"), это не считается симптоматичным. Терапевт видит лишь проблемы, которые клиент себе внушает и свя­занные с этим последствия.

На мой взгляд, они делают ошибку, поскольку чем больше нам известно о внутренних ощущениях людей, которым что-то удает­ся, тем лучше мы сможем научиться коррегировать поведение людей, ведущих себя неверно в той же области. Например, когда мы боимся публичных выступлений, то представляем себя стоящими перед уста­лой и раздраженной аудиторией. В мельчайших деталях мы способны представить собственное поражение, ощутить беспокойство и страх (идеоаффективные реакции), как если бы это были реальные образы. Люди, не боящиеся публичных выступлений, не визуализируют свое поражение. Детальный анализ причин страха пред такими выступле­ниями ничего не даст, если данный человек будет продолжать созда­вать те же вредные картины. Никакой "очищающий" процесс релакса­ции не может соперничать с силой таких беспокоящих представлений. Поэтому терапия должна предотвратить их возникновение.

ТОЧКИ КОНЦЕНТРАЦИИ И КАЧЕСТВО ВАШЕЙ ЖИЗНИ

Большинство того, что сказано мной о гипнозе можно вы­разить в двух словах: точки концентрации. То, на чем вы концен­трируете внимание и то какими аспектами ощущений вы заняты, в значительной степени определяет вашу реакцию и убеждения о се­бе. Каждая ситуация имеет множество возможных точек концен­трации. Например, проводя гипноз, вы можете сконцентрировать внимание на своем самочувствии во время сессии, на том, какие слова вы собираетесь применить и какие образы они вызывают в вашем сознании. В этом случае, ваша концентрация будет в основ­ном внутренней, а это не поможет введению клиента в гипноз. Ес­ли вы не сконцентрируетесь на клиенте, то можете пропустить его спонтанную реакцию, теряя шанс ее использовать.

Если кто-то погружен в проблему (внутренняя концентра­ция) и должен идти на прием, то не сможет вступить в контакт с остальными гостями. Если он не изменит точки концентрации и не перенесет ориентацию вовне, то будет причислен к невежливым, понурым или скромным. Таким образом проявится негативная об­ратная связь. Это конечно не будет укрепляющим дух переживани­ем.

И еще один пример. Если я буду концентрироваться на удовлетворении ваших нужд, редко учитывая свои, то в вопросе самооценки стану зависимым от ваших ожиданий, начну бояться быть покинутым и, что еще хуже, утрачу сознание себя как лично­сти.

Гипноз основан на перенесении точек концентрации, по принципу такого управления людьми, чтобы они концентрирова­лись на концепциях полезных в данной ситуации. Что дает им под­держку при создании климата, соответствующего исполнению то­го, что эти люди хотят, давая возможность использовать, их неза-действованные до этого времени, возможности, необходимые при реализации намеченных целей. Квалифицированный практик дол­жен знать, какие точки концентрации нужно использовать, чтобы клиент мог реализовать свои намерения.

Эти концепции стоит применить и к себе. Применяя спосо­бы индукции, представленные в данной книге, вы можете обучить­ся самогипнозу. Вы сможете концентрироваться на тех аспектах

своего опыта, которым вы обычно не посвящали слишком много внимания. Вы можете мысленно сказать себе, чего вы хотите дос­тичь и как вы собираетесь это сделать. Воображение поможет вам создать образ благоприятного выхода из трудной ситуации, что увеличит вероятность достижения успеха. За основу послужит само желание изменения чего-то. Можно также вызвать чувства, связан­ные с принятием риска в разумных границах и с достижением ус­пеха. Позже такие чувства можно растянуть на проблему, с кото­рой вы работаете. Как начать изучение самогипноза? Тренинг не­обходимо начать с приготовления кассет с записями сессий, обра­щаясь к себе, как если бы вы были своим клиентом. Выберите про­блему, которой вы хотите заняться, и запишите процесс ее прора­ботки (образцом может послужить, помещенная в главе 21, при­мерная сессия, ориентированная на решение проблем). Такое ре­шение гарантирует определенную пользу. Прежде всего, кто может лучше поговорить с собой чем вы сами? Кроме того, во время пер­вых тренингов самогипноза, вероятно вам не удастся сохранить полную концентрацию. Кассета в роли ведущего, заставит ваши мысли течь свободно, время от времени возвращая их к записи. По мере приобретения опыта, ваше внимание перестанет блуждать и научится придерживаться задания все более длительный период. Конечно в каждую минуту вы можете закончить сессию, переклю­чаясь в состояние бодрствования, возвращаясь к выполнению еже­дневной работы. В конце кассета вам перестанет быть нужной и вы сможете достигать состояния гипноза без ее помощи. Старайтесь упражняться все чаще без кассеты, пока не научитесь проводить полезные сессии в своих мыслях, совершенно без применения за­писи.

Самогипноз позволит вам использовать те части личности, которые наиболее необходимы вам в данной ситуации, он придаст вам гибкость и полное уважения отношение к самому себе, вместо отношений полных конфликтов и заниженной самооценки.

Для правильного функционирования, как личности и как терапевта, вам необходим соответственно развитый и защищенный "внутренний пейзаж". Сознание того, что вы можете использовать свои возможности гипнотизера не только для блага клиентов, но и для своего собственного, поднимет ваш дух.

ЛИТЕРАТУРА

Alman, В., Lambrou, P. (1992). Self-hypnosis: The complete man­ual for health and self-change. New York: Brurmer/Mazel.

Fromm, E., Kahn, S. (1990). Self-hypnosis: The Chicago para­digm. New York: Guilford.

Sanders, S. (1991). Clinical self-hypnosis: The power of words and images. New York: Guilford.

Simpkins, C, Simpkins, A. (1991). Principles of self-hypnosis: Pathways to the unconscious. New York: Irvington.

Soskis, D. (1986). Teaching self-hypnosis. New York: Norton.

Глава 19

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИПНОТИЧЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ

Сущность клинического гипноза это использование спо­собности воспринимать самого себя, во время сознательного стремления к достижению личной цели. Какие неограниченные возможности есть у людей? Какие условия они должны соблюдать для того, чтобы реализовать свои намерения?

СТРУКТУРА СИМПТОМОВ И ГИПНОТИЧЕСКИЕ

ЯВЛЕНИЯ

Я сравнил классические гипнотические явления с кубика­ми, из которых строятся ощущения. В различных комбинациях, с различной степенью сложности, они складываются в данный гип­нотический опыт, плохой или хороший. В контексте проведения терапии способность распознавать характерные для гипноза явле­ния, связанные с симптомами, наблюдаемыми у клиента, позволяет быстро и всесторонне понять его проблему. Знание психической дороги, которую необходимо пройти, для того чтобы проявились определенные симптомы, дает возможность выбрать момент, в ко­тором для блага клиента необходимо прервать весь процесс.

Особенно стоит подчеркнуть диссоциативную природу этих признаков. Клиенты подвергнутые терапии обычно говорят, что симптом "возник сам собой", указывая на то что он не является их добровольной реакцией. Если мы определим терапию, как при­менение паттернов разрушения и построения, что может касаться всех методов лечения, станет очевидным, что роль терапевта со­стоит в определении нового контекста для дисфункциональных или самограничивающих способов поведения, мыслей и чувств клиента. Соответствующие точки концентрации лучше всего соз­давать, используя подходящий опыт, такой как гипнотические

процессы и эмпирические техники, например разделение заданий и "приписывание" определенного поведения.

Применение гипнотических явлений как точек концентра­ции, может стать полезным для понимания строения симптома. Ко­гда такие явления ясно видны в структуре проблемы, ее решение может принять форму конструирования новых ассоциаций, с по­мощью комплиментарных гипнотических явлений. Полезным уп­ражнением может стать определение типов явлений, характерных для гипноза, возникающих в случаях нарушений, которые вам при­ходится лечить чаще всего (Araoz, 1985; Gilligan, 1987, 1988; Zeig, 1988).

ПАТТЕРНЫ ИНТЕРВЕНЦИИ

Способы применения гипноза так разнообразны и творче­ски как сами терапевты, их применяющие. Нет универсального ре­цепта разрешения ни одной человеческой проблемы. Простые и непосредственные внушения, объясняющие некий вопрос, призна­ются допустимой формой лечения, поскольку могут воздейство­вать на определенный, относительно небольшой, процент населе­ния. Описанные здесь многочисленные паттерны, были представ­лены исходя из необходимости большинства людей в более много­стороннем подходе. Обычно это означает подстройку общих пат­тернов интервенции к конкретным нуждам данного клиента. Такой процесс напоминает обучение грамматике и словам языка, при од­новременном сохранении индивидуального стиля изложения. Та­ким образом, существует целая гамма паттернов, от относительно простых до очень сложных. Ниже описаны некоторые из простей­ших и наиболее употребительные гипнотические паттерны интер­венции.

ИЗМЕНЕНИЕ ИСТОРИИ ЖИЗНИ

Применяя изменение жизненной истории, как способ тера­певтической интервенции, можно воспользоваться регрессией и прогрессией возраста, каталепсией, диссоциацией, галлюцинацией и нарушением ощущения времени. Эту стратегию хорошо исполь­зовать, в случае когда проблема клиента связана с принятым им когда-то ошибочным решением. Каждое решение тянет за собой

определенный опыт, который может иметь последствия на всю дальнейшую жизнь. Рассмотрим пример клиента, который ребен­ком был сексуально использован и производя генерализацию, оп­ределил мир как место, где такое случается повсеместно, а людям нельзя верить, и потому позитивные контакты с окружающими не­возможны. Терапевт способен помочь такому человеку вернуться к ранним воспоминаниям, облегчая (фиктивно) ощущение чувства любви, опеки и безопасности. Когда загипнотизированный клиент уже испытает такие чувства, его ведут в настоящее, где он получает впечатление о том, что позитивные ощущения все еще присутст­вуют в его жизненном опыте. В результате отношения клиента к себе и другим могут измениться. Некоторые клиенты интегрируют внушенный им опыт и воспринимают его так, как если бы он при­надлежал реальной истории их жизни (они могут даже клясться в его правдивости). Другие просто благодарны, за то что испытали подобные чувства и пережили связанные с ними перемены, осозна­вая однако роль гипноза во всем этом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.