КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение в гипноз 9 страница
Техники Каталептические реакции может облегчать все, что решительно притягивает внимание клиента, включая интересный рассказ, нечто неожиданное и методы дезориентации (Bloom, 1990; Rossi, 1973). Каталепсию можно вызвать, в зависимости от необходимости, непосредственно или косвенно, вербально или невербально. Чаще применяемый способ, основан на общих внушениях релаксации и невозможности двигаться. Вероятно лучшим и наиболее практичным примером укрепления гипноза или каталепсии, при помощи невербальных внушений будет техника моделирования. Пользуясь собственным телом как моделью вы можете сознательно перейти от живых образцов обычной беседы к демонстрации клиенту потенциального ока- менения, связанного с гипнотическим состоянием (Erickson, 1983; Gilhgan, 1987). ДИССОЦИАЦИЯ Описание Диссоциацию определяют как способность расщеплять целостный опыт на составные части, укрепляя сознание одной из частей в ущерб остальным. К сожалению, большинство терапевтов, по видимому знакомо с диссоциацией лишь в ее патологических формах, и не желает знать как применять лечебные аспекты этого явления. Благодаря диссоциации клиенты не связаны напрямую с опытом, который в данный момент ими испытывается. Они не вовлечены в него и не "присутствуют" в нем, двигаясь в определенном пространстве, но одновременно находясь в совершенно другом месте. Сознание отплывает, занятое чем-то, что привлекло его внимание и тогда бессознательное может реагировать любым избранным вами способом. Таким образом, чем глубже состояние гипноза, тем выше степень диссоциации и лучше шансы для неосознанных реакций. Диссоциация — неотделимый элемент гипноза, поэтому она была описана ранее, как одна из его основных характерных черт. Она позволяет проявиться рефлекторным и спонтанным реакциям клиента; давая возможность обрести вытесненные или потерянные воспоминания, позволяя телу забыть о движении или регистрации раздражителей и т.д. (Cardena, Spiegel, 1991; Hilgard, 1986; Spiegel, 1993). Техники Все внушения, облегчающие область опыта, это внушения диссоциации Каждая из гипнотических индукций, ранее описанных, вызовет диссоциацию сознания - бессознательного, при помощи выявления способности клиента испытывать и учиться без усилий, привычно. Сознанию подаются идеи и опыт, на которых оно может сконцентрироваться, а бессознательному предлагают прореагировать на новые способы и подсознательно учиться. Непосредственные внушения такого разделения позволяют клиенту открыть (или, в зависимости от обстоятельств, вспомнить), что возможно ощущать на различных уровнях, а также что такой опыт может возникнуть спонтанно и рефлекторно. Диссоциация косвенно внушается всякий раз, когда дается внушение конкретного явления, характерного для гипноза. Ее возникновение облегчает применение метафор, методы дезориентации и другие формы косвенного внушения (Bandler, Grinder, 1979; Gilhgan, 1987; Grinder, Bandler, 1981; Hammond, 1990; Watkins, Watkins, 1993). ГАЛЛЮЦИНАЦИИ И СЕНСОРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ Описание Галлюцинации, вызванные гипнозом это внушенный опыт, который клиент может испытать, явно не связанный с объективной реальностью. Галлюцинация по определению это чувственный опыт, не вызваный внешними раздражителями. Ее можно описать как "позитивную" или "негативную". Эти термины однако не указывают на эмоциональное влияние галлюцинации на человека, который ее испытывает, а скорее на ее структуру. Позитивную галлюцинацию описывают как опыт (визуальный, слуховой, кинестетический, обонятельный, вкусовой) чего-то, что объективно не присутствует. Негативная галлюцинация это невосприятие чего-то, что объективно присутствует (явление обратное позитивной галлюцинации). Давая возможность клиенту испытать галлюцинацию, терапевт изменяет осознание получаемых клиентом раздражителей. Введение клиента в ситуацию, где он может по иному ощущать самого себя или окружающий мир, расширяет область восприятия и таким образом, может открыть новые ценные возможности (Bandler, Grinder, 1979; Hilgard, 1986; Weitzenhoffer, 1989). Техники Галлюцинации могут возникать спонтанно, что часто и происходит. Чтобы их сознательно спровоцировать годятся как непосредственные так и косвенные техники. Часто достаточно лишь непосредственного внушения испытать что-нибудь; обычно прежде чем терапевт попытается дать возможность клиенту испытать галлюцинацию, контакт уже установлен и известна гипнотическая податливость данного человека. Внушение испытывать позитивные или негативные галлюцинации не нужно давать в виде противоречащих утверждений, поскольку загипнотизированный должен точно знать, что он должен ощущать а что нет. Для облегчения галлюцинаций можно использовать также косвенные внушения. Внушить клиенту ощущать свою руку — это косвенное внушение, направленное на то чтобы он не ощущал ноги (Bandler, Grinder, 1979; Erickson, Rossi, Rossi, 1976; Spanos, Сое, 1992; Young, Bentall, Slade, Dewey, 1987). ИДЕОДИНАМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ Описание Автоматические действия, на которые способен человек, существуют по крайней мере на трех уровнях: моторном, сенсорном и аффективном. Эти автоматические действия называются идеодинамическими реакциями, поскольку они обращают идею в действие. Отдельные их разновидности называются реакциями "идеомоторными", "идеосенсорными", и "идеоаффективными". Каждая автоматическая реакция возникает на уровне бессознательного в ответ, как на внешний раздражитель, так и на внутренний. Идеомоторные реакции это физическое проявление психического опыта, неосознанная реакция вашего тела на ваши мысли. Идеосенсорные реакции это автоматическое восприятие впечатлений, связанных с переработкой внушений. Их основа — нормальная область чувствительности и кинестетическая память о том как ощущают конкретные вещи. Идеоаффективные реакции это автоматические эмоциональные реакции, связанные с различным опытом. Оставаться полностью нейтральным по отношению к чему-либо чрезвычайно трудно или невозможно, поэтому по мере того, как клиент принимает внушение терапевта, неизбежно проявляются различные чувства, связанные с содержащимися в них концепциями. Во время проведения гипноза идеодинамические реакции будут важнейшими переменными по двум причинам: во первых, они являются отражением внешнего опыта клиента, на тех уровнях, где ожидаются перемены, во вторых - они часть переживаемого, в данный момент терапевтического опыта, поэтому они будут опираться на действия, чувства и ощущения, составными частями терапии, которые данный человек применяет как начало для будущего изменения (Cheek, 1994; Erickson, Rossi, 1979, 1981; Gilligan, 1988; Lankton, Lankton, 1983; Weitzenhoffer, 1989). Техники В отличие от многих других, характерных для гипноза явлений, идеодинамические реакции проявляются несмотря на последовательность действий. Клиент не может предотвратить бессознательные движения тела или воздержаться от того, чтобы заново пережить чувства и впечатления, связанные с поднятыми разговором вопросами. Гипнотически укрепленные идеодинамические реакции сводятся к вопросу, хорошо ли реагирует клиент на внушение конкретных автоматических реакций. Занятие клиента, содержанием внушения облегчает идеодинамические реакции, так как его бессознательное начинает реагировать, когда он проецирует свою личность на описываемую ситуацию и предпринимает усилия, чтобы ее понять (Erickson, Rossi, 1981; Gilhgan, 1987). НАРУШЕНИЕ ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ Описание Ощущение времени — чисто субъективный опыт, это значит, что течение времени, в каждый отдельный момент, восприни- I мается присущим лишь вам образом. В зависимости от степени * концентрации внимания данного человека, проходящее время мо- жет ему казаться значительно длиннее или короче от действитель- но прошедшего. Нарушения такого типа случаются со всеми, кто подвергается "обычному гипнозу". Ощущение времени, как и другой субъективный опыт, можно изменить при целенаправленном! применении гипнотических техник (Cooper, 1952; Cooper, Erickson, 1982;Епскьоп, Enckson, 1958; Zeig, 1980). Техники Техники, облегчающие нарушение в восприятии времени, включают различные методы: начиная с того, чтобы просто оставить все как есть, позволяя этому явлению проявиться самому, заканчивая предоставлением непосредственных или косвенных внушений перемен. Нарушения ощущения времени часто возникают самостоятельно, без специальных внушений, поскольку, как только клиент закроет глаза и начнет концентрироваться на внутренних ощущениях (мыслях, воспоминаниях, впечатлениях и т.д.), внешний мир станет лишь фоном, а реалистическая оценка времени осложнится. Возникновение этого явления могут значительно облегчить непосредственные внушения, особенно даваемые разрешительным методом. С помощью косвенного внушения можно осторожно подать идею того, что ощущение времени можно изменять. Косвенные внушения, рассказы, приводящие примеры о нарушениях восприятия времени, разговорные постулаты и двойные спирали, все эти техники служат облегчению нарушения восприятия времени (Alman, Lambrou, 1992; Enckson, Enckson, 1985; Hammond, 1990; Lankton, Lankton, 1983; Spiegel, Spiegel, 1987). ЗАВЕРШЕНИЕ ГИПНОТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ He смотря на то, как приятно находиться в гипнозе, гипнотический сеанс необходимо когда-нибудь завершить. Выведение клиента из гипноза будет конечной фазой гипнотической интеракции. Клиент может проявлять готовность к выходу из гипноза, понижая концентрацию внимания незначительными движениями и даже вытягивая все тело. Когда терапевт заметит такие признаки, он должен решить, достигнута ли цель данной сессии. Попытки выхода из гипноза, инициированные самим клиентом, могут свидетельствовать о том, что он пытается уйти от проблемы, а это необходимо проработать в терапии. Вопрос о том, когда завершить гипноз должен решать сам терапевт, опираясь на план лечения, принимая во внимание успехи, полученные во время данной сессии. В большинстве непосредственных техник выведения из гипноза (традиционно называемых "пробуждением") применяется метод отсчета: "Теперь я буду считать до трех, и когда щелкну пальцами, вы проснетесь". Такой метод не принимает во внимание тот факт, что каждый клиент ощущает необходимость выходить из гипноза в собственном темпе. Ожидая, что загипнотизованный отреагирует на ваш сигнал и закончит гипноз лишь потому, что вы так захотели, вы не даете ему шанс, необходимый, для того чтобы с чувством удовлетворения выйти из состояния гипноза. Если гипнотическое состояние имело неформальный, спонтанный характер, то терапевт может принять решение дать косвенные внушения выхода из транса. Поскольку люди лучше помнят недавние события (эффект свежести ощущений), способ завершения гипнотического опыта, будет иметь большое влияние на клиента — чувства, которые данный человек испытает во время выхода из гипноза, будут у него ассоциироваться с самим опытом гипноза (Erickson, Rossi, 1981; Kirsch, Lynn, Rhue, 1993; Watkins, 1986). ИТОГ Клинические интервенции всегда будут ассоциироваться с классическими гипнотическими явлениями, поэтому знание тонкостей, каждого такого субъективного опыта необходимо. Перед целенаправленным применением этих явлений стоит понаблюдать их проявление в обычной жизни, предпринимая попытки понять, какой раздражитель стал основой для замеченного явления. ЛИТЕРАТУРА Alman, В., Lambrou, P. (1992). Self-hypnosis: The complete manual for health and self-change. New York: Brunner/Mazel. Handler, R., Gnnder, J. (1979). Frogs into princes, Moab, UT: Real People Press. Barber, J. (1977). Rapid induction analgesia: a clinical report. American Journal of Clinical Hypnosis, 19, 138-149. Barber, J., Adrian, C. (red.). (1982). Psychological approaches to the management of pain. New York: Brunner/Mazel. Bloom, P. (1990). The creative process in hypnotherapy. W: M. Fass, D. Brown (red.), Creative mastery in hypnosis and hypnoanalysis: A festschrift for Enka Fromm. Hillsdale, NJ: Erlbaum. Brown, D., Fromm, E. (1986). Hypnotherapy and hypnoanalysis. Hillsdale, NJ: Erlbaum. Brown, D., Fromm, E. (1987). Hypnosis and behavioral medicine. Hillsdale, NJ: Erlbaum. Cardena, E., Spiegel, D. (1991). Suggestibility, absorption, and dissociation: Ал integrative model of hypnosis. W: J. Schumaker (red.), Human suggestibility: Advances in theory, research, and application (s. 93-107). New York: Routledge & Kegan Paul. Chaves, J., (1989). Hypnotic control of clinical pain. W: N. Spanos, J. Chaves (red.), Hypnosis: The cognitive-behavioral perspective. Buffalo, New York: Prometheus Books. Chaves, J. (1993). Hypnosis in pain management. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hypnosis (s. 511-532). Washington, DC: American Psychological Association. Cheek, D. (1994). Hypnosis: The application oftdeomotor techniques. Boston, MA: Allyn & Bacon. Cooper, L. (1952). Time distortion in hypnosis. Journal of Psychology, 34, 247-284. Cooper, L. (1979). Hypnotic amnesia. W: E. Fromm, R. Shor (red.), Hypnosis: Developments in research and new perspectives (s. 305-351). New York: Aldine Ather-ton. Cooper, L., Erickson, M. (1959; 1982). Time distortion in hypnosis: An experimental and clinical investigation. New York: Irvington. Crasilneck, H., Hall, J. (1985). Clinical hypnosis: Principles and applications. Orlando: Grune & Stratton. deShazer, S. (1978). Brief hypnotherapy of two sexual dysfunctions: The crystal ball technique. American Journal of Clinical Hypnosis, 20, 203-208. Edelstien, M. (1986). Age regression. W: B. Zilbergeld, M. Edelstien, D. Araoz (red.), Hypnosis: Questions andanswers (s. 155-159). New York: Norton. Edgette, J. H., Edgette, J. S. (1995). The handbook of hypnotic phenomena in-psychothe-rapy. New York: Brunner/Mazel. Enckson, M (1954) Pseudo-onentation in time as a hypnotherapeutic procedure International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 2, 261-283 Enckson, M (1966) The interspersal hypnotic technique for symptom correction and pain control American Journal of Clinical Hypnosis, 8,198-209 Enckson, M (1983) Healing in hypnosis E Rossi, M Ryan, F Sharp (red) New York Irvington Enckson, M (1985) Life reftaming in hypnosis E Rossi, M Ryan (red) New Yoik Irvington Enckson, M, Enckson E (1958) Further considerations ot time distortion Subjective time condensation as distinct from time expansion American Journal of Clinical Hypnosis 1 83-88 Enckson, M, Rossi, E (1974) Vaneties of hypnotic amnesia American Journal of Clinical Hypnosis, 4 225-239 Enckson, M, Rossi, E (1979) Hypnotherapy An exploratory casebook New York Irvington Enckson, M, Rossi, E (1981) Experiencing hypnosis New York Irvington Enckson M Rossi, S, Rossi, E (1976) Hypnotic realities New York Irvington Evans F (1986) The importance and role of posthypnotic amnesia W В Zil beigeld, M Edelstien, D Araoz (red), Hypnosis Questions and answers (s 173 180) New York Norton Gilhgan, S (1987) Therapeutic trances The cooperation principle in Enckso-maii hypnotherapy New York Brunner/Mazel Gilhgan, S (1988) Symptom phenomena as trance phenomena W J Zeig, S Lankton (red), Developing Encksoman therapy State of the art (s 327-352) New York Brunner/Mazel Gnnder, J, Bandler, R (1981) Trance-for motions N euro-Linguistic Pro gi amming and the structure of hypnosis Moab, UT Real People Press Hammond, D (red) (1990) Handbook of hypnotic suggestions and metaphors New York Norton Havens, R (1986) Posthypnotic predetermination of therapeutic progress American Journal of Clinical Hypnosis, 28, 258-262 Hilgard, E (1968) The experience of hypnosis New York Harcourt Brace Jo-vanovich Hilgard, E, Hilgard, J (1994) Hypnosis in the relief of pain New York Brunner/Mazel Hilgard, E (1986) Divided consciousness Multiple controls in human thought and action New York John Wiley & Sons Kirsch, I, Lynn, S, Rhue, J (1993) Introduction to clinical hypnosis W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red), Handbook of clinical hypnosis (s 3-22) Washington, DC Amencan Psychological Association Lankton, S, Lankton, С (1983) The answer within A clinical framework of Eucksoman hypnotherapy New York Brunner/Mazel Lazarus, A (1984) In the minds eye The power of imagery for personal enrichment New York Guiltord Nash, M (1987) What, if anything, is regressed about hypnotic age regression9 A review ot the empincal literature Psychological Bulletin, 102, 42-52 Phillips, M, Frederick, С (1992) The use of progressions as prognotic, ego-strenghte-mng, and integrating techniques American Journal of Clinical Hypnosis, 35, 99 108 Rossi, E (1973) Psychological shocks and creative moments in psychotherapy Amencan Journal of Clinical Hypnosis, 16, 922 Rossi, E, Cheek, D (1988) Mind-body therapy New York Norton Spanos, N, Сое, W (1992) A social-psychological approach to hypnosis W E Fromm, M Nash (red), Contemporary hypnosis research (в 102-130) New York Guiltord Spiegel, D (1993) Hypnosis in the treatment of post-traumatic stress disorders W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red), Handbook of clinical hypnosis (s 493-508) Wash ington DC Amencan Psychological Association Torem, M (1992) „Back from the future' A powerful age-progression technique Amencan Journal of Clinical Hypnosis, 35, 2, 81-88 Watkins, J (1971) The aftect bridge A hypnoanalytic technique International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 19, 1,21-27 Watkins, J (1986) Handling a patient who doesnt come out of trance W В Zilbergeld, M Edelstein, D Araoz (red), Hypnosis Questions and answers (s 445-447) New York Norton Watkins, J, Watkins, H (1993) Accessing the relevant area of personality lunctionmg American Journal of Clinical Hypnosis, 35, 4, 277-284 Weitzenhotter, A (1989) The practice of hypnotism (t 1) New York John Wile> & Sons Yapko M (1988) When living hurts Directives for treating depression New Yoik Brunner/Mazel Yapko, M (1992) Hypnosis and the treatment of depressions New York Brunner/Mazel Young, H, Bentall, R, Slade, P, Dewey, M (1987) The role of brief instructions and suggestibility in the ehcitation ot auditory and visual hallucinations in normal and psychiatric subjects Journal of Nervous and Mental Disease, 175, 41M8 Zeig J (red) (1980) A teaching seminar with Milton H Erickson, M D New Yoik Brunner/Mazel Zeig, J (1985) The clinical use of amnesia Encksoman methods W J Zeig (led), Encksomanpsychotheiapy, t 1, Structures (s 317-337) New York Brun-nei/Mazel Глава 18 САМОГИПНОЗ И "Я" ТЕРАПЕВТА Какова ваша "внутренняя среда"? Спокойная или полная стрессов? Принимаете ли вы себя каким есть или критикуете? В этой книге я подчеркиваю роль коммуникации — также и с самим собой — как в укреплении, так и в ослаблении собственных ощущений. "Психопатология", кроме прочего, занимается фактом того, что лю*ди вначале думают о плохом (плохо думают о себе, других, о жизни, о чем бы то ни было), а потом начинают в это верить. Поэтому, если кто-то говорит себе: "Мои отношения с окружающими никогда не станут хорошими", и признает это высказывание верным, оно без труда может стать самоисполняющимся предсказанием. Эрнест Хил-гард назвал такое явление "представление в которое поверили". Когда люди начинают верить в позитивные вещи, говоря себе ("Я могу это сделать, хотя слегка побаиваюсь"), это не считается симптоматичным. Терапевт видит лишь проблемы, которые клиент себе внушает и связанные с этим последствия. На мой взгляд, они делают ошибку, поскольку чем больше нам известно о внутренних ощущениях людей, которым что-то удается, тем лучше мы сможем научиться коррегировать поведение людей, ведущих себя неверно в той же области. Например, когда мы боимся публичных выступлений, то представляем себя стоящими перед усталой и раздраженной аудиторией. В мельчайших деталях мы способны представить собственное поражение, ощутить беспокойство и страх (идеоаффективные реакции), как если бы это были реальные образы. Люди, не боящиеся публичных выступлений, не визуализируют свое поражение. Детальный анализ причин страха пред такими выступлениями ничего не даст, если данный человек будет продолжать создавать те же вредные картины. Никакой "очищающий" процесс релаксации не может соперничать с силой таких беспокоящих представлений. Поэтому терапия должна предотвратить их возникновение. ТОЧКИ КОНЦЕНТРАЦИИ И КАЧЕСТВО ВАШЕЙ ЖИЗНИ Большинство того, что сказано мной о гипнозе можно выразить в двух словах: точки концентрации. То, на чем вы концентрируете внимание и то какими аспектами ощущений вы заняты, в значительной степени определяет вашу реакцию и убеждения о себе. Каждая ситуация имеет множество возможных точек концентрации. Например, проводя гипноз, вы можете сконцентрировать внимание на своем самочувствии во время сессии, на том, какие слова вы собираетесь применить и какие образы они вызывают в вашем сознании. В этом случае, ваша концентрация будет в основном внутренней, а это не поможет введению клиента в гипноз. Если вы не сконцентрируетесь на клиенте, то можете пропустить его спонтанную реакцию, теряя шанс ее использовать. Если кто-то погружен в проблему (внутренняя концентрация) и должен идти на прием, то не сможет вступить в контакт с остальными гостями. Если он не изменит точки концентрации и не перенесет ориентацию вовне, то будет причислен к невежливым, понурым или скромным. Таким образом проявится негативная обратная связь. Это конечно не будет укрепляющим дух переживанием. И еще один пример. Если я буду концентрироваться на удовлетворении ваших нужд, редко учитывая свои, то в вопросе самооценки стану зависимым от ваших ожиданий, начну бояться быть покинутым и, что еще хуже, утрачу сознание себя как личности. Гипноз основан на перенесении точек концентрации, по принципу такого управления людьми, чтобы они концентрировались на концепциях полезных в данной ситуации. Что дает им поддержку при создании климата, соответствующего исполнению того, что эти люди хотят, давая возможность использовать, их неза-действованные до этого времени, возможности, необходимые при реализации намеченных целей. Квалифицированный практик должен знать, какие точки концентрации нужно использовать, чтобы клиент мог реализовать свои намерения. Эти концепции стоит применить и к себе. Применяя способы индукции, представленные в данной книге, вы можете обучиться самогипнозу. Вы сможете концентрироваться на тех аспектах своего опыта, которым вы обычно не посвящали слишком много внимания. Вы можете мысленно сказать себе, чего вы хотите достичь и как вы собираетесь это сделать. Воображение поможет вам создать образ благоприятного выхода из трудной ситуации, что увеличит вероятность достижения успеха. За основу послужит само желание изменения чего-то. Можно также вызвать чувства, связанные с принятием риска в разумных границах и с достижением успеха. Позже такие чувства можно растянуть на проблему, с которой вы работаете. Как начать изучение самогипноза? Тренинг необходимо начать с приготовления кассет с записями сессий, обращаясь к себе, как если бы вы были своим клиентом. Выберите проблему, которой вы хотите заняться, и запишите процесс ее проработки (образцом может послужить, помещенная в главе 21, примерная сессия, ориентированная на решение проблем). Такое решение гарантирует определенную пользу. Прежде всего, кто может лучше поговорить с собой чем вы сами? Кроме того, во время первых тренингов самогипноза, вероятно вам не удастся сохранить полную концентрацию. Кассета в роли ведущего, заставит ваши мысли течь свободно, время от времени возвращая их к записи. По мере приобретения опыта, ваше внимание перестанет блуждать и научится придерживаться задания все более длительный период. Конечно в каждую минуту вы можете закончить сессию, переключаясь в состояние бодрствования, возвращаясь к выполнению ежедневной работы. В конце кассета вам перестанет быть нужной и вы сможете достигать состояния гипноза без ее помощи. Старайтесь упражняться все чаще без кассеты, пока не научитесь проводить полезные сессии в своих мыслях, совершенно без применения записи. Самогипноз позволит вам использовать те части личности, которые наиболее необходимы вам в данной ситуации, он придаст вам гибкость и полное уважения отношение к самому себе, вместо отношений полных конфликтов и заниженной самооценки. Для правильного функционирования, как личности и как терапевта, вам необходим соответственно развитый и защищенный "внутренний пейзаж". Сознание того, что вы можете использовать свои возможности гипнотизера не только для блага клиентов, но и для своего собственного, поднимет ваш дух. ЛИТЕРАТУРА Alman, В., Lambrou, P. (1992). Self-hypnosis: The complete manual for health and self-change. New York: Brurmer/Mazel. Fromm, E., Kahn, S. (1990). Self-hypnosis: The Chicago paradigm. New York: Guilford. Sanders, S. (1991). Clinical self-hypnosis: The power of words and images. New York: Guilford. Simpkins, C, Simpkins, A. (1991). Principles of self-hypnosis: Pathways to the unconscious. New York: Irvington. Soskis, D. (1986). Teaching self-hypnosis. New York: Norton. Глава 19 ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИПНОТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ Сущность клинического гипноза это использование способности воспринимать самого себя, во время сознательного стремления к достижению личной цели. Какие неограниченные возможности есть у людей? Какие условия они должны соблюдать для того, чтобы реализовать свои намерения? СТРУКТУРА СИМПТОМОВ И ГИПНОТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ Я сравнил классические гипнотические явления с кубиками, из которых строятся ощущения. В различных комбинациях, с различной степенью сложности, они складываются в данный гипнотический опыт, плохой или хороший. В контексте проведения терапии способность распознавать характерные для гипноза явления, связанные с симптомами, наблюдаемыми у клиента, позволяет быстро и всесторонне понять его проблему. Знание психической дороги, которую необходимо пройти, для того чтобы проявились определенные симптомы, дает возможность выбрать момент, в котором для блага клиента необходимо прервать весь процесс. Особенно стоит подчеркнуть диссоциативную природу этих признаков. Клиенты подвергнутые терапии обычно говорят, что симптом "возник сам собой", указывая на то что он не является их добровольной реакцией. Если мы определим терапию, как применение паттернов разрушения и построения, что может касаться всех методов лечения, станет очевидным, что роль терапевта состоит в определении нового контекста для дисфункциональных или самограничивающих способов поведения, мыслей и чувств клиента. Соответствующие точки концентрации лучше всего создавать, используя подходящий опыт, такой как гипнотические процессы и эмпирические техники, например разделение заданий и "приписывание" определенного поведения. Применение гипнотических явлений как точек концентрации, может стать полезным для понимания строения симптома. Когда такие явления ясно видны в структуре проблемы, ее решение может принять форму конструирования новых ассоциаций, с помощью комплиментарных гипнотических явлений. Полезным упражнением может стать определение типов явлений, характерных для гипноза, возникающих в случаях нарушений, которые вам приходится лечить чаще всего (Araoz, 1985; Gilligan, 1987, 1988; Zeig, 1988). ПАТТЕРНЫ ИНТЕРВЕНЦИИ Способы применения гипноза так разнообразны и творчески как сами терапевты, их применяющие. Нет универсального рецепта разрешения ни одной человеческой проблемы. Простые и непосредственные внушения, объясняющие некий вопрос, признаются допустимой формой лечения, поскольку могут воздействовать на определенный, относительно небольшой, процент населения. Описанные здесь многочисленные паттерны, были представлены исходя из необходимости большинства людей в более многостороннем подходе. Обычно это означает подстройку общих паттернов интервенции к конкретным нуждам данного клиента. Такой процесс напоминает обучение грамматике и словам языка, при одновременном сохранении индивидуального стиля изложения. Таким образом, существует целая гамма паттернов, от относительно простых до очень сложных. Ниже описаны некоторые из простейших и наиболее употребительные гипнотические паттерны интервенции. ИЗМЕНЕНИЕ ИСТОРИИ ЖИЗНИ Применяя изменение жизненной истории, как способ терапевтической интервенции, можно воспользоваться регрессией и прогрессией возраста, каталепсией, диссоциацией, галлюцинацией и нарушением ощущения времени. Эту стратегию хорошо использовать, в случае когда проблема клиента связана с принятым им когда-то ошибочным решением. Каждое решение тянет за собой определенный опыт, который может иметь последствия на всю дальнейшую жизнь. Рассмотрим пример клиента, который ребенком был сексуально использован и производя генерализацию, определил мир как место, где такое случается повсеместно, а людям нельзя верить, и потому позитивные контакты с окружающими невозможны. Терапевт способен помочь такому человеку вернуться к ранним воспоминаниям, облегчая (фиктивно) ощущение чувства любви, опеки и безопасности. Когда загипнотизированный клиент уже испытает такие чувства, его ведут в настоящее, где он получает впечатление о том, что позитивные ощущения все еще присутствуют в его жизненном опыте. В результате отношения клиента к себе и другим могут измениться. Некоторые клиенты интегрируют внушенный им опыт и воспринимают его так, как если бы он принадлежал реальной истории их жизни (они могут даже клясться в его правдивости). Другие просто благодарны, за то что испытали подобные чувства и пережили связанные с ними перемены, осознавая однако роль гипноза во всем этом.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |