КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение в гипноз 13 страница
особенности, могут применить непосредственные внушения, направленные на избранный симптом. Если они не поймут роли динамики симптомов в жизни данного человека, то неожиданным и нежелаемым результатом такого действия может стать замена симптомов. Такое искривление основано на том, что хотя гипноз можно применить в лечении почти исключительно симптоматическом, сила гипноза берется от возможности применения его более конкретным образом, поскольку благодаря ему можно войти в контакт с лежащими у основ симптома силами и результатами их воздействия. Именно такой подход я поддерживаю в этой книге, рассматривая многочисленные вопросы и концепции, связанные с ответственным использованием клинического гипноза (Rosen, 1960; Spiegel, Spiegel, 1987; Weitzenhoffer, 1989). СЛОЖНОСТИ С ОТМЕНОЙ ВНУШЕНИЙ Часто опасения, с какими обращаются мои студенты это страх того, что им не удастся в соответствующий момент отменить внушение. Что случиться если терапевт, занятый работой (формулировкой значащих внушений и одновременным внимательным наблюдением и использованием реакции клиента), забудет отменить внушение? Решение этой, кажущейся важной дилеммы, относительно просто. Внушения отдельных гипнотических реакций характерны для состояния гипноза. Другими словами, они действуют пока данный человек находится в гипнотическом состоянии. Нет возможности перенести, вызванные гипнозом реакции в "нормальное" состояние клиента иначе, нежели с помощью соответствующих внушений. Напоминаю, что именно это и есть основная цель постгипнотических внушений — дать возможность проявиться реакциям, вызванным гипнозом в ином контексте. Без действия постгипнотических внушений (со стороны самого клиента или терапевта), какие переносят конкретное поведение на другую ситуацию, данная реакция остается лишь чем-то забавным, что можно наблюдать во время гипноза. Таким образом, если завершая гипнотический процесс, терапевт забудет отменить ранее данные внушения, скорее всего они пропадут сами собой после выхода из гипноза. В исклю- чительном случае, когда клиент подвержен внушению, какое не было задумано как постгипнотическое, вероятнее всего он сам дал себе соответствующее постгипнотическое внушение. В случае необходимости можно повторить индукцию и убрать внушение (Brentar, Lynn, Carlson, Kurzhals, 1992; Kleinhauz, Beran, 1984; Orne, 1965;Weitzenhoffer, 1989). СПОНТАННАЯ РЕГРЕССИЯ И ОТРЕАГИРОВАНИЕ Термины "спонтанная регрессия" и "отреагирование" не синонимы. Они однако так сильно связаны друг с другом, что я решил описать их вместе. Спонтанная регрессия это опыт, вытесненных ранее ощущений, которые пробиваются в сознание. Отреагирование было ранее определено в данной главе как проявление подавленных эмоций. Оба явления являются элементами той часто неожиданной игры, делающей из гипноза такой мощный инструмент. Даже во время действия, кажущегося таким простым, как обычная процедура релаксации, некое примененное вами слово или образ, связанные с воспоминанием большого эмоционального гнета, могут поразить клиента, вызывая чувство резкой боли, страдания или злости. Спонтанная регрессия неприятного воспоминания указывает на некое незавершенное дело, на опыт требующий выяснения. Иногда вытеснение так сильно, что это остается вне сознания даже в течении гипноза, а после завершения гипнотического процесса клиент жалуется на головную боль или подобные недомогания. Даже очень опытный терапевт не способен предвидеть, какие неразорвавшиеся бомбы ожидают разминирования в бессознательном больного во время терапии или гипноза. Каждый человек владеет собственным неповторимым опытом, проявляя лишь ему свойственную чувствительность на определенные слова или ощущения. Одно слово, нейтральное по отношению к одному человеку, у другого способно вызвать резкую реакцию. Из этого следует что, шанс того что вы не встретите отреагирования невелик. Некоторые терапевты целенаправленно вызывают такую реакцию с помощью чего-то вроде "психологического вуяеризма", принимая игру чувств необходимой с терапевтической точки зрения и очень зрелищной. Отреагирование может проявляться многими способами например плачем, гипервентиляцией, дрожью всего тела (или его частей), истерическим монологом, преждевременным выходом из гипноза, галлюцинациями, аутичным раскачиванием. Такие типы поведения — явное доказательство того, что отреагирование наступило, но необходимо подходить к ним осторожно и с чувством. Первая и самая важная вещь о какой нельзя забывать это попросить клиента описать свой опыт. Дайте защитные внушения и применяя формулу "акцептации и использования" помогите загипнотизированному сохранить психическое равновесие. Больной поделился с вами определенной информацией и глупо не использовать этот момент. Не сдерживайте отреагирования, а помогите клиенту обрести новый взгляд на всю ситуацию. Ведь именно для этого и существует терапия. Вы не в состоянии изменить прошлого, но можете изменить отношение клиента к нему. Примените успокаивающие внушения, даже если реакция клиента будет совершенно неожиданной, то вы уже знаете — нужно ждать сюрпризов. Говорите голосом уверенным и спокойным. Обычно лучшее, что вы можете предпринять это применить гипноз для выяснения и завершения дела. Даже если прошло время, отведенное для конкретного клиента, ваша ответственность за него не заканчивается. Вы должны быть уверены в том, что этот человек обрел контроль над собой. Если гипнотизируемый выявит информацию с которой, по какой-то причине вы не можете справиться, вы должны позаботиться о том, чтобы он попал к подходящему специалисту (Crasilneck, Hall, 1985; Feldman, 1985; Hammond, 1990; Kroger, 1977; Spiegel, Spiegel, 1987; Spiegel, 1993; Yapko, 1992). ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ Представленные трудности, которые могут возникнуть во время проведения гипноза, косвенно указывают на необходимость формального образования терапевта в области динамики человеческого поведения, проявления уважения к интегральности каждого человеческого существа и обретение знаний о собственных ограничениях, осложняющих планирование терапевтических интервенций. Как терапевтом вами должно руководить лишь благо ваших клиентов, а свое понимание человеческой природы и способность интерперсонального воздействия необходимо использовать творчески. В связи с вышесказанным, этические вопросы я представлю в сокращении. 1. Главное — помогать, а не вредить. Если вы чувствуете, что по каким-то причинам не можете правильно вести работу с конкретным человеком или представленной проблемой, честно решите, не было бы лучше передать клиента кому-то другому. И в случае необходимости сделайте это. 2. Долг терапевта учиться, а не хвастаться. Гипноз годиться для обоих этих целей, я однако надеюсь, что гипнотические явления, индукции которым вы обучаетесь, будут применены и\или продемонстрированы исключительно в клинических или учебных условиях. 3. Старайтесь как можно точнее определить свои отношения с клиентом, а также тип интервенции, ее время, цену, цели, принципы оценки и т.д. Включение в это клиента и объяснение ему определенных вопросов, конечно положительно повлияет на ваши отношения. 4. Не завышайте и не принижайте свою компетенцию. Человеческие проблемы относятся к исключительно сложным и их нельзя свести к книжным формулировкам. Когда вы осознаете, что слишком мало знаете некую проблему, необходимо передать клиента тому, кто сможет ему помочь. 5. Иногда лучшим выходом вы посчитаете неверно проинформировать клиента и\или применить косвенные техники. Будьте осторожны — эти методы могут помочь клиенту, но могут подействовать как часовая бомба. Старательно обдумайте свою методику и приготовьте другой вариант для каждого ее элемента. 6. В случае необходимости воспользуйтесь помощью соответственно подготовленных специалистов. Например, если вы сами не является врачом широкого профиля, при работе с симптомами органического происхождения вы должны иметь соответствующую медицинскую под- держку. Занятия медициной (психологией, диетологией и т.п.) без диплома или необходимых знаний совершенно безответственно. Еще раз напоминаю, ни в коем случае не выходить за границы своей компетенции. Применение гипнотических техник без соответствующей базы потенциально опасно, а нанести травму пациенту из-за собственного незнания непростительно (Frauman, Lynn, Brentar, 1993; Gravitz, Mallet, Munyon, Gerton, 1982; Sheehan, McConkey, 1993;Steere, 1984; Wall, 1991; Zeig, 1985). ИТОГ Концепции и техники, представленные в этой главе, относятся к важнейшим во всей книге. Я надеюсь, что они помогут вам стать весьма чувствительными к вопросам ответственного проведения гипноза. Гипноз может быть весьма ценными инструментом, а его применение в медицине будет тем шире, чем большее понимание продемонстрируют терапевты, занимающиеся этой методикой. ЛИТЕРАТУРА Brentar, J., Lynn, S., Carlson, В., Kurzhals, R. (1992). Controlled research on hypnotic aftereffects: The post-hypnotic experience questionnaire. W: W. Bon-gartz (red.), Hypnosis: 175 years after Mesmer (s. 179-201). Konstanz, Germany: University of Konstanz Press. Crasilneck, H., Hall, J. (1985). Clinical hypnosis: Principles and applications. Orlando: Grune & Stratton. Feldman, S. (1985). Abreaction revisited: A strategic and interpersonal perspective. W: J. Zeig (red.), Encksonianpsychotherapy, 1.1, Structures (s. 338-358). New York: Brunner/Mazel. Frauman, D., Lynn, S., Brentar, J. (1993). Prevention and therapeutic management of „negative effects" in hypnotherapy. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hypnosis (s. 95-120). Washington, DC: American Psychological Association. Gravitz, M., Mallet, J., Munyon, P., Gerton, M. (1982). Ethical considerations in the professional applications of hypnosis. W: M. Rosenbaum (red.), Ethics and values in psychotherapy: A guidebook, New York: Free Press. Hammond, D. (red.). (1990). Handbook of suggestions and metaphors. New York: Norton. Judd, F., Burrows, G., Dennerstein, L. (1985). The dangers of hypnosis: A review. Australian Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, /3,115. Kleinhauz, M., Beran, B. (1984). Misuse of hypnosis: A factor in psycho-pathology. American Journal of Clinical Hypnosis, 26, 283-290. Kroger, W. (1977). Clinical and experimental hypnosis. Philadelphia: Lippincott. MacHovec, F. (1986). Hypnosis complications: Prevention and risk management. Springfield, IL: C.C. Thomas. Orne, M. (1965). Undesirable effects of hypnosis: The determinants and management. International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 13, 226-237. Rosen, H. (1960). Hypnosis: Applications and misapplications. Journal of the American Medical Association, 17, 5, 976-979. Sheehan, P., McConkey, K. (1993). Forensic hypnosis: The application of ethical guidelines. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hypnosis (s. 719-738). Washington, DC: American Psychological Association. Spiegel, D. (1993). Hypnosis in the treatment of post-traumatic stress disorders. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hypnosis (s. 493-508). Washington, DC: American Psychological Association. Spiegel, H., Spiegel, D. (1987). Trance and treatment: Clinical uses of hypnosis. Washington, DC: American Psychiatric Press. Steere, J. (1984). Ethics in clinical psychology. London: Oxford University Press. Wall, T. (1991). Ethics - The royal road to legitimacy. American Journal of Clinical Hypnosis, 34, 73-78. Weitzenhoffer, A. (1989). The practice of hypnotism (t. 2). New York: John Wiley & Sons. Yapko, M. (1992). Hypnosis and the treatment of depressions. New York: Brunner/Mazel. Zeig, i. (1985). Ethical issues in hypnosis: Informed consent and training standards. W: J. Zeig (red.), Ericksonian psychotherapy, 1.1, Structures (s. 459-473). New York: Brunner/Mazel. Глава 25 УГЛУБЛЯЯСЬ В ГИПНОЗ Не знаю, кто впервые заметил, что "чем больше знаешь, тем лучше начинаешь понимать, как мало знаешь". Кто бы это ни был, я думаю он не имел в виду гипноз. Видимо нет, но все равно, это высказывание может стать отличным комментарием исследований гипноза. Я надеюсь, что читая эту итоговую главу, вы уже открыли богатство и сложность гипноза как инструмента коммуникации. Люди, профессионально работающие с клиническим гипнозом, чувствуют сильное раздражение, замечая что те кто слабо знаком с гипнозом, даже хуже чем тот кто прочитает эту книгу, где данная область описана сокращенно, оказывают услуги без соответствующей квалификации. Еще одна проблема терапевтов — понимание того, что многие прошедшие курсы гипноза, не применяют полученные навыки и вследствие этого быстро забывают их. По моему, в то время, когда практика гипноза ограничивалась ритуализированными и поглощающим множество времени техниками, этот инструмент лишь в небольшой степени демонстрировал свою пользу и возможности. Я также верю, что по мере того, как гипноз превращается из обыкновенного фокус-покус в модель сознательной и успешной коммуникации, все большее количество специалистов включит гипнотические техники в свой репертуар. Превращение читателей данной книги в "формальных гипнотизеров" не было и не является моей целью. Я скорее хотел ввести читателей в динамичную и развивающуюся область, являющуюся инструментом, дающим возможность углубиться в психику человека. Даже если вы никогда не проводили формальной гипнотической индукции, я думаю, что вам придется глубоко задуматься, прежде чем вы скажете нечто подобное: "Не думайте о ваших проблемах". Я надеюсь что благодаря этому введению, возможности, которые предлагает гипноз, заинтригуют вас настолько, что заставят вас углубить знания на эту тему. Существует множество способов этого достичь. Тему клинического гипноза описывают множество книг и публикаций. Бесценным источником, из какого можно черпать знания о большинстве новейших концепций и техник, применяемых в профессиональной практике, являются журналы, посвященные гипнозу. Невозможно переоценить чтение новейшей литературы, как и ценность тренинга, основанного на опыте. В заключение мне хотелось бы добавить, что мне тяжело оценить, в достаточной ли степени я передал свое уважение и восхищение гипнозом. Меня много раз порывало добавить множество дополнительной информации к каждой из представленных здесь тем, однако я чувствовал что должен сохранить интегральность текста как вводного пособия. О сознании человека, его личности, способности к коммуникации и о гипнозе можно еще многое сказать. Наше понимание данной темы постоянно растет, а знание об этом, кажется, не имеет границ. Я надеюсь, что вы найдете множество способов с пользой претворять возможности, предоставляемые гипнозом. ОГЛАВЛЕНИЕ ВСТУПЛЕНИЕ......................................................................................................3 ПРИНЦИПЫ..........................................................................................................5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ......................................................................................5 С БОЛЕЕ ШИРОКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ..........................................................9 ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИФА..............................................................................14 ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ..............................17 ГИПНОЗ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ....................................27 КОНТЕКСТ ГИПНОЗА......................................................................................34 ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ВНУШЕНИЮ......................................................42 ВОПРОС СОЗНАНИЯ........................................................................................48 ГИПНОТИЧЕСКАЯ ПОДАТЛИВОСТЬ........................................................53 ГИПНОТИЧЕСКИЙ ОПЫТ..............................................................................62 ФАКТОРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГИПНОЗА..........................................................70 ПРАКТИКА..........................................................................................................73 ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВНУШЕНИЙ..............................................................73 ОБРАЗЦЫ ГИПНОТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ................................88 ТЕСТЫ НА СУГГЕСТИВНОСТЬ....................................................................96 ВВЕДЕНИЕ В ФОРМАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ГИПНОЗА.......................101 НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ ГИПНОТИЧЕСКИЕ ИНДУКЦИИ................108 ГИПНОТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ИХ ИНДУКЦИЯ.................................115 САМОГИПНОЗ И "Я" ТЕРАПЕВТА............................................................134 ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИПНОТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ.....................................................................................................138 ГИПНОЗ В ЛЕЧЕНИИ ЧАСТО ВОЗНИКАЮЩИХ РАССТРОЙСТВ... 148 ЗАПИСЬ СЕССИИ: ОБОЗНАЧЕНИЕ ГРАНИЦ.........................................158 ПАМЯТЬ, ПОДАТЛИВОСТЬ ВНУШЕНИЮ И СПОР О ВЫТЕСНЕННЫХ ВОСПОМИНАНИЯХ......................................................166 СОПРОТИВЛЯЯСЬ СОПРОТИВЛЕНИЮ..................................................175 РИСК СВЯЗАННЫЙ С ГИПНОЗОМ И ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.... 181 УГЛУБЛЯЯСЬ В ГИПНОЗ.............................................................................189 Изд. лиц. ИД № 05586 от 10.04.2001. Подписано в печать 15.11.2001. Формат 60x88 1/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Печ. л. 12,0 Тираж 3000 экз. Заказ 8192 Информационно-внедренческий центр «Маркетинг» 129347, Москва, Ярославское шоссе, д. 142, к. 89 Отпечатано с готовых диапозитивов в Производственно-издательском комбинате ВИНИТИ, 140010, г. Люберцы Московской обл., Октябрьский пр-т, 403. Тел. 554-21-86 ISBN 5-7856-0252-0 9785785 602526
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |