Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в гипноз 13 страница




особенности, могут применить непосредственные внушения, на­правленные на избранный симптом. Если они не поймут роли ди­намики симптомов в жизни данного человека, то неожиданным и нежелаемым результатом такого действия может стать замена сим­птомов.

Такое искривление основано на том, что хотя гипноз мож­но применить в лечении почти исключительно симптоматическом, сила гипноза берется от возможности применения его более кон­кретным образом, поскольку благодаря ему можно войти в контакт с лежащими у основ симптома силами и результатами их воздейст­вия. Именно такой подход я поддерживаю в этой книге, рассмат­ривая многочисленные вопросы и концепции, связанные с ответст­венным использованием клинического гипноза (Rosen, 1960; Spiegel, Spiegel, 1987; Weitzenhoffer, 1989).

СЛОЖНОСТИ С ОТМЕНОЙ ВНУШЕНИЙ

Часто опасения, с какими обращаются мои студенты это страх того, что им не удастся в соответствующий момент отменить внушение. Что случиться если терапевт, занятый работой (форму­лировкой значащих внушений и одновременным внимательным наблюдением и использованием реакции клиента), забудет отме­нить внушение?

Решение этой, кажущейся важной дилеммы, относительно просто. Внушения отдельных гипнотических реакций характерны для состояния гипноза. Другими словами, они действуют пока дан­ный человек находится в гипнотическом состоянии. Нет возмож­ности перенести, вызванные гипнозом реакции в "нормальное" со­стояние клиента иначе, нежели с помощью соответствующих вну­шений. Напоминаю, что именно это и есть основная цель постгип­нотических внушений — дать возможность проявиться реакциям, вызванным гипнозом в ином контексте. Без действия постгипноти­ческих внушений (со стороны самого клиента или терапевта), ка­кие переносят конкретное поведение на другую ситуацию, данная реакция остается лишь чем-то забавным, что можно наблюдать во время гипноза. Таким образом, если завершая гипнотический про­цесс, терапевт забудет отменить ранее данные внушения, скорее всего они пропадут сами собой после выхода из гипноза. В исклю-

чительном случае, когда клиент подвержен внушению, какое не было задумано как постгипнотическое, вероятнее всего он сам дал себе соответствующее постгипнотическое внушение. В случае не­обходимости можно повторить индукцию и убрать внушение (Brentar, Lynn, Carlson, Kurzhals, 1992; Kleinhauz, Beran, 1984; Orne, 1965;Weitzenhoffer, 1989).

СПОНТАННАЯ РЕГРЕССИЯ И ОТРЕАГИРОВАНИЕ

Термины "спонтанная регрессия" и "отреагирование" не синонимы. Они однако так сильно связаны друг с другом, что я решил описать их вместе. Спонтанная регрессия это опыт, вытес­ненных ранее ощущений, которые пробиваются в сознание. Отреа­гирование было ранее определено в данной главе как проявление подавленных эмоций. Оба явления являются элементами той часто неожиданной игры, делающей из гипноза такой мощный инстру­мент. Даже во время действия, кажущегося таким простым, как обычная процедура релаксации, некое примененное вами слово или образ, связанные с воспоминанием большого эмоционального гнета, могут поразить клиента, вызывая чувство резкой боли, стра­дания или злости.

Спонтанная регрессия неприятного воспоминания указыва­ет на некое незавершенное дело, на опыт требующий выяснения. Иногда вытеснение так сильно, что это остается вне сознания даже в течении гипноза, а после завершения гипнотического процесса клиент жалуется на головную боль или подобные недомогания.

Даже очень опытный терапевт не способен предвидеть, ка­кие неразорвавшиеся бомбы ожидают разминирования в бессозна­тельном больного во время терапии или гипноза. Каждый человек владеет собственным неповторимым опытом, проявляя лишь ему свойственную чувствительность на определенные слова или ощу­щения. Одно слово, нейтральное по отношению к одному челове­ку, у другого способно вызвать резкую реакцию. Из этого следует что, шанс того что вы не встретите отреагирования невелик. Неко­торые терапевты целенаправленно вызывают такую реакцию с по­мощью чего-то вроде "психологического вуяеризма", принимая иг­ру чувств необходимой с терапевтической точки зрения и очень зрелищной.

Отреагирование может проявляться многими способами например плачем, гипервентиляцией, дрожью всего тела (или его частей), истерическим монологом, преждевременным выходом из гипноза, галлюцинациями, аутичным раскачиванием. Такие типы поведения — явное доказательство того, что отреагирование на­ступило, но необходимо подходить к ним осторожно и с чувством. Первая и самая важная вещь о какой нельзя забывать это попро­сить клиента описать свой опыт. Дайте защитные внушения и при­меняя формулу "акцептации и использования" помогите загипно­тизированному сохранить психическое равновесие. Больной поде­лился с вами определенной информацией и глупо не использовать этот момент. Не сдерживайте отреагирования, а помогите клиенту обрести новый взгляд на всю ситуацию. Ведь именно для этого и существует терапия. Вы не в состоянии изменить прошлого, но можете изменить отношение клиента к нему.

Примените успокаивающие внушения, даже если реакция клиента будет совершенно неожиданной, то вы уже знаете — нуж­но ждать сюрпризов. Говорите голосом уверенным и спокойным. Обычно лучшее, что вы можете предпринять это применить гипноз для выяснения и завершения дела. Даже если прошло время, отве­денное для конкретного клиента, ваша ответственность за него не заканчивается. Вы должны быть уверены в том, что этот человек обрел контроль над собой.

Если гипнотизируемый выявит информацию с которой, по какой-то причине вы не можете справиться, вы должны позабо­титься о том, чтобы он попал к подходящему специалисту (Crasilneck, Hall, 1985; Feldman, 1985; Hammond, 1990; Kroger, 1977; Spiegel, Spiegel, 1987; Spiegel, 1993; Yapko, 1992).

ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ

Представленные трудности, которые могут возникнуть во время проведения гипноза, косвенно указывают на необходимость формального образования терапевта в области динамики человече­ского поведения, проявления уважения к интегральности каждого человеческого существа и обретение знаний о собственных огра­ничениях, осложняющих планирование терапевтических интер­венций.

Как терапевтом вами должно руководить лишь благо ва­ших клиентов, а свое понимание человеческой природы и способ­ность интерперсонального воздействия необходимо использовать творчески. В связи с вышесказанным, этические вопросы я пред­ставлю в сокращении.

1. Главное — помогать, а не вредить. Если вы чувствуете, что по каким-то причинам не можете правильно вести работу с конкретным человеком или представленной проблемой, честно решите, не было бы лучше передать клиента кому-то другому. И в случае необходимости сделайте это.

2. Долг терапевта учиться, а не хвастаться. Гипноз годить­ся для обоих этих целей, я однако надеюсь, что гипно­тические явления, индукции которым вы обучаетесь, будут применены и\или продемонстрированы исключи­тельно в клинических или учебных условиях.

3. Старайтесь как можно точнее определить свои отноше­ния с клиентом, а также тип интервенции, ее время, це­ну, цели, принципы оценки и т.д. Включение в это кли­ента и объяснение ему определенных вопросов, конечно положительно повлияет на ваши отношения.

4. Не завышайте и не принижайте свою компетенцию. Че­ловеческие проблемы относятся к исключительно слож­ным и их нельзя свести к книжным формулировкам. Ко­гда вы осознаете, что слишком мало знаете некую про­блему, необходимо передать клиента тому, кто сможет ему помочь.

5. Иногда лучшим выходом вы посчитаете неверно про­информировать клиента и\или применить косвенные техники. Будьте осторожны — эти методы могут помочь клиенту, но могут подействовать как часовая бомба. Старательно обдумайте свою методику и приготовьте другой вариант для каждого ее элемента.

6. В случае необходимости воспользуйтесь помощью со­ответственно подготовленных специалистов. Например, если вы сами не является врачом широкого профиля, при работе с симптомами органического происхождения вы должны иметь соответствующую медицинскую под-

держку. Занятия медициной (психологией, диетологией и т.п.) без диплома или необходимых знаний совершен­но безответственно.

Еще раз напоминаю, ни в коем случае не выходить за гра­ницы своей компетенции. Применение гипнотических техник без соответствующей базы потенциально опасно, а нанести травму па­циенту из-за собственного незнания непростительно (Frauman, Lynn, Brentar, 1993; Gravitz, Mallet, Munyon, Gerton, 1982; Sheehan, McConkey, 1993;Steere, 1984; Wall, 1991; Zeig, 1985).

ИТОГ

Концепции и техники, представленные в этой главе, отно­сятся к важнейшим во всей книге. Я надеюсь, что они помогут вам стать весьма чувствительными к вопросам ответственного прове­дения гипноза.

Гипноз может быть весьма ценными инструментом, а его применение в медицине будет тем шире, чем большее понимание продемонстрируют терапевты, занимающиеся этой методикой.

ЛИТЕРАТУРА

Brentar, J., Lynn, S., Carlson, В., Kurzhals, R. (1992). Controlled research on hypnotic aftereffects: The post-hypnotic experience questionnaire. W: W. Bon-gartz (red.), Hypnosis: 175 years after Mesmer (s. 179-201). Konstanz, Germany: University of Konstanz Press.

Crasilneck, H., Hall, J. (1985). Clinical hypnosis: Principles and applica­tions. Orlando: Grune & Stratton.

Feldman, S. (1985). Abreaction revisited: A strategic and interpersonal perspective. W: J. Zeig (red.), Encksonianpsychotherapy, 1.1, Structures (s. 338-358). New York: Brunner/Mazel.

Frauman, D., Lynn, S., Brentar, J. (1993). Prevention and therapeutic management of „negative effects" in hypnotherapy. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hypnosis (s. 95-120). Washington, DC: American Psy­chological Association.

Gravitz, M., Mallet, J., Munyon, P., Gerton, M. (1982). Ethical considera­tions in the professional applications of hypnosis. W: M. Rosenbaum (red.), Ethics and values in psychotherapy: A guidebook, New York: Free Press.

Hammond, D. (red.). (1990). Handbook of suggestions and metaphors. New York: Norton.

Judd, F., Burrows, G., Dennerstein, L. (1985). The dangers of hypnosis: A review. Australian Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, /3,115.

Kleinhauz, M., Beran, B. (1984). Misuse of hypnosis: A factor in psycho-pathology. American Journal of Clinical Hypnosis, 26, 283-290.

Kroger, W. (1977). Clinical and experimental hypnosis. Philadelphia: Lippincott.

MacHovec, F. (1986). Hypnosis complications: Prevention and risk man­agement. Springfield, IL: C.C. Thomas.

Orne, M. (1965). Undesirable effects of hypnosis: The determinants and management. International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 13, 226-237.

Rosen, H. (1960). Hypnosis: Applications and misapplications. Journal of the American Medical Association, 17, 5, 976-979.

Sheehan, P., McConkey, K. (1993). Forensic hypnosis: The application of ethical guidelines. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hyp­nosis (s. 719-738). Washington, DC: American Psychological Association.

Spiegel, D. (1993). Hypnosis in the treatment of post-traumatic stress dis­orders. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hypnosis (s. 493-508). Washington, DC: American Psychological Association.

Spiegel, H., Spiegel, D. (1987). Trance and treatment: Clinical uses of hypnosis. Washington, DC: American Psychiatric Press.

Steere, J. (1984). Ethics in clinical psychology. London: Oxford Univer­sity Press.

Wall, T. (1991). Ethics - The royal road to legitimacy. American Journal of Clinical Hypnosis, 34, 73-78.

Weitzenhoffer, A. (1989). The practice of hypnotism (t. 2). New York: John Wiley & Sons.

Yapko, M. (1992). Hypnosis and the treatment of depressions. New York: Brunner/Mazel.

Zeig, i. (1985). Ethical issues in hypnosis: Informed consent and training standards. W: J. Zeig (red.), Ericksonian psychotherapy, 1.1, Structures (s. 459-473). New York: Brunner/Mazel.

Глава 25

УГЛУБЛЯЯСЬ В ГИПНОЗ

Не знаю, кто впервые заметил, что "чем больше знаешь, тем лучше начинаешь понимать, как мало знаешь". Кто бы это ни был, я думаю он не имел в виду гипноз. Видимо нет, но все равно, это высказывание может стать отличным комментарием исследо­ваний гипноза. Я надеюсь, что читая эту итоговую главу, вы уже открыли богатство и сложность гипноза как инструмента комму­никации.

Люди, профессионально работающие с клиническим гип­нозом, чувствуют сильное раздражение, замечая что те кто слабо знаком с гипнозом, даже хуже чем тот кто прочитает эту книгу, где данная область описана сокращенно, оказывают услуги без соот­ветствующей квалификации. Еще одна проблема терапевтов — по­нимание того, что многие прошедшие курсы гипноза, не применя­ют полученные навыки и вследствие этого быстро забывают их. По моему, в то время, когда практика гипноза ограничивалась ритуа­лизированными и поглощающим множество времени техниками, этот инструмент лишь в небольшой степени демонстрировал свою пользу и возможности. Я также верю, что по мере того, как гипноз превращается из обыкновенного фокус-покус в модель сознатель­ной и успешной коммуникации, все большее количество специали­стов включит гипнотические техники в свой репертуар. Превраще­ние читателей данной книги в "формальных гипнотизеров" не бы­ло и не является моей целью. Я скорее хотел ввести читателей в динамичную и развивающуюся область, являющуюся инструмен­том, дающим возможность углубиться в психику человека. Даже если вы никогда не проводили формальной гипнотической индук­ции, я думаю, что вам придется глубоко задуматься, прежде чем вы скажете нечто подобное: "Не думайте о ваших проблемах". Я на­деюсь что благодаря этому введению, возможности, которые пред­лагает гипноз, заинтригуют вас настолько, что заставят вас углу­бить знания на эту тему. Существует множество способов этого достичь.

Тему клинического гипноза описывают множество книг и публикаций. Бесценным источником, из какого можно черпать знания о большинстве новейших концепций и техник, применяе­мых в профессиональной практике, являются журналы, посвящен­ные гипнозу. Невозможно переоценить чтение новейшей литерату­ры, как и ценность тренинга, основанного на опыте.

В заключение мне хотелось бы добавить, что мне тяжело оценить, в достаточной ли степени я передал свое уважение и вос­хищение гипнозом. Меня много раз порывало добавить множество дополнительной информации к каждой из представленных здесь тем, однако я чувствовал что должен сохранить интегральность текста как вводного пособия. О сознании человека, его личности, способности к коммуникации и о гипнозе можно еще многое ска­зать. Наше понимание данной темы постоянно растет, а знание об этом, кажется, не имеет границ. Я надеюсь, что вы найдете множе­ство способов с пользой претворять возможности, предоставляе­мые гипнозом.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ......................................................................................................3

ПРИНЦИПЫ..........................................................................................................5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ......................................................................................5

С БОЛЕЕ ШИРОКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ..........................................................9

ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИФА..............................................................................14

ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ..............................17

ГИПНОЗ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ....................................27

КОНТЕКСТ ГИПНОЗА......................................................................................34

ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ВНУШЕНИЮ......................................................42

ВОПРОС СОЗНАНИЯ........................................................................................48

ГИПНОТИЧЕСКАЯ ПОДАТЛИВОСТЬ........................................................53

ГИПНОТИЧЕСКИЙ ОПЫТ..............................................................................62

ФАКТОРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГИПНОЗА..........................................................70

ПРАКТИКА..........................................................................................................73

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВНУШЕНИЙ..............................................................73

ОБРАЗЦЫ ГИПНОТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ................................88

ТЕСТЫ НА СУГГЕСТИВНОСТЬ....................................................................96

ВВЕДЕНИЕ В ФОРМАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ГИПНОЗА.......................101

НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ ГИПНОТИЧЕСКИЕ ИНДУКЦИИ................108

ГИПНОТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ИХ ИНДУКЦИЯ.................................115

САМОГИПНОЗ И "Я" ТЕРАПЕВТА............................................................134

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИПНОТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ.....................................................................................................138

ГИПНОЗ В ЛЕЧЕНИИ ЧАСТО ВОЗНИКАЮЩИХ РАССТРОЙСТВ... 148 ЗАПИСЬ СЕССИИ: ОБОЗНАЧЕНИЕ ГРАНИЦ.........................................158

ПАМЯТЬ, ПОДАТЛИВОСТЬ ВНУШЕНИЮ И СПОР О ВЫТЕСНЕННЫХ ВОСПОМИНАНИЯХ......................................................166

СОПРОТИВЛЯЯСЬ СОПРОТИВЛЕНИЮ..................................................175

РИСК СВЯЗАННЫЙ С ГИПНОЗОМ И ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.... 181 УГЛУБЛЯЯСЬ В ГИПНОЗ.............................................................................189

Изд. лиц. ИД № 05586 от 10.04.2001.

Подписано в печать 15.11.2001. Формат 60x88 1/16.

Печать офсетная. Бумага газетная. Печ. л. 12,0

Тираж 3000 экз. Заказ 8192

Информационно-внедренческий центр «Маркетинг» 129347, Москва, Ярославское шоссе, д. 142, к. 89

Отпечатано с готовых диапозитивов

в Производственно-издательском комбинате ВИНИТИ,

140010, г. Люберцы Московской обл., Октябрьский пр-т, 403.

Тел. 554-21-86

ISBN 5-7856-0252-0

9785785 602526

 

 

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.