Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в гипноз 5 страница




Spiegel, D, Detnck, D, Fnscholz, E (1982) Hypnotizability and psy-chopathology American Journal of Psychiatry, 739,431-437

Spiegel, H (1972) An eye roll test for hypnotizability American Journal of Clinical Hypnosis, 15, 25-28

Spiegel, H, Spiegel, D (1987) Trance and treatment Clinical uses of hypnosis Washington, DC American Psychiatric Press

Stanton, H (1989) Ego-enhancement A five-step approach American Journal of Clinical Hypnosis, 31, 3,192-198

Stern, D, Spiegel, H, Nee, J (1979) The hypnotic induction profile Normative observations, reliability, and validity Ameucan Journal of Clinical Hyp­nosis, 31, 109-132

Tart, С (1970) Self-Report Scales of Hypnotic Depth International Jow nal of Clinical and Experimental Hypnosis, 18, 105-125

Tellegen, A, Atkinson, G (1974) Openness to absorbing and self-altering experiences („absorption"), a trait related to hypnotic susceptibility Journal of Ab­normal Psychology, 83, 268-277

Weitzenhoffer, A, Hilgard, E (1959) The Stanford scale of hypnotic sus­ceptibility forms A and В Palo Alto, CA Consulting Psychologists Press

Weitzenhoffer, A, Hilgard, E (1962) The Stanford scale of hypnotic sus­ceptibility foimC Palo Alto, CA Consulting Psychologists Press

Weitzenhoffer, A, Hilgard, E (1963) The Stanford profile scales of hyp­notic susceptibility I and II Palo Alto, CA Consulting Psychologists Press

Weitzenhoffer, A (1989) The practice of hypnotism (t 1) New York John Wiley & Sons

Wilson, S, Barber, T (1977) The Creative Imagination Scale as a meas­ure of hypnotic responsiveness Applications to experimental and clinical hypnosis Medfield, MA Medfield Foundation

Zeig, J (red) (1980) A teaching seminar with Milton H Enckson, M D New York Brunner/Mazel

Zeig, J, Rennick, P (1991) Encksoman hypnotherapy A communica­tions approach to hypnosis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Cur­rent models and perspectives (s 275-300) New York Guilford

Zindel, P (1992) Hypnosis in psychotherapy of schizophrenic patients and borderline patients W W Bongartz (red), Hypnosis 175 years after Mesmer Recent developments in theory and application (s 309-313) Konstanz, Germany Universitats-verlag Konstanz

Глава 10

ГИПНОТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Гипноз это высоко субъективное переживание, поскольку каждый ощущает его по разному. В этой главе будут представлены некоторые из наиболее значительных черт, как психологических, так и физических, связанных с гипнотическим опытом. В таблице 1. помещены наиболее часто встречающиеся формы поведения за­гипнотизированных. Такое поведение заставляет применять специ­альные формы коммуникации к загипнотизированному человеку.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГИПНОТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Избирательность внимания

Если однажды вы слышали или сами произнесли фразу: "Он видит лишь то, что хочет увидеть", вы понимаете, что люди способны обращать внимание лишь на то, что хотят видеть. Поэтому они также способны не замечать то, чего у них нет желания видеть. Это явление, называемое "избирательностью внимания" состоит в способности концентрироваться лишь на части опыта, одновременно упуская ос­тальное.

Избирательность внимания это существенный фактор гип­нотической интеракции (Crawford, Gruzelier, 1992; Weitzenhoffer, 1989). Клиент должен постепенно концентрироваться на подаваемых ему внушениях, сузить внимание до ассоциаций, которые они вызы­вают. Концентрация гипнотизируемого, хотя он может замечать и реа­гировать на внешние события, заставляет его направлять на это лишь небольшую часть своего внимания. В этот момент проявляется бессоз­нательное и его способность реагировать на вещи, находящиеся вне сферы сознания. Таким образом была описана основа диссоциации, вопроса который будет обсуждаться далее.

Таблица 1.

Гипнотический опыт

1. Связанное с опытом и избирательное поглощение внима­ния (Spiegel, Spiegel, 1987).

2. Экспрессия без усилия (Gilligan, 1987).

3. Связанная с опытом, неосознанная вовлеченность (Erickson, Rossi, Rossi, 1976).

4. Желание подвергнуться опыту (Gilligan, 1987).

5. Легкость в адаптации к изменениям времени и простран­ства (Erickson, Rossi, Rossi, 1976).

6. Изменения в восприятии (Erickson, Rossi, 1979).

7. Колебания степени вовлеченности (Gilligan, 1987).

8. Вербальная и моторная заторможенность (Erickson, Rossi, Rossi, 1976).

9. Логика транса, ослабление способности оценивать реаль­ность (Shor, 1959).

10. Символическая обработка (Zeig, 1980).

11. Нарушения в восприятии времени (Erickson, Rossi, Rossi, 1976).

12. Частичная или полная утрата памяти (Erickson, Rossi, Rossi, 1976; Rossi, 1993).

Диссоциация

Когда загипнотизированный избирательно концентрирует свое внимание на внушении терапевта и какие-то бессознательные ас­социации могут возникнуть в результате этого, наступает своеобразное отделение сознания от бессознательного. Сознание занято гипнотиче­скими процедурами, бессознательное же активно ищет символические значения, давние ассоциации и соответствующие реакции. Такой вид сознательного и бессознательного действия во время гипнотического процесса, у разных людей проходит различно; его называют "диссоциацией". Факт того что сознание и бессознательное можно до определенной степени разделить и использовать как созависимые так и независимые единицы, является существом гипноза. Поддержка диссоциации при помощи гипнотических методик позволяет получить более непосредственный доступ к бессознательным резервам, которые скрывает сознание клиента, и дает более глубокое знание о внутрен­нем функционировании личности.

Диссоциативную природу гипнотического опыта можно также объяснить "параллельным сознанием", которое возникает во время гипноза. Сознание загипнотизированного клиента состоит из частей, каждая из которых действует на различных уровнях. Один из них, относительно объективный, характеризируется реалистическим пониманием природы опыта. Эту часть личности Эрнест Хилгард (1986) называет "скрытым наблюдателем". "Скрытый наблюдатель" удерживает между собой и внушаемым опытом дистанцию (он отде­лен от него) и до определенной степени способен быть объективным. Такой характер гипнотического состояния позволяет клиенту одно­временно переживать опыт и реагировать на внушение а также наблю­дать за самим собой (Hilgard, 1992; Kirsch, Council, 1992; McConkey, 1986).

Повышенная реактивность на внушение

Описанные выше факторы, связанные с вниманием и диссо­циацией, обычно ведут к увеличению реактивности на внушение. Гип­нотическая интеракция была определена как терапевтическая и\или образовательная для клиента, поэтому здесь мы имеем дело с влияни­ем. Клиент избирательно поддается внушению терапевта, которое вы­зывает у него реакции и ассоциации. Повышенная реактивность про­является у клиента большей податливостью на внушение терапевта. Вероятнее всего она является результатом убежденности в том, что принимая данные внушения можно чего-то добиться.

Реактивность на внушение нельзя таким образом путать с легковерностью или некритичной акцептацией. В реальности гипно­тическое состояние увеличивает возможность выбора, также благода­ря тому, что дает шанс отбросить внушение, пробуждающее сомнения (Hilgard, 1965; Kirsch, Lynn, Rhue, 1993). Повышенная реактивность на внушение происходит от решения клиента идти за тем, кому он дове­ряет и от кого может принять помощь. Если ситуация клиента, отно­шения между ним и терапевтом, или другие факторы будут неблаго-приятствующими, то реактивность не проявится. В этом случае мы бу­дем иметь дело с классическим "сопротивлением".

Субъективная интерпретация

Невозможно предсказать как данный человек отреагирует на определенное слово или фразу. Необходимо помнить, что у него есть

своя оценочная шкала (то есть опыт, понимание), относительно кото­рой он оценивает значение, услышанных высказываний. Поэтому не­обходимо осторожно подбирать слова, стараясь не оставлять ничего недосказанного, что можно было бы неверно интерпретировать. Гип­нотический тренинг людей одного статуса позволяет видеть влияние, какое вызывают слова терапевта и vice versa; на обычных сессиях это невозможно. Возможность увидеть какие из высказываний облегчают гипнотический опыт, а какие препятствует, в гипнотической терапии самый ценный аспект тренинга, проводимого в малых группах (Erickson, Rossi, 1979, 1981; Matthews, Lankton, Lankton, 1993).

"Логика транса"

Применение гипноза в клинических условиях в значитель­ной степени облегчает черта гипнотического состояния, называемая ''логикой транса". Она относиться к тому, что клиент не чувствует не­обходимости в том, чтобы переживаемый опыт был полностью реали­стичен или рационален. Это означает, что клиент способен принять, временно внушенную ему реальность, как единственно существую­щую, несмотря на то насколько она нелогична и неправдоподобна.

Логика транса это состояние добровольного принятия вну­шения клиентом, в которой отсутствует элемент критической оценки, уменьшающей важность и значение определенных утверждений. Воз­можность реагировать "как будто" что-то является реальным, может стать для клиента дверью, ведущей к открытию решений, наиболее полезных для терапии (Lynn, Rhue, 1991; Orne, 1959; Sheehan, McConkey, 1982).

Релаксация

Можно конечно, находясь в гипнотическом состоянии, не быть расслабленным, однако расслабление сознания и тела это основ­ной элемент, который большинство людей связывает с этим состояни­ем. В гипнотических процессах обычно применяют расслабление как нечто, облегчающее разделение сознания и бессознательного. Рас­слабление ощущается клиентом как приятное, оно может также суще­ственно изменить способ восприятия самого себя и даже убедить его в том, что он действительно находится под гипнозом (Benson, Carol, 1974; Edmonston, 1991; Mitchell, Lundy, 1986).

Релаксация, связанная с гипнозом, проявляется во многих физических изменениях (описанных далее в этой главе), а также в доб­ровольной пассивности; клиент начинает все действия воспринимать слишком утруждающими. Просьба сказать что-нибудь или сделать, ча­сто не вызывает никакой реакции у загипнотизированного, потому что внушенные действия требуют от него больше энергии, чем он желает растрачивать! Это еще один фактор за то, чтобы применить к клиенту подход, полный понимания, который позволит ему индивидуальным образом пережить гипноз, без необходимости "притворяться".

Физические признаки гипнотического состояния

Как узнать, находится ли клиент в состоянии гипноза? На та­кой вопрос есть лишь один ответ. Это не известно. Нельзя установить, в какой момент данный человек перешел из обычного состояния соз­нания в состояние гипнотическое, отличающееся большей концентра­цией внимания. Приняв, что гипноз отличается от обычного психиче­ского опыта лишь глубиной, а не видом ощущений, трудно обозначить резкую границу разделяющую "обычное" состояние сознание от гип­нотического. Также не существует жесткого разделения между раз­личными ступенями глубины гипноза. Опытный терапевт способен однако заметить множество физических признаков, основываясь на которых может прийти к выводу, что клиент уже загипнотизирован (Enckson, Rossi, Rossi, 1976):

Физические признаки, помогающие при наблюдении:

1. Мышечная релаксация. Стоит обратить внимание на уро­вень напряжения тела, особенно мышц лица, как перед гипнозом так и во время него.

2. Мышечные подёргивания. Когда тело и сознание расслаб­ляются, часто возникает совершенно непроизвольная судо­рога мышц, связанная с неврологическими изменениями, происходящими во время релаксации.

3. Слезовыделение. По мере расслабления у клиента могут начать выделяться слезы. Некоторые считают это призна­ком того что он нервничает, однако это поспешный вывод. Если вы сомневаетесь спросите у клиента!

4. Закрытые глаза, при дрожащих веках. При концентрации и вхождении в гипноз часто дрожат веки, иногда довольно

быстро и обычно неосознанно. По прошествии значитель­ной части гипнотического процесса, можно также увидеть сквозь ресницы быстрые движения зрачков, тем быстрее, чем больше визуальных элементов содержат, применяемые вами техники.

5. Изменение скорости дыхания. Это может быть ускорение и замедление дыхания. Чтобы вы смогли это заметить необ­ходимо наблюдать за способом дыхания клиента до и в те­чении гипноза. Некоторые дышат поверхностно, другие глубже, одни дышат грудной клеткой, другие диафрагмой.

6. Изменение частоты пульса. Изменение темпа пульса, как ускорение, так и чаще встречающееся замедление, также характерное явление. Когда клиент сидит, обычно можно заметить пульс его шейной артерии. Если клиент позволит, можно держать его за руку (для "поддержки") контролируя его пульс на запястье.

7. Расслабление челюсти. Часто у клиента отвисает нижняя челюсть и чтобы ее закрыть необходимо сознательное уси­лие. (Я знал людей, которые из-за тенденции пускать слю­ну не участвовали в групповом гипнозе.

8. Каталепсия. Потеря свободы движений, называемая ката­лепсией, это характерный показатель погружения в гипноз. В отличие от сна, где спящий может постоянно двигаться или не двигаться вообще, загипнотизированный движется незначительно или вообще не движется из-за усилий, какие необходимо в это вложить. Клиент часто чувствует себя оторванным от своего тела и поэтому забывает о движени­ях. Иногда, это касается, особенно детей, можно встретить того, кто двигается энергично. Во время одного учебного курса у меня был студент, названный сокурсниками мета­телем молота, так как загипнотизированный, он любил ка­таться и вертеться по полу. Выйдя из гипноза он описывал, как хорошо себя чувствует, поскольку расслабил тело в движении. Даже если движение кажется вам слишком ин­тенсивным и деконцентрирующим, клиент может все еще находиться под действием гипноза.

Каждый из описанных физических признаков может послу­жить общим указателем гипнотического состояния, но ни один из них не объясняет, что переживает клиент. В определенном смысле, тера-

певт это гость в чужом мире, поэтому он должен быть внимательным, осторожным и прежде всего помнить об уважении клиента Основой для оценки, когда перейти от одной фазы гипнотической сессии к дру­гой, например от индукции к работе с пациентом, будет наблюдение за изменениями в физическом состоянии и поведении клиента Принимая за точку отсчета такие факторы, как мышечное напряжение, скорость дыхания и пульса и все, что удастся увидеть перед началом гипноза, терапевт будет иметь шанс заметить происходящие во время индукции изменения, говорящие о возникновении состояния, отличного от обычного состояния клиента. Нельзя познать природу самого пережи­вания, но можно заметить перемены, намекающие на последствия действий терапевта Чем больше опыта вы приобретете в распознава­нии этих признаков, тем свободнее вы сможете подстраивать свои внушения к актуальным ощущениям клиента (Grinder, Bandler, 1981, O'Hanlon, 1987)

ЛИТЕРАТУРА

Benson, H, Carol, M (1974) The relaxation response Psychiatry, 37, 37-46

Crawford, H, Gruzeher, J (1992) A midstream view of (he neuropsycho-physiology of hypnosis Recent research and future directions W E Fromm, M Nash (red), Contemporary hypnosis research (s 227-266) New York Guilford

Edmonston, W (1991) Anesis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Cut rent models and perspectives (s 197-237) New York Guilford

Enckson, M, Rossi, E, Rossi, M (1976) Hypnotic realities The induc­tion of clinical Inpnosis and forms of indued suggestion New York Irvington

Enckson, M, Rossi, E (1979) Hypnotherapy An exploratory casebook New York Iivmgton

Enckson, M, Rossi, E (1981) Experiencing hypnosis Therapeutic ap­proaches to altered states New York Irvington

Gilligan, S (1987) Therapeutic trances The cooperation principle in Encksoman hypnotherapy New York Brunner/Mazel

Grinder, J, Bandler, R (1981) Trance-formations Neuro-Linguistic Pwgiamming and the stiucture of hypnosis Moab, UT Real People Press

Hilgard, E (1965) Hypnotic susceptibility New York Harcourt, Brace & World

Hilgard, E (1986) Divided consciousness Multiple controls in human thought and action New York John Wiley & Sons

Hilgard, E (1992) Dissociation and theories of hypnosis W E Fromm, M Nash (red) Contemporary hypnosis research (s 69-101) New York Guilford

Kirsch, I, Council, J (1992) Situational and personality correlates of hypnotic respon-siveness W E Fromm, M Nash (red), Contemporary hypnosis research (s 267-291) New York Guilford

Kirsch, I, Lynn, S, Rhue, J (1993) Introduction to clinical hypnosis W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red), Handbook of clinical hypnosis (s 322) Wash­ington, DC American Psychological Association

Lynn S, Rhue, J (1991) An integrative model of hypnosis W S Lynn, J Rhue (red) Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 397-438) New York Guilrord

Matthews W, Lankton, S, Lankton, С (1993) An Encksoman model of hypnotherpy W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red), Handbook of clinical hypnosis (s 187-214) Washington, DC American Psychiatric Press

McConkey, К (1986) Opinions about hypnosis and self-hypnosis before and after hypnotic testing International Journal of Clinical and Experimental Hyp­nosis 34 311-319

Mitchell, G, Lundy R (1986) The effects of relaxation and imagery in­ductions on responses to suggestions International Journal of Clinical and Experi­mental Hypnosis 34 98 109

OHanlon, W (1987) Taproots Underlying principles of Milton Enck sons thei арл and hypnosis New York Norton

Orne M (1959) The nature of hypnosis Artifact and essence Journal of Abnormal and Social Psychology, 58, 111 299

Rossi E (1993) The psychobiology of mind-body healing New York Norton

Sheehan, P, McConkey, К (1982) Hypnosis and experience The explo­ration of phenomena and process Hillsdale, NJ Erlbaum

Shor, R (1959) Hypnosis and the concept of the generalized reahty-onentation American Journal of Psychotherapy, 13, 582-602

Spiegel, H, Spiegel, D (1987) Trance and treatment Clinical uses of hypnosis Washington, DC American Psychiatric Press

Weitzenhotfer, A (1989) Thepractice of hypnotism (t 1) New York John Wiley & Sons

Zeig, J (red) (1980) A teaching seminar with Milton H Erickson, M D New York Brunner/Mazel

Zeig, J, Rennick, P (1991) Encksoman hypnotherapy A communica­tions approach to hypnosis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Cur­rent models and perspectives (s 275-300) New York Guilford

Глава 11

ФАКТОРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГИПНОЗА

В этой главе я хотел бы обсудить некоторые факторы, ко­торые могут влиять на работу с клиентом (включая образцы ком­муникации и контакт клиента с терапевтом).

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

Определенные обстоятельства я считаю желательными для проведения гипноза, хотя они и не являются необходимыми. Во первых, лучше работать при относительной тишине. Отсутствие громкого шума, деконцентрирующего клиента, позволяет ему сконцентрироваться на внутреннем опыте. Однако чаще всего зво­нят телефоны, слышно как хлопают двери, люди разговаривают за ними, шум улицы, самолеты над головой, звуки падающих предме­тов, домашние животные, роняющие вазы, детские споры... Нет места идеально защищенного от внешнего шума. В этом впрочем и нет необходимости. Чтобы помочь клиенту сконцентрироваться, необходимо воспользоваться способностью включать эти события в процесс индукции (Bandler, Grinder, 1979; Zeig, 1980/ 1985).

Еще одним положительным фактором может стать мягкий, спокойный свет. Он помогает создать свободную атмосферу, уве­личивая чувство комфорта клиента. Я бы не рекомендовал слиш­ком редуцировать освещение. Свет свеч для одних может быть подходящим, для других (например для меня) слишком таинстве­нен и эзотеричен.

Третьим элементом, влияющим на способность клиента расслабляться, будет мебель. Кровати и софы приглашают нас вос­пользоваться ими, однако сильно ассоциируются со сном и усып­ляют клиента. Мебель должна быть удобной, должна также под­держивать тело и голову клиента. Во время расслабления тело ста­новится тяжелым; если не найдется соответствующей физической поддержки, может начать болеть шея и спина. Поэтому весьма практичны раскладные кресла с изголовьем и перекладиной для ног(А1тап, Lambrou, 1992; Weitzenhoffer, 1989).

Освещение, мебель, звуки окружения сами по себе не столь существенны, как то как они будут использованы. Основной прин­цип, это использовать то, что происходит, как составную часть процесса. Вмешательство нового фактора можно использовать так, чтобы оно органично влилось в процесс гипноза (Grinder, Bandler, 1981; Kelly, 1993; Stone, 1986).

ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Вводя клиента в состояние гипноза, необходимо также принять во внимание его физическое состояние, то есть не его здо­ровье, а временные телесные ощущения, которые могут сыграть определенную роль во время сессии. Поэтому так важно удобство клиента, то есть соответствующая позиция тела, свободная одежда, не ограничивающая движений, подходящая температура. В таких условиях загипнотизированный не чувствует принуждения, его не дефокусируют факторы, требующие немедленной реакции.

Пациент не должен держать во рту резинку или леденец, которые во время релаксации могут привести к тому что он пода­вится. Многие носят контактные линзы, а некоторые из них скон­струированы так, что даже кратковременно закрывая глаз, болез­ненно раздражается роговица. Спросите клиента, не желает ли он снять очки, контактные линзы, обувь или что-нибудь еще, что мо­жет помешать его концентрации.

Еще одной помехой может быть влияние алкоголя и нарко­тиков, обычно осложняющих успешную работу. Исключением бу­дут лекарства, прописанные клиенту, но даже они потенциально могут снижать гипнотическую податливость. Также помехой мо­жет стать усталость клиента, которого правда будет легче усыпить, однако трудно склонить к нужной внутренней концентрации (Beahrs, Carlin, Shehorn, 1974; Spiegel, 1986).

ЛИТЕРАТУРА

Alman, В., Lambrou, P. (1992). Self-hypnosis: The complete manual for health and self-change. New York: Brunner/Mazel.

Handler, R., Grinder, J. (1979). Frogs into princes. Moab, UT: Real Peo­ple Press.

Beahrs, J., Carlin, A., Shehorn, J. (1974). Impact of psychoactive drugs onhypnotizabili-ty. American Journal of Clinical Hypnosis, 16, 267-269.

Grinder, J., Bandler, R. (1981). Trance-formations: N euro-Linguistic Programming and the structure of hypnosis. Moab, UT: Real People Press.

Kelly, S. (1993). The use of music as hypnotic suggestion. American Journal of Clinical Hypnosis, 36, 3, 83-90.

Spiegel, D. (1986). Effects of psychoactive medication on hypnosis. W: B. Zilbergeld, M. Edelstein, D. Araoz (red.), Hypnosis: Questions and answers (s. 345-349). New York: Norton.

Stone, J. (1986). Presentations of doctor and office to facilitate hypnosis. W: B. Zilbergeld, M. Edelstein, D. Araoz (red.), Hypnosis: Questions and answers (s. 69-75). New York: Norton.

Weitzenhoffer, A. (1989). The practice of hypnotism (t. 2). New York: John Wiley & Sons.

Zeig, J. (red.) (1980). A teaching seminar with Milton H. Erickson, M.D. New York: Brunner/Mazel.

Zeig, J. (1985). Experiencing Erickson: An introduction to the man and his work. New York: Brunner/Mazel.

часть 2

ПРАКТИКА

Глава 12

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВНУШЕНИЙ

Эта глава концентрируется на определенных чертах интерпер­сональной коммуникации, являющихся переменными в паттернах гипнотических стратегий, но прежде всего на стилях и структуре гип­нотических внушений.

СТИЛИ КОММУНИКАЦИИ

Осознание существующих различий, как между методами по­дачи информации, так и возможностями сознания и бессознательного, будет начальным условием для успешного применения гипноза. Фор­мулирование внушений, у которых есть шансы пробиться в мир бес­сознательного и есть один из источников силы гипноза.

Существуют две основные категории гипнотической комму­никации: непосредственная и косвенная. Они не только взаимно не ис­ключают друг друга, но я даже сомневаюсь, возможно ли (или желае­мо ли) провести успешный гипнотический сеанс исключительно при помощи одной из них. Внушения отличаются уровнем непосредствен­ности, занимая всякий раз место на шкале, между "непосредственно" и "косвенно". Решения, о том какую методику применить в конкретный момент, зависит от природы внушения (необходимо учитывать такой фактор, как потенциальная опасность для клиента) и уровня гипноти­ческой податливости (Alman, Carney, 1980; Erickson, Rossi, 1979; Zeig, Rennick, 1991).

Непосредственные внушения

Такие внушения непосредственно касаются, описываемой проблемы или посредством их терапевт пытается получить опреде­ленные реакции. В значительной степени они относятся к сознатель­ному опыту данного человека и обычно дают конкретные решения проблем, а также детальные инструкции о том как реагировать на ре­комендации и вопросы терапевта.

Если начиная гипнотическую индукцию, терапевт захочет чтобы клиент закрыл глаза, решая применить непосредственный под­ход, он может сказать нечто следующее:

"Закройте глаза".

"Пожалуйста закройте глаза".

"Вы можете закрыть глаза".

"Позвольте своим векам опуститься".

"Я хотел бы, чтобы вы закрыли глаза".

Таблица 2. Основные стили и структуры гипнотических внушений

Позитивные внушения:

"Вы можете выполнить действие X".

Негативные внушения:

"Вы не можете выполнить действие X".

Непосредственные внушения:

"Вы можете выполнить действие X"

Косвенные внушения:

"Я знал человека, которому нравилось выполнять действие

X".

Общие внушения:

"Вы можете вспомнить конкретную ситуацию X".

Конкретные внушения:

"Вспомни учителя из третьего класса".

Пермисивный стиль:

"Можете позволить себе выполнить действие X".

Авторитарный стиль: "Выполните действие X".

Постгипнотическое внушение:

"Когда вы окажетесь в ситуации А, вы сможете выполнить

действие X".

Польза от непосредственных внушений:

1 имеют непосредственную связь с описываемым (это уменьшает сознательное беспокойство клиента, относи­тельно способности решить его проблемы терапевтом);

2. могут помочь ясно определить и постоянно напоминать о цели, к какой идет клиент;

3. непосредственно и активно вовлекают клиента в сам про­цесс;

4. могут послужить моделью в решении будущих сложно­стей, которые могут возникнуть при использовании метода сознательного решения проблем.

Среди недостатков непосредственного внушения, необходимо сказать, что в нем чрезмерно приходится полагаться на то, чтобы кли­ент сознательно уступил влиянию и то что в меньшей степени исполь­зуются резервы бессознательного. Непосредственное упоминание проблемы данного человека, потенциально опасной для него, может вызвать сопротивление, что в свою очередь увеличит возможность проявления реакций сопротивления и даже отказа принять внушение.

Чтобы сделать возможным сознательное принятие решения о том каким образом использовать непосредственное внушение, так чтобы это дало шанс получить положительный гипнотический опыт, необходимо провести оценку негативных и позитивных сторон этой методики для конкретного случая. (Crasilneck, Hall, 1985; Kroger, 1977; Spiegel, Spiegel, 1987; Weitzenhoffer, 1989).

Косвенные внушения

Косвенные внушения это те, которые или имеют тесную связь с проблемой или вызывают желательные реакции замаскированным и поэтому более мягким образом. Эти внушения могут быть весьма тон­кими. Обычно, они не упоминают конкретно сознательный опыт дан­ного человека, поэтому требуют от клиента интерпретаций. Примене­ние косвенных внушений может привести к тому, что на уровне созна­ния клиент будет думать о смысле ведущейся беседы, в то время как его бессознательное начнет ассоциировать полученную информацию с внутренним опытом (скрытые динамические процессы), прокладывая таким образом дорогу к переменам.

Косвенные внушения могут принимать различные формы, та­кие как рассказы, аналогии, анекдоты, каламбуры, домашние задания или скрытые в контексте внушения. Когда мы хотим вызвать реакцию клиента, не говоря ему напрямую, как конкретно он должен поступить, то всегда применяем косвенное внушение.

Если на основании поведения клиента вы делаете вывод, что он закроет глаза скорее под действием косвенного внушения нежели непосредственного, то вы можете применить следующие формулы:

"Человек, податливый гипнозу, начинает с того что закрывает глаза".

"Можете ли вы позволить своим векам опуститься?" "Многие мои клиенты любят сидеть в этом кресле, закрыв глаза".

"Удобнее ли вам будет слушать меня с закрытыми глазами?" "Как вы считаете, какая мысль поможет вашим глазам спо­койно закрыться?"

Польза косвенных методов состоит в лучшем использовании бессознательных резервов клиента. Когда внушения подаются в такой форме, что пробуждают воспоминания или вызывают ассоциации и ощущения, которые могут иметь терапевтическое значение, большая часть личности на разных уровнях вовлекается в терапию. Кроме того, увеличенная дистанция между внушением и целенаправленным пове­дением или эмоцией, уменьшает необходимость постановки защитных барьеров. Такая дистанция может кроме того сделать так, что клиент не будет уверен в том, каким образом внушение связано с желаемым изменением личности и поэтому допустит любую, полезную для себя интерпретацию. Терапевт, не требуя проявить, выбранную им реак-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.