КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение в гипноз 5 страница
Spiegel, D, Detnck, D, Fnscholz, E (1982) Hypnotizability and psy-chopathology American Journal of Psychiatry, 739,431-437 Spiegel, H (1972) An eye roll test for hypnotizability American Journal of Clinical Hypnosis, 15, 25-28 Spiegel, H, Spiegel, D (1987) Trance and treatment Clinical uses of hypnosis Washington, DC American Psychiatric Press Stanton, H (1989) Ego-enhancement A five-step approach American Journal of Clinical Hypnosis, 31, 3,192-198 Stern, D, Spiegel, H, Nee, J (1979) The hypnotic induction profile Normative observations, reliability, and validity Ameucan Journal of Clinical Hypnosis, 31, 109-132 Tart, С (1970) Self-Report Scales of Hypnotic Depth International Jow nal of Clinical and Experimental Hypnosis, 18, 105-125 Tellegen, A, Atkinson, G (1974) Openness to absorbing and self-altering experiences („absorption"), a trait related to hypnotic susceptibility Journal of Abnormal Psychology, 83, 268-277 Weitzenhoffer, A, Hilgard, E (1959) The Stanford scale of hypnotic susceptibility forms A and В Palo Alto, CA Consulting Psychologists Press Weitzenhoffer, A, Hilgard, E (1962) The Stanford scale of hypnotic susceptibility foimC Palo Alto, CA Consulting Psychologists Press Weitzenhoffer, A, Hilgard, E (1963) The Stanford profile scales of hypnotic susceptibility I and II Palo Alto, CA Consulting Psychologists Press Weitzenhoffer, A (1989) The practice of hypnotism (t 1) New York John Wiley & Sons Wilson, S, Barber, T (1977) The Creative Imagination Scale as a measure of hypnotic responsiveness Applications to experimental and clinical hypnosis Medfield, MA Medfield Foundation Zeig, J (red) (1980) A teaching seminar with Milton H Enckson, M D New York Brunner/Mazel Zeig, J, Rennick, P (1991) Encksoman hypnotherapy A communications approach to hypnosis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 275-300) New York Guilford Zindel, P (1992) Hypnosis in psychotherapy of schizophrenic patients and borderline patients W W Bongartz (red), Hypnosis 175 years after Mesmer Recent developments in theory and application (s 309-313) Konstanz, Germany Universitats-verlag Konstanz Глава 10 ГИПНОТИЧЕСКИЙ ОПЫТ Гипноз это высоко субъективное переживание, поскольку каждый ощущает его по разному. В этой главе будут представлены некоторые из наиболее значительных черт, как психологических, так и физических, связанных с гипнотическим опытом. В таблице 1. помещены наиболее часто встречающиеся формы поведения загипнотизированных. Такое поведение заставляет применять специальные формы коммуникации к загипнотизированному человеку. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГИПНОТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ Избирательность внимания Если однажды вы слышали или сами произнесли фразу: "Он видит лишь то, что хочет увидеть", вы понимаете, что люди способны обращать внимание лишь на то, что хотят видеть. Поэтому они также способны не замечать то, чего у них нет желания видеть. Это явление, называемое "избирательностью внимания" состоит в способности концентрироваться лишь на части опыта, одновременно упуская остальное. Избирательность внимания это существенный фактор гипнотической интеракции (Crawford, Gruzelier, 1992; Weitzenhoffer, 1989). Клиент должен постепенно концентрироваться на подаваемых ему внушениях, сузить внимание до ассоциаций, которые они вызывают. Концентрация гипнотизируемого, хотя он может замечать и реагировать на внешние события, заставляет его направлять на это лишь небольшую часть своего внимания. В этот момент проявляется бессознательное и его способность реагировать на вещи, находящиеся вне сферы сознания. Таким образом была описана основа диссоциации, вопроса который будет обсуждаться далее. Таблица 1. Гипнотический опыт 1. Связанное с опытом и избирательное поглощение внимания (Spiegel, Spiegel, 1987). 2. Экспрессия без усилия (Gilligan, 1987). 3. Связанная с опытом, неосознанная вовлеченность (Erickson, Rossi, Rossi, 1976). 4. Желание подвергнуться опыту (Gilligan, 1987). 5. Легкость в адаптации к изменениям времени и пространства (Erickson, Rossi, Rossi, 1976). 6. Изменения в восприятии (Erickson, Rossi, 1979). 7. Колебания степени вовлеченности (Gilligan, 1987). 8. Вербальная и моторная заторможенность (Erickson, Rossi, Rossi, 1976). 9. Логика транса, ослабление способности оценивать реальность (Shor, 1959). 10. Символическая обработка (Zeig, 1980). 11. Нарушения в восприятии времени (Erickson, Rossi, Rossi, 1976). 12. Частичная или полная утрата памяти (Erickson, Rossi, Rossi, 1976; Rossi, 1993). Диссоциация Когда загипнотизированный избирательно концентрирует свое внимание на внушении терапевта и какие-то бессознательные ассоциации могут возникнуть в результате этого, наступает своеобразное отделение сознания от бессознательного. Сознание занято гипнотическими процедурами, бессознательное же активно ищет символические значения, давние ассоциации и соответствующие реакции. Такой вид сознательного и бессознательного действия во время гипнотического процесса, у разных людей проходит различно; его называют "диссоциацией". Факт того что сознание и бессознательное можно до определенной степени разделить и использовать как созависимые так и независимые единицы, является существом гипноза. Поддержка диссоциации при помощи гипнотических методик позволяет получить более непосредственный доступ к бессознательным резервам, которые скрывает сознание клиента, и дает более глубокое знание о внутреннем функционировании личности. Диссоциативную природу гипнотического опыта можно также объяснить "параллельным сознанием", которое возникает во время гипноза. Сознание загипнотизированного клиента состоит из частей, каждая из которых действует на различных уровнях. Один из них, относительно объективный, характеризируется реалистическим пониманием природы опыта. Эту часть личности Эрнест Хилгард (1986) называет "скрытым наблюдателем". "Скрытый наблюдатель" удерживает между собой и внушаемым опытом дистанцию (он отделен от него) и до определенной степени способен быть объективным. Такой характер гипнотического состояния позволяет клиенту одновременно переживать опыт и реагировать на внушение а также наблюдать за самим собой (Hilgard, 1992; Kirsch, Council, 1992; McConkey, 1986). Повышенная реактивность на внушение Описанные выше факторы, связанные с вниманием и диссоциацией, обычно ведут к увеличению реактивности на внушение. Гипнотическая интеракция была определена как терапевтическая и\или образовательная для клиента, поэтому здесь мы имеем дело с влиянием. Клиент избирательно поддается внушению терапевта, которое вызывает у него реакции и ассоциации. Повышенная реактивность проявляется у клиента большей податливостью на внушение терапевта. Вероятнее всего она является результатом убежденности в том, что принимая данные внушения можно чего-то добиться. Реактивность на внушение нельзя таким образом путать с легковерностью или некритичной акцептацией. В реальности гипнотическое состояние увеличивает возможность выбора, также благодаря тому, что дает шанс отбросить внушение, пробуждающее сомнения (Hilgard, 1965; Kirsch, Lynn, Rhue, 1993). Повышенная реактивность на внушение происходит от решения клиента идти за тем, кому он доверяет и от кого может принять помощь. Если ситуация клиента, отношения между ним и терапевтом, или другие факторы будут неблаго-приятствующими, то реактивность не проявится. В этом случае мы будем иметь дело с классическим "сопротивлением". Субъективная интерпретация Невозможно предсказать как данный человек отреагирует на определенное слово или фразу. Необходимо помнить, что у него есть своя оценочная шкала (то есть опыт, понимание), относительно которой он оценивает значение, услышанных высказываний. Поэтому необходимо осторожно подбирать слова, стараясь не оставлять ничего недосказанного, что можно было бы неверно интерпретировать. Гипнотический тренинг людей одного статуса позволяет видеть влияние, какое вызывают слова терапевта и vice versa; на обычных сессиях это невозможно. Возможность увидеть какие из высказываний облегчают гипнотический опыт, а какие препятствует, в гипнотической терапии самый ценный аспект тренинга, проводимого в малых группах (Erickson, Rossi, 1979, 1981; Matthews, Lankton, Lankton, 1993). "Логика транса" Применение гипноза в клинических условиях в значительной степени облегчает черта гипнотического состояния, называемая ''логикой транса". Она относиться к тому, что клиент не чувствует необходимости в том, чтобы переживаемый опыт был полностью реалистичен или рационален. Это означает, что клиент способен принять, временно внушенную ему реальность, как единственно существующую, несмотря на то насколько она нелогична и неправдоподобна. Логика транса это состояние добровольного принятия внушения клиентом, в которой отсутствует элемент критической оценки, уменьшающей важность и значение определенных утверждений. Возможность реагировать "как будто" что-то является реальным, может стать для клиента дверью, ведущей к открытию решений, наиболее полезных для терапии (Lynn, Rhue, 1991; Orne, 1959; Sheehan, McConkey, 1982). Релаксация Можно конечно, находясь в гипнотическом состоянии, не быть расслабленным, однако расслабление сознания и тела это основной элемент, который большинство людей связывает с этим состоянием. В гипнотических процессах обычно применяют расслабление как нечто, облегчающее разделение сознания и бессознательного. Расслабление ощущается клиентом как приятное, оно может также существенно изменить способ восприятия самого себя и даже убедить его в том, что он действительно находится под гипнозом (Benson, Carol, 1974; Edmonston, 1991; Mitchell, Lundy, 1986). Релаксация, связанная с гипнозом, проявляется во многих физических изменениях (описанных далее в этой главе), а также в добровольной пассивности; клиент начинает все действия воспринимать слишком утруждающими. Просьба сказать что-нибудь или сделать, часто не вызывает никакой реакции у загипнотизированного, потому что внушенные действия требуют от него больше энергии, чем он желает растрачивать! Это еще один фактор за то, чтобы применить к клиенту подход, полный понимания, который позволит ему индивидуальным образом пережить гипноз, без необходимости "притворяться". Физические признаки гипнотического состояния Как узнать, находится ли клиент в состоянии гипноза? На такой вопрос есть лишь один ответ. Это не известно. Нельзя установить, в какой момент данный человек перешел из обычного состояния сознания в состояние гипнотическое, отличающееся большей концентрацией внимания. Приняв, что гипноз отличается от обычного психического опыта лишь глубиной, а не видом ощущений, трудно обозначить резкую границу разделяющую "обычное" состояние сознание от гипнотического. Также не существует жесткого разделения между различными ступенями глубины гипноза. Опытный терапевт способен однако заметить множество физических признаков, основываясь на которых может прийти к выводу, что клиент уже загипнотизирован (Enckson, Rossi, Rossi, 1976): Физические признаки, помогающие при наблюдении: 1. Мышечная релаксация. Стоит обратить внимание на уровень напряжения тела, особенно мышц лица, как перед гипнозом так и во время него. 2. Мышечные подёргивания. Когда тело и сознание расслабляются, часто возникает совершенно непроизвольная судорога мышц, связанная с неврологическими изменениями, происходящими во время релаксации. 3. Слезовыделение. По мере расслабления у клиента могут начать выделяться слезы. Некоторые считают это признаком того что он нервничает, однако это поспешный вывод. Если вы сомневаетесь спросите у клиента! 4. Закрытые глаза, при дрожащих веках. При концентрации и вхождении в гипноз часто дрожат веки, иногда довольно быстро и обычно неосознанно. По прошествии значительной части гипнотического процесса, можно также увидеть сквозь ресницы быстрые движения зрачков, тем быстрее, чем больше визуальных элементов содержат, применяемые вами техники. 5. Изменение скорости дыхания. Это может быть ускорение и замедление дыхания. Чтобы вы смогли это заметить необходимо наблюдать за способом дыхания клиента до и в течении гипноза. Некоторые дышат поверхностно, другие глубже, одни дышат грудной клеткой, другие диафрагмой. 6. Изменение частоты пульса. Изменение темпа пульса, как ускорение, так и чаще встречающееся замедление, также характерное явление. Когда клиент сидит, обычно можно заметить пульс его шейной артерии. Если клиент позволит, можно держать его за руку (для "поддержки") контролируя его пульс на запястье. 7. Расслабление челюсти. Часто у клиента отвисает нижняя челюсть и чтобы ее закрыть необходимо сознательное усилие. (Я знал людей, которые из-за тенденции пускать слюну не участвовали в групповом гипнозе. 8. Каталепсия. Потеря свободы движений, называемая каталепсией, это характерный показатель погружения в гипноз. В отличие от сна, где спящий может постоянно двигаться или не двигаться вообще, загипнотизированный движется незначительно или вообще не движется из-за усилий, какие необходимо в это вложить. Клиент часто чувствует себя оторванным от своего тела и поэтому забывает о движениях. Иногда, это касается, особенно детей, можно встретить того, кто двигается энергично. Во время одного учебного курса у меня был студент, названный сокурсниками метателем молота, так как загипнотизированный, он любил кататься и вертеться по полу. Выйдя из гипноза он описывал, как хорошо себя чувствует, поскольку расслабил тело в движении. Даже если движение кажется вам слишком интенсивным и деконцентрирующим, клиент может все еще находиться под действием гипноза. Каждый из описанных физических признаков может послужить общим указателем гипнотического состояния, но ни один из них не объясняет, что переживает клиент. В определенном смысле, тера- певт это гость в чужом мире, поэтому он должен быть внимательным, осторожным и прежде всего помнить об уважении клиента Основой для оценки, когда перейти от одной фазы гипнотической сессии к другой, например от индукции к работе с пациентом, будет наблюдение за изменениями в физическом состоянии и поведении клиента Принимая за точку отсчета такие факторы, как мышечное напряжение, скорость дыхания и пульса и все, что удастся увидеть перед началом гипноза, терапевт будет иметь шанс заметить происходящие во время индукции изменения, говорящие о возникновении состояния, отличного от обычного состояния клиента. Нельзя познать природу самого переживания, но можно заметить перемены, намекающие на последствия действий терапевта Чем больше опыта вы приобретете в распознавании этих признаков, тем свободнее вы сможете подстраивать свои внушения к актуальным ощущениям клиента (Grinder, Bandler, 1981, O'Hanlon, 1987) ЛИТЕРАТУРА Benson, H, Carol, M (1974) The relaxation response Psychiatry, 37, 37-46 Crawford, H, Gruzeher, J (1992) A midstream view of (he neuropsycho-physiology of hypnosis Recent research and future directions W E Fromm, M Nash (red), Contemporary hypnosis research (s 227-266) New York Guilford Edmonston, W (1991) Anesis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Cut rent models and perspectives (s 197-237) New York Guilford Enckson, M, Rossi, E, Rossi, M (1976) Hypnotic realities The induction of clinical Inpnosis and forms of indued suggestion New York Irvington Enckson, M, Rossi, E (1979) Hypnotherapy An exploratory casebook New York Iivmgton Enckson, M, Rossi, E (1981) Experiencing hypnosis Therapeutic approaches to altered states New York Irvington Gilligan, S (1987) Therapeutic trances The cooperation principle in Encksoman hypnotherapy New York Brunner/Mazel Grinder, J, Bandler, R (1981) Trance-formations Neuro-Linguistic Pwgiamming and the stiucture of hypnosis Moab, UT Real People Press Hilgard, E (1965) Hypnotic susceptibility New York Harcourt, Brace & World Hilgard, E (1986) Divided consciousness Multiple controls in human thought and action New York John Wiley & Sons Hilgard, E (1992) Dissociation and theories of hypnosis W E Fromm, M Nash (red) Contemporary hypnosis research (s 69-101) New York Guilford Kirsch, I, Council, J (1992) Situational and personality correlates of hypnotic respon-siveness W E Fromm, M Nash (red), Contemporary hypnosis research (s 267-291) New York Guilford Kirsch, I, Lynn, S, Rhue, J (1993) Introduction to clinical hypnosis W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red), Handbook of clinical hypnosis (s 322) Washington, DC American Psychological Association Lynn S, Rhue, J (1991) An integrative model of hypnosis W S Lynn, J Rhue (red) Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 397-438) New York Guilrord Matthews W, Lankton, S, Lankton, С (1993) An Encksoman model of hypnotherpy W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red), Handbook of clinical hypnosis (s 187-214) Washington, DC American Psychiatric Press McConkey, К (1986) Opinions about hypnosis and self-hypnosis before and after hypnotic testing International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis 34 311-319 Mitchell, G, Lundy R (1986) The effects of relaxation and imagery inductions on responses to suggestions International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis 34 98 109 OHanlon, W (1987) Taproots Underlying principles of Milton Enck sons thei арл and hypnosis New York Norton Orne M (1959) The nature of hypnosis Artifact and essence Journal of Abnormal and Social Psychology, 58, 111 299 Rossi E (1993) The psychobiology of mind-body healing New York Norton Sheehan, P, McConkey, К (1982) Hypnosis and experience The exploration of phenomena and process Hillsdale, NJ Erlbaum Shor, R (1959) Hypnosis and the concept of the generalized reahty-onentation American Journal of Psychotherapy, 13, 582-602 Spiegel, H, Spiegel, D (1987) Trance and treatment Clinical uses of hypnosis Washington, DC American Psychiatric Press Weitzenhotfer, A (1989) Thepractice of hypnotism (t 1) New York John Wiley & Sons Zeig, J (red) (1980) A teaching seminar with Milton H Erickson, M D New York Brunner/Mazel Zeig, J, Rennick, P (1991) Encksoman hypnotherapy A communications approach to hypnosis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 275-300) New York Guilford Глава 11 ФАКТОРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГИПНОЗА В этой главе я хотел бы обсудить некоторые факторы, которые могут влиять на работу с клиентом (включая образцы коммуникации и контакт клиента с терапевтом). ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ Определенные обстоятельства я считаю желательными для проведения гипноза, хотя они и не являются необходимыми. Во первых, лучше работать при относительной тишине. Отсутствие громкого шума, деконцентрирующего клиента, позволяет ему сконцентрироваться на внутреннем опыте. Однако чаще всего звонят телефоны, слышно как хлопают двери, люди разговаривают за ними, шум улицы, самолеты над головой, звуки падающих предметов, домашние животные, роняющие вазы, детские споры... Нет места идеально защищенного от внешнего шума. В этом впрочем и нет необходимости. Чтобы помочь клиенту сконцентрироваться, необходимо воспользоваться способностью включать эти события в процесс индукции (Bandler, Grinder, 1979; Zeig, 1980/ 1985). Еще одним положительным фактором может стать мягкий, спокойный свет. Он помогает создать свободную атмосферу, увеличивая чувство комфорта клиента. Я бы не рекомендовал слишком редуцировать освещение. Свет свеч для одних может быть подходящим, для других (например для меня) слишком таинственен и эзотеричен. Третьим элементом, влияющим на способность клиента расслабляться, будет мебель. Кровати и софы приглашают нас воспользоваться ими, однако сильно ассоциируются со сном и усыпляют клиента. Мебель должна быть удобной, должна также поддерживать тело и голову клиента. Во время расслабления тело становится тяжелым; если не найдется соответствующей физической поддержки, может начать болеть шея и спина. Поэтому весьма практичны раскладные кресла с изголовьем и перекладиной для ног(А1тап, Lambrou, 1992; Weitzenhoffer, 1989). Освещение, мебель, звуки окружения сами по себе не столь существенны, как то как они будут использованы. Основной принцип, это использовать то, что происходит, как составную часть процесса. Вмешательство нового фактора можно использовать так, чтобы оно органично влилось в процесс гипноза (Grinder, Bandler, 1981; Kelly, 1993; Stone, 1986). ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Вводя клиента в состояние гипноза, необходимо также принять во внимание его физическое состояние, то есть не его здоровье, а временные телесные ощущения, которые могут сыграть определенную роль во время сессии. Поэтому так важно удобство клиента, то есть соответствующая позиция тела, свободная одежда, не ограничивающая движений, подходящая температура. В таких условиях загипнотизированный не чувствует принуждения, его не дефокусируют факторы, требующие немедленной реакции. Пациент не должен держать во рту резинку или леденец, которые во время релаксации могут привести к тому что он подавится. Многие носят контактные линзы, а некоторые из них сконструированы так, что даже кратковременно закрывая глаз, болезненно раздражается роговица. Спросите клиента, не желает ли он снять очки, контактные линзы, обувь или что-нибудь еще, что может помешать его концентрации. Еще одной помехой может быть влияние алкоголя и наркотиков, обычно осложняющих успешную работу. Исключением будут лекарства, прописанные клиенту, но даже они потенциально могут снижать гипнотическую податливость. Также помехой может стать усталость клиента, которого правда будет легче усыпить, однако трудно склонить к нужной внутренней концентрации (Beahrs, Carlin, Shehorn, 1974; Spiegel, 1986). ЛИТЕРАТУРА Alman, В., Lambrou, P. (1992). Self-hypnosis: The complete manual for health and self-change. New York: Brunner/Mazel. Handler, R., Grinder, J. (1979). Frogs into princes. Moab, UT: Real People Press. Beahrs, J., Carlin, A., Shehorn, J. (1974). Impact of psychoactive drugs onhypnotizabili-ty. American Journal of Clinical Hypnosis, 16, 267-269. Grinder, J., Bandler, R. (1981). Trance-formations: N euro-Linguistic Programming and the structure of hypnosis. Moab, UT: Real People Press. Kelly, S. (1993). The use of music as hypnotic suggestion. American Journal of Clinical Hypnosis, 36, 3, 83-90. Spiegel, D. (1986). Effects of psychoactive medication on hypnosis. W: B. Zilbergeld, M. Edelstein, D. Araoz (red.), Hypnosis: Questions and answers (s. 345-349). New York: Norton. Stone, J. (1986). Presentations of doctor and office to facilitate hypnosis. W: B. Zilbergeld, M. Edelstein, D. Araoz (red.), Hypnosis: Questions and answers (s. 69-75). New York: Norton. Weitzenhoffer, A. (1989). The practice of hypnotism (t. 2). New York: John Wiley & Sons. Zeig, J. (red.) (1980). A teaching seminar with Milton H. Erickson, M.D. New York: Brunner/Mazel. Zeig, J. (1985). Experiencing Erickson: An introduction to the man and his work. New York: Brunner/Mazel. часть 2 ПРАКТИКА Глава 12 ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВНУШЕНИЙ Эта глава концентрируется на определенных чертах интерперсональной коммуникации, являющихся переменными в паттернах гипнотических стратегий, но прежде всего на стилях и структуре гипнотических внушений. СТИЛИ КОММУНИКАЦИИ Осознание существующих различий, как между методами подачи информации, так и возможностями сознания и бессознательного, будет начальным условием для успешного применения гипноза. Формулирование внушений, у которых есть шансы пробиться в мир бессознательного и есть один из источников силы гипноза. Существуют две основные категории гипнотической коммуникации: непосредственная и косвенная. Они не только взаимно не исключают друг друга, но я даже сомневаюсь, возможно ли (или желаемо ли) провести успешный гипнотический сеанс исключительно при помощи одной из них. Внушения отличаются уровнем непосредственности, занимая всякий раз место на шкале, между "непосредственно" и "косвенно". Решения, о том какую методику применить в конкретный момент, зависит от природы внушения (необходимо учитывать такой фактор, как потенциальная опасность для клиента) и уровня гипнотической податливости (Alman, Carney, 1980; Erickson, Rossi, 1979; Zeig, Rennick, 1991). Непосредственные внушения Такие внушения непосредственно касаются, описываемой проблемы или посредством их терапевт пытается получить определенные реакции. В значительной степени они относятся к сознательному опыту данного человека и обычно дают конкретные решения проблем, а также детальные инструкции о том как реагировать на рекомендации и вопросы терапевта. Если начиная гипнотическую индукцию, терапевт захочет чтобы клиент закрыл глаза, решая применить непосредственный подход, он может сказать нечто следующее: "Закройте глаза". "Пожалуйста закройте глаза". "Вы можете закрыть глаза". "Позвольте своим векам опуститься". "Я хотел бы, чтобы вы закрыли глаза". Таблица 2. Основные стили и структуры гипнотических внушений Позитивные внушения: "Вы можете выполнить действие X". Негативные внушения: "Вы не можете выполнить действие X". Непосредственные внушения: "Вы можете выполнить действие X" Косвенные внушения: "Я знал человека, которому нравилось выполнять действие X". Общие внушения: "Вы можете вспомнить конкретную ситуацию X". Конкретные внушения: "Вспомни учителя из третьего класса". Пермисивный стиль: "Можете позволить себе выполнить действие X". Авторитарный стиль: "Выполните действие X". Постгипнотическое внушение: "Когда вы окажетесь в ситуации А, вы сможете выполнить действие X". Польза от непосредственных внушений: 1 имеют непосредственную связь с описываемым (это уменьшает сознательное беспокойство клиента, относительно способности решить его проблемы терапевтом); 2. могут помочь ясно определить и постоянно напоминать о цели, к какой идет клиент; 3. непосредственно и активно вовлекают клиента в сам процесс; 4. могут послужить моделью в решении будущих сложностей, которые могут возникнуть при использовании метода сознательного решения проблем. Среди недостатков непосредственного внушения, необходимо сказать, что в нем чрезмерно приходится полагаться на то, чтобы клиент сознательно уступил влиянию и то что в меньшей степени используются резервы бессознательного. Непосредственное упоминание проблемы данного человека, потенциально опасной для него, может вызвать сопротивление, что в свою очередь увеличит возможность проявления реакций сопротивления и даже отказа принять внушение. Чтобы сделать возможным сознательное принятие решения о том каким образом использовать непосредственное внушение, так чтобы это дало шанс получить положительный гипнотический опыт, необходимо провести оценку негативных и позитивных сторон этой методики для конкретного случая. (Crasilneck, Hall, 1985; Kroger, 1977; Spiegel, Spiegel, 1987; Weitzenhoffer, 1989). Косвенные внушения Косвенные внушения это те, которые или имеют тесную связь с проблемой или вызывают желательные реакции замаскированным и поэтому более мягким образом. Эти внушения могут быть весьма тонкими. Обычно, они не упоминают конкретно сознательный опыт данного человека, поэтому требуют от клиента интерпретаций. Применение косвенных внушений может привести к тому, что на уровне сознания клиент будет думать о смысле ведущейся беседы, в то время как его бессознательное начнет ассоциировать полученную информацию с внутренним опытом (скрытые динамические процессы), прокладывая таким образом дорогу к переменам. Косвенные внушения могут принимать различные формы, такие как рассказы, аналогии, анекдоты, каламбуры, домашние задания или скрытые в контексте внушения. Когда мы хотим вызвать реакцию клиента, не говоря ему напрямую, как конкретно он должен поступить, то всегда применяем косвенное внушение. Если на основании поведения клиента вы делаете вывод, что он закроет глаза скорее под действием косвенного внушения нежели непосредственного, то вы можете применить следующие формулы: "Человек, податливый гипнозу, начинает с того что закрывает глаза". "Можете ли вы позволить своим векам опуститься?" "Многие мои клиенты любят сидеть в этом кресле, закрыв глаза". "Удобнее ли вам будет слушать меня с закрытыми глазами?" "Как вы считаете, какая мысль поможет вашим глазам спокойно закрыться?" Польза косвенных методов состоит в лучшем использовании бессознательных резервов клиента. Когда внушения подаются в такой форме, что пробуждают воспоминания или вызывают ассоциации и ощущения, которые могут иметь терапевтическое значение, большая часть личности на разных уровнях вовлекается в терапию. Кроме того, увеличенная дистанция между внушением и целенаправленным поведением или эмоцией, уменьшает необходимость постановки защитных барьеров. Такая дистанция может кроме того сделать так, что клиент не будет уверен в том, каким образом внушение связано с желаемым изменением личности и поэтому допустит любую, полезную для себя интерпретацию. Терапевт, не требуя проявить, выбранную им реак-
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |