КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение в гипноз 4 страница
Cialdini, R. (1985). Influence: Science and practice. Glenview, IL: Scott, Foresman. Сое, W. (1993). Expectations and hypnotherapy. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hypnosis (s. 73-93). Washington, DC: American Psychological Association. Diamond, M. (1984). It takes two to tango: The neglected importance of the hypnotic relationship. American Journal of Clinical Hypnosis, 26, 113. Eisen, M. (1990). From the magical wish to the belief in the self. W: M. Fass, D. Brown (red.), Creative mastery in hypnosis and hypnoanalysis (s. 147-157). Hillsdale, NJ: Erlbaum. Festinger, L. (1957). A theory of cognitive dissonance. Stanford, CA: Stanford University Press. Frauman, D., Lynn, J., Brentar, J. (1993). Prevention and therapeutic management of „negative effects" in hypnotheraphy. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red), Handbook of clinical hypnosis (s. 95-120). Washington, DC: American Psychological Association. Gfeller, J. (1993). Enhancing hypnotizability and treatment responsiveness. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hypnosis (s. 235-250). Washington, DC: American Psychological Association. Kirsch, I. (1990). Changing expectations: A key to effective psychotherapy. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Kirsch, L, Council, J. (1992). Situational and personality correlates of hypnotic responsiveness. W: E. Fromm, M. Nash (red.), Contemporary hypnosis research (s. 267-291). New York: Guilford. Schoen, M. (1993). Resistance to health: When the mind interferes with the desire to become well. American Journal of Clinical Hypnosis, 36,1, 47-54. Sheehan, P. (1991). Hypnosis, context, and commitment. W: S. Lynn, J. Rhue (red.), Theories of hypnosis: Current models and perspectives (s. 520-541). New York: Guilford. Sherman, S. (1988). Ericksonian psychotherapy and social psychology. W: S. Lankton, J. Zeig (red.). Developing Ericksonian therapy: State of the art (s. 59-90). New York: Brunner/Mazel. Strauss, B. (1993). Operator variables in hypnotherapy. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hypnosis (s. 55-72). Washington, DC: American Psychological Association. Torem, M. (1992). Back from the future: A powerful age-progression technique. American Journal of Clinical Hypnosis, 35, 2, 81-88. Weitzenhoffer, A. (1989). The practice of hypnotism (t. 12). New York: John Wiley & Sons. Zeig, J., Rennick, P. (1991). Ericksonian hypnotherapy: A communications approach to hypnosis. W: S. Lynn, J. Rhue (red.), Theories of hypnosis: Current models and perspectives (s. 275-300). New York: Guilford. Глава 8 ВОПРОС СОЗНАНИЯ Наиболее значимой переменной, определяющей успешность гипнотической коммуникации, является способ, каким сознание и бессознательное реагируют на информацию. Получение информации, до определенной степени, переживается на сознательном уровне, где она обрабатывается способом, типичным для его паттернов, но одновременно в бессознательном она обращается противоположно. В гипнозе внушения намеренно формулируются так, чтобы передать бессознательному клиента определенную информацию, когда его сознание занято чем-то другим. Понимание различий между сознанием и бессознательным имеет непосредственную связь с формулировкой успешных формул внушения (Hilgard, 1986; Kihlstrom, 1987; McConkey, 1991). ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО Сознание и бессознательное исполняют различные функции, но существует большое количество объединяющих их факторов. Эта общая часть дает возможность сотрудничать, в то время как различия могут проявляться в образе внутренних конфликтов и раздвоения личности, что часто и имеет место. Обычно сознание определяют как ту часть, которая позволяет осознавать различные вещи; когда вы обращаете внимание на что-либо или что-то замечаете, вы это осознаете. Сознание содержит то, что непосредственно включается вами в сознание, обладая способностью анализировать, понимать и оценивать, что хорошо а, что плохо. Это оно, более или менее рационально оценивает, что реально выполнимо. Таким образом, ограничения, возникающие в вашей жизни, частично создаются вашим сознанием, проводящим критическую оценку опыта. Охватить сознание клиента, с включенным в него критицизмом — основная задача, необходимая для успешного применения более сложных гипнотических явлений (Dixon, Laurence, 1992; Kihlstrom, 1984; Zeig, 1980). Бессознательное в свою очередь является вместилищем всего опыта, полученного в течении жизни. Ваш жизненный опыт, навыки, то как вы реагируете на мир (стремления, мотивации, желания) и автоматические действия в бесчисленных ситуациях обычной жизни — доказательство его успешной работы. Бессознательное, в отличие от сознания, не является жестким, аналитичным, и главное — ограниченным. Оно реагирует на методы контактов, связанные с опытом, оно способно к символической интерпретации и имеет тенденцию к обобщенным оценкам (Brown, 1991; Ornstein, 1991). БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА Факт, что некто не осознает поступление информации, не означает, что он ее не усваивает. Данные, обобщенные на бессознательном уровне, могут быть более или менее значимыми, относительно тех, которые обработало сознание. Когда клиент находится в гипнозе, в его сознание неизбежно будут проскальзывать некоторые мысли. В это время бессознательное может принимать внушение терапевта и реагировать на него (Cheek, Crawford, 1990; Dixon, Brunet, Laurence, 1990). Бессознательное способно обрабатывать информацию более символически и метафорически чем сознание. В то время как сознание занято рациональным анализом слов, регистрируя последствия их воздействия, бессознательное отвечает за субъективные значения. Именно это решает о многоуровневом характере гипнотической коммуникации. Многоуровневость означает в данном случае возможность обращаться к сознанию клиента, благодаря использованию, соответственно сформулированных и выраженных форм внушения, учитывающих его способ восприятия и ассоциаций, одновременно подавая проблему бессознательному с другой стороны (Hilgard, 1992; Woody, Bowers, Oakman, 1992). ЗАЩИЩАЯ СОЗНАНИЕ Факт, что информация может обрабатываться без участия сознания, что часто и происходит, является главным фактором, питающим страх перед проникновением разрушительной, вредной информации, идущей от гипнотизера в бессознательное, где она может причинить вред. Многие люди недооценивают способность сознания защищаться. Любой студент психологии, как и каждый, кто провел хоть немного времени в обществе других людей, учится классическим защитным механизмам, предотвращающим проникновение в сознание нежелательной информации. Это бессознательные механизмы, возникающие из необходимости сохранить высокую самооценку и желание избежать — если это вообще возможно — внутренних конфликтов. Нет сомнений, эти механизмы значимы для гипноза и они демонстрируют, что в определенной области сознание способно себя защищать (Fromm, 1992; Watkins, 1992). ДВОЙСТВЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ В последнее время избегают описывать двойственную природу психической активности как "сознательную" и "бессознательную", а характеризуют ее как психические функции, относящиеся к различным полушариям мозга. Конечно, оба полушария исполняют многие функции совместно, однако их описывают при помощи различий. Левое полушарие, в принципе, отвечает за сознание. Его иногда называют "вербальным", поскольку оно отвечает за большинство действий, связанных с речью. Часто его также называют "логическим" полушарием, считается что именно в нем происходят интеллектуальные процессы, понимание и анализ. Его склонность концентрироваться на деталях позволяет видеть — говоря метафорически — скорее деревья нежели лес. В свою очередь правое полушарие мозга отвечает за бессознательное — его часто называют "молчаливым" или "интуитивным". Считается, что оно управляет интуицией и творческими способностями данного человека. Существует также убеждение о его способности оперировать на более символических и холистических уровнях, чем это имеет место в случае с левым полушарием. Таким образом, способность создавать искусство и музыку, а также оценивать их, причисляется к функциям правого полушария. Оно также отвечает за образ мира и собственный образ данного человека, обладая также способностью к обобщению — видя скорее лес нежели деревья (Brown, 1991; Gabel, 1988). Процесс гипноза при учете специфики обоих полушарий, характеризируется работой левого полушария клиента, при использовании функций правого полушария. Язык, опирающийся на сенсорных ощущениях, описательный и эмоциональный, более доступен правому полушарию, именно он является основой для определения, использованного в названии книги Пола Вацлавика "Язык изменений" (The Language of change, 1978). В экстремальных условиях сознание может защищать себя от опасности, сенсорной перегрузки и сенсорной изоляции. Бессознательное не является в этом случае значительной опасностью, оно скорее потенциальный приют для внутреннего "я". Когда, например, водитель задумается во время управления машиной, бессознательное безопасно управляет ей. Сознание включается лишь в нетипичных ситуациях, требующих внимания. Лучшей защитой для сознания, таким образом является само сознание (Gazzaniga, 1985; Hilgard, 1992). ИТОГ Несмотря на принятую концепцию функционирования | сознания, необходимо учесть, что в нем существует определенная неоднородность. Его составные части имеют различные черты и! дают собственный вклад в субъективный опыт. Гипноз, как инструмент, необыкновенно полезен из-за его способности использовать возможности, скрытые в психике клиента, и обычно он делает это лучше чем другие методы терапии. Из-за необыкновенной сложности человеческого сознания и неповторимости каждой личности, уважение к внутренней силе и интеграции каждого человека не только желаемо, но и необходимо. ЛИТЕРАТУРА Brown, P. (1991). The hypnotic brain. New Haven, CT: Yale University Press. Cheek, D. (1994). Hypnosis: The application of ideomotor techniques. Boston, MA; Allyn & Bacon. Crawford, H. (1990). Cognitive and psychophysiological correlates of hypnotic responsiveness and hypnosis. W: M. Fass, D. Brown (red.), Creative mastery in hypnosis and hypnoanalysis: A festschift for Enka Fromm (s. 47-54). Hillsdale, NJ: Erlbaum. Dixon, M, Brunet, A., Laurence, J-R. (1990). Hypnotizability and auto-maticity: Toward a parallel distributed processing model of hypnotic responding. Journal of Abnormal Psychology, 99, 336-343. Dixon, M, Laurence, J-R. (1992). Two hundred years of hypnosis research: Questions resolved? Questions unanswered! W: E. Fromm, M. Nash (red.), Contemporary hypnosis research (s. 34-66). New York: Guilford. Fromm, E. (1992). An ego-psychological theory of hypnosis. W: E. Fromm, M. Nash (red.), Contemporary hypnosis research (s. 131-148). New York: Guilford. Gabel, S. (1988). The right hemisphere in imagery hypnosis, rapid eye movement sleep and dreaming: Empirical studies and tentative conclusions. Journal of Nervous and Mental Disease, 176, 323-331. Gazzaniga, M. (1985). The social brain: Discovering the networks of the mind. New York: Basic Books. Hilgard, E. (1986). Divided consciousness: Multiple controls in human thought and action. New York: John Wiley & Sons. Hilgard, E. (1992). Dissociation and theories of hypnosis. W: E. Fromm, M. Nash (red.), Contemporary hypnosis research (s. 69-101). New York: Guilford. Kihlstrom, J. (1984). Conscious, subconscious, unconscious: A cognitive perspective. W: K. Bowers, D. Merchenbaum (red.), The unconscious reconsidered (s. 149-211). New York: John Wiley & Sons. Kihlstrom, J. (1987). The cognitive unconscious. Science, 237, 1445-1452. J McConkey, K. (1991). The construction and resolution of experience and behavior in hypnosis. W: S. Lynn, J. Rhue (red.), Theories of hypnosis: Current models and perspectives (s. 542-563). New York: Guilford. Ornstein, R. (1986). Multimind. Boston: Houghton Mifflin. Ornstein, R. (1991). The evolution of consciousness. New York: Prentice Hall. Watkins, J. (1992). Hypnoanalytic techniques: Clinical hypnosis (t. 2). New York: Irvington. Watzlawick, P. (1978). The language of change. New York: Basic Books. Woody, E., Bowers, K., Oakman, J. (1992). A conceptual analysis of hypnotic responsiveness: Experience, individual differences and context. W: E. Fromm, M. Nash (red.), Contemporary hypnosis research (s. 333). New York: Guilford. Zeig, J. (red.). (1980). A teaching seminar with Milton H. Erickson, M. D. New York: Brunner/Mazel. Глава 9 ГИПНОТИЧЕСКАЯ ПОДАТЛИВОСТЬ Вопрос о том, кого можно загипнотизировать, все еще остается противоречивым, несмотря на то, что большинство уважаемых специалистов в области гипноза описало его в многочисленных научных публикациях. Исследования посвящают обычно описанию типов личности и другим психологическим характеристикам (например интеллекта), которые благоприятствуют или же отрицательно влияют на гипнотические процедуры. Многочисленные публикации представляют также статистику, уровней гипнотической податливости, с учетом незначительного количества людей, не проявляющих никакой податливости к гипнозу. Эта проблема была поднята в главе, описывающей ошибочные представления о гипнозе, а именно — при представлении концепции, согласно которой гипнозу поддается определенный тип людей. Данная глава расширяет эту тему; благодаря ей вы должны получить уверенность в том, что клиент с которым вы работаете, действительно способен испытать состояние гипноза. ТРАДИЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПОДАТЛИВОСТЬ Многие исследователи считают, что податливость гипнозу является чертой личности, подобной на другие ее черты. Они однако не могут установить, рождается ли человек с биологической структурой, ответственной за высокую или низкую гипнотическую податливость (или ее отсутствие), или же это черта, приобретаемая в процессе социализации. Независимо от ответа, в этой концепции принимается существование предрасположенности к гипнозу, состоянием относительно неизменным во времени. Другими словами, некто не реагирующий на формальные процедуры индукции, признается личностью с отсутствием гипнотической податливости. Дальнейшие исследования подтверждают правильность этого вывода: сопротивляемость гипнозу не меняется со временем (в повторяемых попытках индуцировать гипноз у одного и того же человека с помощью тех же самых или подобных техник), как и податливость (Banyai, 1991; Morgan, Johnson, Hilgard, 1974; Piccione, Hilgard, Zimbardo, 1989). В литературе по этому предмету можно найти дискуссию о других сторонах вопроса гипнотической податливости с описательным характером, то есть не сводящейся лишь к статистическим данным, связанным с реакцией на стандартные процедуры гипнотической индукции. Имеется в виду возраст, интеллект, психическое состояние, самооценка, склонность к фантазии и способности воображения, а также факторы, относящиеся к контакту клиента и терапевта. Каждый из этих вопросов будет рассмотрен как с традиционной перспективы, так и с позиции потребителя. ВОЗРАСТ И ГИПНОТИЧЕСКАЯ ПОДАТЛИВОСТЬ Повсеместно считается, что дети, особенно в возрасте 7-9 лет, из-за активного воображения и готовности выполнять всяческие поручения, более всего податливы гипнозу. Однако некоторые исследователи это отрицают, утверждая, что более низкая способность концентрации у детей и более слабые потенциальные резервы ограничивают их способность входить в гипноз. Самой сильной преградой в использовании гипноза для детей, считается их большая активность. Взрослые во время гипноза, обычно ведут себя спокойно, дети же часто не в состоянии усидеть, даже несмотря на значительную вовлеченность в контакт с терапевтом. В случае ясно, сформулированных ожиданий, о том как должен выглядеть и вести себя клиент в состоянии гипноза, витальность ребенка, может восприниматься как отсутствие податливости гипнотическим процедурам. Требование от ребенка прекращения активности (что называется "каталепсией"), как доказательства вхождения в гипноз, должно было бы иметь характер приказа, однако каталепсия абсолютно не является необходимым условием для достижения желаемого результата. Дети могут отлично реагировать на соответствующее поведение терапевта, что зачастую и происходит (Kohen, Olness, Gardner, 1988). При оценке податливости гипнозу, возраст не должен быть существенным критерием. Это лишь фактор, влияющий на выбор, соответствующих методов индукции и их применения, поскольку в каждом случае необходимо использовать процедуры, учитывающие уровень зрелости и опытности клиента а не его возраст (Morgan, Hilgard, 1973). ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТЬ И ГИПНОТИЧЕСКАЯ ПОДАТЛИВОСТЬ Исследования гипнотической податливости говорят о том, что чем более интеллектуальна данная личность, тем выше ее гипнотическая податливость. Такую зависимость однако не удалось доказать. Если она существует то состоит скорее в том, что интеллектуальность связана со способностью к концентрации (Spiegel, Spiegel, 1987; Weitzenhoffer, 1989). Способ подхода необходимо подстроить к способности понимать человека. В отдельных случаях большим вызовом, чем само введение в гипноз, может стать подбор целей и методов, учитывающих возможности данного человека. ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ГИПНОТИЧЕСКАЯ ПОДАТЛИВОСТЬ Старая литература, описывающая концепцию отсутствия гипнотической податливости у психотиков, видит ее причину в неспособности к концентрации. Считалось что такие больные не способны поддаться гипнотизеру из-за галлюцинаций, дезориентации и неспособности вступать в контакт. Это в значительной степени соответствует правде, однако индивидуализированные техники, позволяющие войти в доверие (установить контакт), не направленные на сиюминутный успех и не слишком непосредственные, могут оказаться успешными. Переменная, которую необходимо учесть, это стадия психической болезни — сомневаюсь, чтобы страдающий маниакаль-но-депресивным психозом в маниакальной фазе, поддался бы влиянию гипнотизера или кого-нибудь другого. Также причина болезни является фактором достойным внимания. Трудно преодолеть психоз, причиненный медикаментами. Люди у которых психиче- скую болезнь вызвали органические факторы, например связанные с процессом старения, могут позитивно реагировать на гипнотические техники. Многие мои клиенты, страдающие от старости не помнили, что произошло пять минут назад, но могли очень точно описать события пятидесятилетней давности. Случаи регрессии в ранний опыт способны вызывать успокаивающее и лечащее воздействие. Очень позитивный эффект иногда приносит обычная опека, такая как помощь при купании и одевании (Murray-Jobsis, 1993; Spiegel, Detnck, Fnscholz, 1982; Zindel, 1992). САМООЦЕНКА И ГИПНОТИЧЕСКАЯ ПОДАТЛИВОСТЬ Самооценка клиента является наиважнейшей переменной, обуславливающей его способность к значимой реакции на попытки войти в контакт со стороны терапевта. Оценка собственной персоны в большой степени определяет то, что признается возможным по отношению к самому себе. Самооценка, по видимому, явление полностью приобретенное, а не врожденная черта. От вашего опыта, и что более существенно, от ваших выводов, какие на нем основаны, зависит ваш взгляд на то, на что вы способны. При попытках изменить образ себя у клиента, непосредственная конфронтация при помощи отрицания, редко бывает успешной. В таких случаях клиент обычно начинает считать, что терапевт его не понимает. Гипноз можно использовать с целью поднять самооценку. Что же такое самооценка? По правде говоря, не существует ее общепринятой формулировки, однако она сильно связана с осознанием всех аспектов "я", принятием их и способностью их оценивать. СКЛОННОСТЬ К ФАНТАЗИИ И ВООБРАЖЕНИЮ И ГИПНОТИЧЕСКАЯ ПОДАТЛИВОСТЬ Люди отличаются способностью перерабатывать информацию и способами, какими они это делают; некоторым необходимы необычайно точные определения полученных раздражителей, чтобы испытать гипноз, в то время как другие способны опе- рировать на высоком уровне абстракции, где воображение и фантазия действуют свободно, вызывая значительные переживания. Из-за субъективной природы гипноза способность к абстрактному мышлению является фактором, облегчающим этот опыт. У каждого есть воображение и способности к фантазии, однако у некоторых они сильнее развиты. Определенные люди в состоянии представить себе конкретные вещи, другие же — абстрактные, таким образом это еще одна переменная, которую необходимо учесть, при выборе подхода к клиенту (Hilgard, 1970, 1974; Lynn, Nash, 1994; Lynn, Rhue, 1991). СВЯЗЬ С ТЕРАПЕВТОМ И ГИПНОТИЧЕСКАЯ ПОДАТЛИВОСТЬ Контакт между терапевтом и клиентом всегда принимался за основную составляющую терапевтического процесса. Гипнотическим контактом я называю позитивные отношения двух людей, основанные на понимании и доверии. О контакте можно гово- (рить лишь, когда ваш клиент чувствует, что вы его понимаете, признавая ценность и многообразие его личного опыта (Barber, 1991; |zeig, Renmck, 1991) В ранних гипнотических методиках доказательством то- I го, что контакт состоялся принималась уступчивость клиента гип- I нотизеру. Такого типа односторонний контакт все еще может приниматься некоторыми как допустимая форма терапии. Более уравновешенный тип сотрудничества, неразрывно связан с утилизирующим подходом, являясь интеракцией, основанной на уважении и сотрудничестве. Гипноз можно принимать как естественную реакцию на определенный вид контакта, который формирует взаимную ответственность и доверие. Поведение терапевта обусловлено поведением клиента и vice versa. Гипноз это постоянный процесс взаимной подстройки друг к другу, даже если в данный момент может показаться, что отношениям придает темп лишь один из двух людей. Принципиальной чертой такого подхода является постоянная обратная связь между поведением терапевта и клиента. Такого вида союз сильно отличается от того, в котором отношения с гипнотизером воспринимаются как система, в рамках которой ожидается, что клиент послушно уступит приказам терапевта, а его отказ будет воспринят как "сопротивление". Если терапевт примет во внимание поведение клиента, то будет подавать ему внушение в такой форме и в таком темпе, что гипнотизируемый будет иметь возможность как можно лучше позитивно реагировать (Gfeller, 1993; Gfeller, Lynn, Pribble, 1987; Zeig, 1980). ШКАЛА ГИПНОТИЧЕСКОЙ ПОДАТЛИВОСТИ Если вы желаете объективно оценить уровень гипнотической податливости своего клиента, то можете воспользоваться одной из многих шкал, разработанных именно для этой цели. Большинство из них состоит из стандартной процедуры гипнотической индукции и определенного количества заданий. На основе числа решенных задач определяется уровень гипнотической податливости. Задания использует человек, применяющий шкалу (экспериментатор или терапевт), основываясь на реакциях данного человека. В исследовании гипнотической податливости были использованы следующие шкалы и опросники: Шкала Суггестивности Барбера (Barbera, 1976) Шкала Реактивности на Внушение Университета в Кар-летон (Spanos, Radtke, Hodgins, Stram & Betrand, 1983); Шкала Творческого Воображения (Wilson, Barber, 1977); Шкала Девиса-Хазбенда (Davis, Husband, 1931); Опросник Глубины Гипноза Фэльда (Field, 1965); Шкала Глубины Гипноза Фридлендера и Сарбина (Friedlander, Sarbin, 1938); Гарвардская Групповая Шкала Гипнотической Податливости: Форма A (Shor, Orne, 1962); Сборник Вопросов Гипнотического Опыта: Сокращенная версия (Matheson, Shu, Bart, 1989); Профиль Гипнотической Индукции (Spiegel, 1972; Stern, Spiegel, Nee, 1979); Шкала ЛеКрона-Бордо (LeCron, Bordeaux, 1947); Опросник Феноменологии Сознания (Pecala, 1982); Шкала Глубины Гипноза (Tart, 1970); Стэнфордская Клиническая Шкала Гипнотической Податливости (Morgan, Hilgard, 1979); Стэнфордская Шкала Гипнотической Податливости: Формы А и В (Weitzenhoffer, Hilgard, 1959); Стэнфордская Шкала Гипнотической Податливости: Форма С (Weitzenhoffer, Hilgard, 1962); Стэнфордская Профильная Шкала Гипнотической Податливости: Фрмы 1 и 2 (Weitzenhoffer, Hilgard, 1963); Шкала Абсорбции Теллегена (Tellegen, Ankinson, 1974). Однако, все еще идет дискуссия о применимости клинических шкал в лечении. Их научная ценность не ставится под сомнение, однако не ясно в какой области реакции на стандартные, и следовательно, неиндивидуализированные тестовые задания, можно соотнести с конечными клиническими результатами. ЛИТЕРАТУРА Banyai, E. (1991). Toward a social-psychobiological model of hypnosis. W: S. Lynn, J. Rhue (red.), Theories of hypnosis: Current models and perspectives (s. 564-598). New York: Guilford. Barber, J. (1991). The locksmith model: Accessing hypnotic responsiveness. W: S. Lynn, J. Rhue (red.), Theories of hypnosis: Current models and perspectives (s. 241-274). New York: Guilford. Barber, T (1976). Hypnosis. New York: Pergamon. Barber, T. (1965). Measuring „hypnotic-like" suggestibility without „hypnotic induction": Psychometric properties, norms, and variables influencing response to the Barber Suggestibility Scale (BSS). Psychological Reports, 16, 806-844. Davis, L., Husband, R. (1931). A study of hypnotic susceptibility in relation to personality traits. Journal of Abnormal and Social Psychology, 26,175-182. Field, P. (1965). An inventory scale of hypnotic depth. International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 13, 238-249. Frederick, C, McNeal, S. (1993). From strenght to strenght: „Inner strenght" with immature ego states. American Journal of Clinical Hypnosis, 35, 4, 250-256. Friedlander, J., Sarbin, T. (1938). The depth of hypnosis. Journal of Abnormal and Social Psychology, 33, 453-475. Gfeller, J. (1993). Enhancing hypnotizability and treatment responsiveness. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hypnosis (s. 235-250). Washington, DC: American Psychological Association. Gfeller, J., Lynn, S., Pribble, W. (1987). Enhancing hypnotic susceptibility: Interpersonal and rapport factors. Journal of Personality and Social Psychology, 52, 586-595. Gilhgan, S (1987) Therapeutic trances The cooperation principle in Eiitksoman hypnotherapy New York Brunner/Mazel Hammond, D (red) (1990) Handbook of hypnotic suggestions and metaphors New York Norton HUgard, J (1970) Personality and hypnosis A study of imaginative involvement Chicago University of Chicago Press Hilgard, J (1974) Imaginative involvement Some characteristics of the highly hypno-tizable and non-hypnotizable International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis 22, 138-156 Kohen, D, Olness, К (1993) Hypnotherapy with children W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red), Handbook of clinical hypnosis (s 257-381) Washington, DC American Psychological Association LeCron, L, Bordeaux, J (1974) Hypnotism today New York Grune & Stratton Lynn, S, Nash, M (1994) Truth in memory Ramifications for psycho-thei ару and hypnotherapy American Journal of Clinical Hypnosis, 36 3,194-208 Lynn, S, Rhue, J (1991) An integrative model of hypnosis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 397— 438) New York Guiltord Matheson, G, Shu, К, Bart, С (1989) A validation study of Short-Form Hypnotic-Experience Questionnaire and its relationship to hypnotizability American Journal of Clinical Hypnosis, 32, I, 17-26 McNeal, S, Frederick, С (1993) Inner strenght and other techniques for ego strengh-tening American Journal of Clinical Hypnosis, 35, 3, 170-178 Morgan, A, Hilgard, J (1973) Age differences in susceptibility to hypnosis Intel national Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 21 75-85 Morgan A, Hilgard, J (1979) The Stanford hypnotic clinical scale for adults Amei lean Journal of Clinical Hypnosis, 21, 134-147 Morgan A, Johnson, D, Hilgard, J (1974) The stability of hypnotic susceptibility A longitudinal study International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis 22 249-257 Murray-Jobsis, J (1993) The borderline patient and the psychotic patient W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red), Handbook of clinical hypnosis (s 425Л151) Washington, DC American Psychological Association Olness, К, Gardner, G (1988) Hypnosis and hypnotherapy with children New Yoik Grune & Stratton Pekala, R (1982) The phenomenology of consciousness inventory Thoindale, PA Psychophenomenological Concepts Phillips, M, Frederick, С (1992) The use of hypnotic age progression as prognostic, ego-strenghtemng, and integrating techniques American Journal of Clinical Hypnosis, 35, 2, 99-108 Piccione, С, Hilgard, E, Zimbardo, P (1989) On the stability of measured hypnotizability over a 25-year period Journal of Personality and Social Psychology, 56, 289-295 Shor, R, Orne, E (1962) Harvard Group Scale of Hypnotic Susceptibility Palo Alto, CA Consulting Psychological Press Spanos, N, Radtke, H, Hodgins, D, Stram, H, Bertrand, L (1983) The Carleton University Responsiveness to Suggestions Scale Normative data and psychometric properties Psychological Reports, 53, 523-535
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |