КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение в гипноз 3 страница
Evans, F (1991) Hypnotizabihtv Indyvidual differences in dissociation and the flexible control of psychological processes W S Lynn, J Rhue (red) Theories of hypnosis Cunent models and perspectives (s 144-168) New York Guiltord Fiomm, E (1992) An ego-psychological theory of hypnosis W E Fro mm, M Nash (red), Contemporary hypnosis research (s 132-148) New York Guiltord Grinder, J, Bandler, R (1976) The structure of magic (t 2) Palo Alto CA Science and Behavior Books Hilgard, E (1977) Divided consciousness New York John Wiley & Sons Hilgard, E (1979) Divided consciousness in hypnosis The implications of the hidden observer W E Fromm, R Shor (red), Hypnosis Development? in research and new perspectives (s 45-79) Chicago Aldine Atherton Hilgard, E (1986) Divided consciousness Multiple controls in human thought and action New York John Wiley & Sons Hilgard, E (1991) A neodissociation interpretation of hypnosis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 83-104) New York Guilford Kirsch, I (1991) The social learning theory of hypnosis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 439—465) New York Guilford Lankton, S (1979) Practical magic The clinical application of Neuro Linguistic Programming Cupertino, CA Meta Publications Lynn, S, Rhue, J (1991) An integrative model of hypnosis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 379-438) New York Guiltord Nash, M (1987) What, if anything, is regressed about hypnotic age regression7 A review of the empirical literature, Psychological Bulletin, 102, 42-52 Rossi, E (1982) Hypnosis and ultradian cycles A new state(s) theory of hypnosis9 Amencan Journal of Clinical Hypnosis, I, 21-32 Rossi, E (1991) The 20-mmute break Using the new science of ultradian i In tins Los Angeles Tardier Sarbin, T, Сое, W (1972) Hypnosis A social psychological analysis of influence communication New York Holt, Rinehart & Winston Shor, R (1959) Hypnosis and the concept of generalized reality orientation American Journal of Psychotherapy, 13 583-602 Spanos, N (1991a) Hypnosis, hypnotizabihty and hypnotherapy W С Snyder (red), Handbook of social and clinical psychology New York Elmsford Pergamon Spanos, N (1991b) A sociocogmtive approach to hypnosis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Cunent models and perspectives (s 324-361) New York Guilford Spiegel, H, Spiegel, D (1987) Trance and treatment Clinical uses of hypnosis Washington, DC Amencan Psychiatric Press Tart, С (red) 1969 Altered states of consciousness A book of readings New York John Wiley & Sons Wagstatt, G (1991) Compliance, belief and semantics in hypnosis A nonstate sociocogmtive perspective W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Curt ent models and perspectives (s 362-369) New York Guilford Watzlawick, P (1978) The language of change New York Basic Books Weitzenhotfei, A (1989) The practice of hypnotism (t 12) New York John Wiley & Sons Zeig, J (1991) Encksoman hypnotherapy A communications approach to hypnosis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Current models and pei spectives (s 275-300) New York Guilford Глава 6 КОНТЕКСТ ГИПНОЗА В своей практике мне часто приходится встречаться с вопросом: "Можно ли применять гипноз в случае...?" Гипноз может быть использован в лечении любого состояния, существенным элементом которого являются жесткие позиции. В каждом вопросе, где принимает участие человеческое сознание, то есть практически везде, существует возможность получить позитивные результаты, благодаря применению гипноза. Помня об этом, рассмотрим определенные контексты, где гипноз может быть использован для того, чтобы легче прийти к желаемым результатам. МЕДИЦИНСКИЙ ГИПНОЗ Гипноз по многим причинам может стать полезным добавлением к традиционным методам лечения. Во первых, потому что он восходит к отношениям сознание - тело и роли сознания (позиции и связанные с ними эмоции) в возникновении нарушений (Barber, 1984; Cohen, Williamson, 1991; Levenson, Bemis, 1991). Во вторых гипноз это метод, который по своей природе фокусируется на ответственности каждого человека за его хорошее самочувствие и здоровье. Применение гипноза позволяет людям почувствовать, что они способны контролировать свои внутренние ощущения (Brown, 1992; Brown, Fromm, 1987). Отдельные случаи использования гипноза в медицинском контексте могут существенно отличаться, однако их все можно описать как способ достижения значительного контроля над физическими процессами, например уменьшением или полным исключением боли без помощи медикаментов (Chaves, 1993; Spanos, 1989). Методы гипнотического усмирения боли в основном довольно сложны и прежде чем начать работу с подобными случаями я рекомендую приобрести солидные знания и опыт. Работу со страдающими клиентами может вести лишь человек, имеющий соответствующую профессиональную квалификацию или тот, кто по крайней мере, постоянно может пользоваться медицинским наблюдением. Гипноз повсеместно применяется, также как необыкновенно успешный метод лечения психических нарушений, связанных со стрессами. Обучение техникам профилактики негативного стресса, способам его распознавания, техникам релаксации а также борьбы со стрессом, входит в область воздействия, имеющей своей целью указать сверхчувствительному клиенту, как ответственно управлять своим психическим состоянием (Hammond, 1990). Применение гипноза в лечении серьезных болезней, как воспомогательного средства, а не заменяющего, в подходах более традиционных показало необходимость учитывать эмоциональные нужды клиента, при одновременном использовании разнородных возможностей его психики, как интегральной части терапии. Это оправдывает себя даже в случаях болезней, возникающих полностью на органической основе. Точный механизм, с помощью которого терапевт, произнося несколько фраз, может вызвать органические изменения у клиента остается неизвестным, но допускается что объяснение кроется в иммунной системе человека. Современные исследования в этой области указывают на то, что во время стресса или вскоре после него, возрастает вероятность подхватить серьезную болезнь. Считается, что стресс понижает способности естественного защитника организма — иммунной системы, позволяя размножаться болезнетворным микробам. Существует мнение о том, что гипноз укрепляет иммунные функции организма и способен играть вспомогательную роль в борьбе с болезнями (Rossi, 1993; Wickramasekera, 1993). Решение всех загадок нашего сознания требует еще многих исследований, но отсутствие точного объяснения механизмов его действия не должно ограничивать использование техник, которые явно поддерживают лечение человеческого тела. Гипноз может ускорить процесс выздоровления и таким образом стать успешным инструментом помощи для любого врача. При этом необходимо помнить, что гипноз не заменяет другие методы лечения, а дополняет их. СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ГИПНОЗ Зависимость тела от сознания, доказанная в случаях медицинского применения гипноза, используется также в стоматологическом контексте. Помогая клиенту уменьшить беспокойство, связанное со стоматологическим лечением с помощью нескольких, соответствующим образом подобранных фраз, можно получить отличные результаты. Более того, один позитивный стоматологический опыт можно успешно использовать как прототип для будущих встреч. Клиент, правда не будет с нетерпением ожидать следующего визита к дантисту, но не будет и бояться этого (Finkelstein, 1984, 1991; Hammond, 1990). Другим использованием гипноза в стоматологии является применение техник контролирования боли. Гипнотические методы проведения анальгезии или анестезии, позволяют клиенту уменьшить дискомфорт до уровня на котором его легче контролировать. Многие люди в состоянии полностью освободить себя от неприятных ощущений. Третье использование связано с возможностью регулировать кровоток с помощью гипноза. Многие люди способны, поддаваясь внушению уменьшить выделение крови во время операции. В результате переживание становиться для клиента менее травматичным а дантист ясно видит то что делает (Banks, 1985). Еще один способ применения гипноза в стоматологическом лечении связан с его влиянием на процесс выздоровления. Использование гипнотических техник, включающих в себя лечащие представление, может как сократить время реабилитации так и поднять комфорт при возвращении к здоровью (Rossi, Cheek, 1988). ГИПНОЗ И СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА Когда создавалась данная книга, применение судами признаний, полученных под гипнозом было сильно ограничено (Scheflin, Shapiro, 1989). Эксперты не согласны относительно правдивости признаний полученных таким путем из-за общеизвестной склонности к искажению воспоминаний и мнений, возникающей в состоянии гипноза. Некоторые специалисты утверждают, что полученная таким образом информация полезна и правдоподобна как и любая другая а гипноз не деформирует запомненных образов. Другие, в свою очередь, настаивают на том, что гипноз способен влиять на память и загипнотизированный свидетель способен без труда лгать. Существует также вероятность дополнения, отсутствующих деталей при помощи фантазий или информации, содержащейся в наводящих вопросах, задаваемых прослушивающим (Sheehan, McConkey, 1993; Yapko, 1994). Этот вопрос я детально рассматриваю в одной из дальнейших глав. ГИПНОЗ И ОБУЧЕНИЕ Обучение — умение весьма сложное, для него необходимо иметь способность обрабатывать информацию на многих уровнях. Учеба это когнитивный опыт, состоящий в том чтобы понять каким образом пробудить интерес учащихся и приковать их внимание (это так важное умение необходимо и при гипнотической индукции), как представить информацию таким образом, чтобы дать возможность дальнейшего ее использования (способность необходимая для достижения пользы от гипнотического состояния), а также как заставить учеников добывать знания самостоятельно, не теряя мотивации в продолжении учения, несмотря на отсутствие учителя (навык необходимый для закрепления результатов терапии). Несмотря на то, касается ли обучение дошкольников или выпускников института, для его успешности требуется объединения всех этих элементов, в значительной степени напоминающих соответствующие гипнотические процедуры. Гипнозом пользуются многие творческие учителя, занимающиеся обучением на различных уровнях. Они заставляют учеников расслабляться и пользуются техниками воображения. Значительное число студентов развивает свою способность познавания при помощи упражнений самогипноза, приобретая благодаря им способность контролировать свое беспокойство и улучшая концентрацию внимания. Как формальный, так и неформальный гипноз в состоянии помочь в учебе (Stanton, 1993; Wolf, 1986). ГИПНОЗ И БИЗНЕС В бизнесе формальный гипноз, или использование формальных техник гипнотической индукции, применяется реже нежели использование неформальных форм внушения. Утверждение о том, что гипноз это коммуникация, производящая влияние, является главной идеей этой книги. В бизнесе применение принципов успешной коммуникации может создать или разрушить фирму. Человек бизнеса, способный представить свою концепцию ясно и гибко, имеет большие шансы на успех в любой области. Ситуации, в которых мы имеем дело с взаимным воздействием, такие как презентация плана маркетинга, подготовка стратегии того, как поступить с проблемным сотрудником или шефом, удачная деловая встреча, оценка производительности, выяснение того чего мы хотим получить от работы, создание лучшей атмосферы, а также успешные действия во многих других отраслях мира бизнеса, касаются интерперсональных воздействий, и поэтому им неизбежно сопутствуют проблемы, связанные с коммуникацией и способами влияния. Дело не в том, коммуницирует ли человек и оказывает ли он влияние, поскольку этого нельзя избежать, а в том воздействуют ли существующие паттерны коммуникации на заинтересованные стороны нужным образом (AJman, Lambrou, 1992; Korn, Pratt, Lambrou, 1987). ГИПНОЗ И СПОРТ Занятия спортом требуют значительного физического самоконтроля и значительной психической концентрации, гипноз в состоянии увеличить эффективность одного и второго. Укрепляя концентрацию и способность контролировать организм, гипноз может помочь лучше справиться с напряжением или сомнением в собственных силах, неотделимыми элементами спортивного соперничества. Более того, формирование самогипнозом позитивных позиций и лучшее познание себя самого могут помочь спортсмену быстрее приобрести желаемую форму. Нервному стрессу часто сопутствуют мысли о поражении, которые очень легко могут обратиться в реальную неудачу. Создание позитивных представлений, с помощью гипноза и самогипноза может полностью исключить такую опасность. Гипноз не даст спортсмену талант, однако укрепит уже имеющиеся способности, давая возможность их максимально использовать. Многие спортсмены очень высоко ценят гипноз (Liggett, Hamada, 1993; Masters, 1992; Morgan, 1993; Ward, 1992). ГИПНОЗ И ПСИХОТЕРАПИЯ Каждый вид психотерапии состоит в воздействии на человека у которого есть проблемы, с тем чтобы он смог почувствовать себя лучше. Клиент, ищущий помощи у терапевта, не может не отреагировать на попытку войти в контакт, а компетентность хорошего терапевта проявляется в том, что он вызывает желаемую терапевтическую реакцию. Гипноз это инструмент, а не терапия. Основной пользой применения гипноза в психотерапии является его способность черпать из многих резервов бессознательного. Чувства, ценности, поведение, воспоминания и понимание, весь опыт, который формирует выбор клиента, субъективен и поэтому неизменен. Формальная индукция и применение внушений, непосредственно связанных с проблемой, это наиболее поверхностное и наименее утонченное использование гипноза. Такой способ применяют для лечения симптомов, его практикуют гипнотерапевты практически всех специальностей и даже многие психотерапевты. Несмотря на поверхностный характер он может быть успешным в большом проценте случаев. Более сложное и требующее больших способностей использование гипноза, включает опыт применения техник, направленных на решение более глубоких конфликтов (одновременно устраняя и симптомы, в противном случае не может идти речь о настоящем успехе) Такой тип гипноза связан с интеракционным подходом и многоуровневым воздействием на человека, а не только поверхностным. Эластичность гипноза, как психотерапевтического инструмента позволяет терапевту пользоваться им поверхностно или глубоко, в зависимости от того, что он признает подходящим для лечения конкретного нарушения. Гипнотические техники постоянно напоминают нам, что опыт это субъективная вещь (Araoz, 1985; Brown, 1991; Crasilneck, Hall, 1985, Enckson, Rossi, 1979, 1981, Hammond, 1990; O'Hanlon, 1987, Rossi, 1980, Spigel, Spigel, 1987; Zeig, 1982, 1985; Zeig, Lankton, 1988) ЛИТЕРАТУРА Alman, В, Lambrou, P (1992) Self-hypnosis The complete manual for health and self-change New York Brunner/Mazel Araoz, D (1985) The new hypnosis New York Brunner/Mazel Banks, W (1985) Hypnotic suggestion for the control of bleeding in the angiography suite Encksonian Monographs, 1, 76-88 Barber, T (1984) Changing unchangeable bodily processes by hypnotic suggestions a new look at hypnosis, cognitions, imagining and the mind-body problem Advances I, 2, 7-10 Brown, D (1992) Clinical hypnosis research since 1986 W E Fromm, M Nash (red), Contemporary hypnosis research (s 427-458) New York Guilfoid Brown, D, Fromm, E (1987) Hypnosis and behavioral medicine Hillsdale, NJ Erl-baum Brown, P (1991) The hypnotic brain New Haven, CT Yale University Press Chaves, J (1993) Hypnosis in pain management W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red), Handbook of clinical hypnosis (s 511-532) Washington, DC American Psychological Association Cohen, S, Williamson, G (1991) Stress and infectious disease in humans Psychological Bulletin, 108,524 Crasilneck, H, Hall, J (1985) Clinical h)pnous Ptinciples and apphca nons New York Grune & Stratton Enckson, M, Rossi, E (1979) Hypnotheiap) An exploratory casebook New York Irvington Enckson, M, Rossi, E (1981) Expenencing hypnosis Therapeutic approaches to altei ed states New York Irvington Fmkelstein, S (1984) Hypnosis and dentistry W W Wester, A Smith (red), Clinical hypnosis A multidisciphnary approach (s 337-352) Philadelphia Lippincott Fmkelstein, S (1991) Hypnotically assisted preparation of the anxious patient for medical and dental treatment American Journal of Clinical Hypnosis 33, 3,187-191 Hammond, D (red) (1990) Handbook of hypnotic suggestions and metaphors New York Norton Korn, E, Pratt, G, Lambrou, P (1987) Hypei-perfoimance The A IM strategy for releasing your business potential New York John Wiley & Sons Levenson, J, Bemis, С (1991) The role of psychological factors in cancer onset and progression Psychosomatics, 32 124-132 Liggett, D, Hamada, S (1993) Enhancing the visualization of gymnasts American Journal of Clinical Hypnosis, 35, 3,190-197 Masters, К (1992) Hypnotic susceptibility, cognitive dissociation, and runners high in a sample of marathon runners American Journal of Clinical Hypnosis, 34, 3, 193-201 Morgan, W (1993) Hypnosis and sport psychology W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red), Handbook of clinical hypnosis (s 649-670) Washington, DC American Psychological Association OHanlon.W (1987) Tapioots New York Norton Rossi, E (red), (1993) The collected papers of Milton H Enckson on hypnosis (t 14) New York Irvington Rossi, E (1993) The psychobiology of mind-body healing New York Norton Rossi, E, Cheek, D (1988) Mind-body therapy Metaphors of ideody namic healing in hypnosis New York Norton Scheflin, A, Shapiro, J (1989) Trance on и ml New York Guilford Sheehan, P, McConkey, К (1993) Forensic hypnosis The application of ethical guidelines W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red), Handbook of clinical hypnosis (s 719-738) Washington, DC American Psychological Association Spanos, N (1989) Experimental research on hypnotic analgesia W N Spanos, J Cha-ves (red), Hypnosis The cognihve-behavioial perspective (s 206-240) Buffalo, NJ Prometheus Books Spiegel, H, Spiegel, D (1987) Tiance and treatment Clinical uses of hypnosis Washington, DC American Psychiatric Press Stanton, H (1993) Using hypnotherapy to overcome examination anxiety American Joui nal of Clinical Hypnosis, 35, 3,198-204 Ward, W (1992) Hypnosis, mental images, and „peer-coaching in gymnasts W W Bongartz (red), Hypnosis 175 years aftei Mesmer (s 451-460) Kon-stanz Universitats Verlag Wickramasekeia, I (1993) Assessment and treatment of somatization disorders The high nsk model of threat perception W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red), Handbook ofclinical hypnosis (s 587-621) Washington, DC American Psychological Association Wolf, T (1986) Hypnosis and Encksonian interventions with children in the elementary school W M Yapko (red), Hypnotic and strategic interventions Principles and practice (s 209-214) New York Irvington Wohnsky, S (1991) Trances people live Palls Village, CT The Bramble Co Zeig, J (red) (1982J Encksonian approaches to hypnosis and psycho-theiapy New York Brunner/Mazel Zeig, J (red) (1985) Encksonian psychotherapy (t 12) New York Brunner/Mazel Zeig, J, Lankton, S (1988) Developing Encksonian therapy State of the an New York Brunner/Mazel Глава 7 ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ВНУШЕНИЮ Социальная психология предлагает ценную возможность рассмотреть динамику интерперсонального влияния, связанного с применением гипноза. Поведение человека изменяется в присутствии других людей, часто систематически и предсказуемо (Cialdini, 1985; Sherman, 1988). ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ Почему вы покупаете именно эти продукты? Из-за чего вы выбираете эту, а не иную марку? Для того, чтобы заставить вас купить определенный продукт, авторы реклам в значительной степени пользуются гипнотическими техниками. Они начинают с создания необходимости в продукте (столетиями плохой запах изо рта и запах пота не занимали в сознании человека важного места), предлагая идентифицировать себя с рекламным персонажем. Получатель рекламы должен поверить в то что он решит свои проблемы, пользуясь данным продуктом, согласно, представленным образцам. Далее, укрепляется навык потребления, внушением того каким, к примеру, интеллигентным, мужественным или женственной будет потребитель делающий столь верный выбор. Рекламы пытаются пробудить чувства, связанные с конкретным продуктом, стимулируя его идентификацию, вызвать ассоциации, заставляющие выбирать именно эту а не другую марку, влияя на поведение потребителя путем точного подбора слов и образов. И это действует! Что такое восприимчивость к внушению? Это готовность к принятию новых идей и информации а также реакции на них. Принятие новой информации, может в зависимости от субъективной ценности, изменить всякого рода опыт, часто в достаточно значительной степени. В случае терапии, для того чтобы удалось повлиять на клиента, он должен быть в определенной мере податлив внушению и должен хотеть получить знания и новый опыт, которые могут облегчить его страдания. Данный человек несчастен и ищет кого-нибудь, кто скажет ему что делать, что приведет к позитивным изменениям. Лишь очень немногие верят абсолютно всему, поэтому существует значительное различие между податливостью внушению и легковерностью. Гипноз никого не делает легковерным. НЕОБХОДИМОСТЬ ЯСНОСТИ И УВЕРЕННОСТИ Старая пословица "Если ты попал к воронам, каркай как они" указывает на склонность отражать окружающих если мы не уверенны в правильности того или иного поведения. Поэтому образцы могут очень сильно воздействовать на людей. Влияние, оказываемое терапевтом происходит из убеждения клиента о том, что в определенной области он неверно управляет своей жизнью. Причина такого положения дел, кажется находящейся вне области влияния страдающего, поскольку все предыдущие попытки провести аутокоррекцию провалились. Если вы пытались безуспешно изменить свои вредные привычки (кто из нас не пытался?), то вы можете решить — мне может помочь тот кто был обучен для этой цели. Кого можно считать авторитетом в решении личных проблем, кто был обучен распознавать причины и трудности, подбирая соответствующие способы лечения? Ищущий совета принял уже собственное незнание и бессилие в данной ситуации и теперь с надеждой глядит на терапевта, как на человека, способного решить его проблему (Сое, 1993; Eisen, 1990). ВЛАСТЬ ТЕРАПЕВТА Когда клиент ищет помощи, он верит терапевту как авторитету, надеясь, что тот поможет решить его проблему. Обычно терапевт сам не обладает никакой властью, а возникает она скорее в ответ на реакцию данного человека на терапевта (Barber, 1991; Diamond, 1984; Strauss, 1993). Существует по крайней мере пять различных типов власти: 1) принудительная (основанная на возможности наказывать), 2) награждающая (основанная на возможности приносить пользу, финансовую или психологическую), 3) легальная (возникающая из существующей позиции, возникшей по выбору), 4) специальная (основанная на боль- шем знании некой области), 5) приписная (основанная на позитивных чертах характера, таких как способность пробуждать симпатию). Вообще, в любой ситуации мы имеем дело со всеми типами власти, но особенно хорошо они заметны в терапевтическом контексте. Терапевт может иметь огромную власть. Если вы хотите пользоваться ею с чувством и безграничным уважением к интеграции клиента, то возможность влиять при помощи законов и техник клинического гипноза должна заставить вас старательно рассмотреть области власти в ваших контактах (Aronson, 1992; Frauman, Lynn, Brentar, 1993). НЕОБХОДИМОСТЬ АКЦЕПТАЦИИ Человек, ищущий помощь или информацию, чувствует, что ему чего-то не хватает. Основная человеческая необходимость, являющаяся камнем преткновения общества это желание контактировать с окружающими. Когда эту необходимость мы поставим рядом с ощущением ее отсутствия, появится необходимость акцептации. Один из основных страхов клиента, приходящего за помощью, можно сформулировать так: "Понравлюсь ли я вам и примете ли вы меня, если я открою вам свои страхи, сомнения и несовершенство? Может я покажусь вам слабым, отвратительным и худшим в определенном смысле?" (Bates, 1993). Необходимость акцептации и принадлежности является также элементом гипнотического процесса. Избегать конфронтации с авторитетом, пытаться удовлетворить терапевта (начиная с вызова терапевтических эффектов и заканчивая связанным вручную свитером), приспосабливаться к его стилю изложения, ценностей и теоретических концепций — это все способы, какими эта необходимость может проявляться в терапевтическом контакте. Как раз в таком случае награждающая власть становится важной силой в целом терапевтическом процессе. ОЖИДАНИЯ Существенное влияние на наш опыт производят ожидания, что было многократно продемонстрировано и снабжено различными названиями. Чаще всего используется термин "самоисполняющееся предсказание", указывающий на большую вероятность возникновения того, чего мы ждем и более низкие шансы того чего мы не ждем (мы бессознательно подстраиваем поведение к собственным ожиданиям). Представления, какие имеет данный человек о своем будущем, управляют его настоящим поведением. Чем больше вовлечены его эмоции, тем больше вероятность испытать то что он предвидит (Сое, 1993;Torem, 1992; Zeig, Rennick, 1991). НЕОБХОДИМОСТЬ ВНУТРЕННЕЙ ГАРМОНИИ Обычно мы стараемся в своей жизни упорядочить хаос и урегулировать противоположности, пропуская противоречивую информацию или интерпретируя ее только когда она будет соответственно упорядочена. Когда мы встречаемся с чем-то новым или двусмысленной ситуацией, мы ощущаем себя неуверенно, и ищем совета у других. Чем лучше полученное объяснение соответствует нашим личным нуждам, тем легче и глубже мы его усваиваем (Festinger, 1957; Sherman, 1988). Необходимость когнитивной конгруэнтности может проявиться, например, в виде ожидания конкретной пользы от полученной за деньги профессиональной помощи. Инвестируя во что-то деньги, надежду и время, мы отчаянно желаем, что нам это хоть немного оплатится. У нас может возникнуть необходимость оправдать собственные "расходы", обращая поражение в выигрыш, обеспечивая тем самым себе психический комфорт. Необходимость такого типа явно проявляется у людей, покупающих ненужные вещи, единственная ценность которых ограничивается надеждами, в них заложенными. Если клиент, считает себя безнадежным случаем и очень хочет это доказать, необходимо принять во внимание его ожидания и потребность в когнитивной конгруэнтности. Идеальным примером будет человек, посетивший всех терапевтов в городе и гордящийся собственной неспособностью принять помощь (Schoen, 1993). ИТОГ Нет жестких правил какого типа коммуникация воздействует лучше всего. То что подходит одним, на других вообще не действует. Одни ищут помощи у профессионалов, другие предпочитают просить совета у соседа или друга. Одним нужна точная инструкция поведения, другие стараются найти выход сами. Некоторые лучше реагируют, когда на пути к цели им предстоит бороться с некими преградами (например терапевт с большой очередью ожидающих, может вначале стать источником раздражения для клиента, но когда визит наконец завершится успехом, терапевт будет признан лучшим специалистом, чем является им на самом деле). Другие, в свою очередь, вообще и не подумают принять условия (если визита к терапевту приходиться долго ждать, они обратятся к другому). Некоторым нужны объективные доказательства для всего, с чем они сталкиваются, другие не доверяют научным методам, которые пропагандируются их терапевтами. В ситуации внутреннего смятения некоторые люди становятся доступными для чужих идей и интерпретаций, другие же замыкаются в себе, пытаясь сами решить свои проблемы (даже пользуясь неверной информацией). Терапевт, желающий благотворно воздействовать на клиентов, должен распознать, в какой момент (вопрос не в том произойдет ли это вообще) клиент станет податливым внушению (большинство все таки поддается внушению). Узнать желания клиента и выбрать наиболее приемлемый способ, чтобы войти к нему в доверие, и есть процесс установления контакта, заключение договоренности. Это происходит когда клиент чувствует, что его переживания встречают понимание и эмпатию (Betrand, 1989; Gfeller, 1993; Kirsch, 1992; Sheehan, 1991 ЛИТЕРАТУРА Aronson, E. (1992). The social animal. San Francisco: W.H. Freeman. Barber, J. (1991). The locksmith model: Accessing hypnotic responsiveness. W: S. Lynn, J. Rhue (red.), Theories of hypnosis: Current models and perspectives (s. 241-247). New York: Guilford. Bates, B. (1993). Individual differences in response to hypnosis. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hypnosis (s. 23-54). Washington, DC: American Psychological Association. Bertrand, L. (1989). The assessment and modification of hypnotic susceptibility. W: N. Spanos, J. Chaves (red.), Hypnosis: The cognitive-behavioral perspective (s. 18-31). Buffalo, New York: Prometheus Books.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |