Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в гипноз 3 страница




Evans, F (1991) Hypnotizabihtv Indyvidual differences in dissociation and the flexible control of psychological processes W S Lynn, J Rhue (red) Theories of hypnosis Cunent models and perspectives (s 144-168) New York Guiltord

Fiomm, E (1992) An ego-psychological theory of hypnosis W E Fro mm, M Nash (red), Contemporary hypnosis research (s 132-148) New York Guiltord

Grinder, J, Bandler, R (1976) The structure of magic (t 2) Palo Alto CA Science and Behavior Books

Hilgard, E (1977) Divided consciousness New York John Wiley & Sons

Hilgard, E (1979) Divided consciousness in hypnosis The implications of the hidden observer W E Fromm, R Shor (red), Hypnosis Development? in research and new perspectives (s 45-79) Chicago Aldine Atherton

Hilgard, E (1986) Divided consciousness Multiple controls in human thought and action New York John Wiley & Sons

Hilgard, E (1991) A neodissociation interpretation of hypnosis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 83-104) New York Guilford

Kirsch, I (1991) The social learning theory of hypnosis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 439—465) New York Guilford

Lankton, S (1979) Practical magic The clinical application of Neuro Linguistic Programming Cupertino, CA Meta Publications

Lynn, S, Rhue, J (1991) An integrative model of hypnosis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 379-438) New York Guiltord

Nash, M (1987) What, if anything, is regressed about hypnotic age re­gression7 A review of the empirical literature, Psychological Bulletin, 102, 42-52

Rossi, E (1982) Hypnosis and ultradian cycles A new state(s) theory of hypnosis9 Amencan Journal of Clinical Hypnosis, I, 21-32

Rossi, E (1991) The 20-mmute break Using the new science of ultradian i In tins Los Angeles Tardier

Sarbin, T, Сое, W (1972) Hypnosis A social psychological analysis of influence communication New York Holt, Rinehart & Winston

Shor, R (1959) Hypnosis and the concept of generalized reality orienta­tion American Journal of Psychotherapy, 13 583-602

Spanos, N (1991a) Hypnosis, hypnotizabihty and hypnotherapy W С Snyder (red), Handbook of social and clinical psychology New York Elmsford Pergamon

Spanos, N (1991b) A sociocogmtive approach to hypnosis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Cunent models and perspectives (s 324-361) New York Guilford

Spiegel, H, Spiegel, D (1987) Trance and treatment Clinical uses of hypnosis Washington, DC Amencan Psychiatric Press

Tart, С (red) 1969 Altered states of consciousness A book of readings New York John Wiley & Sons

Wagstatt, G (1991) Compliance, belief and semantics in hypnosis A nonstate sociocogmtive perspective W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypno­sis Curt ent models and perspectives (s 362-369) New York Guilford

Watzlawick, P (1978) The language of change New York Basic Books Weitzenhotfei, A (1989) The practice of hypnotism (t 12) New York John Wiley & Sons

Zeig, J (1991) Encksoman hypnotherapy A communications approach to hypnosis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Current models and pei spectives (s 275-300) New York Guilford

Глава 6

КОНТЕКСТ ГИПНОЗА

В своей практике мне часто приходится встречаться с во­просом: "Можно ли применять гипноз в случае...?" Гипноз может быть использован в лечении любого состояния, существенным элементом которого являются жесткие позиции.

В каждом вопросе, где принимает участие человеческое сознание, то есть практически везде, существует возможность по­лучить позитивные результаты, благодаря применению гипноза. Помня об этом, рассмотрим определенные контексты, где гипноз может быть использован для того, чтобы легче прийти к желаемым результатам.

МЕДИЦИНСКИЙ ГИПНОЗ

Гипноз по многим причинам может стать полезным до­бавлением к традиционным методам лечения. Во первых, потому что он восходит к отношениям сознание - тело и роли сознания (позиции и связанные с ними эмоции) в возникновении нарушений (Barber, 1984; Cohen, Williamson, 1991; Levenson, Bemis, 1991).

Во вторых гипноз это метод, который по своей природе фокусируется на ответственности каждого человека за его хорошее самочувствие и здоровье. Применение гипноза позволяет людям почувствовать, что они способны контролировать свои внутренние ощущения (Brown, 1992; Brown, Fromm, 1987).

Отдельные случаи использования гипноза в медицинском контексте могут существенно отличаться, однако их все можно описать как способ достижения значительного контроля над физи­ческими процессами, например уменьшением или полным исклю­чением боли без помощи медикаментов (Chaves, 1993; Spanos, 1989).

Методы гипнотического усмирения боли в основном до­вольно сложны и прежде чем начать работу с подобными случаями я рекомендую приобрести солидные знания и опыт. Работу со

страдающими клиентами может вести лишь человек, имеющий со­ответствующую профессиональную квалификацию или тот, кто по крайней мере, постоянно может пользоваться медицинским на­блюдением.

Гипноз повсеместно применяется, также как необыкно­венно успешный метод лечения психических нарушений, связан­ных со стрессами. Обучение техникам профилактики негативного стресса, способам его распознавания, техникам релаксации а также борьбы со стрессом, входит в область воздействия, имеющей своей целью указать сверхчувствительному клиенту, как ответственно управлять своим психическим состоянием (Hammond, 1990).

Применение гипноза в лечении серьезных болезней, как воспомогательного средства, а не заменяющего, в подходах более традиционных показало необходимость учитывать эмоциональные нужды клиента, при одновременном использовании разнородных возможностей его психики, как интегральной части терапии. Это оправдывает себя даже в случаях болезней, возникающих полно­стью на органической основе. Точный механизм, с помощью кото­рого терапевт, произнося несколько фраз, может вызвать органиче­ские изменения у клиента остается неизвестным, но допускается что объяснение кроется в иммунной системе человека. Современ­ные исследования в этой области указывают на то, что во время стресса или вскоре после него, возрастает вероятность подхватить серьезную болезнь. Считается, что стресс понижает способности естественного защитника организма — иммунной системы, позво­ляя размножаться болезнетворным микробам. Существует мнение о том, что гипноз укрепляет иммунные функции организма и спо­собен играть вспомогательную роль в борьбе с болезнями (Rossi, 1993; Wickramasekera, 1993).

Решение всех загадок нашего сознания требует еще мно­гих исследований, но отсутствие точного объяснения механизмов его действия не должно ограничивать использование техник, кото­рые явно поддерживают лечение человеческого тела. Гипноз мо­жет ускорить процесс выздоровления и таким образом стать ус­пешным инструментом помощи для любого врача. При этом необ­ходимо помнить, что гипноз не заменяет другие методы лечения, а дополняет их.

СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ГИПНОЗ

Зависимость тела от сознания, доказанная в случаях ме­дицинского применения гипноза, используется также в стоматоло­гическом контексте.

Помогая клиенту уменьшить беспокойство, связанное со стоматологическим лечением с помощью нескольких, соответст­вующим образом подобранных фраз, можно получить отличные результаты. Более того, один позитивный стоматологический опыт можно успешно использовать как прототип для будущих встреч. Клиент, правда не будет с нетерпением ожидать следующего визи­та к дантисту, но не будет и бояться этого (Finkelstein, 1984, 1991; Hammond, 1990).

Другим использованием гипноза в стоматологии является применение техник контролирования боли. Гипнотические методы проведения анальгезии или анестезии, позволяют клиенту умень­шить дискомфорт до уровня на котором его легче контролировать. Многие люди в состоянии полностью освободить себя от неприят­ных ощущений.

Третье использование связано с возможностью регулиро­вать кровоток с помощью гипноза. Многие люди способны, подда­ваясь внушению уменьшить выделение крови во время операции. В результате переживание становиться для клиента менее травма­тичным а дантист ясно видит то что делает (Banks, 1985).

Еще один способ применения гипноза в стоматологиче­ском лечении связан с его влиянием на процесс выздоровления. Использование гипнотических техник, включающих в себя леча­щие представление, может как сократить время реабилитации так и поднять комфорт при возвращении к здоровью (Rossi, Cheek, 1988).

ГИПНОЗ И СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА

Когда создавалась данная книга, применение судами при­знаний, полученных под гипнозом было сильно ограничено (Scheflin, Shapiro, 1989). Эксперты не согласны относительно прав­дивости признаний полученных таким путем из-за общеизвестной склонности к искажению воспоминаний и мнений, возникающей в

состоянии гипноза. Некоторые специалисты утверждают, что по­лученная таким образом информация полезна и правдоподобна как и любая другая а гипноз не деформирует запомненных образов. Другие, в свою очередь, настаивают на том, что гипноз способен влиять на память и загипнотизированный свидетель способен без труда лгать. Существует также вероятность дополнения, отсутст­вующих деталей при помощи фантазий или информации, содер­жащейся в наводящих вопросах, задаваемых прослушивающим (Sheehan, McConkey, 1993; Yapko, 1994). Этот вопрос я детально рассматриваю в одной из дальнейших глав.

ГИПНОЗ И ОБУЧЕНИЕ

Обучение — умение весьма сложное, для него необходи­мо иметь способность обрабатывать информацию на многих уров­нях. Учеба это когнитивный опыт, состоящий в том чтобы понять каким образом пробудить интерес учащихся и приковать их вни­мание (это так важное умение необходимо и при гипнотической индукции), как представить информацию таким образом, чтобы дать возможность дальнейшего ее использования (способность не­обходимая для достижения пользы от гипнотического состояния), а также как заставить учеников добывать знания самостоятельно, не теряя мотивации в продолжении учения, несмотря на отсутствие учителя (навык необходимый для закрепления результатов тера­пии). Несмотря на то, касается ли обучение дошкольников или вы­пускников института, для его успешности требуется объединения всех этих элементов, в значительной степени напоминающих соот­ветствующие гипнотические процедуры.

Гипнозом пользуются многие творческие учителя, зани­мающиеся обучением на различных уровнях. Они заставляют уче­ников расслабляться и пользуются техниками воображения. Значи­тельное число студентов развивает свою способность познавания при помощи упражнений самогипноза, приобретая благодаря им способность контролировать свое беспокойство и улучшая концен­трацию внимания. Как формальный, так и неформальный гипноз в состоянии помочь в учебе (Stanton, 1993; Wolf, 1986).

ГИПНОЗ И БИЗНЕС

В бизнесе формальный гипноз, или использование формаль­ных техник гипнотической индукции, применяется реже нежели ис­пользование неформальных форм внушения. Утверждение о том, что гипноз это коммуникация, производящая влияние, является главной идеей этой книги. В бизнесе применение принципов успешной комму­никации может создать или разрушить фирму.

Человек бизнеса, способный представить свою концепцию ясно и гибко, имеет большие шансы на успех в любой области. Ситуа­ции, в которых мы имеем дело с взаимным воздействием, такие как презентация плана маркетинга, подготовка стратегии того, как посту­пить с проблемным сотрудником или шефом, удачная деловая встреча, оценка производительности, выяснение того чего мы хотим получить от работы, создание лучшей атмосферы, а также успешные действия во многих других отраслях мира бизнеса, касаются интерперсональ­ных воздействий, и поэтому им неизбежно сопутствуют проблемы, связанные с коммуникацией и способами влияния. Дело не в том, коммуницирует ли человек и оказывает ли он влияние, поскольку это­го нельзя избежать, а в том воздействуют ли существующие паттерны коммуникации на заинтересованные стороны нужным образом (AJman, Lambrou, 1992; Korn, Pratt, Lambrou, 1987).

ГИПНОЗ И СПОРТ

Занятия спортом требуют значительного физического само­контроля и значительной психической концентрации, гипноз в состоя­нии увеличить эффективность одного и второго.

Укрепляя концентрацию и способность контролировать ор­ганизм, гипноз может помочь лучше справиться с напряжением или сомнением в собственных силах, неотделимыми элементами спортив­ного соперничества. Более того, формирование самогипнозом пози­тивных позиций и лучшее познание себя самого могут помочь спорт­смену быстрее приобрести желаемую форму. Нервному стрессу часто сопутствуют мысли о поражении, которые очень легко могут обра­титься в реальную неудачу. Создание позитивных представлений, с помощью гипноза и самогипноза может полностью исключить такую опасность. Гипноз не даст спортсмену талант, однако укрепит уже

имеющиеся способности, давая возможность их максимально исполь­зовать. Многие спортсмены очень высоко ценят гипноз (Liggett, Hamada, 1993; Masters, 1992; Morgan, 1993; Ward, 1992).

ГИПНОЗ И ПСИХОТЕРАПИЯ

Каждый вид психотерапии состоит в воздействии на че­ловека у которого есть проблемы, с тем чтобы он смог почувство­вать себя лучше. Клиент, ищущий помощи у терапевта, не может не отреагировать на попытку войти в контакт, а компетентность хорошего терапевта проявляется в том, что он вызывает желаемую терапевтическую реакцию.

Гипноз это инструмент, а не терапия. Основной пользой применения гипноза в психотерапии является его способность чер­пать из многих резервов бессознательного. Чувства, ценности, по­ведение, воспоминания и понимание, весь опыт, который форми­рует выбор клиента, субъективен и поэтому неизменен. Формаль­ная индукция и применение внушений, непосредственно связанных с проблемой, это наиболее поверхностное и наименее утонченное использование гипноза. Такой способ применяют для лечения сим­птомов, его практикуют гипнотерапевты практически всех специ­альностей и даже многие психотерапевты. Несмотря на поверхно­стный характер он может быть успешным в большом проценте случаев.

Более сложное и требующее больших способностей ис­пользование гипноза, включает опыт применения техник, направ­ленных на решение более глубоких конфликтов (одновременно устраняя и симптомы, в противном случае не может идти речь о настоящем успехе) Такой тип гипноза связан с интеракционным подходом и многоуровневым воздействием на человека, а не толь­ко поверхностным.

Эластичность гипноза, как психотерапевтического инст­румента позволяет терапевту пользоваться им поверхностно или глубоко, в зависимости от того, что он признает подходящим для лечения конкретного нарушения. Гипнотические техники постоян­но напоминают нам, что опыт это субъективная вещь (Araoz, 1985; Brown, 1991; Crasilneck, Hall, 1985, Enckson, Rossi, 1979, 1981,

Hammond, 1990; O'Hanlon, 1987, Rossi, 1980, Spigel, Spigel, 1987; Zeig, 1982, 1985; Zeig, Lankton, 1988)

ЛИТЕРАТУРА

Alman, В, Lambrou, P (1992) Self-hypnosis The complete manual for health and self-change New York Brunner/Mazel

Araoz, D (1985) The new hypnosis New York Brunner/Mazel

Banks, W (1985) Hypnotic suggestion for the control of bleeding in the angiography suite Encksonian Monographs, 1, 76-88

Barber, T (1984) Changing unchangeable bodily processes by hypnotic suggestions a new look at hypnosis, cognitions, imagining and the mind-body problem Advances I, 2, 7-10

Brown, D (1992) Clinical hypnosis research since 1986 W E Fromm, M Nash (red), Contemporary hypnosis research (s 427-458) New York Guilfoid

Brown, D, Fromm, E (1987) Hypnosis and behavioral medicine Hillsdale, NJ Erl-baum

Brown, P (1991) The hypnotic brain New Haven, CT Yale University Press

Chaves, J (1993) Hypnosis in pain management W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red), Handbook of clinical hypnosis (s 511-532) Washington, DC Ameri­can Psychological Association

Cohen, S, Williamson, G (1991) Stress and infectious disease in hu­mans Psychological Bulletin, 108,524

Crasilneck, H, Hall, J (1985) Clinical h)pnous Ptinciples and apphca nons New York Grune & Stratton

Enckson, M, Rossi, E (1979) Hypnotheiap) An exploratory casebook New York Irvington

Enckson, M, Rossi, E (1981) Expenencing hypnosis Therapeutic ap­proaches to altei ed states New York Irvington

Fmkelstein, S (1984) Hypnosis and dentistry W W Wester, A Smith (red), Clinical hypnosis A multidisciphnary approach (s 337-352) Philadelphia Lippincott

Fmkelstein, S (1991) Hypnotically assisted preparation of the anxious patient for medical and dental treatment American Journal of Clinical Hypnosis 33, 3,187-191

Hammond, D (red) (1990) Handbook of hypnotic suggestions and metaphors New York Norton

Korn, E, Pratt, G, Lambrou, P (1987) Hypei-perfoimance The A IM strategy for releasing your business potential New York John Wiley & Sons

Levenson, J, Bemis, С (1991) The role of psychological factors in can­cer onset and progression Psychosomatics, 32 124-132

Liggett, D, Hamada, S (1993) Enhancing the visualization of gymnasts American Journal of Clinical Hypnosis, 35, 3,190-197

Masters, К (1992) Hypnotic susceptibility, cognitive dissociation, and runners high in a sample of marathon runners American Journal of Clinical Hypno­sis, 34, 3, 193-201

Morgan, W (1993) Hypnosis and sport psychology W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red), Handbook of clinical hypnosis (s 649-670) Washington, DC American Psychological Association

OHanlon.W (1987) Tapioots New York Norton

Rossi, E (red), (1993) The collected papers of Milton H Enckson on hypnosis (t 14) New York Irvington

Rossi, E (1993) The psychobiology of mind-body healing New York Norton

Rossi, E, Cheek, D (1988) Mind-body therapy Metaphors of ideody namic healing in hypnosis New York Norton

Scheflin, A, Shapiro, J (1989) Trance on и ml New York Guilford

Sheehan, P, McConkey, К (1993) Forensic hypnosis The application of ethical guidelines W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red), Handbook of clinical hyp­nosis (s 719-738) Washington, DC American Psychological Association

Spanos, N (1989) Experimental research on hypnotic analgesia W N Spanos, J Cha-ves (red), Hypnosis The cognihve-behavioial perspective (s 206-240) Buffalo, NJ Prometheus Books

Spiegel, H, Spiegel, D (1987) Tiance and treatment Clinical uses of hypnosis Washington, DC American Psychiatric Press

Stanton, H (1993) Using hypnotherapy to overcome examination anxiety American Joui nal of Clinical Hypnosis, 35, 3,198-204

Ward, W (1992) Hypnosis, mental images, and „peer-coaching in gym­nasts W W Bongartz (red), Hypnosis 175 years aftei Mesmer (s 451-460) Kon-stanz Universitats Verlag

Wickramasekeia, I (1993) Assessment and treatment of somatization dis­orders The high nsk model of threat perception W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red), Handbook ofclinical hypnosis (s 587-621) Washington, DC American Psy­chological Association

Wolf, T (1986) Hypnosis and Encksonian interventions with children in the elementary school W M Yapko (red), Hypnotic and strategic interventions Principles and practice (s 209-214) New York Irvington

Wohnsky, S (1991) Trances people live Palls Village, CT The Bramble Co

Zeig, J (red) (1982J Encksonian approaches to hypnosis and psycho-theiapy New York Brunner/Mazel

Zeig, J (red) (1985) Encksonian psychotherapy (t 12) New York Brunner/Mazel

Zeig, J, Lankton, S (1988) Developing Encksonian therapy State of the an New York Brunner/Mazel

Глава 7

ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ВНУШЕНИЮ

Социальная психология предлагает ценную возможность рассмотреть динамику интерперсонального влияния, связанного с применением гипноза. Поведение человека изменяется в присутст­вии других людей, часто систематически и предсказуемо (Cialdini, 1985; Sherman, 1988).

ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ

Почему вы покупаете именно эти продукты? Из-за чего вы выбираете эту, а не иную марку?

Для того, чтобы заставить вас купить определенный про­дукт, авторы реклам в значительной степени пользуются гипноти­ческими техниками. Они начинают с создания необходимости в продукте (столетиями плохой запах изо рта и запах пота не зани­мали в сознании человека важного места), предлагая идентифици­ровать себя с рекламным персонажем. Получатель рекламы должен поверить в то что он решит свои проблемы, пользуясь данным продуктом, согласно, представленным образцам. Далее, укрепляет­ся навык потребления, внушением того каким, к примеру, интелли­гентным, мужественным или женственной будет потребитель де­лающий столь верный выбор. Рекламы пытаются пробудить чувст­ва, связанные с конкретным продуктом, стимулируя его идентифи­кацию, вызвать ассоциации, заставляющие выбирать именно эту а не другую марку, влияя на поведение потребителя путем точного подбора слов и образов. И это действует!

Что такое восприимчивость к внушению? Это готовность к принятию новых идей и информации а также реакции на них. Приня­тие новой информации, может в зависимости от субъективной ценно­сти, изменить всякого рода опыт, часто в достаточно значительной степени. В случае терапии, для того чтобы удалось повлиять на клиен­та, он должен быть в определенной мере податлив внушению и дол­жен хотеть получить знания и новый опыт, которые могут облегчить

его страдания. Данный человек несчастен и ищет кого-нибудь, кто скажет ему что делать, что приведет к позитивным изменениям. Лишь очень немногие верят абсолютно всему, поэтому существует значи­тельное различие между податливостью внушению и легковерностью. Гипноз никого не делает легковерным.

НЕОБХОДИМОСТЬ ЯСНОСТИ И УВЕРЕННОСТИ

Старая пословица "Если ты попал к воронам, каркай как они" указывает на склонность отражать окружающих если мы не уве­ренны в правильности того или иного поведения. Поэтому образцы могут очень сильно воздействовать на людей. Влияние, оказываемое терапевтом происходит из убеждения клиента о том, что в определен­ной области он неверно управляет своей жизнью. Причина такого по­ложения дел, кажется находящейся вне области влияния страдающего, поскольку все предыдущие попытки провести аутокоррекцию прова­лились.

Если вы пытались безуспешно изменить свои вредные при­вычки (кто из нас не пытался?), то вы можете решить — мне может помочь тот кто был обучен для этой цели. Кого можно считать автори­тетом в решении личных проблем, кто был обучен распознавать при­чины и трудности, подбирая соответствующие способы лечения? Ищущий совета принял уже собственное незнание и бессилие в дан­ной ситуации и теперь с надеждой глядит на терапевта, как на челове­ка, способного решить его проблему (Сое, 1993; Eisen, 1990).

ВЛАСТЬ ТЕРАПЕВТА

Когда клиент ищет помощи, он верит терапевту как автори­тету, надеясь, что тот поможет решить его проблему. Обычно терапевт сам не обладает никакой властью, а возникает она скорее в ответ на реакцию данного человека на терапевта (Barber, 1991; Diamond, 1984; Strauss, 1993).

Существует по крайней мере пять различных типов власти: 1) принудительная (основанная на возможности наказывать), 2) награ­ждающая (основанная на возможности приносить пользу, финансовую или психологическую), 3) легальная (возникающая из существующей позиции, возникшей по выбору), 4) специальная (основанная на боль-

шем знании некой области), 5) приписная (основанная на позитивных чертах характера, таких как способность пробуждать симпатию). Во­обще, в любой ситуации мы имеем дело со всеми типами власти, но особенно хорошо они заметны в терапевтическом контексте. Терапевт может иметь огромную власть. Если вы хотите пользоваться ею с чув­ством и безграничным уважением к интеграции клиента, то возмож­ность влиять при помощи законов и техник клинического гипноза должна заставить вас старательно рассмотреть области власти в ваших контактах (Aronson, 1992; Frauman, Lynn, Brentar, 1993).

НЕОБХОДИМОСТЬ АКЦЕПТАЦИИ

Человек, ищущий помощь или информацию, чувствует, что ему чего-то не хватает. Основная человеческая необходимость, яв­ляющаяся камнем преткновения общества это желание контактиро­вать с окружающими. Когда эту необходимость мы поставим рядом с ощущением ее отсутствия, появится необходимость акцептации. Один из основных страхов клиента, приходящего за помощью, можно сформулировать так: "Понравлюсь ли я вам и примете ли вы меня, ес­ли я открою вам свои страхи, сомнения и несовершенство? Может я покажусь вам слабым, отвратительным и худшим в определенном смысле?" (Bates, 1993).

Необходимость акцептации и принадлежности является также элементом гипнотического процесса. Избегать конфронтации с авторитетом, пытаться удовлетворить терапевта (начиная с вызова те­рапевтических эффектов и заканчивая связанным вручную свитером), приспосабливаться к его стилю изложения, ценностей и теоретических концепций — это все способы, какими эта необходимость может про­являться в терапевтическом контакте. Как раз в таком случае награж­дающая власть становится важной силой в целом терапевтическом процессе.

ОЖИДАНИЯ

Существенное влияние на наш опыт производят ожидания, что было многократно продемонстрировано и снабжено различными названиями. Чаще всего используется термин "самоисполняющееся предсказание", указывающий на большую вероятность возникновения

того, чего мы ждем и более низкие шансы того чего мы не ждем (мы бессознательно подстраиваем поведение к собственным ожиданиям).

Представления, какие имеет данный человек о своем буду­щем, управляют его настоящим поведением. Чем больше вовлечены его эмоции, тем больше вероятность испытать то что он предвидит (Сое, 1993;Torem, 1992; Zeig, Rennick, 1991).

НЕОБХОДИМОСТЬ ВНУТРЕННЕЙ ГАРМОНИИ

Обычно мы стараемся в своей жизни упорядочить хаос и урегулировать противоположности, пропуская противоречивую ин­формацию или интерпретируя ее только когда она будет соответствен­но упорядочена. Когда мы встречаемся с чем-то новым или двусмыс­ленной ситуацией, мы ощущаем себя неуверенно, и ищем совета у других. Чем лучше полученное объяснение соответствует нашим лич­ным нуждам, тем легче и глубже мы его усваиваем (Festinger, 1957; Sherman, 1988).

Необходимость когнитивной конгруэнтности может про­явиться, например, в виде ожидания конкретной пользы от получен­ной за деньги профессиональной помощи. Инвестируя во что-то день­ги, надежду и время, мы отчаянно желаем, что нам это хоть немного оплатится. У нас может возникнуть необходимость оправдать собст­венные "расходы", обращая поражение в выигрыш, обеспечивая тем самым себе психический комфорт. Необходимость такого типа явно проявляется у людей, покупающих ненужные вещи, единственная ценность которых ограничивается надеждами, в них заложенными.

Если клиент, считает себя безнадежным случаем и очень хо­чет это доказать, необходимо принять во внимание его ожидания и по­требность в когнитивной конгруэнтности. Идеальным примером будет человек, посетивший всех терапевтов в городе и гордящийся собст­венной неспособностью принять помощь (Schoen, 1993).

ИТОГ

Нет жестких правил какого типа коммуникация воздействует лучше всего. То что подходит одним, на других вообще не действует. Одни ищут помощи у профессионалов, другие предпочитают просить совета у соседа или друга. Одним нужна точная инструкция поведения,

другие стараются найти выход сами. Некоторые лучше реагируют, ко­гда на пути к цели им предстоит бороться с некими преградами (на­пример терапевт с большой очередью ожидающих, может вначале стать источником раздражения для клиента, но когда визит наконец завершится успехом, терапевт будет признан лучшим специалистом, чем является им на самом деле). Другие, в свою очередь, вообще и не подумают принять условия (если визита к терапевту приходиться дол­го ждать, они обратятся к другому). Некоторым нужны объективные доказательства для всего, с чем они сталкиваются, другие не доверяют научным методам, которые пропагандируются их терапевтами. В си­туации внутреннего смятения некоторые люди становятся доступными для чужих идей и интерпретаций, другие же замыкаются в себе, пыта­ясь сами решить свои проблемы (даже пользуясь неверной информа­цией).

Терапевт, желающий благотворно воздействовать на клиен­тов, должен распознать, в какой момент (вопрос не в том произойдет ли это вообще) клиент станет податливым внушению (большинство все таки поддается внушению). Узнать желания клиента и выбрать наиболее приемлемый способ, чтобы войти к нему в доверие, и есть процесс установления контакта, заключение договоренности. Это про­исходит когда клиент чувствует, что его переживания встречают по­нимание и эмпатию (Betrand, 1989; Gfeller, 1993; Kirsch, 1992; Sheehan, 1991

ЛИТЕРАТУРА

Aronson, E. (1992). The social animal. San Francisco: W.H. Freeman.

Barber, J. (1991). The locksmith model: Accessing hypnotic responsive­ness. W: S. Lynn, J. Rhue (red.), Theories of hypnosis: Current models and per­spectives (s. 241-247). New York: Guilford.

Bates, B. (1993). Individual differences in response to hypnosis. W: J. Rhue, S. Lynn, I. Kirsch (red.), Handbook of clinical hypnosis (s. 23-54). Wash­ington, DC: American Psychological Association.

Bertrand, L. (1989). The assessment and modification of hypnotic suscep­tibility. W: N. Spanos, J. Chaves (red.), Hypnosis: The cognitive-behavioral per­spective (s. 18-31). Buffalo, New York: Prometheus Books.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.