КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение в гипноз 2 страница
В гипнозе и психотерапии существует определенный парадокс Джей Хейли описывает его с точки зрения гипнотизера, противоречивым выражением "Я могу вас загипнотизировать только если вы сами себя загипнотизируете я смогу вам помочь только если вы сами себе поможете" Эта идея подчеркивает ответственность самого клиента и его контроль, которым он может поделиться с терапевтом Когда я говорю "Пожалуйста, я даю вам контроль над собой", то кто на самом деле кого контролирует^ Если это я, то единственное чем я занимаюсь это воздерживаюсь от принятия решений, подстраиваясь к вашим выборам Я однако оставляю свободу возвращения к выбору, всегда когда мне приходится или я хочу решать Исправление ошибочных представлений о гипнозе рассеивают страх и неуверенность клиента, поддерживая создание реали- стических ожиданий. Нереальные ожидания, как связанные с абсурдными желаниями о том чтобы гипноз по мановению волшебной палочки моментально решил сложнейшие проблемы, так и противоположные им, опирающиеся на убеждении о безнадежности этого дела, могут существенно понизить успешность терапии. Препятствий такого рода можно избегнуть, снабжая клиента соответствующей информацией и получая его сознательное согласие на лечение (Kroger, 1977; Spiegel, Spiegel, 1987). Далее в этой главе описаны чаще всего встречающиеся ошибочные взгляды на клинический гипноз. Когда вы ближе познакомитесь с гипнозом, у вас почти автоматически начнется исправление этих фальшивых взглядов. Вас удивит то, как много людей, а также и гипнотизеров, находятся под их влиянием. ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ГИПНОЗ ВЫЗЫВАЕТСЯ СИЛОЙ ГИПНОТИЗЕРА В клинической практике гипнотизер может использовать способность входить в контакт, чтобы оправдать принятие внушения клиентом, но у него нет над ним контроля, выходящего за рамки того, на какой позволяет сам гипнотизируемый. Если вы позволяете кому - либо провести себя по внушаемым переживаниям, то кто в этом случае кого контролирует? Гипнотизер может управлять ощущениями клиента, но лишь в той степени в какой последний, позволит это делать. Ясно видно что контакт терапевта и клиента опирается на взаимном доверии (Gilligan, 1987; Stanton, 1985). ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ЗАГИПНОТИЗИРОВАТЬ МОЖНО ЛИШЬ ЛЮДЕЙ ОПРЕДЕЛЕННОГО ТИПА Некоторых людей труднее ввести в гипнотическое состояние нежели других, однако не столько из за их меньшей податливости индукции, сколько из за того что они боятся потерять контроль, трудностей распознания неясных внутренних состояний типа напряжения или расслабления, боязни грядущих перемен, сознания наличия не сопутствующих факторов и т.д. Определение и решение конкретной проблемы обычно приводит к тому, что личность "трудная" для введения в гипноз, превращается в человека которого можно ввести в это состояние относительно легко (Araoz, 1985; Barber 1980). ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ГИПНОЗУ ПОДВЕРЖЕНЫ ЛИШЬ СЛАБОВОЛЬНЫЕ ЛЮДИ Если практически все регулярно и спонтанно входят в состояние гипноза, то не существует правдоподобных оснований утверждать, что податливость гипнозу связана с конкретными чертами характера. Этот ошибочный взгляд связан, с созданным Свен-гали образом всесильного гипнотизера: он основан на убеждении, что если гипнотизер контролирует кого-то, то такой человек частично или полностью теряет свою волю (Weitzenhoffer, 1989). ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ЕСЛИ КТО-ТО ОДНАЖДЫ ПОДВЕРГСЯ ГИПНОЗУ, ТО БОЛЬШЕ НЕ В СОСТОЯНИИ УСТОЯТЬ ПЕРЕД НИМ Эта точка зрения опирается на убеждении о том, что гипнотизер контролирует волю гипнотизируемого. И поэтому если раз "вы поддались власти гипнотизера", то теперь всегда будете в его власти. Конечно это весьма далеко от правды, поскольку процесс гипноза является интеракцией, в которой два человека сотрудничают, с целью достижения желаемого терапевтического эффекта. Если клиент по каким-то причинам не пожелает поддаться гипнозу, то его невозможно ввести в гипнотическое состояние. Гипнотический процесс полностью зависим от конкретных обстоятельств. Даже более всего податливые гипнозу клиенты могут отказаться принять внушение гипнотизера, если захотят этого. Прежний опыт гипноза, хороший или плохой, сам по себе не является определяющим фактором для вхождения в гипноз. Основные переменные влияющие на результат индукции, это связанный с конкретной ситуацией вопрос коммуникации и взаимной зависимости (Barber 1991; Diamond, 1987). ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ЗАГИПНОТИЗИРОВАННЫЙ МОЖЕТ ГОВОРИТЬ ИЛИ ДЕЛАТЬ НЕЧТО ПРОТИВ СВОЕЙ ВОЛИ Это одна из наиболее оспариваемых проблем в гипнозе. Влиять на людей помимо их воли возможно. Безусловно людьми можно манипулировать, так что они будут делать вещи, кажущиеся противоречивыми их убеждениям и позициям. Короче говоря: промывание мозгов и другие подобного рода, достойные сожаления способы воздействия на других, возможны. Однако во время терапевтических сессий, обычно не возникают условия, необходимые для возникновения столь мощного воздействия. Другими словами, контроль над кем-то возможен лишь в определенных условиях, которыми не являются элементы гипноза и они далеки от применения, согласно этике, пропагандируемой в этой книге (Weitzenhoffer, 1989). ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ГИПНОЗ МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНЫМ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ Это представление значительным образом поддерживает опасения, связанные с гипнозом. Действительно, страх связанный с применением гипноза имеет причину, но беспокоиться нужно о другом аспекте. Нас должен волновать вопрос, кто практикует такой вид терапии и как он это делает. Гипноз сам по себе не опасен, но некомпетентный или неэтичный терапевт способен навредить своим незнанием человеческого сознания или отсутствием уважения к интегрально-сти личности (Frauman, Lynn, Brentar, 1983; Kleinhauz, Eli, MacHovec, 1986). Если мы говорим о потенциальном эмоциональном вреде, то гипноз сам по себе его не вызывает. Проблемы этого типа возникают из тем, поднимаемых во время терапевтических сессий или же это результат неудачного ведения клиента терапевтом. Те же самые обстоятельства могут возникнуть в любом союзе, целью которого является помощь, когда одна из сторон, находящаяся в трудной ситуации ищет утешения. Не осознающий или недоученный терапевт может по недосмотру (редко, если вообще это возможно, намеренно) сделать ошибку, давая обещания, которые невозможно выполнить, неверно диагностировать проблему или ее причины, или не делать вообще ничего, растрачивая лишь время и деньги клиента. Другая сторона медали и аргумент в пользу того, чтобы поднимать квалификацию использования гипнотических техник, это значительная эмоциональная польза, которую может дать успешный гипноз. Благодаря возможности усиления самоконтроля и того что из этого следует, укрепления уверенности в себе, гипноз может стать мощным средством, служащим решению эмоциональных проблем и улучшению психического самочувствия. Ключевое значение имеют соответствующие навыки терапевта и его знания, поскольку нет сомнений в том, что все то что помогает, может и навредить. ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ГИПНОТИЗЕРА НЕИЗБЕЖНА Гипноз как терапевтический инструмент благоприятствует созданию разного рода зависимостей, по уровню не больших, нежели другие клинические средства, такие как бихевиоральный контракт, психоаналитические свободные ассоциации или тестирование уровня интеллекта. Каждый из нас, до определенной степени, нуждается в зависимости. В большей или меньшей степени мы все зависим от других, в вопросах, которые мы признаем важными для своего благополучия. Люди ищут помощи терапевта, прежде всего когда страдают и становятся податливыми к травмам. Они рассчитывают в этом случае на его помощь и опеку, надеясь получить утешение. Терапевт знает, что основной целью лечения должна быть помощь, данному человеку вернуть доверие к себе и обрести независимость. Гипноз абсолютно не должен углублять чувство зависимости от других, заставляя клиента видеть в терапевте источник решения всех своих жизненных трудностей. Правильное применение гипноза помогает клиентам в трудной ситуации обратиться внутрь себя, используя приобретенный в течении жизни опыт в терапевтических целях. Согласно этим целям (обретение независимости и использование внутренней силы) построено обучение клиента самогипнозу (Alman, Lambrou, 1992; Fromm, Kahn, 1990; Sanders, 1991; Simpkins, Simpkins, 1991). Согласно пословице: "Если вы даете человеку рыбу, вы предлагаете ему обед, если вы учите его ловить рыбу, то обеспечите его средством к существованию", обучение самогипнозу позволяет соз- дать механизм аутокоррекции, убеждающий клиентов в том, что они на самом деле обрели больший контроль над своей жизнью. А это убеждает терапевта в том что он хорошо справился со своей работой. ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ИЗ СОСТОЯНИЯ ГИПНОЗА МОЖНО НЕ ВЫЙТИ Гипноз это состояние концентрации внимания, направленное внутрь или наружу. Его контролирует клиент, который может инициировать или прервать этот опыт в любой момент (Kirsch, Lynn, Rhue, 1993; Watkins, 1986). ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ВО ВРЕМЯ ГИПНОТИЧЕСКОГО ТРАНСА ЧЕЛОВЕК СПИТ ИЛИ НАХОДИТСЯ БЕЗ СОЗНАНИЯ Гипноз не является сном! Введение в состояние гипноза напоминает сон с физической стороны (понижается активность, расслабляется мышечное напряжение, дыхание успокаивается и т.д.), но с психической стороны клиент, несмотря на расслабление, остается бодрствующим. Даже в глубоких стадиях гипноза остается определенное понимание происходящего (Weitzenhoffer, 1989). В случае спонтанных гипнотических состояний, факт наличия недремлющего сознания еще более заметен, поскольку физическое расслабление в этом случае может совершенно не наступить. Поскольку гипноз не является сном и клиент даже в глубоком гипнозе сохраняет, до определенной степени ориентацию в окружающей реальности, терапевт не должен пользоваться такими оборотами, как: "Засните глубже". ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ГИПНОЗ ВСЕГДА ТРЕБУЕТ МОНОТОННОГО РИТУАЛА ИНДУКЦИИ Рассматривая коммуникационные аспекты гипноза, вы поймете что определенный его тип возникает всегда, когда клиент концентрирует внимание на идеях и чувствах, стимулируемых кон- тактом с терапевтом. Пока ваше внимание направлено внутрь и абсорбировано неким субъективным опытом, или наружу и сконцентрировано на внешних раздражителях (которые в свою очередь ведут к внутренним переживаниям), вы находитесь в определенной степени в состоянии гипноза. Формальная индукция не является необходимым условием возникновения гипнотического состояния. Различные классические гипнотические явления возникают обычно вне формального гипнотического переживания, в нормальных условиях (Kirsch, Council, 1992). Коммуникация вызывает условные реакции и используется, будь это в форме монотонной ритуальной индукции или спонтанной фразы, способна влиять на переживания людей, и вследствие вызывает гипнотический эффект. ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ЧТОБЫ ВОЙТИ В ГИПНОТИЧЕСКИЙ ТРАНС НЕОБХОДИМО РАССЛАБИТЬСЯ Гипноз был описан как состояние концентрации внимания, сила которого колеблется в зависимости от индивидуальных черт данного человека и других условий. Ранее я уже упоминал концепцию того, что гипнотическое состояние может возникнуть спонтанно в период беседы, чтения и в других неисчислимых ситуациях, связанных с концентрацией внимания. Таким образом, можно находиться в состоянии напряжения и даже глубокой неуверенности, все же оставаясь сконцентрированным, с вниманием, просто прикованным к чему-то. Физическое расслабление не является поэтому обязательным условием для гипноза (Banyai, Zseni, Tury, 1993; Mallot, 1984). ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ГИПНОЗ ЭТО ТЕРАПИЯ Гипноз это не терапия. Это скорее терапевтический инструмент, который можно использовать бесконечно большим числом способов. Гипноз нельзя ставить в один ряд ни с одной из областей, практической или теоретической. В широком понимании это часть любого вида терапии и в этом смысле это составляющая каждого воздействия, в рамках которого один человек входит в контакт с другим и влияет на него (Kirsch, Lynn, Rhue, 1993, Lankton, 1982) ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: БЛАГОДАРЯ ГИПНОЗУ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ВСПОМНИТЬ ВСЕ, ЧТО С НИМ КОГДА-ЛИБО СЛУЧАЛОСЬ Терапевт должен понимать, как работает память, чтобы успешно применять этот важнейший аспект функционирования личности Сознание часто сравнивают с компьютером, где каждое воспоминание старательно сохраняется и в случае необходимости его можно извлечь Такая компьютерная метафора не кажется мне верной Мозг не работает по принципу простого поглощения ощущений и хранения их в неизмененной форме, готовых к позднейшему извлечению. Собственно, информация в памяти хранится так, как она была воспринята, поэтому она подвержена такой же деформации, что и восприятия Люди могут "помнить" события, которые никогда не происходили, сохраняя в памяти лишь отдельные фрагменты переживаний, или же различные части и обломки многих воспоминаний объединить в одно фальшивое (McCokey, 1992, Orne, 1984, Yapko, 1994) Эта тема сейчас находится в центре внимания горячей дискуссии, разделившей среду психиатров и психологов Я опишу ее в одной из дальнейших глав ИТОГ Ваши представления о гипнозе и сознании определяют ваши ограничения в применении гипнотических техник и в результате переносятся на клиентов Поэтому, чтобы упорядочить свои взгляды на гипноз, необходимо старательно обдумать подход к нему, как к инструменту лечения и прочесть доступную литературу ЛИТЕРАТУРА Alman, В, Lambrou, P (1992) Self hypnosis The complete manual for health an self-change New York Brunner/Mazel Araoz, D (1985) The new hypnosis, New York Brunner/Mazel Banyai, E, Zseni, A, Tury, F (1983) Active alert hypnosis in psychotherapy W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red), Handbook of clinical hypnosis, (s 271-290) Washington, DC American Psychological Association Barber, J (1980) Hypnosis and the unhypnotizable American Journal of Clinical Hypnosis, 23, 49 Baber, J (1991) The locksmith model Accessing hypnotic responsiveness W S Lynn, J Rhue (red) Theories of hypnosis Current models and perspectives, (s 241-274) New York Guillford Diamond, M (1987) The interactional basis of hypnotic experience On the relational dimensions of hypnosis Internation Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 35 95-115 Enckson, M, Rossi, E (1979) Hypnotherapy An exploratory casebook New York Irvington Fraumann, D, Lynn S, Brentar, J (1983) Prevention and therapeutic management of „negative effects in hypnotherapy W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red), Handbook of clinical hypnosis Washington, DC American Psychological Association Fromm, E, Kahn, S (1990) Self-hypnosis The Chicago paradigm New Yoik Guilford Gilhgan, S (1982) Encksonian approaches to clinical hypnosis W J Zeig (red), Encksonian approaches to hypnosis and psychotherapy, (s 87-103) New Yoik Brunner/Mazel Gilhgan S (1987) Theiapeutic trances The cooperation principle in Encksonian hypnotherapy New York Brunner/Mazel Golden W (1986) Another view of choosing inductions W В Zilber-geld, M Enckson, D Araoz (red), Hypnosis Questions and answers (s 110-117) New York Norton Grinder, J, Bandler, R (1981) Trance-formations Neuro-Linguistic Programming and the structure of hypnosis, Moab, UT Real People Press Haley, J (1963) Strategies of psychotherapy New York Grune & Strat-ton Kirch, I, Council, J (1992) Situational and personality correlates of hypnotic responsi-veness W E Fromm, M Nash (red), Contemporary hypnosis re-seaich(s 267-291) New York Guilrord Kirsch I, Lynn, S, Rhue, J (1993) Introduction to clinical hypnosis, handbook of clinical hypnosis W J Rhue, S, Lynn, I Kirsch (red), Handbook of clinical hypnosis (s 322) Washington, DC American Psychological Association Kleinhaus, M, Eli, I (1987) Potential deleterious effects of hypnosis in the clinical setting Amencan Journal of Clinical Hypnosis 29, 3,155-159 Kroger, W (1977) Clinical and experimental hypnosis Philadelphia Lippnincott Langton, S (1982) The occurence and use of trance phenomena in non-hypnotic therapies W J Zeig (red), Encksonian approaches to hypnosis and psychotherapy (s 101-112) New York Brunner/Mazel MacHovec, F (1986) Hypnosis complications Prevention and risk management Springfield, IL С С Thomas Malott, J (1984) Active-alert hypnosis Replication and extension of previous research Journal of Abnormal Psychology, 93, 246-249 McConkey, К (1992) The effects of hypnotic procedures on remembering The experimental findings and their implication for forensic hypnosis W E Fromm, M Nash (red), Contemporary hypnosis research (s 405-426) New York Guilford Orne, M (1984) The use and misuse of hypnosis in court W W Wester, A Smith (red) Clinical hypnosis A mulndisciplinary approach (s 497-524) Philadelphia Lippin-cott Sanders, S (1991) Clinical self-hypnosis The power of words and images New York Guilford Simpkins, С, Simpkins, A (1991) Principles of self-hypnosis Pathways to the unconscious New York Irvington Spiegel, H, Spiegel, D (1987) Trance and treatment Clinical uses of hypnosis Washington, DC American Psychiatric Press Stanton, H (1985) Permissive vs authontatnan approaches in clinical and experimental settings W J Zeig (red), Encksonian psychotherapy, t 1, Structures (■& 293-304) New York Brunner/Mazel Watkins, H (1986) Handling a patient who doesnt come of trance W В Zilbergeld, M Edelstein, D Araoz (red), Hypnosis Questions and answers (s 445— 447) New York Norton Weitzenhorfer, A (1989) The practice of hypnotism (t 12) New York Wiley Yapko, M (1994) Suggestions of abuse True and false memories of childhood sexual tiauma New York Simon and Schuster Глава 5 ГИПНОЗ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ То, какая концепция гипноза принимается, принципиальным образом влияет на ее позднейшее использование. В течении последних десятилетий появилось множество объяснений, противоречивой и таинственной силы, именуемой гипнозом. Каждая из совершенствуемых годами теорий, может быть применена для описания одного или большего числа аспектов этого явления, но ни одна из них не в состоянии представить его во всей полноте Ниже я представлю наиболее известные попытки описать процессы и ощущения во время гипнотического переживания. 1. Гипноз как диссоциация личности. Принципом этой теории является наличие множества когнитивных подсистем, которыми в нормальных условиях управляет центральная структура контроля Во время гипноза эти, обычно объединенные подсистемы разделяются в различной степени, что приводит к тому что они становятся способными к независимой, многоуровневой реакции на внушение гипнотизера (Bowers, Dawidson, 1991; Ewans, 1991, Hilgard, 1977, 1979, 1986, 1991) 2. Гипноз как психологическая регрессия. Такой взгляд на гипноз характеризует его как специфическую форму психологической регрессии, состоящей в задействовании более примитивного процесса первичного мышления и усиления явления переноса относительно гипнотизера, как практически архетипического — то есть родительского авторитета (Fromm, 1992; Nash, 1987). 3. Гипноз как расслабление. Расслабление принимается за источник, из которого происходят все гипнотические явления, такие как регрессия и диссоциация (Edmonston, 1977, 1981, 1991). 4. Гипноз как явление социально-познавательное. В этом подходе гипноз не является специфическим или исключительным опытом Его определяют лишь через социальный контекст, в кото- ром он возникает, и поведение людей, проявляющих реакции, принимаемые за гипнотические и ими самими так определяемые (Kirsch, 1991; Spanos, 1991a, 1991b, Wagstaff, 1991). 5. Гипноз как пассивное состояние. Здесь позиция клиента принимается как пассивная. Такая теория является основой авторитарного подхода большинства традиционных терапевтов. Клиентом, принимающим пассивную позицию считается тот, который позволяет терапевту управлять своим опытом, лишь незначительно проявляя собственную волю или не проявляя ее вообще. От клиента требуется наиболее полно поддаться терапевту, и тем самым играть роль второго плана. Он, в принципе, считается пассивным приемником авторитарного внушения терапевта. Неспособность клиента удовлетворить желания терапевта, относительно реакции на непосредственное внушение, принимается в данной модели за "сопротивление" (Weitzenhoffer, 1989). 6. Гипноз как исполнение роли. Неуверенность, в существовании состояния, именуемого гипнозом, провоцирует различные сомнения и спекуляции. Записи мозговых волн, анализы биохимических изменений, происходящих в организме и объективная регистрация активности нервной системы оказываются, в лучшем случае, мало практичными, при попытках определить это явление. Гипноз — состояние, по своей природе, крайне субъективное и до данного момента противостоит объективным измерениям. Поэтому некоторые теоретики (Сое, Sarbin, 1991; Sarbin, Сое, 1972) создали подробную, социально-когнитивную точку зрения, приняв, что гипноза — как специфического и измененного состояния сознания — не существует. По их мнению оно имеет место лишь тогда, когда кто-нибудь соглашается сыграть соответствующую роль. Другими словами, клиент не входит в состояние сознания, существенно отличающееся от обычного, а всего лишь играет роль, ведя себя так, как должна себя вести и выглядеть загипнотизированная личность и на этом основании исполняет внушения гипнотизера. (Япко деформировал здесь идею Сарбина и Кое. Они интерпретируют гипноз, не как role playing (играть роль), а как role taking (войти в роль). Играть роль напоминает притворство, но здесь не это имеется в виду. Прим. переводчика). Эта концепция была подкреплена результатами исследований, в которых участвовала группа людей, проинструктированых вести себя так, как будто они загипнотизированы. Далее этих людей смешали с группой, действительно загипнотизированных. 7. Гипноз как измененное состояние сознания. Состояние гипноза иногда также признается измененным состоянием сознания (Fromm, 1992; Tart, 1969). С такой перспективы гипноз принимается за состояние исключительное и отличное от "нормального" состояния сознания, искусственным путем создаваемое при помощи индукции, которая концентрирует внимание гипнотизируемого на внушениях, изменяя его феноменологический опыт. Такая позиция обрела популярность благодаря признанию того, что во время гипноза человек может испытать состояние, остающееся вне области его обычных возможностей. Идея измененного состояния сознания допускает такую возможность, учитывая также изменяемость результатов, получаемых в экспериментах на гипнотическую податливость. Таким образом, ключевой вопрос таков: если гипноз это измененное состояние сознания, то измененным по отношению к чему оно является? Состояние возникающее из формальной гипнотической интеракции, когда загипнотизированный воспринимает свое тело одеревеневшим, не является обычным. Конечно что-то изменилось но что и как — остается секретом. Мы уже отметили, что попытки объективно утверждать, на химическом и электрическом уровнях, о существовании гипнотического состояния оказались полной неудачей, в связи с этим отдельные исследователи начали говорить о естественном, бытовом, повседневном измерении гипнотических явлений (Erickson, Rossi, 1979; Zeig, 1991). 8. Взгляд на гипноз с точки зрения анализа реальности. Использование обратной связи между чувствами и нашим контактом с внешним миром это процесс, обычно называемый "тестированием реальности". В основном он настолько неосознан, что принимается нами как обычная вещь. Сторонники этой теории считают, что когда вы входите в состояние гипноза и остаетесь в нем, проходящий непрерывно процесс тестирования реальности, существенно ограничивается. Переставая на определенное время пользоваться обратной связью с миром, человек остается ориентированным лишь на свои внутренние переживания. Характерным для большинства видов гипнотического опы- та является переживание его, концентрируясь внутри себя (хотя возможна также концентрация и на внешних раздражителях), сдерживая объективное тестирование реальности, мы находимся в состоянии принять любую реальность. Внушаемая реальность, как и каждая другая реальность, в какую мы верим, независимо от того является ли она реальной или фальшивой, определяет количество и качество бихевиоральных и эмоциональных реакций (Lynn, Rhue, 1991; Shor, 1959). 9. Слова и опыт, как раздражители вызывающие условную реакцию. Перед вами книга, состоящая из страниц, заполненных черными печатными знаками в различных конфигурациях. Образцы конфигураций формируют то, что распознается вами (после многих лет обучения) как слова. Читая слова в постоянном порядке, слева направо, вы придаете им значения, опираясь на собственный опыт. Выражения, напечатанные на этой странице, абсолютно ничего не будут означать для вас, пока вы не придадите им значения, а они могут возникнуть лишь из вашего опыта добывания знаний о том, что эти слова означают. Здесь основным является факт того, что придавая словам значения, вы используете свой индивидуальный опыт. Таким образом, одно и то же слово неизбежно будет означать различные вещи для разных людей. Эти различия сильнее заметны на примере абстрактных слов. Слова это условные раздражители, представляющие внутренние переживания. Жесты также условные раздражители, приобретающие значения в процессе учебы. Слова и жесты имеют те значения, которые выучил данный человек. Таким образом, носителем значения является человек, не слово. Каждая личность это индивидуальность, контактирующая лишь ей свойственным образом. Поэтому успешная гипнотическая коммуникация позволяет интерпретировать то, что внушает терапевт и собственным неповторимым образом реагировать на это (Bandler, Grinder, 1975, 1979; Grinder, Bandler, 1976; Lankton, 1979). 10. Гипноз как результат взаимного воздействия. В традиционных методах гипноза индукция была чем-то что гипнотизер "применял" к гипнотизируемому. В стандартном, неиндивидуа-лизированном подходе клиент вводил себя в гипноз, реагируя на безличностный характер внушений гипнотизера. Однако в подходе, ориентированном на сотрудничество, терапевт и кли- ент совместно несут ответственность за гипнотический опыт, в том смысле, что оба должны внимательно реагировать друг на друга. Терапевт должен быть чувствительным к нуждам клиента, подстраивая свой подход под него, так чтобы клиент реагировал на внушаемую возможность перемен. В связи с этим обе стороны взаимозависимы. Одна подчинена другой, и в то же время парадоксально является еще и проводником (Erickson, Rossi, 1979; Erickson, Rossi, Rossi 1976; Zeig, 1991). В концепции интеракции подчеркивается, что терапевт должен подстроиться к клиенту и уважать его. Эти факторы, однако не являются необходимыми, для возникновения гипноза. Эстрадного гипнотизера ничего не объединяет с участниками спектакля. Наверняка здесь также нельзя говорить о его деликатности и особой чувствительности к их неповторимым чертам характера и личности. 11. Биологический подход к гипнозу. Тесный контакт между сознанием и телом хорошо заметный во взаимоотношениях, основанных на гипнозе, привел к возникновению теории о биологической основе гипноза. Шпигель и Шпигель (1987) за основу гипнотической податливости приняли качество контакта между полушариями мозга. Росси (1982, 1991) пришел к выводу, что естественный биологический цикл попеременной концентрации внимания и его спада (ультрасуточный ритм), физиологически наступающий каждые от 90 до 150 минут, входит в состав суточного цикла функционирования организма (известного под названием околосуточного ритма). Ультрасуточный ритм был признан, здесь, биологической основой гипнотического состояния. Вацлавик (1978) описал гипноз как результат асимметрии полушарий мозга, имея в виду, что гипнотическая индукция ведет к ослаблению левого полушария мозга (ответственного за рациональное мышление), заставляя исполнять доминирующую роль правое полушарие (ответственное за впечатления и интуитивные процессы). ЛИТЕРАТУРА Bandler, R., Grinder, J. (1975). The structure of magic (t. 1). Palo Alto. CA: Science and Behavior Books. Bandler, R, Grinder, J (1979) Frogs into princes, Moab, UT Real Peo pie Press Bowers, K, Davidson, T (1991) A neodissociative critique of Spanos so cial-psychological model of hypnosis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Cur tent models and perspectives (s 105-143) New York Guilford Сое W, Sarbin, T (1991) Role theory Hypnosis from a dramaturgical and narrational perspective W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Cur rent models and prospechves (s 303-323) New York Guilford Edmonston, W (1977) Neutral hypnosis as relaxation, American Journal of Clinical Hypnosis, 20, 69-75 Edmonston, W (1981) Hypnosis and relaxation Modern verification о fan old equation New York Wiley Edmonston, W (1991) Anesis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Cut rent models and perspectives (s 197-237) New York Guilford Enckson, M, Rossi, E (1979) Hypnotherapy An exploratory casebook New York Irvington Enckson, M, Rossi, E, Rossi S (1976) Hypnotic realities The induction of clinical hypnosis and forms of indirect suggestion New York Irvington
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |