Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реагирование




           
   
 
   
мероприятия по достижению целей, ресурсы, план развития, бюджет предприятия на год
 
 

 

 


Рис. 2. Схема взаимосвязи долгосрочного, текущего и оперативного планов

 

 

результаты деятельности предприятия; составляется нормативный план;

определяется ситуация перехода к данному плану и четко устанавливается «точка переключения».

Ситуационное планирование позволяет быстро действовать в неблагоприятной ситуации, т.к. фирма к ней готовилась заранее.

Уровневое прогнозирование — это предсказание уровней объема производства и прибыли по трем точкам: максимальной, вероятной и минимальной. Для целей планирования выбираются два основных фактора (например, вариант развития рынка и собственная доля рынка), затем рассматривается их сочетание в каждой комбинации. Наиболее вероятный вариант является основой нормативного плана.

Уровневое прогнозирование увеличивает число стратегических

альтернатив, выявляет факторы, ведущие к минимизации показателей, поэтому появляется возможность разработать ситуационные планы для предотвращения снижения значения показателей ниже ожидаемого среднего уровня.

Наибольшее распространение ситуационное планирование и уровневое прогнозирование получили в японских корпорациях.

В зависимости от степени неопределенности плановой деятельности системы планирования в организации можно разделить на два типа: детерминированные системы и вероятностные (стохастические) системы.

Детерминированные системы планирования формируются в полностью предсказуемой среде, поэтому не имеют недостатка в информации и имеют полную определенность.

Вероятностные системы планирования предполагают недостаток определенности во внешней среде и нехватку информации. Поэтому они не дают полной предсказуемости результата.

Следует заметить, что планирование на уровне предприятия в целом осуществляется в условиях неопределенности, поэтому зачастую является вероятностным. А планирование на уровне структурных подразделений, напротив, обладает высокой определенностью и точностью в предвидении результатов.

 

1.6. Бизнес-план: типы, порядок разработки

Бизнес-план — это качественно новый уровень хозяйственной деятельности предприятия, мощный инструмент, с помощью которого можно контролировать производство и управлять им. Это документ, представляющий результат комплексного исследования всех сторон производственной и коммерческой деятельности пред­приятия.

Бизнес-план — это план создания и развития нового предприятия или стратегического хозяйственного подразделения для нового вида деятельности на существующем предприятии. Обычно бизнес-план представляет инвестиционный проект, проект вложения средств в какое-либо коммерческое мероприятие.

Цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Бизнес-план служит обоснованием, необходимым для привлечения инвестиций. Бизнес-планирование дает возможность:

• оценить жизнеспособность и устойчивость предприятия, снизить риск предпринимательской деятельности;

• конкретизировать перспективы деятельности на основе системы количественных и качественных показателей развития;

• создать основу для привлечения внимания, интереса и поддержки со стороны потенциальных инвесторов;

• получить первоначальный опыт планирования нового вида деятельности и сформировать перспективные представления о нем;

• сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения;

• определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

• оценить производственные и непроизводственные издержки;

• определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, стимулированию продаж, ценообразованию и т.п.;

• оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям до­стижения поставленных целей.

В практике планирования выделяют несколько типов бизнес-планов в зависимости от круга задач, решаемых предприятием. Можно выделить четыре типа бизнес-планов.

1. Производственный (внутренний) бизнес-план — необходим для планирования и прогнозирования деятельности пред­приятия: определения целей развития в предстоящем плановом периоде; решения проблем, с которыми предприятие сталкивается при реализации своих целей, и определения путей их пре­одоления с наименьшими затратами. Производственный бизнес-план позволяет убедиться, что все тщательно спланировано и целесообразно в финансовом, материальном обеспечении, а так­же трудовых отношениях с учетом прошлой деятельности и конъюнктуры рынка.

2. Инвестиционный бизнес-план — инструмент для привлече­ния инвесторов. Он предусматривает создание нового производства, изменение технологии, т.е. всего связанного с такой эконо­мической категорией, как инвестиции (капитальные вложения). В инвестиционном плане должны быть максимально учтены глав­ные

3. Бизнес-план, учитывающий интересы кредиторов - обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользование им. Многие банки, инвестиционные структуры разработали соответствующие стандарты, формы инвестиционных бизнес-планов.

4. Бизнес-план финансового оздоровления — составляется по предприятию, находящемуся в состоянии неплатежеспособности и предполагает финансовое оздоровление предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления его имуществом. Этот бизнес-план проходит достаточно длительный и сложный период согла­сования с кредиторами, с собственниками неплатежеспособного предприятия. Порядок согласования, структура бизнес-плана и методика его становления разработаны и утверждены федеральным законодательством.

5.Бизнес-план для получения кредитов — в целях пополнения оборотных средств предприятия или реализации проектов разви­тия действующего производства.

Типология бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рис.3.

                                                                               
   
  БИЗНЕС-ПЛАН
 
     
 
   
  ПО ПРЕДПРИЯТИЮ
 
ПО БИЗНЕС-ЛИНИЯМ (ПРОДУКЦИЯ, РАБОТЫ, УСЛУГИ, ТЕХНИЧЕСКИЕ РШЕНИЯ)
 
 
     
       
 
 
   
НОВОМУ
 
ДЕЙСТВУЮЩЕМУ
 
   
     
 
 
   
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
 
РАЗВИТИЕ  
       
 
     
 
 
   
ВСЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ
 
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ


Рис. 3. Типология бизнес-планов по объектам бизнеса

 

Таким образом, бизнес-планы разрабатываются в разных мо­дификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (про­дукция, работы, услуги, в целом по предприятию (новому или уже действующему). Бизнес-план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовое оздоровление. Также может планироваться деятельность всего пред­приятия или его отдельного подразделения.

В бизнес-плане обосновываются:

• общие и специфические детали функционирования предпри­ятия в условиях рынка;

• выбор стратегии и тактики конкуренции;

• оценка финансовых, материальных трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

Бизнес-план дает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможных прибылях, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения. Бизнес-план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, формы собственности и организационно-правовой формы компании. В нем решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприя­тия, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими фирмами и организациями.

Заказчиками бизнес-планов являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес-плане. Разработчиками бизнес-плана выступают фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, в проектировании, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты. Производственный (внутренний) бизнес-план разрабатывается предприятием самостоятельно.

Конкретный набор разделов бизнес-плана определяется прежде всего масштабами производства на предприятии и сферой его деятельности. Однако независимо от этих критериев производственный бизнес-план должен включать: цели составления, характеристику предприятия, учет внутренних и внешних рыночных факторов, потребности в трудовых, материально-технических и финансовых ресурсах.

Особенность производственного бизнес-плана в том, что это продукт внутренней планово-управленческой деятельности руководства предприятия, специальный инструмент менеджмента, используемый в рыночной экономике на предприятиях любой формы собственности, любой сферы деятельности, любых масштабов производства. Отличаться бизнес-планы могут принципами детализации их отдельных разделов.

Процесс бизнес-планирования можно разбить на две части: разработка проекта бизнес-плана; уточнение бизнес-плана и его утверждение. Но завершение второго этапа не является окончанием работ над этим документом планирования. В течение всего планового периода в производственный бизнес-план вносятся дополнения, уточнения, изменения в связи с прекращением или изменением направления действия как внутренних, так и внешних факторов окружающей экономической сферы. Таким образом, идет постоянная корректировка разделов, показателей бизнес-плана.

В разработке бизнес-планов можно выделить семь этапов.

Первый этап подготовки бизнес-плана включает сбор инфор­мации о требованиях к бизнес-планам в избранной отрасли и мас­штабах деятельности.

Второй этап — определение целей подготовки бизнес-плана с перечнем проблем, которые необходимо решить. С одной стороны, план должен содержать привлекательное для целевого рын­ка коммерческое предложение товаров или услуг; с другой — он должен заинтересовать инвесторов целевого рынка.

Третий этап – точное определение целевых инвесторов. К этому этапу можно приступить, когда внутренние и внешние цели бизнес-плана определены. Инвесторами могут быть отечественные кредитные и международные финансовые организации, занимающиеся финансированием развития, будущие партнеры или акционеры — крупные предприятия и предприниматели, действующие в отрасли или регионе.

Четвертый этап — установление общей структуры создаваемого бизнес-плана. Она может включать: резюме; историю предприятия, если оно уже действует; описание продуктов — товаров и услуг; анализ дел в отрасли, товарных рынков; оценку конку­рентов и выбор конкурентной стратегии; план производства; план маркетинга; организационный план; финансовую оценку рисков; приложения.

Пятый этап — сбор информации, необходимой для разработки каждого раздела плана. На этом этапе может быть необходимо участие экспертов и консультантов (например, специалистов пред­приятия или специализированных организаций). Для сбора ин­формации составляется перечень сведений, необходимых для под­готовки основных разделов плана.

Шестой этап — непосредственное составление бизнес-плана. Как правило, разработка бизнес-плана должна осуществляться под руководством того, кто будет управлять его реализацией, или, в случае небольшого проекта, непосредственно руководителем, предпринимателем. Ему могут помогать консультанты, эксперты.

Седьмой этап может заключаться в проведении предваритель­ной экспертизы плана, после чего он может быть представлен инвесторам или кредиторам.

 

Контрольные вопросы

1. В чем сущность планирования, каковы его цели и задачи?

2.Назовите виды планирования. Чем они разнятся?

3.Почему и в условиях рынка существует планирование?

4.Что дает планирование хозяйствующему субъекту в рыночной эко­номике?

5. В чем преимущество каждого уровня планирования?

6. Что дает государству, предприятию (фирме) индикативное плани­рование?

7. Чем обусловлена необходимость планирования?

8. Какие методы планирования применяют хозяйствующие субъекты?

9. Раскройте смысл принципов планирования.

10.Каково назначение каждого уровня планирования?

11.Какая цель преследуется при уровневом планировании?

12.Что такое бизнес-план? Почему необходимо его составление?

13.Какие разделы включает бизнес-план?

14.Чем отличается бизнес-план от стратегического планирования?

15.Каковы задачи бизнес-плана?

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ

2.1. Работы и операции в планировании

Организация работ по планированию предполагает процесс переработки входа системы планирования в ее выход при достижении целей предприятия (фирмы) [34,с.175].

Рассмотрим компоненты системы планирования.

Вход – это нормативы конкурентоспособности планируемого объекта, необходимые ресурсы, документы, информация.

Выход – планы развития предприятия.

Внешняя среда – факторы макро- и микросреды организации прямо или косвенно влияющие на процесс планирования.

Обратная связь характеризует информацию, поступающую от исполнителя плана к его разработчику.

Процесс планирования – это процесс разработки и принятия управленческих решений в области планирования. Этот процесс составляет внутреннюю структуру системы планирования. Содержание компонентов внутренней структуры системы планирования включает:

1) управляющую подсистему – менеджеров, осуществляющих руководство разработкой планов и организацию их выполнения;

2) управляемую подсистему – это совокупность объектов планирования;

3) научное сопровождение – состоит из научных подходов к планированию, принципов и методов планирования. Качество научного сопровождения является главным фактором обеспечения качества планов;

4) ресурсное, информационное, кадровое, методическое, правовое обеспечение процесса планирования;

5) система стратегических, тактических (текущих) и оперативно календарных планов, отвечающих целям организации.

Процесс разработки плана включает следующие работы:

- изучение проблемы;

- формирование системы планирования;

- уточнение нормативов планируемого объекта с учетом обеспечения конкурентоспособности;

- разработка управленческого планового решения;

- оформление, согласование и утверждение плана;

- доведение плановых заданий до исполнителей;

- координация выполнения плана;

- учет и контроль выполнения плановых заданий;

- стимулирование выполнения плана.

Каждая из этих работ состоит их ряда операций.

Например, операциями по первому этапу работ будут: анализ ситуации на рынке; сравнение эффективности объекта с лучшими мировыми достижениями в данной области; определение расхождения показателей анализируемых объектов; анализ литературных источников, патентного фонда, отчетов о НИР, рекламаций и претензий потребителей; анализ организационно-технического уровня у производителя; формирование направлений развития объекта и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.