КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реагирование
Рис. 2. Схема взаимосвязи долгосрочного, текущего и оперативного планов
результаты деятельности предприятия; составляется нормативный план; определяется ситуация перехода к данному плану и четко устанавливается «точка переключения». Ситуационное планирование позволяет быстро действовать в неблагоприятной ситуации, т.к. фирма к ней готовилась заранее. Уровневое прогнозирование — это предсказание уровней объема производства и прибыли по трем точкам: максимальной, вероятной и минимальной. Для целей планирования выбираются два основных фактора (например, вариант развития рынка и собственная доля рынка), затем рассматривается их сочетание в каждой комбинации. Наиболее вероятный вариант является основой нормативного плана. Уровневое прогнозирование увеличивает число стратегических альтернатив, выявляет факторы, ведущие к минимизации показателей, поэтому появляется возможность разработать ситуационные планы для предотвращения снижения значения показателей ниже ожидаемого среднего уровня. Наибольшее распространение ситуационное планирование и уровневое прогнозирование получили в японских корпорациях. В зависимости от степени неопределенности плановой деятельности системы планирования в организации можно разделить на два типа: детерминированные системы и вероятностные (стохастические) системы. Детерминированные системы планирования формируются в полностью предсказуемой среде, поэтому не имеют недостатка в информации и имеют полную определенность. Вероятностные системы планирования предполагают недостаток определенности во внешней среде и нехватку информации. Поэтому они не дают полной предсказуемости результата. Следует заметить, что планирование на уровне предприятия в целом осуществляется в условиях неопределенности, поэтому зачастую является вероятностным. А планирование на уровне структурных подразделений, напротив, обладает высокой определенностью и точностью в предвидении результатов.
1.6. Бизнес-план: типы, порядок разработки Бизнес-план — это качественно новый уровень хозяйственной деятельности предприятия, мощный инструмент, с помощью которого можно контролировать производство и управлять им. Это документ, представляющий результат комплексного исследования всех сторон производственной и коммерческой деятельности предприятия. Бизнес-план — это план создания и развития нового предприятия или стратегического хозяйственного подразделения для нового вида деятельности на существующем предприятии. Обычно бизнес-план представляет инвестиционный проект, проект вложения средств в какое-либо коммерческое мероприятие. Цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план служит обоснованием, необходимым для привлечения инвестиций. Бизнес-планирование дает возможность: • оценить жизнеспособность и устойчивость предприятия, снизить риск предпринимательской деятельности; • конкретизировать перспективы деятельности на основе системы количественных и качественных показателей развития; • создать основу для привлечения внимания, интереса и поддержки со стороны потенциальных инвесторов; • получить первоначальный опыт планирования нового вида деятельности и сформировать перспективные представления о нем; • сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения; • определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках; • оценить производственные и непроизводственные издержки; • определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, стимулированию продаж, ценообразованию и т.п.; • оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей. В практике планирования выделяют несколько типов бизнес-планов в зависимости от круга задач, решаемых предприятием. Можно выделить четыре типа бизнес-планов. 1. Производственный (внутренний) бизнес-план — необходим для планирования и прогнозирования деятельности предприятия: определения целей развития в предстоящем плановом периоде; решения проблем, с которыми предприятие сталкивается при реализации своих целей, и определения путей их преодоления с наименьшими затратами. Производственный бизнес-план позволяет убедиться, что все тщательно спланировано и целесообразно в финансовом, материальном обеспечении, а также трудовых отношениях с учетом прошлой деятельности и конъюнктуры рынка. 2. Инвестиционный бизнес-план — инструмент для привлечения инвесторов. Он предусматривает создание нового производства, изменение технологии, т.е. всего связанного с такой экономической категорией, как инвестиции (капитальные вложения). В инвестиционном плане должны быть максимально учтены главные 3. Бизнес-план, учитывающий интересы кредиторов - обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользование им. Многие банки, инвестиционные структуры разработали соответствующие стандарты, формы инвестиционных бизнес-планов. 4. Бизнес-план финансового оздоровления — составляется по предприятию, находящемуся в состоянии неплатежеспособности и предполагает финансовое оздоровление предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления его имуществом. Этот бизнес-план проходит достаточно длительный и сложный период согласования с кредиторами, с собственниками неплатежеспособного предприятия. Порядок согласования, структура бизнес-плана и методика его становления разработаны и утверждены федеральным законодательством. 5.Бизнес-план для получения кредитов — в целях пополнения оборотных средств предприятия или реализации проектов развития действующего производства. Типология бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рис.3.
Рис. 3. Типология бизнес-планов по объектам бизнеса
Таким образом, бизнес-планы разрабатываются в разных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, в целом по предприятию (новому или уже действующему). Бизнес-план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовое оздоровление. Также может планироваться деятельность всего предприятия или его отдельного подразделения. В бизнес-плане обосновываются: • общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях рынка; • выбор стратегии и тактики конкуренции; • оценка финансовых, материальных трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия. Бизнес-план дает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможных прибылях, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения. Бизнес-план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, формы собственности и организационно-правовой формы компании. В нем решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятия, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими фирмами и организациями. Заказчиками бизнес-планов являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес-плане. Разработчиками бизнес-плана выступают фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, в проектировании, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты. Производственный (внутренний) бизнес-план разрабатывается предприятием самостоятельно. Конкретный набор разделов бизнес-плана определяется прежде всего масштабами производства на предприятии и сферой его деятельности. Однако независимо от этих критериев производственный бизнес-план должен включать: цели составления, характеристику предприятия, учет внутренних и внешних рыночных факторов, потребности в трудовых, материально-технических и финансовых ресурсах. Особенность производственного бизнес-плана в том, что это продукт внутренней планово-управленческой деятельности руководства предприятия, специальный инструмент менеджмента, используемый в рыночной экономике на предприятиях любой формы собственности, любой сферы деятельности, любых масштабов производства. Отличаться бизнес-планы могут принципами детализации их отдельных разделов. Процесс бизнес-планирования можно разбить на две части: разработка проекта бизнес-плана; уточнение бизнес-плана и его утверждение. Но завершение второго этапа не является окончанием работ над этим документом планирования. В течение всего планового периода в производственный бизнес-план вносятся дополнения, уточнения, изменения в связи с прекращением или изменением направления действия как внутренних, так и внешних факторов окружающей экономической сферы. Таким образом, идет постоянная корректировка разделов, показателей бизнес-плана. В разработке бизнес-планов можно выделить семь этапов. Первый этап подготовки бизнес-плана включает сбор информации о требованиях к бизнес-планам в избранной отрасли и масштабах деятельности. Второй этап — определение целей подготовки бизнес-плана с перечнем проблем, которые необходимо решить. С одной стороны, план должен содержать привлекательное для целевого рынка коммерческое предложение товаров или услуг; с другой — он должен заинтересовать инвесторов целевого рынка. Третий этап – точное определение целевых инвесторов. К этому этапу можно приступить, когда внутренние и внешние цели бизнес-плана определены. Инвесторами могут быть отечественные кредитные и международные финансовые организации, занимающиеся финансированием развития, будущие партнеры или акционеры — крупные предприятия и предприниматели, действующие в отрасли или регионе. Четвертый этап — установление общей структуры создаваемого бизнес-плана. Она может включать: резюме; историю предприятия, если оно уже действует; описание продуктов — товаров и услуг; анализ дел в отрасли, товарных рынков; оценку конкурентов и выбор конкурентной стратегии; план производства; план маркетинга; организационный план; финансовую оценку рисков; приложения. Пятый этап — сбор информации, необходимой для разработки каждого раздела плана. На этом этапе может быть необходимо участие экспертов и консультантов (например, специалистов предприятия или специализированных организаций). Для сбора информации составляется перечень сведений, необходимых для подготовки основных разделов плана. Шестой этап — непосредственное составление бизнес-плана. Как правило, разработка бизнес-плана должна осуществляться под руководством того, кто будет управлять его реализацией, или, в случае небольшого проекта, непосредственно руководителем, предпринимателем. Ему могут помогать консультанты, эксперты. Седьмой этап может заключаться в проведении предварительной экспертизы плана, после чего он может быть представлен инвесторам или кредиторам.
Контрольные вопросы 1. В чем сущность планирования, каковы его цели и задачи? 2.Назовите виды планирования. Чем они разнятся? 3.Почему и в условиях рынка существует планирование? 4.Что дает планирование хозяйствующему субъекту в рыночной экономике? 5. В чем преимущество каждого уровня планирования? 6. Что дает государству, предприятию (фирме) индикативное планирование? 7. Чем обусловлена необходимость планирования? 8. Какие методы планирования применяют хозяйствующие субъекты? 9. Раскройте смысл принципов планирования. 10.Каково назначение каждого уровня планирования? 11.Какая цель преследуется при уровневом планировании? 12.Что такое бизнес-план? Почему необходимо его составление? 13.Какие разделы включает бизнес-план? 14.Чем отличается бизнес-план от стратегического планирования? 15.Каковы задачи бизнес-плана?
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ 2.1. Работы и операции в планировании Организация работ по планированию предполагает процесс переработки входа системы планирования в ее выход при достижении целей предприятия (фирмы) [34,с.175]. Рассмотрим компоненты системы планирования. Вход – это нормативы конкурентоспособности планируемого объекта, необходимые ресурсы, документы, информация. Выход – планы развития предприятия. Внешняя среда – факторы макро- и микросреды организации прямо или косвенно влияющие на процесс планирования. Обратная связь характеризует информацию, поступающую от исполнителя плана к его разработчику. Процесс планирования – это процесс разработки и принятия управленческих решений в области планирования. Этот процесс составляет внутреннюю структуру системы планирования. Содержание компонентов внутренней структуры системы планирования включает: 1) управляющую подсистему – менеджеров, осуществляющих руководство разработкой планов и организацию их выполнения; 2) управляемую подсистему – это совокупность объектов планирования; 3) научное сопровождение – состоит из научных подходов к планированию, принципов и методов планирования. Качество научного сопровождения является главным фактором обеспечения качества планов; 4) ресурсное, информационное, кадровое, методическое, правовое обеспечение процесса планирования; 5) система стратегических, тактических (текущих) и оперативно календарных планов, отвечающих целям организации. Процесс разработки плана включает следующие работы: - изучение проблемы; - формирование системы планирования; - уточнение нормативов планируемого объекта с учетом обеспечения конкурентоспособности; - разработка управленческого планового решения; - оформление, согласование и утверждение плана; - доведение плановых заданий до исполнителей; - координация выполнения плана; - учет и контроль выполнения плановых заданий; - стимулирование выполнения плана. Каждая из этих работ состоит их ряда операций. Например, операциями по первому этапу работ будут: анализ ситуации на рынке; сравнение эффективности объекта с лучшими мировыми достижениями в данной области; определение расхождения показателей анализируемых объектов; анализ литературных источников, патентного фонда, отчетов о НИР, рекламаций и претензий потребителей; анализ организационно-технического уровня у производителя; формирование направлений развития объекта и т.д.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |