Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В раннем онтогенезе (до 5 лет)




ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

 

Проведение психологического обследования детей имеет целый ряд особенностей. Прежде всего необходимо отметить, что малень­кие дети, а особенно дети с нарушениями психиче­ского развития, не всегда легко и охотно вступают в контакт с экспериментатором и включаются в дея­тельность по выполнению заданий. Поэтому следует воздерживаться от отрицательной оценки психиче­ских возможностей ребенка в тех случаях, когда нет достаточной уверенности в том, что удалось наладить оптимальный контакт с ребенком, добиться его по­сильного участия в эксперименте и обеспечить необ­ходимую мотивацию деятельности ребенка по выпол­нению заданий.

Причинами целого ряда отказов ре­бенка от выполнения задания могут быть не столько его интеллектуальная недееспособность, сколько степень невротизации, наличие страхов, депрессив­ных настроений или определенных характерологиче­ских особенностей. Включение ребенка первого года жизни в ситуа­цию обследования достигается привлечением его вни­мания к ярким новым звучащим объектам, интенсив­ным эмоционально–речевым воздействием и устране­нием всех отвлекающих внимание ребенка объектов. До начала обследования необходимо дать ребенку привыкнуть к исследователю, иначе он может дать негативную реакцию на незнакомое лицо, что суще­ственно осложнит возможность дальнейшего кон­такта.

Включение в ситуацию обследования более стар­ших детей легче всего достигается применением сю­жетного объединения различных заданий в одну об­щую «игру». Для этого в обследование вводится пер­сонаж или ряд персонажей и все дальнейшие зада­ния выполняются как бы для этих персонажей: для них строятся «домики, елочки, паровозики» и т. д. При этом персонажи используются для оценки действий ребенка, они радуются или плачут, приближа­ются при одобрении или прячутся при неверном дей­ствии, а иногда что-то говорят, советуют, просят. Детей в возрасте от 1 года до 2 лет рекомендуется обследовать в непосредственной близости от ма­мы, желательно, чтобы ребенок сидел у нее на коле­нях. Иначе тревога, возникающая у детей этого воз­раста в незнакомой ситуации, может сильно ослож­нить обследование. Дети старше двух лет значительно быстрее адап­тируются в экспериментальной ситуации, легче вступают в контакт с исследователем и охотно увлекаются деятельностью с новыми для них игрушками. При этом присутствие мамы часто бывает необяза­тельным, а порой и нежелательным. Начинать исследование стоит с легких заданий, которые с наибольшей вероятностью могут оказаться интересными для ребенка (типа вкладывания раз­ных по размеру объектов один в другой). Затем ему можно предложить ряд сложных и более скучных заданий на запоминание, идентификацию, узнавание, внимание, а также на обобщение. Как только появятся первые признаки утомления, стоит переклю­чить внимание ребенка на выполнение более легкого задания или даже дать ему отдохнуть. Если с тече­нием времени ребенок все более растормаживается, можно попытаться ограничить свободу его движений или, наоборот, отвлечь его и переключить на выпол­нение несложных физических упражнений, успокаи­вающих нервную систему. В случаях отказа ребенка от выполнения зада­ний надо попытаться привлечь его к деятельности с помощью шепотной речи или же продемонстрировать задания невербально, а также избегать употребления императивных высказываний типа «сделай», «скажи» и др. в собственной речи. Для выяснения реакции ребенка на неудачи и трудности можно искусственно создать ситуацию неуспеха, однако следует делать это с особенной осторожностью, чтобы не спровоцировать слишком -сильный и плохо контролируемый аффект. Наконец, исследование следует вести так, чтобы ребенок расставался с исследователем в хорошем настроении и стремился к продолжению занятий в следующий раз. Не должно быть определенного правила в поряд­ке предъявления ребенку заданий. Важно удержание заинтересованности ребенка и быстрое проведение каждого задания. Следует заменять одно задание, на другое, если проявляются признаки скуки. В специ­альных целях: определение состояния произвольной регуляции поведения и степени подчиняемости ребен­ка требованиям взрослого, а также для расширения представлений об особенностях эмоционального реа­гирования можно требовать доведения ребенком неинтересного задания до конца.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.