Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие приемы исследования детей этого возраста




Диагностика нарушения психического развития младенцев

 

Обычно психологическое исследование психиче­ского развития младенцев начинают с возраста 1,5–2 месяца. До этого времени, в течение периода но­ворожденности, в поведении ребенка доминируют рефлексы разного рода (сосательный, хватательный, рефлекс Моро, асимметричный шейно–тонический рефлекс, автоматическая походка и ряд других), ко­торые со временем исчезают из репертуара поведен­ческих реакций ребенка. Эти рефлексы отражают состояние и процессы созревания нервной системы, что является важным фактором, обеспечивающим анатомо–физиологическую основу будущей психиче­ской деятельности. Однако оценка этих процессов находится в компетенции детских невропатологов, и не имеет смысла дублировать их работу при проведении психологической оценки.

1. При психологическом исследовании следует обратить особое внимание на характер контакта ма­тери с младенцем. Детей до 8 месяцев можно иссле­довать на специальном столе, более старших детей лучше высаживать за специальный детский столик или на колени к маме. Дети должны быть в состоя­нии активного бодрствования, здоровые (имеется в виду подверженность детским заболеваниям), сухие, сытые, нераздраженные, неутомленные.

2. Вначале устанавливают контакт с ребенком, отмечают его особенности. Плохо, если дети старше 8 месяцев легко входят в такой контакт и не диффе­ренцируют незнакомых им взрослых.

3. Определяют состояние двигательной сферы: возможность и качество контроля положения головы,. рук, позы при сидении и ходьбе, у детей старше 8 месяцев специальное внимание обращают на разви­тие шаговых движений.

4. Определяют состояние развития сенсорных ре­акций: изучают характер прослеживаний и фиксаций,, для этого перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7–10 см в горизонтальном, вертикальном, круговых направ­лениях. У детей от 2 до 4–5 месяцев специальное внимание обращают на прекращение прослеживаний при остановке предмета в поле зрения ребенка. Для исследования возможности прослеживания невиди­мой траектории движения объекта и его поперемен­ного появления в определенных частях пространства пользуются специальными экспериментальными при­емами. В первом случае движущаяся игрушка, на которой зафиксирован взгляд ребенка, скрывается за экраном шириной 7 см, находящемся на расстоя­нии 50-и см от глаз ребенка, и, не прекращая своего движения, сохраняя его траекторию, через, некоторой время появляется из-за другой стороны экрана. Реакция считается выполненной, если после исчезновения объекта из поля зрения ребенок продолжает прослеживать ту траекторию, по которой ранее двигался объект, и в момент появления объекта из-за экрана взгляд ребенка приходит в ту точку, в которой он появляется. При изучении реакции предвосхищения перед ре­бенком на уровне его глаз на расстоянии 50 см по­мещают белый экран размером 35х35 см с двумя окошечками 7х7 см, расположенными на расстоянии 10 см друг от друга. В окошечках поочередно с ин­тервалом в 4–6 с появляется яркая звучащая игрушка размером до 7 см. Реакция считается выполненной, если при нескольких пробах хотя бы один раз наблюдаются перемещение взгляда ребенка от окошка, где игрушка уже была, к окошку, где она должна появиться, и фиксация взгляда на этой окошке. Далее проверяют существование реакции на ис­чезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звука с помощью поворота головы и глаз, прислушивание к речи, развитие способности находить спрятанный объект и рассматри­вать два объекта.

5. Определяют состояние развития действий с предметами. Для этого предлагают ребенку старше 4 месяцев погремушку и оценивают захват, его быст­роту и точность, движения пальцев при захвате, про­должительность удержания, характер манипуляций. Детям старше 8 месяцев предлагают затем вторую погремушку. Оценивают возможность ее захвата и удержания двух игрушек. Вторую игрушку предлага­ют сначала со стороны свободной руки, а затем со стороны занятой руки, выясняют возможность пере­сечения рукой средней линии и взора при захвате.второй игрушки. У детей старше 10 месяцев изучают формирование обходных движений. Для этого, заин­тересовав ребенка игрушкой, ее убирают за экран 20х20 см, расположенный в одном из полей зрения ребенка (правом или левом). Игрушку помещают у того края экрана, который находится в непосредст­венной близости от соседнего поля зрения, привле­кают к ней внимание ребенка, а затем прячут ее за экран, стараются не прекращать звучания игрушки, так повторяют несколько раз. Реакция считается вы­полненной, если ребенок достает игрушку из-за эк­рана. Дети до года чаще достают игрушку рукой, находящейся в одном поле зрения с барьером, и только к году появляется доставание игрушки даль­ней от барьера рукой с пересечением средней линии узора. Специальное внимание следует обратить на продолжительность интереса ребенка к действиям с предметами и на сохранение зрительного контроля за этими действиями. Детям старше 10 месяцев предлагают несколько игрушек и оценивают возмож­ность попеременной манипуляции с двумя и более объектами, а также захвата третьей игрушки. Осо­бое.внимание следует обратить на развитие действия ребенка с предметами, участвующими в процессе кормления: бутылочкой, ложкой, чашкой. Также спе­циальное внимание обращают на развитие интереса и умения манипуляции с маленькими предметами, взять которые можно только двумя пальцами: указа­тельным и большим.

6. Определяют состояние развития способов взаи­модействия со взрослым; выясняют наличие эмоциональных и зрительных контактов между матерью и ребенком, пытаются установить подобного рода контакты между ребенком и исследователем, выясняют у матери, понимает ли она определенные желания ребенка, о чем говорит ей детский плач, существуют ли в плаче паузы для реакции взрослого, является ли крик ребенка модулированным, какого типа игры существуют, в репертуаре их общения, посматривает ли ребенок в глаза матери, манипулируя с игрушками в ее присутствии и под ее контролем, понимает ли ребенок элементарные инструкции, выраженные мимикой или жестом, особые слова-метки и некото­рые слова и, наконец, владеет ли ребенок указатель­ным жестом.

7. В процессе всего обследования определяют состояние развития эмоциональных и голосовых реак­ций, отмечают характер и выраженность улыбки, анализируют, в каких ситуациях она чаще всего появляется. Обращают внимание на характер отрица­тельных эмоциональных проявлений, их доминиро­вание или отсутствие в общем фоне настроения, на способность сдерживать крик, хныканье или плач при восприятии изменений в ситуации, на возмож­ность прекращения плача при переключении на ка­кую-либо деятельность. Специально следует оцепить формирование отношений привязанности с близкими взрослыми, отсутствие или наличие реакций насторо­женности при общении с незнакомыми людьми. При анализе голосовых реакций отмечают частоту их возникновения, разнообразие, возможность появления ответных звуковых реакций, а также форму — гуканье, гуление, лепет, первые слоги. Разработанный на кафедре нейро- и патопсихо­логии факультета психологии МГУ метод диагности­ки нарушений психического развития младенцев (Баженова О.В., 1983) позволяет сочетать качест­венный анализ психического развития с количествен­ным. В его основе лежит поуровневая оценка разви­тия каждой реакции с точки зрения ее хорошего развития, существования, намеченности или отсутствия. Общий показатель развития группы сходных по сво­ему характеру реакций определяется отношением поуровневой суммы показателей развития отдельных реакций к нормативному. В методике приведены как нормативы развития отдельных реакций в 7 конт­рольных возрастах, так и суммарные нормативы, также даны описания стандартных условий исследо­вания отдельных, реакций. По результатам исследования возможно вычисление индексов развития отдельных групп реакций и графическое представление результатов обследования в форме профилей разви­тия.

Применение разработанного метода в клинике по­зволило выработать качественные и количественные критерии ранних симптомов формирующихся нару­шений в пределах отдельных групп реакций, а также описать типы нарушения психического развития в целом.

Для большинства групп реакций было выделено несколько отличающихся по тяжести степеней нару­шений:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.