Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание как процесс формирования личности будущего профессионала 3 страница




3. Методы формирования эмоционально-волевой сферы или методы стимулирования. Главная их функция — побуждение воспитанника к определенному поведению через удовлетворение его потребностей и интересов. Как стимул можно рассматривать личный пример воспитателя, педагогически целесообразное требование, общественное мнение, поощрение и наказание, сравнение, соревнование, конкуренция, доверие, игра.

Еще одна классификация рассматривает методы воспитания как конкретные способы влияния на сознание, чувства, поведение в совместной деятельности педагога и воспитанников. Они тоже разделяются на три группы, но несколько в иной плоскости.

1. Методы, направленные на формирование взглядов, представлений, понятий. Главная функция этих методов — убеждение. Убедить можно с помощью внушения, диалога, доказательства, инструктажа, реплики, рассказа, обращения-призыва.

2. Методы, с помощью которых организуется деятельность, стимулируются мотивы. Главная их функция — упражнение. Упражнять, приучить можно с помощью игры, труда, использования драматизации, поручения, соревнования (состязания), совета, поддержки, показа образцов, примеров, создания ситуации успеха.

Методы, стимулирующие самооценку в процессе воспитания и самовоспитания. Главная функция этих методов — оценка и самооценка. Главным здесь становятся поощрение, замечание, наказание, самоанализ, самоконтроль, самокритика

Все перечисленные группы методов требуют от преподавателя создания на учебном занятии и в процессе воспитательной работы ситуации успеха и ситуации доверия1.

Совершенно очевидно, что все названные методы воспитания оказывают комплексное воздействие на личность студента, поэтому они редко используются вне связи друг с другом. И как видно из представленных классификаций их разделение носит весьма условный характер.

Формирование личности молодого специалиста происходит в неразрывной связи всех компонентов педагогического процесса в колледже, поэтому одним из основных становится принцип воспитывающего обучения, который позволяет достичь органического единства между приобретенными студентами знаниями, умениями и навыками и теми эмоциональными отношениями, ценностными ориентациями, которые они приобретают как на учебных занятиях, так и в процессе воспитательных мероприятий.

Воспитательная работа колледжа строится на следующих формах:

классный (общегрупповой) час — это основная форма классного руководителя (куратора) со студентами своей группы. Темы
классных часов определяются потребностями духовного развития юношей и девушек, их интересами, стремлениями. Разные по тематике классные часы способствуют формированию личности будущего профессионала, корректируют его поведение, стимулируют социальную активность;

собрание общегрупповое (классное) или общеколледжное — это организационная форма коллективной жизни студентов. Основной принцип собрания — это принцип коллегиальности. Используется для выявления общего мнения студентов в вопросах самоуправления или принятия важного решения, связанного с организацией жизнедеятельности образовательного учреждения (например, при выборах Студенческого совета по самоуправлению, различных общеколледжных комиссий и т.д.). Собрание обеспечивает развитие студента как интеллектуальной, духовно-нравственной и социально-культурной личности;

конференция — это форма, которая широко используется в учебно-воспитательной работе. Проходит в виде научных, научнопрактических, читательских, итоговых конференций. Любой вид конференции требует тщательной подготовки: определение темы; оповещение участников не менее чем за месяц о сроках ее проведения; разработка программы, списка предлагаемой литературы для подготовки; формулирование проблемных вопросов, выносимых на обсуждение.

 

' См.: Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. — М., 2006. — Гл. 15.

 

Подготовка участников конференции предполагает изучение различных источников, энциклопедий, справочников; владения навыками составления планов, написания тезисов, текста доклада;

клубы по интересам — это объединение студентов постоянного состава на длительный срок на основе совместной деятельности.

Деятельность клуба может быть связана с приобщением его участников к спорту, литературе, музыке, театру, филателии и другим интересам студентов или с такой формой, как организация досуговой деятельности студентов. Члены клубного объединения, принимая активное участие в его работе, имеют свои права и обязанности. Важно не только их присутствие, но и умение воспринимать информацию, умение выразить себя, свою индивидуальность.

Формы работы клуба: лекции, беседы, диспуты, встречи, соревнования, спектакли, концерты, выставки, дискотеки. Структура клуба включает руководителя, совет клуба, инициативную группу, членов клуба;

вечера (вечеринки) — вечернее собрание для дружеской встречи, для развлечения. Могут быть литературные, музыкальные, песенные, танцевальные, поэтические, вечера юмора и др. Цель вечеров — объединить участников, приобщить их к искусству.
Организация вечера начинается с его объявления, создания программы, подготовки ведущего, с выбора музыкального сопровождения. В заключительную часть вечера желательно включить яркое выступление, музыкальную пьесу, танцевальный номер. Часто вечера облекаются в форму музыкально-литературной гостиной
(например, вечер, посвященный творчеству С.Есенина «Есениана»; вечер городского романса «Очей очарованье» и т.д.);

праздник — массовое мероприятие, посвященное знаменательным датам и событиям. Так, в колледже отмечают государственные праздники (например: День Победы, День защитника Отечества) или общенародные, такие, как празднование Нового года.
Как праздник отмечают традиции образовательного учреждения (например: день рождения, юбилей колледжа, посвящение в студенты и т.д.). Подготовка праздника требует хорошо продуманного сценария, а вот форма проведения весьма различна. Если праздник посвящен торжественным датам, то он включает в себя две части:

— торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведения итогов;

— концерт, показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы, танцы и т.д.

«Посвящение в студенты» может проводится как «Капустник», «День Победы», как музыкально-литературная композиция и т.д.;

экскурсия — выход, поездка, коллективное посещение досто-
примечательных мест. Она может быть учебного или культурно-

 

 

просветительного характера. Для этой формы требуется предварительная подготовка как со стороны организаторов, так и участников. Возможна разнообразная тематика экскурсий: в весенний (зимний) парк; исторические места города (села); в места жизни замечательных людей и т.д.;

игра — соревнование, состязание между детьми по заранее согласованным и определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер; это игра и дидактическая, и ролевая, и деловая, и имитационно-моделируемая. В практике широко используются игры интеллектуального и развлекательного характера: викторина, КВН, конкурсы, брэйн-ринги.

Викторина — познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся, успешно используется в работе со студентами разных возрастных групп. Особенностью викторины является подбор вопросов с учетом возраста студентов и уровня их знаний.

КВН (клуб веселых и находчивых) — это соревнование двух или нескольких одновозрастных команд из 10—12 человек. Для оценки результатов конкурсов избирается жюри (3 — 5 человек). Каждая команда готовит приветствие для соперников и домашнее задание. Перед каждым конкурсом ведущий подробно и четко объясняет его условия и количество очков за правильный, оригинальный ответ. Для жюри тоже разрабатываются условия: количество баллов за каждый конкурс; критерии подведения итогов; время объявления результатов.

Структура КВНа: приветствие команд; разминка; конкурсы: конкурс капитанов, музыкальный, домашнее задание, специальные конкурсы болельщиков и т.д.

Тематика и содержание конкурсов могут быть самыми разнообразными. По предметной подготовке — литературный, математический, исторический, экономический и другие или комплексного характера, из разных областей знаний.

Конкурс — личное или командное соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы (например: конкурс патриотической песни, музыкальный, фольклорный, танцевальный, поэтический или развлекательный в виде конкурса частушечников, пародистов и др.). Особое внимание в колледжах уделяется организации конкурсов профессиональной направленности (например, конкурс педагогического мастерства). Конкурсы могут быть составной частью праздников, КВНов, брэйн-рингов и других форм

 

Брэйн-ринги обычно организуются в три тура; в каждом туре игра идет до трех очков. На размышления над вопросами дается одна минута. После второго тура выбывает команда, набравшая меньшее количество очков. Победительницей считается команда, победившая в последнем туре. Порядок вступления в игру определяют с помощью жеребьевки. В перерывах между турами организуют музыкальные или игровые паузы;

фестиваль — мероприятие, направленное на повышение общего культурного уровня, развитие художественного вкуса студентов, их творческого потенциала, создание условий для взаимного обмена студентов своими творческими идеями. Как правило, фестиваль проводится по определенному направлению (например, по художественному творчеству студентов). Студенты выступают в одной из заявленных номинаций, определяющих жанр искусства (например: вокал, танец, художественное слово, оригинальный жанр, театральные формы и т.д.). Каждая из номинаций содержит перечень выступлений (например: в жанре «вокал» студентам предлагается исполнение эстрадных
песен, классических вокальных произведений, народных песен; в жанре «танец» предлагается исполнение эстрадных, клубных, народных танцев, танцев народов мира). Каждая номинация имеет критерии оценки (например: артистичность исполнения, подбор репертуара, работа с микрофоном, соответствие внешнего вида характеру номера и т.д.). В каждой из номинаций выделяют специфические критерии. Завершается фестиваль гала-концертом, состоящим из лауреатов и дипломантов фестиваля. Уровень фестиваля выше, чем у конкурсов, поэтому проводятся фестивали чаще всего как мероприятие, объединяющее творческие силы студентов нескольких образовательных учреждений. Учредителями фестиваля становятся общественные комитеты, советы, региональные правительства, муниципальные органы управления и т.д.;

дискотека проводится в самых разнообразных формах: дансинг — «танцуем без перерыва»; тематическая дискотека; танцевальная дискотека и диско-театр. Методика подготовки и проведения дискотек требует от организаторов больших усилий по оснащению фонотеки необходимой аппаратурой, соответствующего оборудования и оформления зала.

Таким образом, формирование личности будущего специалиста определяется конкретным содержанием, методами, средствами и формами воспитания. Благодаря совокупности знаний, умений, развитого сознания в воспитании студента колледжа приоритет принадлежит нравственной, экологической, эстетической, физической культуре, патриотическому и гражданскому воспитанию. Имея образец воспитательных воздействий, выпускник перенесет их на собственную воспитательную работу с детьми.

13.5. Технологии воспитания

 

Как и технологии обучения, технологии воспитания появились в результате реализации задач педагогической инноватики.

Порождение нового в воспитании анализируется на разных уровнях и в разных аспектах — социологическом, социально-психологическом, психолого-педагогическом, историко-педагогическом.

Так, социологический взгляд на причины появления нового вводит в поле зрения исследователя такие феномены, как социальные ожидания в отношении воспитания; потребности педагогической, воспитательной практики; социокультурная непедагогическая практика; научные достижения.

Социально-психологический взгляд на становление воспитательных инноваций акцентирует внимание на взаимоотношениях инноваторов друг с другом и с окружающим миром. За этой формулировкой прячутся такие феномены, как «лазерный эффект» в творческом коллективе и привлекательность новшества для последователей.
«Лазерный эффект» — это повышение новаторских способностей группы за счет насыщенного творческого общения. При таком общении вбрасывание новой идеи вызывает лавину новых мыслей, подходов и практик. Привлекательность воспитательного
новшества для последователей определяется притягательностью личности автора новшества, обликом его воспитанников, строением, технологией, а также способом передачи нового.

Психолого-педагогический взгляд акцентирует внимание на стимулировании творчества инноваторов, а также на уровнях педагогического творчества.

Существуют три уровня воспитательных инноваций:

1) методические инновации — это новое в приемах, методиках, технологиях. Эти инновации не ограничиваются изменением практики, а претендуют на ее новое научно-педагогическое толкование. Примеры таких инноваций — коммунарская методика в
варианте И.П.Иванова;

2) стимулирование новаторства — это вопрос о мотивах творческой деятельности. Ответ на него свой для каждого создателя нового. Из общезначимого отметим важную роль в творчестве внутренней мотивации — интереса к процессу создания нового;

3) историко-педагогический поворот в теме рождения инновации. Любое педагогическое явление не вырастает из ничего. У него есть свои идейные источники, предшественники, создатели и первооткрыватели.

Историко-педагогический взгляд рассматривает систему воспитания в конкретных исторических условиях.

Приведем пример из педагогики.

Одна из фундаментальных идей методики коллективного творческого воспитания — коллективная забота о близких и далеких людей — имеет глубокие исторические и культурные истоки. В культуре идея заботы о благе ближнего и дальнего существовала в самых разных как религиозных, так и атеистических оболочках. В истории педагогики наиболее ярко мысль о такой заботе проявлялась в деятельности детских организаций и
движений (у скаутов, харцеров, в тимуровском движении).

Воспитательные технологии являются разновидностью социально-воспитательных технологий. Как общепедагогическая, любая социально-воспитательная система охватывает определенную область общественного производства. В связи с этим различают четыре класса социально-воспитательных технологий, адекватных организационным уровням социальной деятельности государства.

Социально-политический уровень представлен метатехнологиями, такими, как технология планирования семьи, технология борьбы с преступностью и т.д. Они охватывают большую территорию и реализуют государственную политику в комплексе различных мер (например: образовательных, медицинских, правовых, экономических, экологических).

Социально-педагогический уровень представлен отраслевыми макротехнологиями, такими, как технология реализации муниципальных программ социальной реабилитации. Они охватывают педагогически целесообразную деятельность по реализации социально-воспитательной политики в рамках ведомств, социальных
институтов, в отдельных областях социально-воспитательной деятельности, определенных категориях учреждений, контингентах людей.

Методический уровень представлен модульно-локальными технологиями, такими, как технология воспитания отдельных качеств личности, технология организации воспитательных мероприятий. Они охватывают отдельные части социально-воспитательного процесса образовательного учреждения и решают частные методические задачи социального воспитания.

Контактно-личностный уровень представлен микротехнологиями, такими, как технология социально-психологических тренингов, технология коррекции личностных качеств. Они охватывают отдельные социально-психологические явления и связаны с ис-
пользованием или приобретением человеком собственного социального опыта, коррекции поведения, с формированием отдельных умений и навыков (например, коммуникативных).

Рассмотрим некоторые социально-воспитательные технологии.

«Школа-центр воспитания в социальной среде». Это технология С.Т.Шацкого, применявшаяся им в трудовой колонии «Бодрая жизнь». Опыт С.Т.Шацкого интенсивно пропагандируется и модернизируется применительно к современным условиям.

Целевые ориентиры технологии:

— формирование будущих граждан страны;

— развитие интересов, способностей, отношений личности в условиях организации среды жизнедеятельности детей;

— создание условий для всестороннего развития воспитанников;

—идеал выпускника — человек высокой культуры, приспособленный к труду;

—создание единого общества детей и взрослых;

— возвращение детям детства.

Основные концептуальные позиции технологии:

— начатки творческих способностей есть у всех детей, надо только создать подходящие условия для их проявления;

—дети чрезвычайно общительны, они настойчивые исследователи, им нужно проявлять себя;

— школа — центр воспитания детей в социальной среде;

— школа — не подготовка к жизни, а сама жизнь;

— школа — педагогический центр, объединяющий воспитательные усилия всех общественных, семейных, трудовых коллективов;

—содержанием воспитания является сам ребенок, его потребности, интересы, а также физический труд как материальная, дисциплинирующая, опытная основа воспитания; деловое самоуправление; искусство, формирующее эстетические чувства; игра, способствующая мажорной детской жизни; работа ума.

Технологии воспитания духовной культуры молодого поколения.

Целевые ориентиры этих технологий в отношении подрастающего поколения.

С позиций интересов общества и властныхструктур:

1)транслировать, сохранять и развивать культуру общества;

2) повышать культурный уровень населения;

3) поддерживать и усиливать духовные, нравственные ценности, убеждения, модели поведения;

4) воспитывать гражданственность, патриотические чувства, мультикультурное, планетарное сознание;

5) передавать семейные, национальные традиции;

6) активизировать самодеятельное участие населения в развитии культурно-досуговой сферы окружающего пространства проживания.

С позиций подрастающего поколения:

1)удовлетворять и развивать нравственно-эстетические потребности;

2) помогать самореализовываться, самоактуализироваться, самовыразиться личности ребенка, учащегося школы, студента среднего или высшего учебного заведения;

3) развивать творческую сферу личности.

С позиций заказчиков-манипуляторов общественным сознанием:

1) сформировать человека — потребителя товаров и услуг;

2) реализовать свободное предпринимательство, организовать культурный досуг;

3) развить «индустрию соблазнов».

Концептуальные основы этих технологий:

1) культура — основа социально-экономического подъема;

2) приоритет общечеловеческих интересов в процессе освоения духовных и нравственных ценностей, принцип гуманизма в содержании духовной культуры;

3) преемственность культурно-исторического, национально-этнического, социально-педагогического опыта;

4) синтез традиций и инноваций в развитии сфер культуры и досуга;

5) общественно-государственное соуправление социально-культурными процессами в регионах;

6) массовость и доступность культуры.

Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья.

Целевые ориентиры технологий:

1) достичь максимально возможного уровня физического развития и здоровья учащихся;

2) создать систему непрерывного физического воспитания личности на всех этапах развития;

3) всесторонне развивать физические качества и двигательные способности ребенка, учащегося школы, студента;

4) готовить их к жизни, труду, защите Отечества;

5) укреплять здоровье, закаливать организм;

6) формировать в подрастающем поколении потребность быть здоровым, следить за своим здоровьем;

7) воспитывать устойчивый интерес к физической культуре и спорту;

8) создавать установку на здоровый образ жизни;

9) вооружить учащихся, педагогов, родителей знаниями по использованию средств физической культуры в учебной, трудовой, семейной жизни.

Концептуальные основы технологий:

1) приоритет здоровья над другими ценностями;

2) валеологический подход: формирование, сохранение, укрепление здоровья индивида на основе использования всех позитивных факторов;

3) педагогизация окружающей среды как организация целесообразного здоровьеразвивающего пространства;

4) принципы профилактики здоровья, природосообразности, саморегуляции, здорового образа жизни.

Технологии воспитания субъектной активности личности.

Целевые ориентиры технологий:

1) потребность быть личностью;

2) формирование готовности к активной деятельности, преодолению трудностей;

3) воспитание человека действия, способного проявлять себя в различных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности;

4) формирование самоуправляющих механизмов личности;

5) воспитание человека как самосовершенствующуюся личность, готовую к самосовершенствованию, саморегуляции, самореализации, самооценке.

Концептуальные основы технологий:

1) доминанта саморазвития и самосовершенствования личности, включающая в себя установку на субъектную активность, на самообразование, самовоспитание, самоутверждение, саморегуляцию и самоактуализацию;

2) диалектическое единство социальной адаптации и социальной автономизации;

3) личность как активный субъект социальных отношений характеризуется автономностью. Социальная автономность — это установка на себя, выраженная в умении властвовать собой, анализировать себя, осуществлять самоконтроль;

4) социальная активность человека определяется степенью проявления его сил и способностей как члена группы, общества;

5) социальное закаливание личности, т.е. подготовка ее к труд-
ностям в условиях конкурентной борьбы на рынке труда.

Данная социально-воспитательная технология приобретает особую актуальность в XXI в., поэтому интенсивно разрабатываются такие ее разновидности, как технология воспитания социально активной личности, технология формирования лидерских качеств
личности; технология самоуправления в коллективах; технология воспитания самозащитных качеств личности; технология самоопределения; технология саморазвития личности.

«Поведенческая методика воспитания» (США).

Эта технология пользуется большой популярностью за рубежом.

Целевые ориентиры технологии:

1) развитие познавательного и эмоционального общения наставника и воспитанников посредством формирования навыков общения, которые впоследствии можно совершенствовать;

2) укрепление у воспитанников навыков совместной деятельности в кружках, клубах, спортивных соревнованиях и т.д.

Концептуальные основы технологии — коммуникативное воспитание.

Особенности реализации: введение в программу общеобразовательных школ курсов общения, направленных на искусство аргументации, взаимодействия с другими людьми, избегания конфликтных ситуаций.

В нашей стране данная технология используется посредством организации разнообразных тренингов общения, лидерских качеств, дисциплинированности и культуры поведения, разрешения конфликтов.

Существующие в настоящее время воспитательные технологии — это частнометодические технологии, поскольку выступают они в качестве средства воспитания и направлены на получение воспитанником социального опыта, признаками которого являются их участие в соответствующем общении, взаимодействии и положительное отношение воспитанников к другим людям.

Существуют локальные разновидности воспитательных технологий: коллективное творческое дело (КТД) — методика И. П. Иванова; тренинг общения; шоу-технологии (публичные конкурсы, соревнования, КВН); групповая проблемная работа (диспуты,
дискуссии, разработка проектов); диалог «педагог—воспитанник» как удовлетворение потребностей воспитанника в безопасности, принятии, уважении; «информационное зеркало» (разнообразные формы настенной печати).

Здесь важно обратить внимание на алгоритм описания предложенных технологий: феномен; цели —результаты —эффекты; временная структура по этапам подготовки, реализации и анализа итогов; основные механизмы реализации задуманной технологии.

Обучение педагогов воспитательным технологиям осуществляется в трех формах: просвещенческой, когда целью становится сообщение знаний, информации; практико-ориентированной, целью которой становятся умения; личностно ориентированной,
при которой цель заключается в формировании позиций, отношений, осмыслении себя как профессионала.

Технология организации коллективных творческих дел (КТД).

Это лучшее, чем располагает сегодня современная общеобразовательная и профессиональная школа в воспитательной работе.
Остановимся на ней подробнее.

Цель данной технологии — формирование и развитие общественного сознания учащегося школы или студента, т.е. такого сознания, которое помогает ему выстраивать свое поведение в социальной среде на основе норм, принимаемых нашим обществом как
позитивные ценности. Ценности — это нравственно-этические, эстетические, правовые и санитарно-гигиенические нормы, закрепленные в сознании, мировоззрении людей традициями, образом жизни, культурой, обычаями народа, образованием, законами государства.

Рассмотрим технологическую карту методики коллективного воспитания.

Основания: развивающий метод и функции управления Технология Методика
Мотивация Выбор цели деятельности Беседа, опрос, традиции («Разведка дела» у И.П. Иванова)
Планирование Планирование деятельности Метод мозгового штурма
Организация Распределение «зон ответ- ственности» между члена- ми коллектива Обсуждение и принятие решения на основе принципов участия всех и согласия
Контроль (регулирование) Подготовка коллективно- го дела: репетиции, оформление,тренировки, практическая деятель- ность Мотивация деятельно- сти детей через внима- ние, заботу, взаимопо- мощь
Мониторинг (анализ) Проведение воспитатель- ного мероприятия (реали- зация цели деятельности). Рефлексия, самоанализ, постоянное наблюдение за изменениями в поведе- нии детей По плану, по сценарию Классный час

Указанная технология хорошо отработана как в школах, так и в колледжах, но следует отметить, что рефлексия и наблюдения за изменениями в поведении учащихся обычно не проводятся, хотя эти технологические звенья являются обязательными при прове-
дении коллективных творческих дел, учитывая, что воспитание в коллективе и через коллектив — это адаптация студента к внешним требованиям, правилам социума, к внешней регуляции своего поведения посредством сознательной саморегуляции, мотивов,
самосознания, формируемых и развиваемых самим учащимся в процессе воспитания. '

Таким образом, технологии воспитания содействуют социализации личности, выполняют задачу преобразования процесса воспитания на основе продуктивной деятельности его субъектов в направлении формирования у студентов целостной и научно
обоснованной картины мира, гражданского самосознания, приобщения к общечеловеческим ценностям, креативности и способности к самореализации, нравственного поведения в отношениях с другими людьми.

.

13.6. Юношеская субкультура

 

Формирование личности происходит под влиянием тех культурных ценностей, которые усваивает молодое поколение. В связи с этим встает вопрос об особенностях юношеской субкультуры.

Субкультура представляется как культура какой-либо социальной или демографической группы.

В широком понимании слова, субкультура — это все то, что создано обществом для молодого поколения.

В узком — это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности, форм общения, организации различных видов деятельности в молодежных сообществах в определенной конкретно-исторической социальной ситуации развития общества.

Субкультура проявляется через собственный язык, структуру, функции, формы проявления. Юношеская субкультура реализуется через эстетические предпочтения и художественное потребление, которые в свою очередь проявляются в различных видах
досуговой деятельности молодежи.

Досуг молодых как свободное время, которым человек может распоряжаться по своему усмотрению, по формальным показателям выглядит более насыщенным и разнообразным, чем у старшего поколения.

Приведем пример. Современные молодые люди больше занимаются
спортом (53,9 % опрошенных), компьютером (37,5 %). Девушки же посвящают больше времени посещению библиотек, музеев, театров, кинотеатров (42,9%), учебе, самообразованию (14,3%), встречам с друзьями (15%), чтению (4,9%), домашним делам. Последнее вполне закономерно, так как 13,6 % студенток уже замужем, и только 3,5 % студентов состоят в браке.

Социально-ценными компонентами юношеской субкультуры становятся этические, эстетические, экологические, мировоззренческие, политические предпочтения студентов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.