Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание как процесс формирования личности будущего профессионала 5 страница




Скинхеды. В России скинхеды появились в начале 90-х гг. XX в. Первые отечественные «скинхеды» старательно подражали западным «бритоголовым», сообщения об акциях которых часто фигурировали в отечественных СМИ.

К факторам, определившим рост и утверждение скинов в молодежной среде в России, относят экономический кризис начала 1990-х гг., реформы образования, приведшие к кризису системы воспитания, распространение идей национализма, антисемитизма и фашизма. За короткий срок движение скинов выросло до заметных размеров (по разным подсчетом их около 10 000) и продолжает быстро расти и расширять свою географию. Активность скинхедов отмечена в таких городах, как Москва, Санкт-Петер-
бург, Нижний Новгород, Воронеж, Самара, Саратов, Краснодар, Ростов-на-Дону, Ярославль, Красноярск, Иркутск, Омск, Томск, Владивосток, Рязань, Псков.

Скинхеды конфликтуют (вплоть до избиения) с представителями других субкультур. Скинхеды ненавидят рэпперов за их подражание чуждой негритянской культуре, а рейверов — за приверженность стилю «унисекс», наркотикам, также за денежный достаток последних (рейверы, как правило, выходцы из состоятельных се-
мей).

Однако основной ненавистной мишенью скинхедов являются мигранты из Азии, Африки, граждане кавказской национальности. В среде скинхедов господствуют антисемитские установки.

Рейверы. У них короткие волосы, окрашенные в розовый, голубой, зеленый и другие цвета, ядовитых цветов джинсы (ярко-зеленые, желтые, оранжевые), разноцветные ботинки, небольшие рюкзачки. Это рейверы — представители одной из самых моло-
дежных группировок, они увлекаются музыкой, «тусуются». Девиз и намерения пока не четко определены.

Многие молодежные движения начала 90-х гг. XX в. часто связываются с культурой «рейв» {rave — бред, бессвязная речь, рев, неистовство). Стиль рейв возник из техно и так называемого «эйсид-хауса» (acid — буквально «кислота»); в данном случае это «нар-
котик». О «рейве» говорят как о первой постспидовской молодежной субкультуре.

Неотъемлемой чертой стиля рейв считаются вечеринки, которые проходят в клубах или в любых других, самых неожиданных, но, как правило, заранее объявленных местах (на больших складах, на бывших курортах, в больших заброшенных зданиях), куда
съезжаются молодые люди. Постоянных посетителей «рейвов» называют «рейверы». В одежде рейверы предпочитают искусственные материалы (пластик, винил) и люминесцентные краски. Можно сказать, что главная характеристика их одежды — ее мерцание и сияние. Майки, свитера, блузы покрыты необычными зигзагами, рисунками, фигурами. Утверждают, что рейв-дизайнеры просто переносят на майки и футболки галлюцинации и видения, возникающие под действием наркотиков, света и звука.

В центре субкультуры «рейв» — танцы: довольно продолжительные (многочасовые), экстатичные, с хаотичными движениями, которыми их участники словно заряжают друг друга. Достижение определенных психологических состояний — весьма определенная цель подобных танцевальных марафонов.

Описанные характеристики показывают, что включение молодых людей в различные неформальные группы влечет за собой потерю нравственности, подвергая риску здоровье и жизнь юношества.

Поэтому организация и государственная поддержка разнообразных молодежных объединений, создающих определенные условия для духовно-нравственного становления молодежи, их жизненного самоопределения, рассматриваются на государственном уровне как одна из приоритетных задач.

Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений понимается совокупность мер, предпринимаемых органами государственной власти в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также на охрану и защиту их прав.

Государственной поддержкой пользуются, во-первых, молодежные объединения граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения. Во-вторых, детские объединения, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения.

В настоящее время в стране складывается определенная система государственной деятельности в интересах детей и молодежи. Это закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Национальный план действий в интересах детей, который разработан на основе Указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей Российской Федерации», Новый «Семейный кодекс Российской Федерации», президентские програм-
мы «Дети России», «Молодежь России»; в сфере образования это Программа развития воспитания в системе образования России, на основе которой разрабатываются региональные программы воспитания с учетом национальных и региональных традиций, современных научных исследований, инновационного опыта образовательных учреждений. Программа позволяет осуществлять координацию деятельности различных уровней образования от дошкольного до высшего профессионального при сохранении единого образовательного пространства.

Приоритетная роль российской молодежной политики на современном этапе — добиться активного вовлечения молодого поколения в социально-экономическую, политическую, культурную жизнь страны.

Поставленная цель может быть реализована за счет:

— усиления роли патриотического и гражданского воспитания молодежи;

— формирования у нее толерантности;

— поддержки творческой молодежи;

— развития молодежного самоуправления;

— создания условий для социальной адаптации юношей, в том числе и в международных масштабах;

—формирования здорового образа жизни;

— профилактики среди молодежи асоциального поведения и экстремизма;

— решения проблем профессиональной подготовки для молодых людей с ограниченными возможностями;

—создания комплекса мер по пресечению незаконного оборота наркотиков в образовательных учреждениях, для пресечения наркомании в молодежной среде;

— создания условия для повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда;

— внедрения в практику деятельности студенческих трудовых отрядов, сезонной занятости молодежи; организации молодежных бирж труда, центров трудоустройства, ярмарок вакансий.

Приведем пример.

По данным Департамента по молодежной политике Минобраза России
в 2003 г. действовало 2 577 разнопрофильных студенческих отрядов, функционировало более I 750 подростково-молодежных клубов, работающих
по 45 направлениям, в субъектах РФ работало 255 организаций, занимающихся занятостью молодежи
.

Основные направления молодежной политики реализуются в рамках Федеральных целевых программ «Молодежь России», «Молодежь России (1998 — 2000 годы)», «Молодежь России (2001 —2005 годы)». Последняя программа имеет своей целью создание и развитие правовых, социально-экономических и организацион-ных условий для самореализации молодежи. В масштабах РФ действует система мероприятий, реализующая заданную цель. К. Ним относятся:

— формирование условий для гражданского становления, военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи;

—решение жилищной проблемы молодежи и молодых семей, поддержка молодежного предпринимательства и содействие занятости молодежи;,

— профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ, асоциальных явлений в молодежной среде, правовая защита и сохранение психического здоровья молодежи;

— развитие молодежного отдыха и спорта;

— развитие художественного творчества молодежи;

—организация международного сотрудничества молодежи;

— создание системы информационного обеспечения молодежной политики;

—создание условий для эффективной реализации потенциала молодежи в процессе социально-экономических преобразований в стране. Поддержка молодежных и студенческих общественных объединений.

С целью активного привлечения молодежи к различным государственным проблемам и взаимодействию с государством через участие в органах законодательной и государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, реализации эффективной молодежной политики, направленной на защиту интересов молодых граждан в России стали создаваться различные формы молодежного парламентаризма.

Молодежный парламентаризм — система представительств прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанная на создании и функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальной общественной консультативно-совещательной структуры молодежи, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства[8].

Задачи парламентаризма:

1) формирование действенного механизма представительства и защиты законных интересов молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления;

2) создание условий для системного выявления социально активных молодых людей, состоявшихся лидеров, с предоставлением возможностей для их роста;

3) осуществление консолидации молодежи для участия последних в реализации государственной молодежной политики;

4) обеспечение сотрудничества представителей молодежи, детских общественных объединений с органами государственной власти и местного самоуправления;

5) формирование активной жизненной позиции молодежи посредством диалога с государством и обществом на основе партнерских отношений.

Основные принципы развития молодежного парламентаризма:

— приоритет защиты прав молодежи и ее объединений;

—доступность и открытость системы молодежного парламентаризма для участия в нем любого молодого человека;

—легитимность создания, функционирования и развития различных форм молодежного парламентаризма;

—демократизм формирования состава различных форм молодежного парламентаризма на основе выборов или конкурсов;

— использование научного подхода к развитию молодежного парламентаризма;

— свободный выбор форм молодежного парламентаризма в каждом регионе и муниципальном образовании;

— рациональное сочетание представительской и просветительной функций молодежного парламентаризма;

—участие непосредственно самой молодежи в лице ее активных представителей в процессе выработки, принятия и реализации решений в области государственной молодежной политики;

— оптимальное количественное и качественное соотношение молодежных парламентов в каждом регионе;

— формирование персонального состава молодежных парламентских структур из числа молодых людей от 14 до 30 лет;

—социальная эффективность и ответственность.

Действующими формами (думы, палаты, правительства) молодежного парламентаризма, во-первых, являются молодежные парламенты при органах законодательной (представительной) власти. Здесь члены парламента выбираются от максимально возможного количества территорий, образовательных учреждений,
молодежных общественных объединений, участвуют в разработке нормативно-правовых актов и иных документов в сфере молодежной политики. Во-вторых, это молодежные парламенты или молодежные правительства при органах исполнительной власти.
Они возникают при главе администрации субъекта Российской Федерации, мэре города, органе по молодежной политике. Как правило, существуют такие парламенты, как молодежные правительства, формирующиеся на основе выборов, открытого конкурса,
путем назначения. В-третьих, молодежный парламент существует как социальная программа органов законодательной, исполнительной власти, одного или нескольких молодежных общественных объединений. Главное здесь — создание условий для участия молодежи в общественно-политической жизни, в процессе принятия управленческих решений. Программа реализуется через организацию молодежных клубов, радио- и телепередач, рекламных кампаний, ведение молодежных рубрик на страницах газет и журналов, работу общественных молодежных приемных.

В условиях современной многопартийной системы значительную роль в приобщении молодежи к участию в делах страны играют различные молодежные организации.

Приведем примеры методов их формирования.

Первый получил название «Кузница кадров». Он используется политическими партиями, представленными в парламенте (например: ЛДПР,
КПРФ). Его назначение — выращивание собственных партийных кадров.
Названия молодежных организаций такие: Молодежное отделение ЛДПР;
Молодежное отделение КПРФ «Союз Коммунистической молодежи».
Второй метод называется «Стадо». С помощью данного метода были сформированы «Молодежное единство», а затем на ее основе «Идущие вместе». Эти молодежные организации имеют четкое административное управление, собственные аппараты, бюджеты. Третий метод — «Идеалистический». В основе организаций, созданных по этому методу лежит некая благородная идея. Например, защита прав человека (Молодежное правозащитное движение), борьба за экологию (Хранители радуги), антифашистское движение (Молодежное антифашистское молодежное действие). Такие организации приобретают форму клубов, которые посещают энтузиасты, работающие за идею и не требующие материальных поощрений.
Четвертый метод — «Сектантский». Он используется радикальными политическими организациями. Суть этого метода: игра на юношеском максимализме, обостренном восприятии молодыми людьми социальной
действительности. Контингент организаций составляют молодые люди из неблагополучных семей или учащиеся профессиональных лицеев и колледжей, а также радикально настроенные студенты вузов. Например: «Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова» (НБП).

Таким образом, юношеская субкультура играет значительную роль в формировании личности подрастающего поколения и особенно в воспитании студенческой молодежи. Важная задача воспитателей и государства — найти способы положительного воздействия на молодежь в деле приобщения ее к подлинным духовным и материальным ценностям.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите условия эффективности профессионального воспитания.

2. Исходя из этапов процесса самовоспитания, составьте собственную
программу самоформирования личностно-профессиональных качеств.

3. Какова особенность проявления нравственной культуры студенчества?

4. Перечислите проблемы воспитания нравственной культуры молодежи и предложите способы их решения на примере деятельности педагогических колледжей.

5. Как решаются задачи патриотического воспитания в воспитательной работе колледжей? Приведите примеры.

6. Каково содержание патриотического воспитания на государственном уровне?

7. Проанализируйте модель гражданской компетентности личности.
Определите ее эффективность.

8. Составьте анкету для студентов колледжа по использованию форм
воспитания в воспитательном процессе колледжа. Каким формам воспитания отдают предпочтение студенты и почему?

9. Выделите суть трех уровней воспитательных инноваций.

10. Проанализируйте содержание современных технологий воспитания. Какую бы из них вы использовали в воспитательной системе колледжа. Обоснуйте свое предложение.

11. Составьте план коллективного творческого дела. Обсудите его со студентами колледжа.

12. Приведите примеры проявления юношеской субкультуры.

13. Дайте классификацию неформальным молодежным объединения. Какие воспитательные меры вы можете предложить для устранения негативных проявлений участников этих объединений?

Решите тестовые задания

1. Эти факторы воспитания оказывают глобальное влияние на уровне
демографических, географических, экологических, политических и дру-
гих особенностей страны:

а) макрофакторы;

б) мезофакторы;

в) микрофакторы.

2. Данный признак воспитания характеризуется тем, что любое воспитательное воздействие имеет цель, тактические задачи реализации, способы перевода целей воспитания во внутренние цели личности:

а) триединая сущность воспитания;

б) целенаправленность воспитания;

в) воспитание как процесс активного взаимодействия педагога и студентов;

г) конкретное содержание воспитания;

д) воспитание как творческий процесс.

3. Суть этого закона воспитания выражается в том, что процесс и результат воспитания зависят от характера жизнедеятельности личности.

а) параллельного педагогического действия;

б) исторической обусловленности процесса воспитания;

в) единства жизни и воспитания.

4. Согласно этому принципу воспитания социализация юношества происходит во взаимодействии студента со сверстниками, педагогами, родителями:

а) коллективности воспитания;

б) центрации воспитания на развитии личности;

в) диалогичности воспитания;

г) вариативности воспитания;

д) культурологичности воспитания;

е) природосообразности воспитания;

ж) гуманистической направленности воспитания;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.