Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование студенческого коллектива 1 страница




Нологии воспитательного процесса. — М., 1994.

Глава 15

15.1. Характеристика студенческого коллектива
как социального образования

 

Одной из центральных задач преподавателей, занимающихся воспитанием, является формирование студенческого коллектива. Приняв 1 сентября новую студенческую группу, классный руководитель и все педагоги, работающие с ней, решают целый ряд проблем. Что характеризует сообщество студентов как учебную группу? Что надо сделать, чтобы группа стала коллективом? Что мешает этому превращению? Сделаем попытку ответить на эти вопросы.

Учебная группа не только административное образование, но и социальная структура. Во-первых, это социальная группа, так как в ней взаимодействуют студенты на основе формальных и неформальных связей. Во-вторых, это группа контактная, так как
студенты объединены для общения на одной территории. В-третьих, это группа малая, так как студенты контактируют между собой и преподавателями на основе общих с ними целей. В-четвертых, это группа формальная, так как учащиеся объединены в ней благодаря юридически зафиксированному статусу студентов среднего специального учебного заведения. В-пятых, это группа первичная, так как студентов связывают не только формальные отношения, но и тесный контакт друг с другом.

Как реально существующее образование, в котором собранные вместе люди объединены каким-то общим признаком, совместной деятельностью, помещены в идентичные условия, учебная группа характеризуется конкретными параметрами. К ним относятся композиция группы, статус и роль студента, групповые ожидания, нормы и санкции. Так, композиция группы характеризуется определенным составом и структурой группы: возрастом ее членов и их полоролевой принадлежностью. Женские объединения эмоционально-ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты. Мужские же — прагматичны; инертны; нередко жестоки, имеют склонность к статусным конфликтам и конфликтам престижа. Существенное значение имеет и профессиональный потенциал будущих специалистов. Каждый член группы занимает в ней определенное положение. Так, статус или позиция — это место студента в системе групповой жизни. Есть звезды-лидеры, есть среди студентов предпочитаемые, принимаемые, изолированные, пренебрегаемые и отвергаемые. Роль как динамический аспект статуса раскрывает реальный перечень функций, которые заданы отдельному студенту группой. Принятие роли сопровождается осознанием своего нового положения, внутренней перестройкой, напряжением умственных и нравственных сил. Если студент не понимает роли или плохо ее выполняет, то данный процесс может сопровождаться конфликтами.

Выполняя свои функции, любой член группы воспринимается и оценивается остальными студентами, исходя из так называемых групповых ожиданий. В качестве ожиданий выступают поведение, деятельность конкретного члена группы. Для определения системы ожиданий существуют групповые нормы и санкции. Групповые нормы соотносятся с социальными нормами или вырабатываются конкретной группой. Соблюдение норм регламентируется системой санкций. Они предлагаются студентам как поощрительные/запретительные, позитивные/негативные.

Становление студенческой учебной группы проходит через формирование групповой сплоченности, динамики групповой жизни и определения механизмов давления группы на отдельного студента.

Групповая сплоченность представляет собой особый тип связей между членами группы на основе межличностных отношений. Чтобы группа была сплочена, нужно выделить две разновидности целей, над реализацией которых приходится работать преподавателю. Это операциональные цели, представляющие собой построение оптимальной системы коммуникаций, и цели символические, соответствующие намерениям каждого члена группы. Сплоченность появляется тогда, тогда в группе создается комфортный микроклимат на основе доверия между участниками; они готовы
к сотрудничеству, испытывают удовольствие от выполненного коллективного дела, готовы учиться друг у друга и общаться в позитивном ключе.

Динамика групповой жизни характеризуется движением развития группы от стадии к стадии. Первая получила название стадии «ориентации». Она возникает в момент знакомства студентов нового набора между собой. Как правило, путем наблюдения и со-
поставления со своим индивидуальным опытом они пытаются понять ситуацию, оценивают, что им подходит, что не подходит, собирают информацию о других, определяют, какие есть негласные правила игры, которые становятся основными в данной группе: как надо одеваться, говорить, реагировать на возникшую ситуацию. Чтобы скрыть неуверенность, студенты стараются не показывать собственных сомнений, стараются демонстрировать свои достоинства, заручиться поддержкой лидера группы или педагога, а чтобы контролировать ситуацию, нередко используют тактику наступления. Вторая — это стадия «конфронтации и конфликта». Здесь прекращается подстройка студента к другим участникам группы, начинается выяснение отношений по поводу того, кто, что, как должен делать; каждый студент определяет собственные функции в выполнении групповых задач. Третья — это стадия «согласия». Принадлежность к группе начинает приносить студентам удовлетворение; они стремятся к интенсивному сотрудничеству и для этого нередко прибегают к компромиссу. Четвертая — стадия «интеграции личных потребностей и требований группы». Группа начинает искать новые, более эффективные способы взаимодействия. Так, например, для обеспечения продуктивности деятельности вводятся еще большие ограничения и жесткие стандарты, усиливается контроль за их выполнением. Развитию группы мешает непродуктивное поведение студентов. Некоторые из них постоянно занимаются самобичеванием: «Я никогда этого не добьюсь; мы никогда не справимся с этим заданием...» или занимают стойкую позицию нигилиста, подвергая сомнению всех и все. Мешают группе и «шутники», которые любое дело сопровождают неуместными шутками, отвлекают внимание других на себя, в итоге теряется драгоценное время для выполнения групповой задачи. «Скучающий студент» — это пример неудовлетворенности и раздражения. Такие студенты всем своим видом показывают, что для них не имеет значения групповое взаимодействие. В студенческой аудитории подобное поведение является формой отмщения другим за нанесенные обиды, причиненное неудобство и т.д. В противовес скучающему студенту в группе всегда найдется «слишком активный студент», который не выносит пассивности других и
затмевает их своей гиперактивностью. Выражением сопротивления группе становятся пропуски и опоздания на воспитательные мероприятия и учебные занятия. Таким образом студент показывает, что групповая деятельность для него трудна, что его интересы игнорируются; к тому же он проверяет, насколько он важен для всех остальных, замечают ли они его отсутствие. Довольно часто во время различных мероприятий студенты начинают вести посторонние разговоры, и это не только показатель этической культуры, но и свидетельство недоверия и раздражения в отношении других студентов и педагогов.

Групповое давление определяется степенью влияния группы на личность. Есть несколько разновидностей этого влияния. Во-первых, фасилитация и конфронтация. На выполнение студентом, как и любым другим человеком, простых задач и несложных автоматизированных действий существенное влияние оказывает присутствие других людей, выполняющих роль стимулятора. А при выполнении сложных или новых действий, наоборот, такое присутствие мешает выполнению работы. Объяснение здесь простое: волнение, оценка со стороны, соревновательность мешают протеканию сложных умственных процессов

Во-вторых, социальная леность. Она возникает как следствие неосознанного стремления студента скрыться за другими — ведь групповая деятельность предполагает общую оценку всех участников процесса.

В-третьих, групповая поляризация. Она проявляется в том, что при групповом обсуждении проблемы мнения членов группы сближаются.

В-четвертых, оглупление мышления. Выражается это в чрезмерном давлении групповых норм на личность, причем возникает оно как следствие слабости группы: прямое ее давление на несогласных; объяснение и оправдание участниками собственных
действий, а не их пересмотр; появление добровольных защитников группы от неприятной информации; стереотипный взгляд на противников, создание иллюзии неуязвимости группы.

В-пятых, влияние авторитетов базируется на склонности людей подчиняться властному лицу. Причем в случае группового давления следовать именно авторитету, т.е. личности, которую человек наделяет высоким уровнем компетентности, атрибутами высокого статуса и т.д.

В-шестых, проявление феномена конформизма. Мера конформности — это мера подчинения в группе. Есть внешняя конформность, означающая внешнее подчинение мнению большинства, и внутренняя, когда человек действительно усваивает мнение большинства. Часто в учебной группе комформизм сопровождается проявлением отдельными его членами негативизма, когда студент, сопротивляясь групповому давлению, намеренно демонстрирует свою независимость. Признание студентом норм и стандартов группы выражается в его поведении. Выделяют три типа такого поведения.

1. Внутригрупповая внушаемость как бесконфликтное принятие студентом мнения группы. Здесь сравнить поведение человека можно с поведением майского жука из сказки Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»: «Жук схватил ее и полетел на дерево.... Покормил Дюймовочку сладким цветочным соком и сказал ей, что она ему очень нравится, хотя и совсем не похожа на майского жука. Потом к ним пришли в гости другие майские жуки. Они разглядывали Дюймовочку с головы до ног: «У нее только две ножки!.. У нее нет даже щупальцев!.. Она очень некрасивая!» — решили наконец все жуки... Тут майскому жуку, который принес Дюймовочку, тоже показалось, что она некрасивая, и он не захотел держать ее у себя...»1.

2. Конформность — осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении. Здесь может проявляться «защита», которая позволяет человеку скрыться в группе от неприятностей,

'

Андерсен Г.-Х. Сказки / худож. С.Ковалев. — Пермь, 1983. — С. 35.

 

настигающих его вне группы. И другой вариант поведения характеризуется тем, что человек не хочет выделяться из-за боязни нарушить единодушное мнение группы. Почти совсем как в сказке «Новое платье короля»: «...Боже, как оно красиво, это новое платье короля! Как оно хорошо сидит!.. Ни один человек не хотел признаться, что ничего не видит, опасаясь, как бы не подумали, что он не справляется со своими служебными обязанностями или слишком глуп. Ни одно платье короля не имело такого успеха!»[9].

3. Коллективизм как результат солидарности личности с задачами коллектива, выраженной в относительном единообразии поведения. Коллективизм цементирует отношения участников группы, сплачивает их вокруг решения значимых задач, способствует возникновению коллектива.

Коллектив группа людей, взаимовлияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива.

Студенческий коллектив — это группа людей, объединенная совместной целеустремленной деятельностью и общей организацией этой деятельности.

Коллектив студентов можно рассматривать и как основную форму целостного учебно-воспитательного процесса, и как ядро воспитательной системы, и как мощное средство воспитания всесторонне, развитой личности будущего профессионала.

Коллектив имеет ряд отличительных признаков: общественно значимые цель и деятельность; отношения ответственной зависимости между членами коллектива; свобода и защищенность личности; единство требований для всех; традиции и нормы отношений; связь с другими коллективами: студенческий + преподавательский; история развития конкретного коллектива.

Как динамическая структура коллектив, будь то школьный ученический, коллектив учащихся профессиональных лицеев, студентов средней и высшей профессиональной школы, имеет конкретные функции.

Первая и главная функция — введение учащихся в систему общественных отношений и процесс накопления ими оцыта этих отношений. Вторая выражается в том, что коллектив — основная форма и важный фактор организации учебной, общественной, трудовой деятельности воспитанников. В ходе разных видов деятельности формируется разнообразная система, отношений членов коллектива друг к другу, окружающим людям, миру вообще. Эти отношения — третья функция — составляют основу мировоз- зрснческой позиции личности на основе принятия нравственно-эстетических норм человеческой жизнедеятельности. Четвертая функция заключается в оказании коллективом определенного педагогического воздействия на становление личности каждого его члена.

Как социально-психологическое образование коллектив имеет параметры, которые качественно отличают его от группы. Они возникают в рамках многоуровневой структуры коллектива. Многоуровневость появляется потому, что в коллективе существуют различного рода межличностные отношения, образующие поверхностные и глубинные слои активности членов группы. Первый слой образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости. Здесь проявляется эмоциональная привлекательность или антипатичность индивидов; групповая совместимость и слаженность действий; затрудненность/легкость контактов; совпадение/несовпадение вкусов; большая/меньшая внушаемость. Однако если в группе в описанных отношениях не прослеживаются внутренние детерминанты, то в коллективе, наоборот, проявляются все детерминанты групповой динамики, опосредованные характером общественных социальных отношений. Второй слой активности членов группы образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и его ценностями. Здесь отношения между
членами коллектива — это отношения товарищества, взаимовы ручки, поддержки, поддержания значимости каждого члена коллектива. Третий слой — выражает каркас связей и отношений к предмету коллективной деятельности. Эти отношения характеризуются мотивами и целями деятельности; отношением к объекту деятельности; принятием каждым членом коллектива социальной значимости и смысла коллективной деятельности.

Коллектив как динамическое структурное образование, подобно группе, в своем развитии проходит не одну стадию. Существует несколько их классификаций.

Если оценивать динамику развития коллектива через эмоционально-символическую аналогию, где критериями выступают целостные, эмоционально-условные образы-с им волы, отражающие особенности взаимодействий между членами коллектива, реаги-
рование на нормы и ценностные ориентации, то можно говорить о пяти стадиях. Первая получила образное название «Песчаная россыпь». Здесь наличествует формальное объединение студентов; пока еще отсутствуют единые цели деятельности; кажется,
что все вместе, но и каждый сам по себе. Такое положение членов коллектива объясняется отсутствием авторитетного центра, вокруг которого обычно происходит объединение членов коллектива. Вторая — «Мягкая глина» — стадия сплочения коллектива. Здесь
заметна роль лидера; если таковой отсутствует, то возникшие на первом этапе приятельские группировки, мало общающиеся между собой, начинают доминировать и задают определенный тон всем отношениям в коллективе. Третья стадия называется «Мерцающий маяк». Коллектив начинает выделяться среди остальных своей непохожестью; уже сформирован актив, однако по-прежнему активная деятельность студентов носит эпизодический характер; коллектив нуждается в помощи классного руководителя. «Алый парус» — четвертая стадия. Студенческий коллектив начинает
подчиняться принципу «Один за всех и все за одного». Это уже слаженный экипаж, командиры которого пользуются авторитетом среди его членов. Однако в затруднительных положениях нередки разногласия; коллектив не всегда может противостоять негативным проявлениям. Пятая ступень — «Горящий факел». Отношения в коллективе строятся на основе делового сотрудничества, взаимопонимания, члены коллектива готовы идти на помощь другим людям.

Если считать коллектив базой развития личности, то можно говорить о трех таких стадиях развития коллектива: стадия естественного сплочения; стадия, когда коллективу удается массовое воспитание; стадия, когда коллектив становится средством индивидуального развития каждого его члена.

Учитывая, что формирование коллектива — это целенапраленная деятельность педагога, нужно говорить о трех таких стадиях: стадия требования, не допускающего возражений; стадия, когда требования педагога поддерживаются активом; стадия, ког-
да каждый предъявляет наивысшие требования к себе (А.С.Макаренко). Если за основной признак становления коллектива взять способы его педагогического воздействия на личность, то на первой стадии происходит самоутверждение как отдельных его членов, так и коллектива в целом. Здесь важно отметить, что естественно возникающие противоречия интересов коллектива и личности приводят к конфликту, который выводит отношения в коллективе на новый качественный уровень гармонизации и общности интересов. Правило безусловности нормы приобретает значение для всех членов коллектива. Вторая стадия характеризуется позитивностью педагогического воздействия, направленного на активную творческую деятельность. /V/w-подход объединяет всех, выдвигая на первый план важность коллективных дел, которые формируют
сопричастность, гордость за свою учебную группу, образовательное учреждение.

Стадиям развития коллектива соответствуют уровни, разделяющиеся по двум критериям: наличие единства помыслов, действий членов коллектива и их активность в реализации коллективных целей.

Разберем характеристику каждого из уровней. На низшем лишь внешне наблюдается формальная целостность. Это происходит из-за того, что члены коллектива принимают его внешние цели, но личные мотивы достижения каждого не всегда совпадают с общест-
венной направленностью. Деятельность в основном исполнительская, а инициатива единичная. На среднем уровне значительно возрастает активность членов коллектива. Начинает складываться общественное мнение; деятельность актива и руководителя коллектива поддерживается большинством, однако еще ярко видна ее неравномерность. Высший уровень — это единство порядка и сознательной дисциплины, мыслей и воли. Деятельность протекает под лозунгом «Ответственность каждого за себя и за других, ответственность всех за каждого». Коллектив представляет собой саморегулирующуюся социальную организацию.

Последнее время наряду с термином «коллектив» употребляется термин «команда», в первоначальном варианте использованный как синоним эффективной рабочей группы. Различие между ними определяется типом взаимоотношений. В качестве основных параметров выделяются два вида внимания: к человеку и к целям деятельности. Команда предпочитает тип взаимоотношений, основанный на учете интересов производства и интересов каждого члена группы. Члены команды в составе не более 5 — 7 человек готовы к сотрудничеству, совместной деятельности, взаимодополняют и взаимозаменяют друг друга в ходе выполнения работы. Это достигается благодаря свободе и открытости информационного обмена, взаимной поддержке действий членами команды, основанной на убежденности в их оправданности, доверию и дружелюбию в отношениях. Выделяют несколько этапов преобразования группы в команду. «Рабочая группа» — результативность ее работы достигается за счет равного старания каждого участника.
«Потенциальная команда» — результат ее действий обеспечивает для участников ясные цели и задачи, совместный подход к их достижению. «Реальная команда» — она строит свой стиль работы на взаимопомощи, поддержке, открытости. «Команда высшего
качества» характеризуется высокой степенью влияния на окружающих за счет наличия у ее членов высокого уровня командной работы и энергетики, разделения лидерства и ротаций ролей, собственных правил и норм.

Превращение группы в коллектив обусловлено рядом факторов.

Одним из них становится педагогическое требование. Оно имеет определенную динамику своего развития. Выступающее на начальном этапе формирования коллектива как технологический прием воздействия педагога на воспитанников, оно постепенно перерастает в активный метод деятельности самого коллектива воспитанников, поскольку без подчинения законам совместной деятельности невозможно осуществить позитивное взаимодействие участников этой деятельности на основе правила «безусловности нормы».

Еще один фактор — общественное мнение. Оно способствует налаживанию эффективной практической деятельности и помогает студентам соотносить имеющиеся в коллективе нормы с собственной системой представлений о важности и необходимости общественной деятельности в коллективе. Общественное мнение проявляется в работе органов студенческого самоуправления, когда каждый учащийся невольно становится на точку зрения интересов всего коллектива. Проявлением общественного мнения каждым студентом является тезис «Забота о группе — это мое дело». Формирование правильного общественного мнения и самого коллектива — это единый процесс, совместное движение учащихся к общественно значимым доступным целям. Поэтому педагогу, работающему в этом направлении, важно следовать нескольким советам.

1. Общественное мнение является сильным инструментом воздействия на членов коллектива тогда, когда в коллективе растет и воспитывается актив, допущенный к решению самых сложных вопросов его жизни, а педагоги и администрация колледжа считаются с активом и поддерживают его в самых смелых начинаниях.

2. Педагог должен позаботиться о том, чтобы студенты понимали общественную значимость целей. Это могут быть борьба за высокую успеваемость; строительство спортивного зала, площадки для проведения вечеров отдыха; подготовка к участию в экс- курсиях, туристских походах, лыжных вылазках; постановка спектакля; помощь подшефной школе, детскому саду в оборудовании игровых площадок, ремонте мебели и т.п.

3. Реализация поставленных целей может проходить в ходе выполнения студентами постоянных и временных поручений, контролируемых общественностью. Это может быть заслушивание на общем собрании, публикации в стенной печати, выговор и т.п.

4. Чтобы общественное мнение стало значимо для каждого члена коллектива, педагогу нужно продумывать условия, при которых каждый имеет возможность реализовать в коллективе свои способности через систему коллективно творческих дел.

5. Педагогу следует также обратить пристальное внимание на систему нравственных норм и правил поведения, регламентирующих взаимоотношения в коллективе.

6. Педагогу следует не забывать о принципе «золотой середины», поскольку недостаточно твердая или слишком жесткая позиция коллектива способна превратить общественное мнение в средство расправы над студентом.

Важный фактор — организация перспективных устремлений. В деятельности коллектива должна быть система близких, средних, далеких перспектив. Близкую перспективу составляют события ближайших дней, недель, часов. Это могут быть тематические классные часы, творческие выставки студентов, экскурсии, участие студентов в проведении мастер-классов вместе с преподавателями-предметниками и т.д. Средняя состоит из набора значительных событий ближайшего месяца. Например, игры КВН, туристические слеты, конкурсы студенческого творчества. Далекая перспектива включает те, что ожидаются в течение длительного срока. Для студентов профессиональной школы это может быть защита дипломов, выпускной бал, посадка деревьев в будущей аллее выпускников, это определение новых традиций, которые будут выполнять и все последующие поколения студентов образовательного учреждения. Чтобы любая из перспектив была действенной, важен алгоритм воспитательных воздействий педагога. К ним относятся выдвижение идей и привлечение внимания к их осуществлению, общая совместная разработка и план подготовки мероприятия, выделение отвечающих за разные направления подготовки мероприятия в виде ответственных или комиссий. Это и создание условий для продвижения перспективы, напоминания, совместные переживания, выполнение общественного дела.

Еще одним фактором становятся традиции. Они способствуют налаживанию коллективистских мнений, делают жизнь коллектива более стабильной, формируют у членов коллектива умение подчиняться общественному мнению и выполнять общественно значимую цель.

Как фактор развития коллектива можно рассматривать его эмоциональный потенциал, который представляет собой заложенные в эмоциональных состояниях людей возможности к возбуждению и воспроизводству жизненной энергии, в определенных
условиях способных значительно повышать активность личности и всего коллектива'. Феноменами эмоциональных потенциалов коллектива являются ситуативные эмоциональные состояния и психологический климат коллектива. Дадим им краткую характеристику.

Эмоциональные состояния выполняют несколько функций: сплочения, оказания психологического давления на личность. Здесь же и социально-ориентировочная функция, стилеобразующая, потенциалообразующая. В коллективе каждый его член участвует в совместной деятельности, вместе со всеми переживая радость победы. Однако нередко человеку приходится подчинять свои переживания мнению большинства, так как расхождения во взглядах могут сказаться на его эмоциональном благополучии в коллективе. Но жить в коллективе и быть свободным от коллектива нельзя, поэтому каждый из нас бессознательно сверяет свои потребности, интересы с оценками других и соответствующими общественными нравственными ценностями.

 

 

'См.: Лутошкин А. //. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М., 1988. —С. 47.

 

 

Эмоциональная жизнь коллектива выражается в стиле поведения его членов. Есть коллективы, которые сразу активно берутся за выполнение порученной задачи, а есть такие, которые долго примеряются. Каждый коллектив обладает определенным потенциалом эмоций, накопление которых можно рассматривать как некий запас энергии на предстоящую деятельность. Эмоциональные состояния реализуются в разнообразных ситуациях коллективно творческой деятельности. Эти ситуации заставляют человека с различной силой актуализировать собственные эмоциональные состояния. Они получили название эмоциогенных ситуаций. Эти ситуации выступают как кратковременные явления, определяемые совокупностью условий, которые актуализируют эмоциональные состояния членов коллектива в соответствии с потребностями данного момента. Они могут существовать от нескольких минут до нескольких часов, быть как сугубо индивидуальными, так и общими для всех членов коллектива. Кратко выделим их суть.

Для коллектива важна ситуация совместных переживаний, поскольку именно совместные действия способствуют реализации потребности человека в эмоциональных связях с другими людьми и обретению чувства «Мы» по принципу «Я, ТЫ, ОН, ОНА —
вместе целая страна...». Совместные переживания увеличивают общее эмоциональное возбуждение при достижении поставленной цели. Интеграции членов коллектива в подобных ситуациях способствуют коллективные «огоньки», «вечера», «походы», «соревнования» и т.д.

Достижения коллектива имеют общественную значимость, если они появились как следствие успеха всех, но не благодаря неуспеху отдельных его членов. Поэтому ситуация успеха/неуспеха имеет важное значение. Достигнутый успех или возникшая неудача создают запас активности для последующей деятельности, являются показателем уровня развития эмоционального единства коллектива. В ситуации успеха у членов коллектива резко возрастает количество новаторских идей, направленных на достижение коллективной цели. Неуспех, неудача дают повод для взаимных обвинений, обид, ссор; нередко они вызывают и полное безразличие к совместной работе.

Результативность деятельности коллектива во многом зависит от эмоциональной привлекательности ее целей. Выделяют несколько типов эмоциогенных ситуаций, связанных с эмоциональной привлекательностью. Психоролевые ситуации, связанные с символикой, проявляются в ритуальных формах деятельности и тем самым создают условия для самовыражения личности, которые нередко отсутствуют в официальной деятельности коллектива. Поэтому так часто в ученических и студенческих коллективах педагоги используют игровое моделирование, тренинги, облекая их в форму «операций», «десантов», «маршей». Объединению членов коллектива, созданию определенного настроя на предстоящую деятельность способствуют музыкально-психологические ситуации.

Примером воздействия музыки на проявление коллективных чувств являются исполнение Государственного гимна страны на соревнования, строевая песня военнослужащих, песни у костра современных пионеров и т.д.

При организации различных форм коллективной деятельности важна роль и цветопсихологических ситуаций.

Так, на диспутах ситуацию доверительности создают желтый, оранжевый, светло-коричневый, зеленый. На тематических вечерах состояние праздничности создают сочетание цветов ярких тонов верхней и средней частей спектра. На праздничных концертах, митингах, вахтах памяти серьезность мероприятия подчеркивают сочетания желтого, синего, оранжево-зеленого — синего.

В коллективном деле нельзя обойтись без ситуации-развлечения, которая реализует потребность личности в новых впечатлениях, способствует ее эмоциональному развитию. Есть мудрая пословица «Делу время — потехе час». В ней заложен определенный смысл. Человек не может все время жить с ощущением долженствования; ему нужна определенная подпитка, роль которой
и выполняет элемент развлекательности. В деятельности важен эффект нового, который стимулирует активную работу психического аппарата личности по переработке новой информации, нужной для выполнения коллективного действия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.