Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е) управленческий. 2 страница




— работает с характеристиками учащихся;

—обеспечивает защиту конституционных прав студентов;

—оказывает разнообразную помощь студентам из семей социально незащищенных категорий, выявляя и ведя их учет;

— изучает условия воспитания в семье;

—работает с родителями индивидуально.

Так же, как и у заместителя директора колледжа по воспитательной работе, в профессиограмме куратора выделяется блок личностно-профессиональных качеств, позволяющих ему быть для студентов «другом», «наставником», «сотоварищем» в совместных делах. Так, куратор должен быть отзывчивым, любить и уважать своих воспитанников, обладать высоким уровнем культуры и широким кругозором, быть уверенным в себе, обладать развитым воображением и памятью, проявлять искренность в отношениях с другими людьми. Личность куратора должна отличаться всесторонностью, гармоничностью, целостностью своего развития, поэтому куратор — это педагог с позитивной «Я-концепцией», с твердой уверенностью в импонировании другим людям, способный к различным видам деятельности, с чувством собственной значимости.

Для осуществления процесса воспитания студентов куратор должен знать:

а) Конституцию РФ, Закон РФ «Об образовании», решения Правительства РФ по вопросам воспитания молодежи, Конвенцию о правах ребенка;

б) современные подходы и технологии воспитания;

в) возрастные особенности своих воспитанников, особенности развития личности и студенческого коллектива;

г) современную научно-методическую литературу по проблемам воспитания;

д) современные исследования в области воспитания детей дошкольного возраста и студентов профессиональной школы.

Он должен уметь:

а) формулировать цели и задачи воспитания;

б) разрабатывать планы воспитательной работы, сценарии воспитательных мероприятий;

в) быть наблюдателем;

г) осуществлять разнообразные виды воспитательной деятельности;

д) анализировать состояние воспитательной практики применительно к конкретной студенческой группе;

е) использовать в своей работе передовой опыт в области воспитания, обобщать, систематизировать и распространять свой собственный.

 

Куратор должен владеть:

а) основными психолого-педагогическими понятиями, с помощью которых осуществляется процесс воспитания;

б) разнообразными методами, средствами, формами организации процесса воспитания;

в) навыками эмоциональной гибкости, рефлексии, эмпатии;

г) техникой внушающего воздействия;

д) механизмами педагогического взаимодействия с воспитанниками и окружающими людьми;

е) разнообразными способами проявления педагогической интуиции и импровизации.

Цели воспитательной деятельности куратора исходят из общих ориентиров воспитания подрастающего поколения. Они могут конкретизироваться в следующих направлениях: формирование у студентов основ научного мировоззрения; формирование системы ценностных ориентиров и нравственных убеждений студентов; формирование социально-активной личности будущего профессионала, готового к решению современных задач воспитания детей дошкольного возраста; становление гражданской позиции будущего профессионала, направленной на позитивное взаимодействие с окружающими людьми в общественной жизни и учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения; создание условий для ориентации студентов в социальной, политической и культурной жизни общества через формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок, определение интересов и склонностей к конкретным видам деятельности.

Цель определяет круг конкретных задач взаимодействия куратора со студентами. Выделяют четыре группы таких задач.

1. Социальные задачи: оказание помощи студенту, создание условий для включения его в систему социальных связей, оптимизация средств, методов и форм воспитания, направленных на развитие личности и ее индивидуальности.

2. Диагностическо-этические задачи: выявление особенностей личности, ее потребностей, интересов, проявлений.

3. Нравственные задачи: реализация в процессе организации воспитательных мероприятий ситуаций нравственного выбора, формирование системы ценностей личности, формирование основ моральной и этикетной культуры, а также культуры взаимоотношений между людьми.

4. Индивидуально-практические: развитие у студентов навыков социальной рефлексии, коммуникативных умений и т.д.

Кроме перечисленных выше групп задач они могут быть разделены на стратегические и тактические. Например, стратегические задачи:

1) организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся: формирование эмоционально-положительного отношения к учебе, знаниям, науке, людям интеллектуального труда; ознакомление с конкретными методами и приемами научной организации интеллектуального труда;

2)стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной программы оздоровления;

3) приобщение студентов к культуре, науке, различным сферам искусства; художественной и публицистической литературе, музыке, живописи, архитектуре, дизайну в быту, национальным традициям и обычаям, культуре поведения;

4) помощь студентам в профессиональной ориентации и самоопределении в процессе самоподготовки к избранной профессии.

Обозначенные выше стратегические задачи реализуются в практической работе со студентами путем решения тактических задач. Эта группа задач должна быть более конкретно и детально проработана куратором с учетом специфики студенческой группы и
воспитательных традиций образовательного учреждения. Чаще всего тактические задачи позволяют куратору ответить на вопросы: что воспитывать? В какой форме? Какими средствами? Как организовать? Например, как приобщать студентов к культурным традициям региона, создавать условия для развития студенческого коллектива, стимулировать проявление общественной активности студентов, воспитывать культуру диалогового общения, посещения театров, музеев, выставок, организации конкурсов, те-
матических вечеров, встреч, участия в общественно-педагогических акциях и т.д.

Вся деятельность куратора фиксируется в специальной документации. Это план воспитательной работы на учебный год; ежедневный план-дневник; папка с результатами тестирования студентов; планы-конспекты классных часов и внеклассных мероприятий; классный журнал; журнал или рабочая тетрадь куратора.

Остановимся подробнее на содержании последних документов. В «журнале или рабочей тетради куратора», «рабочей тетради классного руководителя» постранично отражен весь алгоритм работы педагога. Так, на первой странице представлены сведения о студентах и их родителях. Затем прописана цепочка срочного оповещения студентами друг друга в чрезвычайных ситуациях. Потом идет информационная страничка с указанием адресов и телефонов служб доверия, спасения (МЧС). Еще на одной странице могут быть записаны сведения о детских, молодежных организациях в городе или микрорайоне, адреса и телефоны библиотек; помещена информация об оздоровительных и спортивных центрах, школах. Отдельно предоставлена информация о днях и часах работы факультативов, коллективов художественной самодеятельности, спортивных секций, организованных в колледже.

Если исходить из того, что содержанием воспитания является система отношений и опыта творческой деятельности, формирование интеллектуальных способностей, мировоззрения, социально приемлемого поведения студентов, их подготовка к общественно полезному труду и будущей профессии с учетом культурного на-
следия, то работа куратора с учебной группой разрабатывается по нескольким направлениям. Разберем последовательно некоторые из них.

Важным направлением деятельности куратора является его методическая работа. Она имеет несколько аспектов:

1) ежегодное проведение педагогической диагностики с целью определения уровня воспитанности, корректировки целей, задач воспитательного процесса;

2) подготовка методических разработок в банк данных методического кабинета колледжа;

3) подготовка сообщений на методических объединениях кураторов, участие в семинарах, методической учебе;

4) составление аннотаций на публикации периодической печати по воспитательной работе для картотеки методкабинета, который выполняет функции руководства воспитательной работой кураторов. В деятельности методкабинета есть три формы работы. Так, текущая рассматривается как организация открытых воспитательных мероприятий, взаимопосещений; подготовка семинаров кураторов; оформление разнообразных выставок методических материалов; распространение лучшего опыта воспитательной работы. Итоговая — как организация научно-практических конференций; оформление выставок, стендов, отражающих итоги воспитательной работы. Перспективная — как планирование перспективы воспитательных мероприятий на относительно длинный срок;

5) участие в городских радио- и телепередачах, посвященных проблемам воспитания. Тематика докладов может быть такая: «Работа куратора с органами студенческого самоуправления», «Формирование общественного мнения в студенческой группе»; «Воспитание дисциплинированности и культуры поведения студентов»; «Опыт совместной работы кураторов и воспитателей общежития»; «Вовлечение студентов в оценочную деятельность»; «Об организации диалоговых форм воспитательной работы»; «Об особенностях формирования профессионального интереса студентов» и т.д.;

6) распространение опыта работы в периодических изданиях, книгах, пособиях.

Еще одно направление — работа с родителями. Здесь задачи куратора — сотрудничество с семьей в интересах молодого человека; формирование общих подходов к воспитанию; совместное изучение личности студента и его психофизиологических особенностей; выработка близких по сути требований к личности юноши в процессе воспитания; организация помощи семье в обучении, физическом и духовном развитии молодежи

Это довольно сложный участок работы куратора. Во-первых, 15— 16-летние студенты колледжа чувствуют себя достаточно самостоятельными, поэтому обращение к родителям часто воспринимается как посягательство на их взрослость. Во-вторых, родители, уже имеющие опыт неприятных контактов по поводу невоспитанности их ребенка с классными руководителями в школе, будут избегать общения с куратором в колледже, часто мотивируя это тем, что их сын или дочь довольно взрослые, чтобы самостоятельно отвечать за свои поступки, или, наоборот, станут чрезмерно опекать любимое дитя. Подобная ситуация может негативно сказаться на отношениях студентов с куратором, который выступает в их глазах как «цербер».

В связи с этим куратор строит свое общение с родителями на основе конструктивного взаимодействия, где администрирование и контроль сочетаются с функцией поддержки.

Основная задача куратора в работе с родителями — постоянный обмен информацией, соблюдение единства требований в воспитании молодого человека. Круг вопросов, которые обсуждает куратор с родителями, касается нескольких направлений: охрана здоровья студентов; повышение общей, профессиональной, правовой культуры студентов; организация их досуга.

Куратор в процессе взаимодействия с родительским коллективом своих воспитанников пользуется общепринятыми коллективными и индивидуальными формами работы.

В качестве индивидуальных используются различные беседы, письменные (телефонные) обращения, консультации, приглашение родителя отдельного студента в качестве гостей на классный час, привлечение родителей к совместной деятельности со студентами. Данные формы особенно актуальны в работе со студентами младших курсов, а для групп нового набора они важны в период адаптации последних к особенностям учебно-воспитательного процесса колледжа.

Коллективные формы позволяют осуществить единство требований к воспитанию личности студентов, они направлены на педагогическое просветительство, обмен опытом семейного воспитания. Центральное место среди них занимает родительское собрание. Оно бывает двух видов — общеколледжное и групповое. На нем избирается родительский комитет, который ведет организационную работу между собраниями. Тематика групповых собраний отражает насущные проблемы воспитания, возникшие у куратора в процессе работы с конкретной студенческой группой (например: «Причины неуспеваемости студентов группы»; «Проблемы этической культуры студентов»; «Об общественной активности и социальной лености студентов»). На общеколледжных
собраниях обсуждаются общие проблемы воспитания (например: «Проблемы создания гуманистической среды воспитания в колледже»; «О внедрении в учебно-воспитательный процесс новых технологий воспитания»; «Психолого-педагогическая диагностика воспитания»; «Опыт работы кураторов учебных групп»; «О системе нравственных ценностей современного студента»).

Кроме них куратор принимает участие в организации педагогического лектория, Дня открытых дверей, попечительского совета, тематических вечеров вопросов и ответов, родительских конференций, в проведении разнообразных тренингов, выставок творческих работ родителей и студентов и т.д.

Эффективность воспитательной работы в группе определяется системой взаимодействия куратора с преподавателями, работающими с данной группой студентов, и направлена на продуктивное сотрудничество. Это направление осуществляется благодаря этическому отношению педагогов друг к другу, укреплению авторитета друг друга, оглашению достоинств коллег перед студентами. Следует подчеркнуть, что куратор не наделен административными полномочиями по отношению к педагогам, работающим с его группой, поэтому контакты их носят межличностный характер. Предметом таких контактов становятся: уровень развития общей культуры студентов; их личностные качества и самооценка; выбор приоритетов деятельности; учебные успехи, этика поведения и т.д.

Центральное место в деятельности куратора отводится его работе с группой.

Здесь в фокусе его внимания находится личность студента как целостная, открытая, многоуровневая, развивающаяся система, способная противостоять внешним воздействиям, имеющая собственную позицию, стремящуюся к личностному росту и позитивному отношению к миру на основе положительной самооценки. Поэтому на первый план выходят задачи развития индивидуальности каждого студента.

С этой целью куратор старается:

а) с помощью разнообразных методов диагностировать индивидуальное развитие личности студента и изучает круг его интересов; особенности межличностных отношений, характера; познавательные способности; круг друзей за пределами колледжа; условия семейного воспитания;

б) отслеживать траекторию развития личности воспитанника для индивидуализированного осмысления своего «Я», собственной жизненной позиции и смысла жизни;

в) оказывать студентам помощь в регулировании отношений в студенческом коллективе, места в нем отдельного студента;

г) оказывать студентам индивидуальную помощь в решении разнообразных жизненных, учебных, интимных проблем, проблем здоровья;

д) утверждать у студента чувство защищенности;

е) создавать условия для индивидуализированного восприятия студентом его ближайшего окружения;

ж) с помощью разнообразных методов, средств и форм воспитательной работы индивидуализировать активную учебную, познавательную, нравственную деятельность студента, помогать самореализации личности воспитанника.

В связи с этим для куратора учебной студенческой группы центральной становится фасилитаторская деятельность.

В качестве педагогических условий ее реализации выступают: построение этой деятельности на основе принципа индивидуального подхода; реализация куратором психотерапевтической функции, а также наличие у куратора определенной группы личностно-профессиональных качеств, позволяющих сделать деятельность результативной. Раскроем их суть.

В воспитательной деятельности принцип индивидуального подхода позволяет куратору учитывать специфические условия, повлиявшие на появление какой-либо особенности личности, а также узнать мотивы действия студента, его индивидуальные черты характера, поведения, отношения к другим людям. Проявлением индивидуального подхода является педагогический такт. Его признаки: естественность и простота обращения куратора к студентам; искренность отношений; доверие студенту; просьба без упрашивания; советы и рекомендации без излишней морализации и навязчивости; требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника; отсутствие унижающей насмешливости; деловитость в отношениях; внимательность к студенту без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие или излишнюю возбудимость. Главное в реализации педагогического такта — это нахождение меры между уважением и требовательностью в отношениях куратора к студентам. Однако практическое воплощение принципа индивидуального подхода возможно при обоюдном желании педагога и студентов найти понимание в складывающихся взаимоотношениях. Со стороны куратора желание
проявляется как стремление вступать в отношения с воспитанниками с позиции «эксперта», «советника», «опекуна», уважать самоценность личности студента в независимости от присущих ему особенностей. А со стороны студентов — это потребность получить информацию, совет и даже инструктаж от педагога, желание прислушиваться к мнению куратора и следовать ему.

Фасилитаторская деятельность как работа помощника предполагает наличие у педагога таких сформированных личностно-профессиональных качеств, как здоровое самовосприятие, справедливость, симпатия, внимательность к проблемам других людей и проявление трех видов интереса: интереса к жизни как активность, позитивность отношений, оптимизм; интереса к человеку как выражение неподдельного интереса к личностным проявлениям воспитанника, как уважительное отношение к другим людям, чувство юмора; интереса педагога к культуре.

Психотерапевтическая функция, реализуемая в ситуации взаимодействия куратора и студентов по основе паритетного диалога по принципу «лицом к лицу», представляет собой процесс правильно организованной поддержки.

 

Педагогическая поддержка — это деятельность педагогов и психологов по оказанию превентивной и оперативной помощи студентам в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психологическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением. Благодаря поддержке обеспечивается процесс становления индивидуальности человека, преодолеваются различные трудности в его поведении, создается атмосфера психологического комфорта и ситуации успеха.

Выделяют две группы средств личной педагогической поддержки куратора учебной группы. В первую входят средства, обеспечивающие общую педагогическую поддержку всех воспитанников. Это прежде всего сотрудничество педагога и студентов в различных
видах деятельности. Вторая группа направлена на индивидуально-личностную поддержку. В качестве средства здесь выступает диагностика индивидуального развития, обученности, воспитанности и личных проблем каждого воспитанника.

Поддержка — это как бы ответ педагога на оказанное студентом доверие по отношению к нему. Важно отметить, что куратор оказывает помощь каждому нуждающемуся, а не только тому, кто открыто об этом просит. Поддержки требуют студенты со слабой мотивацией в учении, неуверенные в себе; с трудностями в общении со сверстниками; ленивые, несамостоятельные или агрессивно настроенные студенты.

Содержание педагогической поддержки состоит в преодолении препятствий, т.е. того, что отделяет личность от желаемого результата. Разделяются препятствия на три группы:

1) личностные, или субъективные, или «Я»-препятствия, выражаются:

а) в отсутствии необходимой информации для самостоятельного принятия решения. Педагогу достаточно восполнить недостаток информации, и препятствие может быть устранено;

б) в необходимости дополнительного труда для личности. Здесь поддержка направлена на преодоление трудностей в мотивации;

в) в переживаемых личностью физических, психических, коммуникативных недостатках. Преподавателю нужно создать для студента ситуацию уверенности в себе, обращая внимание учебной группы на явные достоинства воспитанника, помня о мудрой русской пословице «По одежке встречают, по уму провожают»;

г) в отсутствии знаний и опыта у студента, которые куратор компенсирует за счет организации различных мероприятий познавательного характера;

2) социальные, или объективные, или «ОНИ»-препятствия. Это социальная среда, преподаватели колледжа, администрация, друзья, сверстники, семья и др.;

3) материальные препятствия. Они отражают финансовое положение семьи и др.

Для оказания поддержки куратору необходимо четко себе представлять этапы этой деятельности.

На первом, диагностико-коррекционном, этапе куратор:

а) при помощи разнообразных методик педагогической диагностики выявляет тех студентов, которые особо нуждаются в индивидуальной поддержке;

б) анализирует состояние студента в создавшейся проблемной ситуации, рассматривая его как отражение внешней и внутренней действительности, выступающей в виде целостного переживания, связанного с поведением и проявляющегося в нем;

в) определяет цель поддержки в данный момент;

г) обозначает собственную позицию и, если это необходимо, позицию родителей педагогической поддержке студента;

д) определяет функции и способы поддержки. Остановимся на них более подробно. В качестве функций выступают снижение накала неблагоприятного состояния; закрепление положительного состояния; сохранение данного уровня проживаемого состояния; инициирование динамики состояния; преобразование его в соответствии с предстоящей деятельностью. Перечисленные функции реализуются путем: подавления: «Прекрати, пожалуйста»; переключения: «Лучше сделай, подай, принеси, помоги... мне, товарищу...»; игнорирования: «Не будем обращать внимание на... Продолжаем записывать... Лучше запишем следующее...»; санкционирования: «Я тебя (Вас) слушаю внимательно», «Продолжай дальше»; концентрации на положительном и одобрения действий студента, его инициативы: «У тебя обязательно получится, а что ты (Вы) думаешь по этому поводу? «Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал».

Действенным способом проявления индивидуальной поддержки выступают также доброе, ласковое обращение к студентам типа «вы мои хорошие»; тактильные прикосновения: мягко прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, слегка приобнять студента; совместные действия как выражение физического соучастия: посидеть, постоять рядом со студентом; пантомимика куратора: улыбка, подмигивание, кивок, смех; разнообразные советы; доверительный разговор; предоставление определенной информации нуждающемуся студенту; вовлечение студента в воспитательные дела учебной группы или колледжа.

В поддержке важны и способы педагогического воздействия: просьба, а не приказ; совет, а не решение; доверительная беседа, а не допрос; проекция результата, а не угроза; возложение полномочий, а не гиперопека; и т.д.

На втором, деятельноетном, этапе куратор приступает к оказанию практической помощи студентам. В этот момент ему следует опираться на сильные стороны студента; избегать подчеркивания его промахов; всеми доступными средствами показывать, что куратор удовлетворен студентом; демонстрировать студенту любовь и уважение; даже если студент обратился за помощью, позволить ему самому решать проблемы там, где это возможно; избегать дисциплинарных наказаний; демонстрировать студентам педагогический оптимизм через веру в его силы; оказывать студенту знаки внимания; принимать отдельного студента таким, каков он есть на самом деле.

На третье м, результативном, этапе куратору нужно оценить эффективность предложенной им помощи. Эту оценку он получает от студента посредством организации обратной связи, рефлексии студентами и самим преподавателем, а также дает самооценку своей деятельности.

Проблема оказания куратором психологической поддержки своим воспитанникам связана с формированием у последних стремления к счастью как одной из объективных закономерностей человеческой жизни. Забота о счастье воспитанника — цель гуманистической педагогики. Счастье выступает определенным балансом жизни, самоутверждения в ней. На сегодняшний день способность учащегося быть счастливым связана с рядом проблем. К ним относятся пессимистические настроения, отсутствие удовлетворенности жизнью на фоне низкого социально-психологического климата в обществе; стремление большинства взрослых людей найти выход из сложившейся трудной материальной ситуации через употребление алкоголя, а у молодежи допингом выступают наркотики, никотин, секс; на бытовом уровне это соотнесение счастья со случаем, везением, удачей в жизни; отсутствие элементарной психологической грамотности по познанию собственной личностной структуры.

В современной педагогической литературе выделено отдельное направление, которое получило название феликсология воспитания. Оно обеспечивает способность воспитанника быть счастливым в этой жизни на этой земле1.

 

 

'См.: Щуркова НЕ., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания.
Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе. — М,
2004. - С. 7.

 

 

В качестве основных моментов технологии воспитания счастливого человека можно выделить следующие моменты. Во-первых, оглашение своей мечты. Во-вторых, обретение личностного смысла и значимости этой мечты для учащегося за счет ее преоб-
разования в рабочую модель деятельности по достижению цели. В-третьих, расширение круга взаимодействия учащегося с окружающей реальностью на основе разнообразной новой деятельности, заставляющей человека быть активным. В-четвертых, эмоциональное проживание студентами ценностных отношений в каждый отдельный момент организованной деятельности. Здесь важно обучение выражению своих эмоций и формирование уважительного, внимательного отношения к чувствам других. В-пятых, анализ и оценка момента жизни и проживания определенного состояния в данный момент. Центральная мысль при формировании феликсологической способности учащегося — признание ценности другого человека.

Выделим несколько советов своего рода руководства в спо-
собности быть счастливым:

— счастливый человек всегда красив;

— нужно уметь извлекать радость и удовольствие от взаимодействия с любым объектом окружающего мира;

— человек в счастливом расположении всегда великодушен и расположен к добрым отношениям и серьезной работе;

— счастливый человек любое дело выполняет с желанием и азартом, прилагает максимум усилий для достижения хороших результатов.

Работа со всеми студентами направлена на организацию группового взаимодействия, которое, в свою очередь помогает им усвоить нормы поведения в обществе, где они развивают свои способности и личностные качества. Здесь можно выделить несколько этапов работы. Пожалуй, самым ответственным является первый.
Условно назовем его этапом «первого восприятия». Классному руководителю важно продумать и во что он будет одет, и что станет говорить, и о чем пойдет речь во время первой встречи. Этот этап оказывает факторное влияние на весь осуществляемый классным руководителем воспитательный процесс в группе.

Длительность данного этапа колеблется от одного до 10—12 дней. Здесь задача куратора состоит в выдвижении установок, норм, правил межличностных отношений. Именно в этот период складываются первые поведенческие привычки студентов с учетом традиций данного образовательного учреждения. Педагог продумывает и описывает воспитанникам разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных способностей и по возможности интересов. Педагогический смысл этой работы заключается в акцентировании внимания воспитанников на позитивном восприятии жизни во всех ее проявлениях.

Как фактор развития личности будущего профессионала рассматриваются традиции учебной группы, колледжа. Следование им рождает у студентов чувство группового единства. Традиции могут быть самые разные: дисциплинарные, организационные,
межличностные, содержательно-деятельностные, оформительские.

Важным для первого этапа работы куратора с группой является создание условий для налаживания взаимоотношений между студентами группы. Гуманизации отношений способствуют принципиальные установки по отношению одной личности к другой;
применение педагогом разнообразных методов поощрения, оглашение достоинств студентов; проявление заботы, внимания; признание первых успехов студентов; использование положительной оценки внешних и внутренних качеств личности студентов. Важную роль играет и организация классным руководителем системы
бесед, проведение первых диагностик личности воспитанников, направленных на выявление смысложизненных и ценностных ориентиров, профессиональных и личностных интересов, уровня воспитанности студентов.

На данном этапе куратор пытается оформить свои первые впечатления о группе в виде записок-характеристик. Заповедь для куратора на все первые десять дней адаптации студента к условиям колледжа: никаких сравнений и сопоставлений ни групп, ни
отдельных студентов!

Вторым этапом работы со студентами становится организация групповой деятельности. Здесь происходит распределение функций каждого в групповой деятельности в соответствии с индивидуальными склонностями и интересами студентов. Тогда же определяются формы группового контроля и взаимоконтроля деятельности, отмечаются правила, касающиеся внешней организации групповых дел, системы полномочий каждого в группе. Студенты должны ясно представлять не только свои права, но и свои обязанности. Классный руководитель фиксирует их внимание на предметном и воспитательном результате групповой деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.