Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е) управленческий. 3 страница




Для куратора важным принципом работы со студентами на данном этапе становится принцип психологического заражения (заряжения), который проявляется в том, что деятельность одного становится толчком для деятельности другого студента; происходит эмоциональное взаимовлияние; получаемый энергетический заряд стимулирует активность студентов. Выражением уважения к студенту, возвышение его в собственных глазах, повышение его авторитета в группе становится инструментовка поручения, задания или просьбы с позиций «имеешь право».

Ведущим в работе куратора с учебной группой становится задача превращения ее в коллектив. В формировании коллектива выделяется несколько этапов.

Номинальная стадия — это этап формирования целостности коллектива. На первой стадии педагог действует авторитарно. Все распоряжения, указания отдает сам. Знакомит учащихся с задачами, целями, стоящими перед коллективом, перспективой деятельности. Особое внимание следует обратить на контроль, формируя ответственное отношение к порученному делу, привычку неуклонно выполнять поручения старшего. Наиболее инициативные, трудолюбивые, ответственные учащиеся вовлекаются в актив.

Стадия ассоциации, когда уже можно опираться на более или менее сплоченное ядро, актив. Требования теперь выдвигаются не только от имени преподавателя, администрации, но и от имени актива. Общественное мнение коллектива постепенно становится более сильным регулятором нравственного поведения учащихся.

В стадии кооперации еще более укрепляется общественное мнение. Его основная функция — формирующая. На этой стадии предлагается регулярно создавать ситуации «сопереживания», «непринужденной принудительности», «свободного выбора», «мораль-
ного творчества». Играя определенную роль в той или иной ситуации, учащиеся испытывают чувство сострадания, сопереживания, активизирующие психику. Меняется тактика классного руководителя; теперь он действует через актив, что не исключает индивидуальной работы с отдельными учащимися

Стадия автоматизации свидетельствует о том, что происходит обособление коллектива. Здесь целесообразно устраивать дружеские встречи с параллельными классами, младшими, старшими, провести с ними совместное мероприятие. Педагог действует через актив, который поддерживается всеми учащимися. Каждый член коллектива начинает сам предъявлять к себе высокие требования, только после этого группа учащихся становится коллективом в полном смысле этого слова.

Приведем пример педагогической технологии А. С. Макаренко по формированию коллектива.

Первый этап — усвоение воспитанниками требований, которые предъявляет учитель, являющийся в концепции Макаренко носителем прогрессивных ценностей и мировоззренческих установок. Важнейшие из них следующие: уважение к личности другого человека, сохранение чувства собственного достоинства, создание условий для развития личности. Каждый, кто не принимал эти требования, имел право покинуть колонию и коммуну.

На втором этапе названные требования принимались активом коллектива, чьей задачей было введение их в сознание и поведение колонистов и коммунаров.

Отличительная особенность третьего этапа — интериоризация требований всеми членами коллектива.

Четвертый этап характеризовался усвоением норм и ценностей и неуклонным следованием им.

Важнейшими элементами педагогической технологии выступали тон и стиль, традиции, складывающиеся в коллективе, производительный груд воспитанников. Проявлением стиля и тона стали постоянная бодрость и подтянутость, деловитость и точность в работе, спокойная уверенность в своих силах, радостное, оптимистическое отношение к жизни. А традиция, по А. С. Макаренко, — это «фонд коллективных ценностей», создающих определенную «индивидуальность» коллектива. Производительный труд позволяет зафиксировать внимание воспитанников на таких вопросах: что делаем? Для кого/чего делаем? Каков общественный результат?

При формировании коллектива для куратора важно создать условия для проявления студентами общественной активности, которая базируется на способности человека производить различные преобразования на основе творческого подхода к выполнению задания, общительности, волевых актов. Общественная активность предполагает наличие у студентов интереса к общественной работе, проявление таких нравственно-волевых качеств, как инициативность, требовательность к себе, готовность помочь другим при выполнении общественного мероприятия, организаторские умения. Общественная активность является видом социальной активности личности. Общественная активность является результатом глубокой самореализации личности. Значимость работы куратора выражается в том, что общественная активность студентов, с одной стороны, служит показателем социальной активности личности, а с другой — является производным этой социальной активности. Критериями социальной активности становятся:

— направленность социальных ориентации студентов, выраженных в характере их интересов, стремлений, идеалов;

— количественные и качественные показатели учебной, трудовой, общественной деятельности.

В рамках данных критериев есть несколько групп показателей:

1) сформированность нравственных понятий и представлений, которые характеризуются пониманием студентом необходимости участия в трудовой, общественно-политической, художественно-эстетической деятельности;

2) степень овладения студентами системой профессиональных знаний;

3) мотивация социальной активности, проявляющаяся в соответствии интересов коллектива интересам отдельного студента;

4) самодеятельность, инициатива, ответственность, способность к самооценке и самоконтролю.

Общественная активность студентов развивается через действие нескольких «законов». «Закон сохранения общественной активности» показывает, что общественная активность не может исчезнуть совсем, она лишь затухает или находит свое выражение в
других сферах деятельности. Так, активность участия студентов нового набора в общественных делах колледжа нередко заметно снижается к средним курсам, однако студенты весьма активны вне колледжа. «Закон воспроизводства» лидеров в коллективе проявляется в том, что с развитием коллектива количество лидеров увеличивается с увеличением количества общественных дел в различных сферах деятельности. Получается, что активист, ведущий одно дело, может быть ведомым в другом.

Общественная активность лидера воздействует на остальных. «Закон заражения» выражается в том, что организатор как бы заводит остальных членов коллектива своей энергией, интересом к коллективному делу.

Куратору нужно быть внимательным к отбору претендентов на роль организатора общественного мероприятия, поскольку общественная направленность может быть и отрицательной, когда лидер-организатор, совершивший асоциальный поступок, активно
способствует формированию отрицательных установок у других членов коллектива. «Закон (правило) пульсирующей кривой коллективообразования» требует учета в динамике развития коллектива периодов «взлета» и «падения», которые зависят от активности его членов.

Совершенно очевидно, что любое воспитательное мероприятие требует не только принятия студентами новой информации, но и выраженного отношения к нему, поэтому если коллектив находится в периоде «падения», то лучше или отложить проведение мероприятия на некоторое время, или продумать средства перевода участников в состояние активности и взлета.

«Закон (эффект) самоуправляемости групповой организованности» проявляется в том, что студенты могут установить оптимальную систему управления при отсутствии куратора.

«Закон (правило) маятника эмоциональных состояний жизнедеятельности коллектива» определяется тем, что эмоциональные состояния группы (коллектива), проходящей путь от положительного до отрицательного состояния и обратно, находятся в маятникообразном движении. Данное правило необходимо учитывать при планировании воспитательных мероприятий, которые должны быть эмоционально насыщены.

«Закон (правило) практичности социальной перцепции организатора» действует благодаря учету индивидуальных особенностей членов коллектива, возникающих между ними межличностных отношений. Лидер-организатор отражает психологические особенности групповой жизнедеятельности не вообще, а в процессе выполнения своей организаторской задачи.

«Закон (правило) определения диапазона разновозрастности контактной группы» при организации воспитательных мероприятий предполагает учет психологически допустимых и педагогически целесообразных возрастных границ соединения студентов,
отличающихся по возрасту. Самый оптимальный диапазон составляет 3,5 года. Разница в 4 — 5 лет создает внутри группы старшую и младшую подгруппы, а диапазон в 7 лет приводит к отторжению самого старшего и самого младшего возраста, которые не
пускают других в свое сообщество. Возникает ситуация, когда старшие всегда учат, а младшие все время остаются в позиции воспитуемых без права собственного голоса.

На проявление студентами общественной активности влияют несколько феноменов. Всем наиболее знаком «феномен белой вороны». Есть еще «феномен психодинамического стиля активности». На динамичность стиля жизнедеятельности коллектива оказывают влияние индивидуальные стили организаторской деятельности его членов, формы организации совместной деятельности.

В любом коллективе важна роль лидера. Как ведущий за собой коллектив, лидер бывает формальным. Это староста группы и отдельные члены актива. Помимо них появляется и лидер неформальный. Именно ему студенты делегируют право принимать решения в значимых для коллектива студентов ситуациях. Он же возглавляет отдельные неформальные объединения студентов по три и более человек. Такое дробление препятствует формированию подлинного коллектива. Выделяют несколько типов нефор мальных лидеров. Опишем их характеристики по мере положительного влияния на остальных членов группы. Однако прежде нужно заметить, что неформальное лидерство потому и сильно, что и в ситуации положительного, и в ситуации отрицательного влияния лидер ведет других за собой.

Так, «соверен» появляется на основе любви из-за того, что он отечески относится к другим, пытается решить их проблемы, берет определенную ответственность на себя.

«Вожаку» подражают, в нем видят концентрацию своих желаний и возможность их удовлетворения.

«Организатор» — уважаемая личность в силу своих способностей придумывать интересные дела и доводить их до конца.

«Герой» — стандарт справедливости для всех остальных. Он увлекает за собой в силу собственной жертвенности.

«Кумиром» часто становится студент, обладающих привлекательной внешностью, неординарными художественными способностями, независимым характером.

«Дурной пример» заряжает всех своей эмоциональностью. «Тиран» внушает чувство повиновения с помощью физической силы.
«Соблазнитель» становится лидером, играя на слабостях других. Это, как правило, хороший манипулятор, поэтому его любят, не замечая истинности целей.

Положение «белой вороны» занимают в группе антилидеры: «изгой» и «козел отпущения».

Для куратора важно определить степень влияния и систему взаимоотношений между формальным и неформальным лидером, а также степень проявления в группе феномена лжелидерства. Он выражается в том, что в группе неформальные лидеры часто не хотят выполнять официальную роль лидерства, уходят в тень, но при этом сохраняют свои позиции. Они намеренно выдвигают на эту роль другого студента, который условно и называется «лжелидером». Им становится студент, который не несет в себе угрозу противопоставления реальным лидерам, но обладает навыками руководства. Важно отметить, что «лжелидером», как правило, манипулируют; он воспринимает предложение лидерства как «подставную фигуру». Манипуляторы делают все, чтобы их кандида-
туру приняли другие студенты, а особенно куратор.

Эффективность работы по формированию коллектива определяется работой куратора с активом группы. Одной из существенных ошибок педагога на первых этапах формирования коллектива является неверный подбор актива. Намечая учащихся в актив,
преподаватели чаще всего обращают внимание на отношение воспитанников к учебе. Студенты же ценят в товарищах в первую очередь волевые черты характера, доброту, приветливость, отзывчивость и только потом успеваемость. Игнорирование мнения
воспитанников приводит к тому, что актив перестанет пользоваться поддержкой коллектива и не будет в состоянии оказать необходимую помощь педагогу.

Воспитательная деятельность куратора среднего профессионального учебного заведения направлена на формирование у студентов интереса к профессии, которая выражается в оказании помощи в адаптации к новым условиям; опоре на положительные качества студентов; стимулировании их интереса к своим личным качествам; в побуждении студентов к самовоспитанию.

Большое влияние на формирование профессионального интереса студентов оказывают знакомство с будущей профессией и людьми этой профессии; проведение мероприятий, стимулирующих овладение студентами профессиональными умениями и навыками.

При организации такой работы куратору нужно:

а) показать студентам нравственный аспект профессиональных знаний для их будущей практической деятельности;

б) акцентировать внимание студентов на том, что интерес к профессии — это двусторонняя деятельность и преподавателя, и студентов;

в) предложить студентам кодекс профессиональной этики;

г) подчеркнуть важность самовоспитания и самообразования как двух взаимосвязанных направлений деятельности каждого студента в познании будущей профессии;

д) проводить ежедневный самоотчет по вопросам: «Что нового я узнал сегодня для своей профессии? Какие знания я получил на учебных занятиях в колледже и как они мне помогут в практической работе с детьми? Что или кто мешал мне сегодня в познании моей профессии?»

При проведении профессионально ориентированных мероприятий существенное место отводится классным часам. Подобная форма работы выполняет несколько функций: просветительскую, ориентирующую, направляющую.

Обратим внимание на несколько с о вето в по подготовке организации классных часов.

1. Лучше, если куратор наметит себе определенные направления их проведения (например, самовоспитание и самообразование студентов; рекомендации и практические советы по организации учебы в колледже; этика поведения, культура отношений с другими людьми; подготовка к семейной жизни; профессиональный интерес, эстетика и художественная культура и т.д.). Их выбор обусловлен традициями проведения подобных мероприятий, применяемых в данном учебном заведении, возрастными особенностями студентов, личностными предпочтениями куратора, а также интересами самих студентов.

2. Обозначив конкретные направления классных часов, куратору следует определить приоритетные задачи, решаемые на каждом курсе. Так, на первом курсе куратору необходимо привить студентам навыки самообразования и самовоспитания, создать
предпосылки для формирования интереса к избранной профессии. На втором — основу задач составляют коммуникативные навыки, этика взаимоотношений с другими людьми, профилактика правонарушений. На третьем курсе рассматриваются вопросы правового и патриотического воспитания, обсуждаются вопросы подготовки к семейной жизни. На четвертом — основу составят классные часы профессиональной направленности; для юношей — подготовка к службе в армии.

3. Все классные часы носят тематический характер. На первом курсе это такие темы: азбука НОТ (о культуре умственного труда); тебе предстоит экзамен (рекомендации по подготовке); его пример — тебе наука (о достижениях выдающихся ученых); учитесь властвовать собой (о необходимости самовоспитания); закон обо мне, мне о законе (профилактика правонарушений)1.

4. Можно предложить и такое распределение тематики классных часов. В ходе «Часа коллектива» идет обсуждение проблем, возникших в студенческой группе, состояния самоуправления, выполнения студентами общественных поручений и коллективных отношений. Во время «Часа творчества» подводятся итоги выступлений студентов в разнообразных смотрах, конкурсах, выставках, их участие в работе факультативов, творческих коллекти-

 

См.: Крикунова Т.К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в сред-
нем специальном учебном заведении. — М., 1999. — С. 80—81.

 

bob и т.д. «Час семьи» посвящен осмыслению опыта семейной жизни. «Педагогический час» направлен на формирование у студентов интереса к избранной профессии. Они знакомятся с биографиями выдающихся отечественных педагогов и психологов, новинками научно-методической литературы, проводят заочные экскурсии по музею игрушки, общаются с педагогами-победителями конкурсов педагогического мастерства и сами проводят такие конкурсы в своей группе. «Час психологии» направлен на повышение уровня психологической грамотности студентов. Сведения, полученные в ходе этого мероприятия, студенты могут использовать для самопознания, в работе с детьми. Это могут быть: заседания психологического клуба; выпуск студентами психологического журнала и его презентация; обсуждение причин возникновения конфликтов; социометрические исследования статуса студента и групповой динамики и т.д.

5. В каждой из приведенных форм классного часа может быть использован ряд заданий для студентов, направленных на формирование профессионального интереса: интервьюирование специалистов, имеющих опыт работы; организации встреч с людьми интересных профессий; участие студентов в оформлении стендов (например, «Практика в ДОУ», «Лауреаты конкурса педагогического мастерства» и т.д.); оформление тематических стенных газет, посвященных профессиональным датам; выступление с рассказами о будущей профессии перед студентами младших курсов, родителями; составление отчетов о прохождении педагогической практики и т.д.

Отдельным направлением работы куратора является воспитательная работа в общежитии. Здесь куратору надлежит осуществлять тесный контакт с воспитателем общежития и родителями студентов, проживающих в нем. Кроме них куратор опирается на актив студентов, который объединяется в студенческом комитете по общежитию. Совместными усилиями планируется их работа. В плане выделяются такие направления, как изучение студентов с помощью разных диагностических методик; воспитание сознательной дисциплины; воспитание в коллективе: создание морального климата в коллективе, развитие самоуправления, оперативность и гласность информации; культура межличностных взаимоотношений; организация самостоятельной работы студентов; досуг, быт студентов — самообслуживание, дежурство, субботники; воспитание бережного отношения к собственности.

Процесс воспитания — это процесс трудностей и противоречий. Они связаны с множеством факторов, один из которых можно бы назвать «сопротивлением воспитанию». Разделим содержание этого фактора на несколько составляющих.

Во-первых, обратим внимание на психологические аспекты. Возьмем «инфантилизм» как проявление у юношей черт психики и особенностей поведения, свойственных детству: бегают, скачут по коридорам, непозволительно громко обсуждают свои пробле-
мы, смеются. Кажущаяся энергия трудно направляется «в мирных целях». Студенты со всем соглашаются и вроде бы готовы к деятельности, но не приходят в назначенный срок, забывая об обещаниях.

Нередко у студентов-первокурсников можно наблюдать регрессию поведения, когда проявляются еще более примитивные формы «детского поведения», например: они грызут ногти, способны сосредоточенно слушать не более 5—10 минут.

Эффект «Мы» и «Они» проявляется как бессознательная консолидация с определенной общностью и намеренное отделения себя от другой. Так в учебной группе появляются различные группировки.

Эффект «Быть как все/не быть, как все» выражается в демонстративно-вызывающем поведении: в жаргонных словах, показной независимости, измененном имидже, тоне общения. У студентов часто наблюдается «синдром хронической усталости», связанный с физическими и психическими перегрузками.

«Синдром посттравматического стресса» как совокупность негативных последствий стрессорогенных факторов проявляется в безудержном типе реагирования на внезапные раздражители. На негативное восприятие воспитательных воздействий со стороны классного руководителя оказывают влияние так называемые «критические ситуации развития».

Для студентов профессиональной школы это стресс, особенно в период адаптации на первых курсах. Или фрустрация, когда по прошествии некоторого времени обучения в колледже или вузе у студента происходит рассогласование между сильной мотивацией достичь поставленной цели и возникающими препятствиями в ее достижении: «Думал — теперь я студент и будет отношение как ко взрослому, а пришел в колледж, и опять школьная система запретов». Как критическая ситуация, влекущая за собой конфликт, воспринимается студентом ситуация выбора. Кажется, поступал по желанию, осознанно, однако проучившись на первом, втором курсах, студент начинает понимать его ошибочность и возникает вопрос: «Что делать?» Времени потерянного жалко, учиться осталось немного, вот и переключается его сфера интересов во вне, а «студенческая жизнь» не интересует совсем.

Во-вторых, обратим внимание на педагогические аспекты. В ответ на нетактичное, неэтическое поведение педагога, на неприятие его жизненной или профессиональной позиции, свидетельствующих о нарушенных межличностных отношениях, воспитанники
реагируют с позиций психологических механизмов самозащиты личности. Существующие формы самозащиты студента относительно воспитательных воздействий педагога проявляются в виде проекции собственных негативных личностных качеств или поступков на других. В этом случае тот, кто использует данный вариант защиты, «клеймит позором» остальных за совершенные проступки. Нередко студент пытается оправдать неприемлемые поступки вполне приемлемыми моральными основаниями. Это — рационализация. Довольно часто студенты используют подавление, и тогда их взаимоотношения с преподавателем на предмет выполнения внеклассных заданий строятся по принципу «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу».

Для кураторов учебных групп важно также помнить, что поступившие студенты уже имеют некоторый опыт и сложившуюся реакцию на воспитательные воздействия педагогов средней школы, поэтому приходят они в колледж или вуз уже с грузом образовавшихся проблем в сфере воспитания. Перечислим несколько последствий сопротивления школьному воспитанию. Как особые психические состояния, сопровождающие студента, назовем апатию, напряженность, одиночество, смысловой барьер. Выражается все это в безразличном отношении к предлагаемым воспитательным мероприятиям, в затруднительном взаимопонимании и со своими сокурсниками, и с преподавателями. Студенты, проживающие в общежитии, нередко страдают от одиночества, впадают в депрессию; для них актуальной становится потребность в эмпатии со стороны других людей, их окружающих. В профессиональную школу приходят уже относительно сформированные личности, имеющие специфический набор качеств от негативизма, эгоцентризма, демагогичности до чрезмерной застенчивости, с конкретным сопротивлением воспитанию в виде деморализации как потере нравственных критериев, с комплексом неполноценности относительно своих мнимых и реальных недостатков, с чувством отчуждения как неприятия противоположных взглядов и социальных ценностей, физического общения как общения бессодержательного.

Снижают эффективность воспитательной работы куратора допускаемые им ошибки педагогической логики. Дедуктивное предсказание, построенное на предположении о необходимости применения только того или иного метода и средства воспитания как единственного, не находит подтверждения в практике. Этический фетишизм, выраженный в запрещении использования того или иного метода и средства воспитания как неэффективного или вредного, нарушает действия закона «единства и борьбы противопо-
ложностей», согласно которому в каждом социальном явлении есть две стороны. Поэтому, например, такие методы воспитания, как поощрение и наказание, всегда сосуществуют рядом. Важно только избрать правильный подход в их применении. Некоторые педагоги в силу своей методической компетентности предпочитают использовать отработанный метод или средство. Такое усредненное средство считается панацеей от всех бед. Так, например, педагог предпочитает предъявлять студентам только прямое требование, забывая о других. Как затруднения в воспитании выступают педагогические предрассудки и предубеждения педагога.

Преодолению перечисленных факторов сопротивления воспитанию и исправлению ошибок педагогической логики способствует осуществление воспитательного процесса в виде конкретного алгоритма деятельности куратора. В данном случае алгоритм деятельности позволяет куратору быстрее осуществить анализ, корректировку своей деятельности в направлении повышения ее результативности.

Во-первых, он должен четко себе представлять и уметь формулировать цели и воспитательные задачи предстоящей деятельности.

Во-вторых, у него должна быть «программа воспитания», которая составляется с учетом государственных программных документов, современных подходов и концепций воспитания.

В-третьих, он должен иметь «методический инструментарий осуществления воспитательного процесса» в виде набора средств, методов воспитания, форм проведения воспитательных мероприятий. Так, при отборе методов и форм воспитания необходимо соблюдать принцип «параллельного действия», позволяющий оказывать непосредственное воздействие на личность и через коллектив. Организационная форма любого воспитательного мероприятия может быть вписана в равнобедренный треугольник, в котором с одной стороны — содержание, с другой — способы деятельности воспитателя, а с третьей — деятельность воспитанников.

В-четвертых, у него должен быть «план работы», содержание которого помогло бы оказать комплексное воздействие на сознание, деятельность и общение студентов.

В-пятых, куратору важно определить формы оперативного контроля за эффективностью воспитания.

В-шестых, в его арсенале должны быть педагогические диагностики, позволяющие ему корректировать результаты воспитания в контексте поставленной цели. На основе изу1ьения каждого студента и студенческой группы в целом следует конкретизировать
воспитательные мероприятия с учетом близких, средних и далеких перспектив.

В-седьмых, куратор должен уметь анализировать имеющиеся вое питательные результаты и на этой основе определять перспективы воспитательного процесса на следующий учебный год.

Эффективность воспитательной работы куратора во многом зависит от качества ее планирования. Планирование вид умственной деятельности, при котором создается образ потребного будущего, включающий понимание этапов его достижения.

Педагогическое планирование воспитательной работы в конкретной учебной группе осуществляется куратором на основе:

— принципа добровольности участия студентов в воспитательных мероприятиях в соответствии с их интересами и способностями; систематичности организации внеклассных мероприятий; личностно ориентированного подхода в развитии и формировании личности студента; свободы творческих проявлений студентов; вариативности, проявляющейся в использовании при проведении воспитательного мероприятия разнообразных материалов (источников информации, учебных средств и инструментов); форм работы (групповой, парной и индивидуальной) и способов действия, что позволяет каждому учащемуся сделать собственный выбор на основе своих интересов и возможностей; гибкости, которая определяется возможностью куратора вносить изменения по ходу проведения мероприятия, исходя из наблюдений за реакцией студентов; открытости, которая выражается в возможности куратора активно использовать в воспитании субъектный опыт

— студентов, их собственные идеи и предложения, применять открытую систему планирования.

При планировании работы главным является комплексный подход к воспитанию. Куратору нужно уйти от направленческого подхода, при котором планирование сводится к процедуре элементарного подбора мероприятий по каждому из направлений работы. Такое планирование страдает прямолинейностью, упрощенностью, а нередко формализмом.

Планирование воспитательной работы в учебной группе преподаватель осуществляет индивидуально, но с учетом коллективных пожеланий студентов. При планировании воспитательной работы должно осуществляться сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм и работы куратора со студентами.

При планировании куратору необходимо четко распределить функции между участниками воспитательного процесса, определить характер их взаимодействия.

Планирование бывает календарное (тематическое) и перспективное. Календарное (тематическое) осуществляется на месяц, семестр, а перспективное охватывает весь год.

Осуществляется оно в форме программы воспитания и плана
воспитательной работы.

 

Программа воспитательной работы имеет такую примерную
структуру.

1-й вариант

I. Объяснительная записка:

— особенности класса и воспитанников;

— особенности ближайшего социального окружения каждого ребенка и его взаимодействия со средой;

— принципы отбора содержания и организации воспитательного процесса.

II. Воспитательные цели.

III. Содержание и организация воспитательного процесса.

1. Организация жизнедеятельности детского коллектива:

— задачи;

— содержание;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.