Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е) управленческий. 4 страница




— способы реализации задач.

2. Организация деятельности органов детского самоуправления:

— задачи;

— содержание и способы реализации задач.

3. Сотрудничество в достижении воспитательных результатов:

— задачи;

— содержание и формы сотрудничества.

2-й вариант

Программа воспитательной работы на возрастной ступени
(примерная структура)

I. Объяснительная записка:

— возрастные особенности класса и воспитанников;

— краткое описание имеющихся воспитательных результатов;

— принципы отбора содержания и организации деятельности;

— принципы построения программы.

II. Воспитательные цели.

III. Содержание и организация воспитательного процесса.

1. Организация жизнедеятельности параллели классов:

— задачи;

— содержание;

— способы реализации задач.

2. Организация деятельности органов детского самоуправления:

— задачи;

— содержание;

— способы реализации задач.

3. Организация деятельности органов самоуправления классов:

— задачи;

— содержание;

— способы реализации задач.

4. Взаимосвязь с другими возрастными ступенями:

— задачи;

— содержание;

— способы реализации задач.

5. Сотрудничество в достижении воспитательных результатов:

— задачи; *

— содержание;

— формы сотрудничества.

 

Теперь разберем особенности плана работы. Основное назначение плана — повышение качества воспитательной работы куратора. Главная цель деятельности куратора в соответствии с планом —оказание оперативной помощи студентам в профессиональном, этическом, жизненном выборе; содействие профессиональному
становлению личности студента; создание педагогических условий формирования у студентов системы ценностных ориентиров и отношений. При его составлении куратору следует учесть несколько требований. План должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию. Необходимо помнить, что деятельность классного руководителя не должна сводиться к работе «ради плана».

План отражает соотношение общеколледжных и групповых мероприятий, отражает специфические особенности колледжа, региона, города.

План должен быть конкретен, четко отражать все звенья подготовки конкретного воспитательного мероприятия, подводить его итоги и давать оценку результатов.

План составляется на месяц, семестр, год. Календарный (тематический план) — это рабочий план куратора. Он краток, содержит информацию о тематике планируемых дел, дату и время их проведения. Чаше всего такой план разрабатывается как план-
сетка.

 

Приведем примеры вариантов оформления такого плана.

1-й вариант

План воспитательной работы с группой на (месяц) 2... года

Цель Направления работы
  1.
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  
  6.  
  7.  

 

2-й вариант

План воспитательной работы на 1-й семестр 2... года

Направления работы 1-й семестр
Задачи Содержание Результат
1. Диагностика личности, коллек- тивных отношений. 2. Организация деятельности орга- нов самоуправления. 3. Организация деятельности сту- денческого коллектива. 4. Индивидуальная работа со сту- дентами. 5. Взаимодействие с родителями.      

3-й вариант
План работы куратора

Месяц Число Направления деятельности куратора
    Форми- Совер- Фор- Эти- Учеб- Рабо- Мето- Раз-
    рование шенст- миро- кетная ная та с диче- ное
    интел- вова- вание куль- дея- роди- ская  
    лекту- ние идеа- тура тель- теля- работа  
    ал ьно- психи- лов юно- ность ми кура-  
    познава- ческих жизни шества     тора  
    тельных про-            
    процес- цессов            
    сов              

 

Планирование перспективного плана более сложное. Предварительно куратору надо осуществить анализ состояния и результатов воспитательного процесса в группе в целом, смоделировать образ студенческой группы, конкретизировать педагогический замысел воспитательных мероприятий и выделить сроки их проведения.

Так, при анализе воспитательной работы педагог может использовать несколько подходов. При описательном анализируются события в студенческой группе, которые непосредственно наблюдает куратор. При полярно-оценочном подходе выделяются две противоположности: положительные и отрицательные моменты воспитательной работы в группе. При системном подходе дается целостный анализ в единстве и взаимосвязи всех компонентов: субъектов, целей, средств, методов, форм, результатов воспита-
тельной деятельности. При проблемном внимание акцентируется на выделении проблем, возникших по ходу проведения мероприятия или воспитательной работы с группой. При личностно ориентированном подходе опора идет на выделение таких аспектов, как развитие личности студента; его достижения; становление индивидуальных особенностей; наличие психологического комфорта в студенческом коллективе; функционирование психолого-педагогической поддержки студентов со стороны куратора и преподавателей.

Образ студенческой группы — это те представления о ней, которые складываются у куратора о студенческом сообществе.

Такие представления имеют три составляющие:

— образ студента, т.е. представления о тех качествах, которыми он должен обладать, чтобы справляться с возложенными социальными функциями;

— образ жизнедеятельности студенческого сообщества, т.е. представления об отношениях между членами группы, атмосферой в коллективе, способах совместной деятельности;

— представления о внешних связях и отношениях студенческой группы, которые построены на связях с ближайшим социальным окружением и связях внутри педагогического коллектива колледжа.

Начало планирования связано с осознанием необходимого, возможного и желаемого состояния воспитательного процесса в студенческой группе. Куратору нужно учесть и то состояние, которое моделируется на основе объективных закономерностей и тенденций развития процесса воспитания в данной учебной группе,и те реальные условия функционирования студенческого коллектива, которые он выявил в процессе наблюдения и анализа, и те коллективные предпочтения и интересы, которые имеются в группе.

Разделы плана разнообразны. Это может быть развернутая характеристика учебной группы, формирование студенческого коллектива, работа с активом учебной группы, организация общественного полезного труда, нравственное воспитание, культурно-
массовые мероприятия, работа с родителями. Сколько бы разделов ни было в таком плане, обязательными остаются конкретно сформулированные цели и задачи работы и характеристика учебной группы. Вариантом перспективного плана может быть и такая
структура.

Первый раздел называется «Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год». Анализ проводится в нескольких направлениях: 1. Как анализ эффективности планирования воспитательного процесса в учебной группе за год в целом. 2. Как анализ развития студентов, их познавательных, художественнотворческих способностей, уровня знаний, изменений в мотивационно-потребностной сфере, выделения студентов, относящихся к группе риска и т.д. 3. Как анализ развития коллектива учащихся путем выделения особенностей микроклимата, общественной активности студентов, изменения в составе группы и особенности вновь пришедших в группу студентов, особенности общественного мнения, социальная, ролевая и коммуникативная структура учебной группы и т.д. 4. Как анализ деятельности самого куратора: какие воспитательные мероприятия принимались студентами наиболее охотно, насколько удачной была последовательность их проведения; какие методы, средства и формы положительно влияли на формирование личности студента?

Второй раздел перспективного плана «Цели и задачи воспитательной деятельности» отражает целевые ее ориентиры. Куратор планирует три воспитательные цели. Идеальную — как стремление к некому идеалу; как правило, им становится всестороннее развитие, гармоничная личность. Результативную — как прогнозируемый результат за конкретный отрезок времени. Процессуальную цель — как проектируемое состояние воспитательного процесса с учетом желаемых качеств личности студентов.

Третий его раздел «Основные направления и дела студенческого сообщества» представляет собой системный подбор коллективно-творческих, общественных дел в группе, включение студентов в познавательную, ценностно-ориентированную, физкультурно-оздоровительную, коммуникативную, художественно-творческую деятельность.

Четвертый раздел этого плана «Индивидуальная работа со студентами» содержит результаты диагностики воспитания, учет личностных достижений студентов, мероприятия по оказанию индивидуальной помощи, условия развития потенциальных возможностей личности.

Пятый — «Работа с родителями» — отражает деятельность куратора по изучению семей студентов, педагогическое просвещение родителей, информирование их о ходе и результатах обучения, воспитания и развития студентов и т.д.

Шестой — «Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в студенческой группе». Здесь исследованию подлежат развитие личности студентов, сформированность коллектива учащихся, степень удовлетворенности студентов и их родителей организацией жизнедеятельности в студенческой группе.

Седьмой раздел — «Приложение». Он включает в себя описание различных методик психолого-педагогической диагностики, записи куратора о его впечатлениях от наблюдений за студентами в разных видах деятельности. Здесь фиксируются сведения о
родителях студентов и их семьях, дается список членов родительского комитета, сообщаются сведения об интересах и увлечениях студентов во внеурочное время, информация о студенческом самоуправлении и дневник педагогических наблюдений куратора.

Планируя любой вид работы со студентами, куратор опирается натри важнейших принципа:

вариативности, который проявляется в использовании при проведении воспитательного мероприятия разнообразных материалов (источников информации, учебных средств и инструментов), форм работы (групповой, парной и индивидуальной) и способов действия, что позволяет каждому учащемуся,сделать собственный выбор на основе своих интересов и возможностей;

гибкости, которая определяется возможностью куратора вносить изменения по ходу проведения мероприятия, исходя из наблюдений за реакцией студентов;

открытости, которая выражается в возможности куратора активно использовать в воспитании субъектный опыт студентов, их собственные идеи и предложения, применять открытую систему планирования.

Таким образом, работа куратора — это целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода. Ее эффективность зависит не только от личностно-профессиональных качеств педагога, но и "от тех условий, которые создает сам педагог для организации воспитательного процесса, опираясь на поддержку родителей и разнообразных общественных организаций.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

 

1.Выпишите словесные ассоциации, возникшие на слова «воспитатель», «преподаватель». Выделите сходство и различие.

2. Десятью словами охарактеризуйте образ студента, которого вам придется воспитывать.

3. По 5-балльной шкале определите свое владение перечисленными в тексте методами воспитания. Разработайте план самообразования поданной проблеме.

4. Приведите примеры из практики «сопротивления воспитанию» со стороны студентов колледжа. Если бы вы были куратором, то какие бы меры педагогического воздействия использовали для устранения этого явления.

5. Составьте план-проспект классного часа для студентов педагогического колледжа по проблеме становления коллектива студентов. Выберите тему, согласуйте ее со студентами конкретной учебной группы, проведите на педагогической практике. Проанализируйте полученный результат.

6. Возьмите лист бумаги и напишите несколько вариантов ответов на вопрос «Если бы куратором учебной группы был я?»

7. Проведите на практике небольшой эксперимент. Приветствуйте аудиторию оригинальным способом, к которому не привыкли ни вы сами, ни ваши студенты. Например: «Моя дорогая, любимая группа...» Зафиксируйте внимание на собственной реакции и реакции студентов на ваше приветствие. Проанализируйте полученный результат.

8. Прочитайте аллегорическую сказку А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». Задайте себе вопрос: «Что означает — у каждого должна быть своя планета?» Ответ нарисуйте, как вы себе ее представляете с учетом того, что на ней будут жить и ваши воспитанники.

9. Дайте характеристику основным функциям заместителя директора по воспитательной работе.

10. Какие формы работы с куратором и педагогами он реализует? На- зовите другие. Обоснуйте свой выбор.

11. Чем обусловлены функции куратора?

 

Решите тестовые задания

 

1. Какая деятельность куратора строится на основе индивидуального подхода к студентам, реализации педагогом психотерапевтической функции, наличия у куратора определенной группы личностно-профессиональных качеств?

а) организаторская;

б) методическая;

в) фасилитаторская;

г) коммуникативная.

2. На каком этапе педагогической поддержки куратор определяет собственную позицию и позицию родителей в определении помощи студенту?

а) диагностическо-коррекционном;

б) деятельностном;

в) результативном.

3. Какой этап оказывается факторным в организации куратором воспитательного процесса в группе?

а) организации групповой деятельности;

б) первого восприятия.

4. На какой из стадий формирования коллектива куратор опирается на сплоченный актив группы?

а) номинальной;

б) ассоциаций;

в) кооперации;

г) автоматизации.

5. Какой закон сохранения общественной активности требует от куратора учета в динамике развития коллектива периодов «взлета и падения»?

а) сохранения общественной активности;

б) пульсирующей кривой;

в) воспроизводства;

г) заражения;

д) самоуправляемости группы;

ж) маятника;

з) практичности социальной перцепции организатора;

е) определения диапазона разновозрастности контактной группы.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Коротов В.М. Воспитывающее обучение. — М., 1980.

Крикунова Т. К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении. — М., 1999.

Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях: Приложение к письму Минобраз. России от 21.06.2001. — № 480/30-16 // Официальные документы в образовании. — 2001. — № 23, август.

Планирование воспитательной работы в классе / под ред. Е. Н.Степанова. - М„ 2003.

Попова С. И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного
руководителя. — М., 2005.

Портных В. Я. Методическое обеспечение воспитательной работы в
учебной группе. — М., 1990.

Практическая психология для преподавателей / кол. авт. под рук.
М. К.Тутушкиной. — М., 1997.

Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. — М.,
2003.

Сергеева В. П. Классный руководитель: планирование и организация
работы от А до Я. — М., 2001.

Сергеева В. П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. — М., 2004.

Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе /
авт.-сост. Л.А.Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В.Еремкина, Н.А.Жокина,
Н. В. Мартишина; гл. ред. В. М.Лизинский. — М., 2002.

Уманский J1. И. Особенности проявления общественной активности
школьников // Проблемы формирования ценностных ориентации и ак-
тивности личности в ее онтогенезе: сб. науч. трудов МПГУ. — М., 1987.

Щуркова Н. Е Классное руководство: теория, методика, технология. —
М„ 2000.

Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе. - М., 2004.

СПИСОК СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бегун В., Ляйкауф Г. Образование в России: словарь-справочник. —
М„ 2001.

Вишнякова С. М. Профессиональное образование: словарь: ключевые
понятия, термины, активная лексика. — М., 1999.

Коджаспирова Г. М.. Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М.,
2000.

Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. —
М„ 2001.

Морева Н А. Педагогика среднего профессионального образования:
сборник рабочих программ дисциплин общепрофессиональной и предметной подготовки по специальностям педагогического образования.
Специальность 030900 «Дошкольная педагогика и психология» / сост.
Т.И.Ерофеева, Т.Д.Марцинковская, В.И.Яшина. — М., 2004.

Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. Специальность 030900 «Дошкольная педагогика и психология» / рук. проекта В.Л. Матросов; ред. коллегия: А.В.Лубков, Л.А.Трубина, Е.Б.Егорова. — М., 2004.

Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. — М.,
2002.

Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М.Прохоров. —
М., 1989.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Предисловие……………………………………………………………………….2

РАЗДЕЛ III




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.