Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О гражданском образовании учащихся общеобразовательных школ,- Письмо Минобраз. РФ от 15.01.2003 г. № 13-15-08/13 // Вестник образо- вания. — 2003. — № 7, апрель. 2 страница




2. Какие и как часто проявляет студент отрицательные качества? Что провоцирует их появление?

3. Имеет ли студент постоянную обязанность в коллективе и как он ее выполняет?

4. Как он относится к другим членам коллектива, оказывает ли он им нужную помощь, сочувствие, защиту?

5. Какова степень активности студента в общественных делах и какую инициативу он проявляет при этом?

К диагностике студентов младших курсов привлекаются родители. Им предлагается ответить на такие вопросы.

1. Какие положительные качества характерны для вашего сына (дочери)?

2. Какие отрицательные качества вы заметили?

3. Какие качества личности вы стараетесь воспитать у вашего ребенка и насколько это вам удается?

4. Имеет ли ваш ребенок постоянную обязанность по дому и как он ее выполняет?

5. Как он относится к другим членам семьи, оказывает ли он им нужную помощь, сочувствие, защиту?

6. Принимает ли активное участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу проявляет при этом?

Второй этап оценивания — составление каждым студентом собственной характеристики.

Обсуждение результатов диагностики воспитанности студентов может проходить на методических совещаниях классных руководителей, педагогических консилиумах, педагогических советах колледжа. Для достоверности полученных результатов педагоги-
ческая и психологическая диагностика проводятся параллельно. Обработанные данные диагностики позволяют вынести общую оценку воспитанности каждого студента. Эта оценка сообщается как студентам, так и родителям. Для исправления недостатков
студентам предлагается ряд мероприятий, которые они смогут осуществить в процессе самовоспитания.

Диагностика воспитательного процесса осуществляется на основе системного подхода. При этом следует обратить внимание на существование неопределенности результатов, что объясняется тем, что в воспитательном процессе присутствуют две стороны. С одной стороны, воспитательный процесс можно представить себе как совокупность разнообразных движений, которые говорят об отношениях между воспитанником и окружающей средой. С другой — логика развития воспитательного процесса приводит к взрыву как переходу воспитательного процесса на новый уровень. Новое состояние не всегда можно зафиксировать внешне. Поэтому диагностика здесь будет иметь смысл только в условиях созданной педагогом воспитательной ситуации. Тогда появляется возможность определить зависимость между внешними и внутренними факторами развития воспитательного процесса, прогнозировать пути формирования личности, выявить зависимость между различными компонентами воспитательного процесса, диагностировать отдельные воспитательные явления (например: развитие «студенческого коллектива», анализ воспитательных концепций, программ, планов, предметно-эстетической среды образовательного учреждения, деятельности студенческого самоуправления, «клубной работы», воспитательного потенциала общественных организаций студентов).

Существуют три разновидности диагностики: начальная, текущая, обобщающая. Рассмотрим их цели и содержание.

Начальная диагностика проводится тремя вариантами. Первый —когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже незнаком учащимся. Цель диагностики — всестороннее изучение воспитанников. Второй — когда коллектив не новый, а классный руководитель впервые начинает работу с данной учебной группой. Цель диагностики — изучение не только учащихся, но и самого коллектива как сложной динамической системы. Третий — когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе. Цель диагностики — получение дополнительной информации о развитии коллектива и сформированное™ тех или иных качеств у отдельных студентов. Диагностику проводят выборочно.

Процесс воспитания противоречив и скачкообразен, непрерывен и динамичен, поэтому целью диагностики стабильного студенческого коллектива, с которым классный руководитель общается несколько лет, является улавливание динамики изменений в
его развитии. Здесь для работы педагогу нужна текущая (корректирующая) диагностика. Она выполняет роль экспресс-информации, которая позволяет педагогу принять быстрое решение по корректировке стиля общения со студентами или методики воспитательной работы, адекватно ситуации реагировать на изменения в уровне воспитанности личности, находить оптимальные способы привлечения студентов к активному, самостоятельному
и творческому участию в деятельности коллектива.

В системе прогнозирования результатов воспитательной работы обобщающая диагностика проводится в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года. Воспитательная деятельность образовательного учреждения является одним из показателей, используемых во время государственной аккредитации образовательных учреждений среднего профессионального образования. Выделяют две категории показателей.

Первая касается наличия в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися.

В образовательном учреждении должны быть нормативно-правовые документы, регламентирующие воспитательную внеучебную работу. К ним относят концепции воспитательной работы в образовательном учреждении; программы, планы, локальные акты, а также отчеты совета образовательного учреждения, отделений, разнообразные инструкции, методические рекомендации, разработки семинаров по организации воспитательной работы. В среднем специальном учебном заведении должна быть административная структура в лице заместителя директора по воспитательной работе, кураторов учебных групп, управления или отдела по воспитательной работе, которая функционально отвечает за всю ее организацию. Как одно из условий выступает материально-техническая база: актовые, репетиционные, тренажерные залы,
помещения для организации работы клубов, студий, кружков. Необходимым условием является финансовая обеспеченность внеучебной деятельности: целевое финансирование научной, творческой, спортивной работы студентов, наличие механизмов стимулирования. В качестве условия рассматривают наличие в образовательном учреждении органов студенческого самоуправления в виде молодежных клубов и объединений, студенческих отрядов, службы порядка, службы занятости и т.д.

Вторая категория показателей группирует условия, стимулирующие развитие личности учащихся в процессе воспитательной работы среднего специального учебного заведения. Здесь эффективность воспитательной работы определяется несколькими факторами. Во-первых, наличием в образовательном учреждении системы воспитания в совокупности разных ее сторон: гражданского, духовно-нравственного, патриотического воспитания; профориентационной работы и работы по формированию традиций образовательного учреждения, спортивно-оздоровительной работы и работы по пропаганде здорового образа жизни, организации психолого-консультационной работы, а также культурно-массовой и творческой деятельности студентов. Во-вторых, мониторинг состояния воспитательной работы. В-третьих, совокупностью разнообразных форм поощрения студентов за достижения в учебной и внеучебной деятельности: грамоты, премии, именные стипендии, звания. В-четвертых, использованием в целях воспитания
возможностей учебно-воспитательного процесса: наличие в рабочих программах учебных дисциплин нравственных и психолого-педагогических аспектов профессиональной деятельности будущих специалистов, организация спецкурсов, спецсеминаров с учетом
реализации культурологического и регионального компонентов Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

В процессе организации всех видов диагностирования важным моментом является система оценивания результатов. Процесс этот представляет довольно трудную процедуру, так как должны быть соблюдены определенные объективность, адекватность, значимость, интегрированность, открытость и доступность оценок. Так, объективность зависит от тщательной разработки конкретных критериев оценивания. Адекватность подразумевает точность и соответствие выбора инструмента оценивания поставленной цели диагностирования. Значимость предполагает выделение наиболее важных и ожидаемых результатов оценивания. Интегрированность означает, что оно включено в непосредственный учебно-воспитательный процесс. Открытость предполагает, что студентам будут заранее известны цели, критерии и формы оценивания.
Доступность определяется простотой и удобством использования разных видов оценок: балльным, рейтинговым оцениванием, вербальным поощрением, оцениванием по системе «зачет/незачет».

Процедура оценивания включает в себя несколько последовательных шагов. Сначала определяются субъекты оценивания, т.е. кто и кого оценивает. Затем выделяется объект оценки, т.е. что оценивается. Потом — предмет оценивания, т.е. какие составные
части объекта оцениваются. Далее выбирается способ и средство оценивания.

Качество результатов всех видов диагностики зависит также и от разнообразия использованных педагогом методов. Все методы условно можно поделить на три большие группы.

Первая группа — это общие методы изучения коллектива и личности. К этой группе относятся информационно констатирующие, такие, как анкетирование, ранжирование. И оценочные (рейтинговые): самооценка, оценка (экспертная, оценка
компетентного судьи) и т.д. Кратко опишем каждый из названных методов.

С помощью анкетирования педагог выясняет мнения студентов по интересующим вопросам, выявляет их склонности, связи, оценочные суждения. Форма проведения анкетирования — письменный опрос. Вопросы могут быть открытого, закрытого, полу-
открытого характера. Открытые заставляют студентов давать самостоятельный ответ. Например: «Какова ваша жизненная цель?», «Что вам труднее всего дается в жизни?», «Кто для вас является образцом для подражания в этой жизни?» Закрытые формулиру-
ются на основе выбора из ряда полагающих вопросов: «да», «нет», «не согласен». Например: «У меня есть сильное желание посвятить себя любимой профессии. — Да, нет», «Я получаю большое удовлетворение от общения с детьми. — Да, нет». Полуоткрытые предполагают, что студенты могут к перечню возможных ответов
дописать свои. Например: «В человеческих отношениях я больше всего ценю:

а) открытость;

б) правдивость;

в) умение прощать;

г)....

Разновидностью анкетирования считают разнообразные опросы и интервью.

Приведем пример опроса, результаты которого классный руководитель может использовать при организации классных часов.

Опрос по выявлению круга вопросов, интересующих студентов

Инструкция: Уважаемый студент! Мы хотим, чтобы наши классные часы проходили интересно и увлекательно. Нам важно узнать ваше мнение по кругу вопросов, обозначенных в опросе. Обведите кружком номер интересующей вас проблемы.

Я предлагаю включить в тематику бесед, диспутов, собраний такие темы.

1. Какое образование нужно современной молодежи?

2. Что значит «гражданин своей страны»?

3. Права, обязанности, ответственность для всех или...

4. Как познать себя и развить свои способности?

5. Умеем ли мы общаться?

6. Я, ты, он, она — вместе дружная семья или каждый сам за себя?

7. Как выбрать стратегию жизненного пути, какая роль в ней отводится вере и идеалу?

8. Нужно ли современному молодому человеку понимать серьезную музыку, живопись, любить театр?

9. Я — частица Вселенной?! Что я должен и что я могу сделать?

10. Любовь — это...

11. Мое отношение к выбранной профессии.

12. Другие вопросы (впишите какие).

Обработка данных: полученные результаты проранжировать почастоте выбора, проанализировать и использовать при планировании и организации воспитательной работы с учащимися.

Метод ранжирования — это расположение предпочтений по значимости (рангу). Самый простой вариант проведения ранжирования заключается в определении значимости для студента того или иного качества, черт характера, ценностных ориентации
и т.д. Из предложенного списка нужно выбрать 1, 2...5... и т.д. наиболее важных, например, черт характера, с точки зрения опрашиваемого, после чего ему нужно расположить выбранные черты в порядке важности. Ранжирование может быть двойным, когда один и тот же ряд качеств, черт, ценностных ориентиров ранжируется в ситуации «раньше —теперь». Тройное предполагает ситуацию «когда только (начал учиться в этой группе, пришел на занятие этого кружка и т.д.) и сейчас, спустя некоторое время (месяц,
семестр и т.д.)». Можно комбинировать анкету с ранжированием. А можно использовать ряд «Я и...». При подготовке материала преподавателю следует обратить внимание на то, что длительность ряда зависит от целей диагностики, Так, если выявляются ключевые понятия, то в список включают 7—10 понятий, если же содержание этих понятий, то 15 и более.

Метод оценивания {рейтинг) представляет собой взаимные, перекрестные, независимые характеристики. Можно предложить его воспитанникам как выставление оценки компетентными судьями, как экспертные оценки, самооценки и т.д.

Вариантов оценивания несколько (например, анкета «Знаешь ли ты себя и своих товарищей?», в которой сочетаются оценка и самооценка. Это могут быть и письменные отчеты студентов о воспитательном мероприятии. Они проводятся в форме письма,
рассказа, отзыва о... Иногда для отзыва применяется прямая экспертная оценка конкретного или нескольких воспитательных мероприятий: 1 — понравилось; 2 — затрудняюсь ответить; 3 — не понравилось; 4 — не участвовал.

Еще одним вариантом являются сочинения. Темы сочинений должны отражать конкретную деятельность студентов (например: «Как я оцениваю спортивную деятельность в колледже?», «Мое отношение к студенческому самоуправлению» и т.д.). Для изучения личности студента предлагаются и так называемые свободные сочинения на темы: «Мои жизненные интересы», «Что мне помогает и мешает в работе над собой» и др.

Самостоятельным методом диагностики ценностных ориентаций студентов может стать эпистолярное сочинение. Эффективность его определяется сочетанием трех методов: анализа продуктов деятельности, анкеты, проективного теста.

Работа по написанию сочинения создает у учащихся сильную мотивацию, поскольку построена на потребности в исповедальное, направлена на диалог с самим собой через психологические самоперенесения в заданную ситуацию. Техника написания
эпистолярного сочинения заложена в инструкции, которая имеет четкую структуру: введение, выполняющее роль мотивировки предстоящей деятельности; выходные данные как обязательный атрибут любого сочинения; эпиграф, способствующий обоснованию
этической правомерности сочинения; экспозиция — план, который направляет повествование в соответствие с задачами диагностики, поставленными педагогами.

В экспозиции вопросы педагога звучат как вопросы друга, к которому обращается автор письма.

Инструкция звучит так: «Сегодня мы займемся эпистолярным сочинением, которое пишется в форме письма. Напишите на первой странице заголовок "Письмо к другу", потом чье это сочинение (Ф.И.О.), затем справа эпиграф: "Ты хочешь, милый друг,
узнать/Мои мечты, желанья, цели..."

Начало сочинения представляется по плану: "Здравствуй, (имя)! Ты просишь написать о моей жизни, о том, что радует меня и что беспокоит, каковы у меня отношения с родителями, мои планы на будущее. Что ж, постараюсь это сделать..." Продолжите письмо так, чтобы как можно полнее ответить на вопросы друга. Оцениваться будут содержательность; глубина выраженных мыслей и чувств; богатство фантазии; лексика и стилистика. Если авторы не будут возражать, то наиболее интересные работы мы разберем. Без разрешения авторов содержание сочинения разглашаться не будет».

Вторая группа — это продуктивные методы изучения личности, например метод изучения продуктов творческой деятельности учащихся и тесты.

Метод анализа продуктов творческой деятельности учащихся используется в процессе их самостоятельной деятельности — художественно-эстетической, трудовой, учебной и т.д. Для того чтобы была выявлена истинная картина, педагогу нужно создать условия для творчества (например, использовать творческие игры и задания, ситуации, принять участие в организации реальной деятельности). Студенты могут написать очерк, стихотворение, рассказ, нарисовать картину по впечатлениям, подготовить концер-
ты, спектакли, выставки, конкурсы.

Тесты ставят респондентов в ситуацию мысленного выбора. Вариантов применения тестов много.

Рисуночные тесты выявляют этические отношения учащихся с другими людьми. Самыми распространенными являются пиктограммы, «рисунки-рожицы», знаковые рисунки. Так, в знаковых рисунках перед испытуемым встает задача — отразить какое-то
положение дела с помощью знака: фигура преподавателя — треугольник, фигуры студентов — круги. Нужно ответить на вопрос: «Как, по мнению (с его точки зрения, как ему кажется) студента выглядит реальная картина взаимоотношений между студентами
и преподавателем, студентами учебной группы?» Чтобы получить определенный типовой вариант отношений, схематическую картинку надо нарисовать не менее трех раз: в ситуации «так бывает», «так хотелось бы», «так бы построил отношения».

Ассоциативные тесты предлагают учащимся записать в свободном порядке вокруг одного ключевого слова, отношение к которому изучает педагог, все другие, приходящие студенту в данный момент в голову. Выявление ценностных ориентации достигается
тем, что на воспроизведение ассоциаций дается ограниченное время, а надо написать их как можно больше. В конечном итоге получается, что учащийся обозначает ценность словами-синонимами.

Незавершенный рассказ представляет собой ситуацию выбора, участником которой становится испытуемый. Ему дается право досказать прерванное повествование.

При составлении рассказа педагог следует таким рекомендациям.

1. Рассказ должен быть предельно лаконичным.

2. В рассказе выбирается объект отношений. Это то, что интересует педагога.

3. Следует выделить и описать ситуацию выбора.

4. Повествование нужно резко оборвать на фразе «Я — МЫ» в момент совершения поступка. Например: «Дверь в аудиторию распахнулась. Из коридора крикнули: "Отопление прорвало! Занятия отменяются!" Мы все... И я...»

Тест выборочного решения используется для выявления уровня сформированное™ этических представлений, построен он на вопросах закрытого типа с выбором одного. Вот примеры подобных вопросов.

1. Ваша учебная группа проводит уборку кабинета. Вы видите, что все орудия труда разобраны. Что сделаете:

а) поболтаюсь немного, потом видно будет;

б) уйду домой, конечно;

в) присоединюсь к кому-нибудь.

2. Группа решает, кому поручить подготовку мероприятия. Вам оно нравится. Что сделаете:

а) попрошу поручить мне;

б) подожду, пока назовут мою кандидатуру;

в) ничего не делаю, пусть все будет, как будет.

3. Вы дежурный. Подметая пол, нашли деньги. Что сделаете:

а) они мои, раз я их нашел;

б) завтра спрошу, кто потерял;

в) может, возьму себе.

Требования к проведению тестирования.

1. Во время проведения тестов недопустимы комментарии по поводу вопросов.

2.Тестирование анонимно; можно лишь указать половую принадлежность.

3. Вопросы читаются ровным голосом.

4. Ответы собираются медленно.

Индивидуальное диагностическое собеседование проводится на основе разбора тестовой ситуации. Его основная цель — составить целостное представление о личности воспитанника, поэтому важно соблюсти определенный такт в общении и вести разговор в
виде размышления.

Например, для выяснения склонности воспитанника (подростка, студента) к авторитарным действиям, манипуляции с другими людьми предлагается разобраться в таком сюжете: «У тебя есть идея, которая очень дорога тебе и которую ты мечтаешь реализовать. Но есть люди, которые эту идею не разделяют. Если они будут продолжать упорствовать, у тебя ничего не получится. Как ты поступишь с этими людьми:

а) заставишь подчиниться твоей воле, не тратя времени на пустую болтовню;

б) попытаешься переубедить их, а если не получится, сделаешь
по-своему;

в) попытаешься найти у каждого из них слабое место и будешь действовать через него;

г) выслушаешь их возражения, попытаешься вместе с ними прийти к общему мнению, а если не получится, то отложишь реализацию своей идеи.

Интерпретация выбора: а) — склонность к авторитарным действиям; б) — в наличии готовность ко временному, но не решающему компромиссу; в) — склонность к манипуляции; г) — для воспитанника важнее люди, а не идеи».

Тестовая ситуация предлагается двумя способами: или в печатном варианте, и тогда после выбора студентом ответа преподаватель разворачивает уточняющую беседу; или в рамках устной беседы студенту предлагается тестовая ситуация, а его ответ преподаватель заносит в диагностическую карту, чтобы решить, в каком направлении вести дальнейшую диагностическую беседу.

Третья группа м етод о в — это действенно-поведенческие методы изучения личности (например: наблюдение, диагностическая беседа, социометрия).

Наблюдение направлено на фиксацию поведения воспитанников и получение информации о субъективных проявлениях студентов, выраженных в их поведении.

Рекомендации по организации наблюдения:

а) личное наблюдение не может служить для педагога единственным источником изучения качеств студента, поскольку оноодносторонне и субъективно. Результаты собственных наблюдений педагог соотносит с результатами наблюдений других людей;

б) наблюдение проводится в ситуации свободного проявления без давления со стороны преподавателя-наблюдателя;

в) наблюдение отражает конкретную сторону, качество личности студента, вид его деятельности;

г) наблюдение всегда имеет конкретную программу.

Приведем пример программы наблюдения за ходом коллективного дела студентов.

1. Подготовка дела. Здесь наблюдение осуществляется по таким вопросам:

как реагировали студенты на предложение коллективного дела (охотно/без особой охоты приняли задание);

кого студенты выдвигают официальными организаторами?

как организаторы относятся к порученному делу?

кто из не выбранных в официальные руководители участвует в подготовке дела?

кто проявляет инициативу, предлагает новые идеи?

кто осуществляет координацию, согласование действий?

2. Проведение дела. Здесь наблюдение осуществляется по таким вопросам:

как ведут дело организаторы: насколько быстро ориентируются в сложных обстоятельствах; точны ли и последовательны в осуществлении плана; на кого опираются в первую очередь?

как проявляют себя группы и отдельные студенты, отвечающие за разные направления дела?

как складываются отношения между студентами в процессе проведения дела?

каков общий настрой студентов на коллективное дело: доброжелательный, безразличный, отрицательный?

3. Анализ проведенного дела. Здесь наблюдение осуществляется по таким вопросам:

сколько студентов и в какой форме участвуют в обсуждении?

по каким критериям идет оценка сделанного и кто выдвигает эти критерии?

с каким настроением проходит обсуждение: формально/заинтересованно, либерально/требовательно? Например, студенты высказывают предложения по улучшению методики выполнения заданий, выражают несогласие с предложениями преподавателя и его обосновывают или принимают установку педагога безоговорочно, намечают другие дела;

кто берет на себя функции подведения итогов, обобщает высказанные мнения?

Диагностическая беседа предполагает столкновение мнений, оценок. Поэтому такую беседу организуют в виде дискуссии или диспута, сообщая студентам темы заранее. Диагностическая функция беседы усиливается, если она проводится по истечении некоторого времени после воспитательного мероприятия (примерно через две-три недели).

Метод столкновения взглядов, позиций может использоваться в ходе диагностической беседы или самостоятельно. Воспитанникам предлагается высказать свое мнение, отношение к определенному явлению, проблеме, поведению человека в определенной ситуации. Преподаватель реализует его как просьбу: «Как поступить?» Вот примеры ситуации.

1. Оля не выполнила задания по педагогике, так как на прошлом занятии получила хорошую оценку. Она об этом рассказала Ирине. В начале семинара преподаватель спросил о том, кто не подготовился к занятию. Все молчали, молчала и Оля. Как бы ты поступил на месте Ирины?

2. Идет контрольная работа. Ты выполнил работу правильно. Твой
товарищ не знает решения и просит дать ему списать. Как поступишь?

3. Ты не можешь решить контрольную работу. Твой товарищ предлагает тебе списать у него. Как поступишь?

4. По результатам сессии тебе грозит отчисление. Сообщишь ли об этом родителям и в какой форме это сделаешь?

Студенты обсуждают возможные варианты, устанавливая правильность ответов. Обработка результатов свидетельствует: характер ответов позволяет отнести студентов к одной из четырех групп:

1- я группа — с неустойчивым отношением, поскольку выбранные респондентами основы поведения противоречат моральным нормам;

2- я группа — недостаточно устойчивое отношение, поскольку студенты готовы отказаться от своего мнения при малейшем давлении;

3- я группа — учащиеся, активно отстаивающие свое мнение, но в исключительных случаях склонные к компромиссу;

4- я группа — учащиеся правильно делают выбор в силу активного, устойчивого отношения к нравственным нормам.

Социометрия позволяет получить сведения о внутриколлективных отношениях: определяет личную позицию каждого студента; говорит о влиянии разнообразных микрогрупп на социально-психологический климат в коллективе, роль формальных и неформальных лидеров; указывает на отверженных, изолированных от коллектива студентов; выделяет взаимные симпатии и антипатии, уровень сплоченности коллектива; обнаруживает расхождения официальной и неофициальной структур коллектива, а также источники напряжений и конфликтов. Основу метода составляет социограмма как графическое изображение отношений респондентов друг к другу. Вариантов социометрии немало, однако на этом фоне важно помнить и соблюдать одну заповедь: куратору
не следует пользоваться этим методом, если у него по какой-либо причине испорчены отношения с коллективом студентов или отдельными учащимися.

Критерий Параметры Баллы
Активность участия в об- щественной жизни Проявляет активное участие. Умеет организо- вать других,  
Принимает участие в деятельности, имеющей общественную направленность, следуя за дру- гими, но проявляя затруднение в аргумента- ции своей точки зрения  
Мало активен в общественных делах, предпо- читает позицию зрителя  
Безразличен к общественным делам  

 

Метод стандартизированных характеристик суммирует результаты наблюдения, анкетирования, бесед, разнообразных социологических методик. У них несколько критериев, каждый из которых тимеет определенный набор параметров и каждому соответствует конкретный балл, выражающий степень проявления обозначенного параметра. Для удобства восприятия стандартизированную характеристику представляют в виде таблицы (см. с. 119).

Таким образом, полнота и объективность информации при диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям студентов и соответствует оптимальному личностно-профессиональному развитию.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Что понимается под гуманизацией образования?

2.Выявите общее, особенности, отдельное в воспитательной среде
колледжа и вуза.

3. Приведите примеры влияния воспитательной среды на формирование личности выпускника колледжа.

4. Как связана гуманитаризация образования с фундаментализацией,
информатизацией, личностной обращенностью профессиональной подготовки студентов?

5.В чем выражается направленность воспитательной среды образовательного учреждения?

6. Как влияет личностная ориентированность образования на создание гуманистической воспитательной среды?

7. Перечислите признаки гуманизма, влияющие на создание гуманистической воспитательной среды.

8. Назовите условия, создающие деловое единство субъектов воспитательной гуманистической среды.

9. По каким направлениям осуществляется диагностика воспитания?

10. Выделите основные моменты методики эпистолярного сочинения по теме «Отношение студентов к будущей профессии». Проведите работу во время практикума в колледже, проанализируйте результаты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.