Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание как процесс формирования личности будущего профессионала 4 страница




Приведем примеры.

1. Заинтересованность политическими проблемами проявляют 66% студентов и 55,4% студенток, так как, по их мнению, от стабильности в обществе зависит их собственная жизнь и их будущее.

2. По итогам социологических исследований «Молодежь и окружающая среда» получилась такая статистика: видят необходимость в углублении своих экологических знаниях — 70 % студентов, но мотивация необходимости этих знаний распределилась в следующей последовательности.
На 1-е место поставлен ответ: «Знания нужны для общего развития» — 30 % юношей и девушек. На 2-е место вышел ответ: «Знания помогают самостоятельно разбираться в экологической обстановке» — 26 % студентов. На 3-м месте ответ: «Знания необходимы для удовлетворения интереса к жизни природы» — 23 % студентов. На 4-е место поставлен ответ:
«Экологические знания — одно из условий здорового образа жизни» — 18 % студентов.

Молодежная субкультура реализуется в разнообразных молодежных объединениях, которые являются формами детского движения.

В широком смысле понятие детское движение определяется как совокупность детских и юношеских объединений, организаций, движений, существующих на определенной территории[7].

В узком — это форма социальной активной деятельности детей и взрослых, объединенных общими целевыми установками и программами определенной содержательной направленности (экологическое, юнармейское, юнкоровское, спортивное, движение милосердия и т.д.).

Говорят о формальных и неформальных объединениях подростков и молодежи. Формальные представлены молодежными организациями, а неформальные — подростково-молодежными сообществами и группировками.

Чтобы определить роль и значение детских и молодежных объединений в воспитании подрастающего поколения, совершим небольшой экскурс в историю детского движения в России.

Зарождение детского движения в России связывают с распространением скаутизма (1909 г.). Первоначально скаутское движение испытывало на себе сильное влияние, вызванное активной подготовкой России к войне. Оно находилось под опекой военного ведомства и было представлено военно-спортивными объединениями 8— 14-летних детей. В 1912 г. создается «Легион юных разведчиков», в 1916 г. появляется первый отряд герл-скаутов,
Вологодская дружина скаутов, был утвержден первый Устав петроградского Общества «Русский скаут». Основные задачи скаутских отрядов были такими:

— развитие духовно-нравственных и индивидуальных качеств личности;

—служение молодых людей государству, приучение их к практической помощи армии, населению;

— религиозное воспитание;

—физическое воспитание;

- трудовое воспитание.

Ведущим методом воспитания скаутов был метод длительной игры.

После революции 1917 г. была сделана попытка приспособить их воспитательную систему к новым социально-политическим условиям. Так, в-1918 г. бывшими скаутами были созданы отряды «Юных коммунистов». А на II съезде по Всеобучу в том же 1918 г.
было принято решение о создании Всероссийской организации юных коммунистов (КЖОВ), которая должна была находиться под руководством трех государственных органов: Наркомздрава, Наркомпроса, Всеобуча. Созданный Российский Коммунистический Союз Молодежи первоначально активно поддерживал ЮКОВ, однако постепенно в печати стали появляться негативные высказывания в их адрес, а также в адрес скаутизма.

Встал вопрос об организации педагогической работы по дальнейшему развитию детского и молодежного движения. В период с 1917 по 1925 г. появилось более 17 детских организаций.

Определенное развитие получила такая организационная форма, как детские клубы, которые считались общественно-политической организацией, обслуживающей детей во внешкольное время. В 1921 г. в Перми состоялась первая детская конференция. На ней отмечалась необходимость создания единой массовой организации детей, прообразом которой стали отряды юных пионеров. Комсомольская и пионерская организации стали основными формами детского массового движения в нашей стране в советский период.

Выделим особенности современных подростково-молодежных сообществ и группировок. Начнем с того, что существует многообразие подходов к классификации типов и видов неформальных групп.

В основу первой классификации неформальных групп несовершеннолетних правонарушителей положен анализ асоциально-криминальной деятельности по таким критериям, как совокупный асоциальный опыт и мотивы асоциальной деятельности.

Вторая классификация построена на двух критериях — ведущей деятельности группы и того социума, в котором она реализуется:

1) криминальная группа как сложившееся сообщество, отличающаяся устойчивым составом и развитыми факторами групповой динамики;

2) дворовые асоциальные группы, отличающиеся наибольшим разнообразием — в связи с различиями в ведущих деятельностях: группы «бизнеса»; группы «азартных» игр; досуговые; группы пси-
хосексуального общения; группы захвата; удерживание и доминирование на «своей» территории; хулиганские группы; группы общего девиантного поведения — хулиганства, воровства и уходов из дома;

3) группы протеста против социума и взрослых, группы подростковых компенсаторных и гиперкомпенсаторных реакций и деятельности на этой основе;

4) группы совместного наркоманического поведения: алкогольные, наркотические, токсикоманические;

5) группы, реализующие (сублимирующие) психопатические тенденции участников: склонность к агрессии и насилию, попрошайничество, суицидальное поведение;

6) школьные асоциальные группы. Выделяются на основании такой деятельности: доминирование над сверстниками; доминирование на «территории»; принудительное отбирание денег; компенсаторное, гиперкомпенсаторное и протестное поведение в связи
с развивающейся педагогической запущенностью; внутришкольное девиантное поведение — хулиганство и воровство.

По третьей классификации неформальные объединения группируются по ведущему мотиву их неформальной самодеятельности.

1. Агрессивная самодеятельность. Она базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культуре силы. Простота, доходящая до примитивизма, наглядность самоутверждения в данной форме придают ей живучесть и особую популярность в среде подростков и лиц молодого возраста с минимальным уровнем интеллектуального и культурного развития. Психология группы основывается на резком противопоставлении «мы—они». Для подобных групп характерна жесткая иерархическая структура.

Основные правила поведения:

— правило амбиции: «Я и моя группа — самые лучшие. Кто в этом сомневается, тот враг»;

—правило силы: «Если есть возможность продемонстрировать свою силу, не упускайте ее»;

—правило круговой поруки: «В столкновении с другими группами должны участвовать все»;

— правило отвода агрессии: «Проявляя жестокость по отношению к "чужим", ты не дашь оснований сомневаться в твоей силе и преданности "своим"».

Наиболее распространенная форма агрессивной самодеятельности — «дворовые команды», т.е. группы подростков, охраняющие «свою территорию» и совершающие периодические «набеги» на территорию соседей.

Выделяются следующие варианты этой формы самодеятельности.

Контроль территории. Старшие представители «дворовых команд» (14—17 лет) кроме эмоциональной разрядки и физического удовольствия используют идею «территориальности» для получения «экономического эффекта» — взимание платы за «проход по территории», «визит на территорию» и т.п. Логическое развитие этой формы — группы типа казанских «моталок» (вхождение в преступную среду).

Защита клуба. Для старших подростков границы двора, квартала становятся тесными, они ищут новый объект «защиты», т.е. новую «команду». Как правило, этим объектом становится спортивный клуб («Спартак», «Динамо»), а агрессия выливается в форму
«боления» и стычек с «фанатами» других клубов.

Защита идеи. Чем старше возраст, тем чаше обоснование агрессии мотивируется как необходимость «непримиримой борьбы с проводниками определенных идей и образа поведения». Осуществляется эта борьба в форме насильственных акций (избиения, гра бежи, групповые драки). Это «люберы» и другие группы «чистильщиков», «дворников» и т.п.

В последнее время появились разнородные и разновозрастные группы — носители идей неофашизма, автократии, шовинизма, национализма всех оттенков.

2. Эпатажная самодеятельность. В ее основе вызов сложившимся нормам, канонам, правилам, мнениям как в наиболее простых областях жизни — одежде, прическе, так и в более сложных — искусстве, науке. Психологическое содержание эпатажа — вызов
на себя агрессии со стороны других лиц и официальных органов, чтобы тебя «заметили». Целью эпатажной самодеятельности может быть как подтверждение принадлежности к элитной группе, так и претензии на образование «новой» элиты. Для современных подростков внешний эпатаж — часто наиболее доступная (по уровню развития, психологическому складу, социальным возможностям) форма самоутверждения, а также попытка найти адекватную среду общения. Именно этим и объясняется продолжительность существования панк-стиля, популярность атрибутики хэви-металл.

3. Альтернативная самодеятельность. Она характеризуется выработкой моделей поведения альтернативных общепринятым, официальным, рекомендуемым формам проведения досуга, статическим нормам, образу жизни, что является отличительной чертой всего современного «неформалитета». Вместе с тем для ряда неформальных групп, объединений ориентация на альтернативную самодеятельность становится самоцелью, реализуясь в выработке норм и ценностей контркультуры, не просто отличающихся от общепринятых в том или ином аспекте, но и системно противостоящих ему в основных сферах жизнедеятельности.

4. Социальная самодеятельность. Она нацелена на решение конкретных социальных проблем, стоящих перед различными по своей численности и направленности группами. Это:

1) экологическое движение, направленное на защиту окружающей среды как в отдельных регионах, так и в целом по стране;

2) экокультурное движение, направленное на защиту культурной среды;

3) экокультурные движения, направленные на возрождение и сохранение культурно-исторического наследия различных социальных инициатив;

4) интернационалистическое движение, выполняющее задачу воспитания молодежи в духе дружбы и братства народов и национальностей путем конкретных акций;

5) движение взаимной поддержки, существующее среди инвалидов, воинов-интернационалистов, бывших алкоголиков и наркоманов, испытывающих сходные сложности в адаптации к типичной социальной среде;

6) движение милосердия, направленное на оказание добровольной помощи лицам, остро нуждающимся в ней — престарелым, детям-сиротам, инвалидам.

Все вышеперечисленные движения социальной самодеятельности возникают именно там, где деятельность государственных органов и формализованных общественных организаций наименее эффективна.

5. Политическая самодеятельность. Она направлена на изменение политической ситуации и политических условий в стране в соответствии с идеями, провозглашаемыми конкретной группой. Сегодня это наиболее динамичная часть неформального движения; ситуация здесь меняется быстро. Вот некоторые из действующих в настоящее время объединений:

— правозащитное движение;

—движение политического самообразования.

Разберем сущностные характеристики современных подростково-молодежных сообществ и группировок.

Дворовые компании. Дворовая компания часто объединяет ребят с раннего детства до юности, а иногда и на всю жизнь. Замечено, что при переезде в другой район города подростки с неохотой заводят знакомства на новом месте, предпочитая ездить к своим
старым друзьям. Мальчики, как правило, придерживаются одной компании на протяжении длительного времени. Девочки же могут входить сразу в несколько компаний, и опыт общения в них бывает не очень продолжительным. Количество подростков, образующих дворовую компанию, от 3 — 5 до 20 — 30 человек. Прием в подобную компанию достаточно прост. Члены компании обычно делятся на «друзей» и «знакомых». По мнению подростков, друзей отличает «более тесное общение», «искренность в отношениях», «понимание твоих проблем», «поддержка в трудную
минуту», «верность и преданность». С другом можно «договорить откровенно», «занять у него денег», «спросить совета». В свою очередь друг тебя «никогда не кинет», «все долги вернет» и «не будет о тебе плохо говорить». К знакомому уже «не подойдешь
взаймы спросить», с ним «особо-то не ругаешься», «мимоходом поздоровался, спросил чего-то по мелочам и дальше пошел».

У каждой дворовой компании существует свое любимое место встреч и времяпрепровождения: подъезд, лавочка у подъезда, беседки детского сада, старый нежилой дом, подвалы, чердаки и т.п. Летом многие компании выезжают за город — «купаться», «на шашлыки» и т.п., зачастую «с ночевкой».

Способы времяпрепровождения неоригинальны и наблюдаемы в повседневности. Основной способ общения — «разговоры», в которых преобладают такие темы, как события, произошедшие во дворе, в школе; музыка (новые диски, концерты); спорт (осо-
бенно футбол); кино- и видеофильмы; компьютерная техника и игры; мода. Рассказывают анекдоты, «байки», обсуждают конфликты внутри компании и вне ее (семья, школа, компания из соседнего двора), отношения между полами, сексуальный опыт.
Общение носит спонтанный характер, его тема и время заранее не определяются и не регламентируются. Объективно и темы, и содержание разговоров не серьезны, но для подростков подобное общение чрезвычайно важно.

Территориальные группировки-банды. В российских городах получили распространение подростковые территориальные группировки-банды. Для таких объединений характерна жесткая дисциплина и четкая внутригрупповая иерархия. Эти группировки вступают между собой в кровавые столкновения. Опасность для
общества состоит прежде всего в том, что подобные бандитские группы навязывают несовершеннолетним и молодым людям района свой асоциальный стиль поведения. Подростков склоняют к вхождению в группу; от тех, кто не соглашается, требуют «вы-
куп», их избивают. Особое распространение такие группировки получили в период 1988— 1992 гг. в городах Среднего Поволжья — так называемый «казанский феномен».

Выделяются следующие характерные особенности территориальных группировок:

1) наличие территории влияния и борьбы за ее расширение;

2) установление системы прав и обязанностей рядовых членов группировок, а также прав, обязанностей и привилегий лидеров и других авторитетов;

3) формирование «аппарата принуждения» из числа наиболее боевитых приближенных к лидерам членов группировки;

4) поддержка иерархии соподчиненности на основе возрастных различий, авторитетности и права «сильного»;

5) наличие системы наказаний за нарушение существующих правил и традиций;

6) образование союзов, группировок, поглощение слабых более сильными;

7) наличие и усиление вооруженности;

8) планирование преступных и иных правонарушающих акций;

9) использование приемов и методов разжигания вражды и поддержание в этих целях образа «врага» группировки;

10) сбор денег внутри группировки, поборы с других подростков, проживающих на контролируемой территории, и др.

Территориальные группировки-банды обычно имеют названия (имена), которые либо присваивают себе сами, либо их дают другие группировки, либо представители правоохранительных органов.

Асоциальные детско-подростковые группы. Они имеют такие характеристики:

1) наличие непосредственных личных контактов подростков;

2) высокая эмоциональная вовлеченность каждого подростка в групповые дела;

3) сильно выраженное у всех членов группы чувство принадлежности к ней, чувство «мы» и противопоставление «они —мы»;

4) высокая степень идентификации каждого члена группы с асоциально-криминальными групповыми нормами и ценностями, стандартами поведения и убеждениями;

5) противоправность средств и способов удовлетворения возникающих потребностей, интересов и склонностей;

6) строгая стратификация ролевых позиций;

7) негативные взгляды на мир, выработка общих норм и правил поведения, выражающихся в особой «субкультуре»;

8) создание специфического климата группы с интимными, доверительными отношениями;

9) автоматизация, закрытость, замкнутость группы, существование круговой поруки, групповых секретов и тайн, отдаление ее от других социальных общностей.

Наркоманическая группа. Различают первичные и вторичные наркоманические группы. В первичных наркотик с самого начала был фактором, собравшим группу. Вторичные сначала объединились по какой-либо иной причине (например: территориальные группы, «фанаты», реже «металлисты»), а затем в группе остались лишь те, кто пристрастился к наркотикам.

Наркоманические группы обычно немногочисленны. Их объединяет добыча наркотиков; при надобности изготовление их; переработка сырья, которая может быть налажена по конвейеру; совместное употребление наркотиков, а иногда торговля ими. Группы, как правило, жестко регламентированы. Лидером нередко бывает совершеннолетний, обладающий криминальным и наркоманическим опытом. Иногда его называют «учителем», так как он обучает «понимать», т.е. наиболее приятно переживать наркотическое опьянение. Иногда же лидера называют заимствованным из криминального лексикона словом «пахан» или из солдатского — «дед» (старослужащий).

Опытный лидер-наркоман следит также за тем, чтобы избежать передозировки наркотика — опасного для жизни отравления. Несчастные случаи с тяжелыми интоксикациями и летальными исходами случаются, когда подростки начинают злоупотреблять наркотиками без подобного руководителя.

Роли всех членов в наркоманической группе определены. Максимально используются способности и личностные особенности каждого. «Шустрила» ищет источник снабжения, перепродает изготовленное. «Гонец» служит переносчиком наркотика. «Кролик» получает наркотик бесплатно за то, что дает «учителю» возможность попробовать на нем первом силу самодельного препарата.

Хиппи. Субкультура «хиппи» возникла в 60-е годы XX в., в эпоху «сексуальной революции», «студенческих бунтов» в Европе, выступлений против агрессии Америки во Вьетнаме. Идея ненасилия (пацифизма), всеобщей и свободной любви, коммунальной
(общинной) жизни, нестяжательства, возвращения к естественным отношениям, движение за экологию стали основными составляющими мировоззрения хиппи. Десятки тысяч молодых людей в Старом Свете и Новом Свете одновременно демонстративно
порвали с укладом жизни своих родителей, попытались вырваться из клетки повседневного, одуряющего своей монотонностью бытия. Города и веси Запада наводнили юноши и девушки странного вида и поведения: одетые в нарочито старую и рваную одежду, они тихо сидели на площадях и улицах, бренчали на гитарах и
читали стихи. Beatles были их гимном, Керуак (американский писатель) — философией, а битловское «All you need is love» — девизом.

Широкое распространение среди хиппи получили восточные религиозные и философские представления: дзен-буддизм, индуизм, йога, верования примитивных народов (например, индейцев). Хиппи противопоставляют свой образ жизни как должный
и гармоничный образу жизни современного человечества — недолжному и дисгармоничному. Наряду с внешними фактами самоутверждения общины коллективная идеология хиппи определилась и тоже стала очевидным социальным фактом.

Хиппи верят, что:

—человек должен быть свободным;

— достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;

—душевному освобождению способствуют наркотики;

— поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;

— красота и свобода тождественны друг другу, а реализация того и другого — чисто духовная проблема;

— все, кто разделяет сказанное выше, образуют духовную общину;

— все, думающие иначе, заблуждаются.

Пацифизм (миролюбие и ненасилие) — один из главных аспектов идеологии хиппи, отсюда их аполитичность, игнорирование власти, так как именно правители разжигают войны и заставляют людей воевать. Для хиппи также очень важно саморазвитие
и индивидуализм — как реакция на обезличенность массового общества. Как уже было замечено выше, для них характерен отход от формальных социальных институтов, неудовлетворенность ими, поиск глубокого духовного удовлетворения (в творческой
работе). При выборе работы критерием является ее творческий характер, а не оплата.

Вся одежда хиппи преимущественно раскрашена цветочками. Многие хиппи ходят босиком или в летних кожаных сандалиях на ремешках. К обязательным атрибутам относятся хайратник — яркая повязка из лент или бисерная нить, удерживающая волосы,
фенечка, или фенька (украшение), а также бусы, браслеты, которые носят и девушки, и парни.

 

Хиппи создали богатый сленг, многие слова которого до сих пор не вышли из употребления в молодежной среде. Соответствующее английское слово переделывается на русский лад: хипповать — тусоваться; герла — девушка; дринк — выпивка; фенька, фенечка — браслет из бисера и мулине; пипл — люди из их тусовки; телега — интересная история с философско-фантастическим началом и умной моралью; ксивник — маленькая сумочка на груди; ксива — документ; кампус — университетский студенческий городок; и др.

 

Панки. Панк-движение появилось в 70-х гг. XX в. в Англии. Оно стало протестом молодежи бедных слоев против богатства, коррупции в стране буржуазных предрассудков. Панки до сих пор рассказывают легенду о том, как многие хиппи, проповедовавшие любовь каждого ко всем в прямом и переносном смысле, которую они пытались воплотить в жизнь, просто разочаровались в этой идее всеобщей любви и решили стать панками.

Пытаясь создать собственную, ни на что не похожую суперкультуру, панки начали с музыки, которую назвали панк-рок. Требования к этой музыке выдвигались такие: она должна быть довольно-таки жесткой, быстрой и громкой, а текст — серьезный и непременно о таких важных государственных и мировых проблемах, как безработица, преступность, наркотики и пр. Не обращая серьезного внимания на мастерство владения инструментами, панк-музыканты весьма требовательно относились к текстам. Критика существующего социального порядка и культуры в форме хлестких обвинений сопровождалась нецензурными выражениями. Панк-рок стал музыкальным выражением духа эпатажа и вызова. В нашу страну панк пришел через прибалтийские республики СССР в начале 80-х гг. прошлого века. В сообщество первых «ленинградских» панков того времени входила будущая звезда отечественного рока Виктор Цой

 

Все элементы панковской субкультуры — поведение, имидж, сленг — носили вызывающий характер и были призваны эпатировать, раздражать, возмущать взрослых. Само слово «панк» образовалось от английского «punk» — «гнилушка», «гадина», «ублюдок».

Торчащие в разные стороны или постриженные в форме гребня окрашенные волосы; «боевой раскрас» лица; утыканная булавками, специально порванная одежда; изобилующая бранью речь — все это «действительно вызывали и продолжают вызывать негодование и страх добропорядочных граждан». (Типичный панк: прическа — длинный петушинообразный гребень-«ирокез», от затылка до лба, иногда раскрашенный, волосы по бокам сбриты до гребня, мягкие ткани лица, хрящи и мочки ушей могут быть проткнуты булавками или цепочками; стиль одежды также направлен на эпатаж окружающих любыми средствами — кожаный пиджак на голое тело; брезентовая роба на рубашке с жабо, на джинсах, на рубахе, на свитере — торчат штук пятнадцать больших булавок.). Нарочитое нарушение норм поведения в общественных местах панки объясняют тем, что они просто сумасшедшие.

В России панковская субкультура в ряде случаев ассимилировала элементы примитивного анархизма, а зачастую использовалась как эффективное прикрытие банального хулиганства.

Клички Панков — «Свинья», «Крыса» и т.п. Собираясь вместе, панки совершают демонстративно эпатажные акции. Ритуалы их насыщены активной пантомимой. Вербальное общение сопровождается непристойными позами, часто не соответствующими содержанию беседы. Демонстрируется крайнее неуважение к девушкам. Открыто пропагандируется физическая сторона любви.
Демонстративный эпатаж достаточно часто оборачивается хулиганскими поступками.

Хип-хоп. Этот вид субкультуры имеет три составные части:

1) музыка рэп. В России субкультура хип-хопа начиналась с нелегальных кассет, которые различными путями завозились тогда еще в СССР из стран зарубежья. В основном хип-хоп был недоступен рядовому слушателю. В 1997— 1998 гг. хип-хоп-культура набирает обороты. В Москве и Питере открылись многочисленные школы для би-боев (брэйк-танцоров), проходили многочисленные хип-хоп-фестивали, и московская молодежь все больше и больше втягивалась в мир хип-хопа. Среди русских рэп-музыкантов особенно выделялось несколько групп, таких, как «Bad Ballanсе», «Легальный бизнес», «Дерево жизни», «Big Black Boots», «White Hot Ice», «Master Spensor», «Kasta» и др.;

2) граффити. Это художественная композиция, рисунок либо просто надпись, незаконно нанесенная на поверхность стены, здания или какого-либо другого объекта, обычно находящегося в поле зрения прохожих. Граффити, каким мы знаем его сегодня, зародилось в Нью-Йорке как часть хип-хоп-культуры (отсюда и обилие хип-хоповских словечек в слэнге нынешних граффитчиков);

3) брейк-данс. Одной из составных частей хип-хоп-культуры является танец «Брейкинг», положивший начало многим танцевальным направлениям, позднее дополнивших хип-хоп-культуру и влившихся в нее. Стили и направления, открытые именно хип-хоп-культурой, сейчас широко используют такие американские звезды поп-музыки, как Мадонна, Майкл Джексон и другие.

Растаманы. Субкультура, возникшая на Ямайке и уходящая корнями в синкретические культуры стран Карибского бассейна, на российской почве выглядит весьма экзотичным растением. Красно-желто-зеленые (цвета флага Эфиопии) береты, волосы, заплетенные в косички (дрэды), — вот наиболее броские черты внешнего вида «растаманов».

Во внешнем облике, помимо маек с листом каннабиса, вязанных балахонов и шапок (самодельных) и расцвеченных под эфиопский флаг (красный, желтый, зеленый), у растаманов имеются и другие значки отличия, например расточки (ударение на пер-
вом слоге). Это несколько длинных волосков с вплетенными в них нитками, камушками, шариками или еще чем-нибудь и, конечно же, дрэды — длинные локоны, скрученные в косицы. Цивилизованные граждане шарахались от таких причесок и окрестили их dread locks («ужасные локоны»), или просто dreads.

Байкеры. Сообщество «байкеров» нельзя определять как сугубо молодежное. Первых «настоящих» байкеров называли «харлеистами» — по известной марке мотоцикла «Харлей Дэвидсон» (фирма основана в 1903 г. Уильямом Харли и братьями Дэвидсон).

Увлечение мотоциклами было характерно для подростков и молодежи в нашей стране (СССР) с 70-х гг. XX в.

Одеваются байкеры в черную кожаную одежду с обилием металлических украшений. Байкер обязан блестяще ездить на своем «байке», уметь совершать определенные акробатические трюки (например: «козлить» — проехать некоторое расстояние с подня-
тым передним колесом; прыгать на мотоцикле с трамплина; «джигитировать» — изменять положение корпуса, рук и ног на скорости, и т.д.). Байкеры ездят группами по 50— 100 человек и демонстрируют друг другу мастерство вождения.

Фанаты. Последние годы все чаще в СМИ появляются сообщения о кровавых столкновениях болельщиков футбольных клубов, погромах, устраиваемых футбольными хулиганами на стадионах. При этом появляются «рукописные» ругательства на стенах, звучат оскорбительные выкрики в адрес чужих команд и их болельщиков. То, что ранее рассматривалось как проявление бескультурья, обнаруживает зловещую связь с насилием на стадионах, начинает рассматриваться как его непосредственная прелюдия. Слово «фанаты» относительно недавно вошло в наш лексикон, но стало уже широко известным. Фанаты — производное от фанатизм (лат. fanaticus — исступленный), двойственное значение которого («доведенная до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам») прекрасно иллюстрирует рассмотренные выше социально-психологические закономерности.

Фанаты делятся на две основные группы: «пионеры» и «хулиганы». «Пионеры», или, как их еше называют, «карлики», принадлежат к самой многочисленной группе. Это подростки в возрасте 12—18 лет; формально они не входят ни в одну «фанатскую» организацию и абсолютно неконтролируемы. В основном это ребята, которые пришли на стадион на волне моды на фанатизм и ношения клубной символики. «Хулиганы» относятся к «пионерам» пренебрежительно, считая их «отморозками». На выездах
последние живут на улицах и доставляют массу хлопот местной милиции.

«Хулиганы» могут быть или не быть членами фэн-клубов (которые есть у ЦСКА, «Спартака», «Динамо» и др.), но обязательно должны входить в «бригаду». В свою очередь эта группа делится на две категории: «молодые» и «старая гвардия». «Молодые» — люди в возрасте от 18 до 25 лет, осознавшие цели и задачи «фа-
натского» движения и являющиеся проводниками «фанатских» идей. Эта средняя категория является наиболее активной, будь то поддержка команды на трибунах или на выездах. «Старая гвардия» — это вполне обеспеченные люди в возрасте от 25 до 30 лет
и зачастую занимающие ответственные посты. Среди них есть банкиры, бизнесмены, военные, предпочитающие не афишировать свою принадлежность к фанатам. Они пристально следят за расписанием игр и, как только федерация футбола публикует ка-
лендарь, начинают готовиться к выезду. «Хулиганы» непременно сопровождают команду за границу, наводя ужас на Западную Европу, не раз выражавшую протест по поводу разнузданности российских болельщиков. Их главная задача — побить болельщиков
команды-противника. От «пионеров» «хулиганов» отличает строгая организация и координация всех действий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.