КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О гражданском образовании учащихся общеобразовательных школ,- Письмо Минобраз. РФ от 15.01.2003 г. № 13-15-08/13 // Вестник образо- вания. — 2003. — № 7, апрель. 1 страница
Осипов П.Н., Ваганова НА., Шимрова Л.А. Социально-психологиче- Педагогика среднего профессионального образования / под общ. ред. Первушина С. В. Концепция воспитания как основа формирования цен- Перспективы государственной молодежной политики // Официаль- Поляков С.Д. Технологии воспитания. — М., 2002. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессио- Рекомендации по развитию молодежного парламентаризма в Россий- Руденко И В. Введение в педагогику детского движения. — М., 2004. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. — Сергеева В. П. Технология деятельности классного руководителя в вос- Сластенин В. А., Чи.жакова Г. И. Введение в педагогическую акмеоло- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от дея- Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспи- Степанов Е. П., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и кон- Теоретические основы обучения технологии в школе / под ред. П. Р. Ату- Федеральная целевая программа «Молодежь России» (на 2001 —2005 годы). Федеральная целевая программа «Формирование установок толерант- Филатов O.K., Чернилевский Д. В. Педагогика высшей школы. — М., Шамова Т. И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущ-
Глава 14 СОЗДАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЗАВЕДЕНИИ
14.1. Понятие гуманистической воспитательной среды
Подготовка современного специалиста требует глубокой и всесторонней гуманизации профессионального образования. Гуманизация образования означает ориентацию на приоритетное развитие индивидуальности студента, его прав и свобод через конкретную педагогическую систему учреждения профессионального образования — колледжа или вуза, цель которой состоит не только в выявлении, но и в развитии познавательных, социально- Гуманизация образования базируется на общих принципах гуманизма. 1. Человек как высшая ценность в ряду всех мыслимых духовных ценностей. 2. Равноправие человека как материально-духовного существа по отношению к другому человеку, природе, обществу и всем иным, известным или не известным ему, реальностям и существам. 3. Человек — это существо, которое на завершающем этапе своего становления участвует в рождении себя как человека разумного, самосозидающего, достойного и равноправного партнера общества и мира. Гуманитаризация представляет собой путь реализации гуманистической направленности обучения и воспитания в профессиональной школе. Гуманитаризация совместно с фундаментализацией, информатизацией, личностной обращенностью отражает современные тенденции и специфику профессиональной подготовки студентов средней и высшей профессиональной школы. Понятие гуманитаризации образования имеет два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, собственно гуманитарные знания в широком смысле слова, включая все науки о человеке, необходимые каждой личности для включения в сферу культурной жизни, социальной практики, а для студентов педагогических колледжей и вузов — еще и педагогической. Во-вторых, это гуманистическое воспитание, утверждающее этику гуманизма, последовательным выражением которой служат общечеловеческие ценности. Эффективная реализация процессов гуманизации и гуманитаризации предполагает в качестве условия формирование гуманитарной среды в образовательном процессе среднего профессионального учебного заведения. Среда образовательного учреждения — это среда педагогическая, представляющая собой специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемую систему условий организации жизнедеятельности учащихся, направленную на формирование их отношений к миру, людям и друг другу'. Понятие «среда» — многоаспектно, в нем интегрируется множество различных компонентов, представляющих собой среду более низкого порядка. Довольно часто понятие «среда» отождествляется с укладом жизни образовательного учреждения, его стилем или «лицом». В образовательной среде любого типа образовательного учреждения, в том числе и колледжа, выделяют несколько компонентов: физическое окружение, человеческие факторы, образовательную программу подготовки специалиста. Так, физическое окружение — это архитектура здания, дизайн и пространственная структура помещений. Человеческие факторы — это пространственная и социальная плотность субъектов образовательного процесса и ее влияние на социальное поведение студентов, распределение статусов и ролей в педагогическом коллективе колледжа, половозрастные и национальные особенности преподавателей и студентов. Образовательная программа — это деятельностная структура, в которую входят и содержание программ обучения и воспитания, и конкретные формы обучения, и характер социально-психологического контроля, и т.д. Кроме этого образовательное учреждение сосуществует с социальной средой ближайшего окружения. Образовательная среда ориентирована на организацию успешной жизнедеятельности студентов, задает динамику их познавательной деятельности и преобразует интеллектуальную активность студента в личную культуру. Образовательная среда — это среда развивающая, поскольку между субъектами педагогического процесса происходит деятельностное общение при решении совместных проблем внутриколледжной жизни, организации студенческого самоуправления, совместного выбора средств творческого самовыражения студентов в различных видах их учебно-познавательной, художественной деятельности. Образовательная среда — это среда гуманистическая, поскольку она решает гуманистически ориентированные цели образования, когда совпадают цели участников педагогического процесса, а методическое обеспечение учебно-воспитательной деятельности субъектов направлено на создание атмосферы доброжелательности; это гуманный стиль взаимоотношений, приобщение к культурным ценностям, обмен социальным опытом и опытом самообразования, включение преподавателей и студентов в создание традиций образовательного учреждения и т.д. Важной стороной образовательной среды является воспитательная среда. Воспитательная среда (среда воспитания ) — совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность воспитанника и становление его как личности. Воспитательная среда образовательного учреждения направлена: 1) на сплочение коллектива колледжа; 2) формирование благоприятной эмоциональной атмосферы; 3) включение студентов в разнообразные виды социальной деятельности; 4) развитие студенческого самоуправления; 5) коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений студента; 6) социальная помощь семье; 7) взаимодействие с педагогическим коллективом; 8) коррекция воздействия средств массовой коммуникации; 9) нейтрализация негативных воздействий социума; 10) взаимодействие с другими образовательными учреждениями. Структурными единицами воспитательной среды являются: — пространственно-предметное окружение в виде ландшафтов, архитектурных сооружений, дизайна образовательного учреждения; — субъектное окружение в виде субкультуры молодежи, национальных особенностей студентов, наличия поливозрастных групп; — психологические факторы в виде особенностей взаимодействия субъектов воспитательного процесса, характера и направленности деятельности, стиля общения между педагогом и воспитанниками. Воспитательная среда строится, исходя из принципа создания воспитывающей среды, который требует в колледже отношений, способствующих социализации личности студента, формирующих единство коллектива колледжа в виде интеллектуального, волевого, эмоционального сопереживания, ответственности, взаимопомощи в преодолении трудностей, стимулирующих творческие начала преподавателей и студентов. Данный принцип может оказаться действенным только при соблюдении таких условий, как: — выделение доминирующей цели коллектива педагогического колледжа, объединяющей преподавателей и студентов; — определение ведущей деятельности, значимой для всех членов коллектива; —развитие студенческого самоуправления, самостоятельности и инициативы студентов и педагогов; — позитивное отношение к творчеству при создании воспитательной среды; — наличие отношений «взаимной ответственности и у студентов, и у преподавателей; — совместные усилия членов коллектива колледжа по созданию неповторимости учебного заведения. Создание гуманистической среды воспитания связано с изменением современной парадигмы образования. Ее личностная ориентированность основана на идее создания в процессе воспитания оптимальных условий для разностороннего, гармоничного развития личности, ее самоактуализации в статусе полезного члена общества на основе учета потенциальных возможностей, личностных и общественных потребностей. Личностно ориентированное образование — это: 1) становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Образовать человека — научить его жизнетворчеству как субъекта культуры; 2) отношение педагога к обучаемому как умение преподавателя поддержать, развить у студентов механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания; 3) помощь каждому студенту в определении и реализации человекообразуюших функций, таких, как: — гуманитарная, состоящая в сохранении и восстановлении экологии человека: его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности; — культурообразуюшая, обеспечивающая ориентацию образования на воспитание человека культуры: установление духовной взаимосвязи между собой и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре; принятие ее ценностей и построение собственной жизни с их учетом; — функция социализации, направленная на обеспечение, усвоение и воспроизводство личностью социального опыта, социальных норм, действующих в обществе. Результатом социализации выступают личностные смыслы отношения человека к миру, социальная позиция, самопознание, ценностно-смысловые основы мировоззрения; 4) образование, содержание которого должно удовлетворять потребности человека, свободу выбора своего мировоззрения, действий, поступков, позиций, самостоятельности и личной ответственности, саморазвития и самореализации, самоопределения и Гуманизация воспитательной среды колледжа позволяет решить основные задачи личностно ориентированного профессионального образования: — адаптацию первокурсников к учебно-профессиональной среде; —создание условий для социализации личности; — обеспечение духовно-нравственного становления будущих специалистов; — оказание помощи студентам в социальном и профессиональном самоопределении; —содействие нахождению своего места по окончании образовательного учреждения; —формирование этических норм поведения; —освоение личностью социально значимых ролей; — становление профессиональной культуры будущих специалистов. Гуманитарная среда колледжа в целом и воспитательная гуманитарная среда в частности рассматриваются как своеобразная система, включающая ряд следующих подсистем, которые оказывают воспитательное воздействие на личность студента: 1) культурно-образовательную подсистему, определяющую образ жизни колледжа, гуманитарную направленность обучения, воспитания, морально-психологический климат в нем, развитие интеллектуального потенциала преподавателей и студентов; 2) материально-техническую, определяющую условия, которые обеспечивают удовлетворение профессиональных, учебных, бытовых и культурных запросов и притязаний студентов и преподавателей; 3) социально-правовую, влияющую на условия, которые обеспечивают демократизацию, социальную защиту и адаптацию студентов и преподавателей в новой социально-экономической ситуации, удовлетворение их прав и свобод, их профессиональное и научное самоопределение; 4) гуманистическую воспитательную среду спуза, выполняющую ряд функций, таких, как: — мотивационно-стимулирующая, поскольку при формировании потребностей и мотивов деятельности куратор использует систему различных стимулов и ориентируется на личностные качества студентов; — свободное самоопределение, поскольку студенту предоставляется право выбора и профиля необходимой дополнительной области знаний и деятельности для самореализации; — пропедевтико-реабилитационная, поскольку организация образовательного и воспитательного пространства колледжа строится на предварительном изучении возможностей, способностей личности студента, на поддержании уверенности в себе, снятии психологических комплексов, формировании положительных установок и ориентиров; — коррекционно-компенсаторная, поскольку одна из задач воспитания связана с коррекцией поведения, неуспеваемости, устранения педагогической и психологической запущенности личности, различных дефектов и нарушений. Можно выделить и другие подсистемы (например: межличностное и межнациональное общение, здоровый образ жизни и т.д.). Для создания гуманистической воспитательной среды важна реализация в ней всех имеющихся признаков гуманизма: 1) гуманизм предполагает акт рефлексии, самосознания, свободного, разумного и критического принятия человеком своей человечности вместе с накопленными им знаниями и опытом; 2) гуманизм отличается глубинным характером гуманистического мировоззрения; 3) гуманизм носит интегративный и комплексный характер; 4) гуманизм полифункционален, так как он одновременно выполняет функции метода, ценности и знания; позволяет человеку сформировать собственное гуманистическое мировоззрение; сознательно и человечно относится к себе, информации и внешнему миру; видит и использует каталог базовых человеческих ценностей и приоритетов. Поэтому формирование гуманистической воспитательной среды происходит за счет: —организации жизнедеятельности педагогического и студенческих коллективов в соответствии с общепринятыми нормами человеческого общежития, правилами этикета, атмосферы терпимости, взаимопомощи, доброжелательности, уважения к человеческой личности, сотворчества в коллективной деятельности и содействия коллектива личностному успеху каждого студента; — формирования у воспитанников знаний о своих правах и механизмах их реализации в современном социуме; — эстетики помещений, в которых осуществляется воспитательный процесс; — формирования информационного пространства образовательного учреждения; —обеспечения системы противодействия негативным явлениям в юношеской среде; — психологического сопровождения воспитанников; — обеспечения психологического комфорта студента в процессе воспитания; —открытого характера воспитательной системы образовательного учреждения: тесного контакта с семьей, участия родителей в процессе воспитания, доступности для родителей информации об эффективности процесса воспитания, повышения психолого-педагогического просвещения родителей; — взаимодействия с другими социальными институтами с целью повышения эффективности воспитательного процесса. Гуманистическая воспитательная среда колледжа организуется в соответствии с такими требованиями: 1) воспитанник не должен быть средством достижения педагогических целей; 2) самореализация педагога — в творческой самореализации воспитанника; 3) принимать воспитанника следует таким, каков он есть, в его постоянных изменениях; 4) все трудности неприятия воспитателя по отношению к воспитаннику следует преодолевать нравственными средствами; 5) за воспитанником признается право на ошибку; 6) умей признать свою ошибку; 7) воспитателю не следует унижать достоинства личности воспитанника и свою собственную; 8) воспитателю нужно соизмерять свою культуру с культурой молодежи; воспитание — это диалог культур. Для студентов колледжа как будущих руководителей среднего звена особенно актуальным становится воспитательное пространство среднего профессионального учебного заведения. Воспитательное пространство — это специально организованные условия, способствующие формированию ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения воспитанника. Воспитательное пространство способствует развитию личности —свобода принятия решения о его вхождении в воспитательное пространство и свобода принятия решения о выходе из него; — свобода выбора деятельности, которая позволит достичь наибольшего успеха в процессе самовыражения; —право построения диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп; — возможность интенсивного и разнопланового исполнения различных социальных и профессиональных ролей; — выбор различных коллективов, общностей и возможности их смены. Показателями созданной гуманитарной воспитательной среды становятся деловое единство субъектов воспитательного процесса, психологический климат в коллективе; гуманизация отношений, сформированных посредством использования новых форм Деловое единство субъектов воспитательного процесса — основа воспитательной деятельности педагогического коллектива в гуманистической среде. Единство достигается: — путем совместной выработки общей воспитательной идеологии, а именно целей, ценностей, норм воспитательной деятельности; —за счет освоения новых технологий воспитания; — благодаря накоплению разнообразного опыта совместной воспитательной деятельности со всеми ее атрибутами: постановкой задач, выбором, планированием, осуществлением дел. Психологический климат в коллективе — важное условие гуманизации воспитательной деятельности. Его суть выражают четыре определения: гуманный, творческий, деловой, интеллектуальный. Психологический климат проявляется через традиции, обряды, события. Для создания климата важную роль играют позиция педагога по отношению к воспитаннику, стиль взаимодействия и общения с ним. Позиция педагога выражается: — в эмпатическом понимании преподавателя; как настрой педагога на чувствование внутреннего мира воспитанника путем безоценочного слушания; в принятии его переживаний как возможных; — в открытости по отношению к личному опыту воспитанника, что позволяет педагогу принять успехи и неудачи его воспитанников как собственные; — в доверии к возможностям, способностям воспитанника, которое базируется на оптимизме педагога и вере в то, что его воспитанники справятся с порученным делом лучше всех. Такое доверие создает определенный оптимистический настрой; — в искренности выражения чувств, достигаемой окультуренным «Я-общением». В системе личностно ориентированного воспитательного процесса следует говорить о разновидностях демократического стиля организации деятельности: авторитарно-демократического, демократически-авторитарного, демократически-либерального, либерально-демократического. Однако следует заметить, что выбор воспитателем стиля руководства зависит от многих факторов (например, от цели воспитателя, его личностно-индивидуальной предрасположенности к тому или иному стилю, от особенностей студенческой группы). Важным становится и амплуа педагогов-воспитателей. Страсть и увлеченность «организатора» в разработке разнообразных систем (например, самоуправления) придает действенность воспитательной работе. Коньком «художника» являются разнообразные Гуманистическое воспитание имеет цель — гармоническое развитие личности. А основными задачами здесь являются создание условий для самореализации, саморазвития, гармонизации отношений личности к себе, обществу, поддержание самости личности. Самость как жизнь в себе отражает внутренний план развития личности, характеризует глубину ее индивидуальности, развивает личность через самопознание, самоорганизацию, саморегуляцию. Поэтому при организации гуманистической воспитательной среды так важно построение системы отношений между преподавателями и студентами, внутри студенческого и преподавательского коллективов, между микросоциумами. Гуманные отношения — это отношения открытые, великодушные, свободные, осмысленные. Гуманные отношения — это отношения, построенные на принципах диалога, партнерства, быстрого реагирования, свободы совести. На эффективность их взаимодействия влияют внутренние и внешние условия. К внутренним относятся студенческое самоуправление; институт кураторства; психологическое и валеологическое сопровождение; построение образовательного пространства по схеме «Учебное занятие — практика — УИРС» на основе интеграции воспитания, обучения и развития; система эстетического воспитания; система традиций колледжа и т.д. Следует обратить внимание на то, что для гуманизации отношений важно создать не только внешние условия для установления отношений между субъектами воспитательного процесса, но и проявить заботу об установлении личностью нормальных отношений с самим собой и со своими идеями, поэтому в воспитательный процесс образовательного учреждения следует вводить новые формы воспитательной работы. Новые формы воспитательной работы связаны с гуманизацией отношений, признанием неповторимости отдельной личности психологизацией целостного учебновоспитательного процесса. Таким образом, воспитательная гуманистическая среда позволяет студенту познать, найти, реализовать себя. Познать себя как личность гуманную, духовную, свободную и творческую. Найти себя как педагога-гуманиста, профессионала, творца. Реализовать 14.2. Педагогическая диагностика воспитательной
В деятельности преподавателя колледжа важная роль принадлежит педагогической диагностике. Сравнительно новым направлением в ней является диагностика воспитания, выступающая средством выявления социально-психологических характеристик личности воспитанника, определения уровня его воспитанности, наличия/отсутствия ценностных ориентиров и самооценки, а также позволяющая оценить результативность процесса воспитания. Данные диагностики позволяют корректировать воспитательный Диагностику осуществляют заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, а также психолог. Психолог контактирует наличие той или иной характеристики личности, а перед педагогами стоит задача определения динамики развития отношений личности в контексте ее жизнедеятельности. Диагностика педагога носит скрытый характер, сам процесс диагностирования является воспитательным актом, а процедура проведения облекается в занимательную форму. Педагогическая диагностика воспитания осуществляется, во-первых, как диагностика воспитанности ребенка, школьника, студента; во-вторых, как диагностика воспитательного процесса. Разберемих особенности. Диагностика воспитанности учащегося имеет два направления. Первое касается изучения личности воспитанника. Предметом диагностики здесь может быть развитие отдельных качеств личности и ее индивидуальных особенностей; ценностные ориентиры
Модель изучения личности школьника
Второе направление изучения личности воспитанника связано с определением воспитанности. Воспитанность — нравственное качество человека. Это мера соответствия развитых социально-психологических образований в его личностной структуре воспитательной модели и требованиям культуры. Поэтому когда говорят о воспитанности личности, то ориентируются прежде всего на ее поведение и отношение к другим людям и таким наивысшим человеческим ценностям, как «Человек», «Добро», «Природа», «Красота» и т.д. Однако перед педагогом встают вопросы: «Какова мера воспитанности?», «Какими способами можно определить уровень воспитанности?» Ответом на них является выделение критериев воспитанности, довольно гибких и мягких. С помощью разнообразных показателей сравнивается присутствие или отсутствие тех или иных Воспитанность студентов зависит от нескольких факторов: системы воспитания в образовательном учреждении; состояния воспитывающей деятельности во внешкольных учреждениях; традиций воспитания в семье; воспитывающего воздействия средств Техника диагностирования воспитанности студентов несложная. Оценка проводится два раза в год, в середине и в конце учебного года. Процедура оценивания состоит из двух этапов. На первом этапе составляется характеристика студентов преподавателями. Примерные вопросы таковы. 1. Какие положительные качества характерны для конкретного студента и в каких видах деятельности они проявляются?
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |