Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О гражданском образовании учащихся общеобразовательных школ,- Письмо Минобраз. РФ от 15.01.2003 г. № 13-15-08/13 // Вестник образо- вания. — 2003. — № 7, апрель. 1 страница




Осипов П.Н., Ваганова НА., Шимрова Л.А. Социально-психологиче-
ские факторы профессионального развития студента средней профессио-
нальной школы. — Казань, 1999.

Педагогика среднего профессионального образования / под общ. ред.
Г. В. Мухамедзяновой. — Казань, 2001.

Первушина С. В. Концепция воспитания как основа формирования цен-
ностно-смыслового воспитательного пространства колледжа // Среднее
профессиональное образование. — Приложение к ежемесячному теоре-
тическому и научно-методическому журналу «СПО». — М., 2002. — № 1.

Перспективы государственной молодежной политики // Официаль-
ные документы в образовании. — 2005. — № 14, май.

Поляков С.Д. Технологии воспитания. — М., 2002.

Профессионально-педагогическая технология обучения в профессио-
нальных учебных заведениях / под общ. ред. А. П. Беляевой. — СПб., 1995.

Рекомендации по развитию молодежного парламентаризма в Россий-
ской Федерации. — Приложение к инструктивному письму Минобраз.
РФ от 24.04.2003. — № 2 // Вестник образования. — 2003. - № 14, июль.

Руденко И В. Введение в педагогику детского движения. — М., 2004.

Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. —
М„ 2002.

Сергеева В. П. Технология деятельности классного руководителя в вос-
питательной системе школы. — М., 2004.

Сластенин В. А., Чи.жакова Г. И. Введение в педагогическую акмеоло-
гию. - М., 2003.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от дея-
тельности к личности. — М., 1995.

Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспи-
тания / под ред. Т. Н.Кухневич и В.И.Прокопенко. — М., 1992.

Степанов Е. П., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и кон-
цепциях воспитания. — М., 2002.

Теоретические основы обучения технологии в школе / под ред. П. Р. Ату-
това. - М., 2000.

Федеральная целевая программа «Молодежь России» (на 2001 —2005 годы).
Постановление Правительства РФ от 27.12.2000. — № 1015 // Официаль-
ные документы в образовании. — 2001. — № 9, март.

Федеральная целевая программа «Формирование установок толерант-
ного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 —
2005 годы)» // Официальные документы в образовании. — 2001. — № 30,
октябрь.

Филатов O.K., Чернилевский Д. В. Педагогика высшей школы. — М.,
2005.

Шамова Т. И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущ-
ность, содержание, управление. — М., 2005.

 

 

 

 

Глава 14

СОЗДАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ

ЗАВЕДЕНИИ

 

14.1. Понятие гуманистической воспитательной среды

 

Подготовка современного специалиста требует глубокой и всесторонней гуманизации профессионального образования.

Гуманизация образования означает ориентацию на приоритетное развитие индивидуальности студента, его прав и свобод через конкретную педагогическую систему учреждения профессионального образования — колледжа или вуза, цель которой состоит не только в выявлении, но и в развитии познавательных, социально-
творческих, общекультурных способностей и интересов студен-
тов.

Гуманизация образования базируется на общих принципах гуманизма.

1. Человек как высшая ценность в ряду всех мыслимых духовных ценностей.

2. Равноправие человека как материально-духовного существа по отношению к другому человеку, природе, обществу и всем иным, известным или не известным ему, реальностям и существам.

3. Человек — это существо, которое на завершающем этапе своего становления участвует в рождении себя как человека разумного, самосозидающего, достойного и равноправного партнера общества и мира.

Гуманитаризация представляет собой путь реализации гуманистической направленности обучения и воспитания в профессиональной школе. Гуманитаризация совместно с фундаментализацией, информатизацией, личностной обращенностью отражает современные тенденции и специфику профессиональной подготовки студентов средней и высшей профессиональной школы.

Понятие гуманитаризации образования имеет два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, собственно гуманитарные знания в широком смысле слова, включая все науки о человеке, необходимые каждой личности для включения в сферу культурной жизни, социальной практики, а для студентов педагогических колледжей и вузов — еще и педагогической. Во-вторых, это гуманистическое воспитание, утверждающее этику гуманизма, последовательным выражением которой служат общечеловеческие ценности.

Эффективная реализация процессов гуманизации и гуманитаризации предполагает в качестве условия формирование гуманитарной среды в образовательном процессе среднего профессионального учебного заведения.

Среда образовательного учреждения — это среда педагогическая, представляющая собой специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемую систему условий организации жизнедеятельности учащихся, направленную на формирование их отношений к миру, людям и друг другу'.

Понятие «среда» — многоаспектно, в нем интегрируется множество различных компонентов, представляющих собой среду более низкого порядка.

Довольно часто понятие «среда» отождествляется с укладом жизни образовательного учреждения, его стилем или «лицом».

В образовательной среде любого типа образовательного учреждения, в том числе и колледжа, выделяют несколько компонентов: физическое окружение, человеческие факторы, образовательную программу подготовки специалиста. Так, физическое окружение — это архитектура здания, дизайн и пространственная структура помещений. Человеческие факторы — это пространственная и социальная плотность субъектов образовательного процесса и ее влияние на социальное поведение студентов, распределение статусов и ролей в педагогическом коллективе колледжа, половозрастные и национальные особенности преподавателей и студентов. Образовательная программа — это деятельностная структура, в которую входят и содержание программ обучения и воспитания, и конкретные формы обучения, и характер социально-психологического контроля, и т.д. Кроме этого образовательное учреждение сосуществует с социальной средой ближайшего окружения.

Образовательная среда ориентирована на организацию успешной жизнедеятельности студентов, задает динамику их познавательной деятельности и преобразует интеллектуальную активность студента в личную культуру.

Образовательная среда — это среда развивающая, поскольку между субъектами педагогического процесса происходит деятельностное общение при решении совместных проблем внутриколледжной жизни, организации студенческого самоуправления, совместного выбора средств творческого самовыражения студентов в различных видах их учебно-познавательной, художественной деятельности.

Образовательная среда — это среда гуманистическая, поскольку она решает гуманистически ориентированные цели образования, когда совпадают цели участников педагогического процесса, а методическое обеспечение учебно-воспитательной деятельности субъектов направлено на создание атмосферы доброжелательности; это гуманный стиль взаимоотношений, приобщение к культурным ценностям, обмен социальным опытом и опытом самообразования, включение преподавателей и студентов в создание традиций образовательного учреждения и т.д.

Важной стороной образовательной среды является воспитательная среда.

Воспитательная среда (среда воспитания ) — совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность воспитанника и становление его как личности.

Воспитательная среда образовательного учреждения направлена:

1) на сплочение коллектива колледжа;

2) формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;

3) включение студентов в разнообразные виды социальной деятельности;

4) развитие студенческого самоуправления;

5) коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений студента;

6) социальная помощь семье;

7) взаимодействие с педагогическим коллективом;

8) коррекция воздействия средств массовой коммуникации;

9) нейтрализация негативных воздействий социума;

10) взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

Структурными единицами воспитательной среды являются:

— пространственно-предметное окружение в виде ландшафтов, архитектурных сооружений, дизайна образовательного учреждения;

— субъектное окружение в виде субкультуры молодежи, национальных особенностей студентов, наличия поливозрастных групп;

— психологические факторы в виде особенностей взаимодействия субъектов воспитательного процесса, характера и направленности деятельности, стиля общения между педагогом и воспитанниками.

Воспитательная среда строится, исходя из принципа создания воспитывающей среды, который требует в колледже отношений, способствующих социализации личности студента, формирующих единство коллектива колледжа в виде интеллектуального, волевого, эмоционального сопереживания, ответственности, взаимопомощи в преодолении трудностей, стимулирующих творческие начала преподавателей и студентов.

Данный принцип может оказаться действенным только при соблюдении таких условий, как:

— выделение доминирующей цели коллектива педагогического колледжа, объединяющей преподавателей и студентов;

— определение ведущей деятельности, значимой для всех членов коллектива;

—развитие студенческого самоуправления, самостоятельности и инициативы студентов и педагогов;

— позитивное отношение к творчеству при создании воспитательной среды;

— наличие отношений «взаимной ответственности и у студентов, и у преподавателей;

— совместные усилия членов коллектива колледжа по созданию неповторимости учебного заведения.

Создание гуманистической среды воспитания связано с изменением современной парадигмы образования. Ее личностная ориентированность основана на идее создания в процессе воспитания оптимальных условий для разностороннего, гармоничного развития личности, ее самоактуализации в статусе полезного члена общества на основе учета потенциальных возможностей, личностных и общественных потребностей.

Личностно ориентированное образование — это:

1) становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Образовать человека — научить его жизнетворчеству как субъекта культуры;

2) отношение педагога к обучаемому как умение преподавателя поддержать, развить у студентов механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания;

3) помощь каждому студенту в определении и реализации человекообразуюших функций, таких, как:

— гуманитарная, состоящая в сохранении и восстановлении экологии человека: его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности;

— культурообразуюшая, обеспечивающая ориентацию образования на воспитание человека культуры: установление духовной взаимосвязи между собой и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре; принятие ее ценностей и построение собственной жизни с их учетом;

— функция социализации, направленная на обеспечение, усвоение и воспроизводство личностью социального опыта, социальных норм, действующих в обществе. Результатом социализации выступают личностные смыслы отношения человека к миру, социальная позиция, самопознание, ценностно-смысловые основы мировоззрения;

4) образование, содержание которого должно удовлетворять потребности человека, свободу выбора своего мировоззрения, действий, поступков, позиций, самостоятельности и личной ответственности, саморазвития и самореализации, самоопределения и
творчества, должно предложить студенту механизмы рефлексии мира, собственного «Я» и научить управлять им.

Гуманизация воспитательной среды колледжа позволяет решить основные задачи личностно ориентированного профессионального образования:

— адаптацию первокурсников к учебно-профессиональной среде;

—создание условий для социализации личности;

— обеспечение духовно-нравственного становления будущих специалистов;

— оказание помощи студентам в социальном и профессиональном самоопределении;

—содействие нахождению своего места по окончании образовательного учреждения;

—формирование этических норм поведения;

—освоение личностью социально значимых ролей;

— становление профессиональной культуры будущих специалистов.

Гуманитарная среда колледжа в целом и воспитательная гуманитарная среда в частности рассматриваются как своеобразная система, включающая ряд следующих подсистем, которые оказывают воспитательное воздействие на личность студента:

1) культурно-образовательную подсистему, определяющую образ жизни колледжа, гуманитарную направленность обучения, воспитания, морально-психологический климат в нем, развитие интеллектуального потенциала преподавателей и студентов;

2) материально-техническую, определяющую условия, которые обеспечивают удовлетворение профессиональных, учебных, бытовых и культурных запросов и притязаний студентов и преподавателей;

3) социально-правовую, влияющую на условия, которые обеспечивают демократизацию, социальную защиту и адаптацию студентов и преподавателей в новой социально-экономической ситуации, удовлетворение их прав и свобод, их профессиональное и научное самоопределение;

4) гуманистическую воспитательную среду спуза, выполняющую ряд функций, таких, как:

— мотивационно-стимулирующая, поскольку при формировании потребностей и мотивов деятельности куратор использует систему различных стимулов и ориентируется на личностные качества студентов;

— свободное самоопределение, поскольку студенту предоставляется право выбора и профиля необходимой дополнительной области знаний и деятельности для самореализации;

— пропедевтико-реабилитационная, поскольку организация образовательного и воспитательного пространства колледжа строится на предварительном изучении возможностей, способностей личности студента, на поддержании уверенности в себе, снятии психологических комплексов, формировании положительных установок и ориентиров;

— коррекционно-компенсаторная, поскольку одна из задач воспитания связана с коррекцией поведения, неуспеваемости, устранения педагогической и психологической запущенности личности, различных дефектов и нарушений.

Можно выделить и другие подсистемы (например: межличностное и межнациональное общение, здоровый образ жизни и т.д.).

Для создания гуманистической воспитательной среды важна реализация в ней всех имеющихся признаков гуманизма:

1) гуманизм предполагает акт рефлексии, самосознания, свободного, разумного и критического принятия человеком своей человечности вместе с накопленными им знаниями и опытом;

2) гуманизм отличается глубинным характером гуманистического мировоззрения;

3) гуманизм носит интегративный и комплексный характер;

4) гуманизм полифункционален, так как он одновременно выполняет функции метода, ценности и знания; позволяет человеку сформировать собственное гуманистическое мировоззрение; сознательно и человечно относится к себе, информации и внешнему миру; видит и использует каталог базовых человеческих ценностей и приоритетов.

Поэтому формирование гуманистической воспитательной среды происходит за счет:

—организации жизнедеятельности педагогического и студенческих коллективов в соответствии с общепринятыми нормами человеческого общежития, правилами этикета, атмосферы терпимости, взаимопомощи, доброжелательности, уважения к человеческой личности, сотворчества в коллективной деятельности и содействия коллектива личностному успеху каждого студента;

— формирования у воспитанников знаний о своих правах и механизмах их реализации в современном социуме;

— эстетики помещений, в которых осуществляется воспитательный процесс;

— формирования информационного пространства образовательного учреждения;

—обеспечения системы противодействия негативным явлениям в юношеской среде;

— психологического сопровождения воспитанников;

— обеспечения психологического комфорта студента в процессе воспитания;

—открытого характера воспитательной системы образовательного учреждения: тесного контакта с семьей, участия родителей в процессе воспитания, доступности для родителей информации об эффективности процесса воспитания, повышения психолого-педагогического просвещения родителей;

— взаимодействия с другими социальными институтами с целью повышения эффективности воспитательного процесса.

Гуманистическая воспитательная среда колледжа организуется в соответствии с такими требованиями:

1) воспитанник не должен быть средством достижения педагогических целей;

2) самореализация педагога — в творческой самореализации воспитанника;

3) принимать воспитанника следует таким, каков он есть, в его постоянных изменениях;

4) все трудности неприятия воспитателя по отношению к воспитаннику следует преодолевать нравственными средствами;

5) за воспитанником признается право на ошибку;

6) умей признать свою ошибку;

7) воспитателю не следует унижать достоинства личности воспитанника и свою собственную;

8) воспитателю нужно соизмерять свою культуру с культурой молодежи; воспитание — это диалог культур.

Для студентов колледжа как будущих руководителей среднего звена особенно актуальным становится воспитательное пространство среднего профессионального учебного заведения.

Воспитательное пространство это специально организованные условия, способствующие формированию ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения воспитанника.

Воспитательное пространство способствует развитию личности
студента, поскольку ему предоставляется:

—свобода принятия решения о его вхождении в воспитательное пространство и свобода принятия решения о выходе из него;

— свобода выбора деятельности, которая позволит достичь наибольшего успеха в процессе самовыражения;

—право построения диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп;

— возможность интенсивного и разнопланового исполнения различных социальных и профессиональных ролей;

— выбор различных коллективов, общностей и возможности их смены.

Показателями созданной гуманитарной воспитательной среды становятся деловое единство субъектов воспитательного процесса, психологический климат в коллективе; гуманизация отношений, сформированных посредством использования новых форм
воспитательной работы.

Деловое единство субъектов воспитательного процесса — основа воспитательной деятельности педагогического коллектива в гуманистической среде. Единство достигается:

— путем совместной выработки общей воспитательной идеологии, а именно целей, ценностей, норм воспитательной деятельности;

—за счет освоения новых технологий воспитания;

— благодаря накоплению разнообразного опыта совместной воспитательной деятельности со всеми ее атрибутами: постановкой задач, выбором, планированием, осуществлением дел.

Психологический климат в коллективе — важное условие гуманизации воспитательной деятельности. Его суть выражают четыре определения: гуманный, творческий, деловой, интеллектуальный. Психологический климат проявляется через традиции, обряды, события. Для создания климата важную роль играют позиция педагога по отношению к воспитаннику, стиль взаимодействия и общения с ним. Позиция педагога выражается:

— в эмпатическом понимании преподавателя; как настрой педагога на чувствование внутреннего мира воспитанника путем безоценочного слушания; в принятии его переживаний как возможных;

— в открытости по отношению к личному опыту воспитанника, что позволяет педагогу принять успехи и неудачи его воспитанников как собственные;

— в доверии к возможностям, способностям воспитанника, которое базируется на оптимизме педагога и вере в то, что его воспитанники справятся с порученным делом лучше всех. Такое доверие создает определенный оптимистический настрой;

— в искренности выражения чувств, достигаемой окультуренным «Я-общением».

В системе личностно ориентированного воспитательного процесса следует говорить о разновидностях демократического стиля организации деятельности: авторитарно-демократического, демократически-авторитарного, демократически-либерального, либерально-демократического. Однако следует заметить, что выбор воспитателем стиля руководства зависит от многих факторов (например, от цели воспитателя, его личностно-индивидуальной предрасположенности к тому или иному стилю, от особенностей студенческой группы).

Важным становится и амплуа педагогов-воспитателей. Страсть и увлеченность «организатора» в разработке разнообразных систем (например, самоуправления) придает действенность воспитательной работе. Коньком «художника» являются разнообразные
сценарии воспитательных мероприятий, вызывающих интерес, способствующих эстетическому развитию воспитанников. Много душевных сил затрагивает «душевед» — тонкий и глубокий воспитатель. Его деятельность не так заметна, но не менее значима,
поскольку его советы воспринимаются со всей серьезностью и нередко оказывают значительное влияние на систему взаимоотношений между студентами и преподавателями. Организатором коллективных споров, оформителем коллективных решений выступает «игротехник». Такое название заимствовано из лексикона
игрового моделирования. Для воспитательной работы его деятельность просто необходима, так как студенческая (юношеская) потребность высказаться, отстоять свое мнение приобретает форму целенаправленного воздействия; у студентов формируются дискуссионные навыки. Последнее время в среде воспитателей появилось еще и амплуа «тренера-психолога», который наиболее ярко реализует в своей практической воспитательной деятельности «психотерапевтическую» функцию.

Гуманистическое воспитание имеет цель — гармоническое развитие личности. А основными задачами здесь являются создание условий для самореализации, саморазвития, гармонизации отношений личности к себе, обществу, поддержание самости личности. Самость как жизнь в себе отражает внутренний план развития личности, характеризует глубину ее индивидуальности, развивает личность через самопознание, самоорганизацию, саморегуляцию. Поэтому при организации гуманистической воспитательной среды так важно построение системы отношений между преподавателями и студентами, внутри студенческого и преподавательского коллективов, между микросоциумами.

Гуманные отношения — это отношения открытые, великодушные, свободные, осмысленные.

Гуманные отношения — это отношения, построенные на принципах диалога, партнерства, быстрого реагирования, свободы совести.

На эффективность их взаимодействия влияют внутренние и внешние условия. К внутренним относятся студенческое самоуправление; институт кураторства; психологическое и валеологическое сопровождение; построение образовательного пространства по схеме «Учебное занятие — практика — УИРС» на основе интеграции воспитания, обучения и развития; система эстетического воспитания; система традиций колледжа и т.д.

Следует обратить внимание на то, что для гуманизации отношений важно создать не только внешние условия для установления отношений между субъектами воспитательного процесса, но и проявить заботу об установлении личностью нормальных отношений с самим собой и со своими идеями, поэтому в воспитательный процесс образовательного учреждения следует вводить новые формы воспитательной работы.

Новые формы воспитательной работы связаны с гуманизацией отношений, признанием неповторимости отдельной личности психологизацией целостного учебновоспитательного процесса.
Поэтому воспитательные мероприятия проводятся как тренинги или психотерапевтические игры. Личностно ориентированные совместные дела отличаются от традиционных коллективных творческих дел подчеркнутой добровольностью участия, подчеркиванием авторства идей и предложений при совместном планировании, возможностью выбора ролей, форм объединения студентов для общего дела, совместным анализом прошедшего дела каждым участником.

Таким образом, воспитательная гуманистическая среда позволяет студенту познать, найти, реализовать себя. Познать себя как личность гуманную, духовную, свободную и творческую. Найти себя как педагога-гуманиста, профессионала, творца. Реализовать
себя как гражданина, семьянина, труженика.

14.2. Педагогическая диагностика воспитательной
деятельности

 

В деятельности преподавателя колледжа важная роль принадлежит педагогической диагностике. Сравнительно новым направлением в ней является диагностика воспитания, выступающая средством выявления социально-психологических характеристик личности воспитанника, определения уровня его воспитанности, наличия/отсутствия ценностных ориентиров и самооценки, а также позволяющая оценить результативность процесса воспитания. Данные диагностики позволяют корректировать воспитательный
процесс, совершенствовать способы работы со студентами, выделять их способности и возможности и на этой основе строить взаимоотношения в коллективе.

Диагностику осуществляют заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, а также психолог. Психолог контактирует наличие той или иной характеристики личности, а перед педагогами стоит задача определения динамики развития отношений личности в контексте ее жизнедеятельности. Диагностика педагога носит скрытый характер, сам процесс диагностирования является воспитательным актом, а процедура проведения облекается в занимательную форму.

Педагогическая диагностика воспитания осуществляется, во-первых, как диагностика воспитанности ребенка, школьника, студента; во-вторых, как диагностика воспитательного процесса. Разберемих особенности.

Диагностика воспитанности учащегося имеет два направления. Первое касается изучения личности воспитанника. Предметом диагностики здесь может быть развитие отдельных качеств личности и ее индивидуальных особенностей; ценностные ориентиры
студента; отношение к себе, другим людям и миру в целом, выраженные как суждения, оценки, поступки, действия; мотивы, убеждения, жизненные планы, самооценка и оценка поведения студента окружающими людьми (преподавателями, сверстниками,
родителями). Изучение личности учащегося можно представить в виде модели (по В. П. Сергеевой).

 

Модель изучения личности школьника

 

 

 

 

Второе направление изучения личности воспитанника связано с определением воспитанности. Воспитанность — нравственное качество человека. Это мера соответствия развитых социально-психологических образований в его личностной структуре воспитательной модели и требованиям культуры. Поэтому когда говорят о воспитанности личности, то ориентируются прежде всего на ее поведение и отношение к другим людям и таким наивысшим человеческим ценностям, как «Человек», «Добро», «Природа», «Красота» и т.д.

Однако перед педагогом встают вопросы: «Какова мера воспитанности?», «Какими способами можно определить уровень воспитанности?» Ответом на них является выделение критериев воспитанности, довольно гибких и мягких. С помощью разнообразных показателей сравнивается присутствие или отсутствие тех или иных
качеств в структуре личности; их глубина и широта; распространенность или узость; устойчивость или слабость проявления; привычность; эмоциональность; целостность. Анализ реальной картины, опирающийся на разные группы критериев, позволяет получить общие представления о ходе формирования тех или иных качеств личности в воспитательном процессе, а также соответствие имеющихся качеств возрастным возможностям личности. Отдельными показателями здесь становятся отношение и поведение студента с преподавателями, сверстниками, родителями, другими людьми в колледже, в общественных местах (например, поведение в колледже — это дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и аккуратность в выполнении поручений, проявление чувства ответственности за порученные общественные дела,
разумное отношение к успехам и неудачам в учении, бережное отношение к имуществу). Отношение к другим людям — это вежливость в общении; послушание в выполнении заданий; оказание посильной помощи нуждающимся в ней; следование правилам
этикета; активное участие в совместной коллективной деятельности; стремление поделиться своими радостями и огорчениями с товарищами. Отношение к самому себе — это аккуратность и бережливость в одежде, соблюдение правил личной гигиены, самокритичность в оценке своего поведения и отдельных поступков, правдивость, честность, принципиальность.

Воспитанность студентов зависит от нескольких факторов: системы воспитания в образовательном учреждении; состояния воспитывающей деятельности во внешкольных учреждениях; традиций воспитания в семье; воспитывающего воздействия средств
массовой информации; воспитывающего воздействия неформальной среды общения.

Техника диагностирования воспитанности студентов несложная. Оценка проводится два раза в год, в середине и в конце учебного года. Процедура оценивания состоит из двух этапов.

На первом этапе составляется характеристика студентов преподавателями.

Примерные вопросы таковы.

1. Какие положительные качества характерны для конкретного студента и в каких видах деятельности они проявляются?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.