КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расчёт показателей качества функционирования систем массового обслуживания
Чтобы улучшить работу СМО путем изменения ее организации, необходимо рассчитать показатели качества её функционирования при существующем варианте организации и при других возможных вариантах и на основе этих расчетов принять решение. А. Система обслуживания с потерями (отказами) Вероятность того, что в обслуживающей системе находится точно k требований, т.е. занято k обслуживающих аппаратов: Рk = Р 0, (2.8) где k – число требований в системе (k = 1, 2, 3, …, n); n – число обслуживающих аппаратов; Р 0 – вероятность того, что в системе нет ни одного требования. Вероятность того, что все обслуживающие аппараты свободны (простаивают): Р 0 = ()-1 . (2.9) Вероятность отказа в обслуживании. Отказ происходит в случае, когда все обслуживающие аппараты заняты. Тогда вероятность отказа равна вероятности того, что все аппараты заняты, или вероятности того, что в системе находится ровно n требований: Р отказа = Pn = ()-1. (2.10) Относительная пропускная способность и вероятность того, что пришедшая заявка будет обслужена Q = Pобс = 1 – Pотк = 1 – Pn. (2.11)
Абсолютная пропускная способность и интенсивность выходящего потока обслуженных заявок A = l× Q = l× (1 – Pn). (2.12)
Степень загрузки системы характеризуется средним числом занятых обслуживающих аппаратов М = = a× (1 – Pn). (2.13) Коэффициент загрузки обслуживающего аппарата Кзаг = М / n. (2.14) Пример. В механическом цехе на одном участке работают 3 контролёра. Если деталь поступает в ОТК, когда контролёры заняты, она уходит на склад готовой продукции, не ожидая контроля. Известно, что среднее число деталей, поступающих в ОТК в течение 1 ч. равно 24, а среднее время обслуживания равно 5 мин. Какова вероятность того, что деталь не будет проконтролирована и насколько будут загружены контролёры работой
Решение. n = 3, l = 24, = 5 мин = ч., n = = 12, a = = = 2, n ³ a. Ротказа = = + )-1 = = × (1+ 2 + 2 + )-1 = × ()-1 = = 0,21. Вероятность отказа 0,21 означает, что из 100 деталей в среднем ОТК пройдет 79 деталей и не пройдет 21 деталь. Определим степень загрузки контролёров М = = 0 × Р0 + 1 × Р1 + 2 × Р2 + 3 × Р3. Расчеты представлены в следующей таблице. Таблица 2.1
Р0 = ()-1 = 0,16; М = 1,59 означает, что полностью занято более полутора контролёров. Коэффициент загрузки одного контролёра Кзаг = = 0,53, т.е. каждый контролёр в среднем занят более половины дня.
Для автоматизации расчёта характеристик системы массового обслуживания возможно использование программы «Теория массового обслуживания» из ППП PRIMA (рис. 46).
Рис. 46. Ввод исходных данных СМО в диалоговую форму
Выбор модели СМО осуществляется с помощью закладки Параметры. Для этого необходимо выделить требуемый вид модели и нажать кнопку Выбор (рис. 47). Исходными данными для многоканальной системы массового обслуживания с отказами являются: интенсивность входного потока l, интенсивность обслуживания n и число каналов обслуживания n (рис. 46). Результаты расчётов характеристик СМО с отказами в ППП PRIMA представлены на рис. 48.
Рис. 47. Выбор модели СМО
Рис. 48. Результаты расчётов характеристик СМО с отказами Б. Система обслуживания с ожиданием или без потерь (замкнутая система массового обслуживания) Вероятность того, что в системе занято k обслуживающих аппаратов при условии, что число требований, находящихся в системе, не превосходит числа обслуживающих аппаратов, т.е. когда очереди нет: Рk = × ak × Р0, (0 £ k £ n), (2.15)
где k– число требований; n – число обслуживающих аппаратов; m – наибольшее возможное число требований, находящихся в обслуживаемой системе одновременно. Вероятность того, что в системе находится k требований для случая, когда их число больше числа обслуживающих аппаратов, т.е. когда есть очередь: Рk = ×ak × Р0, (n < k £ m). (2.16) Вероятность того, что все обслуживающие аппараты свободны: Р0 = ( ×ak + × ak)-1. (2.17)
Введем обозначения для краткой записи () и (), тогда Р0 = ( + )-1. (2.18) Среднее число требований, ожидающих начала обслуживания, т.е. средняя длина очереди М1 = × Рk. (2.19) Коэффициент простоя обслуживаемого требования в ожидании обслуживания К1 = . (2.20) Среднее число требований, находящихся в обслуживающей системе, т.е. в очереди и в обслуживании М2 = × Рk. (2.21) Коэффициент простоя обслуживаемого требования в обслуживающей системе К2 = . (2.22) Среднее число свободных обслуживающих аппаратов М3 = × Рk. (2.23) Коэффициент простоя обслуживающего аппарата К3 = . (2.24) Пример. Два рабочих обслуживают группу из 9 станков. В среднем каждый станок останавливается один раз в час. Обслуживание одного станка занимает у рабочего в среднем 6 мин. Определить основные характеристики эффективности функционирования системы массового обслуживания. Решение. n = 2, m = 9, l = 1, = 6 мин = 0,1 ч., n = = 10, a = = 0,1. В любой момент времени система находится в одном из своих возможных состояний: k = 0 – все станки работают, очереди нет; k = 1 – один станок обслуживается, очереди нет; k = 2 – два станка обслуживаются, очереди нет; k = 3 – два станка обслуживаются, один в очереди, остальные работают; …………………………..……………………………… k = 9 – два станка обслуживаются, семь в очереди на обслуживание, т.е. ни один станок не работает. Этим состояниям системы соответствуют вероятности: Р0, Р1, Р2, Р3, …, Р9. Определим значения для случая, когда очереди нет (0 £ k £ 2): b0 = × 0,1° = 1; b1 = × 0,11 = 0,9; b2 = × 0,12 = 0,36. Определим значения для случая, когда очередь есть (3 £ k £ 9): b3 = × 0,13 = 0,126; … b9= × 0,19 = 0,0000014175. Вероятность того, что в системе не будет ни одного требования: Р0 = (2,43545)-1 = 0,4106. Среднее число станков, стоящих в очереди: М1 = × Рk = 0,098.
Это означает, что в среднем из 9 станков 0,098 простаивают в очереди на обслуживание. Коэффициент простоя станка в очереди К1 = = 0,011. Это означает, что в среднем каждый станок 1,1 % времени простаивает в очереди. Среднее число простаивающих станков (в очереди и обслуживании) М2 = × Рk = 0,907. Это означает, что в среднем 95 % рабочего времени 1 станок из 9 не будет работать. Коэффициент простоя станка в системе обслуживания К2 = = 0,1008. Это означает, что 10,08 % времени в среднем будет простаивает каждый станок из 9. Среднее число свободных обслуживающих аппаратов (рабочих) М3 = × Рk = 1,1907. Это означает, что из двух человек в среднем один всегда свободен, а другой свободен в течение 18,6 % времени. Коэффициент простоя рабочего К3 = = 0,595. Это означает, что в среднем каждый рабочий 59,5 % рабочего времени простаивает без работы. Результаты расчетов представлены в таблице 2.2.
Для автоматизации расчёта характеристик многоканальной замкнутой системы массового обслуживания возможно использование программы «Теория массового обслуживания» из ППП PRIMA. Выбор вида модели осуществляется в закладке Параметры и завершается нажатием кнопки Выбор (рис. 49).
Рис. 49. Выбор модели СМО Таблица 2.2
В качестве исходных данных многоканальной замкнутой модели СМО следует ввести интенсивность входного потока требований и интенсивность обслуживания, число каналов обслуживания и число источников требований (максимально возможное число заявок в системе (рис. 50).
Рис. 50. Ввод исходных данных СМО в диалоговую форму
Результаты расчёта характеристик замкнутой многоканальной системы массового обслуживания представлены на рис. 51.
Рис. 51. Расчёт характеристик замкнутой СМО
СМО с ожиданием и с ограниченной длиной очереди Основные понятия. Заявка, поступившая в систему с ожиданием с ограниченной длиной очереди и нашедшая все каналы и ограниченную очередь занятыми, покидает систему необслуженной. Основной характеристикой качества системы является отказ заявке в обслуживании. Ограничения на длину очереди могут быть из-за: 1) ограничения сверху времени пребывания заявки в очереди; 2) ограничения сверху длины очереди; 3) ограничения общего времени пребывания заявки в системе. Формулы для установившегося режима 1. Вероятность простоя каналов обслуживания, когда нет заявок (к = 0):
2. Вероятность отказа в обслуживании:
3. Вероятность обслуживания:
4. Абсолютная пропускная способность:
5. Среднее число занятых каналов:
6. Среднее число заявок в очереди:
7. Среднее время ожидания обслуживания:
8. Среднее число заявок в системе:
9. Среднее время пребывания в системе:
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |