Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 6. Расставьте последовательно виды внутригрупповых процессов, задающих и отражающих динамику группы




Тема 13. Коллектив как объект и субъект воспитания

ДЕ № 3. Теория воспитания

 

Вопрос № 1. Положение человека в коллективе, определяющее его права и обязанности, называется…

 

  1. позицией
  2. статусом
  3. самооценкой
  4. стилем поведения

 

Вопрос № 2. Укажите последовательность развития группы по предложенным определениям:

 

Определение
1. А. Группа единомышленников, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся результатов на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов, ценностей
2. Б. Группа людей, объединенных совместной деятельностью, вырабатываются элементарные групповые нормы поведения, происходит развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий
3. В. Группа активно взаимодействующих людей, которые совместными усилиями добиваются общих целей. Происходит принятие каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов
4. Г. Группа незнакомых людей, у которой отсутствует совместная деятельность. Общение кратковременно, поверхностно, ситуативно

 

Вопрос № 3. Проявление несдержанности, завышенная самооценка, эмоциональная неустойчивость педагога являются основой для ________ в педагогическом коллективе.

 

  1. конфликта личностной несовместимости
  2. профессионального конфликта
  3. конфликта ролевого характера
  4. конфликта ожиданий

 

Вопрос № 4. Установите соответствие между характеристикой типа стратегии поведения сотрудников и типом стратегии поведения сотрудников коллектива:

 

1) Активная творческая позиция, стремление к достижению максимальных результатов коллективной деятельности, ответственность A) инициативный
2) Аккуратное, в соответствии с требованиями, выполнение поручений, стремление приспособиться к условиям работы, не обострять отношения Б) исполнительский
3) Ориентация исключительно на себя и свои интересы, организация воспринимается лишь как средство удовлетворения своих потребностей В) потребительский
4) Позиция «вне коллектива», отсутствие внутренних связей с коллективом, не прикладываются необходимые усилия к работе Г) отсутствующий

 

Вопрос № 5. Референтная группа – это…

 

  1. группа, ценностей которой придерживается человек
  2. условная группа
  3. реальная группа
  4. группа, в которой нет совместной деятельности

 

 

Определение
  А. эмоциональная идентификация
  Б. консолидация
  В. принятие решения
  Г. конкуренция
  Д. лидерство

 

Вопрос № 7. Установите логическую последовательность этапов организации коллективно творческой деятельности:

 

 
  А. коллективная организация дела
  Б. коллективное планирование дела
  В. ближайшие последствия коллективной деятельности
  Г. коллективное подведение итогов дела
  Д. коллективное проведение творческого дела

 

Вопрос № 8. Группа, где межличностные отношения опосредуются общественно-ценным и личностно-значимым характером деятельности – это…

 

  1. ассоциация
  2. организация
  3. корпорация
  4. коллектив

 

Вопрос № 9. Расположите от низшего к высшему этапы развития коллектива, предложенные А.Н. Лутошкиным:

 

Определение
  А. Мерцающий маяк
  Б. Алый парус
  В. Горящий факел
  Г. Песчаная россыпь
  Д. Мягкая глина

Вопрос № 10. Теория воспитательного детского коллектива была разработана…

  1. И.Г. Песталоцци
  2. А.С. Макаренко
  3. Н.К. Крупской
  4. К.Д. Ушинским

ГЛОССАРИЙ:

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей)
Групповые процессы совокупность последовательных и целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности (общение, консолидация, лидерство, конкуренция, адаптация, принятие решений, эмоциональная идентификация). Результат процессов: решение групповых задач.
Динамика группы – социально-психологические процессы, приводящие группу в определенные состояния посредством различных групповых механизмов и обеспечивающие ее формирование, функционирование и развитие. Представление о динамике группы предполагает рассмотрение следующих вопросов: 1) групповые процессы; 2) групповые состояния; 3) групповые эффекты; 4) уровни развития группы.
Коллектив – группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности. Взаимоотношения людей в коллективе опосредствованы содержанием совместной деятельности, но сама эта деятельность выступает для членов коллектива как проекция целей, задач и принципов общества. Коллектив понимается как высший уровень развития социальной группы, т.е. интересы организации являются для членов группы преобладающими.
Корпорация – группа, в которой межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для ее членов, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности. Это максимально структурированное социально-психологическое объединение, замкнутое в себе, противопоставляющее себя другим общностям.
Крупская Надежда Константиновна – (1869-1939) советский политический и общественный деятель, исследователь проблем формирования советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, пионерского движения.
Макаренко Антон Семенович – (1888-1939) советский педагог, автор концепции создания и руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, исследователь проблем семейного воспитания, автор книги «Педагогическая поэма».
Малая группа – простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами между всеми её членами, сложившимися эмоциональными отношениями симпатий и антипатий и специфическими групповыми ценностями, установками, нормами и правилами поведения. Обычно малая группа объединяет от 2 до 15 человек (семья, трудовая бригада), но при устойчивом составе может включать и несколько десятков человек (школьный класс).
Организация – дифференцированное и взаимно упорядоченное объединение индивидов и групп, действующих на основе общих целей, интересов и программ.
Песталоцци, Иоганн Генрих – (1746-1827), знаменитый швейцарский педагог, автор книг «Исповедь», «Досуги отшельника», «Как Гертруда учит своих детей» и др.; один из основоположников дидактики начального обучения.
Позиция – система интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру.
Референтная группа – (от англ. refer – относиться) – социальная группа, по отношению к которой каждый индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует; при этом реально он может принадлежать к другой группе.
Самооценка – умение оценивать себя; личностное суждение о собственной ценности; самооценка есть соотношение успеха и притязаний личности.
Статус – положение личности в системе социальных отношений, отражающее и определяющее ее права и обязанности во взаимодействии и общении с социальным окружением.
Типы стратегии поведения сотрудников коллектива 1) Инициативный. Для него характерна активная, творческая позиция. Работник стремится к достижению максимальных результатов для себя и для организации. Цели и интересы такого человека совпадают с целями организации. Он готов прикладывать максимум усилий. Берет на себя ответственность. Считает себя частью организации, готов даже к некоторым жертвам ради общих целей. 2) Исполнительский. Это поведение по принципу «не высовываться» или «инициатива наказуема». Такой работник может аккуратно и в соответствии с требованиями стараться выполнять получаемые задания. Но, не более того. Он чувствителен к поощрениям. Ведет себя тихо, стараясь приспособиться к условиям работы, не обострять отношения. Как правило, уходит от ответственности. Готов подчиняться любым внутренним нормам и правилам, не пытаясь их изменить. 3) Потребительский. Это поведение человека, четко отделяющего себя от организации, ориентированного исключительно на себя и свои интересы. Организация воспринимается им лишь как средство удовлетворения своих потребностей. Такой человек будет делать лишь то, что ему выгодно и любыми способами уходить от работы, не приносящей лично ему какой-либо пользы, пусть даже очень нужной коллективу в целом. Жертвовать своими интересами такой работник не будет никогда. 4) Отсутствующий. Это поведение характерно для человека, ориентированного на уход из организации. Даже если у такого работника еще нет конкретного места новой работы, он уже ощущает себя вне организации, у него уже созрела внутренняя готовность к уходу. Такой работник уже разорвал все внутренние связи с организацией и не будет прикладывать больших усилий к работе, даже если стараться чем-то его заинтересовать.
Ушинский Константин Дмитриевич – (1824-1870) «Учитель русских учителей», крупнейший русский педагог, автор работ «Человек как предмет воспитания», «О пользе педагогической литературы», учебника «Родное слово». Ему принадлежит знаменитый афоризм «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».
Этапы развития группы по Л. Уманскому 1) Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. 2) Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений. 3) Группа-кооперация характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений. 4) Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений. 5) Группа-корпорация формируется в случае изоляции группы и концентрации активности ее членов на узкогрупповых целях. 6) Коллектив – высший этап развития группы, характеризуется интеграцией с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели.
Этапы развития коллектива по А.Н. Лутошкину 1) «песчаная россыпь» - группа вроде есть, но присмотришься – каждый в ней сам по себе. 2) «мягкая глина» - в группе уже возникают внутренние связи, но без подсказки членам группы действовать еще трудно. 3) «мерцающий маяк»- периодически члены группы начинают действовать сообща ради общей цели. Но долго находиться в активной фазе такая группа еще не может. 4) «алый парус» - это классический коллектив «один за всех, все за одного». Отношения в группе налажены, появляется даже интерес к другим группам. 5) «горящий факел»- высшая ступень развития группы, настоящий коллектив, который уже не ограничивается только своими «внутренними» целями, но начинает активно взаимодействовать с другими группами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.