Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ДЕ № 2. Теория обучения




Тема 9. Цели, содержание и структура непрерывного образования

 

Вопрос № 1. Показатель определенного уровня усвоения систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности, называется…

  1. образованностью
  2. уровнем личностного развития
  3. воспитанностью
  4. отметкой

 

Вопрос № 2. Одной из глобальных тенденций развития образования является…

 

  1. обязательной дошкольной подготовки
  2. сокращение наполняемости школьных классов
  3. непрерывность образования на протяжении всей человеческой жизни
  4. уменьшение срока вузовского обучения

 

Вопрос № 3. Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в…

 

  1. учебно-методических пособиях
  2. учебниках
  3. интернете
  4. рефератах

 

Вопрос № 4. Книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету, называется…

  1. учебной программой
  2. учебно-методическим комплексом
  3. учебником
  4. хрестоматией

Вопрос № 5. Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов и порядок их изучения по годам обучения, называется…

 

  1. учебным планом
  2. учебно-методическим комплексом
  3. учебной программой
  4. тематическим планом

ГЛОССАРИЙ:

Образованность – показатель определенного уровня усвоения систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности. Критерии образованности: системность знаний и системность мышления.
Отметка – это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом. Отметка — это своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию образования, к уровню овладения им обучающимся, действенный регулятив его учебной деятельности и социальных отношений в жизни учащегося.
Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания прочитанной книги, научной работы, сообщение об итогах изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, освещающий её вопросы на основе обзора литературных и других источников.
Тематический план – документ, в котором расписаны темы и часы лекционных, практических, самостоятельных работ и других работ учащихся, слушателей или студентов.
Тенденции в развитии образования – 1) повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех. 2) углубление межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнерства государств и отдельных участников. 3) существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики. Исходя из указанных тенденций, современное образование характеризуется следующими чертами: 1) Гуманизация образования –ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. 2) Гуманитаризация –ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми, знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком. 3) Дифференциация – это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т. д. 4) Диверсификация – это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления. 5) Стандартизация всего государственного образовательного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов. 6) Многовариантность – создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т. д.) и др. 7) Многоуровневость –организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Например, многоуровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: первый уровень – общее высшее образование (2 года), второй уровень – базовое высшее образование – бакалавриат (2 года общего образования + 2 года), третий уровень – полное высшее образование – магистратура (4 года бакалавриата + 1-2 года магистратуры). 8) Фундаментализация – усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз. 9) Информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. 10) Индивидуализация – учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания. 11) Непрерывность – процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.
Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей, с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Виды учебных программ: типовые, рабочие и авторские.
Учебник – книга, где изложено основное содержание учебного материала в соответствии с принятой программой; основной источник знаний по определенному предмету.
Учебно-методический комплекс – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.
Учебно-методическое пособие – вспомогательная учебная книга, не полностью соответствующая программе. Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и т.д.)
Учебный план – государственный нормативный документ, задающий общую направленность образования и определяющий его объем и содержание. Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий: 1) продолжительность учебного года, длительность четвертей (семестров) и каникул; 2) полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении; 3) распределение предметов по годам обучения; 4) количество часов на изучение каждого предмета за все время обучения и в каждом классе; 5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета, и т.д. Учебный план отражает общую концепцию образования, его цель, общие и конкретные цели воспитания. Учебный план устанавливает суммарную предельно допустимую учебную нагрузку. На основе учебного плана составляются учебные программы.
Хрестоматия – (греч. chrestomatheia - от chrestos - полезный и manthano - учусь), сборник систематически подобранных в учебных целях или для самообразования материалов по какой-либо отрасли знания.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.