Тема 9. Цели, содержание и структура непрерывного образования
Вопрос № 1. Показатель определенного уровня усвоения систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности, называется…
образованностью
уровнем личностного развития
воспитанностью
отметкой
Вопрос № 2. Одной из глобальных тенденций развития образования является…
обязательной дошкольной подготовки
сокращение наполняемости школьных классов
непрерывность образования на протяжении всей человеческой жизни
уменьшение срока вузовского обучения
Вопрос № 3. Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в…
учебно-методических пособиях
учебниках
интернете
рефератах
Вопрос № 4. Книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету, называется…
учебной программой
учебно-методическим комплексом
учебником
хрестоматией
Вопрос № 5. Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов и порядок их изучения по годам обучения, называется…
учебным планом
учебно-методическим комплексом
учебной программой
тематическим планом
ГЛОССАРИЙ:
Образованность
– показатель определенного уровня усвоения систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности. Критерии образованности: системность знаний и системность мышления.
Отметка
– это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом. Отметка — это своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию образования, к уровню овладения им обучающимся, действенный регулятив его учебной деятельности и социальных отношений в жизни учащегося.
Реферат
– краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания прочитанной книги, научной работы, сообщение об итогах изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, освещающий её вопросы на основе обзора литературных и других источников.
Тематический план
– документ, в котором расписаны темы и часы лекционных, практических, самостоятельных работ и других работ учащихся, слушателей или студентов.
Тенденции в развитии образования
– 1) повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.
2) углубление межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнерства государств и отдельных участников.
3) существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.
Исходя из указанных тенденций, современное образование характеризуется следующими чертами:
1) Гуманизация образования –ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.
2) Гуманитаризация –ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми, знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.
3) Дифференциация – это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т. д.
4) Диверсификация – это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.
5) Стандартизация всего государственного образовательного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.
6) Многовариантность – создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т. д.) и др.
7) Многоуровневость –организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Например, многоуровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: первый уровень – общее высшее образование (2 года), второй уровень – базовое высшее образование – бакалавриат (2 года общего образования + 2 года), третий уровень – полное высшее образование – магистратура (4 года бакалавриата + 1-2 года магистратуры).
8) Фундаментализация – усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.
9) Информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека.
10) Индивидуализация – учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
11) Непрерывность – процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.
Учебная программа
– нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей, с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Виды учебных программ: типовые, рабочие и авторские.
Учебник
– книга, где изложено основное содержание учебного материала в соответствии с принятой программой; основной источник знаний по определенному предмету.
Учебно-методический комплекс
– система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.
Учебно-методическое пособие
– вспомогательная учебная книга, не полностью соответствующая программе. Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и т.д.)
Учебный план
– государственный нормативный документ, задающий общую направленность образования и определяющий его объем и содержание. Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий:
1) продолжительность учебного года, длительность четвертей (семестров) и каникул;
2) полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении;
3) распределение предметов по годам обучения;
4) количество часов на изучение каждого предмета за все время обучения и в каждом классе;
5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета, и т.д. Учебный план отражает общую концепцию образования, его цель, общие и конкретные цели воспитания. Учебный план устанавливает суммарную предельно допустимую учебную нагрузку. На основе учебного плана составляются учебные программы.
Хрестоматия
– (греч. chrestomatheia - от chrestos - полезный и manthano - учусь), сборник систематически подобранных в учебных целях или для самообразования материалов по какой-либо отрасли знания.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление