Вопрос № 1. Метод обучения, основанный на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов и инструментов, называется…
лабораторной работой
практической работой
экспериментом
упражнением
Вопрос № 2. Форма занятия, которая обеспечивает создание учащимися личных образовательных продуктов в ходе коллективно-групповой коммуникации, называется…
лекцией
экскурсией
семинаром
практикумом
Вопрос № 3. Формирование профессиональных умений и навыков, применение знаний в реальной деятельности является целью…
факультатива
лабораторной работы
предметного кружка
производственной практики
Вопрос № 4. Изложение лекционного материала в форме диалога двух преподавателей называется…
проблемной лекцией
лекцией-консультацией
бинарной лекцией
лекцией-конференцией
Вопрос № 5. К моделям обучения в дидактике относят…
объяснительно-иллюстративное (сообщающее)
проблемное
программированное
автоматизированное
Вопрос № 6. К формам организации учебной деятельности НЕ относится…
фронтальная
индивидуальная
групповая
идеальная
Вопрос № 7. Наиболее распространенным типом урока в практике школьного обучения является…
компьютерный урок
комбинированный урок
урок индивидуальной работы с учащимися
урок обобщения и систематизации изученного
Вопрос № 8. Классно-урочная система обучения - это…
разновидность лекции
совокупность организационных форм обучения
метод обучения
средства обучения
Вопрос № 9. Классно-урочная система обучения была научно обоснована…
Я.А. Коменским
К.Д. Ушинским
В. Ратке
Н.Ф. Гербартом
Вопрос № 10. Проблемное обучение способствует…
эффективному управлению процессом обучения
быстрому запоминанию фактов и понятий
формированию умений использовать знания в нестандартной ситуации
развитию умений анализировать и обобщать
ГЛОССАРИЙ:
Бинарная лекция
– разновидность чтения лекции в форме двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).
Гербарт Иоганн Фридрих
– (1776-1841) немецкий философ, психолог и педагог, теоретик в области психологии обучения (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающего обучения); некоторые его работы послужили основанием для введения дискриминацонных ограничений в образовании.
Классно-урочная система обучения
– организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), — классы, а ведущей формой обучения является урок. Первоначальное теоретическое обоснование классно-урочной системе обучения дал чешский педагог Я. А. Коменский, который видел в ней не только педагогически эффективную систему, но и одно из средств демократизации школьного образования.
Коменский Ян Амос
– (1592-1670) чешский педагог и просветитель, основатель педагогики как науки, автор книги «Великая дидактика» (1654). Предложенные Коменским принципы, формы, методы обучения (например, классно-урочная система) составляют основу педагогической теории.
Лабораторная работа
– форма организации учебного процесса, позволяющая объединить теоретико-методологические знания и практические навыки учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности.
Лекция
– продолжительное устное изложение учебного материала в сочетании с приемами активизации познавательной деятельности учащихся (выписывание основной мысли, конспектирование, составление схематической модели излагаемого материала).
Лекция-консультация
– может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы—ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделам или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы—ответы—дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.
Лекция-конференция
– проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.
Модель обучения
– схема или план действий педагога при осуществлении учебного процесса. В основе модели обучения лежит организация преобладающей деятельности учащихся. Выделяют следующие модели (или виды обучения): догматическое, развивающее, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное и модульное обучение.
Объяснительно-иллюстративное (сообщающее) обучение
– основная цель этого обучения - усвоение знаний и их последующее применение на практике, т.е. формирование умений и навыков. Объяснительно-иллюстративное обучение требует более глубокой мыслительной деятельности, но мышления воспроизводящего. Это пассивно-созерцательное обучение, занимающее и в настоящее время большое место в традиционной школе. Главная задача учителя сводится к изложению материала, чтобы учащиеся его поняли и усвоили. Объяснительно-иллюстративное обучение экономично с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, но оно не является развивающим и в конечном итоге готовит исполнителя, но не творца.
Практикум
– форма обучения, основанная на организации групповой самостоятельной практической работы учащихся с материальными или информационными объектами. Практикум – один из видов лабораторных работ, проводимых при завершении крупных разделов дисциплины и имеющий преимущественно повторительно-обобщающий характер. Во время практикума обычно даются более сложные и трудоемкие работы, чем во время фронтальных лабораторных работ.
Практическая работа
– форма организации учебного процесса, когда студенты по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько практических работ. Дидактическая цель - формирование у студентов профессиональных и практических умений (пользоваться инструментами, приборами, аппаратурой, работать с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, выполнять чертежи, схемы, таблицы, решать задачи и делать вычисления, определять характеристики, составлять техническую документацию).
Проблемная лекция
– на этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
Программированное обучение
– основные принципы:
1) подача информации небольшими порциями;
2) установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;
3) предъявление ответа для самоконтроля;
4) дача указаний в зависимости от правильности ответа. Положительная сторона программированного обучения в том, что оно позволяет установить прочную внешнюю и внутреннюю обратную связь, т.е. получать информацию о результатах усвоения знаний; оно развивает самостоятельность, открывает возможность каждому ученику работать в присущем ему темпе и ритме. В то же время оно не вскрывает самого хода научения, не стимулирует творчество, имеет ограничения применения, в том числе из-за сложностей материального обеспечения.
Производственная практика
– составная часть и своеобразная форма организации учебного процесса. Проводится поэтапно (согласно положению о практике) и состоит из учебной, технологической и преддипломной.
Ратке Вольфганг
– (1571-1635), немецкий педагог, один из основоположников дидактики как теории обучения. В сочинениях («Новый способ преподавания», 1626, и др.) предложил целостную систему учебных дисциплин средней школы с преподаванием на родном языке; издал серию дидактически проработанных учебников на немецком языке. Труды Ратке выявили возможность широкого распространения среднего образования.
Семинар
– один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателя; семинар используется и как самостоятельная форма тематических учебных занятий, не связанных с лекционными курсами.
Упражнение
– практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результатом упражнений являются устойчивые качества личности – навыки и привычки.
Урок
– основная единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками (чаще всего 45 минут), планом работы и составом участников.
Ушинский Константин Дмитриевич
– (1824-1870) «Учитель русских учителей», крупнейший русский педагог, автор работ «Человек как предмет воспитания», «О пользе педагогической литературы», учебника «Родное слово». Ему принадлежит знаменитый афоризм: «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».
Факультатив
– нерегулярные занятия, направленные на обучение основам какого-либо предмета или на повышение квалификации в выбранной специализации; внеклассная организация обучаемых для углубленного изучения каких-либо предметов.
Форма организации учебного процесса
– способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма связана с количеством обучаемых (например, индивидуальная), временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.д.
Экскурсия
– форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в образовательном учреждении с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственное наблюдение, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении; одна из сложных форм обучения.
Эксперимент
– (от лат. experimentum – опыт) один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания. Общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление