Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Методы и формы организации учебной деятельности




ДЕ № 2. Теория обучения

 

Вопрос № 1. Метод обучения, основанный на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов и инструментов, называется…

 

  1. лабораторной работой
  2. практической работой
  3. экспериментом
  4. упражнением

 

Вопрос № 2. Форма занятия, которая обеспечивает создание учащимися личных образовательных продуктов в ходе коллективно-групповой коммуникации, называется…

 

  1. лекцией
  2. экскурсией
  3. семинаром
  4. практикумом

 

Вопрос № 3. Формирование профессиональных умений и навыков, применение знаний в реальной деятельности является целью…

 

  1. факультатива
  2. лабораторной работы
  3. предметного кружка
  4. производственной практики

 

Вопрос № 4. Изложение лекционного материала в форме диалога двух преподавателей называется…

 

  1. проблемной лекцией
  2. лекцией-консультацией
  3. бинарной лекцией
  4. лекцией-конференцией

 

Вопрос № 5. К моделям обучения в дидактике относят…

 

  1. объяснительно-иллюстративное (сообщающее)
  2. проблемное
  3. программированное
  4. автоматизированное

 

Вопрос № 6. К формам организации учебной деятельности НЕ относится…

 

  1. фронтальная
  2. индивидуальная
  3. групповая
  4. идеальная

 

Вопрос № 7. Наиболее распространенным типом урока в практике школьного обучения является…

 

  1. компьютерный урок
  2. комбинированный урок
  3. урок индивидуальной работы с учащимися
  4. урок обобщения и систематизации изученного

 

Вопрос № 8. Классно-урочная система обучения - это…

 

  1. разновидность лекции
  2. совокупность организационных форм обучения
  3. метод обучения
  4. средства обучения

 

Вопрос № 9. Классно-урочная система обучения была научно обоснована…

 

  1. Я.А. Коменским
  2. К.Д. Ушинским
  3. В. Ратке
  4. Н.Ф. Гербартом

 

Вопрос № 10. Проблемное обучение способствует…

 

  1. эффективному управлению процессом обучения
  2. быстрому запоминанию фактов и понятий
  3. формированию умений использовать знания в нестандартной ситуации
  4. развитию умений анализировать и обобщать

ГЛОССАРИЙ:

Бинарная лекция – разновидность чтения лекции в форме двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).
Гербарт Иоганн Фридрих – (1776-1841) немецкий философ, психолог и педагог, теоретик в области психологии обучения (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающего обучения); некоторые его работы послужили основанием для введения дискриминацонных ограничений в образовании.
Классно-урочная система обучения – организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), — классы, а ведущей формой обучения является урок. Первоначальное теоретическое обоснование классно-урочной системе обучения дал чешский педагог Я. А. Коменский, который видел в ней не только педагогически эффективную систему, но и одно из средств демократизации школьного образования.
Коменский Ян Амос – (1592-1670) чешский педагог и просветитель, основатель педагогики как науки, автор книги «Великая дидактика» (1654). Предложенные Коменским принципы, формы, методы обучения (например, классно-урочная система) составляют основу педагогической теории.
Лабораторная работа – форма организации учебного процесса, позволяющая объединить теоретико-методологические знания и практические навыки учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности.
Лекция – продолжительное устное изложение учебного материала в сочетании с приемами активизации познавательной деятельности учащихся (выписывание основной мысли, конспектирование, составление схематической модели излагаемого материала).
Лекция-консультация – может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы—ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделам или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы—ответы—дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.
Лекция-конференция – проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.
Модель обучения – схема или план действий педагога при осуществлении учебного процесса. В основе модели обучения лежит организация преобладающей деятельности учащихся. Выделяют следующие модели (или виды обучения): догматическое, развивающее, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное и модульное обучение.
Объяснительно-иллюстративное (сообщающее) обучение – основная цель этого обучения - усвоение знаний и их последующее применение на практике, т.е. формирование умений и навыков. Объяснительно-иллюстративное обучение требует более глубокой мыслительной деятельности, но мышления воспроизводящего. Это пассивно-созерцательное обучение, занимающее и в настоящее время большое место в традиционной школе. Главная задача учителя сводится к изложению материала, чтобы учащиеся его поняли и усвоили. Объяснительно-иллюстративное обучение экономично с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, но оно не является развивающим и в конечном итоге готовит исполнителя, но не творца.
Практикум – форма обучения, основанная на организации групповой самостоятельной практической работы учащихся с материальными или информационными объектами. Практикум – один из видов лабораторных работ, проводимых при завершении крупных разделов дисциплины и имеющий преимущественно повторительно-обобщающий характер. Во время практикума обычно даются более сложные и трудоемкие работы, чем во время фронтальных лабораторных работ.
Практическая работа – форма организации учебного процесса, когда студенты по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько практических работ. Дидактическая цель - формирование у студентов профессиональных и практических умений (пользоваться инструментами, приборами, аппаратурой, работать с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, выполнять чертежи, схемы, таблицы, решать задачи и делать вычисления, определять характеристики, составлять техническую документацию).
Проблемная лекция – на этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
Программированное обучение – основные принципы: 1) подача информации небольшими порциями; 2) установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации; 3) предъявление ответа для самоконтроля; 4) дача указаний в зависимости от правильности ответа. Положительная сторона программированного обучения в том, что оно позволяет установить прочную внешнюю и внутреннюю обратную связь, т.е. получать информацию о результатах усвоения знаний; оно развивает самостоятельность, открывает возможность каждому ученику работать в присущем ему темпе и ритме. В то же время оно не вскрывает самого хода научения, не стимулирует творчество, имеет ограничения применения, в том числе из-за сложностей материального обеспечения.
Производственная практика – составная часть и своеобразная форма организации учебного процесса. Проводится поэтапно (согласно положению о практике) и состоит из учебной, технологической и преддипломной.
Ратке Вольфганг   – (1571-1635), немецкий педагог, один из основоположников дидактики как теории обучения. В сочинениях («Новый способ преподавания», 1626, и др.) предложил целостную систему учебных дисциплин средней школы с преподаванием на родном языке; издал серию дидактически проработанных учебников на немецком языке. Труды Ратке выявили возможность широкого распространения среднего образования.
Семинар – один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателя; семинар используется и как самостоятельная форма тематических учебных занятий, не связанных с лекционными курсами.
Упражнение – практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результатом упражнений являются устойчивые качества личности – навыки и привычки.
Урок – основная единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками (чаще всего 45 минут), планом работы и составом участников.
Ушинский Константин Дмитриевич – (1824-1870) «Учитель русских учителей», крупнейший русский педагог, автор работ «Человек как предмет воспитания», «О пользе педагогической литературы», учебника «Родное слово». Ему принадлежит знаменитый афоризм: «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».
Факультатив – нерегулярные занятия, направленные на обучение основам какого-либо предмета или на повышение квалификации в выбранной специализации; внеклассная организация обучаемых для углубленного изучения каких-либо предметов.
Форма организации учебного процесса – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма связана с количеством обучаемых (например, индивидуальная), временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.д.
Экскурсия – форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в образовательном учреждении с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственное наблюдение, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении; одна из сложных форм обучения.
Эксперимент – (от лат. experimentum – опыт) один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания. Общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.