Вопрос № 1. Любовь к Родине, уважение национальных традиций и истории своей страны, социальная активность составляют основу ________ педагога.
общегражданских качеств
профессиональных способностей
индивидуально-психологических особенностей
практических умений
Вопрос № 2. В структуру профессионально-значимых качеств и умений педагога, определяющих требования к педагогической профессии, входят...
профессиональные знания и умения
гуманистическое мировоззрение
психические состояния
положительное отношение к педагогической деятельности
Вопрос № 3. Педагогическая культура – это…
высокий уровень практических результатов обучения и воспитания
степень овладения способностью совершенствовать образовательную деятельность
уровень владения принципами, методами, средствами и формами воспитательной работы
высокий уровень педагогического взаимодействия с субъектами воспитательного процесса
Вопрос № 4. Важными условиями для самоконтроля и самосовершенствования преподавателя является…
адекватная самооценка и самоанализ
интерес к новым достижениям педагогической науки
педагогическая рефлексия и творчество
умение учитывать мнение родителей
Вопрос № 5. Способность педагога принимать нестандартные, оригинальные решения педагогических задач и творчески реализовывать их в практике называется педагогической…
логикой
коммуникацией
фантазией
креативностью
Вопрос № 6. Приобретение педагогом знаний и умений, в том числе и на основе анализа собственного опыта, определяется его____________ способностями
организаторскими
коммуникативными
гностическими
конструктивными
Вопрос № 7. Комплекс представлений педагога о себе как о профессионале – это…
педагогическое самосознание
педагогическое творчество
педагогические умения
профессиональная позиция
Вопрос № 8. Степень профессиональной подготовленности педагога называется…
педагогическим мастерством
педагогической техникой
педагогическим образованием
профессиональной квалификацией
Вопрос № 9. Синтез деловых качеств и свойств личности, определяющих высокую эффективность педагогического процесса, называется педагогическим(-ой)…
общением
мастерством
технологией
тактом
Вопрос № 10. Владение словом, профессиональная дикция, правильное дыхание и мимика составляют ___________ педагога.
перцептивные умения
мастерство
профессиональную компетентность
культуру речи
ГЛОССАРИЙ:
Квалификация
–степень, уровень профессиональной подготовленности человека к какому-либо виду труда.
Культура речи
– включает в себя правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение, дыхание, дикцию, грамотность, интонацию.
Общегражданские качества педагога
– любовь к детям, патриотизм, интернационализм, гуманизм, общественный долг, самоотверженность, трудолюбие, интеллект, свобода совести, наличие опыта саморегуляции поведения и деятельности, стремление к саморазвитию, владение приемами самореализации, развития индивидуальности, творческий потенциал, готовность к профессиональному росту; способность решать социальные и профессиональные познавательные задачи на уровне инноваций и творчества.
Педагогическая культура
– часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования, а также способы творческой деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности, осуществления образовательных процессов. Структура педагогической культуры включает различные уровни ее изучения: социально-педагогический, научно-педагогический, профессионально-педагогический, личностный. Существенными признаками педагогической культуры являются: гуманистическая позиция учителя; психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление; образованность в сфере преподаваемого предмета, умение работать с технологиями обучения; опыт творческой деятельности, умение обосновывать собственную педагогическую деятельность, разрабатывать авторский образовательный проект; культура профессионального поведения, способы саморазвития, саморегуляции; готовность общаться с обучаемыми.
Педагогическая технология
– комплекс увязанных между собой педагогических методов, форм педагогического процесса и средств воздействия на личность обучающихся, поддерживаемый человеческими и материальными ресурсами, направленный на создание продукта.
Педагогические умения
– совокупность самых различных действий учителя, которые прежде всего соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя (преподавателя) и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции. А. И. Щербаков и А. В. Мудрик выделяют три группы педагогических умений:
1) умение переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации;
2) умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение;
3) умение создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые приемы для решения конкретной педагогической ситуации.
Педагогический такт
– чувство меры в осуществлении средств педагогического воздействия на учащихся.
Педагогическое мастерство
– сплав личностных и профессиональных качеств, позволяющий эффективно организовать педагогический процесс.
Педагогическое общение
– профессиональное общение субъекта и объекта в учебном процессе и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Его функции:
1) восприятие и понимание личности ученика учителем (педагогом) — это познание его физических состояний и духовного мира, возрастных и индивидуальных, национальных, психических и других различий, проявления сензитивности и психических новообразований;
2) информационная функция - обеспечивает реальный психологический контакт с учащимися, процесс познания, взаимопонимания, обмен материальными и духовными ценностями; формирует положительную мотивацию успехов в учебной деятельности и самовоспитании, в становлении личности, совместный познавательный поиск решений, обратную информацию об общении, развитие познавательной направленности личности; устраняет психологические барьеры; содействует установлению межличностных отношений в коллективе;
3) функция организации деятельности - способствует развитию организационных и организаторских качеств личности, коммуникативных, гностических, функциональных и других способностей и умения детей через активное участие в роли исполнителя или организатора в системе субъектно-объектных отношений;
4) нормативная - направлена на совершенствование поведенческо-правовой, нравственной и эстетической основы личности. В основе этой функции лежит усвоение правовых знаний, конкретных норм права, формирование оценочных отношений и правовой культуры учащихся. Нормативная функция способствует соблюдению школьниками правил поведения в школе и за ее пределами, дает возможность осознанно и уважительно относиться к законам государства, своим отношением и поведением укреплять законность и порядок.
5) регулятивная - предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания. Регулирование деятельности и поступков всегда связано с системным применением поощрения и наказания, словесной оценкой (одобрение или осуждение);
Педагогическое самосознание
– осознание, оценка педагогом самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (т.е. своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).
Педагогическое творчество
– способность к преобразующей деятельности в учебно-воспитательном процессе и к нестандартным решениям, способствующим развитию личности. Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую.
Профессиональная компетентность
– интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.
Профессиональная позиция
–система интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру.
Профессионально значимые качества и умения педагога
–свойства личности педагога, определяющие эффективность (продуктивность) педагогической деятельности. Они включают: гуманистические социально-профессиональные установки, социальную зрелость и гражданскую ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии; организаторские, коммуникативные, экспрессивные умения; профессиональную работоспособность; физическое и психическое здоровье.
Профессионально-значимые личностные качества учителя
–характеристики умственной, эмоционально-волевой и нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль. К ним относятся:
· гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем);
· любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.);
· оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика);
· справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно);
· общительность (педагогический такт, коммуникабельность);
· требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность);
· альтруизм – бecкopыcтиe (бескорыстная забота о благе других);
· волевые качества (целеустремленность – «рефлекс цели», по выражению И.П. Павлова; выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);
· толерантность – терпимость, снисходительность к людям;
· педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость);
· эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость);
· интеллигентность (обаяние, духовность);
· современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками);
· доминантность (деловитость, склонность вести за собой, принятие ответственности за других, умение руководить);
· креативность (творчество).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление