Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 21. Требования к современному педагогу




ДЕ № 5. Основы педагогической деятельности

 

Вопрос № 1. Любовь к Родине, уважение национальных традиций и истории своей страны, социальная активность составляют основу ________ педагога.

 

  1. общегражданских качеств
  2. профессиональных способностей
  3. индивидуально-психологических особенностей
  4. практических умений

 

Вопрос № 2. В структуру профессионально-значимых качеств и умений педагога, определяющих требования к педагогической профессии, входят...

 

  1. профессиональные знания и умения
  2. гуманистическое мировоззрение
  3. психические состояния
  4. положительное отношение к педагогической деятельности

 

Вопрос № 3. Педагогическая культура – это…

 

  1. высокий уровень практических результатов обучения и воспитания
  2. степень овладения способностью совершенствовать образовательную деятельность
  3. уровень владения принципами, методами, средствами и формами воспитательной работы
  4. высокий уровень педагогического взаимодействия с субъектами воспитательного процесса

 

Вопрос № 4. Важными условиями для самоконтроля и самосовершенствования преподавателя является…

 

  1. адекватная самооценка и самоанализ
  2. интерес к новым достижениям педагогической науки
  3. педагогическая рефлексия и творчество
  4. умение учитывать мнение родителей

 

Вопрос № 5. Способность педагога принимать нестандартные, оригинальные решения педагогических задач и творчески реализовывать их в практике называется педагогической…

 

  1. логикой
  2. коммуникацией
  3. фантазией
  4. креативностью

 

Вопрос № 6. Приобретение педагогом знаний и умений, в том числе и на основе анализа собственного опыта, определяется его____________ способностями

 

  1. организаторскими
  2. коммуникативными
  3. гностическими
  4. конструктивными

 

Вопрос № 7. Комплекс представлений педагога о себе как о профессионале – это…

 

  1. педагогическое самосознание
  2. педагогическое творчество
  3. педагогические умения
  4. профессиональная позиция

 

Вопрос № 8. Степень профессиональной подготовленности педагога называется…

  1. педагогическим мастерством
  2. педагогической техникой
  3. педагогическим образованием
  4. профессиональной квалификацией

Вопрос № 9. Синтез деловых качеств и свойств личности, определяющих высокую эффективность педагогического процесса, называется педагогическим(-ой)…

  1. общением
  2. мастерством
  3. технологией
  4. тактом

Вопрос № 10. Владение словом, профессиональная дикция, правильное дыхание и мимика составляют ___________ педагога.

  1. перцептивные умения
  2. мастерство
  3. профессиональную компетентность
  4. культуру речи

ГЛОССАРИЙ:

Квалификация –степень, уровень профессиональной подготовленности человека к какому-либо виду труда.
Культура речи – включает в себя правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение, дыхание, дикцию, грамотность, интонацию.
Общегражданские качества педагога – любовь к детям, патриотизм, интернационализм, гуманизм, общественный долг, самоотверженность, трудолюбие, интеллект, свобода совести, наличие опыта саморегуляции поведения и деятельности, стремление к саморазвитию, владение приемами самореализации, развития индивидуальности, творческий потенциал, готовность к профессиональному росту; способность решать социальные и профессиональные познавательные задачи на уровне инноваций и творчества.
Педагогическая культура – часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования, а также способы творческой деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности, осуществления образовательных процессов. Структура педагогической культуры включает различные уровни ее изучения: социально-педагогический, научно-педагогический, профессионально-педагогический, личностный. Существенными признаками педагогической культуры являются: гуманистическая позиция учителя; психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление; образованность в сфере преподаваемого предмета, умение работать с технологиями обучения; опыт творческой деятельности, умение обосновывать собственную педагогическую деятельность, разрабатывать авторский образовательный проект; культура профессионального поведения, способы саморазвития, саморегуляции; готовность общаться с обучаемыми.
Педагогическая технология – комплекс увязанных между собой педагогических методов, форм педагогического процесса и средств воздействия на личность обучающихся, поддерживаемый человеческими и материальными ресурсами, направленный на создание продукта.
Педагогические умения – совокупность самых различных действий учителя, которые прежде всего соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя (преподавателя) и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции. А. И. Щербаков и А. В. Мудрик выделяют три группы педагогических умений: 1) умение переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации; 2) умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение; 3) умение создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые приемы для решения конкретной педагогической ситуации.
Педагогический такт – чувство меры в осуществлении средств педагогического воздействия на учащихся.
Педагогическое мастерство – сплав личностных и профессиональных качеств, позволяющий эффективно организовать педагогический процесс.
Педагогическое общение – профессиональное общение субъекта и объекта в учебном процессе и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Его функции: 1) восприятие и понимание личности ученика учителем (педагогом) — это познание его физических состояний и духовного мира, возрастных и индивидуальных, национальных, психических и других различий, проявления сензитивности и психических новообразований; 2) информационная функция - обеспечивает реальный психологический контакт с учащимися, процесс познания, взаимопонимания, обмен материальными и духовными ценностями; формирует положительную мотивацию успехов в учебной деятельности и самовоспитании, в становлении личности, совместный познавательный поиск решений, обратную информацию об общении, развитие познавательной направленности личности; устраняет психологические барьеры; содействует установлению межличностных отношений в коллективе; 3) функция организации деятельности - способствует развитию организационных и организаторских качеств личности, коммуникативных, гностических, функциональных и других способностей и умения детей через активное участие в роли исполнителя или организатора в системе субъектно-объектных отношений; 4) нормативная - направлена на совершенствование поведенческо-правовой, нравственной и эстетической основы личности. В основе этой функции лежит усвоение правовых знаний, конкретных норм права, формирование оценочных отношений и правовой культуры учащихся. Нормативная функция способствует соблюдению школьниками правил поведения в школе и за ее пределами, дает возможность осознанно и уважительно относиться к законам государства, своим отношением и поведением укреплять законность и порядок. 5) регулятивная - предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания. Регулирование деятельности и поступков всегда связано с системным применением поощрения и наказания, словесной оценкой (одобрение или осуждение);
Педагогическое самосознание – осознание, оценка педагогом самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (т.е. своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).
Педагогическое творчество – способность к преобразующей деятельности в учебно-воспитательном процессе и к нестандартным решениям, способствующим развитию личности. Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую.
Профессиональная компетентность – интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.
Профессиональная позиция –система интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру.
Профессионально значимые качества и умения педагога –свойства личности педагога, определяющие эффективность (продуктивность) педагогической деятельности. Они включают: гуманистические социально-профессиональные установки, социальную зрелость и гражданскую ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии; организаторские, коммуникативные, экспрессивные умения; профессиональную работоспособность; физическое и психическое здоровье.
Профессионально-значимые личностные качества учителя –характеристики умственной, эмоционально-волевой и нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль. К ним относятся: · гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем); · любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.); · оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика); · справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно); · общительность (педагогический такт, коммуникабельность); · требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность); · альтруизм – бecкopыcтиe (бескорыстная забота о благе других); · волевые качества (целеустремленность – «рефлекс цели», по выражению И.П. Павлова; выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость); · толерантность – терпимость, снисходительность к людям; · педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость); · эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость); · интеллигентность (обаяние, духовность); · современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками); · доминантность (деловитость, склонность вести за собой, принятие ответственности за других, умение руководить); · креативность (творчество).
Профессиональные педагогические способности –включают в себя: гностические; проектировочные; конструктивные; организаторские, перцептивные, суггестивные; коммуникативные, креативные, рефлексивно-аналитические; экспрессивно-речевые; дидактические; академические; эмоциональная устойчивость.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.