Вопрос № 1. Обмен информацией в процессе педагогического общения составляет его…
перцептивную функцию
воспитательную функцию
интерактивную функцию
коммуникативную функцию
Вопрос № 2. Когнитивный компонент педагогического общения направлен на…
изучение личности воспитанника
привлечения внимания учащихся к излагаемому материалу
создание приятного психологического климата в учебной группе
творческое сотрудничество учителя и ученика
Вопрос № 3. К правилам эффективного педагогического общения НЕ относится…
признание права ребенка на ошибку
проявление уважения к личности ребенка
демонстрация неумелости ребенка
активное слушание
Вопрос № 4. Привлечение внимания учащихся к излагаемому материалу при помощи паузы относится к __________ способу.
вербальному
смешанному
невербальному
двигательно-знаковому
Вопрос № 5. Речь педагога НЕ должна быть…
логичной, доступной
образной, эмоциональной
неторопливой
насыщенной научной терминологией
Вопрос № 6. Важнейшим критерием продуктивного педагогического общения является…
использования поощрения как основного метода воспитания
создание благоприятного психологического климата в учебной группе
либеральный стиль взаимоотношений
высокая самооценка учащихся
Вопрос № 7. Наиболее эффективным в педагогическом общении является ________ стиль
либеральный
авторитарный
попустительский
демократический
Вопрос № 8. Попустительскому стилю воспитания соответствует случай, когда педагог…
определяет не только общие цели деятельности, но и способы их выполнения
самоустраняется от происходящего, от ответственности за него
активно участвует в работе группы по обсуждению предстоящей работы, её организации
Вопрос № 9. Враждебность во взаимоотношениях членов учебной группы в сочетании с покорностью и заискиванием перед педагогом являются признаками __________ стиля педагогического руководства.
демократического
либерального
авторитарного
попустительского
Вопрос № 10. Синтез деловых качеств и свойств личности, определяющих высокую эффективность педагогического процесса, называется педагогическим(-ой)…
общением
мастерством
технологией
тактом
ГЛОССАРИЙ:
Авторитарный стиль руководства
– педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности учебного коллектива и каждого его члена; сам определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Авторитарный стиль реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках обучающихся, ноне принимает во внимание их мотивы. Не позволяет проявить учащимся самостоятельность и инициативу. Внешние показатели успешности деятельности (успеваемость, дисциплина) чаще всего высокие, но социально-психологическая атмосфера в учебном коллективе, как правило, неблагополучная. Авторитарный стиль общения может быть эффективен для учащихся и учебных коллективов с низким уровнем социально-психологического и личностного развития. Как для попустительского, так и для авторитарного стиля характерны дистанция в отношениях, отсутствие доверия, обособленность, отчужденность, подчеркивание педагогом своего доминирующего положения.
Демократический стиль руководства
– педагог ориентирован на повышение роли участия во взаимодействии, на привлечении каждого к решению общих дел. Для педагогов, придерживающихся этого стиля общения, характерно активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач; глубокое понимание личности учащегося, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие личности учащегося. По внешним показателям учебной деятельности такие педагоги могут уступать своим авторитарным коллегам, но атмосфера в учебном коллективе при таком стиле руководства всегда благополучная.
Компоненты педагогического общения
1) перцептивный – взаимное восприятие и понимание людьми друг друга;
2) коммуникативный – обмен информацией;
3) интерактивный – осуществление совместной деятельности;
Общение
– взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Выделяют три основных аспекта общения: «коммуникация» (обмен информацией), «социальная перцепция» (восприятие и понимание человека человеком), «интеракция» (взаимодействие).
Педагогическая технология
– комплекс увязанных между собой педагогических методов, форм педагогического процесса и средств воздействия на личность обучающихся, поддерживаемый человеческими и материальными ресурсами, направленный на создание продукта.
Педагогический такт
– чувство меры в осуществлении средств педагогического воздействия на учащихся.
Педагогическое мастерство
– сплав личностных и профессиональных качеств, позволяющий эффективно организовать педагогический процесс.
Педагогическое общение
– профессиональное общение субъекта и объекта в учебном процессе и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Его функции:
1) восприятие и понимание личности ученика учителем (педагогом) — это познание его физических состояний и духовного мира, возрастных и индивидуальных, национальных, психических и других различий, проявления сензитивности и психических новообразований;
2) информационная функция - обеспечивает реальный психологический контакт с учащимися, процесс познания, взаимопонимания, обмен материальными и духовными ценностями; формирует положительную мотивацию успехов в учебной деятельности и самовоспитании, в становлении личности, совместный познавательный поиск решений, обратную информацию об общении, развитие познавательной направленности личности; устраняет психологические барьеры; содействует установлению межличностных отношений в коллективе;
3) функция организации деятельности - способствует развитию организационных и организаторских качеств личности, коммуникативных, гностических, функциональных и других способностей и умения детей через активное участие в роли исполнителя или организатора в системе субъектно-объектных отношений;
4) нормативная - направлена на совершенствование поведенческо-правовой, нравственной и эстетической основы личности. В основе этой функции лежит усвоение правовых знаний, конкретных норм права, формирование оценочных отношений и правовой культуры учащихся. Нормативная функция способствует соблюдению школьниками правил поведения в школе и за ее пределами, дает возможность осознанно и уважительно относиться к законам государства, своим отношением и поведением укреплять законность и порядок.
5) регулятивная - предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания. Регулирование деятельности и поступков всегда связано с системным применением поощрения и наказания, словесной оценкой (одобрение или осуждение);
Попустительский (либеральный, игнорирующий) стиль руководства
– характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Реализуется посредством тактики невмешательства, в основе которой лежит равнодушие и незаинтересованность проблемами учебного коллектива и его членов. Успеваемость и дисциплина на занятиях таких педагогов, как правило, неудовлетворительные. Как для попустительского, так и для авторитарного стиля характерны дистанция в отношениях, отсутствие доверия, обособленность, отчужденность, подчеркивание педагогом своего доминирующего положения.
Речь педагога
– педагог должен уметь: 1) быстро и правильно ориентироваться в ситуации общения; 2) правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения; 3) находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, слова и т.д.); 4) обеспечивать обратную связь. Речь педагога должна быть логически связной, эмоциональной, неторопливой.
Средства общения
– вербальные (устная и письменная речь) и невербальные (жесты, мимика, паузы, поза, походка, взгляд)
Стиль педагогического общения
– индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение: коммуникативные возможности педагога, сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся.
Стиль педагогического руководства
– способ обращения педагогов с воспитанниками в ходе педагогического процесса.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление