КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфика диалектики. 2. Альтернативы диалектики. 3. Диалектика как система. 4. Принципы диалектики. 5. Основные законы диалектики. 6. Категории диалектики
1. Предмет диалектики как научной теории составляют наиболее общие виды связей и всеобщие законы движения и развития материального мира и мышления. Диалектика раскрывает то общее, что присуще различным процессам природы и общества и их отражению в мышлении и познании человека. Диалектика, ориентированная на понимание окружающего мира как процесса, на максимально целостное воспроизведение его в мышлении, со всевозможными системными связями и опосредованиями, в силу своей эвристичности и потенциальной универсальности, способна, соединяясь с другими методами объяснения и преобразования мира, превращать их, как, например, материализм, рационализм, экзистенциализм, в качественно новые средства и способы решения как мировоззренческих, так и социально-философских задач. Диалектика (от греч. — “искусство доказательно вести спор”, “строить беседу”) требует от каждого из нас высокой культуры мышления, эрудиции, всесторонности рассмотрения теоретических и практических проблем, нацеленных на приятие глубоко продуманных решений для действий индивидов и социальных общностей. Диалектика — это универсальный метод познания, объясняющий мир как постоянно развивающийся процесс, целостность которого обеспечивается реальными взаимоотношениями внутренне противоречивой действительности, имеющей различные качественные уровни, взаимоотрицающие и обуславливающие друг друга. С помощью диалектики возможен прорыв наших устремлений в трансцендентное (внеопытное) и идеальное бытие человеческой духовности. Идеи и идеалы, сформулированные историей и усилиями мыслителей многих веков и народов, поднимают обыденно-повседневное до космических высот Природы и беспредельных глубин Человеческого Сердца. Мир с позиций диалектики не монотонен и не однозначен и богат не только противоречиями, но и способами их разрешения. Он открыт не только стихийным, спонтанным процессам в нем самом, но и преобразующим его деяниям человека, находящегося в состоянии не только противоречия с ним, но и тождества, совпадения, тесной связи. Диалектика исторически вырастала не только из научного мышления, но также из практики, искусства, этики, религии и многого другого. Преодоление противоречий, продуктивный прием познания и деятельности, но искусственное насаждение их — один из вариантов догматизма и метафизики. В ХХ веке она не потеряла своей актуальности, но из разряда единственного отождествляемого с философией вообще, метода переходит в множественный класс философских методов, где должна сосуществовать не только с логикой, но и с иными, в том числе и интуитивистскими, способами и средствами познания и деятельности. 2. Диалектика возникла и исторически развивалась в борьбе с метафизикой, софистикой и эклектикой, которые представляют по отношению к ней альтернативные методы мышления и познания. Если диалектика ставит акцент на изменение предметов и явлений, то метафизика — на их постоянство, неизменность, устойчивость. В марксизме, вслед за Гегелем, сложилась традиция рассматривать метафизику как антидиалектику (см. Ф.Энгельс “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”). Самая одиозная ее черта — одностроронность, выделение каких-то, может быть, важных частей в ущерб целому: метафизический подход ХVII-XIX вв. был ориентирован на устойчивые, неизменные, по видимости, предметы и явления, не усматривая в них процессы, изменяющиеся через противоречия. Ф.Энгельс связывал метафизический метод с естествознанием, которое изучало предметы природы как что-то законченное и подчиненное преимущественно законам механики. Метафизику такого рода стали отождествлять с бесплодной схоластикой и догматизмом. В современной немарксистской философии метафизику нередко отождествляют с изучением так называемых внеопытных объектов. Предметом метафизики, в частности, служат: бытие, ничто, свобода, бессмертие, Бог, жизнь, сила, материя, истина, душа, становление, дух (мировой), природа. Познание этих проблем определяет духовный облик эпохи (см. Краткая философская энциклопедия. М., 1994, С 265). Софистика практиковалась в Древней Греции как “умение хитроумно вести дискуссию”. “Софистика” в наши дни означает сознательное отступление от законов логики, употребление ложных доводов и лишь по видимости правдоподобных выводов. В отличие от научной аргументации софистика вытесняет противоречия и проблемы за рамки наличных систем знания и тем самым препятствует разрешению конфликта между наличными и новыми знаниями. В то же время, она активно формирует проблематику, вскрывая противоречия между знаниями наличными и новыми... В этом своем качестве софистика и научная аргументация образуют единство противоположностей, обеспечивающих преемственное развитие системы знания (М.Петров. “Софистика”. — Философская энциклопедия. Т.5, М., 1970, С 60). Эклектика (от греч. — “выбираю”), как и софистика, основывается на гибкости понятий и многозначности слов и проявляется чаще всего в соединении разнородных идей, фактов и формулировок при отсутствии связывающего их в действительное единство логически обоснованного центра. Это и неуместное оперирование цитатами, и формальное обращение к авторитетам, и просто очевидное неумение связно и доказательно мыслить. Но это и возможный переход, как и софистика, от устаревших научных систем к новым. Как в диалектике, так и в ее альтернативах, всегда присутствует человек, искусный или неумелый, хитроумный или стремящийся все упростить. И если гегелевская традиция в философии игнорировала и унижала конкретного живого мыслящего и чувственного человека определенного этапа общественного развития, превращала его в средство решения недоступных его пониманию противоречий природы, общества, Космоса и Мирового Духа или исторической миссии пролетариата, то с этим сегодня нельзя мириться. В развитии можно и должно видеть носителей конкретных идей — народы, сообщества и, главное, личности, не только борющихся и конфликтующих, но и сотрудничающих друг с другом. 3. Диалектика представляет собой логическую систему, элементами которой выступают ее принципы, законы и категории, связанные между собой самыми многообразными способами. Материалистическая диалектика как система построена по общефилософскому методу движения мысли от абстрактного к конкретному. В сложившейся к нашему времени форме она включает в поле своего рассмотрения единство двух принципов — всеобщей связи и развития, трех основных законов диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и отрицания отрицания — и конкретизирующих их соотносительных (парных) категорий: единичного и общего, содержания и формы, сущности и явления, причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности. Эта система анализа диалектики отличается от гегелевской, представляющей собой логическое самодвижение тождественного бытию мышления посредством, преимущественно, категорий. Такое самодвижение в сфере мысли начинается у Гегеля с “бытия”, диалектически развивающегося в себе на “природу” и “дух” и развертывающегося в виде “качества” — “количества” — “меры” — “сущности” — “явления” — “действительности” — “объективности” — “идеи”. Последняя в форме Абсолютной Идеи. Материалистическая диалектика, понимая тождество мышления и бытия не иначе, как отражение мышлением бытия, и подразделяя диалектику на объективную и субъективную (последняя — переосмысление в принципах, законах и категориях мира как “бытия”, видит в диалектике обобщение и всестороннее рассмотрение мира в целом и места человека в нем. Понимая инструментальный и объяснительный характер диалектики и отказывая ей в фактическом творчестве мира посредством движения категорий гипотетического Мирового Разума, диалектический материализм акцентирует силу, мощь и посюсторонность человеческого мышления, конкретного и исторически обусловленного, и воплощает его в диалектическом материализме. 4. Среди принципов диалектики — материального единства мира, всесторонности рассмотрения объектов и явлений, объективности, конкретности, детерминизма, восхождения от абстрактного к конкретному, историзма — особо выделяются как основополагающие и систематизирующие два из них: принцип всеобщей связи и принцип развития. Специфика и познавательная ценность этих принципов заключается в их методологических и мировоззренческих установках, задающих направленность и приоритетность рассмотрения всех структурных звеньев диалектики. Они выступают абстракциями высокой степени общности, потенциально содержащими в себе богатство связей, отношений, эвристичности, универсальности и целостности всей диалектической системы. Принцип всеобщей связи. В истории познания принцип всеобщей связи предметов и явлений считается, как отмечалось, одним из основополагающих принципов диалектики. Мы воспринимаем окружающий мир не как беспорядочное нагромождение предметов и событий, а как единое целое. Все объекты и явления действительности находятся между собой в единой цепи взаимообусловленных связей. В настоящее время многообразие представлений о связи находит отражение в множестве их классификаций. С философско-методологической точки зрения определяющее значение имеет классификация связи по формам движения материи (механические, физические, химические, биологические и социальные связи). Наиболее общие универсальные связи выражаются в категориях и законах диалектики. Материалистическая диалектика как раз и сосредоточивает свое внимание на изучение общих, существенных связей, присущих всем процессам объективного мира и человеческого мышления. К этим связям относятся: необходимые и случайные, существенные и несущественные, внутренние и внешние, устойчивые и изменяющиеся, повторяющиеся и одноразовые, прямые и косвенные связи. Кроме отмеченных видов связей в объективном мире существует и множество других. При этом важно подчеркнуть, что ни один вид связи нельзя абсолютизировать, рассматривать изолированно от общей системы взаимосвязей. Любой вид связи следует изучать конкретно, в его соотношении с другими связями, в его развитии. Принцип развития. Фундаментальным принципом диалектики является и принцип развития. Исходной предпосылкой понимания развития выступает всеобщая связь и взаимодействие предметов и явлений материального мира. Этот принцип лежит в основе как объективной, так и субъективной диалектики, он применим также и к самой диалектике как теории развития. Благодаря взамодействию и взаимообусловленности ничто в окружающем мире не остается неподвижным и неизменным. Все движется, изменяется переходит из одного состояния в другое. По своему содержанию категория “изменение” есть не что иное, как форма бытия всех объектов и явлений, представляющая всякое движение и взаимодействие. Она включает в себя не только любые пространственные перемещения предметов, но и все процессы развития, а также возникновение новых явлений в мире. Проблема развития является по существу основным предметом изучения диалектики, поэтому сама диалектика определяется как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Она под влиянием научных открытий и фактов, особенно благодаря дарвинизму, “вошла во всеобщее сознание”. И тогда на первый план выдвинулся вопрос о том, как понимать развитие. В своей работе “К вопросу о диалектике” Ленин дал обобщенную характеристику полярности метафизики и диалектики как двух противоположных концепций развития: “Две основные... концепции развития (эволюции) суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними). При первой концепции движения остается в тени самодвижение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне -- бог, субъект...). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника “само” — движения. Первая концепция мертва, бледна, суха. Вторая — жизненна. Только вторая дает ключ к "самодвижению" всего сущего; только она дает ключ к “скачкам”, к “перерыву постепенности”, к “превращению в противоположность”, к уничтожению старого и возникновению нового” (Ленин В.И. ПСС, Т 29, С 317). Решающим пунктом в диалектическом понимании развития является вопрос об источнике, причинах развития, благодаря чему достигается понимание скачков, выводящих развитие на новый уровень. Вот почему характеристику диалектики как учения о развитии обязательно надо доводить до исследования противоречия как движущей силы развития вообще. Важнейшую характеристику процессов развития составляет время. И это понятно: развитие осуществляется во времени и только оно выявляет его направленность, необратимость и характер происходящих изменений в природе и обществе. Главными линиями, или направлениями развития являются прогресс, регресс и одноуровневое развитие. Развитие — это качественные, необратимые, направленные изменения, обусловленные противоречиями объектов, явлений и систем. Только одновременное наличие всех указанных в определении признаков (свойств) выделяет процессы развития среди других изменений. 5. В диалектическом материализме рассматриваются три закона диалектики. Наиболее существенным среди законов диалектики является закон единства и борьбы противоположностей, составляющий суть, ядро диалектики, так как именно он раскрывает импульс, источник движения и развития. Этот закон показывает, что развитие всегда есть там, где есть противоречие и их преодоление. Поэтому развитие объективной реальности и процесс ее познания, все формы человеческой деятельности осуществляются путем раздвоения единого на различное и противоположное, а взаимодействие противоположных сил, с одной стороны, характеризует определенную систему как нечто единое, а с другой — составляет внутренний момент ее изменения, развития. Каждое материальное образование, каждый процесс или явление объективного мира есть взаимодействие между противоположными сторонами и тенденциями в развитии, которое выступает в форме возникновения, и становления и разрешения противоречий. Уже само движение проявляется как единство двух противоположных сторон — прерывности и непрерывности, а следовательно, как противоречие. Противоречия составляют основу развития, они объективны, неотделимы от природы и общества, от всего окружающего мира. Существо диалектического противоречия раскрывается через ряд таких категорий, как тождество, различие, противоположности и противоречие. На первом этапе развития противоречие характеризуется превосходством тождества над различием противоположностей. Здесь противоречие еще не развито, находится по существу в скрытом состоянии, его практически нельзя обнаружить и зафиксировать на эмпирическом уровне. Этот этап отмечается восходящим развитием явления при одновременном формировании различия. Усиление различия приводит к ослаблению тождества, к их расхождению как противоположностей и, наконец, к тому, что они меняются местами, — и уже различие начинает преобладать, доминировать над тождеством. Второй этап изменения противоречия характеризуется господством различия над тождеством. Теперь действительной, определяющей противоположностью единства выступает различие, которое заключает в себе и для себя тождество как свой зависимый момент. Дальнейшее развитие противоречия идет по пути его обогащения, обострения, что усиливает напряжение “борьбы” противоположностей между собой. Здесь противоречие приобретает новые черты, стороны, особенности, становится богаче, конкретнее, достигает высшего напряжения и зрелости. Возникает объективная необходимость саморазрешения противоречия и перехода явления в новое качественное состояние. Третий, заключительный этап в эволюции противоречия представляет собой его непосредственное практическое разрешение. На данном этапе противоречие может развиваться до конфликта, являющегося кульминационным пунктом его динамики. Конфликт выступает той стадией развития противоречия, когда оно необходимо должно разрешиться пусть даже через столкновение противоположных сил. При этом явление переходит в свою противоположность, в новое явление, в котором возникают новые противоречия и возможности, обуславливающие преемственность и непрерывность развития объектов и процессов реальной действительности во времени и пространстве. Уместно также подчеркнуть, что противоречия не “ликвидируются”, не исчезают сами по себе, не примиряются и не стираются. В диалектико-материалистическом понимании устранение противоречия есть его разрешение. А это означает, что борьба противоположностей получает новую форму своего движения, что приводит к исчезновению данного конкретного противоречия (а не исчезновению противоречия вообще) и одновременному возникновению другого противоречия, другой его конкретной формы развития. Из сказанного вытекает два вывода: 1) новое явление возникает в результате разрешения противоречий предшествующего ему старого явления; 2) возникновение, становление нового явления и отмирание старого есть одновременно и процесс разрешения старых и возникновения новых противоречий. Новое явление возникает вследствие того, что “борьба” противоположностей абсолютна, а их единство относительно. Закон перехода количественных изменений в качественные — второй рассматриваемый нами основной закон диалектики. Он неразрывно связан с законом единства и борьбы противоположностей. Развитие противоречий любого явления на этапе разрешения завершается переходом его в новое качественное состояние. Однако учение о противоречиях, раскрывая источники развития (в том числе и качественных изменений), не объясняет путей, механизма перехода от старого качества к новому. Эта сторона развития отражается в законе перехода количественных изменений в качественные. Сущность данного закона заключается в том, что постепенные количественные изменения, происходящие в природе, обществе, человеческом мышлении, на определенной ступени приводят к коренным качественным изменениям. Категориями этого закона являются “ качество ”, “количество”, “мера”, “скачок”. В природе нет качества и количества самих по себе, а есть только предметы и явления, обладающие качеством и количеством. Причем каждое количественное изменение не приводит сразу же к изменению всего явления. Оно всегда осуществляется в некоторых пределах внутри данного качества, поскольку каждое качественное состояние объекта характеризуется определенной, присущей только ему интенсивностью количественных изменений. Это единство и взаимообусловленность качественной и количественной определенностей проявляется в мере. Мера — это определенный количественный интервал значений, свойств, в рамках которого может существовать данное качество. Моменты перехода от одной меры к другой называется узлами, или точками перехода от одного состояния в другое, а вся цепь переходов от одних количественно-качественных состояний к другим — узловой линией меры. Рассматривая закон перехода количественных изменений в качественные, не следует считать, что количество независимо само по себе переходит, превращается в новое качество. Дело в том, что количественные изменения лишь на определенной ступени развития перерастает в качественные. Строго говоря, переход происходит не из количества в качество, а из старого качества в новое качество. При сохранении старого качества происходят количественные изменения, и поэтому переход от старого качества к новому есть одновременно переход от количественных изменений к изменениям качественным. Это качественное изменения называется скачком. В развитии явлений и предметов скачок выступает той стадией, на которой совершается перерыв постепенности количественных изменений, и непосредственным переходом от старого качества к новому в рамках существующей границы меры. Новое качество, в свою очередь, создает условия для дальнейших количественных изменений, для дальнейшего постепенного развития. Применительно к явлениям общественной жизни количественные и качественные изменения выступают как эволюция и революция. Эволюционная форма означает, что в старом постепенно накапливаются новые свойства, вызревает новое качество. Революционная форма есть переход к новому качеству, перерыв количественной постепенности. Третьим основным законом материалистической диалектики является закон отрицания отрицания. Он органически связан с другими законами диалектики и вместе с тем имеет свое специфическое содержание. В самом общем понимании закон отрицания отрицания характеризует направление процесса развития, единство поступательности и преемственности, возникновение нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого. К понятиям, имеющим важнейшее значение для характеристики этого закона, принадлежат категории “отрицание”, “преемственность” и “отрицание отрицания”, как возвращение к старому, но на новой основе. “Отрицание” можно определить как момент процесса развития, выражающий диалектическую связь двух последовательных стадий (состояний) развивающегося объекта. В диалектическом материализме отрицание есть необходимый момент развития любого предмета или явления действительности. Любой объект в процессе своего развития неизбежно достигает стадии собственного отрицания, т.е. становится качественно иным. Если иметь в виду соотношение и взаимосвязь отрицания и развития, то их точное и лаконичное выражение сформулировано еще Марксом: “Всякое развитие, независимо от его содержания, можно представить как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой... ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч, Т 4, С 296-297). Отрицание есть необходимая “сторона” (условие или способ существования) развития природных, социальных и других духовных явлений. Объективность и всеобщий характер отрицания обусловливает абсолютность противоречия как существенного момента всякого бытия. В ходе развертывания объективных противоречий происходит качественное изменение явлений, следовательно, имеет место “перерыв постепенности”, уничтожение одних и возникновение других материальных образований, т.е. результатом движения противоречий и является отрицание. Нужно сказать, что всеобщий характер отрицания признается и диалектиками, и метафизиками. Но как понимается при этом отрицание? На осуществление какого отрицания они акцентируют внимание на практике? По этим вопросам их позиции различны. Точка зрения диалектиков относительно сущности отрицания нами уже выяснена. Метафизически мыслящие философы рассматривают отрицание в основном как отбрасывание, уничтожение старого. Диалектический материализм отвергает метафизическую трактовку отрицания, возводящую в абсолют момент разрушения в отношении к предыдущим этапам развития. При полном отрицании предшествующего качества невозможно прогрессивное движение системы. Для того чтобы обеспечить прогрессивную линию развития, необходимо ориентироваться на диалектическое отрицание. “Не голое отрицание, не зряшное отрицание...характерно и существенно в диалектике... а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного” (Ленин В.И. ПСС. Т 29, С 207). Необходимой стороной закона отрицания отрицания выступает преемственность. Это понятие выражает связь между различными этапами развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию. Прошлое нельзя рассматривать бесследно уходящим в реку времени по принципу: что было, то прошло, и нет ему возврата. Оно все время участвует в созидании настоящего, заботливо оберегая живую, неразрывную связь времен — прошлого, настоящего и будущего. Возникающее новое не может утвердить себя как без отрицания, так и без сохранения, преемственности. Хорошо сказал об этом И.Ньютон: “Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов”. Последовательность этапов, составляющую цепь развития, можно образно представить в виде спирали: “Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющие их иначе, на более высокой базе (“отрицание отрицания”), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии” (Ленин В.И. ПСС. Т 26, С 55). При таком изображении каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль — как цепь циклов. Хотя спираль и является лишь образом, выражающим связь между двумя или более точками в процессе развития, образ этот удачно схватывает общее направление развития, осуществляемого в соответствии с законом отрицания отрицания: возврат к уже пройденному является не полным, развитие не повторяет проложенных путей, а отыскивает новые, сообразно с изменением внешних и внутренних условий; повторение известных черт, свойств, уже имевших место на прежних этапах, всегда является тем более относительным, чем сложнее процесс развития. В системе законов диалектики центральным является закон единства и борьбы противоположностей, причем не столько потому, что он действует в каждом пункте развития, сколько потому, что его воздействие на процесс развития и на другие законы развития является определяющим. Именно его функционирование ведет к переходу количества в качество, а не наоборот. Именно внутренние, сущностные противоречия определяют общий закон, общую тенденцию развития предмета. Как ядро диалектики закон единства и борьбы противоположностей служит интегрирующим основанием в системе всех законов диалектики. К сказанному следует добавить, что диалектика как наука изучает множество законов развития. Они не сводятся к только что разобранным трем законам, но в комплексе законов развития эти три закона являются основными. 6. К неосновным законам диалектики, как правило, относят соотносительные (парные) категории. Поскольку в “парных” категориях устанавливаются связи и отношения между противоположностями (“единичного” и “общего”, ”содержания” и “формы”, “сущности” и “явления”, “причины” и “следствия”, ”необходимости” и “случайности”, ”возможности” и “действительности”), выделенными историей мышления в качестве универсальных, то именно переход одной “половинки в другую” выявляет дополнительные типы взаимосвязи и развития, только обозначенные в проблематике принципов и законов. “Общее”, ”особенное” и “единичное”. ”Общее” — философская категория, отражающая сходные, повторяющиеся черты и признаки, которые принадлежат некоторым единичным явлениям или всем предметам данного класса. Различают два типа общего: а) эмпирически-общее, где во многом фиксируются однородные факты, объединенные через чувственное содержание в них в нечто суммируемое (общее для всех млекопитающих или металлов, например); б) универсально-общее как способ связи разнородных элементов в систему, как единство в многообразии целого (например, любой закон природы, общества или мышления). Таким образом, общее выражено как внешнее сходство и как внутреннее тождество многообразного. Общее неразрывно с единичным как со своею противоположностью, а их единство составляет особенное. “Особенное” — философская категория, выражающая синтез, единство общего (всеобщего) и единичного (отдельного и индивидуального), их взаимопереход, который всегда происходит в особенной форме, присущей только данным явлениям и никаким другим. Односторонность общего и единичного перестает существовать в особенном. Своеобразие предметов фиксируется категорией “единичное”. Это философская категория, выражающая специфику именно данного явления, его отличие от других, в том числе подобных ему предметов, явлений, процессов. Другими словами - единичное - то, что отличает данный предмет от других, а общее - то, что сближает его с этими другими предметами, связывает их друг с другом. Предметам и явлениям окружающего мира одновременно присуще общее, особенное и единичное. Всякое единичное есть одновременно и общее. Так, в общественной жизни во всяком социальном интересе, сближающем на своей основе множество людей, есть общее и особенное, выраженное и связанное с теми или иными типами личности, или их пристрастиями, и единичное, обусловленное конкретикой сегодняшнего дня и людьми, ее воплощающими. “Содержание и форма”. Под категорией “содержание” понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. “Форма” же указывает не на набор элементов, но на способ их упорядоченности — это структура или момент связи того или иного содержания. “Форма” выражается: а) во внутренней организации содержания, отражая его; б) во внешнем облике предмета, являясь проявлением, выражением внутреннего единства формы и содержания. Форма и содержание не могут быть отделены друг от друга. Содержание определяет форму, т.к. является более активным в силу присущих ему противоречий и постоянно развивается. Но и форма не является безразличной для содержания. Особенно характерна и определяюща “форма” в искусстве. “Сущность” и “явление”. “Сущность” — философская категория, отражающая глубинные связи, общую основу предмета, его внутренний процесс обуславливания собственных проявлений. “Сущность” — это объективный и закономерный характер явления, а не субъективное суждение о нем. “Явления” — это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета. “Сущность является, явление существенно”. Любой предмет выступает как явление, как совокупность внешних признаков, и одновременно обладает сущностью, которая характеризует его коренные свойства. Сущность и явление не совпадают друг с другом. Познание происходит от явления к сущности и выражает собой процесс вечного, бесконечного углубления и обоснования человеческих знаний. Вместе с тем, переход, восхождение, от явления к сущности и от сущности первого порядка ведет нас к пониманию более глубокой сущности, к пониманию законов мира и познания. “Сущность” и “закон” — однопорядковые категории. “Закон” есть та же “сущность” — внутренняя, существенная связь процессов, которая познается объективной, необходимой, устойчивой. Существует и отличие закона от сущности, где “сущность” — в своем существовании есть целое, определяющее бытие содержания и формы. Еще можно сказать, что сущность выражает статику, т.е. наиболее устойчивую стороны множества явлений. Тогда как закон — их динамику. Сущность и явление не только едины, но и противоположны. Противоположность их есть выражение внутренней противоречивости предметов и процессов. Сущность внешне скрыта от непосредственного наблюдения, но обнаруживается через массу познаваемых явлений. В социальных процессах диалектика сущности и явления особенно важна для понимания. Возьмем, к примеру, политическую программу любой партии и мы увидим, что конкретно-историческая ситуация получает в ней какую-то интерпретацию в модельных по отношению к действительности положениях и утверждениях. При углубленном изучении программы обнаруживается сущность ее тезисов, построенных с точки зрения тех или иных социальных целей и задач, за которыми стоят конкретно-исторические силы и прогнозируемые обстоятельства. “Зри в корень!” — как говаривал незабвенный Козьма Прудков. “Причина” и “следствие”. Это философские категории, дающие о себе знать во всех областях действительности. “Причина” — это явление, которое вызывает к жизни другие явления, называемые “следствиями”, или, как писали раньше “действиями”. Причина всегда предшествует следствию и она в зависимости от условий вызывает к жизни разные следствия. Собственно причину следует отличать от условий, в которых она действует. “Условия” — это устойчивая сторона причинной обусловленности, в которой укоренена та или иная конкретная причина. Различие между непосредственной причиной и условиями относительно, а не абсолютно. Но разграничивать их необходимо. Причину не следует смешивать и с “поводом”. Гегель сравнивал “повод” с внешним возбуждением, своеобразным толчком, запускающим движение ранее сложившегося причинно-следственного обуславливания. Причинность в материальном мире имеет всеобщий, универсальный характер, который выражается в принципе детерминизма. Согласно ему все явления возникают, развиваются и уничтожаются закономерно в результате действия определенных причин. Большое значение для понимания причинных взаимозависимостей имеют необходимые и случайные связи мирового целого. “Необходимость” и “случайность”. “Необходимость” — это такое явление или событие, которое обязательно наступает или происходит при наличии определенных условий. “Случайность” же, может проявить себя в той или иной форме, а может и не проявить вообще, являясь несущественной и внешней для исследуемого процесса. “Необходимость” — это внутреняя природа развивающегося явления, а “случайность” — это внешнее воздействие, условие, обстоятельство. Необходимость и случайность взаимосвязаны, они могут превращаться друг в друга. “Случайность” есть форма проявления и дополнения “необходимости”. В “случайности” больше возможности, чем действительности. “Возможность” и “действительность”. “Возможность” выражает собой предпосылки возникновения и развития новых предметов и явлений, которые при определенных условиях могут стать действительностью. “Действительность” — есть реализованная возможность. Есть два вида возможностей: а) реальная (конкретная) возможность, которая обладает всеми необходимыми тенденциями развития и условиями для своей реализации при определенных обстоятельствах; б) абстрактная (формальная) возможность, характеризующаяся отсутствием тенденций и условий для своей реализации в данных обстоятельствах. Она выражает дополнительную линию развития процесса, обеспечивает его многовариантность. В любом изменяющемся процессе возникает не одна возможность, а несколько, но реализуется в каждый отрезок времени, только одна. К примеру, в 1991г. Россия имела несколько возможностей перехода от прежних экономических отношений к новым. Одна из реальных возможностей заключалась в постепенном реформировании государственной монополии во всех сферах экономики без разрушения механизма планирования. Другая — в переходе к рыночным механизмам товарного производства с отказом, пусть и декларативным, от государственного регулирования. Действительностью стала вторая возможность, но с очень большими отклонениями от первоначальной модели, многие черты которой из абстрактной возможности превратились в невозможность. Сегодняшняя наша действительность реализовала такие возможности, которые вчера еще были формально-абстрактными. Оценку развития тенденций, идущих из действительности через реализацию возможностей в новую действительность или невозможность, дает конкретно-исторический человек и, в будущем, человечество в целом. ЛИТЕРАТУРА 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996. 2. Марксистско-ленинская диалектика. В 8-ми книгах, Кн I-V, М., 1983-1984. 3. Материалистическая диалектика. В 6-ти тт. М., 1981-1985. 4. Спор о диалектике. // Вопросы философии, 1995, №1, С 118-158.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |