Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектика и ее альтернативы




Исторические типы познания. 2. Понятие рациональности. 3. Философия познания. Субъект и объект познания. 4. Практика. Специфика социального познания. 5. Чувственное и рациональное познание. 6. Понятие истины и ее основные черты: объективность, относительность, абсолютность, конкретность. Критерии научности истины. 7. О природе агностицизма. 8. Научное познание. Методы и формы научного познания.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.

1. Познание — специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия и мира вообще, обнаружение возможных способов действия с предметами и явлениями. Подразделяется оно на научное и вненаучное.

Исторически первой формой человеческого познания был миф, его можно отнести к практически-духовному типу освоения мира. Характерными чертами мифа являются проекция человеческих качеств на предметы окружающей действительности (антропоморфизм), ритуальность языка, а также особые способы производства, хранения и передачи знания (традиции, обычаи и т.д.).

Миф — это мышление неотчлененное от эмоциональной сферы, аффективных состояний, сновидений. Мышление мифа создало неразделенность логики действия и логики восприятия, предмета и знака, вещи и слова, пространственных и временных отношений, безразличие к противоречиям, отождествление“прошедшего”, “настоящего” и “будущего”.

Мифы — это истоки реки познания и, как истоки, они также являются началами мистики, религии, искусства, философии, науки.

Единство познавательного, этического и эстетического — характерная черта мифа. Полное размежевание между истиной, благом и красотой произошло уже в классовом обществе, когда миф, преодолевая свою внутреннюю синкретичность, перестает быть мифом.

Знание в традиционном обществе было прежде всего знанием о мире как творении, следовало прежде всего искать целевую причину “промысла” бога, мистически постигать “сверхбытийственные” смыслы. (Мистика, мистицизм — от древнегреч. — “таинственный”, учение о возможности непосредственного общения человека со “сверхъестественными силами”). Специальные упражнения — медитация, позволяют войти в объект размышления во всей его полноте и ясности.

Религиозные формы постижения мира признают медитативные и чувственные формы постижения в качестве основных, а рациональные — в качестве второстепенных (исключение составляет теология, учение о Боге) в постижении Сверхъестественного (первичного) и естественного (вторичного) бытия. Религия означает веру в реальность абсолютно-ценностного начала, в котором слиты воедино реальные силы бытия и идеальная правда духа. Религиозный тип мышления наиболее в себе замкнут и в меньшей мере допускает (либо не допускает вообще) возможность иных типов мышления..

2. Процесс превращения первобытной магии в религию, неразвитой религиозности в развитую, локальных религий в мировые, разделение “веры” и “знания”, образование научных идей и представлений — это процесс рационализации общественной действительности, в результате которого происходит обезбоживание мира. Мифологическая картина мира сменяется религиозной, а последняя научной.

Картины мира воспринимаются людьми как системы координат, позволяющие определить основные направления их жизнедеятельности, ее важнейшие цели. Через “картины мира“ рациональность проникает в творимый людьми исторический, смысловым образом организованный мир культуры.

Научная рациональность — это, как принято считать, высший тип рациональности. Рациональность часто понимают в более широком, чем просто наука смысле. В таком случае рациональность понимается обычно как целесообразность, действие в соответствии с определенными правилами, нормами, ценностями.

3. Теория познания (или философия познания) изучает природу познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляется условия достоверности и истинности познания.

Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека, безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная.

Философия познания проясняет понятия: “субъект”, “объект”, “практика”, “чувственное”, “рациональное”, “интуиция” и др.

Под “субъектом” понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей человек. Под “объектом” — то, на что направлена познавательная и преобразовательная деятельность субъекта.Объектом познания может быть и материальный и идеальный (мысль, идея) предмет. Знание выступает как продукт взаимодействия субъекта и объекта познания.

В мифе объективное и субъективное еще слиты воедино. Современная трактовка понятия субъекта и объекта берет свое начало от Декарта — противопоставление субъекта и объекта выступило исходным пунктом анализа познания. Это классический тип рациональности, он центрирует внимание только на объекте и выносит за скобки все, что относится к субъекту и средствам деятельности. Для некласической рациональности характерна идея отнесенности объекта к средствам деятельности (конец XIX - начало ХХ вв).

Постнеклассическая рациональность учитывает также и ценностно-целевые установки деятельности, сознание, постигающее действительность постоянно включается в нее, ощущая свою зависимость от социальных обстоятельств, которые во многом определяют установки познания (квантовая физика, космология, экология, а также постижение социального бытия в целом).

Главными недостатками теории познания до ХIХ века были созерцательность и невозможность справиться с диалектикой познавательного процесса.

В созерцательном материализме человек выступает скорее как объект воздействия на него внешнего мира, а не как субъект действия.

У материалистов и идеалистов ХVII-XVIII вв (до Юма и Канта) были одинаковы следующие три положения:

1. познающий субъект пассивен; 2. объект познания активен; 3. познание — только отражение, а не деятельность.

Диалектическая теория познания, преодолевая ограниченный характер концепции пассивности, указывает на активный характер человеческого познания. Кант предметом философии делает специфику познающего субъекта, который, по его мнению определяет способ познания и контролирует предмет знания. У Канта, Фихте, Гегеля и Шеллинга деятельность рассматривалась прежде всего как духовная активность, которая конструировала объекты. В диалектическом материализме Маркса деятельность носит материально- чувственный характер, становится практической.

4. Практика — это способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир посредством активного преобразования этого мира. В процессе практической деятельности людей отражается не только объективная реальность, но и потребности, интересы человека, социальных групп.

При выяснении специфики практики следует учитывать, что, во-первых, практика — основа развития индивидуального и общественного сознания, основа творческой деятельности человека; во-вторых, практика — это процесс проверки соответствия целей и результатов деятельности объективным закономерностям развития природы общества, мышления (практика — критерий истинности знания); в-третьих, практика, это также процесс, в котором итоги прошлого и настоящего являются предпосылкой определения характера деятельности, направленной в будущее (практика — цель познания).

Осуществляя любые формы практически-преобразующей деятельности, человек вступает в сотрудничество с другими людьми, в результате он развивает навыки, культуру общения и совершенствуется сам.

Выявляя структуру практической деятельности отметим ее сложный системный характер. Она включает в себя: реальное преобразование внешней среды с помощью искусственно созданных орудий и средств (субъект-объектные отношения); общение людей в процессе деятельности (субъект-субъектные отношения); совокупность норм и ценностей (ценностно-целевые структуры), существующие в виде образов сознания и обеспечивающие целенаправленный характер практической деятельности.

В практике материальные и духовные моменты слиты воедино. Духовный компонент практики — это целеполагающая, идеальная деятельность сознания, включенная в деятельность материальную.

Специфика социального познания заключается помимо исследования объективной реальности в выявлении отношения субъекта к объекту. Гуманитарное знание отображает мотивационно-смысловые, ценностные факторы и целевые зависимости, которые являются ключом к открытию субъективного мира человека.

Природа противостоит человеку как объект, и только объект. Она может быть преобразована человеком, но существовала и существует до его возникновения и вне его. Социальная же реальность создана человеком, будучи им созданной, она не существует вне человека

Поскольку деятельность есть процесс активного взаимодействия субъекта и объекта, в ходе которого преобразуется объект и саморазвивается субъект, постольку можно говорить о диалектическом переходе в этом процессе субъективного в объективное и, напротив, объективного в субъективное. То, что существует в виде знаний, позднее по мере его воздействия на природное явление воплощается в виде создаваемой вещи. Сам человек является субъектом и объектом одновременно, когда он обращается к анализу собственного содержания сознания.

В гуманитарном знании более корректно говорить о глубине понимания, а не об объективности знания. Отмечают диалогичность гуманитарного знания. Понимание всегда сотворчество. Как правило, интерпретатор выявляет иной смысл, чем тот, который вложен автором. Каждая новая интерпретация несет с собой новый смысл. Специфика гуманитарного знания предстает как творческий диалог, когда невозможно научную объективность ограничить однозначным соответствием знания действительности.

5. Познавательная деятельность начинается с чувственного познания. Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления. Ощущения — простейший и исходный элемент чувственного познания. Большую часть информации человек получает с помощью зрения, на втором месте — осязание, далее располагаются — слух, вкус, обоняние. В затылочной части коры головного мозга находится центр зрительных ощущений, в теменных — осязания в височных — центр слуховых ощущений, теменная часть коры головного мозга в основном “перерабатывает” информацию, передняя подает сигнал, лобные доли мозга обеспечивают сравнение эффекта действия с исходным замыслом.

Человеческая чувственность связана с эволюцией природы, совершенствованием природной организации человеческого организма. Ощущения преломляются сознанием и являются субъективными образами действительности. Ощущения света, цвета, боли, запаха — это психические состояния субъекта. Конкретные ощущения не существуют обособленно. Они сливаются, существуя в виде целостного образа. Целостный образ предмета, полученный путем наблюдения, называется восприятием.

Мы можем воспроизвести образ предмета по памяти. Такая форма чувственного восприятия получила название “представление”. В обыденном употреблении под чувствами понимают эмоции человека (страх, гнев, переживание, радость и другие.). Человек может представить не только то, что видел и слышал сам, но и то что он вынес от общения с другими людьми. Чувственный опыт зависит от языка и понятийного мышления.

Другим уровнем является рациональное познание. Основной формой рационального познания является понятие. Понятие — это мысль, отражающая общие, существенные, необходимые свойства какого-либо объекта. Понятия взаимосвязаны между собой, как связаны реальные объекты. Суждение — это связь понятий, выражающая связь явлений. Выведение из нескольких истинных суждений заключения в виде нового суждения называется умозаключением. Умение оперировать понятиями тождественно мышлению. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны.

6. Важнейшей задачей познавательного процесса является получение истинного знания, что позволяет субъекту использовать эти знания для активного воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его жизнедеятельности. Под истиной обычно понимается проверенная практикой достоверность знаний о предметах и явлениях действительности, о мире и человеке. Истина — это сложный процесс проникновения человека в сущность предметов и явлений, в котором находит свое выражение соответствие мыслительного образа объективно существующему процессу, а также целенаправленное отношение к нему познающего субъекта.

В истине выделяют следующие стороны. Истина имеет объективное содержание, так как в ней отражены свойства, связи предметов и явлений, существующих вне человека. Истина заключает в себе момент относительности, который состоит в том, что степень достоверности, глубина знания всегда ограничена историческими условиями, уровнем познавательных условий и средств, а также характером и направленностью практического и познавательного отношения человека к миру. Истина заключает в себе момент абсолютности, который состоит в том, что в ней имеет место знание, достоверность которого, проверенная практикой, сохраняется в процессе дальнейшего познания и практического освоения мира человеком.

В объективность истины включается ее конкретность: это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Истинное знание имеет место не только в научном познании. Существуют различные формы истины: обыденная, научная, художественная, нравственная и другие. Виды истины соответствуют видам знания.

Предложение “Снег бел” может считаться истинным, это истина обыденная. Можно рассмотреть белизну снега с точки зрения физики света и цвета (белый цвет как сложный, состоящий из всех цветов спектра), а также с позиций психофизики восприятия (“белизна снега — это эффект воздействия некогерентного света, отраженного снегом, на зрительные рецепторы”). Это истина, выведенная с позиций физической теории света и биофизической теории зрительного восприятия. В обыденной истине заключена лишь констатация явления.

К научной истине применимы критерии научности, приведенные В.В.Ильиным: 1) рациональная обосновательность, доказательность (обыденное знание носит ссылочный характер, опирается на” мнения”, “авторитет”; в научном знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно. Здесь действует принцип достаточного основания, сформулированный Г. Лейбницем: “ Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе.”; 2) нацеленность на воспроизведениесущности, закономерностей объекта; 3) особая организация и системность знания; упорядоченность в форме теории; 4) проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, испытание логикой; научная истина не может покоиться на вере.

Истинность не вытекает из общезначимости. А наоборот, истинность требует общезначимости и обеспечивает ее.

В гуманитарном знании важное значение для истины имеет глубина понимания, соотносимая не только с разумом, но и с эмоциональным, ценностным отношением человека к миру. Практически обыденное знание получает обоснование из повседневного опыта.

7. “Познаваем ли мир?”, вопрос о возможностях и границах познания, имеет следующую формулировку в научной теории познания: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составить верное отражение действительности? Можно ли достоверно познать предметы, их сущности и проявления сущности.

В истории философии сложилось две позиции: познавательно оптимистическая и агностическая (греч. — a -”не”, gnosis - “знание”). Не всегда первая концепция улавливала сложность проблемы познания.

Древнегреческий философ Протагор говорил, что разным людям свойственны разные знания, разные оценки одних и тех же явлений, поэтому “человек есть мера всех вещей”. Философ сделал вывод невозможности достоверного, то есть общезначимого знания о существе окружающих явлений.

Основатель скептицизма Пиррон считал достоверными чувственные восприятия, заблуждения возникают, когда от явления мы переходим к сущности.

Кант признавал существование вне сознания материальных “вещей самих по себе”, но считал их непознаваемыми, скрытыми от нас. Познаваем лишь мир явлений (это представления, которые “вещи сами по себе” в нас производят, действуя на наши чувства).

Близка кантовской концепции позиция представителя физиологического идеализма И.П. Мюллера. Ощущение, по его мнению, есть результат возбуждения врожденной для органа чувств энергии, цвет не существует вне органа чувств. Мы знаем только сущности наших чувств, делает вывод Мюллер.

Суть “теории символов” или “теории иероглифов” Г. Гельмгольца сводится к тому, что он считал знаками и ощущения и понятия. Ощущения предметов соответствуют им настолько, насколько написанное слово или звук соответствует данному предмету. Вывод, который делает Гельмгольц — это отсутствие ближайшего соответствия между качествами ощущения и качествами объекта.

Теоретизация естественных наук и расширяющийся диапазон конвенций(от лат. — “договор”, “соглашение”) в среде естествоиспытателей приводит к возникновению на рубеже ХIX-XX вв нового направления агностицизма — конвенционализма. (Философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными).

Мир невозможно познать целиком во всех его связях и опосредованиях. Диалектический материализм расходится с агностицмзмом по вопросу о том, познаваема ли сущность материальных систем, а также в трактовке природы явления. Имеют ли явления непосредственное отношение к сущности и возможно ли через явления получать достоверные знания о сущности материальных систем? Агностики дают отрицательный ответ.

Агностицизм — это учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

8. Научное знание и сам процесс его получения характеризуются системностью и структурированностью, кроме того к нему применимы критерии научности, которые приводит В.В. Ильин. В системе научного выделяют эмпирический и теоретический уровни знания.

На эмпирическом уровне познание ориентировано на изучение явлений и очевидных связей между ними, без углубления в сущностные отношения (описание явлений). На теоретическом этапе познания происходит раскрытие причин и сущностных связей между явлениями (объяснение явлений).

Основной формой знания, получаемого на эмпирическом уровне, является научный факт и совокупность эмпирических обобщений. На теоретическом уровне знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, раскрывающих сущность изучаемых явлений. Основными методами, используемыми на эмпирическом этапе познания, являются наблюдение, эксперимент, индуктивное обобщение. На теоретическом используются такие методы как анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза и другие.

При всех различиях жесткой границы между эмпирическим и теоретическим познанием не существует. Эксперимент, будучи во многих науках основным методом эмпирического всегда теоретически нагружен, а любая самая абстрактная теория должна иметь эмпирическую интерпретацию.

Наблюдение — это целенаправленное изучение предметов, опирающихся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление; в ходе наблюдения мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого объекта.

Эксперимент (от лат.— “проверка”, “проба” “опыт”) — является активным, целенаправленным методом изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. С помощью этого метода ученый обретает возможность “задавать вопросы природе”. Особым видом эксперимента является мысленный эксперимент. В этом случае условия, задаваемые исследователем, являются воображаемыми, но воображение строго регулируется хорошо известными законами науки и правилами логики.

Проведение эксперимента включает в себя ряд стадий. К первой стадии относится планирование эксперимента, в ходе которого выявляется его цель, а также возможные результаты. Второй этап связан с выбором технических средств проведения и контроля эксперимента. Третий этап — интерпретация результатов.

Индукция — является характерным для опытных наук приемом исследования. Мысль движется от знания частного, знания фактов к знанию общего, знанию законов. В основе индукции лежат индуктивные умозаключения. Они не дают достоверного знания, а как бы “наводят” мысль на открытие общих закономерностей, обоснование которых позже дается иными способами. Индукция в переводе с латинского означает — наведение.

Дедукция — в познавательном отношении, прием, противоположный индукции. В дедуктивном умозаключении движение мысли идет от знания общего к знанию частного. Дедуктивные умозаключения дают достоверное знание при условии, что такое знание содержалось в посылках. В научном исследовании индуктивные и дедуктивные приемы мышления органически связаны.

Аналогия — метод, состоящий в том, что на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигают предположение об их сходстве в других отношениях. Вывод по аналогии проблематичен и требует дальнейшего обоснования и проверки.

Моделирование — умозаключение по аналогии лежит в основании моделирования. Это такой метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому. Первый называется оригиналом, а второй моделью. В дальнейшем знания полученные при изучении модели, переносятся на оригинал на основании аналогии и теории подобия. Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднительно и связано с большими расходами и риском (испытания моделей самолетов).

Абстрагирование (от лат. — “ удаление”, “отвлечение”) есть процесс мысленного выделения, вычленения отдельных интересующих нас в процессе исследования признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и одновременно отвлечение от других свойств, признаков, отношений, которые в данном процессе несущественны.

В научном познании важной разновидностью абстрагирования является идеализация. Примерами идеализации являются такие понятия, как “точка”, “прямая” в геометрии, “материальная точка” в механике, “абсолютно черное тело” или “идеальный газ” в физике. Это идеальные объекты, которыми может оперировать теоретическое мышление при отражении реальных объектов.

Гипотеза. Долгое время основным методом теоретического исследования являлся индуктивный метод. Но уже в конце ХIX в. Стало ясно, что метода ведущего от знаний о фактах к знаниям о законах, не существует. Часто к общим законам ведет не логический путь, а основанная на проникновении в суть опыта интуиция (Эйнштейн).

Понятие “гипотеза” используется в двух смыслах: как форма существования знания, характеризующаяся проблематичностью, недостоверностью, и как метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов, принципов, теорий.

Метод гипотезы имеет сложную структуру. Первой стадией является ознакомление с эмпирическим материалом, подлежащим теоретическому объяснению. На второй — выдвижению догадки или предложения о причинах и закономерностях данных явлений. Исследователь пользуется различными приемами: индуктивным наведением, аналогией, моделированием и так далее.

Третья стадия — оценка серьезности предположения и отбора из множества догадок наиболее вероятной. Гипотеза проверяется на логическую непротиворечивость, на совместимость с фундаментальными интертеоретическими принципами данной науки. Например, если физик обнаружит, что его объяснение входит в противоречие с принципом сохранения энергии, он вынужден будет отказаться от такого предположения и искать новое объяснение.

На четвертой стадии происходит разворачивание предположения и дедуктивное выведение из него эмпирически проверяемых следствий. Здесь уже возможна частичная проверка с помощью мысленного эксперимента. На пятой — проводится экспериментальная проверка выведенных из теории следствий.

Однако эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом. Все попытки построить эффективную логику подтверждения и опровержения теоретических гипотез пока успехом не увенчались.

Итак, гипотезу определяют, как сложный комплексный метод познания, включающий в себя все многообразие методов и форм и направленный на установление законов, принципов и теорий.

Интуиция вплетена во все стадии метода гипотезы. Именно интуитивное озарение может позволить ученому выделить из совокупности фактов главные, ведущие к выдвижению гениальной догадки. Хотя гениальность имеет и врожденные элементы интуитивное озарение есть результат высокого профессионализма и постоянной работы ума над решением проблемы.

Велика роль интуиции в творчестве вообще и в художественном творчестве, в частности. Спецификой произведений искусства является то, что они уникальны и неповторимы в отличие от научных сочинений.

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М. 1991.

2. Гайденко П. П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М. 1991.

3. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. Изд. Моск.ун-та. 1994.

4. Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания. М. 1990.

5. Коршунов А.М., Мантанов В.В. Диалектика социального познания. М. 1988.

6. Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. М. 1989.

7. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М. 1996.

8. Урманцев Ю. А. О формах постижения бытия.//Вопросы философии 1993 № 4.

9. Филатов В.П. Научное знание и мир человека. М. 1989.

10. Философия. Киiв 1994.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.