Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание




Понятие материи. 2. Проблема материи в истории философии. 3. Понятие движения. 4. Пространство и время. Специфика пространственно-времен­ных свойств в живой природе и социальных процессах.

МАТЕРИЯ.

1.Материя ” является, наряду с “бытием”, фундаментальной категорией философской картины мира. От того или иного ее понимания зависит решение многих философских проблем бытия.

Все явления, вещи, процессы отличаются друг от друга, но вместе с тем, между ними имеется нечто всеобщее. Таким всеобщим является их реальное бытие, т.е. их существование вне сознания. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материя. Материя не сводится к тому или иному свойству, элементу или частице, к той или иной субстанции. Категория материи это важнейшая абстракция философии. Субстанция (от лат — “сущность”, “то что лежит в основе”) обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она существует. Вопрос о характере субстанции — главный в определении сущности основных направлений философии. Различают монизм идеалистический и монизм материалистический. В первом случае единственной субстанцией представляется духовная. Дух “творит все во всем”. Во втором случае материя, напротив, выступает такой субстанцией.

Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, согласно которой он образован двумя существующими исходными началами — материальным и идеальным (Р. Декарт).

Разрушил представление о сверхъестественном начале природы Б. Спиноза. Субстанция, для него, самодостаточна, она причина самой себя. Отсюда — самодвижение, внутренние взаимодействия субстанции, ее активный, самопроизводящий характер, вечность во времени и бесконечность в пространстве.

В системах объективного идеализма материя понимается либо как физический мир, сотворенный нематериальной субстанцией (Богом, Абсолютным Духом, небесным миром идей) из ничего и извне; либо как эманация (истечение) идеального первоначала, и овеществление его в формах протяженного и воспринимаемого нами мира. Субъективный идеализм описывает материю как внешнюю проекцию комплекса человеческих ощущений, сводит ее к свойствам только “воспринимаемости” и лишает статуса объективной реальности.

Среди философов разных школ и направлений не достигнуто единогласия в трактовке понятия материи, вопрос о существе материальной действительности остается актуальной проблемой.

2. В истории философии можно выделить следующие этапы формирования понятия материи. Этап наглядно-чувственного ее представления. Философы Древней Греции стремились отыскать всеобщую объективную (субстанцию) бесконечного множества единичных вещей, причем эта основа представлялась как телесное, чувственно-конкретное первоначало, вода (Фалес), огонь (Гераклит), воздух (Анаксимен), апейрон (Анаксимандр), атомы (Демокрит).

Постепенно сложилось обобщенное представление о материи как всеобщем строительном сырье, неизменном субстрате всех текущих вещей (материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости, иногда этот этап выделяют как самостоятельный, этап вещественно-субстратного представления о материи). Наибольшего развития такое понимание материи достигло в трудах французских материалистов ХVIII столетия Ламетри, Гельвеция, Гольбаха.

Следующий этап — перемещение теоретического акцента на материю как сверхчувственный носитель (субстанцию, сущность) всех свойств и отношений. Эта субстанция имела характер не столько сверхпластичного вещества, сколько неисчерпаемой энергии, активности. Последнее обстоятельство позволило некоторым авторам назвать данную модель “энергетической”.

В материализме ХVII-XVIII вв. объединились обе концепции материи: материя понимается как протяженное вещество, обладающее динамическими свойствами.

П. Гольбах определил материю через противопоставление ее сознанию человека, т.е. попытался понять ее как объективную реальность, независимую от человеческого сознания, но постигаемую субъектом. Это явилось предпосылкой “информационного ” понимания материи

В.И. Ленин развил эти идеи и определил материю как философскую категорию для обозначения объективной реальности, которая будучи независимой от сознания, воздействует на человека, вызывая в нас ощущения и другие субъективные образы, окружающего мира. Согласно марксистско-ленинской теории отражения, материя обладает свойством отражения, и это свойство, развиваясь и усложняясь, на уровне социальной формы движения превращается в способность человека воспринимать объективную реальность в форме субъективных образов, материя “информирует” человека о себе и самопознает себя через человека; информация является содержанием процесса взаимоотражения вещей и человеческого познания.

Аргументация материалистами идеи производности духовного от материального усиливалась по мере движения от модели материи как первовещества к информационной модели материи. Вместе с тем из материалистического монизма логически невыводимо внепростиранственное бытие духовных явлений и сверхчувственных реальностей (сущностей, возможностей, законов природы, системных свойств и т.д.), равно как из духовной субстанции не удается вывести разновидности материальных явлений и процессов.

Метафизический материализм зачастую склонялся к допущениям о начале и конце движения материи (теории “тепловой смерти Вселенной” и “первотолчка”). Философско-гносеологическое представление о материи сформировалось в условиях кризиса вещественно-субстратного понимания материи в начале ХХ столетия, и развивалось в русле марксистского мировоззрения. Ранее атом считался неделимым, а тогда количество материи в нем всегда остается одним и тем же, однако был открыт электрон. Масса, в ньютоновской физике трактовалась как мера количества материи, но в то же время было обнаружено явление радиоактивности в 1896 году (А.Беккерель). Все это поставило перед исследователями ряд вопросов: если уран и другие радиоактивные вещества постоянно излучают из своих недр энергию, то откуда она берется? Если допустить, что атомы излучают энергию, не черпая ее ниоткуда, то нарушается закон сохранения энергии. В 1902 году Э.Резерфорд и Ф.Содди доказали, что радиоактивность представляет результат спонтанного распада атомов и превращения химических элементов. Необходимо было отбросить метафизические концепции материи. В.И. Ленин в конце ХIX в. показал, что кризис в физике произошел в результате незнания диалектики: исчезла не материя, а тот предел до которого мы ее знали, электрон так же неисчерпаем как и атом, следует отказаться от поисков первоосновы. М. Борн и другие, отметили значение ленинской идеи.

Диалектический материализм К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина предполагает неуничтожимость движения материи, ее саморазвитие, превращение одних состояний в другие; пространство и время рассматриваются в нем как всеобщие формы бытия материи.

Материя обладает определенной организацией, она существует в виде конкретных материальных систем, которым соответствуют структурные уровни материи. Это системы неживой природы — элементарные частицы, античастицы, поля, атомы, молекулы, макроскопические тела, геологические образования, космические системы — Земля и другие планеты, Солнце и другие звезды, Галактика и системы галактик.

В живой природе существуют внутриорганизменные биосистемы (молекулы ДНК и РНК, клетки, ткани, органы, функциональные системы и организм в целом), надорганизменные биосистемы (семейства организмов, популяции, виды, биоценозы и вся биосфера).

В обществе проявляют себя человек, семья, различные коллективы, объединения, партии, нации, государства и все человечество. Переходя от одной формы организации материи к другой, наблюдается усложнение системной организации материи. Целостность системы в неживой природе сохраняется, если энергия взаимодействия между ее элементами больше суммарной кинетической энергии этих элементов совместно с энергией внешних воздействий, направленных на разрушение системы. В живой природе наряду с этими условиями целостность сохраняется благодаря информационным процессам связи и управления, саморегуляции и воспроизводства биосистем на разных структурных уровнях. В социальных системах целостность обеспечивается социальными связями и отношениями (экономическими, политическими, национальными, культурными, семейными и др.). Общество существует благодаря преобразованию объективной реальности путем внесения в нее смысла и ценностей, т.е. через “одухотворение” материи. Поскольку человек есть часть материи, постольку материя включает в себя и духовность.

Человек одухотворяет материю во многих аспектах, в том числе и в плане ее возможностей. В практике природное социализируется. Однако, практика всегда будет ограничена по сравнению с естественно-природной материей (существует множество “вещей в себе”, не затронутых еще практикой).

Закономерности новых уровней материи несводимы к закономерностям, на базе которых они возникли, и являются ведущими для данного уровня структурной организации материи.

В связи со многими сложностями объяснения структуры материи, возникает примерно к середине этого столетия субстанциально-аксиологическое представление о ней как протест против сведения понятия материи лишь к одному ее свойству — “объективной реальности”. Свойств у материи множество, в частности, основополагающим является и “отражение”. На субстанциально-аксиологическом уровне рассмотрения, оно возрастает до “духовности”, объективированные продукты которой, будучи своеобразными ценностями, в сущности являются разновидностью “объективной реальности”. Объективированная духовность, получившая независимость от своих творцов, начинает жить самостоятельно. Субъективные усилия творцов культуры несут чаяния и способности своих авторов, “приглашающих” к использованию их достижений и побуждают нас к определенным действиям в материальном мире.

Эта концепция указывает на взаимоотношение субъективного и объективного в процессе практического освоения и преобразования действительности. Помимо предметного мира культуры существует мир духовных ценностей, это, например, искусство и другие формы общественного сознания. В природном мире они не существуют.

Все перечисленные концепции материи исторически взаимосвязаны. В настоящее время возникает модель синтезирующая разные взгляды на материю.

3. Несмотря на различия подходов, фундаментальными свойствами материи являются для философии — движение, пространство и время.

Движение является чрезвычайно важной характеристикой материи. С позиций диалектического материализма — это способ существования материи. Ее всеобщий атрибут; в самом общем виде движение — “... это изменение вообще” (Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., Т.20, С. 563) и всякое взаимодействие материальных объектов.

В понятии движения обобщаются характеристики перемещений, совершаемых объектами, взаимодействий между ними, изменений, с ними происходящих, превращений одних объектов в другие. Обычно движение противопоставляется покою. Покой рассматривается как относительно устойчивое состояние материального мира, момент движения. С понятием покоя связано представление о состоянии неизменности в определенной системе координат. Покой относителен, так как зависит от системы отсчета, а движение абсолютно.

Структурным уровням материи соответствуют различные формы ее движения. Есть формы в которых объекты меняют свое положение, но не меняются сами, и формы движения, в которых происходят количественные и качественные изменения объектов.

Аристотель в “Категориях” говорит о следующих видах движения — возникновении, уничтожении, увеличении и перемещении. Долгое время движение трактовалось только как перемещение тел. Гольбах в XVIII веке утверждал, что способом существования материи является движение, которое может быть механическим, химическим, биологическим.

В новое время развитие научных взглядов на движение было связано с прогрессом механики. Другие формы движения получают объяснение, основанное на схемах взаимодействий. Представления физики возводят в ранг научных стандартов, это приводит к серьезным затруднениям: возникают проблемы в понимании качественных особенностей разнообразных видов и форм движения. Некоторые космические, биологические и социальные процессы сводятся для их объяснений к “механизмам”, “передающим устройствам”, сцеплениям причин и действий, то есть к жестко “выстроенным” системам взаимодействий.

Немецкая классическая философия к середине ХIХ в. создала мировоззренческую базу для более конкретного представления о движении. На первый план философского рассмотрения движения вышли такие его разновидности, как становление, изменение и развитие. В центре внимания оказались изменения вещей и явлений, природных и культурных систем. Энгельс выделяет механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения материи. Последовательность необратимых качественных изменений образует новый тип изменчивости — развитие. Оно может идти с повышением уровня организации объектов на каждой качественно новой стадии — это прогресс. Понижение уровня организации — регресс. Развитие включает в себя все остальные типы изменчивости.

Выделяют три основных группы форм движения материи: в неорганической природе, в живой природе и обществе. К формам движения материи в неорганической природе относятся: пространственное перемещение; движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.; движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химическую форму движения материи; изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другие; геологические формы движения материи; изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.

Формы движения материи в живой природе — совокупность жизненных процессов в организмах и в надорганизменных системах: обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, различные отношения в биоценозах и других экологических системах, взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли и обществом. Социальные формы движения материи включают многообразные проявления деятельности людей, все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности. Высшие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде — в соответствии со структурой и законами развития более сложной системы. Между ними существует единство и взаимное влияние. Однако высшие формы движения материи качественно отличны от низших и несводимы к ним.

Попытки исследования форм движения материи не реализовали возможностей, заложенных в подходе. Сказалась слабость методологической базы наук о жизни и об обществе. Механические стандарты объяснения и редукционистские схемы исследования (сведение сложных форм движения материи к более простым), подкреплялось авторитетом физики и классического естествознания. Схема форм движения фактически навязывалась познанию и науке, она онтологизировалась, представлялась как бы делением самой реальности, повторяющим разбивку знания на науки и дисциплины.

Однако позже выяснилось, что разделение наук и междисциплинарные связи напрямую не соотносятся с особыми формами движения (появилась физическая химия, биофизика, зоопсихология, социобиология и др.). Зачастую оказывалось, что не объекты, связанные определенной формой движения, обуславливают логику особой науки, а, наоборот, особая логика науки или совокупности наук задает логику движения объектов и их практического освоения. В последнее время формируется знание о конкретном движении, носящее уже не дисциплинарный, а системный и проблемный характер. Неоднозначный и незамкнутый характер современных представлений о движении, их разнообразие и взаимообусловленность определяются тем, что идея движения в значительной мере становится идеей самодвижения сложных систем, а также и тем, что самодвижение системы не исчерпывается характеристиками ее направленности или эволюции.

Самодвижение системы раскрывается как многообразие ее состояний и ее связей с другими системами, закрепленное в опосредствующих структурах (нервная система организма, стереотипы, нормы и ценности общества, силы, способности, установки и ориентации личности). Сложность и простота движения тесно взаимосвязаны; простые формы движения указывают на сложные зависимости между различными системами и процессами. Одной из главных составляющих этих систем является человек.

В современной космологии Картер сформулировал “слабый” и “сильный” антропологические принципы. Первый утверждает, что наше положение во Вселенной с необходимостью привилегированно в том смысле, что оно должно быть совместимо с нашим существованием в качестве наблюдателей. Второй гласит, что Вселенная (и, следовательно, фундаментальные параметры от которых она зависит) должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей. Перефразируя слова Декарта, Картер, развивая антропологические принципы, пишет: “Cjgito ergo mundustalis est” — “Я мыслю, поэтому мир таков, каков он есть” (Картер Б. Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космологии. Космология; теория и наблюдения. М., 1978, С. 373).

Согласно этому принципу, социальная форма движения является космическим феноменом.

4. Важнейшими формами бытия являются пространство и время. Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие — чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Третьи — признавали объективность пространства и субъективный статус времени, и наоборот.

Время и пространство — формы бытия, выражающие: пространство — сосуществование вещей, время — смену вещей, их состояний друг другом. В более широком смысле, время и пространство являются описаниями структуры бытия, зафиксированного во времени как длительность, сменяемость состояний объектов, их стадий и этапов развития в пространстве — как форма их взаимодействия, сочетания событий. Время и пространство могут трактоваться как абстрактные характеристики бытия и как конкретные его структуры, выражающие разнообразие движения различных процессов. Время и пространство могут быть представлены как координаты различных объектов, а также в качестве “внутренней” меры природных объектов и общественных систем.

С позиций диалектического материализма пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение. Существуют две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первая — субстанциальная концепция. В ней пространство и время понимались как самостоятельные сущности, наряду с материей существующие независимо от нее. Отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело в выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов. Подобная точка зрения содержалась в учениях античных философов-атомистов — Демокрита, Эпикура, а также Лукреция, о пустоте, что предполагало концепцию субстанциальности пространства.

В новое время субстанциальная концепция лежала в основе ньютоновской механики, которая в ХVII-ХIХ веках принималась за образец точной науки. Время и пространство выступали в качестве абсолютных, универсальных, однородных форм. В электродинамике идею существования абсолютного пространства поддерживала гипотеза светоносного эфира, который заполняет абсолютное пространство и является носителем электромагнитных волн. Аргументом в защиту субстанциальной концепции пространства был факт единственности евклидовой геометрии. Хотя еще в 30-х годах ХIХ в. Лобачевским была построена неевклидова геометрия, до открытия общей теории относительности, неевклидовы геометрии рассматривались как воображаемые математические конструкции, и им не приписывалось реального физического смысла. Согласно субстанциональной концепции, пространство существует независимо от материи, то есть в пустоте. Но в физике было выяснено, что “пустоты” не существует. Вакуум (то, что называлось пустотой) имеет вполне определенные физические характеристики. Последние факты указывали на несостоятельность субстанциальной концепции пространства.

Вторая концепция — реляционная (отношение). Пространство и время здесь понимались как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами и определяются характером физических процессов. Пространство и время считались несуществующими вне этих объектов. Здесь пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Г.В. Лейбниц и Р. Декарт были сторонниками “заполненности” времени и пространства. Лейбниц дискутировал по этому вопросу с Ньютоном. Реляционная концепция может быть как материалистической, так и идеалистической. Лейбниц эту концепцию развивал с позиций идеализма. С позиций материалистической реляционной концепции подходит к пространству и времени диалектический материализм. Пространство и время понимаются здесь как объективные формы бытия материи, неразрывно связанные с ней и ее движением.

В начале двадцатого века завоевывает ведущие позиции в науке реляционный материалистический подход к пониманию пространства и времени. Этому способствовали достижения физики, а именно, была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время. В специальной теории относительности утратили свой абсолютный характер такие пространственно-временные характеристики, как длина, временной интервал, понятие одновременности. В реальном физическом мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой.

Физика ХХ века сформировала представления о едином “времени-пространстве” (А. Эйнштейн). Геометрические свойства пространства-времени зависят от распределения в них гравитационных масс. Вблизи тяжелых объектов геометрические свойства пространства начинают отклоняться от эвклидовых (и описываются геометрией Римана), а темп течения времени замедляется. Общая теория относительности нанесла удар по субстанциальной концепции пространства и времени.

Теория относительности исключала из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени. Она показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем.

К свойствам пространства относятся протяженность, однородность и изотропность, трехмерность. Время характеризуется такими свойствами, как длительность, однородность, одномерность, необратимость. Длительность времени и протяженность пространства, это даже не просто свойства, а сама сущность пространства и времени. Протяженность проявляется в способности тел существовать одно подле другого, а длительность в способности существовать одно после другого, что и выражает сущность пространства и времени как форм существования материи.

Понятие многомерного пространства является математическим понятием, которое может быть использовано для описания взаимосвязи различного рода физических величин, характеризующих реальные процессы.

В современных теориях супергравитации, где сильные, электрослабые и гравитационные взаимодействия связываются между собой и рассматриваются как некое расщепление глубинного взаимодействия, в котором они первоначально неразличимы, вводится представление о десятимерном пространстве-времени. Здесь допускается предположение, что при рождении нашей Метагалактики только четыре (три координаты пространства и одна времени) из десяти измерений обрели макроскопический статус, а остальные оказались как бы свернутыми в глубинах микромира. Есть предположение, что в этих мирах могут отсутствовать условия для возникновения известных нам форм материи, но, быть может, возникают неизвестные нашей Метагалактике материальные структуры.

Характерным специфическим свойством времени является его необратимость, которая проявляется в невозможности возврата в прошлое. Время течет от прошлого через настоящее к будущему, и обратное течение его невозможно. Это обстоятельство связано также с необратимостью протекания фундаментальных материальных процессов. Некоторые философы усматривают связь необратимости времени с необратимостью термодинамических процессов и с действием закона возрастания энтропии. В микрофизике необратимость времени связывается с характером законов квантовой механики. Существуют также космологические подходы к обоснованию необратимости времени. Наиболее широкое распространение получила причинная концепция времени; ее сторонники считают, что при обратном течении времени причинная связь оказывалась бы невозможной.

Специфично проявление времени и пространства в микромире, живой природе, в социальной действительности.

Особенности биологических пространственно-временных структур проявляются на разных уровнях организации живого. Пространственную организацию живых молекул характеризует ассиметрия “левого” и “правого” в группировках атомов. В живых системах молекулы имеют только “левосторонние” формы. Л.Пастер считал, что ассиметрия является результатом действия каких-то внешних природных факторов, к которым приспосабливается жизнь.

В.И. Вернадский, отмечая эту особенность пространственной организации живого, подчеркивал принципиально неевклидовый характер пространственной ассиметрии, свойственной живым организмам. Это особенность биологического пространства, так как для евклидова пространства макромира, в которое вписывается живой организм, “правое” и “левое” тождественны.

Живая материя имеет специфику не только пространственной организации, но и формирования временной организации внешних процессов. Это биологические часы, работа таких часов означает приспособление к определенному ритмическому чередованию факторов внешней среды, связанному со сменой дня и ночи, времен года и так далее.

Во внутреннем времени организма, в ритмах его биологических часов внешнее время как бы сжимается, а затем происходит активный перенос на будущее этих “спрессованных” ритмов протекшего внешнего времени. Организм как бы обгоняет время, запуская такие реакции, которые обеспечат его приспособление к будущим событиям, таким образом организм живет и настоящим и будущим одновременно.

Психологическое (субъективное) время связано с восприятием и переживанием времени индивидом, оно то “замедляется”, то “ускоряется”, что зависит от тех или иных конкретных ситуаций (одно дело, когда человек увлечен чем-либо — “время летит”, другое — когда человек с нетерпением ожидает чего-либо — оно “тянется”). В детстве нам кажется, что время течет медленно, а в зрелом возрасте — что оно ускорило свой бег. Это — субъективное чувство времени, и оно лишь в целом соответствует реальному физическому времени.

Психологическое время включает: оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, осознание возраста, представления о продолжительности жизни, о смерти и бессмертии.

Еще более сложно проявляет себя пространство и время в обществе.

Социальное время и социальное пространство — категории, характеризующие социальное бытие как процесс сочетающихся и сменяющих друг друга деятельностей людей. Социальное время фиксирует устойчивость социальных форм как их воспроизводимость, социальное пространство представляет движение человеческого бытия в виде определенной координации людей, их действий и предметных условий, средств и результатов их жизненного процесса, в формах их непосредственно совместных взаимодействий. Социальные пространство и время многомерны. Они не только описывают общественное бытие на духовно-теоретическом уровне, но и являются социальными связями, кооперирующими последовательности и сочетания человеческих сил, действий и их воплощений.

Человек существо целенаправленное, взор его обращен в основном вперед, в будущее, хотя все, что он имеет, сосредоточено в прошлом. Время для человека — это не только время объективных процессов, но и его отношение к времени, его попытки реконструкции и прогнозирования, его надежды и упования, его цели и пути их достижения. Пребывая в настоящем, человек, в отличие от других земных существ, строит свое прошлое и будущее. В этом одна из его специфических особенностей. Прошлое не безразлично к настоящему, осмысленное как опыт, представляет собой непреходящую ценность, что позволяет строить на этой основе систему этических представлений. Но и настоящее постоянно вступает в “диалог” с прошлым, затрудняя, тем самым, задачу его однозначной реконструкции.

Понятия целии социального времени существенным образом связаны. Понятие цели само может быть рассмотрено как специфическая мера времени. Характерно в этом смысле восприятие средневекового и “ренесансного” времени.

Человек средневековья — заложник вечности и пленник времени. Миг жизни тождественен мигу смерти, в нем стянуто прошлое как память и будущее как чаяние (надежда, воздаяние). Только они есть, а смерти потому именно и нет. Память как настоящее прошлого, чаяние как настоящее будущего. Одно сплошное настоящее, смерти нет, но есть эта жизнь, совпавшая с вечной жизнью после Страшного суда. Жизнь в миге обращения. Время останавливается перед вечностью.

Неслыханную активность приобретает время эпохи Возрождения: “Тот опережает других, кто лучше умеет тратить свое время”. Время неотторжимо от индивида, оно дано человеку как чистая возможность, реализация которой всецело зависит от доброй воли. Время по Альберти тождественно культуре, оно не пустая длительность, а действование, бытие культуры. Именно благодаря восприятию времени Запад в ХVI в. стал обгонять мусульманский Восток и Китай, две цивилизации, которые на протяжении всего средневековья шли впереди в области науки и техники.

Понятие цели предполагает и включает в свое содержание представление о поступательном времени, то есть о времени реализации, времени осуществления событий, времени исполнения и наполнения бытия, а не о привычном для нас циклически повторяющемся, постоянно возвращающемся времени. Наше суточное и годовое время есть время циклическое, тогда как всякое реальное время, в том числе и реальное планетное время Земли, есть прежде всего время поступательное, или в целом — циклически-поступательное.

Время органически связано с тем, временем чего оно является, то есть с бытием. Качественно различным типам бытия соответствует и качественно различные типы времени, или, что то же, нет абсолютного, единого для всех родов бытия времени, оно всегда относительно и специфично, а значит, и изучать его надлежит учитывая особенности бытийственных форм, то есть путем исследования процессов движения и развития соответствующей разновидности бытия.

Освоенное человеком, “очеловеченное” пространство определяется отношением человека к миру. Последнее обстоятельство сказывалось в пространстве городской архитектуры, оно выражало особенности жизни и быта людей. Низенькие дома мусульманского востока были скученны как зерна в плоде граната. Ислам запрещал (за некоторыми исключениями, в Мекке, в порте Джиддо или Каире) высокие дома, признак ненавистной ему гордыни.

Тип закрытого города — средневековый город (город-крепость). Города-гарнизоны в испанской Америке. Иерархическая структура древнего Китая сказалась и на строительстве городов: строились города первого ранга — фу, второго ранга — чжоу, третьего — ян.

Афинская Хартия в ХХ веке образцом строительства объявляет “открытый” город: “Материалами градостроительства являются солнце, пространство, зелень...”. Это достигается сплошным остеклением, расположением домов на столбах, свободной застройкой. (Ле Корбюзье. Три формы расселения. Афинская хартия. М., 1976). Материальные условия жизни, окружающее человека пространство воздействуют на физическое и моральное его состояние. Организация пространства — это “жизнестроительство”.

Таким образом, социальное пространство обладает не только количеством, но и качеством. Л.Н. Гумилев приводит другой пример, он пишет о своеобразной среднеазиатской простонародной мере расстояния — чакрыме. Измерить длину чакрыма в метрах было невозможно: если идти в гору или по болоту — чакрым короткий, если с горы или по хорошей дороге — длинный. Чакрым был мерой не длины, а усилий, которые человек должен был затратить, чтобы достигнуть цели.

В традиционных формах общества пространственные характеристики социального бытия выражали время и подчиняли себе его измерение. В новое время, в ходе формирования индустриального общества, осуществляется “переворачивание” этой зависимости: время становится главным измерителем социальных качеств людей и вещей. Любые человеческие силы и способности сводятся к средним или необходимым затратам времени, могут транслироваться в социальном процессе, обмениваться, складываться в общую сумму. Образуется некое однородное социальное пространство, выражаемое в формах времени.

Даже в физику ХХ века и космологию начинают проникать понятия системности, эволюции, организации, отбора, которые до сих пор в ней не использовались. Это заполняет пробелы, существующие между физикой и биологий, а также между физикой и науками о человеке (см. Пригожин И. От существующего к возникающему. М. 1985).

Относительность времени и пространства, их связь с формами организации материи от которых они существенным образом зависят, перешагнуло границы теоретической физики и используется во всех областях человеческого знания.

Вводится понятие “хронотропа” (М.М. Бахтин), что означало единство художественного времени и художественного пространства. В сфере обществознания также получило распространение это понятие, ориентированное на особые порядки систем, в которых реализуется бытие людей, различные формы их деятельности.

На общественном уровне организации материи мы имеем дело с “человекомерными” объектами и комплексами (медико-биологические, объекты экологии, системы “человек-машина”, включая “искусственный интеллект”, промышленные и строительные объекты), изучение таких объектов непосредственно включает гуманистические ценности.

Пространство и время — это важнейшие формы бытия материи. Ныне наступило время ответственности человека как высшей формы саморазвития материи за судьбу бытия в мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996.

2. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.,1978.

3. Время и бытие человека. М., 1991.

4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

5. Ле Корбюзье. Три формы расселения. Афинская хартия. М., 1976.

6. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм//ПСС, Т. 18

7. Пенроуз Р. Сингулярности и ассиметрия во времени. Общая теория относительности. М., 1983.

8. Перспективы научного познания. Философские очерки о новых тенденциях современной науки. Казанский ун-т, 1988.

9. Пригожин. От существующего к возникающему. М.,1985.

10.Современный философский словарь. Москва, Бишкек, Екатеринбург., 1996.

11.Современная философия: словарь и хрестоматия. Р-на-Д., 1996.

12.Спиноза Б. Избр.произв. М., 1957.Т.1.С.361.

13.Энгельс Ф. Диалектика природы.// Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., Т.20, С. 563

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.