Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неотомизм




Парадоксально, что в конце ХХ века одним из влиятельных философских течений остается неотомизм, продемонстрировавший за семьсот лет удивительную гибкость, софистическую приспособляемость к бурно изменяющимся условиям жизни людей.

Неотомизм является ядром католической философии, официальной доктриной Ватикана, базирующейся на учении средневекового мыслителя Фомы Аквинского. В широком смысле слова, неотомизм — это объективный идеализм, несущий на себе отпечаток борьбы идей внутри католицизма. Наследники томизма стремятся высказать новое в пределах старой официальной доктрины. Внутрицерковные споры в 60-70 годах между обновленцами и традиционалистами привели к появлению “новой теологии”, которая, с одной стороны, занималась пересмотром догматических основ католицизма, а, с другой, — была направлена на обновление социального учения. Конечной целью современного неотомизма является доказательство бытия Бога.

Главное в неотомизме — постулат о гармоническом единстве веры и разума. По мнению крупнейшего неотомиста Э.Жильсона, учение призвано противодействовать “социальным беспорядкам” и “направлять народы на путь веры и спасения”, вместо путей научного познания и революций.

Теория неотомизма состоит из четырех направлений: онтология, космология, антропология и теодицея.

Гносеология неотомизма решает вопрос о соотношении веры и разума, оправдывает тезис о существовании сверхъестественных сил и необходимости существования божественного Откровения. По-существу, это попытка доказать бытие Бога. Одни богословы считают, что теология должна исходить из исторического факта явления Христа на землю, из “Откровения Христа”. Другие считают, что теология может взять за основу “здравый смысл” человека, состояние развития наук и пр. Такая теология получила название “естественной теологии”.

Неотомисты выделяют три вида рационального знания. Современному человеку импонирует знание, добытое разумом и проверенное опытом. Здесь разум всесилен. Этот вид знания обычно называют собственно рациональным, научным знанием (эмпирическим, теоретическим). Другим видом рационального знания является “рациональное знание на пределе возможностей человеческого разума”. Оно обнаруживается при рассмотрении глобальных проблем философского плана. Таким учением является естественная теология — она является рациональным и научным знанием и должна быть включена в раздел философии. Третьим видом рационального знания неотомисты считают знание, возникшее из попыток познать информацию, полученную человеком из божественного Откровения, содержащуюся в Священном писании и преданиях. Неотомисты считают, что множественность и разнообразие всего существующего представляет собой нечто единое и упорядоченное. Поэтому человек стремится познать такое единство и упорядоченность. На этой основе возникают наука, философия, теология и пр. Наука, считают они, — это наиболее полная система соответствующих порядку действительности упорядоченных знаний, опирающаяся на специфические методы исследования. Философия, по-неотомизму, — это особый вид науки — науки о всеобщем. Философия должна включать в себя выход за пределы физического. Поэтому философия — это наука о метафизическом бытии. Теология — это тоже вид науки, но науки о Боге, как основе всего. Она завершает рациональное знание. Философия у неотомистов выполняет роль связующего звена между теологией и наукой.

Таковы взгляды неотомистов на процесс познания и его результаты, дающие представление об особенностях неосхоластического метода аргументации.

Неотомизм требует гармоничного сочетания рационального знания и нерационального. Под нерациональным знанием, имеющим в своем основании вероучение, понимается знание о мировом порядке на разных его уровнях, полученное путями, недоступными эмпирической проверке. Неотомизм различает три вида нерационального знания: знание “научного типа” (предчувствие, необъяснимое разумом знание о необходимости вести научные поиски в этом, а не другом направлении), нерациональное знание “философского типа” (о сущности бытия, о существовании, об Абсолюте), нерациональное знание “теологического типа” (человек знает нерационально).

Таким образом, неотомисты пытаются обосновать единство рационального и нерационального знания, чтобы отдать приоритет нерациональному, дать жизнь вере. Иначе говоря, какую бы проблему ни подняли неотомисты, везде и всегда она будет проникнута идеей примата веры над разумом.

Разрабатывая проблемы бытия, неотомисты последовательно держатся креационизма, утверждают, что в основе всего существующего лежит тотальность чистого и божественного бытия, порождающего многообразие творения. Бытие трактуется как невыразимое при помощи категорий и определяемое такими трансценденталиями, как единство, Истина, Благо и Красота. Ценностное измерение свойственно миру природы и культуры. Соотношение Бога и сотворенного им бытия содержится в метафизике. В Боге тождественны сущность и существование. Бог, созидающий мир из ничего, изливает в него экзистенциальную полноту и одновременно создает его по определенным сущностным образцам. Каждое конкретное образование рассматривается как состоящее из материи и духовной формы. Материя пассивна, она — только возможность, требующая активной формы.

Неотомизм, рисуя картину мира, утверждает строгую иерархическую упорядоченность: первоматерия, неорганический мир, мир растений и животных, человеческое и царство “чистых духов”, ангелов.

Неотомизм различает два типа истины. Онтологическая истина является соответствием вещи интеллектуальному замыслу Бога, а логическая — связана с познавательной деятельностью человека. Процесс познания характеризуется современными неотомистами как дематериализация содержания, полученного субъектом при отображении действительной реальности, с учетом различных способностей индивида. Активный интеллект обрабатывает чувственные образы и приводит к образованию “познавательных форм” высшего порядка понятий.

Одним из главных в неотомизме является вопрос познания бытия. Бытие само по себе отличается от “существующего”, т.е. того, что есть. Оно включает в себя абсолютное, сверхъестественное бытие, равное Богу, и мир естественно сотворенных конечных вещей, приобретших бытие. Абсолютное бытие не может быть познано рационально. Оно составляет сущность божественной субстанции. Таким образом, в основании неотомизма лежит разделение бытия на первичное и вторичное.

Неотомизму присуща телеологичность, целеполагающее истолкование явлений природы, которая, якобы, вытекает из божественного происхождения и предназначения.

Неотомистская антропология (учение о человеке) говорит о недопустимости эволюционной теории в объяснении происхождения человека. Они утверждают, что животные обладают душой, но не духом. Духом обладает только человек. Высокое положение его в этом мире связывается не с тем, что он является вершиной эволюции, а тем, что человек есть сын божий. Он — конечный дух в материальном мире. Только у него форма тела духовна. Дух и тело образуют особое единство — это одухотворенное тело или воплощенный дух. Таким образом, человек — есть акт творения: он происходит тогда, когда “эмбрион становится человеческим телом”. В этот момент и происходит образование субстанционального единства. Человек — конечное существо и зависимое, но обладает свободной волей, дарованной ему, как духовному существу. Поэтому действия его обусловлены его свободной волей. А воля является необходимым условием нравственности, которая состоит в выполнении нравственных обязанностей. Отсюда следует вывод: без религии — нет нравственности. Эта позиция определяет смысл жизни человека, его предназначение. Оно заключается в том, чтобы служить богу, “жить с глазами, устремленными в небо”. Так смысл жизни противопоставляется земным целям. Задача неотомизма — в оправдании Бога, в снятии с него ответственности за зло и страдания в мире.

Общество для неотомизма, — это объединение личностей и одновременно “сверхличность”. Проблемы социального развития рассматриваются в ряде энциклик Иоанна Павла II. Согласно им, об обществе можно говорить только сквозь призму личности и ее богоданного достоинства. Социальный конфликт возникает из-за обусловленного грехом разлада в самом человеке и дезорганизации его с миром. Энциклики предупреждают о возможности самоуничтожения человечества и предлагают придерживаться принципов приоритета личности над вещным миром, духа над материей. Они обосновывают свое отношение к различным формам собственности, признают правомерность различных политических систем, осуждают дискриминацию человека, утверждают необходимость активного участия его в устройстве жизни на земле. Неотомизм сегодня отстаивает принципы гуманизма, выступают против войн и насилия, за решение экологических проблем.

Христианские конфессии в настоящее время решают примерно одинаковые задачи: углубления веры, сотрудничества с другими течениями, участие в объединительном, экуменическом движении. Однако главной из них является преодоление несогласий внутри самих церквей, в частности в Русской православной церкви. Если католицизм в середине нынешнего века, в какой-то мере, преодолел мировоззренческий кризис, пережил модернизацию вероучения и культа, а протестантизм поддержал идею пасторского служения, то в православии доминируют традиционалистские силы, что снижает ее конкурентноспособность по сравнению с другими конфессиями. Вместо осознанного пересмотра всего религиозного комплекса в духе времени, национально-патриотические идеологии православия ратуют за признание ее традиционной и неизменной. В связи с этим либеральное крыло православных священнослужителей и верующих считает, что положение русской православной церкви может быть поправлено путем усиления ее связи с миром, повышения ответственности и профессионализма священнослужителей и просвещения паствы в духе святоотеческих идей. Все активней проявляют себя тенденции к признанию идей русской религиозной философской мысли ХIХ-ХХ веков, связанных с именами Вл.Соловьева, Н.Бердяева, С.Булгакова, П.Флоренского и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Желнов М.В. Критика гносеологии современного неотомизма.М.,1971.

2. Маритен Ж. Философ в мире. М.,1994.

3. Современная буржуазная философия. М.,1972.

4. Христианство. М.,1996.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.