КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение о бытии в философии
Н.А. Бердяев — “апостол свободы” 2. Идея актуализации Бога в человеке и через человечество в философии С.Н. Булгакова. 3. П.А. Флоренский о путях обретения истины. 4. Социально-исторические концепции Г. Федотова и С. Франка. 5. Истоки русского космизма. РУССКАЯ НЕМАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА. Конец XIX — начало XX века характеризовалось углублением противоречий во всех областях русской действительности. Трагическим итогом этого процесса явились революции 1905 и 1917 годов, первая мировая война, а затем ни с чем несравнимая в своей бессмысленности и апокалептическом ужасе гражданская война, далекое эхо которой продолжает звучать и сегодня в нашем обществе, стоящем на пороге нового — XXI века. Социальные катаклизмы, не устававшие сотрясать русское общество, не могли не отразиться на мировоззрении русских философов, на их основных идеологических установках, социально-политических и философско-нравственных ориентациях. Религия любви и человеческих отношений, провозглашенная Л.Н.Толстым и созвучная ей идея всеединства, составляющая основу философского мировоззрения Вл. Соловьева, не получив реального практического воплощения, перешли в область абстрактных теоретических рассуждений и логических конструкций. Жизнь требовала новых философских идей, ориентированных на практическое преобразование действительности и определяющих реальные пути такого преобразования в исторических реалиях XX века. Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Булгаков, В. Розанов, С. Франк, И. Ильин, Н. Лосский — таков далеко не полный перечень имен, составивших гордость и славу русской философии. Одной из важнейших особенностей их творчества является богатство и многообразие философских идей, берущих свои истоки в предшествующей отечественной и зарубежной философии, верность ее гуманистическим традициям. Русская философия XX века характеризуется высоким гражданским пафосом, неустанными поисками путей достижения социальной справедливости. Отвлеченное философское мудрствование было неприемлемо для них. Сама жизнь, полная противоречий русская действительность властно вторгалась в их творчество, сообщая ему ярко выраженную практическую направленность. Не случайно поэтому, несмотря на преимущественно религиозный характер, центром исследований русских философов была не идея Бога, а идея человека с ее акцентом на самоценность и свободу личности. Истоки национального самосознания русские философы XX века видят прежде всего в соборности и всеединстве, составляющих, с их точки зрения, исключительную особенность русского народа, воспитанного в традициях православной веры. При этом соборность интерпретируется не столько в социальном, сколько в личностно-духовном плане. Не внешние, а глубоко внутренне, интимно-духовные побуждения лежат в основе единения русского народа, определяют его ответственность перед миром. Соборность в произведениях русских философов, рассматривается как актуализация мессианства. 1. Николай Александрович Бердяев (1874-1948) чрезвычайно значительное и своеобразное явление русской культуры. Его произведения “Русская идея”, “Философия свободного духа”, “Царство, Духа и царство Кесаря”, “Истоки и смысл русского коммунизма”, “Самопознание”, “Опыт оправдания человека” поражают своей человечностью, неиссякаемой верой в свободу человеческого духа. Основу философского мировоззрения Бердяева составляет религиозное понимание мира, все зло и противоречие которого философ усматривает в недостатке религии, веры. Бог — источник и причина всего существующего. Поэтому в познании Бога, в следовании религиозным заповедям Бердяев видит назначение человека, смысл человеческой жизни. Но, познавая Бога, согласуя каждый этап своей жизни с религиозными заповедями, выражающими собой высшие нравственные ценности, человек сам совершенствуется, постепенно сливаясь с высшей, божественной сущностью и становясь богоподобным. Богоподобность неотделима от человека, содержится в его внутренней природе, изначально дана ему, как бесценный дар. Но этот дар существует лишь в виде возможности, степень и характер реализации которой зависит уже от самого человека, — его активности, интелектуально-волевых, нравственных, эмоционально-психологических особенностей его личности. Таким образом, религиозное мировоззрение Бердяева выливается в своеобразную форму философской антропологии, непосредственно связанной и соотнесенной с идеями антропоцентризма, в значительной степени подрывающей устои его религиозного мировоззрения. Ведь в конечном счете получается, что человек, а не Бог в ответе за все происходящее в мире, человек, а не Бог — центр мироздания. Бердяев говорит о сложности познания человека. Он утверждает, что истоки, сущность жизни человека, особенности его духовного мира лишь частично могут быть поняты и рационализированы. “Тайна личности, ее единственности никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек — микрокосм и заключает в себе все” (Н.Бердяев. Самопознание М.,1991,с.14.) В этом отношении Бердяев близок к экзистенциалистам, также рассматривающим человека, как микрокосм, включающий в себя все основные характеристики бытия. Так, философская антропология Бердяева постепенно трансформируется в философию персонализма и экзистенционализма, одной из ведущих идей которого становится идеал свыше. При этом само понятие свободы употребляется им не в узком смысле “свободы воли”, а в более глубоком метафизическом смысле. Свобода для него — это не просто свобода выбора, например, между добром и злом, ибо, как считает Бердяев, само состояние необходимости выбора — уже несвобода, так как порождает смятение, нерешительность, угнетенность, страх перед ошибочностью выбора. Сам мировой процесс обретает смысл благодаря свободе. Свобода универсальна и вместе с тем чрезвычайно зыбка и уязвима, призрачна и иллюзорна. Ведь вопрос о свободе, как считал Н.Бердяев — это вопрос не только о сущности мира, но и о первооснове жизни, прежде всего — первооснове человеческого бытия. Человек, с точки зрения Бердяева, изначально свободен, но любой акт реализации свободы в жизненном опыте превращается в несвободу, то есть в рабство. Человек — раб бытия, бога, общества, цивилизации, системы исторически сложившихся традиций, культурных ценностей, наконец, собственных потребностей, неудовлетворенных желаний, прихотей. Таким образом, рабство как и свобода, приобретает в творчестве Бердяева универсальный, метафизический смысл. Ни свобода, ни ее антипод — рабство не могут быть рационализированы, выражены в логике человеческих понятий, определены. Ибо категориальная система применима лишь к тому, что устойчиво, статично. Свобода же по своей внутренней природе динамична, многогранна и таинственна. Тайна свободы — это тайна самой жизни, тайна человеческой судьбы, столь же таинственной и иррациональной во всех своих проявлениях. “Мое философское мышление, — подчеркивал Бердяев, — не рационально-логическое, а интуитивно-жизненное, в основании его лежит духовный опыт. Оно движется страстью к свободе” (Н.Бердяев “Самопознание” М.,1991). Свобода для Бердяева — это не только гносеологическая категория, рассматриваемая в ее соотношении с необходимостью. Выражая глубинные основы человеческого бытия, свобода тем самым едина и нерасторжима с истиной, на поиски которой устремляется человеческий разум. Но это единство не означает их тождества. Ибо свобода существует до истины, а в истине происходит лишь ее реализация. Постигая истину. Человек обретает тем самым высшую свободу. Так преодолевается иррациональность свободы и тем самым утверждается возможность ее постижения. Человек свободен, если свободен его дух. Особый интерес представляют размышления Бердяева об истоках социалистических и коммунистических идей. Он пытается доказать, что эти идеи не беспочвенны, а вытекают из отечественной истории, из глубин религиозного сознания русского народа, особенно его психологического склада. Во все времена народническая идеология, разновидностью которой, по мысли Бердяева, можно считать марксизм, утверждала мессианскую, освободительную роль России. Революция, поднявшая знамя коммунизма, провозгласила мессианскую идею освобождения трудящихся всего мира от угнетения и эксплуатации. Религиозный характер коммунизма проявляется также в его стремлении охватить собой все сферы жизни, решить все вопросы. Все объяснить и всему дать необходимый смысл, подменив природную целесообразность революционной. Коммунисты, как считал Бердяев, уничтожая официальную и разрушая храмы, на самом деле утверждали новую, свою религию, религию обожествленной власти, руководствующейся в своих делах и помыслах единым, универсальнейшим и всесправедливейшим принципом революционной целесообразности. Честь, совесть, добро, справедливость, даже сама истина, меркнут, становятся эфемерными, призрачными, утрачивают какую бы то ни было ощутимую реальность в сопоставлении с требованиями революционной целесообразности, всесокрушающей и безжалостной. В самом ожидании мировой революции как неизбежного страшного суда над эксплуататорами Бердяев увидел аналог религиозной идеи искупления. Претворяя в жизнь догматы непогрешимости классиков марксизма, коммунисты тем самым создают новых богов, новую, узаконенную государственную религию, подавляющую личность, нивелирующую индивидуальность, растворяющую духовность в массовом религиозном сознании. Бердяев пишет о причудливом переплетении правды и лжи коммунизма, воплотившего в себе русскую идею, ставшего моментом русской судьбы. Пробудивший огромные силы в русском народе, придав его исторической судьбе высокий нравственный смысл, коммунизм должен, по его твердому убеждению, быть не уничтожен, а преодолен. Такое преодоление мыслится Бердяеву в сознании некоего своеобразного синтеза всего того ценного, положительного, что приобретено социальной памятью и социальным опытом русского народа. Новый общественный и государственный строй должен стать наиболее высшим и наиболее реальным воплощением мечты русского народа о Божьей правде, о Царстве Божьем на земле. Мысль Бердяева гибка, динамична и вместе с тем целостна и продуктивна. Его творчество пронизано глубокой страстью, искренностью, неиссякаемым духом свободы. Оно не перестает удивлять и восхищать. И даже время над ним не властно. И профессиональный философ и неискушенный в премудростях философской науки читатель, впервые обратившийся к творчеству Н. Бердяева, находят в его произведениях множество мыслей, идей, способных вызвать самый глубокий, искренний интерес, удовлетворить самые разные интеллектуальные и нравственные запросы. 2. Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) был широко образованным человеком, прекрасно знающим античность, обращавшийся к истокам философской культуры Древнего Востока. В его произведениях представлен развернутый анализ философских идей Канта и Гегеля, Ницше и Шопенгауэра. Но с особым благоговением он относился к Вл.Соловьеву, считая его своим духовным предшественником. Теория всеединства, разработанная Вл.Соловьевым, была наиболее близка творчеству Булгакова, органично вплетаясь в канву его религиозно-философских исканий. В 2-х томном собрании сочинений Булгакова наиболее важное место занимает его произведение “Свет невечерний”, которое с полным основанием можно рассмотреть как вид духовной автобиографии. Что есть мир? Каков он? В чем смысл веры и как возможна ее гармония с разумом? Где граница человеческой свободы и существуют ли они? — Таков далеко не полный перечень вопросов, на которые пытается ответить философ, прошедший сложный, противоречивый путь духовных исканий от марксизма к идеализму, от веры к безверию и от него вновь к вере, страстной, мучительной, непоколебимой. Приняв сан священника и став богословом, Булгаков всю свою жизнь посвятил утверждению религиозного единства, возможного, по его твердому убеждению лишь через Православие. Основу человеческой жизни, по мысли С.Булгакова, составляет религиозное сознание, сознание своей неразрывной связи с Богом, ощущение Бога в себе. Изучение жизни святых, подвижников, пророков — это лишь один путь к Богу. Другой не менее, а может быть, еще более важный — обретение личного религиозного опыта, дающего возможность человеку в редкие, наиболее счастливые минуты жизни, почувствовать Бога в себе, проникнуться Божественной святостью, приникнуть к вечному, животворящему источнику Божественной мудрости. Блажен тот, кому выпало счастье и непередаваемое блаженство ощутить этот “Свет невечерний”. И горе тому, кто никогда не испытал этого всепоглащающего чувства. “О как страшен сон души! Ведь от него можно не пробудиться целую жизнь!” (С.Н.Булгаков “Свет невечерний” М., 1994 с.13). И хотя Булгаков — христианин, и все его помыслы связаны с христианской религией и церковью, понятие “Бога”, “Божества” носит в его произведениях обобщенный характер и охватывает собой все мировые религии. “Над миром имманентным, данным, эмпирическим, существует мир иной, трансцендентный, божественный, который становится в религии доступным и ощутимым ” (там же). Имманентным он признает все, что принадлежит нашему сознанию. Соответственно, трансцендентно все, что выходит за его пределы. Отсюда вытекает особая значимость религиозной веры, дающей возможность человеку постичь Бога, открыть его себе, то есть перевести его трансцендентную, находящуюся вне человека сущность, во внутреннее, имманентное, присущее человеку состояние его чувства, переживания, сознания. В произведениях Булгакова содержатся очень интересные мысли о соотношении веры и разума. В отличие от многих других представителей религиозной философии, Булгаков не противопоставляет веру и разум. Напротив, он убежден в необходимости их гармонии и единства. Все, что только подлежит сознанию, должно быть познано. Вера не ставит границы для разума, властвуя лишь там, где нет места для рассудочного познания. Абсурдно было бы верить в таблицу умножения или теорему Пифагора. Их нужно знать. Но столь же абсурдно говорить о каком бы то ни было знании Бога. В него можно только верить. И знание, и вера чрезвычайно динамичны, подвижны, условны. Знание совершенствуется, углубляется, конкретизируется, уточняется. Вера, которую отец Сергей Булгаков определил, как великий душевный подвиг, также имеет различную глубину и интенсивность. Она способна угасать, вплоть до полного, абсолютного отторжения Бога от человека, и возвышаться, загораться ярким пламенем. “Бог подобен огню, а душа — металлу, который может оставаться холодным, чуждым огня, но, раскаляясь, может становиться как бы одно с ним”. (там же С 31). Большой интерес представляют и те страницы произведений Булгакова, где он выражает свое несогласие с идеями Канта, Фихте, Л.Н.Толстого, сводящих религию к нравственности и тем самым лишающих ее собственного, мистического содержания. С его точки зрения, религия выше морали и свободна от нее. Не религия растворяется в нравственности, а напротив, нравственность существует лишь благодаря религии как своей основе. Являясь источником Добра, Бог находится “по ту сторону Добра и Зла”, возвышаясь над всеми моральными заповедями, с необходимостью облекающимися в заповеди религиозные. Как религиозный философ, Булгаков не может не задаться вопросом о соотношении религии и философии, их единстве и противостоянии. Глубокое качественное различие между религией и философией Булгаков видит прежде всего в их отношении к Богу. Если философия пытается доказать существование Бога, выразить его в логике понятий, то для религии Бог есть великая тайна. Бог вне мира, вне бытия, вне человека и вместе с тем он объемлет весь мир собой, он открывается человеку, входит в него, ощущается им, пронизывая собой все его существо. Вот почему характеризуя основную антиномию религиозного сознания, Булгаков определяет Бога как единство имманентности (присущего природному миру и человеку) и трансцендентности (находящегося вне природного мира и человека). Бог как Божественное, абсолютное, непостижимое Ничто рождается вместе с миром, обретает себя в человеке и для человека. Тем самым осуществляется переход трансцендентного в имманентное, благодаря чему начинается возможность познания и постижения мира. Бог творит мир из небытия, из “кромешной тьмы”, погруженной в бездну, лишенной всякого света. Вслед за Аврелием Августином, Булгаков отрицает однозначность акта Божественного творения мира. Это вечный, непрекращающийся процесс творения, совершенствование мира, отвращение его от ужасов небытия, которое вплотную приближается к человеку, когда он перестает чувствовать в себе Бога... Но дальше намечаются серьезные расхождения с Августином, с точки зрения которого человек — лишь очень благодатный, пластичный, податливый материал, из которого Бог создает свой образ и подобие свое. Булгаков же видит в человеке не просто образ и подобие Бога, но и соучастника творения. Бог в лице человека нашел свое другое “я”, привлек его к активному творчеству. Бог создает множество растений и животных, но назвать каждое из них, дать каждому из них имя и тем самым выразить их сущность, поручает человеку. Если в гносеологическом плане Бог одновременно и имманентен и трансцендентен по отношению к миру, то космологическая антиномия утверждает с одной стороны абсолютность и совершенство Бога, воплощение в нем всей полноты жизни, а следовательно совершенности и неизменности ее; но с другой стороны. Бог как неиссякаемый процесс творения никогда не может быть завершен, как незавершен и сам мир. Подобный вывод для ортодоксальных приверженцев христианской религии не только ошибочен, но и кощунствен. Отсюда неоднократные обвинения в ереси. Но Сергей Булгаков не был еретиком, как не был и пантеистом в традиционном значении этого слова. Он не отожествлял Бога с природой, творца с процессом и результатом творения. Творя мир, ввергая себя в процесс творения, Бог тем самым как бы истончается, превращая себя в исходный материал для создания своего образа и подобия в лице человека. Сама жизнь Бога становится возможной, как бы актуализируется в созданном им мире, и прежде всего в человеке. Со всей очевидностью выступает своеобразная трансформация религиозного культа Бога в культ человека. Воплощение Бога не в ангелах, а в человеке, с точки зрения С.Булгакова, не случайно, ибо человек уже в потенции содержит в себе природу Божества. С Богом его объединяют такие черты как абсолютность, совершенство, активность, трансцендентность. Но если Бог трансцендентен по отношению к миру и человеку, то человек трансцендентен не только к миру, но и к самому себе. Бог сумел удовлетворить свою жажду общения и творчества в создании “другого” — человека. Видимо, в этом истоки безмятежности и уравновешенности Бога, бытие которого характеризуется, если можно так выразится, в согласии с самим собой. Человек же — вечно мятущееся, беспокойное существо, ищущее совершенства и не находящее его ни в себе самом, ни в окружающем его мире. “Человек, — пишет он, — есть ипостась, лицо, личность... Личность неопределима... ибо всем и всегда определяется, оставаясь, однако, над всеми своими состояниями и определениями. Личность каждому присущая и неведомая тайна, неисследимая бездна, неизмеримая глубина”. (там же с 245). Не только в “Свете невечернем”, но и в последующих богословских трудах “Агнец Божий”, “Невеста Агнеца” и др. Булгаков предстает перед нами как диалектик. Мысль его гибка и пластична. Понятия, которыми он оперирует, подвижны, динамичны, даны в соотнесении друг с другом. Время и вневременность, Божественное и демоничное, необозримые просторы Неба и отталкивающая своей бездонностью бездна, трансцендентное и имманентное, жестокая однозначная необходимость и ничем не ограниченная свобода — все дано во взаимосвязи, внутреннем, органическом единстве и вместе с тем во взаимопереходах. И хотя произведения Булгакова — это серьезные философские, научные и богословские труды, ни в одном из них мы не находим сколько-нибудь развернутых определений названных здесь понятий. Будучи чрезвычайно последовательным и логичным в развитии своих мыслей, Булгаков придает им такую удивительную наглядность, облекает в такую яркую, красочную и образную форму, что логика перерастает в искусство. И перед читателем предстает уже не только философ, ученый, богослов, но прежде всего творец, сумевший каждое из своих произведений поднять до высот настоящего художественного совершенства. 3. Другим виднейшим представителем русской религиозной философии стал Павел Александрович Флоренский (1882-1937). Жизненный и творческий путь Флоренского — это путь подвижника, все силы своего острого, критического ума и любящего сердца посвятившего поискам и утверждению Истины. Итогом этих мучительных исканий явилось одно из самых значительных его произведений “Столп и утверждение Истины”. Первый, самый главный вопрос, который ставит перед собой смятенный, сомневающийся разум, — это вопрос об истоках и о самой сущности истинного, достоверного знания. “...Истина, если она достигнута мною, действительно есть то самое, что я искал. Но что же я искал? Что разумел я под словом "Истина" — во всяком случае нечто такое полное, что оно все содержит в себе и, следовательно, только условно, частично, символически выражается своим наименованием” (П.Флоренский “Столп и утверждение Истины” М., 1990 С 15). Отдавая дань глубокого уважения творческим поискам И.Канта, Флоренский вместе с тем выражает принципиальное несогласие с идеями агностицизма и априоризма, провозглашенными немецким философом. То, что возникает в нашем сознании, не может быть абстрактной логической конструкцией, как считал Кант. Не менее ошибочно усматривать в образах сознания субъективную копию объекта, что свойственно материалистическому пониманию. В противовес одному и другому, Флоренский рассматривал истину как живую реальность, познание которой возможно с помощью религиозного переживания, которое есть не что иное, как интуиция. При этом он четко разграничивал непосредственную, чувственную, или стихийную интуицию и интеллектуальную, или рациональную интуицию. Чувственная интуиция способна познать лишь отдельные, разрозненные эмпирические факты. Истина ей недоступна, как недоступна она и мышлению, рациональному познанию, противоречивому, антиномичному, по своей сути, своей внутренней природе. В результате, человеческому разуму дано иметь лишь осколки истины. Целостная же, непротиворечивая истина ускользает как от чувственного, так и рационального познания. Как богослов, Флоренский, естественно, обращает свой взор прежде всего к основам религиозной догматики и обнаруживает в ней множество противоречий, среди которых наиболее значительными является одновременное признание единства и триединства Бога, идеи свободы воли в сочетании с принципом предопределенности всего существующего в мире, предначертанности человеческой судьбы. Разрешение этих противоречий невозможно ни с позиции чувственного опыта, ни с позиции рационального познания, ни с помощью интуиции; чувственно-эмпирической, трансцендентально-рационалистической и даже подсознательно-мистической. Флоренский достаточно убедительно показывает, что самоочевидность, присущая интуиции, недостаточно для того чтобы выступать в качестве всеобщего критерия истины. Истина возможна только в редчайшие мгновения благодатного озарения человеческого разума лучами Божественного света. Этот свет, проникая в самые глубины человеческой души, рождает любовь, привязанность, тяготение людей друг к другу. Основа этой любви, ее центр — любовь к Богу. Вне этой любви разрушается связь людей, нарушается их единство и органическая целостность. Люди превращаются в изолированные друг от друга, беспомощные монады, барахтающиеся в неудержимом потоке времени. Обрести Истину — значит обрести Бога и наоборот Божественный свет — это свет Истины, свет любви и единения. Вот почему Флоренский считает, что личное, живое общение с Истиной, а равно и с Богом возможно через молитву, приводящую к пониманию того, что Бог — есть абсолютная любовь. Неся Бога в себе, человек, проникается великой, неизбывной любовью к Богу, а через Бога и к другим людям. Любовь к Богу — единственный путь к совершенству человека, к реальному проникновению в мир человеческих отношений, безусловно истинной, высоконравственной и прекрасной идеи всеединства. 4. Религиозная философия обретает особое, своеобразное значение в произведениях Г. Федотова, Ильина, С.Франка и других мыслителей. Обширное наследие Г.Федотова (1886-1951), известное главным образом по эмигрантским источникам, носит глубоко религиозный характер. Вместе с тем, говоря о социальном значении христианства, он пишет о том, что история христианской религии и церкви, равно как и история любой другой мировой религии не только противоречива, но и полна грубых отступлений от божественных заповедей. Дискредитировавшее себя традиционное христианству по мысли Федотова, должно сойти с исторической арены, уступив место новому мировоззрению, обновленному христианству, своеобразному “Третьему завету”, где идеи христианства и социализма представлены в единой, органичной целостности. Православие и социализм, составившие основную тему философского творения Федотова, неотделимы друг от друга. Христианская идея равенства людей перед Богом, как считал Федотов, способна наиболее полно выразить себя при социализме, в условиях социалистической организации труда. Идеи социализма, как никакие другие, способны ассимилировать божественную устремленность человека к Истине, Добру, Красоте. Соединив их с Провидением, можно воплотить их в “Граде Божием” не только на небе, но и на земле. Теория христианского социализма, с точки зрения Федотова, призвана объективно решать две основных задачи: одна из них — модернизация христианства, обретение им нового, более животворного дыхания. И другая, не менее важная задача — представить не только оправдание социалистического общественного порядка, но и определить реальные пути разрешения того зла, которым он пронизан. Таким путем, как считал Федотов, является путь человеческой свободы, путь самоутверждения человека, осознание им своей богоподобности, смысла и назначения жизни. Государство и церковь должны не противостоять друг другу, а напротив, объединить свои усилия в создании благоприятных условий для духовного возрождения России, пробуждения ее национального самосознания. Несколько иная социально-историческая концепция развивается в философском творчестве Семена Людвиговича Франка (1877-1950). Наиболее известными произведениями Франка являются “Крушение кумиров”, “Смысл жизни”, “Непостижимое”. “Крушение кумиров”, написанная в эмиграции в 1924г., несет на себе значительный отпечаток ницшеанского нигилизма. Вместо “сумерек богов” Франк говорит о “сумерках” общественных идолов, или кумиров, наиболее неоправданным из которых считает кумир революции, безжалостно разрушающий веру в какие-либо идеалы. В этих условиях с особой остротой стоит вопрос о том, что может стать альтернативой политической и нравственной опустошенности, царящих в обществе. Единственный путь преодоления аморализма — путь личного спасения, строгое следование божественным заповедям, раскрывающим истинную целостность морали. Идея личного спасения звучит и в более позднем его произведении “Смысл жизни” (1926), в котором Франк отдает предпочтение живому, реальному сиюминутному участию и человека в улучшении своей жизни и жизни других людей. Стремление совершать добрые дела и поступки, откликаться на запросы сегодняшнего дня — вот, что должно определять поведение человека, и что должно сообщать смысл его жизни. Пренебрежение настоящим во имя светлого и более величественного будущего есть не что иное, считает Франк, как разновидность идолопоклонства. Так происходит полный, окончательный разрыв не только с Ницше, но и с Марксом, под влиянием которого некоторое время находился Франк. Разочаровавшись в практических постулатах философии и морали. Франк обращается к умозрительным построениям философского знания. Основное произведение этого периода “Непостижимое” (1937), написанное под непосредственным влиянием Николая Кузанского и Иммануила Канта. Вслед за Кузанским и Кантом, Франк пишет о великой тайне бытия, его недоступности и непостижимости. Непостижимое недоступно рационализации, логическому конструированию. Непостижимое пронизывает собой не только окружающий нас мир внешний, но и человеческую душу. Человеческая душа — великая, непостижимая тайна, завеса которой в отношениях людей, во взаимодействии “я” с “ты”. И эти отношения, взаимодействия, сколь бы многообразны они ни были, способны, в конечном счете вылиться лишь в две формы — любовь или ненависть, вражду. Вражда губит и разрушает душу, ослепляет человека корыстью, злобой и ненавистью, отстраняет людей друг от друга, а главное — от Бога. Любовь вносит в человеческую душу не смятение, а умиротворенность, ощущение радости и счастья. Она выводит человека за пределы своего личного, индивидуального “я”, побуждая к деятельному участию не только в своей судьбе, но и в судьбе других людей. В любви, и только в любви, человек обретает самого себя как личность. Любовь дает человеку ощущение своей богоподобности, писали и Н.Бердяев, и С.Булгаков, и П.Флоренский. У Франка появляется новый ракурс идеи богоподобности. Если каждый человек, каждая индивидуальная человеческая душа способна благодаря любви выйти за свои собственные пределы и тем самым открыть в себе Бога как глубинную реальность и высшую ценность и ощутить свою сопричастность к Богу, следовательно, можно говорить уже не только о богоподобности каждого отдельно взятого человека, но и о богоподобности человечества в целом. Так в философской антропологии Франка утверждается новая идея — идея богочеловечества. 5. Идеи соборности, всеединства и богочеловечества стоят у истоков русского космизма, составляют его ядро. Они исходят из признания нерасторжимого единства Бога-творца и сотворенного им мира, центром которого и соучастником Божественного творения является человек. Отсюда представления о космосе как живом, развивающемся, целостном организме, все составные части которого неразрывно связаны между собой. Жизненная энергия космоса активно влияет на человека, вовлекая его в орбиту всемирных, космических процессов. С точки зрения представителей этого направления в русской философии XX века, особенности развития народов находятся в непосредственной связи с космическими процессами. Так, например, А.Л.Чижевский в ставшей широко известной книге “Земное эхо солнечных бурь” все сильные общественные потрясения: войны, революции и другие социальные катаклизмы связывает с физико-химическими процессами, происходящими на Солнце. Ему вторит Гумилев, доказывающий в своих работах, что всплеск космической энергии влечет за собой и соответствующий подъем социальной активности, которая может стать и одной из движущих сил социального прогресса, и фактором социальной деградации общества. Русский космизм как детище русской религиозной философии имеет свои характерные особенности. Единство земной и космической жизни человека и мира трансформируется в нем в нерасторжимое единство Мира, Бога и человека. Бог, как творец всего сущего, как универсальная, беспредельная, деятельная сила реализует себя в мире, актуализируется в человеке и через него. Отсюда требование всей полноты ответственности, возлагаемой на человека за все, что происходит в мире. Доброе и злое, прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, истинное и лживое, нравственное и безнравственное — все во власти человека. Его чувства, его разум и воля — вот три ипостаси, определяющие направление и характер его выбора в определении как индивидуальной, личной судьбы, так судеб мира, судеб всего человечества. Разве не удивителен, не парадоксален такой вывод? Ведь русская философия, включающая и философию XX века — исконно религиозная философия. Но ведь в конечном счете не только в честь вездесущего и бессмертного Бога, сколь во славу и честь свободного, прекрасного, гармоничного, богоподобного человека звучит этот гимн. И это самое наглядное и убедительное свидетельство высокой гуманистической направленности произведений русских философов XX века, не отказавшихся от идеалов и ценностей русской культуры, а обогативших и приумноживших ее своим творчеством. ЛИТЕРАТУРА: 1. Бердяев Н.А.Самопознание. М.,1991. 2. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994 3. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М.,1995 4. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994. 5. Флоренский П. Столп и утверждение Истины. М., 1990 6. Федотов Г. Социальное значение христианства//Философские науки, № 3,1991 7. Франк С. Непостижимое. Сочинения М.,1990 8. Гулыга А. Русская идея и ее творцы. М.,1995 9. Русская философия “Словарь”. М., 1995
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |