Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Множественность подходов к анализу общества. 2. Общество как системное целое. Экономическая, социальная, политическая и духовная сферы общества. 3. Проблемы современного общества




ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ: МНОГООБРАЗИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.

Человечество вступило в новый этап своего развития. В процесс глобальных изменений вступили все страны мира, всё человечество, каждый конкретный человек. Стремительно меняется социальная реальность, сферы политических, правовых, идеологических, социально-коммуникативных и межличностных отношений. Возрастает роль культуры в жизни человечества.

Эти обстоятельства требуют пересмотра ряда прежних философских взглядов на общество, его структуру и функционирование.

1. Типологии общественных систем не нейтральны, но нередко зависят от мировоззренческих симпатий философов, историков и социологов. Например, ещё в ХVI веке в исторической науке была принята схема периодизации по четырём Империям — Восточной, Греческой, Римской и Германской, сменяющих одна другую, основанная на произвольном заимствовании из пророческих книг Ветхого завета.

Тогда же и итальянскими гуманистами были обособлены античная, средневековая и новая всемирно-историческая эпохи. Сен-Симон добавил к этой систематизации уточнение экономического характера: античность связана с рабством, средневековая — с феодализмом, а новая — с промышленной системой и наёмным трудом. Фурье предварил эту схему ступенью “райской первобытности”.

Так была фактически оформлена в своём первозданном виде пятичленная схема исторического процесса, известная по марксистским интерпретациям.

В последние годы сложились следующие подходы к пониманию истории: теория формаций как западноевропейский феномен, теория цивилизации как крупномасштабной социокультурной общности людей и народов и культурологическая теория. В соответствии с формационным подходом исторический процесс объясняется как восхождение от одной формации к другой.

По Марксу, экономическая общественная формация это исторический тип общества, основывающийся на определённом способе производства и выступающий ступенью прогрессивного развития мировой истории человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий, феодальный и капиталистический к коммунистической формации.

Общественно-экономическая формация есть общество на определённой ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей и культурой.

Возникает необходимость дополнить формационную модель анализом исторического развития как результата взаимодействия цивилизационной и культурологической составляющих, делающих исследование общества более конкретным. Современная философско-историческая наука разрабатывает в связи с этим новые подходы и обсуждает концепции французского социолога Р. Арона, разделяющего всю мировую историю на индустриальную и доиндустриальную эпохи, американского социолога У. Росту, разбивающего историю на пять стадий: традиционное общество, переходное общество, стадия подъёма, стадия зрелости и стадия массового потребления.

Если формационный аспект истории выделяет прерывность развития, переход от низшего к высшему состоянию через резкие качественные скачки, социальные революции, то при “ цивилизационном"подходе высвечивается непрерывность, эволюционность социального процесса. При таком подходе революции перестают играть роль “локомотивов истории”, а являются как бы вынужденными актами, призванными соединить старое с новым, передать новым поколениям опыт предшествующих, духовные образцы жизни и поведения.

Цивилизационный подход помогает увидеть в истории общества не только реализованные возможности, но также и те, которые в силу различных обстоятельства не стали действительностью, остались потенциально возможными.

Если формационная теория предполагает однонаправленное, предопределённое развитие истории, то цивилизационный подход по сути многовариантен.

Цивилизация. Так что это такое? Сам термин “цивилизация” (от лат. — “гражданский”, “государственный”) не имеет однозначного толкования. Чаще всего отмечаются три основных смысла, вкладываемые в термин “цивилизация”, это: 1. Синоним культуры (А. Тойнби и представители англосаксонских философских школ); 2. Определённая стадия в развитии локальных культур, а именно их деградации и упадка (О. Шпенглер в “Закате Европы”); 3. Ступень исторического развития того или иного региона либо отдельного этноса (например, античная цивилизация, цивилизация майя, инков).

Эти определения имеют в своей основе общие черты: во-первых, цивилизация есть собственно социальная организация общества; во-вторых, цивилизация это социальная организация со всеобщей связью индивидов и первичных общностей; в-третьих, целью цивилизации является воспроизводство и приумножение общественного богатства.

В основании цивилизации лежит технико-технологический базис. По мнению А. Тоффлера, становление цивилизации сопряжено с прохождением трех ступеней в развитии: земледельческой, индустриальной и информационно-компьютерной. При этом следует иметь ввиду, что в истории общественного развития важную роль играют природные {демографические} условия жизни людей, этнические особенности народов, их “пассионарность” как мера энергетического наполнения, активности и сопротивляемости этноса внешним воздействиям (См. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л. 1990)

Цивилизационный подход к оценке исторического процесса был разработан британским историком и философом А. Тойнби и сделал возможным такое видение исторического процесса, при котором социокультурные изменения общества, духовные факторы и отношения становятся в определённых исторических условиях и параметрах определяющим моментом.

Он, вслед за нашим соотечественником — К. Н. Леонтьевым, считал, что каждая цивилизация в своём развитии проходит четыре стадии: 1. генезис; 2. рост; 3. надлом; 4. распад. Причина генезиса цивилизаций кроется не в единственном факторе, а в комбинации нескольких.

Фундаментом цивилизации является общественное богатство в единстве материальных и духовных ценностей. Оно появляется вместе с прибавочным продуктом, дающим возможность определённой части общества заниматься интеллектуальным трудом, создавать духовные ценности. Критерием цивилизации является человек. А одним из существенных признаков цивилизации — преемственность. Цивилизаций было много, все они очень разнообразны и сложны как по социальной структуре, экономике, традициям, обычаям, так и по форме правления, стилю жизни, т. е. по многим параметрам.

Цивилизационный подход к истории человечества позволяет понять и генезис, характерные черты, тенденции развития различных социально-этнических общностей. Это позволяет увидеть мир во всем многообразии и в то же время в единстве.

Наряду с формационным и цивилизационным подходом к периодизации мировой истории существует и так называемый культурологический подход. Его широко использовал немецкий философ Освальд Шпенглер, взгляды которого были распространены на Западе в первой половине ХХ века. По Шпенглеру, культура является универсальной категорией в исследовании общества. Культура может рассматриваться как основа интеграции или дифференциации; она предполагает универсальность и локальность. Необходимо выявлять роль культуры в поддержании социальной стабильности, преемственности, динамики развития, так как культура является системой создания, хранения, распространения и потребления духовных ценностей.

Шпенглер, по-своему реагируя на концепции славянофилов и Н. Данилевского, предлагает циклическую модель исторического развития, в котором мировые религии: буддизм, христианство и ислам — играют роль высших ценностей и ориентиров. Он выдвинул концепцию истории, расколотой на восемь культур. Каждая культура, по его мнению, существует изолированно и замкнуто, вырастая на основе своего собственного уникального “прафеномена” — способа “переживания жизни”: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная (или греко-римская), византийско-арабская, культура майя, а также пробуждающаяся русско-сибирская культура. Любая культура переживает возрасты как бы отдельного человека: детство, юность, возмужалость, старость и закат.

Каждая культура имеет свою собственную цивилизацию (См. Шпенглер О. Закат Европы.Т.1. М., Пг., 1923. С. 31.). Смерть культуры начинается с возникновения цивилизации, когда вся культура сосредотачивается в городах. Городской житель, по Шпенглеру, лишен традиций, он растворяется в массе. Большие города цивилизованы, но не имеют культуры. Негативные черты цивилизации состоят в отчуждении людей друг от друга, в слабом следовании вековым традициям и обычаям. Культура и цивилизация не противостоят друг другу, а связаны с рассмотрением разных сторон многообразной истории людей и их деятельности.

Концепции А. Тойнби и О. Шпенглера дали толчок современным исследованиям общества в нетрадиционном стиле. Таковым стало исследование американского философа И. Валлерстайна “Современный мир — система” опубликованное в 1974 году. В этой работе мир представлен в качестве единого объекта исторического исследования, вне деления на локальные культуры и цивилизации.

Какие влияния испытывает человек, включенный в “мир”, “социум”, “культуру” и что детерминирует его деятельность, формы познания, мышления, сознания? Общеизвестно, что “западный” и “восточный” человек существенно отличается по психологическому складу, типу личности, менталитету. С другой стороны, стремление людей жить в “общем доме”, на Земле, заставляет их искать объединяющие начала.

2. Общество как сверхсложная социальная система состоит не из индивидов, они взаимозаменяемы а выражает сумму общественных связей и отношений между людьми. ” Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется в свою очередь в различных отношениях индивидов и групп к явлениям и процессам общественной жизни ”, так определяет природу социума группа отечественных социологов {Учебное пособие “Социология”:М., 1990. С. 28) Условно общество можно разделить на четыре сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Они находятся в постоянном взаимодействии, каждая из них представляет собой целостную систему различных составляющих элементов.

Экономическая сфера есть единство производства, потребления, обмена и распределения. Эта сфера не только исторически первая, но является источником всех остальных сфер жизни общества, она интегрирует все остальные подсистемы общества в единство. Ключевым при изучении экономической жизни общества становится анализ материального производства и его технической вооруженности. Техника является древнейшим феноменом общества. Её исследует философия техники, заявившая о том, что вся история человечества сводится в конечном счёте к истории изобретения орудий труда. Техника, тем самым, является базисом и одновременно продуктом цивилизации.

Экономический способ производства включает в себя две стороны: производительные силы, выражающие отношение общества к природе, степень овладения ею, и производственные отношения, выражающие общественные взаимосвязи и взаимодействия людей в процессе производства.

Структура производственных отношений отражает структуру производства. В ней основополагающими являются отношения собственности на средства производства и они определяют характер экономической системы и выступают в роли первичных, глубинных в обществе, все другие отношения являются вторичными и производными.

Исторически известны три формы организации общественного хозяйства: натуральное, товарное и планомернорегулируемое. Эти формы последовательно сменяли друг друга, но, вместе с тем, сосуществовали и сосуществуют одновременно. Но одна из них на том или ином отрезке истории занимает господствующее положение. Например, при феодализме натуральный характер повинностей крепостного крестьянина предопределял господство натуральной формы организации общественного хозяйства, хотя рядом развивалась и товарная форма.

Таким образом, в экономической системе в качестве системообразующих выступают основное производственное отношение, раскрывающее наиболее существенное в самом содержании экономической системы, и исходное производственное отношение.

В обществе действует закон соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил. Объективная, материальная природа производственных отношений тем и определяется, что формируются они в соответствии с состоянием производительных сил. Например, общинная собственность в условиях первобытного строя господствовала потому, что соответствовала характеру тогдашних производительных сил.

Социальная сфера представляет собой связь исторических общностей людей (род, племя, народность, нации и т. д.), различных классов и социальных групп.

Общество — это не только социальная система, не только целостный механизм, но и система развивающаяся, функционирующая, взаимодействующая на разных уровнях, сохраняющая преемственность в процессах изменения. В обществе формируются и функционируют различные общности и группы.

Общество как система представляет собой организованную деятельность человеческих коллективов, создающих необходимые условия для своего существования. Эти коллективы способны действовать как единое целое, имеют общие потребности, стремления, которые и удовлетворяются в организации совместной деятельности. Кроме того, общество представляет собой совокупность элементов, подсистем, а также связь их между собой. Между людьми, как субъектами общественной деятельности, возникают многогранные, порой противоречивые отношения. Для упорядочения изучения разнообразных связей и отношений социальных групп было разработано понятие социальной структуры общества. Социальная структура — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними.

По марксистской методологии, в центр исследования социальной структуры ставится классовый анализ. Учение о классах возникло ещё в домарксовский период. Установлено, что они не всегда существовали и не всегда будут существовать; классы связаны с теми экономическими способами производства, которые основаны на частной собственности.

Классовое деление общества дополнялось в докапиталистических общественно-экономических системах сословным делением, а в ряде стран Востока — кастовым. Сословия и касты похожи на страты, но вместе с тем отличаются от них либо юридической, либо религиозной оформленностью

Концепции классов в западной социологии противостоит теория социальной стратификации, отрицающая отношения собственности как главного критерия классового деления общества. Страты (от лат.-”слой”) это подвижные общности людей, играющие важную роль в их жизни.

Социальная стратификация — функционально необходимая и обязательная черта любого общества. И чем организованнее общество, тем оно нормальнее функционирует, тем оптимальнее выглядит его стратификационная характеристика.

Общество любого типа неоднородно. В нём осуществляется постоянное движение (мобильность) субъектов из одной социальной сферы или слоя в другие.

Социальная мобильность — переходы людей от одних общественных групп и слоёв в другие, а также их продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью либо движение к более низким иерархическим позициям. В западной социологии чаще всего используется следующий тип стратификации: 1. высший класс профессионалов, администраторов; 2. технические специалисты среднего уровня; 3. коммерческий класс; 4. мелкая буржуазия; 5. техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции; 6. квалифицированные рабочие; 7. неквалифицированные рабочие.

Классы, слои, группы взаимодействуют между собой, сталкивая интересы, конфликтуя или достигая согласия. Поэтому такое большое значение уделяется разработке теории социальных конфликтов. Конфликт — норма социальной жизни, он неизбежен и выступает в силу необходимости своего рода преодолением, формой общественного развития.

На социальную жизнь большое влияние оказывает и демографический фактор. Ускоренные или замедленные темпы общественного развития, увядание или расцвет общества в значительной мере зависят от общей численности населения, его плотности, темпов роста, половозрастной структуры, состояния психофизического здоровья, миграционной подвижности.

Для нормального развития общества необходимы оптимальные темпы роста народонаселения, пропорциональная половозрастная структура, определённая миграционная подвижность населения и его психофизическое здоровье.

В социальном понимании прошлого, настоящего и будущего важен комплекс знаний о поселенческой структуре общества. Взаимоотношения между городом и деревней прошли, как известно, большой исторический путь в развитии. Противоречия между ними основаны на разных технологических способах производства. Эта противоположность усиливается экономическими способами производства и разделением общества на классы. Неравномерность развития города и деревни превращается в межпоселенческие отношения подчинения и эксплуатации.

Вся история цивилизации в этом плане может быть представлена как история урбанизации, то есть как процесс глобального возрастания роли городов. Однако сегодня отмечаются и кризисные явления в развитии городов как традиционной формы поселения. Компьютеры и телекоммуникации разрушают традиционное жизненное пространство и на наших глазах создают новое, что неизбежно ведёт к падению роли городов и специфической городской культуры. Жизнь общества, включая производство, рассредотачивается и приближается к жилищу.

Социально-философский анализ общества предполагает рассмотрение исторических типов социальных связей людей. Наиболее ранний исторический тип — это первобытная племенная общность людей. В доклассовом обществе сложились род и племя. Род представлял собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Экономической основой рода являлась общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья.

Более высокой исторической формой общности людей в пределах первобытнообщинной формации стало племя. Племя — это природная естественно сложившаяся этническая общность, в основе которой лежат кровнородственные связи. В то же время образование племени уже положило начало расчленению единой многофункциональной общности. В зрелом первобытном обществе наряду с определёнными социально-нравственными нормами, ритуалами и запретами, появляются мифы, сказания, легенды, в которых предпринимаются попытки объяснения природной общности людей. Всё это укрепляет первобытный социум. Культуру этого периода принято называть варварской, доисторической, в ней ещё нет личности как таковой.

В основе следующей, более высокой формы общности — народности, лежат территориальные, соседские связи. Народность — это социально-этническая общность людей, имеющая свой язык, территорию, общность культуры, экономических отношений.

Формирование нации связывается с развитием капитализма. Предпосылки консолидации народностей в нации: общность территории, общность языка, определенные черты культурной общности, зачатки хозяйственной целостности можно обнаружить ещё при феодализме. Однако становление общности экономической жизни связано с процессом развития и утверждения капитализма, сломившего всякого рода феодальные перегородки и установившего прочные экономические связи между различными районами той или иной страны.

Идея нации заключается в уравнивании всех граждан государства в правах и в упразднении сословного деления вместе с этнической дискриминацией. Идея нации воплощается и завершается в национальном государстве. Нация есть государственная, правовая и культурная общность людей, причём общность, созданная исторически, это не природная, естественно сложившаяся общность.

Следует иметь ввиду, что это определение нации не является бесспорным. В самом деле, общность языка как необходимый признак нации не срабатывает, например, в Швейцарии. Здесь четыре языка, четыре этнических общности. Общность территории тоже не всегда приближает нас к полному определению нации. Если русские в национальных республиках бывшего СССР относились к русской нации ещё и потому что у них была общая территория — СССР, то как быть теперь, когда бывшие республики стали независимыми государствами со своими границами? 25 миллионов русских перестали относиться к русской нации, утратив общность территории с другими русскими? Все эти факторы делают необходимым выработку нового определения нации, в основе которого главное — общность духовной культуры, самосознание нации.

Политическая сфера жизни общества характеризуется отношениями между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства и отношений между государствами в международном аспекте. Политическая система включает в себя политические институты (государство, партии и др.), политические нормы (конституции, законы, подзаконные акты, уставы) и политическое сознание (политические взгляды, идеи и теории).

На стыке государства и организуемого им общества проявляют себя политические партии. Партии — это часть граждан, объединившихся на основе единых политических интересов и целей. Партия всегда стремится к осуществлению своих программных задач, она вооружена идеологией и представляет собой устойчивое объединение достаточно больших масс людей, так или иначе входящих во властные отношения в обществе. Проблема власти и властных отношений опосредует экономические, социальные и духовные сферы жизнедеятельности человечества.

Духовная сфера общества характеризуется зарождением духовных потребностей, производством идей, их потреблением. Будучи порождением общественной практики, духовная сфера исторически завершает формирование социума, как такового. Она связана с другими сферами жизни.

Духовную жизнь общества прежде всего определяют духовные потребности, для удовлетворения которых формируется духовное производство, совершается духовная деятельность. Материальные и духовные потребности взаимосвязаны: первые исторически предшествуют духовным, но не определяют их полностью, а лишь способствуют появлению духовных ценностей. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания.

Общественная жизнь отражается в различных формах общественного сознания. По мере усложнения жизни и развития познавательных способностей человечества, растёт число форм общественного сознания. Все они взаимодействуют между собой. Политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое и философское сознание оказывают влияние друг на друга. Производность, генетическая вторичность общественного сознания по отношению к общественному бытию не означает пассивности сознания. В действительности общественное сознание через деятельность людей активно влияет на формы и темпы развития их общественного бытия. Оно может ускорять развитие общества, консервировать его или замедлять

Общественное сознание имеет два уровня: социо-психологический и идеологический. Общественная психология формируется под влиянием конкретных условий жизни людей. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, характерных для общества в целом и его составляющих, например, классов, этносов, социальных групп. Идеология — это система теоретических взглядов тех или иных общественных сил, отражающая степень осмысления социального порядка в мире с позиций их властных устремлений в консервации или изменении социальных отношений. Психология эмоционально, чувственно отображает мир, а идеология — ценностно-рационально. Идеология и психология диалектически связаны между собой. Идеология базируется на психологии определённой социальной группы или общности, а психология способствует формированию соответствующей социальной модели оценивания общественного бытия с позиций коллективно-групповых интересов.

Сложность окружающего человека мира предопределила многообразие форм духовно-практического освоения действительности. Моральное, эстетическое, философское и религиозное сознание являются первичными и основополагающими формами общественного сознания. В связи с переходом к классовому сознанию возникают политическое и правосознание с теми или иными элементами научности. Позднее, в новых исторических реалиях, зарождатся научно-экологическое сознание. Вместе с тем общественное сознание в целостности характеризуется единством всех своих форм.

Моральное сознание отражает взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом. Мораль впитывает в себя и наследует общезначимые высокие нравственные идеалы и благородные моральные принципы. Общечеловеческие, элементарные правила общежития состоят в том, чтобы оберегать людей от угрозы их жизни, здоровью, безопасности, достоинству и благополучию они осуждают убийство, воровство, насилие, обман и клевету. Моральные требования прослеживаются и в профессиональной этике.

Политическое сознание возникает в результате раскола общества на большие социальные группы с противоположными социально-экономическими интересами и представляет собой совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и политическим институтам общества. Оно имеет два уровня — психологический и идеологический. Все политические явления фиксируются в чувствах, настроениях и социально-психологических установках, а на идеологическом уровне они воспроизводятся в виде идей, теорий, носящих, по преимуществу, или национальный, или классовый характер. Политическое сознание оперирует такими категориями как демократия, гражданское общество, разделение властей и пр.

Эстетическое (художественное) сознание — это осознание общественного бытия в форме художественных образов. Эстетическое сознание проявляется, прежде всего, в виде искусства, которое включает в себя производство художественных ценностей, раскрывая общее в единичном, показывая типическое через индивидуальное. Искусство выполняет следующие необходимые в обществе функции: познавательную, воспитательную и эстетическую, ориентированную на создание и восприятие красоты. Все они выполняют специфическую гедонистическую роль в обществе, так как человек, соприкасаясь с художественными ценностями, испытывает специфическое наслаждение, просвещаясь и воспитываясь при этом. Искусство удовлетворяет высшие духовные интересы человека и общества, пробуждает сознание и вызывает деятельный отклик.

Религиозное сознание как особая форма отражения действительности как бы удваивает мир человека, наряду с действительным возникает мир фантастический, сверхъестественный, выходящий за границу морали, искусства, политики и даже философии. Религиозная вера на различных ступенях исторического развития принимала соответствующие формы: тотемизм, анимизм, аниматизм, фетишизм и пр. Религия — не врожденное чувство, корни её лежат не на небесах, а на земле, в социальной, гносеологической и психологической сферах. При переходе к классовому обществу верования, основанные на поклонении силам природы, сменяются религиями, отражающими зависимость человека от общества и строящих на этой базе иерархии небесных сил. Религия выполняет следующие функции: компенсаторскую (восполняющую действительность и утешающую), интегративную, регулятивную и коммуникативную.

Философское сознание имеет дело с абстракциями самого высокого порядка и теоретически-научным мировоззрением. Предельная абстрактность философских категорий обычно ошеломляет впервые знакомящихся с ней. Но, действительно, философия даёт человечеству не оторванные от жизни знания, но так называемое конкретное в мышлении, которое как сумма теоретических абстракций способствует движению мысли от явления к сущности, к осознанию фундаментальнейших законов бытия.

3. Современный мир за последние 25-30 лет вступил в качественно новый этап развития. Индустриальное общество эволюционирует в пост-индустриальное, где центральное положение, как полагают некоторые, занимает в идеале не частная собственность, а теоретическое знание, интеллектуальная собственность. Такое положение обусловлено тем, что машинная технология индустриального общества под воздействием научно-технического прогресса уступает место новой — компьютерной. Появление компьютерных систем, возможность доступа к информации любого члена общества означает вступление общества в новую фазу общественной эволюции — фазу информационного общества. Информатизация представляет собой интеллектуально-гуманистическую перестройку всей жизнедеятельности человека и общества на основе всё более полного использования информации как ресурса развития с помощью информационных технологий.

Превращение информации из сопутствующего фактора прогресса общества в разряд причин, определяющих его рост и развитие, а также растущие информационные потребности людей — важные закономерности становления информационной цивилизации.

Информатизация — парадоксальный процесс. Чем больше нас захлёстывает поток информации, тем больше мы испытываем голод в знаниях. Ускорился процесс устаревания знаний. Компьютеры и телекоммуникации, призванные унифицировать информационный поток, в итоге усиливают его. Работа с компьютером стимулирует развитие интеллекта, и, в то же время, может отрицательно сказываться на нём. Известную тревогу вызывает вредное влияние ЭВМ на здоровье и психику людей. Информационное общество порождает изоляцию и отчуждение человека от человека и общества.

Таким образом, информационное общество — это прежде всего люди, обогащенные знаниями, использующие для решения поставленных проблем компьютеры и другую информационную технику. При этом необходима особая информационная культура и «электронная» грамотность, поэтому самыми конкурентноспособными будут страны, которые больше всего вкладывают в образование. Современная ситуация заставляет по-новому рассматривать проблему грамотности вообще.

Движение к информационной стадии развития человечества показало возможности, которые таятся в экономической, производственной деятельности, системе политических отношений, в сфере быта. Изменив “сферу обитания”, создавая ноосферу (сферу разума), человечество формирует принципиально новую картину мира. Изменяются сознание, мировоззрение, мораль, ценностные ориентации человека и общества. Получает развитие визуальное мышление, как особый вид синтетического мышления, где соединяется собственно мышление со зримыми образами.

Происходит кардинальное изменение характера коммуникаций как социального явления. Взаимодействие человек — техника в информационном обществе дополняется расширяющимся взаимодействием человечества внутри себя. Люди всё больше стремятся к неформальному общению, глубоким контактам. Видимо, появится множество новых сообществ, клубов. Человек станет культивировать в себе, прежде всего, уникальное, будет стремиться к взаимопониманию, сосуществованию, таким образом, создавая новый мир, новую цивилизацию.

Удастся ли человечеству в новую эпоху установить подлинно человеческие отношения между людьми? Объективно потребность в установлении более справедливого мирового порядка назрела.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Барулин В. С. Социальная философия Ч. 1-2. М., 1993.

2. Крапивенский С. Э. Социальная философия. Волгоград., 1996.

3. Гобозов И. А. Введение в философию истории. М., 1993.

4. Скляр В.В. Культурология. Краснодар, 1995, С. 50-69

5. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

6. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

7. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.