Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Титульный лист. Человек в современном мире




Человек в современном мире. 2. Духовная жизнь человека и человечества. Потребности и интересы человека в обществе. Проблема ценностей. 3. Культура, образ жизни и цивилизация как организационные формы развивающегося человечества.

ДУХОВНОСТЬ.

ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ

1. Человек и человечество — это серия, каскад, вулкан, океан противоречий нашего бытия, и вся культура — материальная и духовная — ответ на их вызов, побуждающий нас двигаться вперед.

В этом движении, как бы внешним образом заданное противоречие выступает для нас проблемным полем поиска решений, но как именно формулировать и найти их, и в каком направлении действовать — во многом зависит от самого человека, от уровня и содержания нашей культуры, от общественных процессов и ценностей цивилизации, разделяемых нами с другими людьми. История хотя и делается нами, но, увы, порождает не только красоту, но и катаклизмы, превосходящие всяческое воображение. Самовластье людей в истории ограниченно экономикой, политикой культурой, не говоря уже о качестве жизни и биофизическом потенциале природы, но первичный импульс к решению и намерению, вместе со средствами и способами, идет от нашей духовности.

Она воплощается не только в музыке, искусстве, этике, религии и философии, но и в науке, технике, технологиях, материальных достижениях цивилизации. Она совсем не чужда и миру повседневности и обыденности, но только входит в них сопутствующей, включенной в практику составляющей.

Средствами и способами воплощения духовности сегодня, если предельно заострить проблему, являются не столько книгопечатание, индивидуальное мастерство и уникальные способности, сколько аудио- и видеопродукция, кино и телевидение, компьютерные и электронные игры, совмещающие в себе духовные ценности с рыночными ориентациями и массовыми распространением потребительского отношения к культуре.

Ориентация на рынок и индивидуальное потребление духовной продукции с помощью высокоэффективных технических средств, не только изменяет весь процесс производства и трансляции духовности, но ломает сложившееся веками восприятие действительности людей, сегодня, в массе, тяготеющее к разнородности т.н. мозаичной картины мира, в которой смешаны политика со спортом, искусство с наукой, производство со зрелищем.

Культурная индустрия вступает в противоречие со сложившимися на основе письменности, использующей относительно простые формы записи с помощью алфавита, традиционными ценностями образования и воспитания. В прошлом они строились, отнюдь, не по горизонтали и исходили не из равноправности элементов ”мозаичной” духовности, а ранжировались по вертикали высшего и низшего, освященной устойчивыми авторитетами и идеалами. Прежняя культура была ориентирована на штучное творчество уникальных шедевров, книжной по своей сути, духовной культуры (даже живопись, балет и архитектура в ней — выражение книжных сюжетов и тем), требующей для понимания и воплощения высокого мастерства и целенаправленной активности, на обучение которым уходили годы и десятилетия многих поколений. Письменная доминанта культуры внесла организованность и единообразие в строящуюся по типу пирамиды духовность, высшим абстрактным принципам системности которой стало упорядоченное знание, реализуемое в энциклопедиях и словарях. Письменной речи уподоблялись языки искусств, наук и даже тайного знания. Ей же следовали и законы мышления.

Сегодня меняется многое. И плюрализм, множественность равноправных подходов — вовсе не продукт только политической демократии, но закономерное проявление смены культурных детерминант под влиянием рынка и электронных средств массовой коммуникации.

Это не катастрофа, но очередное противоречие исторического развития человечества. В прошлом подобный кризис развития возник в связи с массовым распространением книжной грамотности, ослабляющей, как полагал Сократ, сам принципиально ничего не писавший, память и возможности живого слова и диалогического общения.

Книжная грамотность имеет свои недостатки. Она нередко прикрывала и прикрывает изящной формой скудность мысли, но без нее невозможно сохранение не только знаний, но и чувств, переживаний, надежд, многих поколений давно ушедших от нас людей и лично незнакомых нам современников. Она, как и электронные средства записи и бывшая до нее дописьменная культура, только способ объективации, т.е., хранения и передачи достижений культуры и трансляции духовных ценностей.

Всем этим распоряжались и распоряжаются конкретные люди и социальные слои, обладающие исторически обоснованным мировоззрением, ценностями бытия и планами на будущее. Многие средства и способы производства и потребления знания — это лишь технические возможности на службе человечества. Их суть одна — с помощью материальной и духовной культуры человек переносит свои планы и наработки во внешний мир и, объективируя приобретенное знание в новых формах, "накачивает", тем самым, не только свои мускулы, но и мозги, употребляя их по-новому, с большей творческой результативностью, нуждающейся в постоянном развитии. На этом пути наработки одиночек принимают тот или иной массовый характер и в силу своей конструктивности становятся достижениями всего человечества.

Сдержать все это поступательное движение могут только глобальные катастрофы или снижение духовности абсолютного большинства до уровня только приземленности, неразборчивой утилитарности и вседозволенности, в прошлом, как и безудержное обогащение, всегда присекаемых высокой культурой. А есть ли ей место в будущем?

2. Одной из вершин традиционной духовности является философия. Несмотря на множество течений и направлений, часто полемизирующих друг с другом, она ориентирована на постижение предельных оснований нашего бытия, формулировку вечных вопросов человечества пред лицом жизни и смерти и нахождение меняющихся с течением времени ответов на них, совмещаемых с проблемами безбрежности Вселенной и глубин нашего "Я".

Философские решения выводят человека за пределы уже достигнутого и так или иначе освоенного, задают ему новый мысленный горизонт движения в будущее, помогают оценить настоящее в свете возможных перспектив и вызовов из прошлого. И все это с точки зрения всеобщего и абсолютного, не отрицающих, однако, варианты и множественность возможностей развития.

В наших делах, способностях и умениях умножается, не без потерь и временных отступлений, наша духовность. В ней мы обретаем так необходимую смыслообразующую опору нашего конечного бытия, находим несущие с собой Вечность критерии собственных поступков, конкретно-исторических достижений и неудач объективного переустройства мира. Она — высший продукт сознания и общественной деятельности, в котором человеческая субъективность возвышается до бескорыстной потребности познания и сопричастности Универсуму, сопереживающей другим людям. В духовности, кроме высочайшей результативности есть и величайший альтруизм. Она — гармоническое единство знания, целей и средств достойной жизни, ценностей и императивов развития, как заземленных, так и трансцендентных. В ней — направленность, установка и миропонимание, система координат, в которую как бы вписана иерархия ценностей, вечных вопросов и конкретизирующих их проблем жизнетворчества. Духовность, как уже отмечалось, имеет вертикальное и горизонтальное измерение, своеобразные "верх" и "низ", возвышенное и приземленное. И, определяющем в истории, безусловно, является возвышенное.

Гуманистическая ориентация объединяет людей в человечество, и духовность его важнейший ресурс развития.

Гуманистическая доминанта духовности, как целостность и достижение идеальных высот всечеловеческого бытия, охватывает собой не только непосредственно вступивших во взаимодействие общающихся людей, но и природу, общество, исторические процессы, искусство мораль, религию, науку, технику и их использование.

Человечество для духовности — не пустая абстракция, ищущая свои приоритеты не только в своей чистоте, белых одеждах и относительной завершенности норм и образцов, но и в значительных и авторитетных людях, их образе жизни, идеях и идеалах, заповедях и правилах общежития.

Развивающаяся силами людей духовность опосредуется нашими потребностями и интересами, воплощающими собой конкретно-исторические ценности, к которым стремится человек. В единстве потребностей, интересов и ценностей субъектов истории цели и средства нашей жизнедеятельности приобретают системный характер взаимной обусловленности.

В литературе, потребности, интересы и ценности объясняются двояко; как внешним образом заданные самому человеку отношения, объединяющие собой прошлое, настоящее и будущее, и требующие соответственно времени и места удовлетворения в социально апробированных формах; и как внутренние побудительные силы, мотивирующие поведение человека в обществе.

Потребности связывают интересы людей с производством. Как раз изменяющееся производство трансформирует как материальные, так и духовные потребности прямо или косвенно задействованных в нем людей. К первым относятся потребности, удовлетворяемые производственной и бытовой жизнедеятельностью человечества, ко вторым — деятельностью по изменению общественных отношений, образовательной и духовной устремленностью, использующей т.н. свободное время и обеспечивающей тем самым возможности самоопределения и самореализации личности. "Свободное время, — как писал К.Маркс, — представляющее собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности — разумеется, превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого иного субъекта, он вступает затем в непосредственный процесс производства". (Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859// Маркс К.Соч.2 изд.,Т.46/2/, с. 221-222).

Формирование и функционирование духовных потребностей возможно лишь при наличие времени, свободного от давления жесткой необходимости материального производства и связанного с ним ведения домашнего хозяйства. Свободное время обеспечивает нам широту маневра и открывает простор духовности, позволяющей смотреть на мир не только со "своего шестка", но и позиций всечеловечества. В сферах досуга и возвышенной (творческой одухотворенной высшими интересами и универсальными в своей значимости ценностями) деятельности как раз возникает чувство сопричастности бесконечности Мира и Духа, постижение великого и малого во всем существующем. Именно поэтому творцами духовности были люди, обладающие досугом и умеющие им распоряжаться. Они делились с другими своими открытиями и наработками — так появились в нашем мире наука, искусство, благоговейное отношение к жизни ("не убий"), достойное поведение, ориентация на трансцендентные в своей сути, альтруизм и каноны созидания прекрасного, целесообразного и духовно нетленного.

Потребность — это всегда преодоление нужды в чем-то, пока недоступном, отсутствующем, это противоречие между действительностью и реализующей ее возможностью. А последняя ведь может быть не только реальной, но и воображаемой, может иметь не только искусственный, но и извращенный характер.

Потребности (материальные и духовные), как результаты и одновременно цели жизнедеятельности человека, стимулируют мотивы и интересы социального поведения. Мотив является такой формой удовлетворения потребностей, которая превращается в причину того или иного поступка. Он объясняет конкретное стремление каждого из нас к определенной цели и поддерживает решимость в ее достижении. Чтобы правильно ответить на вопрос: кто, как, в каком направлении действует и с каким успехом? — надо знать мотивы, определяющие конкретную деятельность.

Если мотив один — личностный — полюс развития и утверждения потребности, то интерес — другой, ее общественный полюс. В нем выражаются социальные отношения и закрепляются групповые, региональные, отраслевые, политические, экономические и прочие приоритеты развития...

Интересы, в отличие от мотивов, как бы изнутри определяющих характер деятельности и индивидуально окрашивающих ее множество в ряд оттенков общезначимого, направлены на совершенствование извне организующих жизнедеятельность социальных общностей средств и условий удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Интересы и мотивы всегда как бы заряжены духовностью и определяют социальную деятельность человечества, даже тогда, когда не осознаются полностью. Воздействуют они на нас двояким образом:непосредственно, конкретно-исторически, с помощью материальной культуры и ее технологий, внедряясь в производственные и управленческие процессы, и опосредованно, через сознательное обращение к духовной культуре и ее ценностям. В последнем случае происходит или может происходить уяснение и понимание личностью собственных мотивов и интересов в их соотнесенности с человечеством и тем самым углубление и расширение духовности.

Ценности — социальные ориентиры нашей жизнедеятельности, прошедшие через мысли и сердца людей, живших как прежде нас, так и живущих вместе с нами. Это наши ожидания и претензии к объективной реальности, сформулированные с позиций всечеловечества или его групп. В них закреплено конкретно-историческое и вместе с тем, общественное отношение к миру природы, людей, их связей и вещей. Это, во-первых, нормы, образцы и идеалы, пронизывающие собой культурное пространство материального и духовного бытия человечества и придающие ему и его составляющим смысл и значение в плане Универсума. Это, во-вторых, личные предпочтения и оттенки общезначимого. И, наконец, это вещи с важными и необходимыми для нас свойствами, к обладанию которыми из соображения пользы или престижа стремишься. Словом, это все то, что внесено или вносится человечеством как активным и творчески относящимся к миру субъектом в объективную реальность, преобразованную нами в культуру и цивилизацию.

Мы уже отмечали двойственный характер потребностей, интересов и ценностей, но именно последние, укореняясь в истории, а через нее и в нашей жизнедеятельности создают рядом с потребностями и интересами сегодняшнего дня, ограниченными в своей конечности и способе массового производства, особую идеальную составляющую действительности, выводящую человечество с помощью трансцендентного в бесконечность Универсума, наполненную, однако, смыслами и значениями нашего бытия.

3. Хотя ценности и выступают смысловым стержнем культуры, она, являясь социальной организацией человеческого общежития силами самих людей, помимо ценностей включает в себя т.н. технологии, институты и смысловое пространство коллективной жизнедеятельности, обеспечивающее понимание и взаимодействие людей по общеизвестным и согласованным, в той или иной мере, горизонтально или вертикально нормам-ценностям.

Такая четырехчленная структура культуры обнимает собой не только личность и общество, материальное и духовное в конкретно-исторических формах, но и обеспечивает функционирование и развитие коллективов.

Ориентированная на те или иные социокультурные ценности личность для их достижения и использования обращается к доступным ей средствам, способам, приемам (технологиям) производства материальных продуктов, знания или достижения успеха. Одни из них берутся у общества, другие изобретаются нами самими и творчески внедряются в материальные и духовные процессы жизнеобеспечения человечества, так или иначе регулируемых и контролируемых институтами власти, образования, распределения и потребления благ, ресурсов и продуктов.

Ценности, технологии, институты функционируют всегда в исторически устойчивых формах, которые как бы читаются человеком, и тем самым интерпретируются, моделируя наше поведение в социально-типических ситуациях образа жизни.

О человеке, как о культурнойличности можно говорить в случае принятия им самостоятельных решений и ответственных поступков. Такой человек относительно свободен от диктата быстро меняющихся ситуаций образа жизни. Он глубже и шире любой из своих жизненных коллизий и ориентирован на "должное".

В опоре личности на культуру происходит в деятельности совмещение или отторжение личностными структурами старого или нового. Между ними на уровне технологий, институтов, интерпретаций личностью меняющихся норм и устремлений может устанавливаться согласие или конфликт. И все это в освоенной культурной ситуации, с помощью традиции или самостоятельного выбора. Суть культуры, при этом остается одна — она предрешение нашего поведения в условиях выбора и предвосхищение новых социально-типических изменений образа жизни. При отсутствии моделей такого поведения, и отношения к будущему, старая культура превращается в фон и резерв нашего культуро-творчества, порождающего новацию, и в случае успеха и общезначимости, становящейся не только элементом культуры личности, но и достоянием общества.

Культура, включающая в себя культуру личности и культуру общества, подразделяемая на материальную и духовную, вырастает из жизнедеятельности человечества и условий его конкретно-исторического бытия, называемого "образом жизни", разнообразящегося по времени, месту и субъектам своего развития. Вырастает, чтобы вернуться в него, усиленная и умноженная духовностью и ее материальными воплощениями в том или ином типе цивилизации.

Концепция образа жизни чаще всего применяется для выявления особенностей, отличающих жизнедеятельность одних людей, групп, обществ от других, "образ жизни" определяется как способ жизнедеятельности или совокупность ее основополагающих форм и черт.

Жизнь людей проходит в разнообразных системах разделения труда. И ведущей стороной образа жизни является производство и дополняющий его быт. Отсюда вырастает материальная культура, направленная на "обработку природы людьми". Она обслуживает материальные потребности людей, воплощается в мир предметов и услуг конкретно-исторических цивилизаций и включает в себя используемый практически, технически, утилитарно-заземленно духовный компонент. Здесь духовное — как обслуга, как оформление, как момент потребностей и интересов субъекта, воплощенный его деятельностью вовне и вошедший в предметный мир культуры как замысел творца и ценность для потребителя.

Созидая материальную культуру, человек преобразует мир, и подчиняет его своим потребностям и интересам. Тем самым он утверждает собственным трудом материальную основу многообразных связей людей в обществе, в отношениях которых происходит обработка "людей людьми" и создаются предпосылки на основе возрастания свободного времени и усложняющейся структуры его использования — досуга и возвышенной деятельности. Так силами и способностями людей возникает и развивается духовная культура, обеспечивающая приращение знаний и умножение ценностей человечества в истории.

Духовная культура — это не только сфера сознания, знаний и ценностей, но и материальные средства их объективации, сохранения и функционирования, невозможные без соответствующей технологической обеспеченности и институционального регулирования. Все перечисленные материальные носители духовности вместе с общественными отношениями, внутри которых они воспроизводятся, тиражируются и используются, в работах ряда философов называются цивилизацией.

"Цивилизация" — чрезвычайно емкое, многозначное и оценочное понятие (в формационном плане говорят, например, о феодальной цивилизации, в регионально-историческом о "греческой цивилизации", в типологическом — о "цивилизации" как противоположности "варварству"), появившееся во Франции XVIII века, для обозначения общества, построенного на началах разума и целесообразности. Нередко оно употребляется для указания на уровень общественного развития, обеспечивающего рост комфорта и технической обеспеченности: высокофункциональная кухня, ванна и душ со множеством приспособлений, аудио- и видеотехника, компьютерные игры, высокоэффективные средства связи и передвижения, магазины и центры обслуживания, зачастую имеющие искусственный, организованный ценностями престижа и интересами безудержного потребления, характер. В таких условиях, недоступных множеству людей, и дразнящих их воображение, погоня за яркими и престижными ценностями, а вернее, за блестящей их упаковкой и символами обеспеченности, отнимает у человека все свободное время, заменяя его времяпровождением по "каталогам и образцам", лишает его способности не только к самореализации, но и самоопределению. Цивилизация такого типа, при кажущемся богатстве выбора не оставляет личности возможность выбора вообще, подавляя его рекламными кампаниями и окружая ложными ценностями, рейтингами и модой.

Подобное общество у многих ассоциируется с т.н. потребительским образом жизни, в котором средства нередко заслоняют цели, техническая вооруженность — смысл, сложнейшие спецэффекты — содержание. Практичность, утилитарность, буржуазность, в традиционном значении этого слова, — характерные черты такой цивилизации, противопоставляемой духовности, культуре с ее образованием, воспитанием, личностным умением и осознанными приоритетами.

Все сказанное, однако, нельзя понимать упрощенно: ведь одномерную и абсолютную грань между культурой и цивилизацией провести невозможно. Одно и тоже явление — предмет, вещь, услуга, ценность, — может удовлетворять как низменные, так и высокие потребности, мотивировать духовность или стяжательство, служить прямо противоположным интересам.

Цивилизация — средство, а не самоцель. Она многозначна. И эту многозначность очень интересно, тонко и глубоко улавливает философия, всегда пристрастная в своих оценках и устремлениях к истине, если, конечно, говорить о настоящих мыслителях.

В обсуждении проблем культуры, образа жизни и цивилизации, как и в рассуждениях о духовности, философия — не только знание, но и ценности, она не бесстрастна, но эмоционально и интеллектуально насыщена оценками дня сегодняшнего и перспективами будущего. Философия несет чаяния и установки своих творцов современникам и потомкам, умножая идеальное поле мотивации наших поступков и принятие решений в свете глобальных проблем всечеловеческого бытия и зова Вечности в нас. Она входит в жизнь человека императивами поведения, мышления и взаимодействия, не умаляя нашей свободы, но расширяя и умножая реальные возможности Человечества. Они, как линии напряженности, пронизывают культуру, образ жизни и цивилизацию и в виде знаний, значений и смыслов, идей и идеалов внедряются нами же в конкретные культуры, образ жизни и цивилизации, превращающихся, тем самым, в организационные формы нашего бытия.

Без развивающейся силами людей и человечества духовности все другие, материальные, естественные и сверхъестественные силы нашего развития — это или хаос, или оцепенение, хорошо известное нам под словом "застой", или смерть.

Бездуховности нет ни Истины, ни Добра, ни Красоты. Давайте же идти дальше и выше, а духовность, завещанная нам прошлым и сопровождающая нас в будущее поэзией, музыкой, живописью, нашими добрыми побуждениями, и, конечно, философией, всегда готова прийти к каждому из нас по зову сердца, мысли и чувства. Прислушайся к себе, и она зазвучит!

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы культуры ХХ века. М., "Знание" РФ, 1993

2. Бердяев.Н.А. Смысл истории. М., 1990

3. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря, М., 1995

4. Культура и реформа // Вопросы философии, 7-8, 1994

5. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт междисциплинарной реконструкции// Вопросы философии., № 4, 1996

6. Моисеев Н. Палитра цивилизации: разнообразие и единство// Человек., № 3, 1992

7. Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология, рынок// Вопросы философии, № 5, 1992

8. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духов- ности М., 1989

9. Скляр В.В. Культурология, Краснодар, 1995, С 8-31, 119-196.

10. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

11. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек, Л., 1978

12. Швейцер А. Культура и этика., М., 1973.

13. Шпенглер О. Закат Европы, ч. 1, М., 1993.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..............................................................................................................  
Философия, ее специфика и роль в обществе....................................................  
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ  
Философия Древнего Востока............................................................................  
Античная философия, ее генезис и периодизация.............................................  
Средневековая философия..................................................................................  
Философия Возрождения....................................................................................  
Философия Нового Времени...............................................................................  
Философия эпохи Просвещения.........................................................................  
Немецкая классическая философия....................................................................  
Философия марксизма.........................................................................................  
Иррационализм как умонастроение и миропонимание.....................................  
Русская философия XIX века..............................................................................  
Особенности философствования в XX веке.......................................................  
Аналитическая философия и герменевтика как альтернативные  
способы отношения к знанию...........................................................................  
Экзистенциализм.................................................................................................  
Неотомизм............................................................................................................  
Русская немарксистская философия ХХ века....................................................  
   
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС.  
Учение о бытии....................................................................................................  
Материя................................................................................................................  
Сознание..............................................................................................................  
Теория познания..................................................................................................  
Диалектика и ее альтернативы...........................................................................  
Проблема человека..............................................................................................  
Личность и общество..........................................................................................  
Общественная жизнь: многообразие социального опыта.................................  
Глобальные проблемы современности..............................................................  
Человек и человечество как развивающаяся духов­ность.................................  
Оглавление..........................................................................................................  

 

 


[1] Социальное бытие рассматривается в разделе об обществе.

Федеральное агентство по образованию

Тольяттинский государственный университет

Кафедра русского языка и литературы

 

О.Г. Каменская, Р.А. Кан, Е.Т. Стрекалова




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.