Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лейбниц делает вывод, что всякое настоящее состояние монады всегда: чревато будущим и обременено всем ее прошлым




Будущее монады заключено только в ней самой, и развитие может состоять только в последовательном развертывании ее начального состояния, о чем нам говорит простая логика, основной инструмент рационального познания.

Однако в Новое время не только рациональное, но чувственное познание, как источник знаний о мире, имело своих сторонников и представителей. Сторонники эмпиризма считали чувств познание главным и даже единственным источником знаний.

Джон Локк (1632 - 1704 ) утверждал, что с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на другой – человека, совершенно лишенного знания. Вещи природы воздействуют на его органы чувств и вызывают в организме ответную реакцию – сначала в виде самостоятельно существующих ощущений. Последующее комбинирование разнообразных ощущений дает человеку восприятие предмета в целом. Например: комбинация белого цвета, сладкости и особой формы частичек приводит к возникновению целостного восприятия сахара.

Многократно воспринимая предметы, человек закрепляет восприятие в памяти, он может припоминать восприятие и образ в отсутствии предмета – так возникает представление. Т.е ощущение, восприятия, представления предстают в виде совершенно независимых, последовательно примыкающих друг к другу реальных этапов познав деятельности. Мышление лишь надстраивается над результатом и формами чувственного познания.

Джорж Беркли (1684-1753) –отбрасывает материалистический исходный пункт философии Локка и объявляет ощущения единственной воспринимаемой человеком реальностью.

Локк стремился выяснить метод, посредством которого мы приходим к идеям о материи и пространстве. Этот метод есть по Локку - абстракция. Беркли пытается всеми доступными средствами доказать, что ум человека не способен к образованию описанной Локком абстракции.

По Беркли абстрактная идея протяжения, или пространства невозможна, абсурдна и внутренне противоречива, как и абстрактная материя. Доказательству этого посвятил «Трактат о началах человеческого знания», «Три разговора между Гиласом и Филонусом», где он не скрывает, что его главная цель – борьба против материализма и всех его проявлений в науке.

В основе понятия о материи (и о пространстве) лежит допущение, будто мы можем, отвлекаясь от частных свойств вещей, воспринимаемых посредством ощущений, образовывать отвлеченную идею об общем для них вещественном субстрате. Но это невозможно. У нас нет чувственного восприятия материи как таковой. Мы воспринимаем лишь отдельные вещи и каждое из этих восприятий есть сумма отдельных ощущений или «идей», «мы видим отдельные цвета, а не окрашенную материю...».

Не может быть и общей отвлеченной идеи о материи и пространстве. Слово становится общим не потому, что оно есть знак отвлеченной общей идеи, а потому, что оно способно быть знаком многих частных идей. Ум чел. может образовывать общую идею о вещи, но не общую отвлеченную идею. Отвлеченная идея материи не может прибавить к свойства вещей ни одного свойства сверх тех, которые открываются в них в ощущении.

Учение Беркли это – субъективный идеализм. Признается существование лишь человеческого сознания, в котором Беркли различает идеи и души.

Идеи – это воспринимаемые нами субъект качества. Души – воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовной деятельности. Идеи – пассивны; это лишь состояния. Души же активны.

Беркли пытается доказать, что вещи возникают благодаря восприятию и исчезают, когда прекращению восприятие.

Пытаясь избежать солипсизма, (вывода о том, что существует лишь один воспринимающий субъект), он утверждает, что субъект существует в мире не один. Вещь, которую перестал воспринимать один субъект может быть воспринята другими. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в ничто. Они продолжили бы существовать как сумма идей в уме Бога. Бог не может исчезнуть. Поэтому не может исчезнуть и весь сотворенный им мир. Бог вкладывает в сознание отдельных субъектов содержание ощущений. (Это уже шаг к объективному идеализму).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.