Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В любом случае человек – часть природы




Стремление к антропоцентризму, свойственное человеку, может привести к ошибочному восприятию действительности и возникновению суеверия. К таким суевериям Спиноза относит все господствовавшие в то время религии, считая их необоснованными плодами человеческого воображения. Он выступает за развитие особой религии, которая была бы порождением мудрости, т.е. разума, приложенного к пониманию природы-Бога.

Развитие философского диалога о субстанциях мы находим в творчестве Г.В. Лейбница (1646 - 1716) – еще одного выдающегося рационалиста Нового времени, который также старался соединить теорию с практикой.

Лейбниц открыл независимо от Ньютона дифференциальное и интегральное исчисление, изобрел счетную машину (могла даже корни вычислять). Изобретал и строил мельницы, насосы.

Вопросы техники и технологии Лейбниц ставил в прямую связь с принципиальными вопросами науки. Он создавал формально-логическую систему, наподобие аристотелевской. Пытался ввести язык, на котором все сформулированные предложения есть правильные теоремы. Считал, что источником знаний может быть сам разум (Развитие учения о врожденных идеях).

В форме учения о субстанции Лейбницразвивает свое учение о бытии.

Лейбниц полагал, что из протяжения, к которому Декарт свел материальность, могут быть выведены лишь геометрические, но не физические свойства тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субстанции такие свойства, из которых могли бы быть выведены основные физические характеристики тел.

То, что любые вещи обладают собственным действием приводит Лейбница к выводу, что вещи – это, в сущности, какие-то силы.

Любая вещь – субстанция, следовательно число субстанции бесконечно. Каждая субстанция или сила есть единица бытия или монада. Монада – духовная единица бытия, духовный атом. Число является внешним выражением духовной сущности монады, выражением ее пассивности, ограниченности. Однако пассивность – производный момент монады.

Первичные качества монады – самостоятельность, самодеятельность.

Благодаря монаде материя обладает способностью вечного самодвижения. Каждая монада одновременно – форма и материя, ибо любое материальное тело обладает определенной формой. Форма – нематериальна и представляет целесообразно действующую силу, а тело – это механическая сила. Поэтому природу нельзя объяснять только законами механики, необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель.

Как субстанции монады независимы друг от друга. Однако они не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совокупность монад.

Т.к. действия монады – это телесные акты, то они подчиняются природе тела и требуют механического объяснения, т.е. объяснения через «действующие причины». А т.к. действия эти есть действия развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют объяснения при помощи целесообразности, т.е. «конечные» (целевые) причины.

Понятие развития у Лейбница очень широко. В природе все находится в развитии. Развитие есть лишь изменение первоначальных форм путем бесконечно малых изменений (нет ни происхождения, ни уничтожения).

Лейбниц отрицает возможность скачков или разрывов непрерывности в развитии. Движение – есть сила развития. В монаде происходит непрерывное изменение, вытекающее из ее внутреннего принципа.

Бесконечное разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней не материально, а лишь идеально, т.е. как представление. Т.о. сила, которая лежит в основе развития всех монад есть сила представленияперцепции.

Представление не отождествляется с сознанием.

Сознание присуще лишь существу, наделенному способностью самосознания – апперцепци – человеку. Т.к. способность представлять присуща всем монадам, Лейбниц делает вывод о том, что природа одушевлена.

Монада Лейбница не только подобие атома, но и подобие микроорганизма – это «сжатая вселенная».

В теории развития Лейбниц дает схему перехода неорганического мира в органический, где монада представляют различные ступени развития, определяемые различием в способности представления.

На низшей ступени стоят монады, обладающие темным представлением, которые не отличает представляемого ни от себя, ни от всего остального.

Затем монады со смутным представлением, которые отличают от всего остального, но не от себя. Высшая ступень – отчетливое представление.

Центральное понятие теории Лейбниц а – понятие о «малых перцепциях», т.е о бесконечно малых разностях между ступенями развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.