Понятие активных методов обучения и их классификация
Методика преподавания может быть действенной тогда, когда она строится на методах и приёмах, активизирующих деятельность самого обучаемого, прежде всего мыслительную, и служит умственному развитию личности (Бадмаев Б.Ц.,1999). К таким методам относятся активные методы обучения.
В целях управления формированием мышления данные методы подразделяют на три группы (В.Я. Ляудис):
* Тема 5 включает материал из следующих пособий: Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.; Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии.- М., 1999.; Матюшкин А.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. - Казань, 1979.
Таблица 5
Классификация активных методов обучения
Вид методов
Общая характеристика метода
1. Методы программированного обучения, основывающиеся на теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина)
Система познавательных действий программируется и рационально строится от начала и до конца. Основные методические средства:
1) схема ориентировочной основы действий (ООД), позволяющая обучаемому безошибочно выполнять осваиваемые действия. ООД включает в себя подробные указания порядка выполнения всех операций в нужной последовательности и с нужным качеством.
2) Набор учебных задач, моделирующих самые разнообразные ситуации, складывающиеся в реальной действительности при выполнении данной деятельности. Обучаемый решает эти задачи опираясь на схему ООД. Основное требование к задачам – это моделирование неопределённости. Противоречивости ситуации, чтобы нахождение ответа зависело от мыслительных действий обучаемого.
Таким образом, процессы формирования знаний и умений сливаются в едином процессе, происходят одновременно. Знания усваиваются благодаря деятельности, т.е. в ходе их применения, а не до того.
2. Методы проблемного обучения
Учащийся ставится в проблемную ситуацию, т.е. для него создаётся интеллектуальная трудность, справиться с которой он может только с помощью активизации мыслительных процессов.
Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
3. Методы интерактивного (коммуникативного) обучения.
Эти методы основаны на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. На интеллектуальную активность при их применении сильнее всего действует дух соревнования, соперничества, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину.
Любая деятельность, в частности деятельность психолога и педагога, состоит из двух частей: ориентировочной и исполнительной. Для того чтобы психолог, педагог или другой специалист мог правильно исполнить определённую деятельность он должен иметь знания, представления об этой деятельности, т. е. ориентироваться в ней.
Рассмотрим использование методов программированного обучения психологии на конкретном примере.
Преподаватель психолого-педагогическом факультета, планируя практическое занятие по возрастной психологии на тему «Особенности психического развития дошкольника» формулирует следующие цели:
1) закрепить, углубить и расширить теоретические знания о возрастных особенностях психического развития и формирования личности дошкольника;
2) актуализировать знания о методах и приемах воспитательного воздействия на ребенка;
3) способствовать развитию педагогической направленности у студентов;
4) воспитывать педагогическую наблюдательность и педагогическое предвидение, способность проявлять сочувствие другому человеку.
Практическое занятие проводится в форме решения психологических ситуаций с применением метода программированного обучения.
I этап -преподаватель знакомит студентов со схемой решения психолого-педагогических задач (ООД).
Примерная схема решения психолого-педагогических задач.
1. Осознать проблему.
2. Проанализировать микросреду, в которой происходит действие, событие, явление (воспитанник - воспитатель - их взаимодействие).
3. Перевести факты, данные в задаче, на язык психолого-педагогических категорий.
4. Выдвинуты гипотезы о возможных причинах поступков, поведения участников ситуации.
5. Найти ошибки, допущенные в данной ситуации.
6. Выбрать из теоретического багажа и опыта приемы, средства педагогического воздействия, которые можно было бы использовать в данной ситуации для получения положительного результата, наметить перспективное воспитательное воздействие.
7. Определить какой положительный опыт можно взять себе на вооружение.
II этап- совместный разбор ситуации с преподавателем.
«Юре 3 года. Юрик понимает все. Он, правда, немножко упрямый, не всегда делает то, что ему велят, но понимает, это прямо по глазам видно. А вот не говорит ничего. Он, конечно, не немой. Только у него все слова свои, детские: ботинки — ти-ти, картинка- ти-ти, лошадка — но, Юра — Юа, да, вот, ух».
Проблема: у ребенка задержка речевого развития.
Возможные причины:
- снижен слух;
- недостаточен опыт речевого общения со взрослыми;
- ситуация «избытка понимания» со стороны матери;
- специфическое нарушение развития экспрессивной речи;
Приемы, средства педагогического воздействия:
- обратиться к специалисту - отоларинголог;
- через предметную деятельность - развивать речь, четко называя отдельные предметы и действия с ними;
- игра в «непонимайку», «недослышку»;
- обращение к специалисту - логопеду.
III этап - работа в парах по решению ситуаций:
«Наш Павлик быстро и рано научился говорить. Мы поощряли это. Детский сад он не посещал. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит, как все дети в детском саду, да он и не стремится к этому. И мы не поощряли. Считаем, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает!».
«У моего сына замедленная реакция на все. Мне кажется, что он «спит на ходу», все делает медленно, долго зашнуровывает ботинки, вяло ест. На него постоянно жалуется воспитатель, да и меня это раздражает, особенно когда я спешу. Но я вижу, когда он играет, он становится совсем другим. А если его не торопить, то он успешно совсем справляется. Но как же он будет учиться в школе?» - обеспокоено спрашивает мама шестилетнего мальчика.
Мальчик - старший дошкольник. В его поведении наблюдаются следующие факты. Он хочет, например, кушать, но возьмет суп и выльет его на пол. Если ему дают ‚ еду, то он от нее отказывается, но когда садятся за стол другие, то он обязательно начинает просить есть. Если мать куда-нибудь уходит из дому, то он просится с ней, но стоит ей только сказать: «Ну, одевайся, идем!», - как мальчик отвечает: «Не пойду». Если мать после этого идет к двери, то он кричит: «Пойду!», а как только она возвращается за ним, он снова отказывается идти. Так может продолжаться несколько раз, причем ребенок в это время начинает плакать.
- Знаете, моему Васильку уже шесть с половиной. Осенью в школу пойдет. Прямо не знаю, как с ним быть. Он у меня даже букв не разбирает. Наверное, пора его начинать учить.
- Да что вы? Зачем? А в школе что он будет делать? Заскучает, избалуется. Учителя некоторые даже просят: ни в коем случае ничему не учите ребенка до школы, не мешайте нам.
- Вот видите, - возражает собеседница, - учителя говорят одно, а люди добрые делают другое. У соседей тоже мальчик шести лет. Так он уже и читает свободно, складывает и вычитать умеет до двадцати.
Сеня (4г. 6 мес.), отстраняя от себя недоделанную модель трактора и конструктор, захныкал:
- Я больше не хочу! Я больше ничего не хочу!
- Что случилось? Ты не заболел? - забеспокоилась мама.
- Нет, - вяло ответил малыш.
- Устал?
-Нет.
- Что же тогда? Не получается? Брось свой конструктор, займись чем-нибудь другим.
- Нет, пусть доделает. Отдохнет и доделает, - вмешался отец.
- Не хочу! - устало протянул мальчик. - Ничего не хочу.
- Ну, ну, не капризничай, - стоял на своем отец. - Начатое дело надо доводить до конца. Пойми: не все легко дается, где-то и потерпеть требуется.
- Что ты к нему привязался! Не видишь - не хочет, - рассердилась мама.
- Мало ли чего не хочет, надо!
- У него вся жизнь впереди, еще успеет наделать не только игрушечных, но и настоящих тракторов.
- Не скажи! Если он перед каждой трудностью пасовать будет, то вряд ли что сделает.
Жёсткое программирование выполняемых действий и операций позволит рационально построить процесс обучения на занятиях по прикладным психологическим дисциплинам:
по психодиагностике (алгоритм обработки тестового материала),
по психологическому консультированию (структура беседы с консультируемым),
по математическим методам в психологии (алгоритм вычислительных операций),
по патопсихологии (схема определения психического состояния людей по их поведению и репликам) и др.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление