КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
VII. Метод по развитию творческого самочувствияV. Метод чтения вслух. Специфика и классификация методов преподавания психологии в средней и старшей школе
Методы обучения, используемые в преподавании психологии в школе, основаны на практико-оринтированных технологиях личностного роста и работают непосредственно на задачи развития личности (Забродин Ю.М., Попова М.В., 1994). Некоторые из этой группы методов являются адаптированными или модифицированными вариантами психокоррекционных методов. К ним относятся I. Активные групповые методы социального тренинга:
II. Метод творческого самовыражения (через литературное, научное, художественное и другие виды творчества). III. Методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приёмы эмоциональной разгрузки). IV. Метод экспрессии (развитие субъективного творчества образом). VI. Метод интроспективного анализа (исследованию подвергается практически весь спектр жизненных проявлений внутреннего «Я»: собственная деятельность, поступки, поведение, характер взаимоотношений с людьми, качества личности, собственная речь, собственные мысли, мотивация поступков, переживания);
VII. Рефлексивный тренинг (формирования понимания «Я-другой» через сопоставление).
Выше перечисленные методы и методика их использования подробно рассматриваются в книге Забродина Ю.М. и Поповой М.В. «Психология в школе» (1994). Приведем описание одного из интересных на наш взгляд методов. Содержание метода чтения вслух и работа с ним. Метод заключается в совместном прочтении произведений философской мысли, психологической прозы и популярной научной психологической литературы. Подбор материала: сказки; мифы, где ставится проблема героизации (выделение, упрощение, структурирование отдельных качеств – героических и антигероических); фантастика; притчи; короткие повести, которые могут быть иллюстрацией реальной жизни, где перед героем стоит персональный выбор – интеллектуальный, нравственный волевой. Задача учителя при работе методом чтения вслух – ставить перед детьми проблему. Но ставить так, чтобы это были их проблемы. Полифоничность (многослойность) метода может использоваться в следующих случаях: 1) как один из приёмов интроспективного анализа, когда материал произведения используется как конкретный способ обращения к себе; 2) как приём в методе передачи знаний, когда содержание в тексте несёт непосредственное знание о психологических явлениях; 3) как приём в проблемном обучении для постановки задачи; 4) как непосредственная иллюстрация феномена; 5) в качестве проективной диагностической процедуры; 6) для коррекционной работы. Существует несколько вариантов работы с текстом. Вариант №1. Подростки ассоциативно отвечают в произвольной форме. Происходит как бы непосредственное обращение к себе: «Как я это сейчас схватил, почувствовал, понял». Ответы с опорой на ассоциацию дают большую включённость в ситуацию и в процесс. Вариант №2. Произведение после чтения его вслух даётся «на стол» для последующего размышления над ним. Ставится задача иного плана, размышление о проблеме: «Что я думаю по этому поводу?» Погружаясь в ответы на вопросы, подросток становится партнёром или принимает на себя роль главного героя, став соучастником действия, включившись в происходящее. Рекомендуются следующие типы вопросов: · «Что бы я чувствовал, если бы был главным героем?» - аффективный уровень. · «Что бы я думал, если бы был главным героем?» - когнитивный уровень. · «Что бы я хотел, если бы был главным героем?» - поведенческий уровень. · «Что бы я сделал, если бы был главным героем?» - поведенческий уровень.
Завершается работа с текстом вопросами к «третьей рефлексии»: · «Что мне понравилось в том, что услышал и почему?» · «Что бы мне понравилось в себе, если бы я был на месте главного героя?» · «Что мне не понравилось и почему?». Вариант №3. Работа с текстами для домашнего чтения (если тексты больших объёмов), требующие времени на прочтение и осмысление. В подготовленной аудитории на уроке зачитываются отдельные моменты, иллюстрирующие определённые психологические феномены. Преподаватель выстраивает уроки обсуждения и творческие занятия с опорой на те философские и психологические идеи, которые заложены в данном произведении, но делает это не как на уроках литературы, апеллируя к конкретному персонажу или сюжету, а как бы вообще, не обращаясь к тексту. Учителю важно создавать фон, придумывать такие ситуации на уроке, чтобы у школьника актуализировался феномен, заложенный в произведении, чтобы он оказался востребованным. Отсюда в качестве альтернативных форм подходящими являются уроки-обсуждения, дискуссии, проблемные уроки и др. При работе с текстом важно постоянно возвращаться к нему, даже к маленьким произведениям можно обращаться несколько раз. Но ни в коем случае нельзя приходить к групповому общему мнению. Такое обсуждения учит подростка сохранять везде позицию принятия. Но мы по-разному видим мир и это право каждого, которое все обязаны уважать. Вариант №4. Работа с поэтическими произведениями. Они важны с той точки зрения, что это – язык чувств. Поэзия является носителем мудрости, нрава, обычая. Она помогает решать проблему соответствия между рациональным и эмоциональным отношением подростков к нравственным дилеммам.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |