Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы и приёмы лекции на отдельную тему




 

Этапы Цели Приёмы и средства лектора
1. Вступление (1-2 мин.) – это завязка разговора 1. Овладеть вниманием аудитории. 2. Возбудить интерес аудитории. · Неожиданная реплика («Одни говорят, что самые непостоянные – женщины, другие – что мужчины, но нет ничего более непостоянного, чем наше внимание».). · Интересный факт. · Юмористическое замечание. · Аннотация (о чем будет идти речь в лекции). · Апелляция (к чувствам слушателей, к газете, статье и т.п.). · Проповедь – апелляция к авторитетам (С.Л. Рубинштейн утверждал…). · «Удар по вниманию» - парадокс (С. Вавилов «В современной науке нет ни одного корректного закона…»)
2. Основная часть – постановка проблемы, расчленение её на отдельные задачи, изложение своей позиции, способов решения 1. Показать актуальность проблемы; 2. Проанализировать противоречия; 3. Сравнительный анализ собственных подходов с другими точками зрения · Обращение к интересам и потребностям слушателей. · Ссылка на факты, документы. · Анализ устоявшихся, но неправильных точек зрения. · Обоснование логики решения проблемы. · Выстраивание общей схемы решения проблемы, гипотезы, способов решения, возможных результатов. · Критический анализ, сравнения.
3. Заключение, обобщение   1. Сконцентрировать внимание аудитории на главном. 2. Резюмировать сказанное. · Утверждение, интегрирующее основную мысль (сильный аргумент, крылатая фраза). · Показ перспективы развития событий. · Красиво закончить («закон края» - запоминается начало и конец лекции). · «Запустить ежа в мозги» (подбросить интересную задачу, проблему). · Антирекомендация («Вы не обязаны помнить, что Аристотель жил в 384 - 322 гг. до н. э., вы можете вообще не знать, что он являлся учителем Александра Македонского, но вы должны непременно запомнить, что Аристотель автор первого психологического труда, трактата «О душе»).  

 

В каждой лекции возникает задача раскрытия вводных научных понятий: понятия о психике, сознании, психических процессах и состояниях и т.п. Знание приёмов раскрытия содержания понятия помогает сделать лекцию интересной и содержательной, а также соблюсти её научность.

Таблица 10

Приёмы раскрытия содержания научного понятия

Вид приёма Характеристика приёма Иллюстрация приёма
1. Логическое определение через ближайший род и видовое отличие Разъяснение студентам вновь вводимые термины. Каждое определение следует прокомментировать в его цельности и в отдельных его компонентах. - Память – это психический познавательный процесс, заключающийся в психическом отражении действительности. Но ощущение, восприятие, мышление тоже являются познавательными процессами, они тоже – формы психического отражения. Что же отличает память от других психических познавательных процессов? Память как форма психического отражения действительности заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.
2. Несколько определений одного понятия Преподаватель приводит несколько определений одного понятия, взяв их из разных учебников психологии или из специальных работ по данному вопросу, проводя сравнительный анализ и установив в итоге наиболее содержательное и точное определение.   - Какое из определений с наибольшей точностью и полнотой отражает сущность социально-психологического явления, составляющего научное содержание данного понятия? 1. «Общение – обмен информацией между людьми, их взаимодействие» (Немов Р.С. Психология.-М., 1998. КнигаI.). 2. «Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» (Психологический словарь под ред. В.В. Давыдова и др. – М., 1983.). 3. «Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека» (Краткий психологический словарь. – М., 1985.)
3. Использование исторического аспекта в разъяснении психологических понятий Преподаватель пытается проследить как менялись подходы к трактовке того или иного понятия. Раскрывая понятие «предмет психологии», преподаватель показывает студентам, как в истории науки изменялись взгляды на это понятие: психология как наука о душе, о сознании, о поведении, о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
4. Разъяснение существенных признаков понятия.   Преподаватель последовательно разъясняет слушателям термины, которые входят в состав понятия и могут быть не поняты студентами. Восприятие - это форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств: - Как вы понимаете выражение «целостное психическое отражение? - Что значит «непосредственное воздействие на органы чувств»?
5. Сопоставление понятий Преподаватель сопоставляет понятия с целью их дифференциации и выяснения взаимосвязи. Сопоставьте следующие понятия, что между ними общего и в чём их различия? «Темперамент - это индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики, т.е. это такие характеристики психики индивида как интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний». «Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения».

Критерии оценки качества лекции (схема анализа лекционного занятия)

I. Критерии оценки содержания лекции:

1) соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса;

2) научность, соответствие современному уровню развития науки;

3) точность используемой научной терминологии;

4) информативность: раскрытие основных понятий темы; сочетание теоретического материала с конкретными примерами;

5) реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений;

6) реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей;

7) связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;

8) соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике: разъясняются особо сложные вопросы; даётся задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику, пересказывается учебник и т.п.)

II. Критерии оценки методики чтения лекции:

1) дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала;

2) структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;

3) акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции;

4) рациональное сочетание методических приёмов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, интерактивного и др.);

5) логичность, доказательность и аргументированность изложения;

6) ясность и доступность материала с учётом подготовленности обучаемых;

7) соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами;

8) использование методов активизации мышления студентов;

9) использование приёмов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т. п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции);

10) использование записей на доске, наглядных пособий;

11) использование раздаточного материала на лекции;

12) использование технических средств обучения;

13) дисциплина на лекции;

14) рациональное распределение времени.

III. Критерии оценки руководства работой студентов на лекции:

1) осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекций;

2) оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычерчивание схем и т.п.);

3) использование приёмов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рассказы из жизни учёных и т.п.);

4) разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после неё).

IV. Критерии оценки лекторских данных преподавателя:

1) знание предмета;

2) убеждённость;

3) эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная);

4) степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);

5) культура речи;

6) речевые данные, дикция;

7) внешний вид;

8) манера поведения, умение держаться перед аудиторией;

9) контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);

10) отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);

11) Отношение студентов к преподавателю уважительное. Ироническое, равнодушное и т.п.).

V. Критерии оценки результативности:

1) степень реализации плана лекции (полная, частичная);

2) степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов, раскрытие темы лекции;

3) информационно-познавательная ценность лекции;

4) воспитательное воздействие лекции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.