КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы и приёмы лекции на отдельную тему
В каждой лекции возникает задача раскрытия вводных научных понятий: понятия о психике, сознании, психических процессах и состояниях и т.п. Знание приёмов раскрытия содержания понятия помогает сделать лекцию интересной и содержательной, а также соблюсти её научность. Таблица 10 Приёмы раскрытия содержания научного понятия
Критерии оценки качества лекции (схема анализа лекционного занятия) I. Критерии оценки содержания лекции: 1) соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса; 2) научность, соответствие современному уровню развития науки; 3) точность используемой научной терминологии; 4) информативность: раскрытие основных понятий темы; сочетание теоретического материала с конкретными примерами; 5) реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений; 6) реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей; 7) связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью; 8) соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике: разъясняются особо сложные вопросы; даётся задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику, пересказывается учебник и т.п.) II. Критерии оценки методики чтения лекции: 1) дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала; 2) структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции; 3) акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции; 4) рациональное сочетание методических приёмов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, интерактивного и др.); 5) логичность, доказательность и аргументированность изложения; 6) ясность и доступность материала с учётом подготовленности обучаемых; 7) соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами; 8) использование методов активизации мышления студентов; 9) использование приёмов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т. п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции); 10) использование записей на доске, наглядных пособий; 11) использование раздаточного материала на лекции; 12) использование технических средств обучения; 13) дисциплина на лекции; 14) рациональное распределение времени. III. Критерии оценки руководства работой студентов на лекции: 1) осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекций; 2) оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычерчивание схем и т.п.); 3) использование приёмов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рассказы из жизни учёных и т.п.); 4) разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после неё). IV. Критерии оценки лекторских данных преподавателя: 1) знание предмета; 2) убеждённость; 3) эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная); 4) степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом); 5) культура речи; 6) речевые данные, дикция; 7) внешний вид; 8) манера поведения, умение держаться перед аудиторией; 9) контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует); 10) отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.); 11) Отношение студентов к преподавателю уважительное. Ироническое, равнодушное и т.п.). V. Критерии оценки результативности: 1) степень реализации плана лекции (полная, частичная); 2) степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов, раскрытие темы лекции; 3) информационно-познавательная ценность лекции; 4) воспитательное воздействие лекции.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |