КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы разработки учебных задач для практических занятий
Участие студентов в практических занятиях всегда предполагает выполнение учебных заданий в форме тех или иных задач. Б. Ц. Бадмаев в качестве методического руководства начинающему преподавателю предлагает воспользоваться двумя принципами разработки учебных задач для практических занятий. 1. Принцип «от теории – к практике»: подбираются вопросы и задачи из числа теоретических проблем и предлагается студентам самим найти соответствующие примеры в практической жизни. Решая такие задачи, студент лучше усваивает теорию, а правильно ответив, демонстрирует уровень своего понимания проблемы. Например: «Непроизвольное внимание – это внимание, которое возникает без намерений человека, осуществляется без волевых усилий, - приведите пример проявления непроизвольного внимания». 2. Принцип «от жизни к теории»: в задачах предлагаются различные практические ситуации, которые студент должен проанализировать с точки зрения известной теории. Например: «Ученик быстро и правильно умножает многозначные числа, но не помнит правила их умножения, - какая деятельность, сознательная или бессознательная проявляется в приведённом примере?» Руководствуясь этими двумя принципами, можно конструировать большую часть учебных задач по различным психологическим дисциплинам. Критерии оценки качества семинарского занятия (схема анализа семинара) I. Критерии оценки содержания семинарского занятия: 1) соответствие тематическому плану и учебной программе курса; 2) качество плана семинарского занятия (полный, детальный, перегруженный и т.п.); 3) отчетливость постановки цели семинарского занятия; 4) обсуждение дискуссионных вопросов; 5) рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки; 6) раскрытие органического единства теории и практики; 7) профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуждаемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью; 8) соотношение семинарского занятия с содержанием учебника (рассматривается материал, которого нет в учебнике; материал, изложенный частично; материал, изложенный полностью и т.п.); 9) реализация в содержании семинарского занятия внутри и междисциплинарных связей. II. Критерии оценки методики проведения семинарского занятия: 1) дидактическая обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара; 2) логическая последовательность построения семинара; 3) использование методов активизации мышления студентов; 4) использование приемов закрепления полученной информации; 5) использование эффективных методов контроля за ходом и результатами выполнения студентами заданий семинарского занятия; 6) использование технических средств обучения и наглядных пособий; III. Критерии организации семинарского занятия: 1) наличие плана семинарского занятия; 2) четкость начала семинарского занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию и т. п.); 3) четкость окончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение установленной продолжительности занятия семинара по отношению к звонку и т. п); 4) дисциплина на семинарском занятии; 5) подготовка студентов к семинарскому занятию; 6) рациональность распределения времени на семинарском занятии; 7) наличие необходимого количества сборников планов семинарских занятий и других учебных изданий обеспечивающих самостоятельную работу студентов при подготовке к семинару. IV. Критерии оценки руководства работой студентов на семинарском занятии: 1) осуществление контроля за подготовкой студентами конспектов, таблиц, схем и др. материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения; 2) мобилизация, организация и активизация деятельности студентов в ходе вступительного слова; 3) побуждение студентов к высказыванию, выступлению, анализ выступлений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия; 4) микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семинара; 5) подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы студентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова; 6) согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов; 7) управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивными других, и т.п.); 8) постановка задания к следующему семинарскому занятию. V. Критерии оценки педагогических данных преподавателя: 1) знание предмета; 2) убежденность; 3) стиль проведения семинара (оживленный, с постановкой острых вопросов возникающей дискуссией, монотонный, рутинный); 4) характер выступления преподавателя в ходе семинара (убедительность, неубедительность, конструктивность, степень обобщения материала и т. п.); 5) умение вызвать и поддержать дискуссию; 6) культура речи, дикция: 7) внешний вид; 8) отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т. п.): 9) отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т. п.). VI. Критерии оценки результативности семинарских занятий: 1) степень реализации плана семинарского занятия (полная, частичная); 2) степень полноты рассмотрения основных вопросов в ходе семинарского занятия; 3) степень реализации умений студентов рассуждать, дискутировать, убеждать, отстаивать свои взгляды; 4) степень сформированности у студентов приёмов и методов самостоятельной работы с литературой; 5) информационно-познавательная ценность семинарского занятия; 6) воспитательное воздействие семинарского занятия. 7.3. Организация самостоятельной работы студентов в обучении психологии
Научить студента самостоятельно учиться – одна из важных задач методики преподавания психологии.
При самостоятельной работе помощь преподавателя реализуется косвенным путем через специальную организацию всех компонентов системы обучения в условиях самоподготовки. Содержание процесса организации обучения в условиях самостоятельной работы и протекания учения осуществляется методами организации объяснения, отработки и контроля. В различных видах самостоятельной работы студенты обогащают свои представления о психических явлениях, учатся применять на практике знания психологии.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |