Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия теории проблемного обучения




Методы проблемного обучения в преподавании психологических дисциплин

 

Умение применять теорию на практике является интеллектуальным умением. С этой точки зрения под целью изучения психологии понимается формирование у студентов не просто знаний, а умения оперировать ими при психологическом анализе и оценке явлений человеческой психики. Таким образом, знания перестают быть конечной целью учёбы, а становятся или материалом мыслительного анализа, или средством оперирования в мышлении, или результатом мыслительной деятельности.

 
 


Таблица 6

Педагогическое понятие Характеристика понятия Конкретный пример
1. Проблемная задача - учебная проблема с чёткими условиями, задаваемыми преподавателем или выявленными и сформулированными студентом, и в силу этого получившую ограниченное поле поиска. Требуется не только поиск и нахождение ответа, но и его обоснование, доказательство его правильности. «Есть положение отечественной психологии о том, что обучение должно идти впереди развития психики обучаемого и тем самым вести развитие за собой, а не приспосабливаться к достигнутому уровню. А между тем дидактика проповедует принцип доступности в обучении». Какая из точек зрения верна, как доказать?
2. Проблемный вопрос - входящий в состав проблемной задачи или отдельно взятый учебный вопрос (вопрос-проблема), требующий ответа на него посредством мышления, а не памяти. Вопросы, стимулирующие мышление, начинаются с таких слов и словосочетаний, как «почему», «как (чем) это объяснить», «как доказать (обосновать)», «что из этого следует (какой вывод)» и т.д. «Какой вывод следует из слов Э.Б. Титченера: «…наблюдатель, который никогда не пробовал вкуса лимонада, если он опытен в самонаблюдении, различит холод, особенный аромат и сладкий, кислый и горький вкус напитка, в то время как его гостеприимный хозяин, не имеющий навыка в психологическом анализе, хотя он и составлял этот напиток, будет воспринимать данный «вкус», как простое и единичное переживание»?
3. Проблемное задание - учебное задание, составляемое преподавателем в форме проблемной задачи или проблемного вопроса в целях постановки студентов в проблемную ситуацию. Проблемные задания могут быть разные по своему содержанию: одни построены на противоречиях реальной жизни или противоречивых высказываниях известных авторов, другие – на противоречиях в развитии самой психологической науки, связанных с ещё не решёнными проблемами и различными точками зрения учёных на них. Проблемными заданиями могут быть: усвоение; формулировка вопроса; практическое задание.   1. Преподаватель, выбрав такую форму лекции, как лекция-пресс-конференция, предлагает студентам сформулировать интересующие их вопросы по теме занятия. 2. Преподаватель предлагает студентам провести какой-либо опыт, небольшой эксперимент, и сформулировать выводы на основе полученных данных. Например, провести опыт с «двойными» изображениями и определить причины колебания внимания.
4. Проблемность как принцип обучения при организации процесса обучения содержание учебного материала не преподносится обучаемым в готовом для запоминания виде, а дается в составе проблемной задачи на неизвестное искомое.

 

 
 

 

 


Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.

А.М. Матюшкиным было предложено шесть правил создания проблемной ситуации.

1. Перед учащимся следует поставить такое практическое и теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или об общих условиях реализации деятельности

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащихся. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.

3. Проблемное задание даётся до объяснения материала, который необходимо усвоить.

4. Проблемными заданиями могут быть: усвоение; формулировка вопроса; практическое задание. Не следует путать между собой проблемные задачи и проблемные ситуации. Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеперечисленных правил.

5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. Проблемная ситуация возникает после обнаружения противоречий в исходных данных учебной проблемы.

6. Очень трудную проблемную ситуацию преподаватель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможность объяснения им тех или других фактов. Например, «Вы не смогли объяснить этого психического явления, поскольку не знаете соответствующего методологического принципа психологии».

 

Студенты-практиканты и молодые преподаватели часто испытывают сложности в применении метода проблемного обучения, так как сталкиваются с трудностями в формулировке учебных проблем. В этом случае им можно рекомендовать использовать материал, задачи и задания из следующих психологических источников:

1. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М.: «Просвещение», 1980.

2. Платонов К.К. Занимательная психология. – М., 1962.

3. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / И.И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богославский и др.; Под ред. А.И. Щербакова.- М.: Просвещение, 1990.

4. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М.: «Аспект Пресс», 2001.

5. Сборник задач и упражнений по общей психологии. – Пермь, 1976.

6. Турусова О.В. Сборник задач по психологии. – Самара, 1994.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.