КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практикум. Темы рефератов и сообщений
Упражнения Задачи Темы рефератов и сообщений Вопросы для обсуждения ТЕМА 13. ВОЛЯ Воля как сознательная саморегуляция в процессе преодоления трудностей и препятствий. Функции воли (регулирующая, стимулирующая, сдерживающая). Структура и механизмы волевого акта. Борьба мотивов и выбор. Волевое усилие. Исполнение решения. Проблема свободы выбора в психологии. Свобода и ответственность. Личность и выбор. Непроизвольная, произвольная, волевая регуляция. Субъективный локус контроля (внешний и внутренний). Волевые черты характера, особенности их формирования в процессе воспитания и самовоспитания.
1. Механизмы волевой регуляции поведения. 2. Локус контроля и другие качества личности. 3. Формирование воли в учебном процессе. 4. Самовоспитание воли.
1. Теории воли в философии и психологии. 2. Экспериментальные исследования воли и волевых качеств личности. 3. Воля, мотивации, эмоции. 4. Воспитание воли в школьном возрасте.
1. Определите, какое волевое качество наиболее ярко выражено у школьника: «Любое дело Вася доводит до конца. Ещё не было случая, чтобы он не выполнил домашнего задания. Способности у него средние, но он сидит за уроками и напряжённо работает до тех пор, пока не выучит их. Вася такой же и в других делах. Однажды ребята решили вести записи наблюдений за погодой. Многие из них вскоре забросили это занятие, а Вася вёл календарь погоды в течение целого года, хотя ему тоже не всегда хотелось это делать» [4]. По аналогии постарайтесь составить описание 2-3 волевых качеств (желательно использовать реальные примеры). 2. В школе (а иногда и в вузе) можно услышать такие высказывания учителей: «У тебя, как всегда, в голове одни глупости», «Я ничего лучшего от тебя и не ожидал», «Не умеешь вести себя как взрослый (как мужчина)» и т.п. Каков эффект подобных замечаний? К формированию каких особенностей волевой сферы личности могут привести подобные высказывания при систематическом повторении? [2].
1. Опишите 1-2 волевых поступка, которые вы совершили в своей жизни. Проанализируйте их мотивы, основные трудности, особенности волевой регуляции (что помогло вам совершить этот поступок). 2. Подростки и юноши часто стремятся развивать свою волю, волевые черты характера. Зачастую для этого они прижигают руки огнём, держат их над кипящей водой, прыгают со 2-3 этажа и т.п. Если бы вы были учителем, какие методы и приёмы самовоспитания воли вы посоветовали таким ученикам?
С помощью наблюдения и беседы попробуйте определить локус контроля испытуемого. Как он обычно объясняет свои опоздания, неудачи в учёбе и личной жизни, ссоры с близкими людьми и т.п.? Заботится ли он о своём здоровье или полагает, что если суждено заболеть, то не убережёшься? Как он реагирует на свои успехи, достижения? Проанализируйте во всех наблюдаемых ситуациях, склонен ли он приписывать большую ответственность себе, своим усилиям (либо недоработкам) или пытается найти «виноватого» на стороне – другие люди, обстоятельства, судьба и т.п. Исходя из известных вам психологических характеристик экстернального и интернального локуса контроля, сделайте обоснованный вывод о выраженности данного качества у вашего испытуемого.
Литература · Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. для студ. вузов / А.М. Столяренко. - 3-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 544 с. – Глава 2. · Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений. – 7-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с. – Глава 8. · http://www.ido.rudn.ru/ffec/index.html
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |