КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Знания о действиях и об объектах деятельности
(по П.Я. Гальперину) могут быть различной полноты, обобщенности, систематичности: а) формой предъявления: ♦ естественный язык; ♦ искуственный язык (символы, модели); б) мерой усвоенности: ♦ степень интериоризованности; ♦ готовности к воспроизведению; ♦ развернутости; ♦ осознанности; ♦ прочности (устойчивости к забыванию). I. Деятельность учения реализуется исполнительными действиями различных уровней:
Ситуация. Учительница М.В. Ганькина проводит 5 мин. «жужжащего чтения» в начале каждого урока словесности (русский язык и чтение).
Какую цель преследует учительница с помощью этого приема, когда каждый из учащихся читает свою книгу? Решение. В жужжащем шуме активизируются все учащиеся. Особенно это необходимо для заикающихся, тихонь и особо застенчивых, стеснительных. Учительница в это время ходит по классу, прислушиваясь, кто как читает. Дотрагиваясь до плеча тех, кто хорошо читает, «она отключает звук» (читай про себя). Все меньше звучало невнятных голосов. А «отключенные» невольно прислушивались, становились дисциплинированными. Так учительница учит своих «первоклашек» читать вслух и слушать товарища. Как учитель, не давая никакой оценки возникшим затруднениям учащихся, может логически продолжить их учебную деятельность? Ответ. Учитель может сказать: «Без знания этого материала мы не можем двигаться дальше. Давайте обсудим те трудности, с которыми вы столкнулись». П. Ориентировочная часть деятельности Осуществление деятельности учения предполагает наличие программы деятельности, т.е. знание о свойствах предмета деятельности, состава и порядка преобразования. Это: ♦ знания об обобщенных логических свойствах; ♦ знания о том, как должны осуществляться учебные дей ♦ знания об ориентирах. Пример 1. Ученик должен распилить доску под прямым углом, отступив от края на 10 см. Выполнение. Наносится черта (карандашом, чертилкой и пр.) — это ориентировочная линия места распила. Но для того чтобы правильно осуществить распил, этого часто мало. Необходимо доску разместить строго параллельно краю верстака (ориентировочное действие 1). Занять определенное положение, чтобы правильно рас- пилить доску (ориентировочное действие 2). Следующее ориентировочное действие 3 совместить плоскость полотна ножовки с линией распила. Для более точного действия распиливания доски можно рекомендовать еще одно ориентировочное действие 4, — в продолжении плоскости ножовочного полотна, в ее створе, выбрать точку, которая во время распиливания все время совмещалась. Пример 2. Ученик должен отпилить от доски 10 брусочков, каждый по 10 см длиной. Выполнение. Отпилив 1-й брусочек, надо использовать его как ориентировочную мерку для отпиливания 2, 3, 4-го и т.д. брусочков. Без использования ориентировочной мерки брусочки будут разной длины. Аналогичное наблюдается в 1 классе, когда ученики учатся писать какую-либо букву (например, «И»). Если каждый раз ориентиром будет первая буква «И», то все последующие буквы будут правильными. Если же ученик при написании 2-й буквы ориентируется на 1-ю, а 3-ю, ориентируясь на 2-ю, а 4-ю, ориентируясь на 3-ю, и т.д., то все буквы будут сильно отличаться от заданной ориентировочной (первой). III. Операции контрольных действий учения - это сравнение исполнительных учебных действий с образцами. При осуществлении процесса учения выполняется: ♦ учебные исполнительные действия; ♦ ориентировочные действия; ■,. ♦ контрольные операции. Ситуация. Учительница начальной школы дает учащимся задания с недостающими данными. Какую цель преследует учительница этими заданиями? Решение. Учащийся, работая в «зоне неопределенности», учится находить соответствия необходимых и искомых данных. Найдя соответствия данных, решает задачу. При этом он учится оценивать свои действия, т.е. осуществлять рефлексию. Задача воспитания рефлексивной самооценки не решается полностью в рамках начальной школы. Младшие школьники ждут еще похвалы значимого взрослого (учителя). Они должны удостовериться в том, что у них «все хорошо». Рефлексивная само- 7.. ■ оценка в средней школе развивается в процессе учебной самостоятельности, а не только оценки знаний. К концу начальной школы умение учиться самостоятельно, в своей развитой форме, еще не может быть сформировано. В начальной школе дети учатся: ♦ работать с учебной литературой; ♦ действовать в условиях разных учебных задач; ♦ выдвигать и проверять собственные гипотезы. . оценки собственных изменений на каждом этапе приобретения новых знаний. Подчеркнем, что учебная деятельность — это деятельность по самоизменению. В настоящее время в учебной деятельности широко используется модель и моделирование как учебное действие: ^ в качестве способа выявления и фиксации наиболее общих и существенных отношений изучаемого явления; > как внешняя опора для изучения внутренних скрытых отношений; У как средство подведения явлений и фактов под общие отношения; ^ как форма наглядности. Например, следует решить учебную задачу, при которой ребенок не проявляет интереса на занятиях воспитателя (учителя). Моделируя ситуацию, мы схематизируем все признаки, связанные с интересом, и получаем модель следующего вида (см. схему 1). УЧИТЕЛЬ Общение Педагогический такт
ИНФ.известная ИНФ.новая
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |