Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сделайте прогноз успехов учащихся, которым преподают эти учителя




Решение. В классе учительницы А.Б. учащиеся будут ори­ентироваться на свою память, чтобы отлично написать контрольную работу, усвоить урок на «4» или «5», сдать успешно экзамен. Так как память у учащихся не одинаковая, то и успеваемость будет разная.

В классе B.C. для достижения цели ученики будут ориенти­роваться на понимание учебного материала и его закрепление, что развивает их способность применять материал на практике. Средняя успеваемость этих учеников должна быть выше, чем у учеников учительницы А.Б., при лучшем развитии мышления.


 


Сформулируйте конкретную цель урока.

♦ Цель урока еще не становится целью для ученика. Он
должен не только понять цель, но и принять ее, сделать целью
своей деятельности.

♦ Цельпоказывает чему ученик должен научиться, видеть,
где он сможет использовать эти знания или умения.

♦ Цель объясняет ученику, что он изучает, зачем работает.

♦ Цель позволяет проводить опрос с позиции достижения це­
лей учеником.

 
Цель концентрирует внимание ученика на уроке

If

♦ В начале цель формулируется в общих терминах, а далее кон­кретизируется описанием нужных действий и образцов поведения.

Понятные и принятые учениками образцы поведения, учеб­ных действий будут активно ими выполняться.

Ситуация. Учитель И.И. начинал новую тему с информации о различных точках зрения ученых по данному вопросу. И предло­жил их сопоставить.

\?/ Какую цель ставил учитель И.И.?

Решение. Учитель тем самым побуждал учащихся к анализу точек зрения разных ученых, достоверности их фактов, неясно­стях и возможных путях решения изучаемого вопроса.

А поощряя догадки учащихся, их вопросы, критику, сомне­ния и т.д. способствовал развитию теоретического, дивергентно­го мышления.

Изучая учащихся, особо отмечать их интересы, которые нуж-
но учитывать при проектировании очередных уроков._____

Использовать любые возможности для развития любознательности учеников


:


 


28



Рекомендации по организации общения на уроке

гцЯ| Раздражительность мешает общению

Давать ученику высказываться, не перебивая его.

Нин! „

кц)Н| Не допускайте параллельных диалогов


Повторяя мысль— перефразируйте ее

♦ Во время дискуссии трудно слушать друг друга. Диалог превращается в параллельные монологи.


Применяйте эмпатическое слушание

«Я вас так понял? или просто: «Я не понял»

«Другими словами, вы считаете,.что»

♦ «Ваша основная мысль, как я понял» и т.д.

♦ ♦

Входите в эмоциональное состояние ученика. Эмоциональный тон ученика переводите на свою эмоци­ональную волну.


Ответ ученика проблематизируйте

Давайте пищу для размышлений.


Не оставляйте вопросы без ответов

♦ Осознайте чувства и мысли, которые не были прямо вы­ражены учеником.

♦ ♦

Уважайте и поощряйте вопросы учащихся. Ученика слушающего переведите в ученика спрашиваю­щего, проявляющего интерес.

♦ Развивайте потребность в самообразовании.


 


Ситуация. Некоторые учителя считают, что для развития речи необходимо, чтобы ученик при традиционном опросе выходил перед классом и отвечал.

Дайте психологический анализ данной ситуации.

Решение. Развитие речи будет более успешным, если ученик заранее подготовится к докладу, сообщению по заданной теме, имел возможность прорепетировать. Кроме того, в этой ситуа­ции монологическая речь переходит в диалогическую (вопросы и ответы), что очень важно для развития речи.

Во время же обычного опроса ученик, особенно с пробле­мой развития речи, пугается, подвергается насмешкам. Вместо развития речи, происходит обратное, закрепление стрессовой ситуации.

Ситуация. Развитие речи ученика хорошо происходит в диа­логе, как в форме вопросов и ответов, так и в дискуссии.

Ф

Что должен предусмотреть учитель, чтобы диалог был более активным?

Решение. Для активизации диалога со стороны учеников учи­тель может предложить ознакомиться с новым материалом за­ранее:

♦ прочитать отрывок учебника, дополнительную литературу;

♦ найти примеры, придумать доказательства;

♦ придумать иллюстрации и т.п.

Можно новый материал дать заранее в виде тезисов.

Во время самой дискуссии каждая идея должна быть вни­
мательно выслушана без критики. Атмосфера свободы выска­
зываний. '

Усилия учителя не должны быть направлены только на изучение школьных предметов; он должен формировать у детей коммуникативную грамотность, которая поможет им успешно обучаться в школе

31


 


Высказывания ученика по поводу новой информации появ­ляются тогда, когда он нашел связь между своим жизненным опытом и новой информацией.

Поощрять ли учащихся включаться в дискуссию или писать сочинения на сложные темы без подготовки?

Ответ. Надо иметь в виду, что мнение — это всего лишь неко­торое отнбшение к чему-либо. А знание — это понимание зако­номерности. И. Кант ясно показал, что недостаточно мыслить самостоятельно (иметь мнение), надо еще мыслить правильно.

В дискуссии нужны большие знания, чтобы на этой основе сказать свое, отстаивая свое мнение.

Надо поощрять жажду доказательств, настраивая учащихся на подозрительность к собственному мнению. Как может быть зна­ние без сомнения? Учащиеся должны знать, как легко можно ошибиться.

Надо создать установку на уважение к работе мысли, к серь­езному знанию.

Учебный материал обязательно надо обсуждать (без поднятия руки). Диалог должен идти не только между учителем и ученика­ми, а учеников друг с другом, когда учитель выступает в роли арбитра.

Ситуация. Учительница Т.И. предъявляет к ученикам слиш­ком высокие требования совершенствования учебной деятель­ности. Часто устраивает соревнования между учениками. Не все учащиеся справляются с заданиями.

Как такая ситуация в классе может сказаться на учащих­ся с меланхолическим темпераментом?

Какого поведения можно ожидать, от учащихся, не спра­вившихся с заданием?

Решение. Такие учащиеся будут бояться вновь потерпеть пора­жение, неудачу, предпочтут ничего не делать. Чем опозориться, лучше вообще ничего не делать.


Им покажется, что они не соответствуют запросам учителя. Будут стремиться избегать неудач.

Ситуация. Базовые потребности ученика:

1. Ощущать свою компетентность в учебной деятельности (ин­
теллектуальная состоятельность);

2. Строить и поддерживать приемлемые отношения с учите­
лем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность);

3. Вносить свой личный вклад в жизнь класса (личная состоя­
тельность).-

При затруднениях в реализации этих потребностей, что может предпринять ученик?

Решение. Если не удается добиться желаемого приемлемые способами, ученик будет добиваться «плохим поведением», что­бы обратить на себя внимание. Если ученику известна какая- либо слабость учителя, он непременно ею воспользуется.

Ситуация. Некоторым учителям не нравятся отдельные уче­ники. Но нормальное обучение ученика возможно только тогда, когда учитель не только мирно сосуществует с ним, но и отно­сится положительно.

С чего начать работу учителю с так называемыми «труд­ными» учениками?

Решение. Начать работу можно с самоанализа.

1. Вначале изменить свое восприятие ученика. Возможно, что эти ученики хотели учителю понравиться, но не сумели этого сделать.

Агрессивные ученики часто выбирают активный способ за­щиты себя от обид. Их агрессия направлена на других. Ради со­хранения своего психического здоровья они предпочитают не безнадежность, а какие-то дела.

 

Властолюбивые ученики обычно обладают лидерскими спо­собностями, склонные к самоутверждению при честолюбии и независимости мышления. Они хотят сами думать,, принимать решения и контролировать свою жизнь — это в будущем актив­ные личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.