КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технологии обучения в разных возрастных группах должны быть разными. Существенные различия обучения младших школьников, подростков и старших школьников
Ситуация. Подросток нуждается в образовательных технологиях, качественно отличающихся от образовательных технологий младшего школьника.
С какими особенностями возрастного развития подростков это может быть связано? Решение. Прежде всего, это связано с развивающимся «чувством взрослости, с переориентацией от морали подчинения к морали равенства и взаимоуважения. Образовательные технологии в подростковом возрасте должны реализовать его особенности общения и учебно-познавательной деятельности. Необходима помощь в становлении отношений подростка к миру, к себе, к познанию, к трудовой деятельности. Подростковый период очень удобен для формирования множества нужных человеку социальных навыков и умений, обогащенных уважением к праву подростка на самостоятельное мнение.
Первая встреча с учащимися класса Продумайте, как должна пройти ваша первая встреча с учащимися класса Перед тем, как войти в класс, необходимо внутренне собраться, продумать ту линию поведения, которая должна быть реализована в данной ситуации. Эту линию учащиеся должны увидеть в самом учителе, в выражении его глаз, в движениях, жестах, почувствовать в тоне и в каждом обращенном к ним слове. При первой встрече учащиеся захотят узнать, к какой категории учителей отнести «новичка»: к тем, с которыми нужно считаться, или, наоборот, вести себя, как им вздумается. Они могут выяснить достоинства нового учителя — его широкую образованность, осведомленность в различных областях деятельности, начитанность. (К примеру, «химик» или «биолог» начнут урок в таком духе: «В последнем номере журнала «Наука и жизнь» помещена статья об опыте управления поведением животных на расстоянии»). Несколько затраченных минут на эту тему существенно не отразятся на выполнении учебной задачи. На многочисленные вопросы педагог ответит: «Кого это очень интересует,— останьтесь после уроков — в двух словах не объяснишь этот действительно интересный с научной точки зрения факт». Потом ребята с нетерпением ждут следующего урока своего учителя — «эрудита», чтобы выведать у него что-то новое и интересное. В ситуации первых встреч стороны (учитель и учащиеся) не Учитель создает у себя определенную установку или ожидание и ведет себя, основываясь на этих ожиданиях. В одном случае, при позитивной установке он ожидает от учащихся хорошей работы и поведения на уроке. В другом, при негативной
установке — все время ждет какого-либо нарушения дисциплины. В этом случае учитель сам создает возможность конфликтной ситуации, т.к. психологически занимает оборонительную позицию. По нашим наблюдениям, такой учитель реже хвалит учащихся, по отношению к которым у него возникла негативная установка, зато чаще их ругает, чем учитель, не имеющий к тем же ученикам негативной установки. И стоит возникнуть лишь небольшому инциденту в отношениях с этими учащимися, как возникает конфликт. То же происходит и в отношениях со всем классом в целом. Учитель выступает перед учащимися в качестве официального представителя общества. От родителей, друзей, от братьев и сестер школьник с первых дней обучения знает, каким должен быть учитель. «Портрет учителя глазами школьника, — пишет Т.Н. Мальковская, — имеет резкие черты, в нем нет полутонов. Учитель, может быть, либо «хороший», «любимый», «настоящий», либо «плохой», «злой», ненастоящий». Ситуация. Учитель впервые входит в новый для него класс. Внимательно смотрит на учащихся, какие они, его новые школьники. Встречно смотрят и ученики на учителя, но по-разному: одни с интересом, радостно, восторженно, а некоторые подозрительно, а кто-то негативно, вызывающе, готов нарушить дисциплину. На кого в первую очередь должен обратить внимание учитель, может быть, сделать замечание нарушителю, чтобы другим неповадно было? Решение. Если учитель обратит внимание на нарушителя, примет грозное выражение лица, чтобы сделать замечание и т.д., все ученики под влиянием первого впечатления создадут у себя негативную установку. Правильнее, если учитель обратит внимание на тех учащихся, которые проявляют положительные эмоции радости первой встречи. В этом случае у большинства учащихся возникнет положительная установка. Возникнет взаимопонимание и деловое сотрудничество. Внимание как индикатор отношения учащихся к учебной
деятельности Всегда помнить о том, как сосредоточить внимание учащихся на предмете изучения, как переключать его и управлять вниманием на протяжении всего урока. Психический процесс — внимание Таблица 1.
Внимание не должно быть достаточно высоким на протяжении всего урока. Действует фактор утомления. В связи с этим встают вопросы: ♦ об учете особенное гей изменения внимания на уроке. (Не ♦ об управлении вниманием на уроке. В начале урока можно, i ic дожидаясь полной тишины, начать урок. Формулировка кон роса или задачи (особенно необычной) сразу привлечет внимание. Необходимо помнить, что внимание появилось и развивалось в трудовой Деятельности человека. Для поддержания внимания на уроке — необходима деятельность! Включая учащихся в деятельность, вы тем самым организуете их внимание. Оптимальный темп для данного класса определяется учителем эмпирически. При проведении урока сила голоса учителя должна быть оптимальной. За тихой речью учителя трудно следить. Требуется повышенное напряжение. Очень громкий голос учителя вызывает быстрое утомление. Нужно учесть, что монотонная речь быстро вызывает сонное торможение. Учебная работа не может выполняться непрерывно — наступает утомление. Первые признаки утомления — снижение внимания. Появляются отвлечения с признаками сонливости или повышенного двигательного беспокойства. Поза ученика изменяется. Эти признаки говорят о необходимости изменить вид деятельности учеников. Новая деятельность, активизируя новые нервные клетки мозга, приводит ранее работавшие нервные клетки в торможение по закону взаимной индукции, что способствует их быстрому восстановлению. Трудности переключения внимания учащихся на новую деятельность могут возникнуть: а) когда отсутствует связь предыдущей деятельности с после б) когда не создан интерес к последующей деятельности;
в) когда не закончен логически предыдущий вид деятельности. Для активизации непроизвольного внимания в определенные моменты урока можно использовать: 1. Громкий голос. Например, учитель видит отвлечение внимания (рассеянность). Но он объясняет важный факт, и ему надо обратить на это внимание. Можно громко сказать: «Обратите внимание!» 2. Яркую, красочную таблицу, цветные мелки. Появившееся новое наглядное пособие (макет) сразу привлекает внимание. Поэтому до момента демонстрации наглядные пособия не вывешивать. 3. Варьирование силы, тембра голоса. А выразительность речи 4. Привлекает внимание учащихся: приостановка рассказа Закономерностями непроизвольного внимания нужно пользоваться только для привлечения внимания в отдельные моменты урока. Строить обучение нужно на установлении произвольного (целевого и волевого) внимания учащихся. Произвольное внимание учащихся можно создать, когда они: 1. Осознают свои учебные обязанности, что обычно связано с 2. Имеют внутренний познавательный интерес, связанный с 3. Воспринимают учебный вопрос учителя как активизирую 4. Включаются в практическую деятельность, требующую ос Итак, для того чтобы произвольное внимание доминировало над непроизвольным, необходимо иметь: 1. ясную сверхцель, которой подчинены все другие стремле 2. конкретную задачу, связанную со сверхцелью (для немед 3. четкое представление о способе решения задачи (что и как Для того чтобы сохранить внимание, надо знать, что с этим объектом делать. Иначе внимание отвлечется. Трудна не работа
сама по себе, а нахождение плана ее выполнения. Когда такой план (алгоритм) есть — большая часть трудностей позади. Внимание не может быть там, где нет задачи. Есть задача — есть внимание. Если мы не знаем, что делать с нарисованным кружочком, внимание переместится, и мы будем думать о чем-либо другом. Но, если мы этот кружочек попытаемся сдвинуть в разных направлениях, то кружочек становится предметом внимания до тех пор, пока мы продолжаем это занятие. Пока не надоест. С проблемой всегда надо что-то делать, ведь внимание — это процесс, действие. Ситуация. В исследованиях выявлено, что для того, чтобы лучше сосредоточиться на объекте деятельности, надо иметь соответствующие операции действия для работы с ним.
Надо иметь ученику запас разнообразных операций для осуществления деятельности? Решение. Мы нуждаемся в программных решениях, обеспечивающих успешное решение возникшей задачи, сосредоточении на ней. Чем разнообразнее запас операций, которые может использовать школьник в данной деятельности, тем легче на ней он сосредоточится, тем быстрее он ее решит при минимальном утомлении. Иначе говоря, ученик, встречаясь со сложной задачей, испытывает трудности, так как он не может подобрать (или они отсутствуют) такие процедуры, которые бы позволили задачу решить. Для облегчения деятельности учащихся, необходимо воспитывать послепроизволыюе внимание учащихся. Внимание, при котором есть цель, нет волевого усилия. Такое внимание, как правило, формируется при овладении навыками работы, когда большинство действий совершается автоматизировано. Когда развиты навыки и умения (в двигательной и речевой сфере). Психология установки В учебном процессе велика роль установки как готовности ученика к действию в определенном направлении. Установка — это состояние личности, возникшее на основе единства потребности (мотива) и ситуации, соответствующей этой потребности. Например, у ученика была потребность увидеть ДЕЙСТВУЮЩУЮ МОДЕЛЬ, и ему показали МОДЕЛЬ. В этом случае установка улучшает восприятие, так как фактически событие совпадает с ожиданием. Но если при потребности видеть действующую модель ученику показывают КАРТИНКИ, да еще плохо выполненные, то установка видеть МОДЕЛЬ ухудшает восприятие картинки,, так как реальное событие не совпадает с ожидаемым. Обычно возникает два типа ошибок: а) либо человек приписывает событиям то, что он ожидал б) либо человек видит в событии нечто противоположное тому, Исследования показывают, что установка влияет на характер и результаты деятельности. а) Установка на восприятие. ♦ Установка на возможно более подробную запись текста ♦ Установка на обнаружение в тексте ошибок мешает объек ♦ Установка на легкое восприятие объекта мешает увидеть б) Установка на осмысливание. ♦ Установка на выделение в речи (тексте) определенного ♦ Установка на зазубривание мешает осмысливанию. ♦ Установка на «легкое» понимание материала отрицатель в) Установка на запоминание. ♦ Установка влияет на сроки запоминания. Учение с установ ♦ Установка влияет на прочность запоминания. Учение
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |